Связанные понятия
Иеромона́х (греч. Ἱερομόναχος) — в православии монах, имеющий сан священника. Сан иеромонаха соответствует сану иерея в белом духовенстве.
Архимандри́т (греч. αρχιμανδρίτης от αρχι «главный, старший» + μάνδρα «в значении монастырь; также загон, овчарня, ограда» ) — монашеский чин, один из высших в Русской Православной церкви, обычно он настоятель крупного монастыря.
Игу́мен (греч. ἡγούμενος — «ведущий», женск.: игу́менья, церк. игу́мения) — духовный сан в Православной церкви, руководитель (начальник) православного монастыря. В ряде поместных церквей, в том числе Русской до 2011 года, используется также как иерархическая награда.
Постриже́ние (по́стриг) — в исторических церквях символическое и обрядовое действие, состоящее в пострижении волос в знак принадлежности к Церкви. В западной традиции пострижение совершалось только над священнослужителями и монахами, которые носили на макушке выбритый круг — тонзу́ру (от лат. tonsura «стрижка»). В русской традиции аналогом тонзуры являлось гуменцо́.
Диа́кон (разговорная форма дья́кон; др.-греч. διάκονος — служитель) — лицо, проходящее церковное служение на первой, низшей степени священства. Ниже их по чину иподиаконы.
Упоминания в литературе
Новопостриженный инок получил имя Тихон, в честь святителя Тихона Задонского. На следующий день в кафедральном соборе Пскова отец Тихон был рукоположен в сан
иеродиакона , а в следующее архиерейское служение посвящен в иеромонахи.
В 1896 г. Иван был официально зачислен в число послушников монастыря. 20 декабря 1897 г. на тридцать третьем году жизни он был пострижен настоятелем, архимандритом Игнатием, в монашество с наречением имени Игнатий. В 1898 г. епископ Иосиф (Соколов) рукоположил его в Алексеевском монастыре в сан
иеродиакона . Через два года епископ Воронежский Анастасий (Добрадин) рукоположил Игнатия в Воронежском Митрофаньевском монастыре в сан иеромонаха. С этого времени по благословению настоятеля он снова стал управлять монастырским хором.
28 июня 1831 года преосвященный Стефан совершил обряд пострижения Брянчанинова в малую схиму в кафедральном Воскресенском соборе и нарек Димитрия Игнатием, в честь священномученика Игнатия Богоносца, память которого празднуется Церковью 20 декабря и 29 января. Инок Игнатий сначала в первый, потом в последний из этих дней праздновал свое тезоименитство. Это имя Игнатия указывает еще на преподобного Игнатия – князя, Вологодского чудотворца, мощи которого почивают в Прилуцком монастыре, где покоятся мощи и преподобного Димитрия Прилуцкого – ангела новопостриженного инока от крещения. Таким образом, произведена над ним перемена имен двух чудотворцев, почивающих в одной обители. С именем одного, данным при крещении, соединено воспоминание об обстоятельствах рождения, а имя другого наречено при пострижении, как бы в ознаменование сходства земной участи новопостриженного с преподобным из княжеского рода. Родные Брянчанинова, прибывшие 28 июня в собор к богослужению, были крайне изумлены неожиданным священнодействием, которого они сделались зрителями. 4 июля того же года инок Игнатий был рукоположен преосвященным Стефаном в
иеродиакона , а 25-го того же месяца – в иеромонаха и временно оставлен при архиерейском доме, который в Вологде находится при кафедральном соборе, в одной с ним ограде, образуемой стенами Кремля времен царя Иоанна Грозного. Для обучения священнослужению новорукоположенный был приставлен к городской церкви Спаса обыденного под руководство священника Василия Нордова, впоследствии протоиерея и настоятеля Вологодского кафедрального собора.
После этого разрешения число братства в 1810 году уже состояло из 1 игумена, 9 иеромонахов, 3 белых священников, 4
иеродиаконов , 10 монахов и 13 послушников – всего 40 человек.
