Связанные понятия
Погреба́льная ма́ска — изделие декоративно-прикладного искусства, иногда из драгоценных металлов или камней (также из дерева, гипса или глины; у алеутов — из китового уса), которую в некоторых культурах клали при захоронении на лицо покойника перед погребением.
Палетка Быка , Палетка Празднования победы — артефакт додинастического Египта, в египтологии подобные археологические находки относят к группе так называемых «палеток». Временем создания считается период Накада III — конец 4-го тыс. до н. э.
Штандарт войны и мира — пара инкрустированных декоративных панелей, обнаруженная экспедицией Л. Вулли при раскопках шумерского города Ур. На каждой из пластин на лазуритовом фоне в три ряда выложены перламутровыми пластинками сцены из жизни шумеров. Артефакт датируется серединой III тысячелетия до н. э. Размеры 21,59 на 49,53 см.
Терафим — (ивр. תְּרָפִים trafím; др.-греч. θεραφιν, лат. therafin) — в Древнем Израиле название родовых антропоморфных идолов (фигурки-фетиши), почитавшихся домашними божествами (аналог пенатов). Представляли собой небольшие грубо сделанные статуэтки.
Литания Ра — это один из наиболее важных древнеегипетских заупокойных текстов Нового царства. Литания Ра, более известная как «Книга молитв Ра на Западе, молитвы Единому союзу на Западе». Как и многие другие заупокойные тексты, литания записывалась на внутренних стенках саркофагов. Она была своего рода справочником, помогавшим умершим в загробном мире. В отличие от других заупокойных текстов, литания была доступна только фараонам, в редких случаях избранным придворным.
Ло́кон юности (также прядь юности) — в Древнем Египте детская косичка из длинной пряди волос на выбритой голове, закрученная на конце в локон; символ несовершеннолетия. Волосы сбривали, оставляя одну или несколько прядей: девочкам — на темени, мальчикам — по бокам головы.
Наиск (лат. Naïskos, др.-греч. ναϊσκος) — небольшой храм в классическом стиле с колоннами или пилонами и треугольным фронтоном. Наиск часто встречается в качестве художественного элемента храмов, например, в Эгире или Дидиме, в архитектуре малых форм на древнегреческих кладбищах в качестве надгробных рельефов или ниш, как, например, на кладбище Керамик в Афинах и на наисковых вазах в краснофигурной вазописи. Внутри наиска обычно изображался усопший. В Лувре представлены скульптурные изображения наисков...
Антропомантия (др.-греч. ἀνθρωπομαντεία от ἄνθρωπος — человек и μαντεία — гадание) — гадание на человеческих внутренностях. Для наиболее ответственных случаев применяется иссечение внутренних органов младенцев или девственниц (антинопомантия).
«Рельеф Митры » (нем. Mithras-Relief) — древнеримский мраморный рельеф. Создан во 2-й половине II века. Хранится в Коллекции греческих и римских древностей в Музее истории искусств, Вена (ин. номер I 624).
Галл (греч. γάλλοι, лат. galli) — античный жрец матери богов Кибелы, её возлюбленного Аттиса и почитаемой в Риме сирийской богини Атаргатис.
«Великан из Серн-Эббас» (англ. Cerne Abbas Giant), в просторечии «Грубый мужик» (Rude Man), — геоглиф на склоне холма близ деревни Серн-Эббас (Cerne Abbas) к северу от Дорчестера в Дорсете, Англия.
Вавилонская карта мира — глиняная табличка поздневавилонского периода из Месопотамии, где изображается карта известного вавилонянам мира, которая содержит как реальные географические объекты, так и мифологические элементы. Табличка хранится в Британском музее (под номером BM 92687) и является единственной известной сохранившейся картой мира из региона. Исходя из анализа написания топонимов, учёные датируют карту концом VIII — началом VII века до н. э.
Культура серой расписной керамики — археологическая культура железного века, существовавшая в долине Ганга в период около 1100—350 гг. до н. э. В ряде мест сосуществовала с культурой чёрной и красной керамики, в ряде мест наследовала ей. Предположительно соответствует позднему ведийскому периоду. Наследником данной культуры является культура северной чёрной лощёной керамики начиная примерно с 500 г. до н. э.
Культовые мифы — условное название мифов, в которых даётся объяснение (мотивировка) какого-либо обряда (ритуала) или иного культового действия.Наиболее примитивными культовыми мифами являются мифы тотемические, сопровождающие обряды переодевания в тотемических предков.
Кольцо лучника — специальное кольцо, надеваемое на большой палец правой руки при стрельбе из лука для защиты от повреждения тетивой. Как правило, кольца лучника имеют характерную цилиндрическую или конусообразную форму. Исторически кольца лучника характерны преимущественно для стран Восточной и Южной Азии, а также Руси, и не были известны в Западной Европе. Могли являться как обычным элементом экипировки лучника, так и предметом роскоши.
Следовик — наиболее распространённый тип священных камней в славянских и финно-угорских языческих практиках (в том числе у карелов и волжских финнов).
