Связанные понятия
Медаль (фр. medaille, от лат. metallum — «металл») — особый знак, выпускаемый в память о каком-либо событии, по случаю юбилейных дат и прочим, награда за военные заслуги, трудовые отличия, достижения в области науки, техники, культуры, спорта, успехи в учёбе и другом.
Стату́т (положе́ние) (лат. statutum) — в наше время так называются некоторые правовые акты описательного характера (церемонии, последовательность действий при наступлении особого события и пр.) о чём-либо, например, устанавливающие порядок награждения орденом, его описание и т.п.
Крест — одна из наград в наградной системе ряда государств, прежде всего — в христианских. В некоторых случаях она представляет собой знак ордена, иногда является самостоятельным знаком отличия, занимая промежуточное положение между орденами и медалями иногда считается разновидностью медалей.
Нагру́дный знак (знак) — небольшой знак из металла, пластика, стекла, фарфора (керамики), композиций из этих материалов, других материалов с нанесённым изображением и (или) надписью, предназначенный для ношения на груди. Обычно обозначают принадлежность к какой-либо группе людей или посвящены какому-либо событию или месту. Знаки могут создаваться как государством, так и частными предприятиями или физическими лицами.
Награ́да — что-либо, выдаваемое (даваемое, присваиваемое) в качестве поощрения за заслуги, отличия, в знак благодарности кем-либо за что-либо.
Упоминания в литературе
6 января 1807 г. на имя Александра I была подана записка (автор ее неизвестен), в которой предлагалось учредить «5-й класс, или особое отделение Военного
ордена Св. Георгия для солдат и прочих нижних воинских чинов… который может состоять, например, в серебряном кресте на Георгиевской ленте, вдетой в петличку». Император согласился с предложением взять за основу новой награды самую почетную боевую награду России – орден Св. Георгия. Новый почетный знак как бы представлял собой его низшую ступень, почему и получил название «Знак Отличия Военного ордена» (на ранних этапах истории Знака его иногда так и именовали в документах – «Знак Отличия Военного ордена Св. Георгия 5-й степени»). По виду он копировал орден Св. Георгия и носился на Георгиевской ленте, но изготавливался не из белой эмали, а из серебра 95-й (современная 990-я) пробы, и весил 14,9 грамма. Кавалер был обязан носить Знак всегда и при всех обстоятельствах, но если он после производства в офицеры удостаивался ордена Св. Георгия, Знак более не надевался на форму. С июля 1808 г. кавалеры Знака освобождались от телесных наказаний, а с января 1809 г. на реверсе Знака чеканился его номер (до этого безномерные Знаки успели получить около 9 тысяч солдат).
О создании и производстве
ордена Ленина интересно более профессиональное мнение такого специалиста, как В. А. Дуров: «В производстве знаков ордена Ленина I типа участвовали бывшие работники знаменитой ювелирной фабрики “Фаберже”, поэтому они отличаются высоким качеством изготовления. Первоначально предполагалось при повторном и более награждениях одного человека орденом Ленина помещать в особом щитке в нижней части аверса орденского знака порядковый номер награждения, как это уже было с орденом “Красное Знамя”.
Особое место в карьере российского чиновника занимали награды. Награждение проводилось
орденами , памятными медалями и знаками. Награды могли выдаваться как за заслуги, так и за выслугу лет. В послужном списке И. Э. Персиани есть и те, и другие. В 1821 г. он был награжден орденом Св. Владимира 4-й ст. «в воздаяние ревностной службы Вашей и особенных трудов, начальством засвидетельствованных», – как говорилось в монаршем указе[33]. Орден этот, несмотря на низкую степень, ценился высоко, поскольку давался исключительно за заслуги: даже великие князья, получавшие при рождении орден Св. Андрея Первозванного и тем самым становившиеся кавалерами большинства других российских орденов, не получали Св. Владимира автоматически. Ценность этого ордена была столь велика, что, например, Николай II, имевший все высшие ордена по рождению, возложил на себя владимирский крестик 4-й ст. лишь через 25 лет выслуги в офицерских чинах[34].
С первого дня своего существования деятельность органов государственной безопасности находила полную поддержку руководства страны. Особо отличившиеся в то время сотрудники ВЧК представлялись к награждению
орденом Красного Знамени. Он был учрежден 16 сентября 1918 года и являлся первой официальной наградой РСФСР. Одновременно практиковалось награждение почетным революционным боевым оружием – маузером или шашкой – с изображением знака ордена. Но обладателями таких наград среди чекистов становились единицы.
Конечно, политика государства может активно влиять на практику награждений. Например, государство может награждать чаще, щедрее, всё более широкие круги лиц – либо, наоборот, реже, скупее, всё менее узкие круги лиц; оно может быть неразборчиво в раздаче наград, допускать неправильные награждения (вопреки статутам
орденов , положениям о медалях и т. п.) или, наоборот, весьма разборчиво подходить к каждой кандидатуре, представленной к награждению, не допускать неправильных награждений и т. п. Наконец, политика государства может активно влиять на реформирование наградной системы: государство может учреждать новые награды, отменять либо модифицировать старые, вносить поправки в уставы действующих наград и т. д. Но всё это называется «наградной политикой», а не «наградной системой».
Связанные понятия (продолжение)
Гео́ргиевская ле́нта — двухцветная лента к ордену Святого Георгия, Георгиевскому кресту, Георгиевской медали.
Почётная грамота — разновидность грамоты, получившая широкое распространение в СССР и постсоветских странах. См. статьи...
Почётные звания — звания в Союзе ССР как одна из форм признания государством и обществом заслуг отличившихся граждан, коллективов и формирований.
Ветеран труда — почётное звание в Российской Федерации, отмечающее людей за добросовестный многолетний труд.
Звание — устанавливаемое и присваиваемое уполномоченными компетентными органами наименование, свидетельствующее об официальном признании заслуг человека или коллектива либо о профессиональной, служебной, научной или иной квалификации.
