Связанные понятия
Старость — период жизни человека от утраты способности организма к продолжению рода до смерти. Характеризуется ухудшением здоровья, умственных способностей, угасанием функций организма.
Богатство — изобилие у человека или общества нематериальных и материальных ценностей (таких, как деньги, средства производства, недвижимость или личное имущество), превышающее жизненные потребности человека (достаток). К богатству можно также отнести доступ к здравоохранению, образованию и культуре. В социологии богатым считается тот человек, который обладает значительными ценностями по отношению к другим членам общества. В экономике богатство определяется как разница между активами и пассивами на...
Социальное неравенство — форма дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей. В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления. По состоянию на 2006 год 1 % самых богатых людей владеют более чем 40 % богатств...
Социа́льные пробле́мы или обще́ственные пробле́мы — вопросы и ситуации, которые прямо или косвенно влияют на человека и, с точки зрения значительного числа членов сообщества, являются достаточно серьёзными проблемами, требующими коллективных усилий по их преодолению.
Маргина́л , маргина́льный челове́к, маргинальный элемент (от лат. margo — край) — человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей, и т. д.
Упоминания в литературе
Для цивилизованного же общества не менее актуальна проблема трудовой бедности. Необходимо понять: бедность – понятие относительное, которое определяется уровнем социального расслоения. Проблема познается исключительно через сопоставление уровня жизни «бедных» и «богатых» членов общества. Например, в СССР практически все его граждане имели вполне достойный уровень жизни, работу и надежные социальные гарантии, хотя, по нынешним меркам, жили относительно небогато. Но уровень заработной платы квалифицированного рабочего был сравним с зарплатой инженера и даже мог её превышать, а зарплата министра была ненамного больше заработной платы ученого или офицера. Сырьевая рента и доходы от собственности шли исключительно в доход государства, а не в карман узкого круга лиц, назначенных «олигархами». 20 лет назад в стране никто не умирал с голоду, у нас практически не было ни бомжей, ни наркоманов. В сегодняшней же России все это приняло масштаб настоящего массового бедствия. Наше общество стало стремительно дифференцироваться по уровню жизни и доходов. Впервые возникло понятие трудовой бедности и даже
нищеты .
а) борьба с
нищетой велась традиционными способами, в результате количество нищих не только не уменьшилась, но и возросло. Согласно оценке Всемирного банка 1,3 млрд человек живут в абсолютной бедности, имея доход в размере одного доллара и меньше в день. Нищие появились в России и других странах бывшего СССР, где нищеты раньше не было, а в последние 10 лет число людей, живущих за чертой бедности, достигло 120 млн человек. Мировое потребление зерна на душу населения с 1950 по 1985 год выросло с 247 до 342 кг, но в последующие 14 лет сократилось в среднем до 319 кг;
В Докладе о развитии человека за 1997 год администратор Программы Развития (ПРООН) Джеймс Густав Спет (в предисловии) ставит вопрос о войне против
нищеты , которая выступает главным препятствием в решении проблем устойчивого развития, а мы добавим – в решении реализации «императива выживаемости», императива выхода из первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы. Он пишет: «Основной мыслью через весь доклад проходит утверждение о том, что нищета не является больше чем-то неизбежным. В мире достаточно как материальных, так и природных ресурсов, «ноу-хау» и людей для того, чтобы превратить в реальность мечту о «безбедном» обществе за период менее срока одного поколения. Около 160 лет тому назад весь мир сплотился для борьбы с рабством. Сегодня мы должны объявить аналогичную войну нищете» [ «Доклад о развитии человека…», 1997, с. III–IV].
Безработица стала бичом европейских стран. В Испании она превысила 25 %, и это самый высокий показатель в еврозоне. Бедность – привычное явление даже в Германии, считающейся лидером Евросоюза. В первую очередь страдают дети и молодые семьи – около 3 миллионов немецких детей живут сегодня за чертой бедности, и особенно в земле Северный Рейн-Вестфалия. По инициативе самих граждан здесь создана программа «IMMERSATT», существующая на частные пожертвования – с ее помощью удается кормить детей из малоимущих семей в Дуйсбурге. Казалось бы, нищие на улицах и бездомные – где угодно, но только не в благополучной Европе! Однако, согласно опросам, 12,5 миллиона человек в Германии боятся
нищеты . При этом Германия принимает у себя свыше миллиона мигрантов из стран Ближнего Востока и Северной Африки, и расходы на нужды мигрантов в размере 5 миллиардов евро в год понятны, мягко говоря, не всем немецким гражданам.
