Связанные понятия
Обувь — изделие для предохранения ног от внешних воздействий и несущее утилитарные и эстетические функции. Является элементом одежды.
Аксессуа́р (фр. accessoire от лат. accessorius — «добавочный») — необязательный предмет, сопутствующий чему-либо; принадлежность чего-либо. Может улучшить, украсить или дополнить что-либо.
Трикота́ж — вязаный текстильный материал или готовое изделие из трикотажного полотна, а также цельновязаное изделие, структура которого представляет соединённые между собой петли, в отличие от ткани: последняя образована взаимным переплетением двух систем нитей (основы и утка), расположенных по двум взаимно перпендикулярным направлениям, поэтому употребление словосочетания «трикотажная ткань» является неправильным. Для трикотажного полотна характерны растяжимость, эластичность и мягкость. При производстве...
Ткань — текстильное полотно, изготовленное на ткацком станке переплетением взаимно перпендикулярных систем нитей.
Чулки ́ — вид одежды для нижней части ног. Обычно сделаны из текстиля. В прошлом использовались как женщинами, так и мужчинами. В современной моде — предмет преимущественно женской одежды, хотя на рынке присутствуют и мужские модели.
Упоминания в литературе
Сплошные железные или кожаные доспехи для защиты туловища появились одновременно с полупоножами. До нашего времени образцы этого снаряжения не дошли. Как известно, носили их под
одеждой , поэтому об их конструкции мы можем судить лишь по статуям и иллюстрациям, которые дают лишь приблизительное представление. В нашем распоряжении имеются надежные литературные источники, доказывающие, что железные пластины начали использовать для изготовления нагрудников еще в 1190 году (см. книги Гиральдуса Камбрензиса «Topographia Hibernica et Expugnatio Hibernica», lib. I, глава XX; Гильома ле Бретона «Philippide», lib. III, строки 494—498). Был разработан также другой, более распространенный тип защитного снаряжения; его назвали дублетом или бригандиной. Можно сказать, что это был обычный жилет из ткани, внутренняя поверхность которого покрывалась внахлест небольшими металлическими пластинами, которые крепились (как правило, заклепками) к ткани. Иногда дублет служил верхней одеждой. Металлические пластины приклепывались или пришивались к внутренней стороне дублета на груди и на спине, оставляя полы свободными. В других случаях дублет изготовляли как отдельную часть снаряжения и надевали на кольчужную рубаху и под верхнюю одежду (рис. 15).
В эпоху Древнего царства основным видом мужской
одежды была набедренная повязка или передник, который назывался «схенти» (рис. 1). Он представлял собой неширокую полосу ткани, которую обертывали вокруг бедер и укрепляли на талии поясом. Средняя часть схенти имела трапециевидную, треугольную или веерообразную форму. Она собиралась в складки и прикладывалась к корпусу спереди. По форме одежда была одинаковой для представителей разных сословий, но отличалась качеством материала. Так, например, схенти фараона был сделан из тонкого, хорошо отбеленного полотна, схенти ремесленника – из толстого холста, а одежда раба – из грубой неотбеленной ткани или кожи.
натуральные волокна. Эти ткани применяются сегодня при производстве
одежды . Много внимания в текстильной индустрии в настоящее время уделяется микроволокнам. Среди современных текстильных технологий следует отметить нано текстиль – так называемые «умные ткани», структура которых определяется изменением их молекулярного строения. Благодаря микротехнологиям в области производства современного текстиля открылись принципиально новые возможности. Материалы из микроволокон прекрасно защищают от жары и холода, от ветра и дождя, они «дышат», то есть выводят естественную влагу тела от кожи через одежду наружу, благодаря чему человек не потеет и не переохлаждается[19]. К тканям такого типа можно отнести, например, тактел, гортекс и т.д.
Овцы давали основную часть продуктов питания и материал для изготовления
одежды , в создании которой предки современных немцев проявляли немалое мастерство. Нижние рубашки и короткие нижние штаны шились из грубого льняного полотна, бурая овечья шерсть была основой для верхней одежды, а меховые шкурки употреблялись на шапки. Обработка бронзы достигла у германцев особенно высокого уровня. Из желтого металла изготовлялись броши, пряжки поясов, булавки, застежки, посуда, оружие и музыкальные инструменты.
В погоне за модой древние изобретатели прибегали к различным средствам, в результате чего орудия шитья и материалы, используемые для изготовления
одежды , постоянно совершенствовались. Заслугой древних модниц стало открытие шерстяных и льняных волокон. Теперь, вместо того чтобы натягивать на себя неподъемную шкуру мамонта, стало возможным надевать простые и легкие, но в то же время удобные и теплые балахоны, которые хотя и не отличались изяществом (и по большому счету напоминали мешок из-под картошки с проделанными дырками для головы и рук), но обладали рядом преимуществ. Так, например, они не мешали быстрому передвижению охотника по непроходимым лесам, не царапали ноги и руки и т. д.
Связанные понятия (продолжение)
Носки ́ — вид нательного белья, короткий чулок, не доходящий до колена. Слово «носок» во многих германский языках (например, в английском, датском) происходит от названия специальной обуви «сокк» (лат. soccus) для актёров комедии в Древнем Риме.
Рубашка (также верхняя сорочка или классическая сорочка) — вид мужской одежды, относится к верхнему нательному белью. Исторически рубашка относится именно к мужскому белью, однако с 1960-х годов может носиться самостоятельно, не покрываясь иной одеждой.
Колго́тки (от чеш. kalhoty, что в чешском означает «брюки») — вид нижнего белья, представляющий собой пару чулок, соединённую с трусами. Изготавливается из различных эластичных материалов: шёлка, нейлона, спандекса (лайкры, эластана) и их сочетаний. Выпускаются различных цветов и плотности. Наиболее популярны колготки телесного цвета (для повседневного использования) и чёрные (часто как элемент дресс-кода). Также выпускаются трикотажные колготки, специальные поддерживающие (например, для беременных...