Знак ранения (Знак числа ранений) — отличительный наградной знак (нагрудный знак и не только) военнослужащих ВС России (Русской Армии и Флота, Вооружённых Сил СССР (ВС СССР)), получивших ранения на фронтах Первой мировой войны, Великой Отечественной войны и во время боевых действий послевоенного периода.
«Маршальская звезда » — государственный почётный знак особого отличия военнослужащих в СССР, а затем и России. Был учреждён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1940 года. Маршальские звезды вручались лицам, имеющим воинские звания Маршала Советского Союза, а с 1955 года — Адмирала Флота Советского Союза. В 1943 году была учреждена маршальская звезда, условно именуемая звездой «малого» типа, предназначенная для вручения маршалам рода войск, с 1962 года — адмиралам флота, а с...
Наградно́е оружие — персонифицированное оружие, являющееся почётной наградой для особо отличившихся военнослужащих за их воинские подвиги и заслуги. Им может быть холодное или огнестрельное оружие: шпага, сабля, палаш, шашка, кортик, револьвер, пистолет, винтовка, охотничье ружьё и др. Обычно на таком оружии, помимо соответствующей надписи об отличиях и заслугах указываются фамилия, имя и отчество (фамилия и инициалы) награждённого, отчего наградное оружие часто также называют именным. Надпись выполняется...
Наградные часы — разновидность уставного (ценный подарок) и неуставного поощрения военнослужащих, зачастую младшего офицерского состава (начиная с младшего лейтенанта).
О́рденская ле́нта или Лента медали — специальная лента, установленная для каждого ордена или медали, имеющая определённый цвет и рисунок.
Ры́царь-бакала́вр (англ. Knight Bachelor) — в британской системе наград и почётных званий титул человека, посвящённого монархом в рыцари, но не входящего в организованные рыцарские ордены Соединённого Королевства.
Зна́ки отли́чия, ордена́ и меда́ли Кана́ды представляют собой сложную систему наград для канадцев со стороны монарха за действия или поступки, принёсшие пользу их окружению или стране в целом. Эта система, созданная по образцу её британской предшественницы в 1930-е гг., начала в полной мере функционировать лишь в период Столетия Канады в 1967 г., когда был учреждён орден Канады, и с тех пор росла как в объёме, так и в масштабе использования, включив в себя династические и национальные ордена; государственные...
Подробнее: Знаки отличия, ордена и медали Канады
Награды для женщин — особые отличительные знаки, которыми удостаиваются только женщины. В основном, виды таких наград никогда не превышали одной-двух в государстве, поэтому общее число женских отличий — достаточно небольшое.
Брита́нская систе́ма награ́д (англ. British Honours System) — средство вознаграждения за личную храбрость, достижения или службу Соединённому Королевству. Система состоит из трёх типов наград: почести, медали и наградные знаки.
Ры́царские о́рдены — сообщества воинов Христовых (milites Christi), в том числе аристократов (рыцарей) в странах Западной Европы, в первую очередь Священной Римской Империи в период XIV—XV вв.
Подробнее: Рыцарский орден
Орден Золотого и Розового Креста (Order of the Golden and Rosy Cross, Orden des Gold- und Rosenkreutz, также Fraternity of the Golden and Rosy Cross) был немецкой организацией розенкрейцеров, основанной в 1750-х годах масоном и алхимиком Германом Фихтулдом. Предполагалось, что кандидаты будут мастерами-масонами с хорошей репутацией. Алхимия должна была стать центром исследований для членов ордена. Большая часть иерархической структуры этого ордена использовалась в Societas Rosicruciana в Англии (SRIA...
Тамплиеры (англ. Knights Templar) — международный филантропический рыцарский орден, связанный с масонством. В отличие от начальных градусов, представленных в масонской ложе, где требуется только вера в Высшую Сущность, независимо от религиозной принадлежности, тамплиеры являются одним из нескольких дополнительных масонских орденов, в которых членство открыто только масонам, которые исповедуют только христианскую веру. Одной из клятв членов ордена является обязательное декларирование, что они впредь...
После свержения монархии в России в 1917 году, Владимировичи — одна из ветвей Дома Романовых — официально объявили свои претензии на российский престол. Представители этой ветви (Кирилл Владимирович в 1922—1938 годах, его сын Владимир Кириллович Романов в 1938—1992 годах и дочь последнего Мария Владимировна Романова с 1992 года) продолжили даровать титулы и жаловать ордена Российской империи, считая это своей прерогативой.
Герб (польск. herb от нем. Erbe — наследие) — изобразительный опознавательный знак (подвид эмблем), составленный и употребляемый по правилам геральдики, служащий для отличия владельца (личности, семьи, рода; населённого пункта, города, территории, государства, межгосударственного объединения; общественной, профессиональной, социальной или государственной корпорации: органа, организации, формального или неформального объединения, учреждения, предприятия и т. п.; общественного события или акции и проч...
Военный и госпитальерский орден Святого Лазаря Иерусалимского — один из древнейших рыцарских религиозных орденов. На протяжении всей своей истории рыцари-лазариты были сосредоточены на попечении о больных (с чем связано возникновение слова лазарет). Символом лазаритов служил зелёный крест на белом плаще.
Рыцарь-баннерет, или просто
баннерет — в феодальную эпоху рыцарь, имеющий право вести в бой группу людей (часто также рыцарей) под собственным знаменем (баннер) с изображением его собственных геральдических символов.
Значок боевого пехотинца (англ. Combat Infantryman Badge; CIB) — нагрудной знак Армии США, вручаемый военнослужащим, принимавшим непосредственное участие в боевых действиях.
Почётное гражданство — форма поощрения личности за выдающиеся заслуги в повышении престижа и благосостояния жителей коммуны, города, области, региона, государства.
Орденская книжка — в СССР документ, в который заносились названия орденов (вместе с серийными номерами), которыми награждался гражданин, формирование, предприятие, организация и населённый пункт (субъект) государства.
Шведский устав (швед. Svenska systemet) (также известен как Шведская система) — является основным в Шведском ордене масонов, Датском ордене масонов, в Норвежском ордене масонов, в Исландском ордене масонов, в Великой земельной ложе вольных каменщиков Германии, а также в ряде других масонских лож.
