Диспаша
Диспаша (фр. Dispache, dépêche, retule, despache; англ. average statement, average adjustment) — акт , составленный особым должностным лицом, диспашером, и содержащий в себе определение рода морских убытков (аварии ), исчисление общего их количества и ущерба каждого лица, участвующего в аварии.
Составление диспаши имеет особое значение в случаях большой или общей аварии, когда для спасения корабля и груза от общей опасности шкипер предпринял меры, приведшие к повреждению корабля или груза. В этих случаях убытки, понесенные одним лицом, подлежат разложению и на других: между кораблем, фрахтом и грузом возникает общение.
Так как кроме лиц, непосредственно участвующих в аварии, в правильном разложении убытков заинтересованы и страховщики , то ввиду столь сильного разнообразия сталкивающихся интересов принято предоставлять учет и разложение убытков особым должностным лицам — диспашерам. Большое значение приобретает поэтому место составления диспаши, так как им определяется лицо, призванное к составлению её, порядок её составления и правила, которыми будет руководствоваться диспашер. Таким местом прежде всего является то, где заканчивается предприятие по морской перевозке. Общегерманское торговое уложение постановляет, что диспаширование должно иметь место в гавани назначения; если же она не может быть достигнута, то в той гавани, где корабль заканчивает свой рейс.
Большинство законодательств возлагает на шкипера обязанность приступить к составлению диспаши; но и каждое участвующее в аварии лицо имеет право требовать составления её.
Заявить об аварии (учинить морской протест) шкипер обязан в первом же порту, где есть перед кем сделать подобное заявление (перед нотариусом, за границей — перед консулом, а за отсутствием его — перед нотариусом или перед местным начальством).
При составлении диспаши для случая большой аварии диспашер должен:
определить общее количество убытков и
разложить их на всех участвующих в аварии лиц.
Общее количество убытков определяется повреждением и гибелью не только тех предметов, на которые непосредственно направлена была мера шкипера, но и других, поврежденных или уничтоженных при исполнении распоряжения шкипера (например, чтобы иметь доступ к назначенной для срубки мачте, были сдвинуты и разбиты хрупкие вещи).
Не принимаются в расчет убытки от гибели или повреждения:
предметов контрабанды;
предметов, которые были помещены на корабль тайно, без ведома шкипера, а если корабль был нанят весь — то и предметов, помещенных в него без ведома нанимателя;
предметов, которые были ненадлежащим образом уложены, напр. не в трюме, а на палубе (правило это неприменимо к кораблям каботажного плавания, на которых немало груза помещается на палубах), или между деками, в помещениях, предназначенных для экипажа;
предметов, нахождение которых не может быть удостоверено грузовыми документами, то есть прежде всего коносаментами.
При исчислении убытков за основание принимается цена, за которую соответствующие предметы могли бы быть проданы на месте составления диспаши, если бы они были доставлены туда в неповрежденном виде; но при этом вычитается сумма, в которую обошлись бы их перевозка (фрахт ), таможенные пошлины и др. расходы на месте; при оценке убытков от повреждения предметов вычитается еще и сумма, за которую предметы эти могут быть проданы на месте в своем поврежденном виде. Убытки, понесенные кораблем, оцениваются по издержкам починки или по тем издержкам, которые потребуются на приобретение вместо утерянного или испорченного снаряда; но при этом принимается в расчет и разница между старым и новым. Разложению подлежат и издержки по составлению диспаши.