Кожа — прочный и гибкий долговечный материал, получаемый путём выделки шкур в условиях традиционного хозяйства или промышленного предприятия. Отдельную категорию представляет меховое производство.
Плáтье — предмет женского гардероба, обязательно с достаточно длинными полами, укрывающими тело и верхнюю часть ног.
Подробнее: Платье
Шитьё — вид ручного труда. Представляет собой создание на материале (ткани, коже) стежков и швов при помощи иглы и ниток, лески и т. п. Одно из древнейших технологий производства, возникшее ещё в каменном веке. До изобретения пряжи и тканных материалов одежда шилась из меха и шкур добытых животных с помощью игл из кости или рогов и «нитей» из сухожилий, вен или кишок животных.
Хала́т (араб. خِلْعة и перс. خلعت) — домашняя или рабочая (у многих народов Азии — верхняя) длиннополая одежда, запахивающаяся или застёгивающаяся сверху донизу, обычно из хлопчатобумажной ткани.
Ю́бка (фр. jupe) — предмет одежды, покрывающий нижнюю часть тела. Эволюционировал из набедренной повязки. Также юбка — нижняя часть женского платья от талии до подола. Юбка часто противопоставляется различным видам брюк на основании того, что она не закрывает промежности.
Су́мка — изделие, мягкая ёмкость (матерчатая или кожаная) для переноски предметов в руках или на плече (реже — на поясе).
Костю́м (от фр. costume) — может означать одежду в общем или отличительный стиль в одежде, отражающий социальную, национальную, региональную принадлежность человека. Костюм может также означать художественное сочетание аксессуаров на картине, статуе, в поэме или пьесе, соответствующее времени, месту или другим обстоятельствам. Ещё одно возможное значение обозначает определённый стиль одежды, в которой человек мог бы изобразить несвойственную ему роль, например, маскарадный костюм или актёрские костюмы...
Нижняя одежда (нижнее бельё, исподнее) — одежда, надеваемая непосредственно на тело человека и предназначенная для создания благоприятных гигиенических условий.
Джи́нсы — брюки из плотной хлопчатобумажной ткани с проклёпанными стыками швов на карманах. Впервые изготовлены в 1853 году Ливаем Страуссом в качестве рабочей одежды для фермеров.
Футбо́лка — предмет нательной одежды для обоих полов, обычно не имеющий пуговиц, воротника и карманов, с короткими либо длинными рукавами, закрывающий туловище, часть рук и верх бёдер, надевается через голову.
Шерсть — собранный для переработки волосяной покров животных (овец, коз, верблюдов и др.). Основную массу перерабатываемой в промышленности шерсти составляет овечья.
Одеяло — постельная принадлежность для покрывания тела. Традиционно изготавливается из шерсти, но в последнее время также и из синтетических волокон.
Пу́говица — в широком смысле — небольшой предмет, выполненный из твердого материала, с отверстиями или ушком для крепления (преимущественно, способом пришивания) на одежде, обуви и предметах личного обихода (например, сумках). В более узком варианте — застёжка на одежде и других швейных изделиях, предназначенная для соединения её частей (пуговица на одной части одежды вдевается в петлю, находящуюся на другой части, и тем самым осуществляется застёгивание).
Перчатки — вид одежды для кистей рук, в отличие от рукавиц — с отделениями для каждого пальца.
Шарф — длинный кусок материи, используемый человеком в утилитарных, эстетических, религиозных и других целях. Шарф носится вокруг шеи или талии для тепла.
Полотенце — простое изделие из впитывающей ткани или бумаги, обычно предназначенное для высушивания или вытирания чего-либо. Снимает с предметов жидкость путём впитывания или трения при прямом контакте.
Ку́ртка — короткое верхнее изделие (одежда), наглухо застёгивающееся. Иногда противопоставляется пальто, как длиннополой зимней и/или демисезонной верхней одежде, а также мужскому пиджаку и женскому жакету, как верхней одежде в холодную погоду.
Са́ржа (итал. sargia, фр. serge; от лат. sericus «шёлковый») — тип плетения ткани, иногда просторечное название вида ткани. Ткань с саржевым плетением может вырабатываться из пряжи любого состава, фактически для любых целей.
Сви́тер (англ. sweater от to sweat «потеть») мн.ч. сви́теры, допустимо свитера́ — предмет вязаной одежды для верхней части тела без застёжек, с длинными рукавами и характерным высоким двух- или трёхслойным воротником, облегающим шею. Свитер вяжется из толстой или средней толщины шерстяной или полушерстяной пряжи на спицах или крючком, реже на вязальных машинах. Возможен различный тип вязки, для ворота и манжет применяется «резинка» всех видов. Широкое распространение получил декор на лицевой части...
Тексти́ль (от лат. textus «ткань, материя») — изделия, выработанные из гибких, мягких волокон и нитей (ткани, вата, сети и т. д.), изготавливаемые обычно из пряжи на ткацком станке. К текстилю относят также материю, не являющуюся тканью: трикотаж, войлок, современные нетканые материалы и пр.
Сати́н (фр. satin, от араб. зайтуни, от Зайтун — старинного араб. названия китайской гавани Цюаньчжоу, откуда вывозилась эта ткань) — ткань сатинового переплетения нитей из шёлка или хлопчатобумажного волокна. Имеет гладкую, шелковистую лицевую поверхность, на которой преобладают уточные нити; довольно плотен и блестит; выпускается в основном гладкокрашеный, набивной и отбелённый. Применяется для изготовления платьев, мужских рубашек, как подкладочная ткань и т. д. Благодаря своим качествам сатин...
