Колон (сословие)
Колон (лат. colonus, coloni) — зависимый крестьянин в Римской империи времен её упадка и в Византии.
Наибольшее распространение колоны как социально-экономический класс граждан получили в Западной Римской империи, в первую очередь в северной половине Римской Галлии, где колоны фактически стали предшественниками зависимых крестьян времён классического феодализма. Сложившийся в такие формы колонат пережил падение империи и продолжал в том же виде существовать в варварских королевствах. В эпоху окончательного установления феодализма (в подготовке которого колонат играл видную роль) колоны постепенно перешли в класс крепостных (вилланов). Когда землевладельцы приобрели на своих землях права государственной власти, ограничения их власти над колонами, созданные законодательством римских императоров, теряли силу, и колонов стал тогда защищать уже не закон, а обычай и интерес самого землевладельца, побуждавший его не требовать со своих крестьян чрезмерного.
Классические римские юристы упоминают о колонах в главе о сдаче и о найме, и колонат относился, следовательно, тогда еще к области частного права. Когда кончался срок договора, землевладелец мог удалить колона, а колон — или покинуть землю, или, по соглашению с землевладельцем, продолжить договор. Но при Константине Великом колоны были уже людьми, прикрепленными к земле, которую они обрабатывали и за пользование которой несли в пользу землевладельца известные повинности.
Положения кодекса Юстиниана, касающиеся колонов, рисуют их положение в таком виде: колон не может покинуть обрабатываемые им участки. Он по выражению закона, «раб земли». Но, ограничивая свободу колонов, законодательство одновременно стесняло и свободу распоряжения землевладельца, который не имел права согнать своих колонов с занимаемых ими участков или продать землю без сидевших на ней колонов. В известных случаях, впрочем, землевладельцам разрешалось, в интересах земледелия, переводить колонов с одного имения на другое, но при этом воспрещено было раздроблять семьи. Давая хозяину власть наказывать колонов за попытку бежать, императоры запрещали землевладельцам принимать чужих колонов. Принявший беглого колона обязан был возвратить его, возместить прежнему владельцу понесенные им убытки, уплатить подати колона за все время его пребывания у себя, и еще подвергался штрафу по приговору судьи. Каждый колон имел постоянно один и тот же особый участок земли, который он передавал по наследству своим детям и обрабатывал, как хотел и умел. Этим положение колонов существенно отличалось от положения рабов, которые работали в разных частях имения, в общей массе, по указаниям и под надзором управляющих. Хозяин колона не мог требовать от него никаких личных услуг.
Что касается повинностей за пользование землей, то общего для всей империи правила, которое определяло бы величину их, не было, и они представляли в разных местах значительные различия. Количество повинностей определялось установившимся в каждом имении обычаем (consuetudo praedii), но землевладельцам было прямо запрещено увеличивать их. Если хозяин требовал с колона более того, что платилось ранее, колону предоставлялось право обращаться к суду, который и взыскивал переборы. Относительно способа уплаты повинностей (деньгами, натурой, т. е. определенной частью плодов, или трудом) также не существовало общего правила. Юридически положение колонов определяется тем, что они — люди свободные. Прикрепление к земле не лишило колонов личной свободы. Как люди свободные, колоны имели семью, могли жениться, не испрашивая согласия землевладельца, могли приобретать собственность, даже недвижимую, и передавать ее своим детям (тогда как пекулий раба после его смерти переходил к хозяину). Далее, колоны имели право вчинять от своего имени иски в суде, в известных случаях даже против своих хозяев (например, требовать возвращения излишне взятого с них).
Колоны составили особое сословие, в которое вступали: 1) дети колонов, 2) свободные люди, по договору вступавшие в колонатную зависимость, 3) свободные арендаторы, занимавшие один и тот же участок в продолжение 30 лет (в силу закона императора Анастасия), 4) свободные по происхождению нищие и бродяги, 5) побежденные варвары , которых селили на казенных или частных землях, и 6) отпущенные на волю рабы. Закон запрещал колонам произвольный выход из своего состояния и переход в другие сословия.