Мотив «качества жизни граждан» был ведущим в 2004—2006 годах в любых крупных публичных заявлениях президента и других руководителей страны. При этом проблема качества жизни для России в 2006 году имела совершенно определенный социально-экономический аспект, когда значительная часть граждан находилась на уровне бедности и
нищеты . Само определение этих уровней требует специального разъяснения.
Связанные понятия (продолжение)
Несправедливость относится к отсутствию или противоположности справедливости. Термин может быть применён относительно отдельного случая или ситуации. Термин обычно соотносится с плохим обращением, злоупотреблением, пренебрежением или должностным преступлением, которое осталось безнаказанным либо санкционированным правовой системой. Плохое обращение и злоупотребление в отдельном случае или контексте могут представлять системный отказ служить делу правосудия (правовой вакуум). Несправедливость означает...
Детский труд — это привлечение детей к работе на регулярной основе. В настоящее время в большинстве стран детский труд считается формой эксплуатации и признан незаконным. В прошлом детский труд был широко распространён, но после появления и признания концепций безопасности труда и прав детей области применения детского труда постепенно стали сокращаться. Среди видов детского труда, существующих в цивилизованных странах, можно отметить работу в шоу-бизнесе (кино, театр, эстрада). Дети часто бывают...
Гума́нность (лат. humanus — человечный) — любовь, внимание к человеку, уважение к человеческой личности; доброе отношение ко всему живому; человечность, человеколюбие. Система установок личности по отношению к человеку, группе, живому существу, обусловленная нравственными нормами и ценностями, представленная в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуемая в общении и деятельности в актах содействия, помощи.
Неграмотность (безграмотность) — означает культурные, образовательные или психически условные отдельные недостатки в чтении или письме у людей, вплоть до полной их невозможности.
Лю́мпен (нем. Lumpen — «лохмотья», лю́мпены, люмпен-пролетариа́т, нем. Lumpenproletariat) — термин, введённый Карлом Марксом для обозначения низших слоёв пролетариата. Позднее люмпенами стали называться все деклассированные слои населения (бродяги, нищие, уголовные элементы и другие асоциальные личности). В большинстве случаев люмпен — это лицо, не имеющее никакой собственности и живущее случайными заработками или пользующееся государственными социальными пособиями в различных формах.
Социальная поляризация — усиление различия в положении общественных групп, доходящее до их противостояния друг другу (полярности). Социальная поляризация может возникать как форма проявления внутриклассовых, межслоевых социальных различий (например, работников неквалифицированного и высококвалифицированного, умственного и физического труда, у руководителей и подчиненных). Ускоренное изменение облика одних слоев при относительной устойчивости облика других могут усиливать социальную поляризацию. Одна...
Свободное время (досуг) — это время,которое остаётся после выполнения Обязательных дел. Разделяется на два основных подхода...
Уровень жизни , также уровень благосостояния, уровень потребления — степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей массой товаров и услуг, используемых в единицу времени.
Нищие — категория людей, находящихся за крайней чертой бедности и вынужденных жить за счёт подаяний и благотворительности со стороны родственников, благотворительных организаций или государства.
Эгои́зм (др.-греч. Εγώ , лат. ego — «я») — поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, когда индивид ставит свои интересы выше интересов других. Противоположностью эгоизма традиционно считается альтруизм, хотя современная психология часто считает такое противопоставление некорректным. Выделяют также специфические взгляды на эгоизм — такие как «разумный эгоизм», «гедонизм».
Занятость — не противоречащая законодательству деятельность граждан, связанная с удовлетворением их личных и общественных потребностей и приносящая им заработок, трудовой доход. Существуют следующие виды занятости...
Социальная помощь — это денежная помощь и помощь в натуральной форме, в основном финансируется из бюджета и добровольных пожертвований и платится людям, которые находятся в тяжелом материальном положении, как на основе проверки их дохода и наличия средств к существованию, так и по определенным критериям без проверки дохода. Это означает также, что некоторые слои населения будут пользоваться благами программы помощи, а другие будут исключены из сферы её действия.
Третий мир — политологический термин второй половины XX века, обозначавший независимые страны, не участвующие прямо в холодной войне. Первоначально означал все страны, не присоединившиеся к сателлитам США («первый мир») или к социалистическому содружеству («второй мир»). В последующем термин стал употребляться для обозначения слабых по уровню развития стран (синоним понятия «развивающиеся страны»), и иногда используется в качестве пейоратива.