Торговый Устав предусматривает еще один убыток, подлежащий разложению: издержки на вознаграждение шкипера и людей экипажа, спасших корабль (а с ним и груз) от нападения капера или пирата, а равно издержки на лечение раненых и на вознаграждение родственников убитых (в размере от 6-месячного до 2-летнего жалованья). Положим, что общее количество убытков выведено в 20000 руб. Эту сумму нужно разложить на аварийную массу. Аварийную массу составят, прежде всего, все предметы, которые спасены: корабль с его принадлежностями, все предметы груза, в том числе и такие, убытки от повреждения которых не подлежат разложению. Все эти предметы включаются в аварийную массу по той цене, по которой они могли бы быть проданы на месте составления диспаши, за вычетом опять-таки фрахта, таможенных пошлин и др. расходов на месте. Положим, что все эти предметы оценены в 170000 руб. Но в аварийную массу должны еще быть включены: 1) поврежденные предметы по той цене, по какой они стоят на месте в их поврежденном виде, положим, в 10000 руб.; 2) общее количество убытков, уже выведенных и подлежащих разложению, по правилу: pretium succedit in locum rei (цена заступает место вещи), то есть 20000 руб. Таким образом аварийная масса определится в 200000 р. 20000 р. убытков разложатся на 200000 р.; следовательно, каждое лицо, участвующее в аварии, уплатит аварийных денег в размере 10 % с принадлежащей ему ценности (груза, корабля и проч.), убытки же его возместятся ему лишь в размере 90 %, так как и на его долю выпадает 10 %, которые ему зачитываются. Собирает и раздает аварийные деньги шкипер или вообще инициатор диспаши. До уплаты аварийных денег корабль и груз считаются в закладе: таможня обязана наложить на них арест немедленно по заявлении шкипером о необходимости составления диспаши. Диспаша, составленная диспашером, имеет обязательную силу для участников аварии, помимо содействия суда (последнее требуется в Пруссии).
Источник: Википедия
Связанные понятия
Страхование грузов — один из видов имущественного страхования, имеющий целью защиту имущественных интересов владельцев грузов на случай наступления убытков, вызванных различного рода происшествиями (страховыми событиями) в процессе транспортировки груза. В России страхование грузов - один из самых стабильных видов страхования, характеризующийся весьма слабой изменчивостью основных показателей от одного года к другому.
Ревизия расчётов — проверка законности и правильности осуществления хозяйственных операций, касающихся финансовых обязательств хозяйствующего субъекта, их документального оформления и принятия к учёту, а именно...
Брутто-премия (англ. gross premium) — полная сумма страхового взноса (страховой премии), которую уплачивает страхователь страховщику в соответствии с договором страхования.
Сострахование (англ. coinsurance) – совместное страхование несколькими страховщиками одного и того же объекта. Данный способ обеспечения страховой защиты применяется, как правило, при страховании крупных объектов, когда одна страховая компания не в состоянии принять на себя крупные риски.
Страхование пассажиров — один из видов личного страхования от несчастного случая. Данный вид страхования существовал в России в обязательной и добровольной формах, однако обязательная в 2013 году была упразднена и заменена обязательным страхованием ответственности перевозчика.
Упоминания в литературе
Убытки по общей аварии распределяются между всеми участниками перевозочного процесса. Расчет таких убытков именуется
диспашей , а должностные лица, его осуществляющие, – диспашерами. Диспашеры действуют на основании Кодекса торгового мореплавания и Положения о бюро диспашеров и о порядке составления диспаш, утвержденного в 1971 г. Диспашеры – это должностные лица, состоящие при Торгово-промышленной палате Российской Федерации и выполняющие свои функции по заявлению заинтересованных лиц. Заявление с просьбой о составлении диспаши подается лицом, интересы которого затронуты, диспашеру с приложением к нему всех необходимых документов, характеризующих сущность происшествия и подтверждающих сумму убытков и расходов, возмещения которых оно требует в течение двенадцати месяцев со дня окончания общего морского предприятия (ст. 306 КТМ). Рассмотрев заявление и приложенные к нему документы, диспашер выносит мотивированное постановление о признании наличия общей аварии и принятии к производству поручения заявителя составить диспашу либо о непризнании наличия общей аварии и отказе в составлении диспаши. Все материалы, на основании которых составляется диспаша, открыты для обозрения, и диспашер по требованию заинтересованных лиц обязан за их счет выдавать им засвидетельствованные копии этих материалов.