Окончательно отграниченным от других сословие колонов стало с VI в., с издания постановлений о браках колонов. Колон не мог жениться на рабе и на свободной, а colona не имела права выйти замуж за свободного или за раба: такие браки считались незаконными. Как люди свободные, колоны несли обязанности подданных по отношению к государству: их брали в военную службу и они платили подати, поголовную (capitatio) и поземельную. Сбор их был потом поручен землевладельцам, которым государство предоставляло некоторую административно-полицейскую власть над колонами; ее пределы, впрочем, неизвестны. Колонов вносили в податные списки (census, откуда они и назывались adscripti, inscripti, inserti censibus, coloni censiti, tributarii). Фискальные интересы государства, несомненно, и были причиной вмешательства его в постепенно слагавшиеся новые земельные отношения, они и заставили императорское правительство провозгласить прикрепление колонов к земле. Податной интерес заставил распространить эту меру и на рабов-держателей земельных участков, которые были также внесены в податные списки. Они стали как бы колонами низшего разбора.
М. И. Ростовцев выводил корни колоната из эллинизма, из практики македонских и эллинистических царей, жаловавших земли с крестьянами, становившимися, по этой воле, зависимыми и даже прикреплёнными к земле арендаторами.
Источник: Википедия
Связанные понятия
Эдикт Каракаллы или «Антонинов указ» (лат. Constitutio Antoniniana — «Конституция Антонина») — указ римского императора Каракаллы 212 г., предоставлявший римское гражданство всему свободному населению империи. Преследовал в первую очередь фискальные цели, а именно охватить всех подданных налоговой системой и увеличить базу для комплектования армии, поскольку в легионах имели право служить только полные римские граждане.
Перегрины (от лат. peregrinus — иностранец, чужеземец) — категория населения Римского государства.
Римское гражданство (лат. Civitas Romana) — высший социальный и юридический статус римской античности, означавший возможность пользования всей полнотой юридических прав, предоставляемых римским законодательством. Как общественный институт сыграло огромную роль в истории государства.
Латинское право (лат. ius Latii или ius latinum) — статус подданных Римской республики и Империи, промежуточный между римским гражданином и перегрином. Исторически впервые был предоставлен обитателям Лация, отсюда и название. Женщины, как и обычно в римском праве, не рассматривались как носители гражданства.
Публиканы (лат. publi cani) — в римской финансовой системе лица, бравшие на откуп у государства его имущество — publicum (земли — ager, пастбища — scripturae, рудники — metalla, соляные варницы — salinae), а также государственные доходы (налоги — vectigalia, пошлины — portoria) и общественные подряды (на постройки) и поставки (например, хлеба).
Упоминания в литературе
Если говорить о феодализме, который возник на обломках Римской империи, то он стал продолжением той формы, которая начала складываться еще в недрах империи, – колоната. Колоны – арендаторы земли (а иногда и орудий труда), которые вносили владельцу участка арендную плату – как в натуральной, так и денежной форме. Колонами считались любые арендаторы – как рабы, так и свободные. Первоначально между ними в юридическом плане проводилась четкая грань: рабы были квази-колонами и были ограничены в личных правах. Вместе с тем
перевод раба на положение колона повышал стимул работника к труду и был выгоден рабовладельцу, который таким образом увеличивал свой доход и снимал с себя бремя постоянного контроля за работником. Постепенно квази-колоны стали основным видом колонов, они стали получать некоторые личные права, а вносимая ими арендная плата стала напоминать натуральный и денежный оброк крепостного.