О́браз жи́зни (лат. modus vivendi) — типичные для конкретно-исторических социально-экономических отношений способ и формы индивидуальной и коллективной жизнедеятельности человека, характеризующие особенности его поведения, общения, склада мышления.
Предрассу́док — суждение, усвоенное некритически, без размышления. Это иррациональные компоненты (стереотипы) общественного и индивидуального сознания: суеверия и предубеждения.
Презре́ние — отрицательно окрашенное чувство, возникающее по отношению к объекту, демонстрирующему качества или поведение, которые субъект не позволяет себе демонстрировать, так как воспринимает их социально неприемлемыми. Презрение связано с чувством превосходства. Кроме того, оно легко переходит в злость, гнев, ярость и даже порождает ненависть, если объект презрения становится существенным препятствием на пути удовлетворения потребностей субъекта.
Униже́ние — поведение человека, целью или результатом которого является падение у унижаемого чувства собственного достоинства и его достоинства в глазах других людей. Унижение может совершаться как намеренно, например, с целью самоутверждения, так и являться, например, методом воспитания.
Наси́лие , по определению Всемирной Организации Здравоохранения, — преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное против себя, против иного лица, группы лиц или общины, результатом которого являются (либо имеется высокая степень вероятности этого) телесные повреждения, смерть, психологическая травма, отклонения в развитии или различного рода ущерб.
К развивающимся странам (англ. Developing countries), — более точное, но нецелесообразное определение — менее развитые страны (англ. Less developed countries) — теоретически относят те государства и страны, у которых более низкий уровень ВВП на душу населения по сравнению с другими государствами и странами.
Подробнее: Развивающиеся страны
Нуклеа́рная семья ́ (англ. nuclear family) (также супружеская или партнёрская семья) — семья, состоящая из родителей (родителя) и детей, либо только из супругов, на первый план выдвигаются при этом отношения между супругами (представителями одного поколения), а не отношения между представителями разных поколений (родителями и детьми). Противопоставляется расширенной (или сложной) патриархальной семье традиционного типа, в состав которой входит несколько супружеских пар или, как минимум, несколько...
Жесто́кость — проявление грубого (в том числе неумелого) отношения и обращения с другими живыми существам, которое может сопровождаться в том числе причинением им боли и нанесением душевных и телесных повреждений.
Пья́нство — регулярное употребление алкогольных напитков в значительных количествах; это состояние не классифицируется как алкоголизм, но предшествует ему. В словаре Д. Н. Ушакова: «Постоянное и невоздержанное потребление спиртных напитков».
Алчность , корыстолюбие, стяжательство, любостяжание, скопидомство, сребролюбие, мздоимство — деятельное стремление и неумеренное желание, склонность к получению материальных благ и выгоды.
Неве́жество — недостаток знаний, необразованность, неразвитость, отсталость. Согласно словарю Ушакова — отсутствие познаний, некультурность, отсталость; в другом, разговорном значении — невоспитанность, невежливость. У Ожегова — отсутствие знаний, некультурность; невежливое поведение.
Стигматиза́ция (от греч. στíγμα — «ярлык, клеймо») — клеймение, нанесение стигмы. В отличие от слова клеймение, слово стигматизация может обозначать навешивание социальных ярлыков. В этом смысле стигматизация — увязывание какого-либо качества (как правило, отрицательного) с отдельным человеком или множеством людей, хотя эта связь отсутствует или не доказана. Стигматизация является составной частью многих стереотипов.
Забо́та — комплекс действий по отношению к какому-либо объекту, нацеленных на его благополучие.
Социа́льная иера́рхия — иерархическая структура отношений по поводу распределения в обществе власти, собственности, доходов, престижа и других ценностей.
Попрошайничество — активное прошение у прохожих людей денег и других материальных ценностей, являющееся для просящего основным средством дохода. Часто сочетается с бродяжничеством. Согласно толковому словарю Ушакова, попрошайничество — это занятие нищенством, либо постоянное, нудное приставание с просьбами о чем-нибудь.
Порок — этический термин, обозначающий укоренённость в грехе и недолжном поведении. Впервые порок (греч. κακία) осмысливает Аристотель в своем трактате Никомахова этика, где это слово является антонимом добродетели. Термин используется и в средневековой этике (Пьер Абеляр) и обычно сопоставлялся с грехом. Если грех воспринимался как поступок и результат выбора, то порок (лат. vitium) трактовался как аморальная склонность, которая превращается в пагубную привычку.