Плато́к — кусок ткани, обычно квадратный или треугольный, используемый в качестве элемента одежды или дополняющий её.
Блузка (от фр. Blouson — куртка) — женская лёгкая одежда из тонкой ткани в виде короткой приталенной рубашки. Блузка содержит рукава, воротник и манжеты. Часто застёгивается на пуговицы, но бывают и туникообразные блузки. Нередки украшения в виде жабо, оборок, рюша, а также аппликации из бисера. Белая блузка — неотъемлемый элемент строгого делового стиля. Обычно блузки носят вместе с юбками.
Трусы ́ (фр. culotte troussée — закатанные, засученные и вообще «короткие штаны») — разновидность мужского и женского нательного белья. Традиционные трусы закрывают нижнюю часть торса и верхнюю часть ног. Традиционно делаются из хлопка, реже - из шёлка или льна, порой дополняются эластаном для лучшей посадки. В настоящее время существует большое число моделей как для мужчин, так и для женщин...
Боти́нки — обувь, защищающая голеностопный сустав, в отличие от полусапожек имеет систему фиксации ноги в виде шнурков или ремней, чаще мужская, чем женская. Классические ботинки изготовлены из кожи и завязываются шнурками. Однако возможны вариации формы, материала и способа завязывания. В современных ботинках часто используется застёжка-молния вместо шнурков (или вместе с ними). Кроме того, у некоторых ботинок (например челси) шнуровки нет вообще, а вместо неё используются две резиновые вставки...
Пальто ́ (англ. overcoat, фр. paletot) — разновидность мужского и женского верхнего платья для прохладной и холодной погоды. Традиционно длинное и шьётся из шерстяного сукна, в современности популярны также полупальто, которые как правило немногим длиннее пиджака. Для пошива помимо традиционной шерсти могут использоваться твид, драп, кашемир, креп, букле, хлопчатобумажные ткани. Тип ткани и подкладки влияет на сезонность пальто. Оно может быть однобортным или двубортным. Однобортные пальто имеют от...
Кру́жево — текстильное изделие с орнаментальным оформлением (ажурным узором), образующимся за счёт переплетения; имеет декоративное значение. Кружево используется в оформлении одежды (воротники, манжеты, женское нижнее бельё); изделие может быть целиком изготовлено из кружева — платье, блуза, шаль, пелерина, шарфик, перчатки, накидка. Кружева широко применяются в оформлении интерьера: в виде декоративных панно, скатертей, занавесок (тюлей), постельного белья (подушки, покрывала), салфеток и подстаканников...
Жакет (фр. jaquette — куртка) — разновидность короткой верхней, в основном, женской одежды из трикотажа или шерстяной ткани. Имеет длинные или укороченные рукава. Жакет напоминает пальто, но в отличие от него шьётся из более лёгкой ткани и имеет малую длину. Может быть однобортным, двубортным или на молнии, с воротником или без. Традиционные жакеты имеют приталенный по фигуре силуэт, но существуют различные вариации и более свободного кроя.
Каблук — деталь обуви в виде вертикальной подставки, приподнимающей пятку выше уровня носка. Каблук на обуви появился в позднем Средневековье. В русском языке слово «каблук» впервые отмечено в письменных источниках в 1509 году; вероятно, заимствовано из тюркского kabluk, которое происходит от араб. kab — «пята, пятка».
Жилет (фр. gilet), костюмный жилет — мужская или женская верхняя одежда без рукавов. В классическом варианте надевается под пиджак. Составная часть классического мужского костюма — «тройки».
Кофта — предмет шерстяной вязаной одежды для верхней части тела с застежкой снизу доверху спереди.
Га́лстук (нем. Halstuch, буквально шейный платок), иногда галстух (устар. или ирон.) — особым образом сшитая полоска ткани, завязанная вокруг шеи. Используется как украшение, аксессуар.
Шо́рты (англ. shorts от англ. short — «короткий») — разновидность укороченной одежды для ног.
Кальсо́ны (фр. caleçon «кальсоны» от итал. саlzoni «штаны») — мужское нательное бельё, представляющее собой длинные (или укороченные, с манжетом под коленом) исподние штаны. Носятся под брюками для создания благоприятных условий, сохранения тепла, защиты тела от ветра и холода, предохранения верхней одежды от выделений организма. Традиционно мужской вид одежды, но в современности существуют и женские модели.
Брю́ки (нидерл. broek), штаны́ (заимствовано из тюркских языков), или портки́ (др.-рус. пърты) — предмет верхней одежды, покрывающий нижнюю часть туловища и обе ноги по отдельности с помощью штанин.
Мо́да (фр. mode, от лат. modus — мера, образ, способ, правило, предписание) — совокупность привычек, ценностей и вкусов, принятых в определённой среде в определённое время. Установление идеологии или стиля в какой-либо сфере жизни или культуры. Мода может определять тип или форму одежды и аксессуаров, набор идей, принципы поведения людей в обществе друг друга и этикета и понятий нормы в стилизации и организации пространства. Иногда понятие моды распространяют на представления об образе жизни, искусстве...
Специальная одежда — это средство индивидуальной защиты, предназначенное для защиты от вредных и опасных факторов для здоровья сотрудника на рабочем месте.
Ремень — элемент одежды, представляющий собой длинную кожаную, тканую, или составную металлическую ленту, снабженную металлической или (реже) пластиковой застежкой (пряжкой) с передней стороны.
Скатерть (диал. столешник; др.-слав. *дъскатьрть предположительно из двух частей: дъска (стол) и «търть» (вытертое, чистое), т.е. буквально «чистый стол») — специальное изделие (обычно текстильное или вязаное), которым накрывается стол. Скатерть выполняет несколько функций...