В самом начале 1914 года по указу Святейшего Синода
иеродиакону Георгию надлежало перевестись в Мещовский Георгиевский монастырь, а уже в октябре следующего года поступило распоряжение того же Святейшего Синода о назначении его на должность настоятеля сего монастыря с посвящением во иеромонаха[2]. И первого января 1916 года в Калуге, в Крестовой архиерейской церкви, преосвященным Георгием, епископом Калужским и Боровским, совершается его рукоположение. А пару дней спустя он награждается от владыки набедренником[3].
Связанные понятия (продолжение)
Иере́й (греч. Ἱερεύς — жрец), в Русской православной церкви — рукоположенный женатый священник, пресвитер — вторая степень православного священства. Термин перешёл из Септуагинты, где первоначально обозначал коэна.
Пресви́тер (греч. πρεσβύτερος — «старейшина, глава общины», церковный староста, а также «старец», «священник», иерей лат. presbyter) — древнейшее каноническое (то есть усвоенное древним церковным законодательством — правилами апостолов, вселенских и поместных соборов) название второй степени священства в христианстве.
Протоси́нкелл (протосингел, греч. πρωτοσύγκελλος — от др.-греч. πρῶτος — «первый, старший» + σύγκελλος — «сокелейник», лат. protosyncellus) — духовная (церковная) должность в некоторых поместных православных Церквах. Исторически — название клириков, живших в одних кельях с епископом; должность была учреждена Халкидонским собором (451), и существовала как на Востоке, так и на Западе.
Иподиа́кон (или субдиа́кон) — клирик в христианской церкви, являющийся в настоящее время промежуточным звеном между младшим и старшим клиром.
Кандидат богословия — церковная учёная степень. В России присуждается диссертационными советами духовных академий и университетов Русской православной церкви (РПЦ); признаётся учёной степенью только в структурах РПЦ.
Московская духовная семинария — высшее учебное заведение Русской православной церкви, расположенное с 1946 года в городе Сергиевом Посаде; первоначально находилось в Москве на улице Делегатской, дом 3 (бывшая усадьба Остермана).
Мона́шество (монахи, монастыри — от греч. μόνος — один, одинокий, μονάζειν — быть одному, жить уединённо, μοναχός, μοναστής — живущий уединённо, μοναστήριον — уединённое жилище), также и́ночество — буквально «уединённое, одинокое жительство».
Протоиере́й (греч. πρωτοιερεύς «первосвященник» от πρώτος «первый» + ἱερεύς «священник») — титул, даваемый лицу белого духовенства как награда в Православной церкви.
Послу́шник или По́слушник — в русских православных мужских монастырях — лицо, готовящееся к принятию монашества, в женских монастырях — Послу́шница. Послушники/послушницы не дают монашеских обетов, не принадлежат к монашескому братству/сестричеству, не называются монахами/монахинями и не носят полной монашеской одежды. Исполняют разные послушания, то есть выполняют всякие работы в храме и по монастырскому хозяйству.
Митрополи́т (др.-греч. μητροπολίτης) — первый по древности епископский титул в христианской Церкви. Первоначально титул митрополита носили епископы христианских церквей, резиденции — кафедры — которых находились в главных городах (метрополиях — др.-греч. Μητρόπολις) — административных центрах провинций Римской империи.
Чтец (греч. αναγνώστης, лат. lector) — в христианстве — первая (если не считать степень свещеносца, которая фактически не выделяется в особую) степень низшего клирика, основная задача которого читать во время общественного богослужения некоторые тексты Священного Писания и молитвы.
Набе́дренник — принадлежность богослужебного облачения православного священника русской традиции.
Ключа́рь (греч. κλειδοῦχος — «ключник») — должность священника соборного и кафедрального храмов, служащего заместителем настоятеля. Такая должность появилась в связи с тем, что настоятелем кафедрального храма епархии обычно является правящий архиерей. Кроме того, ключарями именовали также заведующих ризницей и церковною утварью.
Нарече́ние во епи́скопа — чин в Православной Церкви, совершаемый над клириком, избранным в архиереи, предшествующий архиерейской хиротонии.
Благочинный — в православной церкви административная должность священника, при назначении на которую он становится одним из помощников епископа в части надзора за порядком в определенном церковном округе в составе епархии, называемом благочинием. Благочинный является своеобразным посредником между приходом и епархиальным управлением по ряду вопросов. Благочинного назначает правящий архиерей епархии из числа её священнослужителей (как правило, проживающих на этой территории). В католической церкви...