Бюрокра́тия (от фр. bureau «бюро, канцелярия» + греч. κράτος «господство, власть») — система управления, осуществляемая с помощью аппарата, стоящего над обществом. Определение бюрократии как системы управления, осуществляемой с помощью оторванного от народа и стоящего над ним аппарата, наделенного специфическими функциями и привилегиями, и как слоя людей, связанных с этой системой, может использоваться при выполнении педагогических и пропагандистских функций.
Низший класс (англ. underclass) — наименование социальной группы населения, к которой различные исследователи относят...
Война ́ — конфликт между политическими образованиями — государствами, племенами, политическими группировками и так далее, — происходящий на почве различных претензий, в форме вооружённого противоборства, военных (боевых) действий между их вооружёнными силами.
Демографическая политика — комплекс экономических, административных, пропагандистских мероприятий, с помощью которых государство влияет на рождаемость в желаемом для себя направлении.
Группа меньшинств (ГМ) — это социологическая группа, вес которой не является доминирующим среди общего населения в данном общественном и временном пространстве. Социологическое меньшинство совсем не обязательно должно быть меньшинством в количественном отношении; оно может представлять группу, ущемлённую в своём социальном статусе, образовании, трудоустройстве, медицинской помощи и политических правах. Во избежание путаницы иногда предпочитают пользоваться терминами подчинённая группа и доминирующая...
Иждивенец — лицо, находящееся на длительном или постоянном материальном или денежном обеспечении со стороны других лиц.
Патернали́зм (от лат. paternus — «отцовский, отеческий») — система отношений, при которой власти обеспечивают потребности граждан, которые в обмен на это позволяют диктовать им модели поведения, как публичного, так и частного. Патернализм отражает узость перспективы, социальное объединение путём принятия единственного кодекса этики, ограничения интересов и форм опыта теми, которые уже установились как традиционные.
Привилегия — системное преимущество, получаемое индивидом в силу его принадлежности к той или иной доминирующей социальной группе и дающее ему непропорционально большой, по сравнению с маргинализованными индивидами, доступ к материальным ресурсам и институциональной власти. Классическими примерами привилегий являются белые и мужские привилегии; современные исследователи также анализируют привилегии, связанные с классом, сексуальностью, возрастом и другими системами господства, и изучают их взаимодействие...
Потребительство (консьюмеризм, консумеризм — транслитерации англ. consumerism) — имеет несколько значений...
Ра́звитые стра́ны (англ. Developed countries) — группа стран, занимающих ведущее положение в мировой экономике. В этих странах проживает 15-16 % мирового населения, но они при этом производят 3/4 валового мирового продукта и создают основную часть экономического и научно-технического потенциала мира. Развитые страны называют также индустриальными странами или индустриально развитыми.
Дифференциа́ция дохо́дов населе́ния , или нерáвенство доходов — разница в уровне денежных доходов различных слоёв и групп населения. В количественном плане характеризуется показателями, отражающими степень неравномерности распределения доходов. Различие в доходах имеет следствием неравномерность в распределении материальных и нематериальных благ и играет определяющую роль в существовании экономического неравенства.
Многоде́тная семья ́ — в России и большинстве европейских стран это семья, в которой трое или более детей.
Социа́льная защи́та — система мер, направленных на соблюдение прав человека, на удовлетворение его социальных потребностей.
Материальные блага — категория экономической теории, представляющая собой блага имущественного характера, которые создаются с использованием таких форм организации хозяйства, как натуральное и товарное.
Рабо́чая си́ла (англ. Labor power, нем. Arbeitskraft) в марксистской политической экономии — способность человека к труду, совокупность физических и духовных способностей, которые человек использует в своей деятельности.
Страда́ние — совокупность крайне неприятных, тягостных или мучительных ощущений живого существа, при котором оно испытывает физический и эмоциональный дискомфорт, боль, стресс, муки.
Упоминания в литературе (продолжение)
Торговля и промышленность «представляют совокупную взаимосвязь причин и последствий». Эта истина была доступна отечественной научной мысли. И. С. Вавилов писал, что «те страны, где промышленность и торговля находятся в пренебрежении, угрожаются всеобщею
нищетою , и рано или поздно, погрузясь в нищенство, вычёркиваются из списка самобытности». Разрушение российской промышленности в ходе нынешних либеральных реформ отразилось на состоянии национального торгового дела: оно лишилось своего коренного основания, перешло на обслуживание импорта и способствует обогащению чужих стран.
Если усугубляющиеся проблемы крайней
нищеты и дурного управления в неблагополучных странах, расположенных к югу от Сахары, странах Евразии, Ближнего Востока и Латинской Америки сохранят свою остроту, эти регионы станут благодатной почвой для терроризма, организованной преступности и пандемий. Вынужденная иммиграция также может стать важной составляющей общего процесса деградации. Международному сообществу предстоит решить, стоит ли ему вмешиваться, как это делать и какой ценой.