Шифо́н (фр. chiffon — «тряпка, лоскуток») — лёгкая, тонкая и прозрачная хлопчатобумажная или шёлковая ткань.
Постельное бельё — изделия из ткани, используемые для обустройства постели. Понятие «постельное бельё» подразумевает единый комплект тканых изделий — обычно это пододеяльник, простыня, наволочка. Один стандартный комплект, как правило, включает один пододеяльник, одну простыню и две наволочки. Всё бельё подразделяется на несколько категорий, в зависимости от величины матраца, подушек и одеяла, и бывает односпальным, полуторным и двуспальным.
Дени́м (denim; по одной из версий от фр. serge de Nîmes «ткань из Нима») — грубая, жёсткая, плотная ткань саржевого переплетения, которую Ливай Страусс использовал для пошива первых классических джинсов.
Упоминания в литературе (продолжение)
Татарский костюм представляет собой уникальную систему народного художественного творчества, включавшую в себя изготовление тканей, сложных и богато орнаментированных головных уборов, производство различных видов обуви, высокохудожественных ювелирных украшений. Известно, что проще купить готовую вещь на рынке, чем изготовить самой. Но согласитесь – индивидуальный пошив – это и высокое качество изготовления, и фасон «не как у всех», а это весьма немаловажно, и учет особенностей фигуры, которые далеко не у всех идеальна. На уроках художественного проектирования
одежды мы познакомились с опытом работы по использованию народных традиций в моделировании одежды, возможностями создания новых моделей одежды на базе богатейшего национального наследия. Сегодня, когда мода стала объектом бизнеса, особенно возрос интерес модельеров к народной традиции. Стали цениться изделия, созданные вручную. В них наиболее полно могут быть выражены индивидуальность человека, его творческие способности, богатая фантазия, художественный вкус. Я хочу использовать бисер, стеклярус, бусины и для украшения одежды, и для изготовления аксессуаров. Валентин Юдашкин сплошь покрывает платья роскошной бисерной вышивкой. Отличительной чертой современного национального костюма остались головные уборы в виде тюбетейки, калфака, в которых можно ходить в гости, на концерты, в мечеть. Их изготавливают из бархата, декорируя вышивкой – шелками, золотой и серебряной канителью, бисером, блестками.
Кроме эстетической, важна и практическая сторона дела. В частности, выбор пряжи влияет на то, какой будет вещь, – теплой или холодной, удобной или сковывающей движения. Вы вяжете для детей, поэтому
одежда должна отвечать необходимым требованиям. Важно учитывать время года, когда ваш ребенок будет носить связанную вещь. Для теплой погоды используйте лен или натуральный хлопок. Если вы хотите связать джемпер на осенне-весенний период, лучше брать мохер, эта пряжа отлично подойдет для ажурного рисунка. Зимой предпочтение следует отдать шерсти с небольшим добавлением пуха. Для прочности пряжи используйте скрученные шерстяные нити. Из пряжи двойного или тройного скручивания получаются теплые зимние вещи.
В хозяйстве частного лица день большой стирки был важным событием в жизни дома – настолько значительным, что его изображали в ряду рисунков, украшавших гробницы[114]. Три рисунка эпохи Среднего царства изображают рабочих, которые под наблюдением главного прачечника заняты стиркой и выкручиванием
одежды около маленьких тазов. Мы видим, как они бьют одежду деревянными палками, обрызгивают ее, высоко поднимая руки, собрав в складки предмет белья, вешают один его конец на столбик, через другой конец продевают палку и поворачивают ее с большой силой. Затем они расправляют и складывают белье, и, наконец, главный прачечник упаковывает его в большой узел. Однако для хорошей стирки одежды были необходимы не только мытье и отбеливание; существовали сложные способы делать на одежде складки, которых требовала мода, но которые тонкая льняная ткань вряд ли могла принять сама по себе. Какими именно способами египтяне принуждали ее так сгибаться, мы едва ли сможем выяснить, хотя Уилкинсон сделал интересное предположение, что эти равномерно расположенные складки на одежде выдавливались на ткани с помощью такой доски, как та, которая показана здесь на иллюстрации.
Нельзя сказать ничего определенного об
одежде жителей города, можно лишь путем умозаключений прийти к выводу о том, какой она была. Без сомнения, при изготовлении одежды широко использовались легкодоступные для них мех и кожа. Однако обнаруженные пряслица и грузики для ткацкого станка говорят о том, что прядение и ткачество были известны древним троянцам. Шерсть для прядения давали козы и овцы, поэтому с высокой долей уверенности можно предположить, что люди носили одежду из домотканых шерстяных тканей. Некоторые типы терракотовых пряслиц, вероятно, могли также исполнять функции пуговиц. Кроме того, одежда могла скрепляться и булавками из кости или меди, которых было найдено большое количество. Две аккуратных медных иглы с ушками для нити или тонкого шнура дают основание предположить, что у женщин Трои были орудия не только для грубой работы.
Работа сочетает сравнительно простые операции, тарифицируемые по первому и второму разрядам (вывертывание детали, удаление нити временных строчек, вырезание деталей и т. п.), и более сложные операции, выполнение которых требует четвертого или пятого разряда (втачки рукава, соединение воротника с горловиной и др.). Швея может выполнять весь объём работы (швея индивидуального пошива в ателье) или одну из операций (швея-мотористка в крупносерийном производстве). Чаще всего швея работает на крупных современных предприятиях массового производства. Изготавливают самую разнообразную продукцию: пальто, верхнюю женскую, мужскую и детскую
одежду , мужские сорочки, женское белье. Рабочие операции, производимые в процессе изготовления одежды, подразделяются на ручные, машинные и влажно-тепловые. Ручные работы производятся иглой, ножницами, булавками. Машинные работы производятся на стачивающих и специальных машинах (соединение деталей изделия между собой при помощи швов или строчек, обработка швов). В соответствии с технологией пошива и принятым на предприятии разделением труда швея-мотористка выполняет различные по сложности и видам работы операции: от притачивания фабричной марки («лейбла») до втачивания рукавов в пройму. В процессе работы швея проверяет качество кроя, соответствие выкройке.