«Гео́ргиевская ле́нточка » — общественная акция по раздаче символических ленточек, посвящённая празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне, проходящая с 2005 года по инициативе «РИА Новости» и РООСПМ «Студенческая община».
Орден восточных тамплиеров (Орден храма Востока, лат. Ordo Templi Orientis, O.T.O.) — международная оккультно-религиозная организация, существующая с 1902 года. Изначально задуманная Карлом Кельнером, Францем Гартманом и Теодором Ройссом как масонская академия, которая отражала бы символизм нескольких оккультно-мистических сообществ, организация превратилась в носителя религиозного течения телема под руководством оккультиста Алистера Кроули в 1912 году.
Источником
чести (лат. fons honorum) называется глава государства, который благодаря официальной должности, имеет исключительное право присваивать законный дворянский титул и рыцарские ордена другим лицам.
Степень (или градус) — уровень членства в масонстве. В символическом масонстве есть только три степени: ученик, подмастерье и мастер. Каждая степень соответствует духовному развитию масона и уровню знаний, полученных им в масонской ложе. Для каждой степени есть набор свойственных ей символов и ритуалов масонства.
Подробнее: Масонские степени
Медалье́рика — вспомогательная историческая дисциплина; изучает возникновение и историю медали, становление и развитие медальерного искусства, использует отдельные медали и медальерные комплексы как исторические источники для исследования событий прошлого, жизни и деятельности выдающихся людей, а также изучения истории искусства.
Фо́рма, унифо́рма (лат. forma «форма», лат. uniformis «единообразный»), мунди́р — одинаковая по стилю, покрою, цвету и ткани специальная (служебная) одежда для создания единого облика корпоративной группы.
Подробнее: Униформа
Современный китайский френч — это стиль мужского костюма, традиционно известного в Китае как одежда Чжуншань (кит. 中山裝, пиньинь: Zhōngshān zhuāng), после смерти Сунь Ятсена также называемого суньятсеновкой (кит. 孫中山, пиньинь: Sūn Zhōngshān), а позже — как френч Мао (благодаря Мао Цзедуну). Сунь Ятсен внедрил стиль вскоре после основания Китайской Республики в качестве формы национальной одежды, хотя и с ярко выраженным политическим и, позже, правительственным подтекстом.
Подробнее: Костюм Мао
Общество розенкрейцеров Англии или Розенкрейцерское общество Англии (Societas Rosicruciana in Anglia, Rosicrucian Society of England) (SRIA) - это масонский эзотерический христианский орден, основанный Робертом Вентвортом Литтлом в 1865 году , хотя некоторые источники признают, что эта дата - 1866-67. Участники из числа подписавшихся на Мастеров Масонов Великой Ложи были в дружеских отношениях с Объединенной Великой Ложей Англии.
Жёлтая звезда или Лата (также «жёлтый знак» или «знак позора») — особый отличительный знак, который по приказу нацистов должны были носить евреи на подконтрольной властям Германии территории в период Холокоста. Латы служили для того, чтобы отличать евреев в общественных местах.
Сохэй (яп. 僧兵 Со:хэй, буквально «монах-солдат») — буддийские монахи-воины феодальной Японии. В определённые моменты истории они обладали значительной властью, вынуждая тем самым имперское и военное правительства к сотрудничеству.
Родло (польск. rodło) — один из польских национальных символов, официальный знак Союза поляков в Германии с 1933 года по настоящее время. Представляет собой схематическое изображение течения Вислы с обозначенным расположением Кракова.
До́бринский о́рден (лат. Fratres Militie Christi de Livonia contra Prutenos, fratres de Dobrin, «братья-воины Христовы ливонские против пруссов», «Добринские братья», нем. Brüder von Dobrin, польск. Dobrzynscy bracia) — средневековый рыцарский орден, основанный в Добрине Кристианом Прусским по приказу Конрада Мазовецкого для защиты от пруссов. Орден формировался преимущественно из немцев. В разное время число рыцарей, участвовавших в крестовых походах, колебалось в ордене от 15 до 35 человек. Впоследствии...
Мартинизм (фр. Martinisme, англ. Martinism, нем. Martinismus) — направление мистического и эзотерического христианства, чья доктрина описывает падение первого человека из Божественного в материальное, а также способ его возвращения в Божественное с помощью реинтеграции, или духовного просветления, достигаемого при сердечной молитве.
Лотарингский крест (фр. Croix de Lorraine, иногда «анжуйский крест», фр. Croix d'Anjou, Юникод U+2628 (☨)) — геральдическая фигура, представляющая собой крест с двумя поперечинами. Название происходит от Лотарингии — области на границе Франции и Германии, чьим символом является лотарингский крест.
Орден Дракона или Общество Дракона (лат. Societas Draconica, Societatis draconistarum, нем. Drachenorden) — рыцарский орден, основанный в 1408 году королём Венгрии Сигизмундом I Люксембургом для защиты венгерского королевского дома от внутренних и внешних врагов, а католической церкви — от еретиков и язычников.
Рыцарь кадош или рыцарь чёрно-белого орла (англ. Knight Kadosh) — 30° в Древнем и принятом шотландском уставе (ДПШУ). Рыцарь кадош является 30° в Верховном совете южной юрисдикции, в Верховном совете Франции и Верховном совете Российской Федерации ДПШУ. В Верховном совете северной юрисдикции (США) в настоящее время не сообщается степень рыцаря кадоша, вместо этого носителем тридцатой степени является великий командор инспектор инквизитор (31°).
Упоминания в литературе (продолжение)
«Орденское государство XIV века выглядит необычно современным: посреди феодальных монархий – религиозная республика, во главе ее выборный магистр, окруженный своими капитулами как современный глава государства или правительства – своими министерствами; земля разделена на двадцать округов, каждый из которых управляется по указаниям магистра комтуром со своим собственным конвентом; каждый рыцарь
Ордена в определенной мере является государственным служащим; нет никаких господ-феодалов, как в других местах – устав Ордена запрещает личную собственность; и вообще все холостяки – обет рыцаря Ордена требует целомудрия. Пополнение Ордена приходит из империи, где его постоянно рекрутирует Германский Мастер, впрочем – без особых усилий. Ведь Орден в соответствии с современным ему словом довольно скоро стал «Госпиталем», сиятельным местом призрения для юных сыновей немецких княжеских фамилий, которые пробивались на свои места в жизни. Орден мог выбрать себе среди них наилучших, и таким образом он долгое время будет очень хорошо управляться.