Келе́йник , келе́йница — в православии название слуги, как при должностных и сановных лицах монашеского звания (архиереях, игуменах и т. п.), так и при уважаемых монахах (старцах). В особых случаях келейник ещё не является монахом и носит одежду монастырского послушника.
Маги́стр богосло́вия (англ. Master of Divinity, M.Div.) или маги́стр теоло́гии (англ. Master of Theology, M.Th.) — академическая степень магистра присуждаемая в университетах, духовных академиях и семинариях.
Настоя́тель (др.-рус. настотєль ← греч. ἐφεστώς от греч. ἐπί (ἐφ) — «на» + греч. στάσις — «расстановка, устанавливание») в Православной церкви — старший клирик прихода или монастыря.
Протодиа́кон , или протодья́кон — чин белого духовенства, главный диакон в епархии при кафедральном соборе. Чин протодиакона жаловался в виде награды за особые заслуги, а также диаконам придворного ведомства. Титул протодиакона обычно даётся диаконам после пяти лет служения в священном сане с двойным орарем. Порядок совершения церковного обряда поставления во протодиакона находится в Чиновнике архиерейского священнослужения.
Крест наперсный — крест, носимый на груди (на персях), под одеждой или поверх неё, на шнуре или цепочке, надетых вокруг шеи.
Па́лица — принадлежность полного богослужебного облачения епископа, архимандрита, протопресвитера, а также награждённого ею священника. Представляет собой ромбовидный плат с изображением креста посередине, одним углом прикрепленный к ленте, носится с правой стороны (набедренник в этом случае перевешивается на левый бок).
Схи́ма (от др.-греч. σχῆμα — образ) — торжественная клятва (обет) православных монахов соблюдать особо строгие аскетические правила поведения. Схимой называется также монашеское облачение, совокупность одежд монаха.
Си́нкелл (греч. σύγκελλος, σύνκελλος — буквально: «сокелейник, живущий в одной келье», от греч. συν- (συγ-) — приставка со значением: «совместности действия, соучастия» + греч. κέλλιον — «чулан, конурка или подвал; келья») — церковный чин в Православной церкви при Византийских патриархах или епископах.
Архиепи́скоп (др.-греч. ἀρχιεπίσκοπος от др.-греч. ἀρχή — «начало» и ἐπίσκοπος — епископ — надзирающий, надсматривающий, «блюститель») — старший (начальствующий) епископ. В исторических церквях — почётный титул епископа (архиерея). В ряде поместных православных церквей греческой традиции (кроме Иерусалимской) — архиепископ является предстоятелем данной церкви. Также практически всегда титул правящего епископа епархии с викарными епископами.
Протопресви́тер — высшее пресвитерское звание для лица белого духовенства в Русской церкви и в некоторых иных поместных Церквах. Не является отдельной степенью священства, но есть высшее иерейское звание в белом духовенстве, подобно тому как архимандрит есть высшее пресвитерское звание в чёрном духовенстве. Награждение саном протопресвитера производится «в исключительных случаях, за особые церковные заслуги, по инициативе и решению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси». Сан, кроме того, имел...
Ту́льская духо́вная семина́рия — высшее учебное заведение Тульской и Ефремовской епархии Русской Православной Церкви, готовящее церковно- и священнослужителей.
Архидиа́кон (разг. архидья́кон, от греч. ἀρχι- — главный, старший и διάκονος — диакон) — старший из диаконов в монашествующем духовенстве, то есть старший иеродиакон.
Кре́ст с украше́ниями — крест, носимый священником на груди (на персях), поверх облачения. Отличительной особенностью этого вида наперсного креста является использование при его изготовлении эмали, филиграни, гравировки и камней. Как правило, кресты с украшениями производятся ювелирными мастерскими.
Ту́льская епа́рхия — епархия Русской православной церкви в административных границах Богородицкого, Венёвского, Воловского, Ефремовского, Кимовского, Киреевского, Куркинского, Ленинский, Узловского, Тульского, Новомосковского районов и Донского городского округа Тульской области.