Если говорить о феодализме, который возник на обломках Римской империи, то он стал продолжением той формы, которая начала складываться еще в недрах империи, – колоната. Колоны – арендаторы земли (а иногда и орудий труда), которые вносили владельцу участка арендную плату – как в натуральной, так и денежной форме. Колонами считались любые арендаторы – как рабы, так и свободные. Первоначально между ними в юридическом плане проводилась четкая грань: рабы были квазиколонами и были ограничены в личных правах. Вместе с тем
перевод раба на положение колона повышал стимул работника к труду и был выгоден рабовладельцу, который таким образом увеличивал свой доход и снимал с себя бремя постоянного контроля за работником. Постепенно квазиколоны стали основным видом колонов, они стали получать некоторые личные права, а вносимая ими арендная плата стала напоминать натуральный и денежный оброк крепостного.
Если говорить о феодализме, который возник на обломках Римской империи, то он стал продолжением той формы, которая начала складываться еще в недрах империи, – колоната. Колоны – арендаторы земли (а иногда и орудий труда), которые вносили владельцу участка арендную плату – как в натуральной, так и в денежной форме. Колонами считались любые арендаторы – как рабы, так и свободные. Первоначально между ними в юридическом плане проводилась четкая грань: рабы были квазиколонами и были ограничены в личных правах. Вместе с тем
перевод раба на положение колона повышал стимул работника к труду и был выгоден рабовладельцу, который таким образом увеличивал свой доход и снимал с себя бремя постоянного контроля за работником. Постепенно квазиколоны стали основным видом колонов, они стали получать некоторые личные права, а вносимая ими арендная плата стала напоминать натуральный и денежный оброк крепостного.
Крестьянское население вотчины не было единым по своему происхождению и правовому положению. Оно делилось на три основные группы – колонов, литов и рабов-сервов. Колоны не утратили полностью личной свободы, но уже находились в поземельной зависимости от вотчинника, не могли уйти со своего надела, находившегося у них в наследственной собственности. Рабы, жившие в вотчине, разделялись на две категории: дворовые рабы, не имевшие надела, и рабы, сидевшие на земле. Первые жили и работали на господском дворе; их можно было продать и купить, и все то, что они приобретали, рассматривалось как собственность господина. Рабы, наделенные землей и прикрепленные к ней, обычно отчуждались без земли и по своему фактическому
положению были уже не рабами, а зависимыми крестьянами. Промежуточное положение между колонами и рабами (сервами) занимали литы, обычно находившиеся под патронатом какого-либо светского или духовного крупного землевладельца и державшие свой земельный надел в наследственном пользовании. Грани в правовом положении отельных категорий крестьян постепенно стирались, и они все больше сливались в единую массу зависимых. Зависимые крестьяне всех категорий обязаны были нести повинности в пользу сеньора – выполнять барщину и оброк.
Крестьянское население вотчины не было единым по своему происхождению и правовому положению. Оно делилось на три основные группы – колонов, литов и рабов-сервов. Колоны не утратили полностью личной свободы, но уже находились в поземельной зависимости от вотчинника, не могли уйти со своего надела, находившегося у них в наследственной собственности. Рабы, жившие в вотчине, разделялись на две категории: дворовые рабы, не имевшие надела, и рабы, сидевшие на земле. Первые жили и работали на господском дворе; их можно было продать и купить, и все то, что они приобретали, рассматривалось как собственность господина. Рабы, наделенные землей и прикрепленные к ней, обычно отчуждались без земли и по своему фактическому
положению были уже не рабами, а зависимыми крестьянами. Промежуточное положение между колонами и рабами (сервами) занимали литы, обычно находившиеся под патронатом какого-либо светского или духовного крупного землевладельца и державшие свой земельный надел в наследственном пользовании.
Связанные понятия (продолжение)
Квири́ты (лат. Quirites) — в Древнем Риме эпохи республики название римских граждан (cives), употреблявшееся обычно в официальных обращениях (Populus Romanus Quiritium).
Рабство в Риме получило наибольшее распространение по сравнению с другими древними государствами, но зачастую это отвечало интересам тогдашнего общества, послужив важным катализатором его развития.
Фиск (лат. fiscus, буквально — «корзина» или «денежный ящик») — государственная казна.