В XIX веке в систему
орденов Российской империи были добавлены два ордена царства Польского – Белого орла, одна степень, и Святого Станислава, три степени. В таком виде из восьми орденов российская наградная система сохранилась до 1917 года.
Отдельную группу или категорию («сословие», «чин») членов
ордена Девы Марии составляли «братья-сарианты» (нередко именуемые в русскоязычной военно-исторической литературе «оруженосцами»), соответствовавшие «вооруженным сервиентам» (лат.: servientes armorum), или «вооруженным сержантам» других военно-монашеских орденов. Будучи совершенно полноправными членами ордена (хотя и не рыцарского происхождения и звания), «братья-сарианты» (также являвшиеся, в силу приносимых ими приведенных выше трех обетов, монахами) несли воинскую службу наравне с «братьями-рыцарями», отличаясь от них лишь несколько облегченными доспехами и вооружением. Число «братьев-сариантов» (нем.: «сариантсбрюдер», Sariantsbrueder, Sarjantsbrueder) Тевтонского ордена в Святой земле и в Пруссии превышало число таковых в орденской Ливонии.
Лучшие портретисты тщательно запечатлевали на мундире Александра I воинские награды победителя Наполеона, причем для правильности написания художникам обычно выделялся нужный комплект «гардеробных»
орденов , напоминающих не только о личной доблести самодержца, но и отражающих заключенные им военные союзы. Правда, долгое время на костюме государя сиротливо красовались только Георгиевский крест, который полагалось «никогда не снимать», да статусная звезда высшего отечественного ордена Св. Апостола Андрея Первозванного, учрежденного в честь патрона русской земли. Позже именно русский орден Св. Георгия всегда начинал избранный ряд наград союзников за освобождение Европы, завершавшийся теперь похожим на своеобразный «букет» объединением Андреевской звезды с обозначениями английского и шведского орденов, практически посвященных тому же христианскому великомученику, ставшему небесным покровителем земных воинов.
Как уже было отмечено, в общественных взаимоотношениях существует множество наград различных статусов. И каждая награда для поощренного человека или организации имеет свое значение. Значимость поощрения для награжденного может быть различной. Например, награждение общественной наградой профессионального сообщества может быть важнее для человека, чем государственная награда. Однако нередки факты, когда награжденные люди продавали за невысокую плату свои награды (наличие спроса на материальные носители наград (медали,
ордена , грамоты, благодарственные письма и т. д.) обусловлено наличием рынка предметов коллекционирования, в т. ч. наград).
Декретом Р. Гесса в 1938 году о недопустимости двойного членства в партии и
ордене . Многие госпитальеры, чтобы избежать членства в партии, поступили на службу в Вермахт; среди них было немало высших офицеров и генералов. Другие вошли в партию, но продолжали тайно платить взносы в орденскую кассу. Всего в Вермахте служило около 2 тысяч госпитальеров[100]. С началом войны положение ордена осложнилось, и аристократические семьи оказались расколоты, так как надо было поступать либо в соответствии с вековыми представлениями о воинской чести, либо – исходя из идеи патриотизма. В 1941 году из рядов германских вооружённых сил были уволены все главные члены бывших правящих родов Германии, а военнослужащим, даже не являвшимся членами НСДАП, было запрещено носить на мундирах знаки ордена. Однако орден продолжал выполнять свойственную ему миссию.
Несмотря на строжайший запрет, содержащийся в уставе 1743 года, с легкой руки «новых идеологов» масонства повсеместно возникали новые системы и учреждались более высокие степени мастерства. Уже в 1747 году кавалер Бошен, основавший «
Орден дровосеков», уступая настойчивому желанию знатных дам, начал вводить последних в ложу на правах ее равноправных членов. А в 1754 году кавалер Бонневиль (о чем мы уже упоминали выше) основал в Париже капитул высших степеней, назвав его Клермонским – в честь Великого Мастера.
В том же упомянутом 1923 году в советских карательных структурах появился свой знак, своя магическая эмблема, скопированная с… герба оккультного
ордена Туле! В честь 5-летия органов безопасности, – возглавляемых профессиональным революционером, членом большевистской партии с 1895 года, одним из организаторов вооруженного Октябрьского восстания 1917 года, наркомом путей сообщения и одновременно наркомом внутренних дел и председателем ВЧК, польским евреем Феликсом Эдмундовичем Дзержинским (1877–1926), – был учрежден нагрудный знак «Почетный работник ВЧК – ГПУ». По мнению историка Михаила Калюжного, чекисты усматривали в обладателе значка не столько знак отличия, сколько знак членства в закрытой структуре избранных, обладающих тайными функциями вседозволенности. Советская элита убийц получила свою мистическую эмблему: серебряный значок-овал, перекрещенный опущенным вниз мечом, внутри которого серп и молот, опирающиеся на римскую цифру V (или первую букву слово «виктория» – «победа»). В 1940 г., после окончательной победы над врагами и своим порабощенным и загнанным в концлагеря и патологически боящимся избранного племени чекистов народом, с нового нагрудного знака исчезнет V, а вместо этого на заднем фоне появятся лучи… Девизом карательного органа станут прекраснозвучные слова о чистых руках, холодных умах и горячих сердцах, высокопарные идеалы верности, чести, совести…
Через короткое время мюнхенская структура общества Туле стала филиалом Тевтонского рыцарского
ордена , который еще в середине XIX века оказался в сфере влияния имперской разведки, и она внедрила в него своих агентов. Руководство Тевтонского рыцарского ордена находилось в столице Германии; девизом его членов (в том числе и в структурных подразделениях) стали крылатые для каждого немца слова: «Помни, что ты – немец! Держи свою кровь в чистоте!» Эмблема ордена представляла собой старинный кинжал, наложенный на свивающиеся дубовые ветви, а вокруг шла готическая надпись: «Моя честь – верность».