АВАРИЙНЫЙ БОНД (англ. average bond) – подписка, выдаваемая грузополучателем или страховщиком груза перевозчику при получении груза в том случае, когда имели место убытки и расходы, могущие быть признанными общей аварией. В ней получатель обязуется объявить стоимость груза и уплатить причитающуюся долю по общей аварии согласно
диспаше . Перевозчик вправе не выдавать груз до выдачи А. б. и предоставления надлежащего обеспечения.
Связанные понятия (продолжение)
Правила страхования — документ, разрабатываемый и утверждаемый страховой компанией (страховщиком), либо объединением страховщиков, а в обязательных видах страхования — ОСАГО, ОСОПО — государством.
Объект страхования — имущественные интересы, не противоречащие закону и которые могут быть застрахованными или подлежащие страхованию.
Страховые резервы — денежные средства страхового фонда, которые страховщик формирует из страховых взносов (страховой премии), которые платит страхователь по договору страхования.
Грузовая таможенная декларация (ГТД) — основной документ, оформляемый при перемещении товаров через таможенную границу государства (экспорт, импорт). ГТД оформляется распорядителем груза и заверяется таможенным инспектором, в дальнейшем служит основанием для пропуска через границу. В декларации содержатся сведения о грузе и его таможенной стоимости, транспортном средстве, осуществляющем доставку, отправителе и получателе.
Страховая защита – часто употребляемый в литературе и нормативных актах, посвященных страхованию и страховому праву, термин, обозначающий потенциальную готовность страховщика, которая обеспечена юридическим обязательством последнего, предоставить страхователю, выгодоприобретателю или застрахованному лицу при наступлении страхового случая материальное обеспечение в форме страховых и иных предусмотренных страхованием выплат .
Аре́нда тра́нспортных сре́дств — один из видов арендных отношений, основывающийся на договоре аренды транспортных средств, который подразделяется на...
Добровольное страхование - страхование на основе добровольного согласия страхователя и страховщика заключить договор страхования.
Страхование от огня (страхование от пожара, огневое страхование, противопожарное страхование) — основной вид страхования имущества.
Страховой рынок Российской Федерации с одной стороны, является частью мирового страхового рынка и связан с ним через перестрахование, а с другой стороны в то же время является одним из секторов российской экономики.
Имущественный интерес — ключевое понятие, лежащее в основе страхования. В соответствии со статьей 4 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» именно имущественные интересы, имеющие различный предмет, представляют собой объект страхования. Отсутствие страхового интереса у страхователя может быть основанием для признания договора страхования недействительным как не соответствующего требованиям закона (ст. 4 Закона «Об организации страхового дела…»), в том числе и в договорах...
Смешанное страхование жизни — вид личного страхования, сочетающее страхование на дожитие и страхование на случай смерти. Смешанное страхование жизни предусматривает выплату выгодоприобретателю страхового обеспечения либо при дожитии застрахованного до окончания действия договора страхования, либо при потере трудоспособности в результате несчастного случая, либо наступлении смерти застрахованного в течение срока действия договора страхования.
Расчётный риск (англ. settlement risk) - риск, связанный с неисполнением или задержкой исполнения трансакции в системе исполнения сделок. Например, на валютном рынке в процессе совершения сделки одна сторона выполнила свои обязательства по поставке валюты, а вторая сторона не смогла выполнить свои обязательства в силу сбоев в системе расчётов.
Застрахованный — физическое лицо, на имя которого заключён договор личного страхования, либо физическое или юридическое лицо по договору страхования ответственности, ответственность которого застрахована этим договором...
Грейс-период (англ. grace period) — льготный период уплаты процентов по кредиту. При применении льготного периода проценты за пользование денежными средствами не начисляются вообще или их величина существенно ниже базовой ставки. Часто используется в применении к возобновляемым кредитным картам, а также картам с овердрафтом.
ПАММ-счёт (от англ. Percent Allocation Management Module, PAMM — модуль управления процентным распределением) — специфичный механизм функционирования торгового счёта, технически упрощающий процесс передачи средств на торговом счёте в доверительное управление выбранному доверительному управляющему для проведения операций на финансовых рынках.
