Связанные понятия
Паровой трамвай — трамвай, приводимый в движение паровой машиной; паровой поезд городской железной дороги. Паровые трамваи стали появляться в городах в 1870-х годах, когда начался переход городских железных дорог с конной тяги на механическую. Первый паровик вышел на улицы Нового Орлеана в 1873 году. Поезда на такого рода дорогах стали водить танк-паровозы «трамвайного» типа, с вертикально расположенным котлом, внешне — закрытые, как вагоны. Впоследствии — с конденсацией пара.
Трамва́й (от англ. tram — вагон, вагонетка и way — путь), — наземная электрическая железная дорога, вид уличного и частично уличного общественного транспорта для перевозки пассажиров по заданным маршрутам, используемый преимущественно в городах.Трамвай является одним из старейших видов городского пассажирского общественного транспорта, из существующих в начале XXI века...
Трамвай на шинах (калька с фр. tramway sur pneus, tram sur pneus) — вид городского общественного транспорта, совмещающий свойства шпурбуса, троллейбуса и трамвая. В настоящее время линии трамвая на шинах открыты во Франции (Нанси, Кан, Клермон-Ферран, пригороды Парижа), в Китае (Тяньцзинь и Шанхай), Италии (Падуя, континентальная часть Венеции) и Колумбия (Медельине). Предлагалось строительство линий в итальянской Л’Акуиле, в Казахстане (Алма-Ате и Астане), России (Ярославль), США (Лас-Вегас), но...
Ко́нка (конно-железная городская дорога) — исторический вид общественного транспорта, широко применявшийся до перевода железной дороги на паровую, тепловую, электрическую или канатную тягу. Наиболее распространённой областью применения конки был городской транспорт; таким образом, конка была предшественником электрического трамвая.
Дилижа́нс (от фр. carosse de diligence, «проворный экипаж») — транспортное средство для междугородной перевозки пассажиров, а также вид междугородного общественного транспорта. Многоместная карета на конной тяге, перевозившая пассажиров и почту. Кроме того существовали специальные почтовые дилижансы.
Упоминания в литературе
Слово «автобус» произошло от «
омнибус » – так называлась небольшая повозка на конной тяге. Обычно омнибус ждал пассажиров на Площади коммерции во французском городе Нанте, рядом со шляпным магазином, на вывеске которого было написано Омнес Омнибус (по-латыни «все для всех»). Так в обиход вошло выражение «пойти к омнибусу», «сесть на омнибус».
Бейкер-стрит была улицей дорогих портных и фотографов, поэтому деловая жизнь начиналась здесь несколько позже. Между семью и восемью утра по улице проезжали первые
омнибусы : Бейкер-стрит отнюдь не была тихим и спокойным местом – днем она была одним из самых загруженных в транспортном отношении проездов. Именно здесь ходили из северного Лондона в южный и обратно зеленые омнибусы линии «Атлас», здесь всегда было полно кэбов и частных экипажей.
Связанные понятия (продолжение)
Грузовой трамвай — вид уличного рельсового транспорта для перевозки (развозки) грузов в пределах города, одно из применений трамвая. Грузовой трамвай является транспортной организацией, которая предоставляет услуги грузоперевозок городским потребителям. Имеющиеся практически в каждом трамвайном хозяйстве служебные вагоны, перевозящие грузы для нужд обслуживания трамвайной сети, не являются частью специализированной грузовой транспортной организации и зачастую являются модификацией пассажирских вагонов...
Авто́бус (сокращение от автомобиль-омнибус) — безрельсовое механическое моторное транспортное средство, технически предназначенное для перевозки девяти и более пассажиров и способное маневрировать на дороге, приводимое в движение источником энергии, запасённым или производимым из топлива, хранящегося на борту (бывают аккумуляторные, суперкондесаторные, дизельные, газотопливные автобусы и автобусы на топливных элементах).
Автомоби́льный по́езд (Автопо́езд) — поезд, состоящий из автомобиля-тягача и прицепа (прицепной автопоезд) или полуприцепа (седельный автопоезд), комбинированное многозвенное транспортное средство.