Во-первых, это обстоятельства, связанные с созданием Общества иллюминатов и его довольно оригинальная структура. Общество вроде бы не преследовало политических целей, но в то же время было тщательно законспирировано. Вступающие в
Орден должны были знать только своего непосредственного руководителя, высшее руководство именовалось ареопагом и состояло из 9 человек во главе с Вейсгауптом. Предполагалось, что их имена рядовым членам общества будут неизвестны. По своей структуре Орден иллюминатов состоял из 3 классов: подготовительного, символического масонства и высшего, который был в Уставе 1781 г. только намечен и не подвергался детальной разработке. Возникал естественный вопрос: раз Орден не предусматривает каких-то антиправительственных целей, то к чему такая таинственность? И зачем Орден стремится любой ценой включить в свой состав людей знатных, богатых и могущественных? А зачем новый календарь, новое летоисчисление (персидское), особые названия для городов и государств, заимствованные из древней географии и истории (например, Бавария – Ахайя, Австрия – Египет, Мюнхен – Афины и т. д.)? Почему члены Ордена принимают имена героев из античной древности (сам Вейсгаупт принял имя Спартака)? Все это вызывало подозрения вначале в Баварии, а затем и в других государствах Европы.
Федерации – их называли «объединенными
орденами » – начали возникать в первые десятилетия XIX века. К моменту создания в 1874 году Королевской комиссии по делам обществ взаимопомощи таких орденов, в каждом из которых насчитывалось более 1000 членов, имелось 34 – при этом только в Манчестерском союзе подмастерьев (Manchester Unity of Oddfellows) и Древнем ордене лесничих (Ancient Order of Foresters) в совокупности состоял почти миллион человек.
Гораздо большее количество членов (не менее 10 тыс.) числится в так называемом белом масонстве – организациях масонского типа, не использующих традиционные ритуалы вольных каменщиков, но принимающих масонские принципы жизни и возглавляемых, как правило, настоящими масонами. Первое место здесь занимают члены клубов «Ротари» (в России их насчитывается несколько десятков). Весьма характерным для «белого масонства» являются такие организации, как
Орден Орла, клубы «Магистериум», «Реформа», «Взаимодействие», «Международный русский клуб», Фонд Сороса. Деятели «белого масонства» считают себя «избранным народом» (элитой), который обладает особыми правами господствовать над другими людьми. Подрывная антихристианская, антирусская работа этих организаций носит строго закрытый, секретный характер.
С другой стороны, главной особенностью коллегий, не позволяющей считать их университетами, являлась независимость как от государства, так, парадоксальным образом, и от Церкви, а ведь, как подробно обсуждалось выше, у истоков средневековых университетов всегда стояло согласие этих двух начал – светской и духовной власти. Основание же новых школ в Восточной Европе фактически представляло собой частное дело
Ордена Иисуса, проводимое за счет уже накопленных им средств, а также пожертвований, поступающих от местной шляхты. За исключением Полоцкой коллегии, созданной с участием короля Стефана Батория, все остальные содержались из поступлений от т. н. фундаций (фундушей), т. е. доходов от имений и местечек, пожалованных крупнейшими местными магнатами из фамилий Сапег, Гонсевских, Радзивиллов, Ходкевичей, Огинских и др.[240] Участие частных лиц при основании коллегий заменяло недостаток в Восточной Европе «монаршей инициативы» в деле развития высшего образования, но одновременно оно означало, что возникающие училища не имели официальной санкции государства на подготовку образованной элиты. Следует признать, что такой санкции у них зачастую не было и от католической Церкви, поскольку решение об открытии очередной школы принимал генерал Ордена, а не местный епископ, и если последние первоначально поддерживали иезуитов, то довольно скоро между ними возникли отношения соперничества, а затем прямой вражды.
В Камеральном отделении хранились и высшие
ордена империи. В отделке этих орденов преимущественно использовался официальный камень – бриллиант, поэтому стоимость этих орденов была довольно высока. Стоит еще раз напомнить, что пожалованные ордена Российской империи давали не только определенные привилегии, но и налагали жестко определенные материальные обязательства. Так, награждаемые орденами должны были произвести четко фиксированные отчисления в пользу Александровского Комитета о раненых «за бриллиантовые орденские знаки». Например, награжденный орденом Св. Апостола Андрея Первозванного должен был уплатить 572 руб.; орденом Св. Александра Невского – 429 руб. За медали, украшенные бриллиантами, взимали 150 руб. и 10 % «со всех остальных подарочных вещей, превышающих 86 рублевую ценность».236 Не брали денег только «с вещей жалуемых членами Императорской фамилии от имени Ея Императорского Величества и Их Императорских Высочеств во время Высочайших путешествий статс-дамам, камер-фрейлинам, фрейлинам и вообще лицам женского пола». Их освобождали от вычета в пользу Александровского Комитета о раненых. Это правило ввел еще Николай I.
И, наконец, мы с самого начала обратили внимание на один существенный аспект: устав, который должен был быть чисто монашеским, открывается для некоторых особенностей рыцарства. Здесь появляются те факторы, которых нет в обычном уставе, но которые связаны с рыцарством. Создается впечатление, что для того, чтобы составить особые предписания для этих рыцарей, Бернар потрудился собрать древние традиции разных старинных воинских
орденов , сведения обо всех испытаниях, которые должны были пройти рыцари, чтобы получить право называться рыцарями. Все это он и включил в первый устав.