И это происходило в то время, когда страна каждый год уносила на кладбище более двух миллионов своих граждан, умерших от массовых заболеваний,
нищеты и голода, нехватки лекарств, от отвратительного медицинского обслуживания… За время путинского правления совокупные демографические потери превысили семь миллионов человек.
Привлекательность Северной и Западной Европы для мигрантов определяется многими факторами: высоким уровнем жизни, спросом на рабочую силу – как квалифицированную, так и неквалифицированную, наличием крупных этнических общин недавних иммигрантов, притягивающих к себе легально и нелегально прибывающих в страну соотечественников, а также (до последнего времени) относительно мягкая иммиграционная политика. Огромное значение играет и глобальный фактор: в развивающихся странах проживают десятки миллионов людей, для которых иммиграция в более богатые страны Запада – едва ли не единственный способ уйти от
нищеты , спастись от локальных войн, получить образование.
К такому страшному концу США толкает собственная сверхэгоистичная суперэлита страны. Эти международные сверхбогачи быстро приспособилась к глобальной экономике, хотя это вредит национальным интересам Америки. Большие шишки скулили и стонали, что в глобальной экономике американцы неконкурентоспособны. Среди них бытует точка зрения, что упадок американского среднего класса на самом деле не имеет значения. «Если преобразование мировой экономики поднимет из
нищеты в средний класс четырёх человек в Китае и Индии, а один американец из среднего класса выпадет, то это не такая уж плохая сделка». Это высказывание показывает, что банковский капитал и спекулятивные фонды, нацеленные на получение максимальной прибыли при любых условиях, совершенно не интересует потеря работы американцами из-за их операций. Какой уж тут филантропический капитализм!
В 1992-м и 1994 годах соответственно в Рио-де-Жанейро и Каире состоялись международные конференции по народонаселению, на которых миру была навязана программа так называемого устойчивого развития, предполагающая консервацию того уровня потребления, который позволяют себе сегодня развитые страны (и, одновременно, – консервацию
нищеты , присущей развивающимся странам, поскольку именно она служит в данном случае мировым «консервантом»). Конференции проходили под эгидой ООН, но процитируем отрывок из заявления президента Клинтона, сделанного им в 1997 году в связи с финансированием Конгресса международных программ по народонаселению. «Мы подтверждаем, что США будут и впредь занимать руководящую роль в мире по предоставлению добровольной помощи в области планирования семьи… Планирование семьи является ключевым моментом нашей всеобъемлющей стратегии…».
В данном смысле коммунизм действительно служил знаменем эпохи. С его крахом универсальные принципы «свободы», «демократии» и «рыночного хозяйства», начертанные на фасаде западных обществ, окончательно выявили свой рекламный характер. Свобода передвижений вдруг оказалась ограниченной возможностями (и потребностями) ЕЭС и США, диктатура (желательно военная) – лучшей демократией для развивающихся стран, а рынок – эффективным лишь при протекционизме, планировании, государственном долге, а также определенном уровне безработицы,
нищеты и голода.
В Китае изменения были еще более потрясающими: уровень бедности за тот же период рухнул с 84 до 13 %, из
нищеты выбрались около 600 миллионов китайцев. Экономика страны выросла в 25 раз по сравнению с показателями 30-летней давности, став второй по величине в мире после Соединенных Штатов.
Лучшим средством приучения европейцев к мысли о том, что политические институты им ничего не должны, является ликвидация социальной сферы. Через соседствующее с прежним порядком образцы жизни иммигрантов –
нищету , преступность, бескультурье, антисанитарию, отсутствие образования и каких-либо жизненных перспектив. Добившись в бунтах 60-х XX века своего права «быть или не быть» (права выбора любой идентичности и право на нищебродствующий паразитизм), европейская молодежь воспроизвела в следующих поколениях вялое равнодушие к государственности и цивилизации – вместе с готовностью быть низведенными в своем социальном статусе до уровня никчемного пришельца.