Духовни́к , или Духо́вный оте́ц, — в православной Церкви обычно священник как совершитель таинства покаяния.
Патриа́рший местоблюсти́тель (ранее Блюститель патриаршего престола) в православии — епископ, временно исполняющий обязанности Патриарха как предстоятеля поместной Церкви. В тех церквах, где предстоятель носит титул архиепископа, должность соответственно именуется Местоблюститель Архиепископского Престола, если поместную церковь возглавляет митрополит — Местоблюститель Митропрополичьего Престола.
Калужская православная духовная семинария — учреждение высшего профессионального православного религиозного образования Калужской и Боровской епархии Русской Православной Церкви. Ректор — митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин).
Хироте́сия (др.-греч. χειρο-θεσία — «руковозложение», от др.-греч. χείρ — «рука» + др.-греч. τίθημι — «ставить, класть; возлагать») в христианстве — возложение рук с молитвой для посвящения в чин низшего клира — в церковнослужители (в современной практике Православия - в чтецы или иподиаконы). Право хиротесии принадлежит епископам, но в монастырях, согласно 14-му правилу Седьмого Вселенского собора, это также позволяется совершать их настоятелям (архимандритам и игуменам).
Ру́сская правосла́вная це́рковь заграни́цей (сокращённо РПЦЗ; другие названия Ру́сская зарубе́жная це́рковь, Ру́сская правосла́вная це́рковь за рубежо́м; англ. the Russian Orthodox Church Outside of Russia; ROCOR или англ. the Russian Orthodox Church Abroad, ROCA) — самоуправляемая церковь в составе Московского патриархата (с 17 мая 2007 года).
Запрещение в служении (также запрещение в священнослужении) — прещение (наказание) для клириков, состоящее в запрещении им совершать священнодействия.
Вика́рий (лат. vicarius — «заместитель», «наместник») — в исторических церквях епископ, не имеющий своей епархии и помогающий в управлении епархиальному епископу.
Понома́рь (официально Парамона́рь; от др.-греч. παραμοναριος — «приставник», «привратник», «придверник») — служитель православной Церкви, обязанный звонить в колокола, петь на клиросе и прислуживать при богослужении. В Типиконе «пономарь» часто обозначается терминами кандиловжига́тель (греч. κανδηλάπτης) и параекклисиа́рх (греч. παραεκκλησιάρχης) (см. главы 1-ю и 2-ю). В России пономарь уважительно именуется — алтарник, а в разговорной речи — дьячок, реже — послушник.
Минская духовная семинария имени святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста — высшее учебное заведение Минской епархии Белорусского экзархата Русской православной церкви, готовящее церковно- и священнослужителей.
Обязанности уставщика заключаются в наблюдении за чином церковных служб, дабы таковые совершались согласно церковного и монастырского уставов, без пропусков и изменений.
Подробнее: Уставщик
Упоминания в литературе (продолжение)
В октябре 1977 г. принят послушником в братство Троице-Сергиевой лавры. 30 марта 1978 г. наместником лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым) пострижен в монашество с наречением имени Варсонофий в честь святителя Варсонофия, епископа Тверского. 27 апреля того же года архиепископом Дмитровским Владимиром (Сабоданом) рукоположен в сан
иеродиакона , 26 ноября 1978 г. им же – в сан иеромонаха, а в 1982 г. возведен в сан игумена. В лавре нес послушание помощника ризничего и помощника благочинного.
После окончания академии Николай Исакович 22 августа 1825 года принял монашеский постриг с именем Нил в честь преподобного Нила Столобенского. Ну а дальше начался традиционный карьерный путь ученого монаха синодального периода: преподавание, инспекторство, ректорство и, наконец, архиерейский сан. Не избежал этого пути, да и вряд ли пытался, и молодой монах Нил. 22 августа он был рукоположен в сан
иеродиакона , 29 августа, то есть через неделю, – в иеромонаха.
11 февраля 1820 года, накануне дня памяти святителя Мелетия Антиохийского, в соборном храме Киево-Братского монастыря он был пострижен в монашество с именем Мелетий. 22 февраля 1820 года инок Мелетий был посвящен митрополитом Евгением в сан
иеродиакона , 25 февраля – во иеромонаха.