Югер (лат. iugerum) — у древних римлян мера измерения площади поверхности, служившая для измерения поля и составлявшая собственно площадь, которую можно вспахать в день парой (uno jugo) волов, впряженных в ярмо. Причём под словом jugerum подразумевается то же, что под словом jugum (ярмо, запряжка).
Па́рики (др.-греч. πάροικος — поселенец, пришелец) — категория зависимых наследственных держателей земли феодала-землевладельца, императора или казны в Византии в IX—XV вв. В XIII веке в некоторых районах Византии были закрепощены. Принадлежавшие феодалу парики платили ему натуральную и денежную ренту, несли отработочные повинности. Государственные парики держали государственную землю, несли специфические государственные повинности (поставка продовольствия императорскому двору, обслуживание государственных...
Домина́т (лат. dominātus — господство ← dominus — господин, хозяин) — форма правления в Древнем Риме, пришедшая на смену принципату и установленная императором Диоклетианом (284—305 годы). В доминат включают период тетрархии.
Клиентела (лат. clientēla, p. -lae) — форма социальной зависимости в Древнем Риме: взаимные правовые, социальные и экономические обязательства между патронами и клиентами. Восходит ко временам разложения родового строя.
Вольноотпу́щенник и (либерти́ны, лат. libertini) — в Древней Греции и Древнем Риме, Византии, а также в западноевропейских государствах периода раннего феодализма — отпущенные на свободу или выкупившиеся рабы.
Ри́мская коло́ния (лат. colonia, мн. ч.: coloniae) — городское поселение римских граждан в захваченных Римом землях. Статус колонии обычно предоставлялся крупному или стратегически значимому городскому поселению, которое было основано по постановлению Римского сената или же волей римского народа. Постановление о наделении города статусом колонии выдавали специально назначенные триумвиры или, реже, квинквевиры (triumviri или quinqueviri coloniae deducendae). Римская колонизация опиралась на сеть колоний...
Социальные классы играли важную роль в жизни римлян. Древнеримское общество было иерархическим. Свободнорождённые римские граждане были разделены на несколько классов, в зависимости от происхождения и имущественного положения. Было ещё несколько классов, которые не являлись гражданами и имели некоторые юридические права, а также рабы, лишённые всех прав.
Местное самоуправление в Древнем Риме строилось по римскому образцу: городами управляли несколько магистратов, выбираемых народным собранием на год и по завершению службы входивших в местный совет. При этом детали отличались как в течение времени, так и в различных регионах. При присоединении провинций во многом сохранялись местные традиции, но с постепенным получением городами гражданства происходила стандартизация местного самоуправления. С ростом затрат магистратов должности из престижных превратились...
Префе́кт анно́ны (лат. praefectus annonae) — римское должностное лицо, контролировавшее поставки пшеницы в Рим.
Зависимые крестьяне — общее название одного из двух основных социально-экономических классов средневекового общества эпохи классического феодализма. Группой лично зависимых крестьян управляли воины-землевладельцы, так называемые феодалы, защищавшие крестьян от нападений других феодалов как активными военными действиями, так и другими методами, например, предоставляя им защиту в стенах своего замка, торговые площади для ярмарок, складские помещения и так далее. Зависимое крестьянство пришло на смену...
Принципат (лат. principatus, от princeps — первый сенатор, сенатор, открывающий заседание) — условный термин в исторической литературе для обозначения сложившейся в Древнем Риме в период ранней империи (27 год до н. э. — 284 год н. э.) особой формы монархии, совмещавшей монархические и республиканские черты. Обладатели высшей власти в основном именовались титулом принцепс, этим подчёркивался их статус не монарха-самодержца, а первого среди равных.
Лише́ние воды́ и огня ́ (лат. aquae et ignis interdictio) — вид уголовного наказания, предусмотренный римским правом. Традиционно налагалось народным трибуном. Зафиксировано начиная с эпохи Первой Пунической войны, вышло из употребления в период ранней империи.