Вот выдержка из старого дореволюционного российского учебника по гражданскому праву: «Юридическая возможность
нищеты и голодной смерти в нашем нынешнем строе составляет вопиющее не только этическое, но и экономическое противоречие. Хозяйственная жизнь всех отдельных единиц при нынешней всеобщей сцепленности условий находится в теснейшей зависимости от правильного функционирования всего общественного организма. Каждый живет и дышит только благодаря наличности известной общественной атмосферы, вне которой никакое существование, никакое богатство немыслимы… За каждым должно быть признано то, что называется правом на существование… Дело идет не о милости, а о долге общества перед своими сочленами: каждый отдельный индивид должен получить право на свое существование… Конечно, осуществление права на существование представляет громадные трудности, но иного пути нет: растущая этическая невозможность мириться с тем, что рядом с нами наши собратья гибнут от голода, не будет давать нам покоя до тех пор, пока мы не признаем нашей общей солидарности и не возьмем на себя соответственной реальной обязанности».
Так что если завтра в РФ вдруг покончат с «кровавой гэбней», провозгласят «национальное государство» и решат ввести «шведский социализм», то окажется, что экономика захлебнется. Что жить попросту не на что! Ибо примитивизированная и сырьевая экономика Российской Федерации просто не сможет платить такие налоги. Она – даже если полностью пресечь коррупцию – в силах содержать на человеческом уровне не более четверти населения РФ. Остальные обрекаются на бедность и откровенную
нищету . Нет высокооплачиваемых рабочих мест высокой квалификации, нет шведских и немецких НЕСЫРЬЕВЫХ доходов.
Десятилетиями «Американская мечта» будоражила умы миллионов, маня их к американским берегам. Она и сегодня продолжает привлекать наиболее мотивированных, не только из числа получивших или собирающихся получать высшее образование, но и тех, кто жаждет вырваться из порочного круга
нищеты собственной, менее благополучной, родины. Многие иностранные ученые, врачи и предприниматели по-прежнему видят в Америке больше возможностей для профессионального развития, чем у себя дома. Их более молодые коллеги стремятся получить в Америке послевузовское образование, поскольку американская ученая степень повышает их карьерные перспективы как на родине, так и за рубежом. Из почти миллиона студентов, обучающихся в американских вузах ежегодно, многие остаются в Штатах, польстившись на заманчивые возможности. Аналогичным образом доведенные до нищеты жители Центральной Америки, которые – зачастую с риском для жизни – пробиваются на американский рынок низкоквалифицированного труда, делают личный выбор, отличающий их от тех, кто не отваживается на рискованное предприятие. Для таких мотивированных личностей Америка по-прежнему остается самым привлекательным в мире трамплином в светлое будущее. И в конечном итоге от исполнения их личной мечты выигрывает именно Америка.
Кампанелла в работе «Город Солнца» также излагает идеал общественного порядка, основанного на отсутствии частной собственности на орудия труда, обязательность 4-часового физического труда для всех, где нет
нищеты , эксплуатации, невежества, так как осуществлено творческое содружество всех тружеников общества. Все добытые продукты распределяются по потребностям.
Поскольку Россия искусственно удерживается правящей клептократией в
нищете , даже небольшое снижение зарплат может оказаться фатальным для людей. Ведь когда на конвейере АвтоВАЗа рабочий получал до забастовок 8-11 тысяч рублей, а после забастовок – 10–12 тысяч рублей в месяц за полноценную рабочую неделю при близких к московским ценах, то перевод на 4-дневную рабочую неделю сталкивает семьи за грань нищеты.
Такую замену надо произвести в мировом масштабе. Надо заменить мировой капитализм мировым социализмом. Тогда в мире не станет роскоши – для немногих, зато из мира исчезнут
нищета и бедность – для абсолютного большинства. Жизнь по принципу: «Человек человеку – волк» сменится жизнью по принципу: «Человек человеку – друг, товарищ и брат».
Для решения проблемы распространения мусора муниципалитеты Индии прибегают к помощи частных компаний, которые нанимают сборщиков мусора. Те сдают пластик мелким скупщикам, а они перепродают его крупным торговцам, которые тем или иным образом используют пластиковые отходы. В среднем сборщики мусора зарабатывают 25 долл. в месяц, что является основным источником их дохода. Через руки мусорщиков ежедневно проходит 20 % всего мусора в Дели. В Нью-Дели проживают около 80 тыс. сборщиков мусора, большинство из которых приехали из индийских деревень, либо близлежащих стран, таких как Бангладеш – одной из беднейших стран континента. Они часто не имеют образования и каких-либо профессиональных навыков, поэтому обычно работают в опасных и антисанитарных условиях, живут в трущобах, которые власти периодически сносят под строительство новых объектов. Таким образом,
нищета и безработица жителей городских окраин и трущоб является еще одной, уже не экологической, а гуманитарной стороной проблемы повседневной жизни большого города, которую решает компания Аниты. Она предложила бизнес-модель, выполняющую как социальную, так и экономическую функции: обеспечивает надежный заработок сборщикам мусора (в среднем в 3 раза выше, чем их стандартный заработок, поскольку они фактически участвуют в производстве сырья для нового производства) и создает коммерчески успешный продукт из переработанного пластика.