Междугородный и пригородный трамвай (интерурбан) — вид рельсового транспорта, соединяющий разные города или один город с его пригородами. Интерурбаны отличаются от обычных железных дорог тем, что организация их работы гораздо ближе к трамваю, что выражается в частности в более лёгком подвижном составе (как правило, электрическом), частых остановках, лёгком строении пути, устройстве совмещённого пути и т. д. Нередко часть маршрута, проходящая по центру города, ничем не отличается от линии обычного...
Железнодорожный транспорт Франции — сеть железных дорог во Франции, находящаяся в собственности «Réseau Ferré de France» (RFF) и под управлением «Национальной компании французских железных дорог» (SNCF).
Трамвай-поезд — концепция, в соответствии с которой трамваи могут использовать инфраструктуру железных дорог наравне с обычными поездами. Таким образом становится возможным создание комбинированных транспортных систем, сочетающих преимущества обоих видов транспорта (трамваев и поездов железных дорог). Первая система такого типа начала действовать в 1992 году в Карлсруэ (Германия).
Двухэтажный автобус — автобус, имеющий два этажа или палубы. Двухэтажные автобусы массово использовались в качестве городского транспорта в Великобритании, а также используются и ныне в некоторых городах Европы, Азии, Австралии. Известнейшим двухэтажным автобусом является, например, лондонский даблдеккер «Рутмастер» (англ. Routemaster), ставший символом города и, возможно, самым узнаваемым автобусом в мире. Кроме того, существуют и междугородние модели двухэтажных автобусов.
Гужево́й тра́нспорт (гуж — кожаная или верёвочная петля в упряжи) — вид дорожного (безрельсового) транспорта, как грузового, так и пассажирского, в котором транспортные средства (повозки) приводятся в движение животными. В качестве тягловых животных используются лошади, волы, буйволы, ослы, мулы, собаки, олени (и даже овцы, страусы, слоны, ламы, верблюды, жирафы и другие). В зависимости от типа ходовой части различают колёсный и санный гужевой транспорт.
Моноре́льс (устар. однорельсовая железная дорога) — разновидность рельсового транспорта. Хотя формально под выражением монорельс понимается железная дорога, в которой используется один несущий рельс, в отличие от обычной железной дороги, где их два, в существующей практике под монорельсом понимаются различные формы внедорожного транспорта, где рельса как такового может и не быть вообще. Как правило, монорельсом называется любая форма эстакадного транспорта, где подвеска выполнена нетрадиционным способом...
Пульман — большой пассажирский спальный железнодорожный вагон (пульмановский вагон) по имени американского фабриканта спальных вагонов.
Зубчатая железная дорога — особый вид железной дороги, отличающийся от обычной наличием зубчатой рейки (рельса). Зубчатый рельс прокладывается обычно посередине между двумя обычными рельсами. Соответственно, подвижной состав таких железных дорог оборудован зубчатым колесом.
Общественный (коммунальный) транспорт — разновидность пассажирского транспорта как отрасли, предоставляющей услуги по перевозке людей по маршрутам, которые перевозчик заранее устанавливает, доводя до общего сведения способ доставки (транспортное средство), размер и форму оплаты, гарантируя регулярность (повторяемость движения по завершении производственного цикла перевозки), а также неизменяемость маршрута по требованию пассажиров.
Локомоти́в (от лат. loco «с места» (аблатив лат. locus «место») + лат. motivus, «сдвигающий») — самоходный рельсовый экипаж, предназначенный для тяги несамоходных вагонов. Локомотив — это силовое тяговое средство, относящееся к подвижному составу и предназначенное для передвижения по рельсовым путям поездов или отдельных вагонов.
Дрезина — специальная тележка (изделие), передвигаемая механически по рельсам и служащая для поездок работников железнодорожного транспорта с целью осмотра железнодорожного пути и по другим служебным надобностям.
Вагон-ресторан — железнодорожный вагон, предназначенный для обеспечения горячим питанием пассажиров в пути следования. Преимущественно включается в состав пассажирских поездов.
Такси ́ (от фр. Taximètre «счётчик цены», позже так называлась сама машина) — общественный транспорт, обычно автомобиль, используемый для перевозки пассажиров в любую указанную точку с оплатой проезда машины по счётчику — таксометру.