Гохмейстер
ордена , осуществлявший в соответствии со своим титулом верховную духовную и светскую власть и подчиненный непосредственно римскому папе, избирался пожизненно, хотя иногда рыцари его смещали (например, Гергарда фон Мальберга или Генриха фон Плауэна), а порой – даже убивали (как Вернера фон Орзельна). Гохмейстер Карл фон Трир (Каролус де Тревери), смещенный своим окружением в 1317 г., покинул свою мариенбургскую резиденцию, был в 1318 г. восстановлен в должности на орденском Конвенте в городе Эрфурте, но в Мариенбург больше не вернулся, продолжая управлять орденом Приснодевы Марии из своего родного немецкого города Трира. Гохмейстер Буркхард фон Швенден (Бургардус де Сванден), выходец из Швейцарии, перед самым отбытием в Святую землю неожиданно вышел из Тевтонского ордена и вступил в орден госпиталариев (госпитальеров), членом которого оставался до самой смерти (хотя и пытался впоследствии вернуться в орден Девы Марии). Но подобные случаи были крайне редки.
Гохмейстер
ордена , осуществлявший в соответствии со своим титулом верховную духовную и светскую власть и подчиненный непосредственно римскому папе, избирался пожизненно, хотя иногда рыцари его смещали (например, Гергарда фон Мальберга или Генриха фон Плауэна), а порой – даже убивали (как Вернера фон Орзельна). Гохмейстер Карл фон Трир (Каролус де Тревери), смещенный своим окружением в 1317 г., покинул свою мариенбургскую резиденцию, был в 1318 г. восстановлен в должности на орденском Конвенте в городе Эрфурте, но в Мариенбург больше не вернулся, продолжая управлять орденом Приснодевы Марии из своего родного немецкого города Трира. Гохмейстер Буркхард фон Швенден (Бургардус де Сванден), выходец из Швейцарии, перед самым отбытием в Святую землю неожиданно вышел из Тевтонского ордена и вступил в орден госпиталариев (госпитальеров), членом которого оставался до самой смерти (хотя и пытался впоследствии вернуться в орден Девы Марии). Но подобные случаи были крайне редки.
«
Орден де Моле пытается дополнить то образование, которое дети получают дома, в церкви и в школе и таким образом лучше подготовить молодого человека к обязанностям гражданина, которые принадлежат ему по праву. Орден де Моле неизменно выступает против того, чтобы церковь, школа и гражданское общество объединялись под одной крышей. Он считает, что эти три Свободы являются основой величия нашей страны и должны стоять каждая на своем фундаменте и под отдельной крышей».
Основатель первого
ордена , живший в IX веке, французский рыцарь из Прованса Годфруа де Прей, определял в качестве главного требования к членам ордена усвоение семи навыков, образовавшихся в рамках мистицизма, связанного с цифрами. В соответствии с этими юношам из аристократических семей следовало научиться: 1) ездить верхом, 2) плавать, 3) охотиться, 4) стрелять из лука, 5) сражаться.
Тексту четвертой главы предшествует изображение «железного креста», которое ассоциируется у нас с идеей германского милитаризма после событий как первой, так и второй мировой войны. Современные немцы продолжают относиться к этой эмблеме весьма позитивно, напоминая, что еще в 1813 году прусский король Фридрих-Вильгельм III положил ее очертания в основу
ордена за участие в Освободительной войне против войск Наполеона. На основании аргументов этого рода, несколько измененный «железный крест» служит официальной эмблемой «нового бундесвера» по сей день.
Еще при командоре Мальтийского
ордена Б. Ельцине получили развитие так называемые «ордена». Скоро в том же Мальтийском ордене, кроме Е. Примакова и Б. Ельцина, оказались Б. Березовский, П. Бородин, вице-президент А. Руцкой и помощник Ельцина еще со времен ЦК КПСС В. Илюшин, министр печати М. Лесин и С. Лисовский, записные «демократы» Г. Бурбулис, С. Шахрай, президент Татарстана М. Шаймиев, секретарь Ельцина В. Костиков, а также в разное время приближенные к Ельцину В. Юмашев, С. Филатов, С. Ястржембский. Их связи с Западом получают совсем иной привкус, когда мы узнаем, что все они – из одного «ордена».
Не мешало бы добавить, что Мирилашвили, Грунин, Рождественский, Гусинский – все члены одного и того же «
ордена Св. Иоанна Иерусалимского», созданного еще в 1995 году. Кроме того, Дмитрий Рождественский щеголял в мантии гранд-приора протестантской ветви Мальтийского ордена. А ранее ведавший слежкой за иностранными консульствами в Ленинграде Грунин не раз появлялся на публике в галстуке с мальтийской символикой. Это закономерно: Владимир Васильевич Грунин оказался заместителем гран-приора Российского Гранд-Приорства Мальтийского ордена.
Вступление в масонский
орден (в масонской галерее королевского дворца в Стокгольме есть портрет Павла в орденском одеянии), гроссмейстерство с 1797 г. в Мальтийском ордене иоаннитов, наконец, призыв через А. Коцебу от 11 декабря 1800 г. ко всем европейским монархам решать все международные споры путём вызова на дуэль – всё это звенья одной цепи, имевшей в основе эту самую рыцарскую идею, облечённую в масонскую, а затем в мальтийскую ритуалистику.
Звание Героя РФ присваивается за заслуги перед государством и народом, связанные с совершением геройского подвига. Звание Героя РФ присваивается Президентом РФ. Герою РФ вручаются: знак особого отличия – медаль «Золотая Звезда» и грамота о присвоении звания Героя РФ. Герои РФ пользуются льготами, установленными законодательством[12]. Звание Героя Советского Союза присваивалось за личные или коллективные заслуги перед Советским государством и обществом, связанные с совершением геройского подвига. Герою Советского Союза вручались: высшая награда СССР –
орден Ленина, знак особого отличия – медаль «Золотая Звезда» и грамота Президиума Верховного Совета СССР. Звание Героя Социалистического Труда присваивалось лицам, которые проявили трудовой героизм, своей особо выдающейся новаторской деятельностью внесли значительный вклад в повышение эффективности общественного производства, содействовали подъему народного хозяйства, науки, культуры, росту могущества и славы государства. Герою Социалистического Труда вручались: высшая награда СССР – орден Ленина, знак особого отличия – золотая медаль «Серп и Молот» и грамота Президиума Верховного Совета СССР.
