Обновленчество

Обновле́нчество (официальное самоназвание — Российская православная церковь; позднее — Православная церковь в СССР, также Обновле́нческий раско́л, Жива́я Це́рковь, живоцерко́вничество) — рас­коль­ни­че­ское дви­же­ние в Православной российской церкви в 1922—1940-е годы. Характерными чертами обновленчества было признание «справедливости совершившегося в стране социального переворота», тесное сотрудничество с советской властью, а в первые годы деятельности — опора на репрессивные органы.

Раскол возник в мае 1922 года, когда при поддержке органов государственной власти Советской России группа православного духовенства, взявшая название «Живая церковь» попыталась отстранить от церковного управления предстоятеля Русской церкви патриарха Московского и всея России Тихона, для чего ими было образовано «Высшее церковное управление» (ВЦУ). Арест Патриарха Тихона, прекращение функционирование патриаршего церковного управления и поддержка советской власти привели к быстрому росту обновленчества. В 1922—1923 годах — более половины российского епископата и приходов находились в подчинении обновленческих структур. Однако освобождение Патриарха Тихона из заключения летом 1923 году вызвало массовое возвращение духовенства и мирян в Патриаршую церковь. В 1923 году все обновленческие группы были официально распущены, а вместо ВЦУ образован Священный синод Православной Российской церкви, во главе которого стоял председатель. Председателями Синода последовательно были: Евдоким (Мещерский) (1923—1925), Вениамин (Муратовский) (1927—1930), Виталий (Введенский) (1930—1935). После вынужденного самороспуска Синода весной 1935 года единоличное управление перешло Виталию (Введенскому), а в октябре 1941 года — к Александру Введенскому.

Обновленчество принято считать реформаторским течением, которое брало начало в религиозном реформаторстве конца XIX — начала XX века, однако современные церковные историки оспаривают это. Хотя в начальный период идеологи обновленчества выступали с программами церковных реформ, но за исключением введения женатого епископата и второбрачия для духовенства, они либо вовсе не были реализованы, либо были свёрнуты. По мнению современных исследователей в РПЦ, главным содержанием обновленческого движения было соглашательство с новой властью в Советской России, поиск новой «симфонии» с ней, стремление к огосударствлению Церкви, сотрудничество с советской политической полицией.

После смерти в апреле 1925 года патриарха Тихона митрополит Сергий (Страгородский) в 1927 году заявил о полной лояльности советскому государству патриаршей церкви, устранив раз­ли­чие в по­ли­тических по­зи­ци­ях пат­ри­ар­хии и об­нов­ленческого си­но­да и добившись тем самым ле­га­ли­зации (регистрации) Московской пат­ри­ар­хии. К началу 1930-х годов, в рамках общего жёсткого курса на уничтожение религиозной жизни в СССР, власти фактически перестали делать различия между обновленцами и «тихоновцами». В период большого террора 1937—1938 годов массовые репрессии и закрытия храмов поставили обновленчество на грань развала. С началом Великой отечественной войны (1941) последовало некоторое оживление приходской деятельности и начались попытки восстановления епархиальных структур обновленцев. В сентябре 1943 года государство дало санкцию и оказало содействие руководству «староцерковной ориентации» (митрополита Сергия Страгородского) в проведении собора епископов для избрания патриарха, после чего государство взяло курс на ликвидацию обновленческих структур: обновленцы начали массово переходить в Московский патриархат. Смерть Александра Введенского в 1946 году принято считать концом обновленчества, хотя последний нераскаявшийся обновленческий иерарх, Филарет (Яценко), умер в 1951 году.

Источник: Википедия

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я