Давайте немного поговорим о некоторых традиционных широких линиях. Мы уже говорили о стандартной фигуре и дали ей определение. Кроме того, ранее я упоминала, что стандартной является фигура, на которую шьется вся
одежда , и несмотря на это многие женщины с такой фигурой встречаются с трудностями при подборе одежды для себя. Это происходит не столько из-за покроя одежды, сколько из-за расположения отделок на ней.
Коко Шанель обвиняли в сотрудничестве с нацистами, что отразилось на её послевоенной карьере. В 1954 году она возвращается в мир высокой моды. Первый показ провалился, но Шанель нашла силы продолжить работу, несмотря на солидный возраст. Ее возмущали модели К. Диора, вернувшего корсеты. Шанель предлагает моду для всех, она создает своеобразную униформу – костюмы на все случаи жизни, созданные по законам функционализма. Шанель вовремя предложила свой стиль, так как в середине 1950-х уже чувствовалась усталость от «Нью Лук». Шанель предложила не новый силуэт, а новый подход к
одежде – удобные и продуманные костюмы для деловых, самостоятельных женщин, желающих быть элегантными в любой ситуации. Удобный твид, клеевые прокладки, держащие форму жакета, эластичная подкладка на юбке, цепочка внизу жакета, делающая силуэт прямым. Длина у юбки – чуть ниже колена, так как для Коко Шанель колени были самой некрасивой частью женского тела, жакет – универсальной длины до середины бедра, без воротника.
Ключевой составляющей мифологии традиционного вязания служит трактовка его как манифестации семейных связей. Узоры интерпретируются как эмблемы родства. Время, проведенное вместе за вязанием, призвано укрепить привязанность членов семьи друг к другу, а специфические модели и дизайн рассматриваются как генеалогический нарратив. Считается, что традиционные свитера, особенно производимые членами рыболовецких общин (Гернси, Аран, Фер-Айл и Джерси), служили средством идентификации рыбаков, унесенных морем; узоры и мотивы несли информацию об их именах, семейной принадлежности и происхождении. Это была своего рода вывязанная идентификационная метка[186]. Подобные примеры демонстрируют, каким образом узоры, типы плетения и мотивы могут читаться как личностно-специфические, а каждый предмет гардероба – рассматриваться как «слово» молчаливого языка, созданного с помощью визуального и тактильного превращения трикотажной пряжи в
одежду , наделенную коммуникативными функциями. Узор и плетение трансформируются в текст. Связанный текст – это форма общения, используемая до эпохи грамотности; в этом качестве вязаная одежда неизбежно предстает атрибутом доиндустриальной эры, сельской жизни и простого времени.
Единое нижнее белье в виде вязаного или сшитого из хлопка комбинезона, который имел спереди застежку на пуговицах, а сзади отвязывавшийся на шнурках клапан, облегчавший посещение отхожего места, в Англии было значительно меньше распространено, чем в Америке, поэтому в гардеробе Холмса и Уотсона оно вряд ли присутствовало. Зато наверняка был хотя бы один комплект шерстяного трикотажного «егеровского» белья, как оно называлось в России. Своим распространением оно было обязано немецкому зоологу и физиологу доктору Густаву Егеру, считавшему, что только белье из волокон животного, а не растительного происхождения может быть полезно для здоровья. В Англии адептом этой идеи стал Льюис Томалин, открывший в 1884 году в Лондоне склад
одежды , названный им «Санитарная шерстяная система доктора Ейгера».
К этому типу можно отнести фигуры, имеющие более массивную нижнюю часть, поэтому, подбирая
одежду , следует сделать акцент на верхней части. Обладательницам таких фигур рекомендуем носить модели с подплечиками и крайне внимательно отнестись к выбору юбок и брюк. Брюки не должны быть прилегающими. Юбки следует выбирать длиной до колен и свободными в бедрах.
Что же касается
одежды для холодного времени года, здесь классический стиль также предъявляет строгие требования. Мужчины, предпочитающие классический стиль, носят плащи и пальто прямого покроя из однотонных, обычно темных плотных тканей или кожи высокого качества. Черный, темно-серый, синий, бежевый, темно-коричневый – наиболее приемлемые цвета. Куртки, короткие шубы и дубленки спортивного стиля с обликом делового мужчины несовместимы. Несмотря на то что в моду снова вернулись дубленки самых разных моделей, если ты решил выглядеть, как великосветский джентльмен, тебе подойдет дубленка или шуба только классического фасона, без отделки различными декоративными швами, вышивкой, вставками из цветной кожи и т. д.
Инки ограничивали применение цветных орнаментов простолюдинами, но сами широко пользовались стойкими натуральными красками для окрашивания своих нарядов.
Одежде инков было свойственно разнообразие текстуры, ткацкого плетения и яркие цвета. В затейливые нарядные узоры вплетались или вшивались золотые нити и украшения. Цвета подбирались тщательно и со вкусом. На более простые, одноцветные предметы одежды нашивались пестрая кайма или красочные детали. Самые богатые и нарядные одеяния носил правитель, и предназначались они для празднеств и церемоний (см. рис. 8). Индивидуальность в одежде не поощрялась – по сути, она была стандартной, с небольшими вариациями, а украшать ее можно было только в соответствии с местными порядками и положением в иерархии.