Фуникулёр (фр. funiculaire, произв. от лат. funiculus — верёвка, канат) — рельсовое транспортное средство с канатной тягой для перевозки людей или грузов в вагонах на небольшое расстояние по крутой трассе. Фуникулёр является специализированным транспортом, применяемым в условиях тяжёлого рельефа местности.
Трамвай Старой Руссы — трамвайная система, функционировавшая в городе Старая Русса с 1922 до 1941 года.
Берлинский автобус — один из основных видов общественного транспорта Берлина. Городскую автобусную сеть (наряду с метрополитеном, трамваем и паромом) по договору с Сенатом Берлина обслуживает единственный оператор: BVG.
Вагон является единицей подвижного состава (например, и чаще всего, железнодорожного). Вагон предназначен для перевозки грузов или пассажиров и оборудован, естественно, всеми необходимыми устройствами для их перевозки и для включения вагона в состав поезда. Строительством вагонов занимаются вагоностроительные предприятия.
По́езд в современном понятии — сформированный и сцепленный состав, состоящий из группы вагонов, с одним или несколькими действующими локомотивами или моторными вагонами, приводящими его в движение, и имеющий установленные сигналы (звуковые и видимые), которые обозначают его голову и хвост. Помимо этого, на многих (в том числе и российских) железных дорогах каждый поезд получает определённый номер, позволяющий отличать его от остальных поездов. К поездам также относят локомотивы без вагонов, моторные...
Легкоре́льсовый тра́нспорт (также Лёгкий рельсовый транспорт, ЛРТ, от англ. Light Rail) — городской железнодорожный общественный транспорт, характеризующийся меньшими, чем у метрополитена и железной дороги, габаритами, грузоподъёмностью и скоростью сообщения.
Нижегоро́дский трамва́й — система трамвая в Нижнем Новгороде, работающая с 1896 года, одна из старейших трамвайных систем в России.
Калининградский трамвай — самая западная трамвайная система России, единственная действующая трамвайная система Калининградской области. Является самой старой трамвайной системой на территории современной России (действует с 1895 года). Калининградский трамвай — одна из трёх сохранившихся трамвайных систем России с метровой колеёй (ещё — в Пятигорске и Евпатории).
Двухэтажный вагон или двухъярусный вагон — вагон, в котором для увеличения пассажировместимости устроены два салона для пассажиров, один над другим.
Краснода́рский трамва́й — трамвайная система на электрической тяге в административном центре Краснодарского края, городе Краснодаре.
Пассажи́р (фр. passager) — человек, который не является членом экипажа и который перевозится транспортным средством в соответствии с гласным или негласным договором перевозки.
Направля́емый авто́бус (англ. guided bus), или шпу́рбус (нем. Spurbus) — вид общественного транспорта, при котором транспортное средство (автобус, троллейбус, дуобус, в последних двух случаях для обозначения также используются комбинированные термины шпуртролле́йбус или шпурдуо́бус) автоматически удерживается на траектории своего движения по маршруту специальными направляющими (иногда в виде рельсов, реже — оптическими или магнитными системами). Полоса движения направляемого автобуса отделена от...
Парово́з — автономный локомотив с паросиловой установкой, использующий в качестве двигателя паровые машины. Паровозы были первыми передвигающимися по рельсам транспортными средствами, само понятие локомотив появилось гораздо позже и именно благодаря паровозам. Паровоз является одним из уникальных технических средств, созданных человеком, и роль паровоза в истории трудно переоценить. Так, благодаря ему появился железнодорожный транспорт, и именно паровозы выполняли основной объём перевозок в XIX и...
Поворо́тный круг — устройство, с помощью которого можно развернуть на 180° или поставить на нужный путь в веерном депо единицу подвижного состава, обычно локомотив, реже вагон или автомотрису.
Франкфуртский трамвай — трамвайная система, существующая с 1872 года, и наряду с метрополитеном и городскими электропоездами является третьим видом рельсового общественного транспорта во Франкфурте-на-Майне.