Договор доверительного управления имуществом — один из видов договоров, предусмотренных Гражданским кодексом РФПо договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).
Страхование опасных производственных объектов – вид страхования ответственности, по которому в качестве объекта страхования выступает гражданская ответственность владельца опасного объекта, которая может возникнуть вследствие аварии в результате причинения вреда здоровью, имуществу третьих лиц, а также окружающей среде .
Нало́говая ба́за (нало́гооблага́емая ба́за) — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Является одним из обязательных элементов налога.
Математические резервы , теоретические резервы — денежные средства страховщика, полученные в качестве страховой премии, и предназначенные для выполнения своих обязательств по договору страхования перед страхователем.
Обязательное страхование — форма страхования, при которой страховые отношения между страховщиком и страхователем возникают в силу закона. Для обязательных видов государство законодательно или нормативными актами устанавливает правила страхования, страховые суммы и тарифы, объекты страхования, определяет круг страхователей, застрахованных и выгодоприобретателей.
Видом
страхования называют страхование конкретных однородных объектов в определённом объёме страховой ответственности по соответствующим тарифным ставкам. Страховые отношения между страховщиком и страхователем осуществляются по видам страхования. Первая классификация видов страхования после 1988 года была установлена в утверждённых Росстрахнадзором «Условиях лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации» в 1994 году.
Бина́рный опцио́н , также цифровой опцион, опцион «всё или ничего», опцион с фиксированной прибылью — экзотический опцион, который в зависимости от выполнения оговорённого условия в оговорённое время либо обеспечивает фиксированный размер дохода (премию), либо не приносит ничего. Так как опцион покупают заранее по фиксированной цене, общий итог либо положительный (в размере разности между премией и ценой опциона), либо отрицательный (на величину стоимости опциона). Как правило, размер (модуль) положительного...
Корреспондентский счёт — счёт, открываемый банковской организацией (банком-респондентом) в подразделении самого банка или в иной банковской организации (корреспонденте). Предназначен для отражения расчётов, производимых одной банковской организацией по поручению и за счёт другой на основании заключённого между ними корреспондентского соглашения.
Страхование строительно-монтажных рисков — комплексный вид страхования, обеспечивающий защиту участников строительства от рисков случайной гибели или повреждения объектов строительных работ, строительного оборудования, материалов, другого имущества, а также гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам,.
Страхование ответственности авиаперевозчика - один из видов страхования ответственности. В качестве объекта страхования выступает имущественный интерес авиакомпании, перевозящей пассажиров и грузы, связанный с возмещением вреда пассажирам и/или клиентам .
Страхование граждан, выезжающих за рубеж – вид страхования, имеющий целью обеспечить страховой защитой граждан во время нахождения за границей, вне страны постоянного местонахождения.
Платёжеспособность — способность хозяйствующего субъекта к своевременному выполнению денежных обязательств, обусловленных законом или договором, за счёт имеющихся в его распоряжении денежных ресурсов.
Страхование ответственности — отрасль страхования, объединяющая разнообразные виды страхования, в которых в качестве объекта страхования выступает имущественный интерес, связанный с возмещением страхователем (застрахованным лицом) причинённого им вреда личности или имуществу третьих лиц.
Мезони́нный креди́т (англ. Mezzanine Loan) — относительно крупный кредит, как правило, необеспеченный (т. е. предоставляемый без залога имущества) или имеющий глубоко субординированную структуру обеспечения (к примеру, залоговое право на имущество третьей очереди, но без права регресса в отношении заёмщика). Срок возврата займа обычно превышает пять лет при погашении основной суммы в конце срока кредита. В рамках типовой оферты заём сопровождается отрывным сертификатом (купоном), дающим право на...
Хозяйственная операция — событие, которое характеризует отдельные хозяйственные действия (факты), вызывающие изменения в составе, размещении имущества и (или) источниках его образования.