Драгоценные украшения разных периодов в определенной степени дают представление о развитии ювелирного производства разных стран и народов. Украшения одного отдельно взятого народа путешествуют в пространстве и времени, попадая в совершенно другие культуры и приобретая на новом месте абсолютно другие самобытные черты. Например, благодаря археологическим раскопкам мир узнал об уникальных художественных изделиях, украшавших женскую и мужскую
одежду , головные уборы, обувь, предметы конской упряжи, оружие, а также другие предметы быта родоплеменной знати Передней Азии. Все они были изготовлены преимущественно с помощью техник ковки, чеканки, тиснения, украшены изображениями животных, частями их тела, мифическими чудовищами. На нашу территорию эти мотивы проникли через Кавказ.
Аппликация как одна из изобразительных техник зародилась довольно давно. Ее с незапамятных времен использовали для украшения
одежды , обуви, орудий труда, домашней утвари. Скорее всего, именно необходимость сшивать шкуры положила начало украшению одежды, а не только соединению ее деталей. Намного позже начали прикреплять к одежде кусочки войлока, меха, кожи различных цветов и оттенков. Так и появилась аппликация.
К каждому национальному костюму следует правильно подобрать и аксессуары. Надежнее всего использовать те украшения, которые характерны для костюма того народа, чью национальную
одежду ты используешь. Для русского стиля это могут быть яркие крупные бусы, плотно охватывающие шею. Для цыганского стиля – ожерелье из монет и крупные серьги и т. д. То же самое можно сказать об обуви и прическах.
С падением Римской империи в Европе на несколько столетий наступили смутные, темные времена Средневековья, с его презрением к украшениям в целом и богатым восточным вышивкам в частности. В это время вышивальное искусство совершенствовалось разве что за стенами многочисленных монастырей, где древнее искусство стало украшать вместо грешного тела нетленный образ Божий: вышивки активно использовались для декорирования культовых предметов, ими обильно украшали праздничные
одежды священнослужителей, использовали для создания окладов и фрагментов икон. В одежде художественная вышивка сохранилась в нарядах высшего сословья, придворных, купцы и ремесленники, воины предпочитали более функциональную одежду, с минимумом декоративных элементов и не очень высокой ценой. Иное дело крестьяне, именно в этой среде уникальным образом сохранилось и даже постепенно развилось искусство украшения вышивкой повседневной одежды. Сохранению и развитию народного промысла способствовала сезонность выполнения полевых работ и высвобождение части времени женского населения для пошива и украшения одежды.
В обработке металлов герзейцы тоже превзошли амратцев. В герзейский период инструментов стало значительно больше, они отличались разнообразием и были эффективнее амратских. Среди наиболее интересных – медные иглы, а значит, можно предположить, что герзейцы шили
одежду , а не просто заворачивались в куски ткани или кожи. Герзейцы использовали не только медь. Впервые в этот период появляется золото. Они не занимались литьем, а ковали листы из золота, которые потом разрезали на полосы необходимой ширины и в качестве украшения покрывали этими тонкими золотыми полосами предметы. Месторождения золота находились в долине Нила между Первым порогом и морем. Серебро встречалось реже, чем золото. Самым редким из металлов было железо, но в захоронении, относившемся к герзейскому периоду, было найдено несколько бусинок метеорного железа; они, очевидно, представляли большую ценность, поскольку были нанизаны на ту же нитку, что золотые бусинки.
Таким образом, глиняные изделия, обнаруженные на средневековых памятниках Пермского Предуралья, вполне могли быть куклами, поскольку мы наблюдаем в них все характерные черты: предельную стилизацию человеческой фигуры, отсутствие изображения головы и лица; клювовидный выступ на части предметов можно сопоставить с использованием клюва птиц для воспроизведения лица куклы. То, что для изготовления этих предметов выбрана глина, объяснимо широким употреблением этого материала, который в Сибири со временем перестал использоваться. По свидетельству этнографов, куклы акань делились по
одежде и размерам на детей, женщин и мужчин. Возможно, именно с этим связаны различия в оформлении верхней части и разные размеры глиняных предметов из Пермского Предуралья. По этнографическим материалам известно, что к игре в куклы относился целый комплекс других предметов: маленькие сумочки и мешочки для хранения кукольного имущества, подушки и одеяльца, разнообразная утварь, кукольные платки. В быту взрослых все эти предметы делали женщины, которые с раннего детства прививали своим дочерям навыки изготовления одежды и утвари[18]. А. Н. Рейнсон-Правдин писал, что «по игрушкам девочки, по качеству её ранних работ жених судил об умении невесты. Считалось, что девочка, умеющая хорошо делать игрушки, будет в будущем хорошей хозяйкой и мастерицей»[19].
В период господства романского стиля наибольшей популярностью пользовались шерстяные ткани различной толщины, из которых делали не только
одежду , но и предметы интерьера. Военные походы на Восток позволили европейцам ввести в обиход и другие материалы – шелк, тафту, хлопчатобумажное полотно. Орнамент и рисунки на ткани были преимущественно геометрическими, также встречались геральдические изображения. Стоит отметить, что вышитые и вытканные родовые и государственные гербы, развешенные по стенам, являлись одним из главных тканевых украшений в эпоху Средневековья.
Ты – это то, что ты носишь», – гласит рекламный лозунг одной из фирм, выпускающих
одежду . Конечно, в этой формуле содержится изрядная доля преувеличения. Тем не менее впечатление о человеке в значительной степени складывается в зависимости от того, как он одет. Как правило, статусные различия рядовых менеджеров и менеджеров высшего звена не находят отражения в одежде. Бизнесмены и политики во время делового общения обычно носят классические костюмы, обувь черного цвета со шнуровкой, галстуки неярких расцветок. Они всегда аккуратно подстрижены и имеют соответствующие аксессуары.