Другой келейник святителя Тихона, Иван Ефимов (впоследствии иеромонах Тихон), был особенно близок Преосвященному в последние годы пребывания его в Задонске. В духовном завещании именно Ивану Ефимову Святитель поручает распорядиться своим имуществом и сочинениями, которые и записаны были большей частью его рукой. После смерти Святителя Иван Ефимов поступил в Усманский монастырь Воронежской епархии, где принял монашеский постриг и был посвящен в
иеродиакона , а затем в иеромонаха. Впоследствии он подвизался в Толшевском, затем в Акатовском монастыре в Воронеже, а с 1798 года – в Новоспасском монастыре в Москве. Именно к Ивану Ефимову, как к «присному», доверенному святителя Тихона, «хвалившемуся именем ученика его», обратился за «пополнительными известиями» автор «Полного описания жизни преосвященного Тихона» (СПб., 1796) протоиерей Евфимий Алексеевич Болховитинов (впоследствии митрополит Киевский Евгений) при подготовке второго издания своего труда, увидевшего свет в 1820 году. По его просьбе Иван Ефимов собрал все «виденное и слышанное им от его (преосвященного Тихона) святительских уст», что только «мог отыскать в своих записках» и что «пришло ему на память», снабдив повествование и своими замечаниями, что «неправильно напечатано» в первом издании жития Святителя или что, по его мнению, «можно бы вместить» во второе. После кончины святителя Тихона Иван Ефимов, исполняя завещание Преосвященного, представил его сочинения в Святейший Синод, и уже через несколько месяцев первые издания духовных сочинений святого отца увидели свет.
Летом 1841 года послушник Александр был пострижен в рясофор, а 29 ноября 1842 года – в мантию с именем Амвросий в честь святителя Амвросия Медиоланского. 4 февраля 1843 года монаха Амвросия рукоположили в
иеродиакона , а 9 декабря 1845 года епископом Николаем Калужским он был рукоположен в иеромонаха. Практически сразу после посвящения о. Амвросий тяжело заболел. В октябре 1846 года он был тайно пострижен в схиму с сохранением прежнего имени и вскоре был вынужден по состоянию здоровья выйти за штат монастыря и стал числиться на иждивении обители. С тех пор он не мог совершать Литургии, так как был очень слаб. Лечение не помогало, болезнь затягивалась. Но тяжелая и продолжительная болезнь была явным действием Промысла Божия: ему открывался путь духовничества и старчества. Еще при жизни преподобного Макария, с благословения старца, некоторые из братии приходили к отцу Амвросию для откровения помыслов. Так старец Макарий постепенно готовил себе достойного преемника.
Два младшие иеромонаха и два
иеродиакона очередные назначаются для богослужения.
Некоторые насельники Свято-Пантелеимоновского монастыря со временем становились игуменами различных обителей в России, продолжая поддерживать связи с Руссиком. Подобным примером является судьба схиархимандрита Рафаила (в миру Николая Ионовича Трухина, 1844-1901). Он родился в Вятской губернии в дворянской семье, работал канцелярским служащим Ижевского оружейного завода, но в 1867 г. приехал на Афон и 10 октября того же года поступил в Свято-Пантелеимоновский монастырь. 25 марта 1868 г. Н. И. Трухин был пострижен в рясофор, 28 марта 1869 г. – в мантию и 13 августа 1877 г. – в схиму с именем Рафаил; 23 ноября 1872 г. рукоположен во
иеродиакона , 28 сентября 1875 г. – во иеромонаха, в 1878 г. поставлен духовником обители, затем занимал должность епитропа. После кончины игумена Макария иеросхимонах Рафаил в 1890 г. по приглашению Святейшего Синода и по благословению старцев обители выехал в Россию и был причислен к Саровской пустыни, в которой несколько лет был игуменом, затем в 1894-1899 гг. служил начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме в сане схиархимандрита. После этого он был назначен настоятелем Краснохолмского монастыря Тверской епархии, где и преставился 21 июня 1901 г.[138]
За это время (1884–1886 годы) прибыли на жительство в Фиваиду следующие лица. В 1884 году по благословению игумена был принят в число братства Фиваиды Иван Иванович Чередниченко, родом из Новочеркасской губернии. В мантии он назван Исаакием, рукоположен в
иеродиакона в июне 1888 года, а 10 апреля 1893 года – в иеромонахи. В настоящее время[12] он безмолвствует на каливе близ скита, занимает свою седмицу и состоит духовником при больнице.