Бревиарий Алариха (лат. Breviarium Alaricianum, Breviarium Alarici, Lex Romana Visigothorum) — вестготский свод римских законов. В него включено большинство норм из Кодекса Феодосия, новеллы поздних императоров до Ливия Севера и фрагменты из произведений классических римских юристов.
Префектура претория (лат. praefectura praetorio, по гречески встречаются названия ἐπαρχότητα τῶν πραιτωρίων или ὑπαρχία τῶν πραιτωρίων) — крупнейшая единица административного деления поздней Римской империи, выше находящихся на среднем уровне диоцезов и находящихся на нижнем уровне провинций. Префектуры претория возникли в правление Константина I (306—337) и приняли свою более или менее окончательную форму в последней трети IV века, сохранившись до VII века, когда реформы Ираклия уменьшили влияние...
Ва́рварские короле́вства — государства, созданные варварскими народами на территории Западной Римской империи в условиях её распада в V веке. Характерной чертой, общей для всех этих раннесредневековых политических образований, была внутренняя нестабильность, проистекавшая из отсутствия в то время устоявшегося правила престолонаследия — сыновья короля, имели приоритетное право на престол, но знать вполне могла предложить иную, собственную кандидатуру.
Дуумви́ры (Duumviri или Duoviri) — так назывались в древнем Риме два лица, которым государство совместно поручало какое-нибудь дело; название поручения прибавлялось к слову «дуумвиры». Вместе составляли дуумвират.
На окраинах Римской империи жили так называемые «варварские» племена. Варварами римляне именовали всех негреков и неримлян. Наиболее многочисленными были племена славян, кельтов и германцев. Под общим названием германцев римляне подразумевали все народы, жившие на восток от Рейна, между Альпами и Северным морем.
Подробнее: Рабство у древних германцев
Квири́тское пра́во (лат. jus Quiritium) — система древнейшего римского права. Основным его источником были Законы XII таблиц.
Законы двенадцати таблиц (лат. Leges duodecim tabularum; 451—450 год до н. э.) — кодификация государственного закона от народа (lex publica) в Древнем Риме. Законы двенадцати таблиц — плод специально созданной комиссии из 10 человек (децемвиры с консульской властью для написания законов, лат. decemviri consulari imperio legibus scribundis) и представлял собой свод законов, регулирующих практически все отрасли. Законы двенадцати таблиц регулировали сферу семейных и наследственных отношений, содержали...
Кризис Римской империи III века — период истории Римской империи, хронологические рамки которого как правило определяют между гибелью Александра Севера в 235 году и провозглашением императором Диоклетиана в 284 году. Этот период характеризуется рядом кризисных явлений в экономике, ремесле, торговле, а также нестабильностью государственной власти, внутренними и внешними военными столкновениями и временной потерей контроля Рима над рядом областей. В различных исторических школах взгляды на причины...
Совет ста четырёх , или миат (финик. ???, M't) — контрольный орган и высшая судебная инстанция Карфагена во второй половине V—II веках до н. э.
О рабстве на берегах Тигра и Евфрата мы можем составить себе ясное представление благодаря множеству дошедших до нас памятников права: контрактов, сделок, купчих и т. д.
Подробнее: Рабство в Вавилоне и Ассирии
Прови́нция (лат. provincia) в Древнем Риме — единица административно-территориального деления земель вне Апеннинского полуострова. До реформ Диоклетиана (ок. 296 года) была самой крупной административной единицей, впоследствии входила в состав диоцеза.
Итали́йцы (ита́лики) (лат. Italici) — в более широком смысле: народы, населявшие Апеннинский полуостров и прилегающие острова (Корсику, Сардинию, Сицилию) до образования Римского государства и впоследствии ассимилированные римлянами. В более узком смысле — племена индоевропейской группы, в древности населявшие Апеннинский полуостров и говорившие на италийских языках. Подразделялись на две ветви: фалискско-латинскую, объединявшую фалисков, латинов, авзонов (или аврунков), энотров, сикулов и др. и...