Чартер — договор между судовладельцем и фрахтователем на аренду судна или его части на определенный рейс или срок. В мировой практике минимальный период чартера с целью туризма составляет неделю и длится с вечера первой субботы до утра следующей. Понятие фрахтования судна делится на фрахтования на рейс, рейсовый чартер (договор перевозки груза), или фрахтования на время (тайм-чартер) — который в свою очередь является договором имущественного найма судна.
Бонус-малус (в переводе с латинского «хороший-плохой», ср. англ. Bonus-Malus System, BMS) — система тарифных коэффициентов (не путать со "скидками" - это не скидка), обычно применяемая в страховом бизнесе, которая изменяет размер страховой премии, которую платит клиент (страхователь) страховщику в зависимости от его истории страховых случаев.
Дебиторская задолженность (англ. Accounts receivable (A/R)) — сумма долгов, причитающихся предприятию, фирме, компании со стороны других предприятий, фирм, компаний, а также граждан, являющихся их должниками, дебиторами, что соответствует как международным, так и российским стандартам бухгалтерского учёта.
Двойное страхование (многократное страхование) — одновременное страхование одного и того же имущественного интереса, одного и того же объекта и риска у разных страховщиков, при котором суммарный лимит ответственности страховщиков (общая страховая сумма по всем договорам) превышает страховую стоимость...
Налоговый агент — лицо в российском налоговом законодательстве, на которое возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджет.
Франши́за (фр. franchise — льгота) в страховании — предусмотренное условиями страхования (перестрахования) освобождение страховщика (перестраховщика) от возмещения оговорённой части убытков страхователя (перестрахователя). Франшиза бывает условной и безусловной. Также выделяют временну́ю и совокупную франшизы, минимальный размер ущерба, на который распространяется страховое покрытие.
Страхование имущества − вид страхования, в котором в качестве объекта страхования выступает имущественный интерес, связанный с владением, пользованием и распоряжением имуществом. Осуществляется преимущественно в форме добровольного страхования, за исключением страхования государственного имущества, передаваемого в аренду. Страхователями выступают любые предприятия и организации различной организационно-правовой формы, а также физические лица.
Страховой продукт как результат целесообразной деятельности людей представляет собой определенный объем материальных благ, выделенный из страхового фонда с целью компенсации ущерба от уже произошедшего страхового случая либо с целью проведения превентивных мероприятий в отношении застрахованных рисков...
Страховая сумма — определённая договором страхования или установленная законом денежная сумма, в пределах которой страховщик при наступлении страхового случая обязуется выплатить страховое возмещение по договору имущественного страхования, или которую он обязуется выплатить по договору личного страхования. Страховая сумма соответствует максимальному размеру обязательства страховщика по страховой выплате страхователю или третьему лицу, имеющему право на её получение. Исходя из страховой суммы устанавливаются...
Фина́нсовое оздоровле́ние — в Российской Федерации одна из процедур процесса банкротства, которая применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с утверждённым графиком.
Страховое возмещение - денежная компенсация, выплачиваемая страхователю или выгодоприобретателю при наступлении страхового случая из страхового фонда для покрытия ущерба в имущественном страховании и/или в страховании гражданской ответственности. Страховое возмещение может быть также в натуральной форме, т.е. не деньгами, а товарами, услугами или выполненными работами. Например, в страховании автомобилей страховое возмещение может быть выполнено ремонтом автомобиля после аварии или заменой деталей...
Де́бет и кре́дит — стандартизированные методологические приёмы бухгалтерского учёта. Они раскрывают возможности хозяйственных и других процессов и их направление, и они же ставят границы этим возможностям.
Страхово́й тари́ф — плата страховой премии с единицы страховой суммы с учётом объёма страхования и характера страхового риска. Устанавливается, как правило, в процентах по отношению к страховой сумме.
Страховой риск — это событие, наступление которого не определено во времени и в пространстве, независимое от волеизъявления человека, опасное и создающее вследствие этого стимул для страхования; это тот риск, который может быть оценен с точки зрения вероятности наступления страхового случая и размеров возможного ущерба.