Нижегоро́дский авто́бус — система автобусного общественного транспорта Нижнего Новгорода. Представлена сетью маршрутов автобусов большой вместительности и маршрутными такси.
Слуцкий автобус — единственный в Слуцке вид общественного транспорта, который насчитывает более чем 100-летнюю историю. Слуцкий автобус стал одной из первых успешных автобусных систем на территории Белоруссии. В то же время слуцкий автобус не является первой по продолжительности работы автобусной системой в Белоруссии, так как работал с перерывами и разными целями.
Минский автобус — вид общественного транспорта в столице Республики Беларусь городе Минске. До 2014 года автобус перевозил наибольшее число пассажиров, уступив свои позиции метрополитену. Доля пассажиропотока, среди всех видов пассажирского транспорта города — 37,3 % в 2017 году.
Двухэтажный транспорт (иногда Двухэтажник, Двухэтажка) — любое двухэтажное транспортное средство (автобус, трамвай, троллейбус, поезд, самолёт, лифт), которое имеет два уровня (палубы) для пассажиров, один выше другого. Может также относиться к дорогам и мостам, у которых проезжие части расположены одна над другой.
Минская конка — общественный транспорт в городе Минске, действовавший с 1892 по 1928 годы (с перерывом с 1918 по 1921 год в связи с гражданской войной). Ликвидирована в 1928 году с целью дать возможность развития в городе электрического транспорта, трамвая.
Ряза́нский трамва́й — упразднённый вид общественного транспорта в Рязани. Трамвайная линия располагалась на окраине города и служила для связи с нефтеперерабатывающим заводом.
О-Бан (нем. O-Bahn) — самая длинная и высокоскоростная трасса направляемого автобуса в мире, расположенная в южноавстралийской столице Аделаиде. Название О-Бан происходит от латинского omnibus («для всех») и немецкого bahn («путь» или «дорога»). Первоначально была разработана концерном Даймлер-Бенц, чтобы дать автобусам возможность избежать пробок, используя трамвайные тоннели в немецком городе Эссен.
Большой американский трамвайный скандал (англ. Great American Streetcar Scandal), также известный, как трамвайный заговор General Motors — теория заговора, согласно которой трамвайная сеть США была заменена автобусами в середине XX века в результате действий таких холдинговых компаний, как National City Lines, Pacific City Lines и American City Lines. Эти компании были основаны картелем компаний, в который, кроме General Motors, вошли Firestone Tire, Standard Oil of California и Phillips Petroleum...
«Кармели́т » (ивр. כרמלית) — средство подземного общественного транспорта в израильском городе Хайфе. Название происходит от горы Кармель, в которой проложен тоннель.
Велори́кша (в новейшее время и в Западных странах чаще велотакси) — вид общественного транспорта: перевозка пассажира или пассажиров (обычно не больше двух) на велосипеде особой конструкции силой велосипедиста. Велорикши возникли в Японии вскоре после появления там обычных рикш, оттуда распространились во многие страны Восточной и Южной Азии, от Филиппин до Пакистана. Уже во второй половине XX века велотакси появляются в ряде городов Европы и Америки, в качестве развлечения для туристов. Так, в Нью-Йорке...
«Поезд в облака » (исп. „Tren a las Nubes“) — это туристический поезд в провинции Сальта, Аргентина. Поезд проходит по восточной части железнодорожной линии Сальта — Антофагаста железной дороги Бельграно (также известна как линия «С-14»), которая соединяет Северо-Запад Аргентины с чилийской границей в Андах, на высоте 4220 метров над уровнем моря, это пятая по высоте железная дорога в мире. Первоначально построенная по экономическим и социальным причинам, сейчас в первую очередь железная дорога интересна...
Маршрутное такси (в просторечии «маршрутка» и др.) — автобусы и микроавтобусы (иногда микровэны и даже легковые автомобили), осуществляющие перевозку пассажиров и багажа по установленным маршрутам, но не входящие в регулярную систему общественного транспорта. Признаками нерегулярности могут быть: мелкие операторы, обслуживающие по несколько маршрутов, дублирование муниципальных маршрутов, собственные тарифы, не привязанные к муниципальным, невыдерживание расписания и интервалов (отправление по заполнению...