Поучения Шуруппака — один из важнейших примеров шумерской литературы мудрости. Литература мудрости, предназначенная для того, чтобы обучать должной набожности, прививать добродетель и оберегать общественные нормы, была распространена на Древнем Ближнем Востоке. Текст составлен в глубокой древности со следующим инципитом: "В давние дни, в стародавние дни, в давние ночи, в стародавние ночи, в давние годы, в стародавние годы". Наставления изрекал царь Шуруппак (SU.KUR.RUki), сын Убар-Туту. Убар-туту...
Амри — археологический памятник на территории современного Пакистана. Является характерным для так называемой культуры Амри, предшествовавшей хараппской цивилизации во многих местах.
Йольский светильник , светильник Йоля, нем. Julleuchter, иначе называемый башенный светильник, нем. Turmleuchter. Представляет собой небольшое керамическое приспособление для зажигания свеч на Йоль (праздник зимнего солнцестояния германских народов) с квадратным основанием (ребро около 10 см), высотой около 20 см, формой, напоминающей сужающуюся к верху башню.
Служитель места истины — древнеегипетский титул, который присваивался тем, кто работал в Фиванском некрополе, на западном берегу Нила в городе Фивы. Возможно, деревня построена в отделении от прочего населения, чтобы сохранить тайну проводимых в гробницах работ.
Дама из Осера (фр. La Dame d’Auxerre) — луврская ко́ра высотой 75 см, обнаруженная сотрудником Лувра в подвале музея в Осере в 1907 году. Датируется серединой VII века до н. э., когда Греция вышла из «Тёмных веков». На лице фигуры играет архаическая улыбка, её волосы убраны на египетский манер, талия узка, как у минойских богинь. Происхождение статуэтки вызывает споры. Вероятно, она была найдена на Крите, возможно, в Элефтернах. Обстоятельства, при которых она попала в провинциальный Осер, загадочны...
Троглоди́т (др.-греч. τρωγλοδύτης — «живущий в пещере», от τρώγλη «пещера, полость» и δύειν «проникать в», «погружаться») — в концепции Карла Линнея подвид человека (лат. Homo troglodites), характеризующийся человеческим обликом, обильной волосатостью и неразвитой речью. Выделен на основе свидетельства древних авторов и рассказов путешественников. Предполагалось, что троглодиты могли быть прообразом сведений о сатирах.
Курган «Хохлач» — один из памятников сарматского периода, который находится на окраине города Новочеркасска в России. Был открыт в 1864 году во время строительства трубопровода. В кургане был найден Новочеркасский клад.
Ариба́лл (др.-греч. αρύβαλλος) — древнегреческий сосуд небольшого размера округлой формы, с узким втянутым горлышком, расширяющимся у плоского венчика.
Иерофа́нт (греч. ἱεροφάντης «показывающий священное») — у древних греков старший пожизненный жрец при Элевсинских таинствах.
Солнечная повозка (дат. Solvognen) — миниатюрное скульптурное изображение повозки эпохи бронзового века, обнаруженное крестьянином в трундхольмском болоте на северо-западном берегу острова Зеландия в 1902 году и с тех пор являющееся жемчужиной собрания Национального музея Дании в Копенгагене (входит в датский культурный канон).
Комболои (греч. Κομπολόι) — особые чётки, распространённые в Греции. Используются не для отсчёта молитв, как обычные чётки, а для простого перекидывания в руках. Слово «комболои» происходит от слова κόμβος (узел, бусина, костяшка) и суффиксального -λόγιον. Появляется комболои, по-видимому, с Востока в Средневековье. Наиболее вероятная версия гласит, что комболои заимствовано у турок.
«Псы и шакалы » — современное название древнеегипетской настольной игры, дошедшей до нас в виде нескольких хорошо сохранившихся игровых наборов. Игра появилась в Египте, по всей видимости, около 2000 лет до н. э. и была популярна в основном в эпоху Среднего царства.
Староегипетский ранний язык — язык жителей Древнего Египта, одна из стадий египетского языка. Основное распространение — Додинастический период и период Раннего царства (ок. XXXI—XXVI вв. до н. э.).
Змеевик и́ (змеевы́е лу́ны) — металлические и каменные медальоны обычно округлой, овальной, иногда восьмиугольной формы с изображением христианского святого с одной стороны и змей (от 6 до 14) с другой; служили амулетами от болезней.
Юноша из Магдаленсберга — древнеримская бронзовая статуя, датированная I в. до н. э. Была обнаружена в 1502 году на горе в Каринтии, у Магдаленсберга. По последним данным, местоположение оригинала не известно примерно с 1810 года и сегодня он считается утраченным. В XXI веке о статуе известно благодаря копии XVI века, которая хранится в Музее истории искусств в Вене (инвентарный номер № VI 1) — при этом до 1986 года копия по ошибке считалась оригиналом. До XX века статуя была известна под названием...
Змеепоклонство (офиолатрия) — общераспространенный культ, известный во всех частях света, за исключением Австралии. Змей представляется как воплощение злого начала (древний змей), но и в то же время как целительный символ, например у греков — как эмблема Эскулапа.