Самая лживая информация, распространяемая в российских средствах массовой информации, – что МВФ вытащил из
нищеты многие страны и помог им наладить стабильную рыночную экономику. За пределами России хорошо известно, как поспособствовали кредиты и подачки МВФ развалу экономик Аргентины, Перу, Колумбии. Благодаря МВФ и таким монетаристам, как молодой гарвардский профессор Джеффри Сакс, Колумбия превратилась в мировой центр наркобизнеса и преступности. Профессор Т. В. Муранивский подвел итог 20-летнего сотрудничества Мексики с МВФ таким образом: «Мексика, как и вся Латинская Америка, под наблюдением МИФ подвергалась фактическому ограблению экономики и рабочей силы ради выкачивания внешних долгов. Эта чисто американская акция основана на классическом обмане: МВФ обещает реструктурирование внешних долгов, которое на деле означает рефинансирование старых долгов путем введения радикальных мер свободной торговли, включая жесткую девальвацию валют, замораживание зарплаты и цен, введете свободных процентных ставок, дерегулирование народного хозяйства, рост безработицы, приватизацию государственных компаний, дерегулирование иностранных инвестиций и др. Все это делалось с целью гарантировать выплату внешнего долга и добиться того, чтобы ни один цент в этих странах не был инвестирован в реальную экономику».
Маркс пишет о том, как это происходило во Франции: «Ужасная
нищета французских крестьян при Людовике XIV была вызвана не только высотою налогов, но и превращением их из натуральных в денежные налоги». Он приводит слова видных деятелей Франции того времени: «Деньги сделались всеобщим палачом»; «деньги объявляют войну всему роду человеческому»; финансы – это «перегонный куб, в котором превращают в пар чудовищное количество благ и средств существования, чтобы добыть этот роковой осадок», и т. п. Многие страны спаслись только тем, что смогли защититься от монетаризма с помощью государства (например, сохранив натуральные налоги и взаимозачеты) [23, с. 152.].
Мы рассмотрели шестой и пятый управленческие приоритеты надгосударственного управления. Они замкнуты на четвертый по значимости – экономический приоритет. В результате замкнутости (в обход общественного сознания) на чуждую концептуальную власть население России, одной из самых богатейших стран мира, пребывает в
нищете . Мы располагаем всем набором полезных ископаемых, сырьевой базой, мировыми запасами нефти, газа, уникальной энергетической системой, высокообразованным населением, квалифицированными управленцами среднего звена. Так в чем же дело? У нас нет одного – концепции использования всего вышеназванного для блага собственного народа на основе единого программно-целевого подхода. Вместо этого, из-за непонимания властей, декларирующих благонамеренность, мы работаем на враждебную нам концепцию управления. Ее существо не нужно искать в архивах западных спецслужб, оно открыто и доходчиво изложено в Библии и дает установку хозяевам концепции на способы финансового порабощения целых стран и народов и на уничтожение несогласных с такой политикой в виде Доктрины «Второзакония – Исайи»:
Мы стали свидетелями момента, не имеющего прецедентов в истории человечества: еще никогда столько людей не было выведено из крайней
нищеты . Цифры потрясают: сто тридцать пять миллионов человек вырвались из страшной нищеты только в период с 1999 по 2004 год – это больше, чем население Японии, и чуть меньше, чем население России на сегодняшний день.
Деревня, расколотая на кулаков и бедняков при господстве кулаков и их морали, основанной на праве частной собственности, – это деревня, где допустимы
нищета и голод односельчан. Деревня, которая выбирает солидарность и абсолютную мораль, то есть деревня, готовая спасать «своих» от смерти сообща, дает больше гарантий от голода своим жителям: хоть и в нищете, но в голодный год живы все или почти все. Такая деревня сродни идеальной большой семье, а часто в реальности она и была большой семьей. Крестьянский уравнительный утопизм – это не игра ума городского интеллигента, а реальная, проверенная голодовками и коллективной тяжелой работой практика сохранения своей души чистой, а родных людей – живыми.