С другой стороны, Католическая церковь «запрещала турниры… под предлогом, что эти праздники отвлекают рыцарей от крестовых походов и требуют чрезмерных затрат, которые целесообразнее использовать на войну с неверными» [там же, с. 80]. Этот фрагмент, приводимый авторами по факту запрета турниров Папой Иннокентием IV на Лионском соборе в 1245 г., в том числе отображает и борьбу Церкви с военно-религиозным культом рыцарства, порой охватывающую целые государства и могущественные рыцарские
Ордены (генерации, союзы). Это второе.
Инструментом для преобразования мира и одновременно заготовкой будущего германского народа являлся
орден СС. Изначально это была личная охрана Гитлера из 30 штурмовиков – Schutz Staffel («Охранные войска»). Но в 1929 г. командиром СС стал энергичный и мечтательный Генрих Гиммлер. Он задумал преобразовать отряд в подобие рыцарского ордена. Набирал к себе молодых широкоплечих спортсменов, ветеранов боевых действий. Но привлекал и другую категорию – интеллектуалов, ученых, аристократов. Идеей мистического братства он заинтересовал Гесса, Хаусхофера, а через них и Гитлера. Добился отделения от штурмовиков, СС превратились в некую партийную «гвардию». Гиммлер ввел для нее красивую черную форму, придумывал особую атрибутику, ритуалы, особую иерархию чинов – шарфюреры, штурмфюреры, штурмбаннфюреры и пр. А сам Гиммлер принял звание рейхсфюрера СС.
Кстати, неспроста Ленин называл большевиков «
орденом меченосцев» и принимал самое активное участие в строительстве государственной структуры, аналогичной иерархической структуре в масонстве. Аналогии? Пожалуйста! Ко времени развала СССР в стране насчитывалось несметное количество «посвященных» – 18 миллионов членов КПСС! В самом низу пирамиды – октябрята и пионеры, «всем ребятам примеры». Из большинства (лучших и проверенных) формировался комсомол. Самые-самые проверенные и доверенные попадали в коммунистическую партию. Без членства в КПСС нельзя было сделать хорошую карьеру и получить достойную зарплату (оказаться у кормушку и заиметь льготы). Аналитики шутят с серьезными лицами: партсобрания, заседания парткомов, райкомов, пленумы – чем не масонские тайные заседания? Были в партии и свои, почти мистические обряды: пение гимна (музыка которого прежде прошла специальные тесты на уровень воздействия на психику масс), демонстрации (как культовые шествия), продолжительные аплодисменты, вынос знамен и флагов с горнистами и барабанщиками, Мавзолей с погребенной в нем мумией «вождя»! Ну а пресловутая пламенеющая пятиконечная звезда, основа основ власти коммунистов, и вовсе, как указал в интервью «Комсомольской правде» главный масон страны – «великий мастер» «Великой ложи России» Андрей Богданов, один из символов второго градуса масонских лож.
Отдельно следует сказать о деятельности организации «
Орден Орла»: по некоторым данным, клуб является аналогом «масонской ложи». Он был образован в 1990–1991 годах в результате деятельности оргкомитета, но окончательно сформирован и зарегистрирован был только 12 августа 1993 года. Родоначальником и инициатором создания клуба «Орден Орла» был известный в начале 1990‑х годов золотодобытчик и строитель Вадим Туманов. В «Орден Орла» с самого начала входили певец Иосиф Кобзон, Егор Гайдар, позже вступили Виктор Черномырдин, Геннадий Селезнев. Интересно, что Орден за год приобрел статус международного объединения.
Кейс быстро продвинулся по орденским ступеням, став одним из лидеров «Альфы и Омеги» в США, однако в начале 1920-х годов из-за конфликта с Мойной Мазерс и некоторыми другими членами
ордена Кейс был вынужден покинуть его ряды. В 1922–1923 годах он активно работает над созданием собственной эзотерической школы, получившей название «Школы вечной мудрости» (School of Ageless Wisdom) и послужившей основой для создания будущего ордена.
Она носила название
орден приората Сиона и была создана специально для того, чтобы препятствовать действиям фашистов. Для этой цели его представители создавали тайные ордена и организации, в которых тщательно оберегалась положительная традиция.
Другой организацией, находящейся под сильным масонским влиянием, является Суверенный военный
орден госпитальеров св. Иоанна Иерусалимского Родоса и Мальты (который мы знаем, как «Мальтийский Орден»).
Весьма типичной выглядит биография одного из лидеров национал-социалистического движения – «нациста номер два» Германа Геринга (Hermann Goering), который закончил войну героем, лучшим асом кайзеровской Германии, командовавшим знаменитой эскадрильей Манфреда фон Рихтхофена – непобедимого Красного Барона. Геринг демобилизовался в конце 1919 года в чине капитана. На его груди красовались Железный крест I степени,
орден Льва с мечами, орден Карла Фридриха, орден Гогенцоллернов III степени с мечами и орден «За заслуги». Однако после демобилизации Герингу пришлось искать себе работу. Он числился военным летчиком, а в рейхсвере не было ВВС. Кроме того, мешали политические соображения: Геринг был противником Версальского договора и Веймарской Конституции, а потому предпочел зарабатывать показательными полетами в Дании и Швеции. Много денег он на этом не нажил и по возвращении в Баварию еле-еле сводил концы с концами. Осенью 1922 года Франция потребовала от германского правительства выдачи целого ряда «военных преступников», среди которых числился и Геринг. Понятно, что такой политический акт вызвал невероятную ярость у молодого ветерана, в результате чего он и подался к нацистам, которые открыто выступали против республиканского правительства и требовали пересмотра условий Версальского договора.
«Дней Александровых прекрасное начало» (А. С. Пушкин), безусловно, способствовало появлению оппозиционных настроений. Именно в царствование Александра I возникли такие общества, как «
Орден русских рыцарей» (1815), «Союз спасения» (1818), «Союз благоденствия» (1818) и, наконец, на основе распада последнего – «Южное общество» во главе с П. Пестелем и «Северное» под руководством Н. Муравьева. Все они составляли программы и искали пути и средства изменения существующего строя. Основными пунктами этих программ были различные варианты ограничения или изменения российской формы правления (абсолютной монархии) и ликвидации крепостного права.