13 августа 1786 года, с соизволения Святейшего Синода, о. Пахомий постриг послушника Прохора в сан инока. Восприемными отцами его при пострижении были о. Иосиф и о. Исаия. При посвящении ему было дано имя Серафима (пламенный). 27 октября 1786 года монах Серафим, по ходатайству о. Пахомия, был посвящен преосвященным Виктором, епископом Владимирским и Муромским, в сан
иеродиакона . Он вполне предался новому своему, поистине уже ангельскому, служению. Со дня возведения в сан иеродиакона он, храня чистоту души и тела, в течение пяти лет и девяти месяцев, почти беспрерывно находился в служении. Все ночи на воскресные и праздничные дни проводил в бодрствовании и молитве, неподвижно стоя до самой литургии. По окончании же каждой Божественной службы, оставаясь еще надолго в храме, он, по обязанности священнодиакона, приводил в порядок утварь и заботился о чистоте алтаря Господня. Господь, видя ревность и усердие к подвигам, даровал о. Серафиму силу и крепость, так что он не чувствовал утомления, не нуждался в отдыхе, часто забывал о пище и питье и, ложась спать, жалел, что человек, подобно Ангелам, не может беспрерывно служить Богу.
В Журналах заседаний Архиерейского Синода мы находим сведения о жизни Хоповского женского монастыря (бывшего Леснинского). Епископ Вениамин обращался в Синод с просьбой обители в ее тяжелом положении, создавшемся из-за присутствия наместника – сербского
иеродиакона . По распоряжению Сербского Архиерейского Синода наместник Хоповского монастыря был переведен на другое место служения[109].
14 июня. Резолюция на рапорте строителя Берлюковской пустыни о переведении назначенного запрещенного нетрезвого и буйного
иеродиакона в другой монастырь: «Поелику сего монаха боятся уже и настоятели: то послать на предписанном прежде основании в Андроньев монастырь, где настоятель, как присутствующий консистории, удобнее может действовать к укрощению его» (Резолюции. Т. 3. Ч. 1. С. 242–243. № 4182).
353. Рукопись написана скитским
иеродиаконом Сергием Труновым по благословению иеромонахов Амвросия и Илариона. На л. 2 запись писца Сергия Трунова 1872–1873 гг. – Конец 1872 – начало 1873.
Иеромонахи Гурий и Лев (Егоровы), стоявшие у истоков братства, были ближайшими духовными соратниками
иеродиакона Варнавы, особенно отец Гурий, впоследствии – митрополит. Их сближала строгость канонических взглядов и неуклонное следование учению святых отцов. Руководители братства были необычайно близки по духу. Живым руководством ко спасению для единомысленных друг другу монахов были слова апостола Иакова: Вера без дел мертва (Иак. 2, 26).
21. Чтец Апостола, идя с клироса и на клирос, должен держать книгу в левой руке, несколько прислонив верх ее к груди. Выходя для чтения, чтец Апостола становится сперва пред иконою Спасителя или Божией Матери, судя по тому, к которому клиросу он принадлежит, полагает поясной поклон пред иконою, потом покланяется, обратясь к своему клиросу, а засим выходит на средину пред царские врата. Здесь полагает поясной поклон к алтарю; на слова служащего иеромонаха мир всем воздает поклон служащему и начинает сказывать прокимен. По произнесении заглавия Апостолу, когда служащие иеромонах или
иеродиакон скажут вонмем, чтец опять воздает поклон служащему иеромонаху, и начинает чтение Апостола. По окончании чтения, на слова служащего мир ти, чтец воздает ему поклон пред царскими вратами, идет из среды церкви, становится близ своего клироса пред иконою, полагает пред нею поклон, потом, обратясь к противоположному клиросу, воздает ему поклон, затем такой же поклон своему клиросу, и становится на свое место.