Форма и конструкция
одежды для активного отдыха, а также применяемые материалы должны обеспечивать максимум удобств человеку. Одежду подразделяют: по модельно-конструктивному признаку и делят на костюмно-платьевые изделия, бельевые, чулочно-носочные, платочно-шарфовые и головные уборы; по условиям эксплуатации верхние, бельевые, корсетные изделия; по сезону летняя, зимняя, демисезонная и всесезонная; по половозрастному назначению одежду подразделяют на изделия для детей и взрослых, мальчиков и девочек младшего до школьного, младшего школьного, старшего школьного и подросткового, одежда для взрослых на женскую и мужскую.
Специальные швейные машины (выполняющие одну технологическую операцию). Это машины пуговичные, закрепочные, для обвивки ножки пуговицы, петельные, для втачивания рукава в пройму, для выполнения подшивочных работ и другие, выполняющие отдельные операции. К швейным машинам, специализированным по видам выполняемых работ или видам выполняемых строчек, относятся одноигольные машины 22-3 класса ОЗЛМ для окантовки срезов, 51-А класса ПМЗ для обметывания и обрезки края, 85 класса ПМЗ для подшивочных работ, машина-полуавтомат 95-го класса для пришивания пуговиц; машина БШН – звуковая сварочная, предназначенная для безниточного соединения деталей
одежды из тканей и трикотажа, содержащих термопластические волокна, а также для выполнения отделочных строчек; машина-полуавтомат 68-А класса для печатания номеров на бумажных талонах и пришивания их к деталям кроя; машина 96-го класса для выполнения обтачных петель на женской одежде (пальто, костюмах); швейная машина-полуавтомат 220-го класса для изготовления закрепок на тканях пальтовой и костюмной групп при шитье верхней одежды, 302 класса для втачивания рукавов, 397 класса ОЗЛМ для стачивания с одновременной обрезкой края материала параллельно линии строчки, двухигольные 408-А класса РЗЛМ для стачивания с одновременной обрезкой и обметыванием края материалов, 652-2 класса РЗЛМ для соединения верха юбки с поясом с одновременным подгибанием продольных срезов двумя параллельными строчками, вышивальная машина ВМ-50 и др.
Для классического костюма лучше подходят натуральные ткани. Они прекрасно держат форму и устойчивы к износу. Известно, что шерсть, лен, хлопок, шелк также обладают хорошими гигиеническими свойствами. Но ткани естественного происхождения быстро мнутся, поэтому можно покупать
одежду из комбинированных материалов. Но ни в коем случае не отдавайте предпочтение стопроцентной синтетике – костюм из нее будет электризоваться, блестеть и лосниться при обработке, синтетика неблагоприятно влияет на организм. Содержание в ткани синтетики допускается не более чем пятнадцать процентов. Вообще, не забывайте о том, что костюм из качественной дорогой ткани послужит вам длительное время и не потеряет насыщенности цвета, в отличие от костюмов из дешевых материалов.
Один из ведущих британских торговцев мужской
одежды рекомендует каждый вечер чистить костюм щеткой, гладить каждую неделю и отдавать в сухую чистку раз в три месяца. Это очень важные практические советы, но важнее всего помнить, как часто вы носите костюм, и знать, из чего он сшит, – например, костюм из шерстяной материи держит форму дольше, чем из некрученой ткани, в то время как новые облегченные ткани мнутся намного сильнее.
Наиболее распространенным при изготовлении
одежды является сметочный шов (рис. 1). Его используют для временного соединения деталей (наметки) и для образования сборок. Длина стежков колеблется в пределах 0,2–5 см в зависимости от особенностей ткани и вида работы.
Судя по всему, это одна из тех тяжелых
одежд , о которых говорят античные авторы. Кельтские плащи были широко известны: в римскую эпоху на эти одеяния, изготовленные в Галлии и Британии, накладывалась огромная пошлина, и они продолжали славиться вплоть до Средних веков. Хорошее качество и добрая слава этих плащей говорят об умении и благосостоянии тех, кто занимался выращиванием овец в кельтских странах. В Италию из Галлии импортировались шерстяные плащи – sagi. Об этой торговле упоминает Страбон, который упоминает также об экспорте свинины из Галлии в Рим и Италию. Сами плащи, насколько мы можем понять, были прямоугольными, без рукавов или горловин. В ранних текстах говорится о том, что плащи ирландских королей были «сложены впятеро». Очевидно, они были такими же пестрыми и декоративными, как и у галлов. В «Похищении быка из Куальнге» содержится много важных описаний платья и внешнего вида ранней ирландской аристократии, как мужчин, так и женщин, а древние законы дают интересные сведения об окраске ткани и искусстве тканья. Федельм при ее встрече с Медб описывается таким образом: «Девушка ткала бахрому, держа в правой руке станок из светлой бронзы с семью золотыми полосками на концах».
Поздней весной, летом или ранней осенью (в средней полосе), отправляясь на рыбалку, рыбаки в основном озабочены тем, чтобы не перегреться или не получить солнечных ожогов. В это время года
одежда должна быть достаточно свободной и не прилегать к телу, так как подобная «воздушная подушка» способствует вентиляции и испарению влаги с кожи. Материалы для одежды должны быть воздухо– и влагопроницаемыми. Лучше всего для этой цели подходят хлопчатобумажные, льняные или вискозные ткани. Не рекомендуется одежда с синтетическими волокнами и гладкой поверхностью, лучше всего, если летняя одежда чуть шероховатая на ощупь. Обратите внимание и на цвет одежды. Темные ткани задерживают ультрафиолетовые лучи, поэтому в жаркую погоду предпочтительнее светлые тона.