Нет, В. И. Ленин как раз понимал все очень хорошо и как всегда смотрел далеко вперед. Гениальный стратег и великолепный тактик, он шел на временное развитие госкапитализма, чтобы вырвать молодую Республику Советов из разрухи, учиненной белыми и интервентами, преодолеть
нищету , голод и холод рабочих и крестьян. Ибо в тех условиях, говорил он, «государственный капитализм экономически несравненно выше, чем наша теперешняя экономика…»[173]. Но в этом «нет для Советской власти ничего страшного, ибо Советское государство есть государство, в котором обеспечена власть рабочих и бедноты»[174]. Идя на введение НЭПа, осуществление кооперирования населения страны, В. И. Ленин подчеркивал, что успех этой политики будет обеспечен, «раз государственная власть в руках рабочего класса, раз этой государственной власти принадлежат все средства производства»…[175] «В самом деле, – убеждал он сомневающихся и колеблющихся, – власть государства на все крупные средства производства, власть государства в руках пролетариата, союз этого пролетариата со многими миллионами мелких и мельчайших крестьян, обеспечение руководства за этим пролетариатом по отношению к крестьянству и т. д. – разве это не все, что нужно для того, чтобы из кооперации, из одной только кооперации, которую мы прежде третировали как торгашескую и которую с известной стороны имеем право третировать теперь при НЭПе так же, разве это не все необходимое для построения полного социалистического общества? Это еще не построение социалистического общества, но это все необходимое и достаточное для этого построения»[176].
В общем плане, развитие – это сложный процесс, подразумевающий количественный и качественный рост производства и сферы услуг одновременно с повышением уровня жизни, улучшением структуры доходов и устранением
нищеты , обездоленности и безработицы, обеспечением всеобщего благосостояния и научного прогресса в определённом обществе. Такое движение необходимо всем сообществам людей. Процесс развития следует тщательно планировать, прикладывая определённые усилия для его обеспечения.
Но, думаете, в передовой буржуазной Голландии или Англии налоги и пошлины были ниже? На самом деле чуть не втрое выше, чем в остальной Европе. Только собирались и расходовались они иначе. Франции или царской России приходилось обеспечивать высокие потребности весьма многочисленного дворянства. На ренты с крестьянского труда претендовали и элиты, и государство, что создавало
нищету и глухое недовольство в низах общества и постоянные политические трения в верхах, обернувшиеся в итоге революциями.
В царской России в период развития капитализма тяжелая бедность сильнее всего ударяла по городским низам, не имевшим уже опоры в крестьянской общине. Показательно положение детских приютов. В конце XIX века произошел громадный наплыв «подкидышей», отданных матерями в приюты («воспитательные дома») младенцев. Например, в Московский приют в 1888 г. поступило 17,3 тыс. подкидышей. В большинстве своем младенцев отдавали матери-крестьянки, пришедшие на работу в город. В 60-е годы XIX века в государственных приютах умирало до 70 % воспитанников, в начале ХХ века – до 55 %. Работе столичных воспитательных домов в России посвящена большая книга Д.Л. Рансела «Матери
нищеты : брошенные дети в России», изданная в Принстоне в 1988 г. (рецензия в журнале «История СССР», 1990, № 6). А в провинции, по данным наших историков, положение было хуже. Например, в Тверской губернии с 1828 по 1842 г. в приюты поступило 3335 подкидышей. Из них умерли 3187 (96 %). Известна и причина – их кормили в основном жеваным хлебом.
«По сути дела, на фоне строительства глобальной империи капитала развязана мировая экономическая война, в которой широко применяются военная сила, боевые инфекционные вирусы, финансовые кризисы, организация голода и
нищеты , банкротство государств, долговое удушение.
– обеспечение безопасных условий жизни пожилых людей, ликвидация
нищеты среди них;
Он реально надоел людям потоками пустословия и чудовищной коррумпированностью «вертикали» власти пополам с откровенным управленческим бессилием. Народ устал от нарастающих коррупции, неравенства,
нищеты и полной бесперспективности жизни. Промышленники и аграрии, представители высокотехнологичного сектора и транспортники ненавидят власть за то, что она ворует и швыряет бюджетные средства на бессмысленные «пирамиды века» – а их обдирает непосильными налогами, с их помощью покрывая неэффективность и воровство этой власти. Реальный бизнес ненавидит режим за то, что кредиты вчетверо дороже, чем за границей, что режим не в силах сладить с ростом цен на топливо и энергию, а это убивает весь производительный сектор. Плюс все, что вертится вокруг него. Озлоблены учителя и ученые, военные и работники МВД, молодежь и старики. Внутри РФ есть и своя контрэлита, точащая ножи на нынешнюю власть. Есть либеральный прозападный клан с огромными богатствами и своими медиа, который спит и видит, как свергнуть ВВП.