Багау́ды (лат. Bagaudae) — участники антиримского освободительного движения, охватившего северо-западную Галлию, а потом и северо-восточную Испанию.
Комит священных щедрот (лат. comes sacrarum largitionum, греч. κόμης τῶν θείων θησαυρῶν) — должность высокопоставленных финансовых чиновников в поздней Римской и ранней Византийской империях.
Нумидийцы (лат. numidae, др.-греч. νομαδιoς от др.-греч. νομαδος, «кочевники») — греко-римское название берберских племен, которые обитали на территории современного Туниса и Алжира. Другим (и более древним) их именем является этноним «максии» или «макситане».
Пять хоро́ших импера́торов — пять последовательно правивших римских императоров из династии Антонинов: Нерва, Траян, Адриан, Антонин Пий, Марк Аврелий (первое время его соправителем был Луций Вер). За время их правления (96-180 годы н. э.), которое отличалось стабильностью и отсутствием репрессий, Римская империя достигла своего наивысшего расцвета.
Померий (лат. Pomerium) — античная граница, обозначавшая священные пределы города Рима, его сакральная граница.
Фециа́лы (от лат. fetiales) — древнеримская жреческая коллегия (лат. sodalitas), состоявшая из 20 пожизненных членов, избиравшихся путём кооптации, и занимавшая в ряду римских жречеств по значению и рангу первое место после четырёх главнейших жреческих коллегий (sacerdotum quatuor amplissima collegia — понтификов, авгуров, квиндецемвиров священнодействий и эпулонов).
Про́ния (греч. πρόνοια — попечение) — феодальный институт в Византии XI—XV вв. — пожизненное (иногда наследственное) императорское пожалование светскому лицу или монастырю в награду за службу, с правом управления определённой территорией и сбором с неё налогов. Наибольшее развитие получила во второй половине XII в., когда земельные владения давались на условиях несения службы, преимущественно военной. Со временем прония превратилась в наследственное владение. Типологически близка к западноевропейскому...
Куриатные комиции — древнеримские собрания патрициев 30 курий, восходящие к родовому строю.
Экви́ты (Всадники) (лат. equites, от лат. equus, «конь») — одно из привилегированных сословий в Древнем Риме.
Эта статья содержит сведения об истории Древнего Рима начиная с 509 года до н. э. Основная статья обо всей древнеримской цивилизации — Древний РимРи́мская респу́блика (лат. Res publica Populi Romani «Общее дело народа Рима») — историческая эпоха Древнего Рима (509—27 года до н. э.). Государственно-политический строй Республики совмещал демократические, олигархические и монархические (в традициях предшествовавшей царской эпохи) элементы.
Подробнее: Римская республика
Ту́рма (лат. turma) — подразделение эскадрона, конный отряд из 30—32 человек, 1/10 (алы) римской армии.В Римской республике конница набиралась из римлян или их союзников и входила в состав легиона. Конница легиона состояла из 300 человек, которые делились на 10 взводов (турм) по 30 человек каждый, a турма на 3 десятка (декурия). Декуриями командовали три декуриона, один из которых командовал всей турмой.
Повинность — законодательно закреплённая обязанность по выполнению общественно полезного труда.
Пре́тор по дела́м инозе́мцев (лат. Praetor peregrinus) — это коллегиальная магистратура в древнеримском государстве, созданная для разрешения конфликтов (споров) между квиритами и не-квиритами или между живущими в Риме чужеземцами (т. н. перегринами) и обладающая империем.
Прокульянцы (прокулианцы, прокуланы) (лат. proculiani) — школа римских юристов (Помпоний называл её сектой, Гай — школой), основателем которой считается Лабеон.
Герма́ния (лат. Germania) — термин, которым Гай Юлий Цезарь (в «Записках о Галльской войне») и Корнелий Тацит (в трактате «О происхождении германцев») обозначали область проживания германских племён (ориентировочно между Маасом и Неманом). Этот латинский топоним стал впоследствии названием крупнейшей страны Центральной Европы.