Нарукавники лучников представляют собой пластины сланца, как правило, прямоугольной формы, одна поверхность выпуклая, другая – плоская (рис. 15). Эти предметы использовались для защиты запястья лучника от отдачи тетивы и, разумеется, подразумевают использование этого вида оружия. На каждом конце у них находятся биконические отверстия, предназначенные для закрепления нарукавников на
одежде . Здесь мы снова видим две разновидности нарукавников: короткие и широкие (60–80 на 30–35 миллиметров) и длинные и узкие (110 на 25 миллиметров). Всего в Бретани было обнаружено тринадцать таких предметов. Вне всякого сомнения, к ним можно причислить и золотую пластину, найденную в Мане-Люд, Локмариакер (Морбиан). В этой пластине шесть небольших отверстий на каждом конце. По всей вероятности, она когда-то крепилась к коже или ткани.
Базовое лекало можно получить, если изобразить на плоскости развертку измеренной фигуры (предмета): такая развертка, вырезанная из ткани, будет плотно облегать предмет или фигуру, не образуя складок и различных декоративных излишеств. Рабочее лекало используют для создания разнообразных моделей
одежды нестандартной формы.
Вся славянская
одежда обязательно покрывалась магическим охранительным узором: и ворот, и рукава, и подол. Вышивкой украшались те части костюма, через которые, по представлению наших предков, злые силы могли проникнуть к телу человека. Отсюда и основное значение вышивки в древности – охранительное. Охранительным узором вышивались ворот, манжеты, подол, разрез горловины. Сама ткань считалась непроницаемой для злых духов, так как в ее изготовлении участвовали предметы, обильно снабженные заклинательным орнаментом. Поэтому важно было защитить те места, где кончалась заколдованная ткань одежды, и начиналось тело человека.
Рубаха была основой и женского костюма, вплоть до того, что в богато вышитой и подпоясанной «покосной», или «пожнивной», рубахе женщина могла показаться на людях. От мужской рубахи женская отличалась не только большей длиной и прямой пазухой (разрезом на груди), но и покроем. В верхней части между рукавом и основной точей, а то и между нею и косыми (с клиньями) бочками, вшивались «полики»: прямоугольные или длинные ромбические вставки; ворот, не имевший воротника, при этом сильно присбаривался. Так что женская рубаха на груди была очень широкой, в складку. Это и понятно. Женская рубаха и расшивалась богаче мужской, а полики иногда были из «затканки», специально вытканной орнаментированной ткани. Нередко материал рубахи комбинировался: надстан и подстан, то есть верхняя и нижняя части рубахи, оказывавшиеся на виду, шились из тонких покупных фабричных тканей, вплоть до батиста, а стан, скрытый другой
одеждой , был из дешевой домотканины, вплоть до пестряди. Особенно богато украшенные свадебные рубахи зачастую были с очень длинными рукавами (долгорукавки): невеста для приличия брала жениха за руку не голой рукой, а через ткань распущенного рукава. Эти рукава, также нередко делавшиеся из затканки, иногда назывались «плакальными»: во время свадебного обряда, очень сложного и длинного, невеста, оплакивая девичью свободу, утирала ими слезы.
Костюм является фундаментом женского гардероба, идеальной
одеждой на каждый день и на все сезоны. Твидовый, льняной или шерстяной, единственное требование – он должен быть безупречно скроен, причем самый тонкий момент – рукава и пройма. Выбирайте костюмы, соответствующие длительной модной тенденции, которая меняет длины, объемы и линии. Всплески моды сосредоточены на деталях. Костюм – строгая одежда, тем не менее его можно украшать. Костюм из вышитого шелка в сочетании с длинной юбкой будет идеальным нарядом для официальных вечерних приемов. Дневной шерстяной костюм не сочетается с такой нарядной обувью, как атласные лодочки. Шляпа всегда будет изысканным дополнением для дневного времени и зимой и летом, особенно с добавлением светлых перчаток из лайки, светлой блузы, с простыми серьгами и жемчужным ожерельем.
Попадаются и костяные иголки с ушком. Раскопки захоронений и древние статуэтки показывают, что люди каменного века отлично умели кроить и шить
одежду . Иногда это были меховые комбинезоны, оставляющие открытым только лицо. Иногда наряд состоял из нескольких частей – меховой или замшевой рубахи, штанов, мокасин, шапки-капора. Все это обшивалось бусинками из кости, в могилах их находят по несколько тысяч. Уже в те времена существовала своя наука красоты. Украшениями служили браслеты, связки бус, тела покрывались татуировкой или ритуальной раскраской. Женщины делали себе сложные прически. На рисунках и статуэтках волосы у них то спадают вниз сплошной волной, то собраны концентрическими кругами, то уложены зигзагообразными рядами [24, 96].
В более древней части Тиринфского дворца сохранился фрагмент фрески, изображающий двух идущих мужчин. Их головы обнажены и волосы тонко завиты локонами, ниспадающими на плечи, – мода, которая особенно долго, целые столетия, держалась в эгейском мире;
одежда – хитоны с короткими рукавами, охваченные по талии поясами, концы которых спущены до середины бедер. В правой руке у каждого – по два копья. И костюм и убор головы показывают большую заботу о туалете. Это своего рода «петиметры» старого французского двора, для которых неудачно надетый пояс мог составить чуть ли не несчастье всей жизни. По технике исполнения, по характерному перегибу назад верхней части тела, по стилизации рисунок очень близок к кносским образцам. Кроме того, совершенно такое же одеяние мужчин мы находим в рисунках на кубках, найденных в лабиринте. Следовательно, так же приблизительно одевались и «хозяева лабиринта».
Белая футболка нейтрализует и нарядную юбку с бахромой, и брюки от смокинга. Таким образом вы даете особенной, нестандартной вещи вид на жительство в своем гардеробе, интегрируя ее туда при помощи простых предметов
одежды . Кроме того, правило нейтрализации работает и в обратную сторону – когда яркими, самобытными вещами вы усложняете вещи простые.