Итак, были изгнаны 60 тысяч эсэсовцев, но сама по себе эта акция не могла стать гарантией единства СС. Гиммлер понимал, что им недостает некоего корпоративного духа; и жестче должна быть структура, и строже условия приема. Нужен своеобразный «кодекс чести». То, что прежде было только организацией, теперь должно было стать
орденом . Историческим примером, моделью для новых СС стал орден иезуитов. Не случайно Карл Эрнст, убитый глава штурмовиков, вышучивал Гиммлера как «черного иезуита», и даже сам Гитлер называл его своим Игнатием Лойолой. Именно в них Гиммлер нашел то, что считал главной чертой кастового мышления, – доктрину повиновения и культ организации. Шелленберг признавал, что Гиммлер «построил свой орден на принципах иезуитов».
В 1130 году папа Иннокентий II утвердил знамя
ордена , имевшее вид красного полотнища с белым восьмиконечным крестом посередине. Через 4 года специальной буллой госпитальеры получили такую важную привилегию, как освобождение от власти Иерусалимского короля и переход в подчинение римскому папе.
За особые заслуги при исполнении своих трудовых обязанностей, т. е. за трудовые успехи, которые по своей общественной значимости выходят за рамки конкретной организации, работники представляются к поощрению соответствующими компетентными органами, награждению
орденами , медалями, почетными грамотами, нагрудными значками, знаками и т. д.
Здесь следует повторить ряд широко известных фактов, которые можно найти в любой соответствующей популярной исторической книге и во многих энциклопедических справочниках. Только в 1312 году Вьеннский собор сумел обязать инквизиторов согласовывать судебную процедуру (в частности, применение пыток) и приговоры с местными епископатами. До этого решения инквизиторы, как следует понимать, действовали в меру своего инквизиторского сознания и представлений о юриспруденции. В XIV веке в Венеции, Франции, Польше инквизиция оказалась под контролем государства. Известна судьба
ордена тамплиеров, который был уничтожен Филиппом IV Красивым с ее помощью. Германский император Сигизмунд в 1415 году отправил на костер Яна Гуса, а англичане в 1431 году сделали это с Жанной д’Арк. Если просвещение заключалось именно в этом, то Россию в период «татаро-монгольского ига» можно назвать стопроцентно непросвещенной страной.
Не прошло и ста лет, как ее значение забылось, едва лишь основатели и их ученики ушли из жизни. Преемники же, видя в символах
ордена только аллегории, начали усиленно использовать слова и отрывки из Библии. Враги Кромвеля и республики, имея в виду восстановление монархии, создали степень Великого мастера, чтобы подготовить сознание масс к этому событию. В члены сообщества приняли короля Уильяма III.
Гиммлер предложил исключить из СС людей со славянскими лицами. Эсэсовцы обязаны были испрашивать разрешение на заключение брака, доказать «расовую чистоту» невесты, стремиться к созданию многодетной семьи. Многочисленное потомство считалось главной целью брака. В состав СС принимались лица не моложе 23-х и не старше 35-ти лет. «СС – это гвардия, – заявил один из ее главарей. – Всегда существовала гвардия – у персов, у греков, у Цезаря, у Наполеона, у Фридриха II. А гвардией новой Германии станет СС»57. Средневековые обряды и мистические ритуалы дополнялись лекциями, которые читали «магистры»
ордена – Розенберг, Дарре, Риббентроп или сам «великий магистр» Гиммлер.
В «Замечаниях об учреждении благороднейшего
ордена Подвязки», опубликованных в журнале «Археология» в 1846 году, сообщается, что в 1343 году король Эдуард III в подражание королю Артуру, которому традиция приписывает основание английского рыцарства, решил возродить легендарную славу былых времен и постановил провести Круглый стол в Виндзорском замке 19 января 1344 года. О задуманном собрании королевские герольды оповестили рыцарство Франции, Шотландии, Бургундии, Фландрии, Брабанта и Германской империи, гарантировав от имени короля неприкосновенность для всех иностранных рыцарей и дворян, пожелавших принять в нем участие. Король Эдуард ограничил число будущих участников Круглого стола сорока рыцарями, которыми должны были стать самые отважные, а также провозгласил, что подобное празднество будет проводиться каждый год в Виндзорском замке на следующий день после празднования Дня святого Георгия. Томас Уолсингем, писавший свою хронику спустя примерно полвека после Фруассара, указывает в ней, что в 1344 году король начал возведение в Виндзорском парке строения, которое должно было называться Круглый стол; оно якобы было круглой формы и имело 200 футов в диаметре. В этой же работе также указывалось, что Круглый стол, сделанный из дерева, был изготовлен в Виндзоре где-то незадолго до 1356 года и что настоятелю аббатства Мертон было уплачено 26 фунтов стерлингов, 13 шиллингов и 4 пенса за 52 дуба, срубленные в его лесу в окрестностях Рединга, которые пошли на материал для этого стола. Уолсингем также сообщает, что Филипп Французский, завидуя славе нашего короля, велел изготовить стол по образу и подобию того, который стоял в Виндзоре.
С 1098 года появляется выражение ordonner[1] в значении «посвятить» в рыцари, и, что довольно странно, относится оно к будущему Людовику VI Толстому, которого в рыцари посвятил граф де Понтье, так же как после битвы при Мариньяно Баярд, рыцарь без страха и упрека, посвятил в рыцари короля Франциска I. То есть вассал посвящает в рыцари своего юного сюзерена, что означает, что он является его «крестным», вводя его в общность, достоинство которой отличается от достоинства носителя наследственной верховной власти и может быть приобретено лишь в результате кооптации. Точно таков и прием некоторых монархов XVIII века в масонские ложи. Такова ценность этого сословия. Не религиозного, но общественного, который в некоторых аспектах своей жизни связан с церковью, откуда легкость, с которой после Первого крестового похода возникнут духовно-рыцарские
ордена : тамплиеры или госпитальеры, которые под именем мальтийских рыцарей до сих пор сохраняют свои архаичные церемонии и устаревший ритуал.