Галльская империя (лат. Imperium Galliarum) — сепаратистское образование, возникшее на территории римской Галлии во время кризиса III века.
Наро́дное собра́ние — орган государственной власти в ряде государств (преимущественно в древности и средневековье), состоящий из всех совершеннолетних граждан данного государства.
Умбры (лат. Umbri) — древний италийский народ, сформировавшийся в Северной Италии в конце бронзового века. Согласно другой версии, умбры, как и родственные им племена, входившие в оскско-умбрскую группу италийских племен, мигрировали на север Апеннинского полуострова из Центральной Европы не ранее 9 века до н. э., после чего основная часть этой группы италиков продвинулась южнее. Предположительно, в начале 7 века до н. э. под нажимом этрусков часть умбров (сабины) переселилась в центральную и южную...
Упоминания в литературе (продолжение)
Чтобы удержать солдат на своей службе, московский царь принял в то же время ряд мер, направленных к увеличению доходов с пожалованных в качестве бенефиций земель. Наиболее действительные и выдающиеся из этих мер заключались в ограничении права свободных арендаторов переходить на жительство с занятой ими земли на какую-нибудь чужую землю. Это еще не было тем, что мы называем крепостным правом, которое было введено лишь в период более поздний – в царствование первых трех монархов из ныне правящей династии. Это было нечто вроде того прикрепления к земле, которое в императорском Риме превращало свободного, но задолжавшего фермера в колона, то есть человека
свободного, но не имевшего права менять место жительства.
Судя по «Капитулярию о виллах», в IX веке большинство крестьян в каролингском поместье составляли колоны, еще не полностью зависимые от феодалов. Но они, имея ограниченные права в распоряжении наделом, уже не могли свободно уйти в другое поместье. В
основном это были потомки свободных крестьян галло-римского происхождения. Крестьяне, не имевшие наделов, назывались провендариями и находились на положении дворовых людей. Близкими по положению к провендариям были рабы-сервы. Они полностью зависели от феодала, их можно было купить и продать. Чаще всего в эту категорию попадали потомки зависимых людей позднеримского и меровингского времени. В поместьях имелись также литы, которые занимали промежуточное положение между колонами и сервами. Как правило, они находились под патронатом светских или духовных феодалов и имели надел в наследуемом пользовании. Но постепенно различия между разными категориями крестьян сглаживались, все они становились полностью зависимыми от светских и духовных феодалов.
Ограничены в
правах были колоны – арендаторы земли, мелкие фермеры, формально свободные (имели права на брак и имущество), но экономически зависимые от землевладельца в результате постоянных займов. Колоны попадали в имущественную зависимость, арендуя землю за: 1) плату; 2) долю урожая; 3) обработку части земли хозяина.
«Полиптик аббата Ирмиона»[20] (начало IX в.) – опись земельных владений монастыря Сен-Жермен (близ Парижа), содержащая сведения о церковных поместьях. Из сохранившихся 25 описей отдельных владений можно судить о крестьянских наделах (мансах) и повинностях их держателей. Мансы делились на формально свободные, литские и рабские. С каждого из них взимались определенные поборы. Интересно, что в «Сен-Жерменском полиптике» показан процесс нивелировки крепостного и зависимого населения: в описях нет соответствия между категориями мансов и
держателей. «Свободный» колон мог держать сервильный (рабский) манс, а лит или раб – свободный манс и нести соответствующие повинности.
Одновременно наблюдается превращение свободного крестьянина в арендатора-колона. Развитие колоната было результатом грабежа крестьянской земли и связанного с этим роста латифундий. Другой его причиной было уменьшение притока рабов из-за
границы. Обязательства колонов носили как денежный, так и натуральный характер.
Одновременно наблюдается превращение свободного крестьянина в арендатора—издольщика –
колона. Развитие колоната было результатом грабежа крестьянской земли и связанного с этим роста латифундий. Другой его причиной было уменьшение притока рабов из—за границы.