В 1842 году Иван Малышев был пострижен с именем Игнатия. 1 апреля 1844 года он был рукоположен в сан
иеродиакона , а 2 апреля – во иеромонаха.
На грудь усопшего возлагают икону Пресвятой Богородицы. Усопшего иеромонаха облачают еще и в епитрахиль, в руки его кладут Евангелие и покрывают лицо воздухом;
иеродиакона облачают в орарь и лицо покрывают малым покровом. По совершении чина исходного последования тело относится в монастырскую усыпальницу. Над могилой совершается заупокойная лития. Игумен обычно произносит слово, посвященное новопреставленному. Затем над головой усопшего полагается плита (для предохранения от повреждений) и тело засыпают землей. Три года усопший поминается на проскомидии ежедневно, а затем имя его вносится в большую поминальную книгу – «Куварас» (?ουβαράς); такие книги, читаемые в заупокойные субботы, содержат имена всех усопших монахов обители, начиная с глубокой древности (напр., в «Куварасе» Великой Лавры список начинается с имен преподобного Афанасия и ктиторов монастыря, живших в X веке). По истлении тела останки усопшего износятся из могилы, в усыпальнице совершается Божественная литургия. Глава усопшего с написанным на ней именем и возрастом полагается в костнице вместе с главами других почивших братий, прочие кости складываются отдельно.
В Торжок приехал в одиннадцатом часу вечера, остановился ночевать в гостинице купца Пожарского и получил для сего хорошую комнату, что для меня паче всего оказалось необходимым. Ибо, к прискорбию моему, посетил меня за невоздержание мое сильный геморроический припадок, от которого я прострадал всю ночь и все утро, так что собиравшись с вечера к заутрени 14-го числа едва поспел к половине поздней обедни в Борисово-Глебский монастырь[12], в коем почивают мощи преподобного Ефрема на вскрытии и ученика его Аркадия, учредителя обители иноческой в Вязьме, под спудом. По отслушании литургии и отпении молебна угоднику Божию благословился у настоятеля о. архимандрита Арсения, который, узнав меня по частому посещению моему в Петербурге Тверского подворья, где он долгое время находился сперва
иеродиаконом , а потом иеромонахом, принял меня крайне ласково и угостил умеренной гостеприимной своей трапезой. Посещением угодника Божия, приискав извозчика за не самую дорогую цену, вскоре пополудни отправился я в Старицу, куда на другой день (15-го числа) и приехал к обедне благополучно и отслушал божественную литургию в тамошнем Успенском монастыре[13] (достопамятном тем, что первый наш Патриарх Иов[14] – постриженец и послушник сего монастыря, в котором и скончался изгнанный с престола расстригой), благословился у о. архимандрита Александра и после обеда поехал к Зубцову, в который город и прибыл в девятом часу.
В монахологии[21] обители игумен Виссарион записал следующее: «Я находился близ игумена Афанасия в последние мгновения его жизни, стоял при его смертном одре. Смерть его всецело изобразила сон праведных. Он попросил о причащении Пречистых Таин, как делали и преподобные подвижники, извещённые о предстоящей кончине ангелом Божиим. За четыре дня до кончины я спросил его наедине, открылось ли ему нечто от Бога, и он ответил, что видел великие тайны, подробности которых не может рассказать мне. Много лет старец служил святой обители как привратник,
иеродиакон и священник. А в течение 13 лет он пас стадо Христово как игумен обители, являя живой пример терпения, кротости и благочестия. Видя его сияющее лицо, можно было подумать, что ты находишься пред древними аввами пустыни. Старец никогда не осудил ни одного из братий, и никогда из его уст не вышла укоризна, что бы ни совершили братия, – даже во время своего игуменства. Вечная ему память».
• Резолюция на прошении
иеродиакона кафедрального Чудова монастыря о переводе его в Московский Данилов монастырь по слабости здоровья (Резолюции. Т. 4. С. 69–70. № 9210).
23 октября. Резолюция на справке консистории об
иеродиаконе , просящем о переведении его в другой монастырь (Резолюции. Т. 2. Ч. 1. С. 82. № 1623).