Погребальное искусство — те или иные произведения искусства, образующие или помещаемые в места упокоения останков мёртвых. Данный термин также охватывает кенотафы — подобные гробницам памятники, которые не содержат человеческих останков, и мемориальные братские могилы погибших (например, военные мемориалы), которые могут содержать или не содержать человеческих останков.
Криофор , Агнценосец (др.-греч. Κριοφόρος «несущий барана») — эпитет бога Гермеса и тип древнегреческой скульптуры, изображающий мужчину, несущего агнца для жертвоприношения.
Прилвицкие идолы (нем. Prillwitzer Idole) — бронзовые статуэтки, выданные во второй половине XVIII века за вендских идолов из храма в Ретре.
Гробница гигантов (итал. tomba dei giganti, сард. tùmba / lòsa de sos zigàntes) — название, которое местные жители Сардинии дали местной разновидности могил галерейного типа нурагического периода (середина 2 — середина 1 тыс. до н. э., поздний бронзовый век). В общей сложности обнаружено более 300 подобных памятников.
Матери (лат. matres) и матроны (matronae) — женские мифологические персонажи, почитавшиеся в I-V веках на северо-западе Европы, в частности, в римских Германии, Галлии и северной Италии. В письменных источниках они не упоминаются и известны прежде всего по вотивным табличкам и рельефам. Изображались «матроны» почти всегда по трое, часто с атрибутами плодородия. Иногда у одной из них были распущены волосы, тогда как у двух других головы были по обычаю замужних женщин покрыты, что позволило некоторым...
Транзи ́ — вид скульптурных надгробий, которые выполнены в виде частично разложившегося трупа. Такие надгробия создавались в Европе в период позднего Средневековья и в эпоху Возрождения.
Ближневосточный неолит — первый исторический очаг неолитической культуры, сложившийся на Ближнем Востоке около 9500 г. до н.э., который впоследствии привел к появлению других неолитических центров (балканский неолит и джейтунская культура в Средней Азии), а также первых цивилизаций Шумера и Древнего Египта. Материнской культурой ближневосточного неолита является Натуф.
Пса́лии — часть древнего уздечного набора, пара вертикальных стержней, прикреплявшихся перпендикулярно к концам удил для закрепления их во рту верхового коня.
Первые известные тексты относятся к третьей четверти V века или к началу VI века. Они были найдены в южных районах и свидетельствуют о тех постройках, которые не дошли до наших дней, так например надписи в Неак Та Дамбанг Дек о сооружение идолов.
Подробнее: Искусство кхмеров
Мировое яйцо — универсальный мифопоэтический символ; упоминания о вселенском яйце, из которого рождается мир (вариант: верховное божество либо бог-прародитель) встречаются в мифах и преданиях многих народов. В большинстве мифов яйцо, нередко — золотое (символ Солнца), плавает в водах мирового океана; в некоторых легендах появляется также птица-мать (как, например, в египетском мифе). В индийской мифологии из Хираньягарбхи — «золотого плода», созревающего в сердцевине плавающего на водах Мирового...
Си-Ван-Му (кит. 西王母, пиньинь: Xī Wáng Mŭ), Царица-Мать Западного Рая, Мать Царя Запада, ًЦарица-Мать Запада — китайская богиня, одна из наиболее почитаемых в вероучении даосов, отчасти ее почитание напоминает почитание Богородицы у христиан.
Лестригоны (др.-греч. Λαιστρυγόνες) — народ великанов-людоедов в греческой мифологии. Их местожительство в древности являлось предметом споров.
Вазопись по белому фону — стиль вазописи, появившийся в Афинах в конце VI века до н. э. Считается, что эту технику вазописи впервые использовал вазописец Ахилла. Она заключается в покрытии терракотовых ваз белым шликером из местной известковой глины, а затем их росписи. С развитием стиля белыми стали оставлять одежду и тело изображаемых на вазе фигур. Автором первого известного лекифа в стиле росписи по белому фону, датируемого ориентировочно 510 г. до н. э., является вазописец Псиакс. Известными...
Согласно Лукиану (Рим, II век н. э.), Геракл был известен кельтам как Огмиос и изображался нахмуренным старцем, одетым в звериную шкуру и вооружённым дубиной и луком. Он влёк за собой группу счастливых людей, уши которых соединялись с языком бога тонкими цепочками. Образованный галл, с которым беседовал Лукиан, сообщил ему, что кельты считают покровителем красноречия не Гермеса, а именно Геракла — ибо он очень силён.
Подробнее: Огмий
В список включены мотивы, известные из произведений древнегреческого эпоса и мифографии и связанные с лошадьми, а также список лошадей, названных в них по именам.
Подробнее: Лошади в древнегреческой мифологии
Амфисбе́на (от др.-греч. ἀμφίς — с обеих сторон и βάινο — иду) — в представлениях греков гигантская двухголовая змея, вторая голова которой находится на хвосте. (В современной фауне амфисбенами называются животные отряда чешуйчатых, способные передвигаться хвостом вперёд.)