Связанные понятия
Обвалова́ние — система заградительных сооружений (защитных дамб), или земляных валов для защиты территорий, подверженных потенциальному затоплению при изменении уровня поверхностных вод (половодье, паводок, приливы и ветровой нагон воды), а также для ограничения площади разлива нефтепродуктов вокруг резервуарных парков.
Нусдорфская плотина и шлюз (нем. Nußdorfer Wehr- und Schleusenanlage) — гидротехническое сооружение, плотина и шлюз в пригороде Вены — Нусдорфе, в месте, где от реки Дуная отходит её естественный рукав — Дунайский канал длиной 17,3 км. Сооружения были построены на основании закона, изданного рейхсратом 18 июля 1892 года, который предусматривал финансирование строительства городской железной дороги — Венского штадтбана, преобразования Дунайского канала в торговый порт и зимнюю гавань, регулирование...
Раскрывающийся мост — основная разновидность разводных мостов. Подвижный пролёт (он может быть либо один, либо два на разных берегах) поднимается вокруг поперечной оси. Чтобы уменьшить энергозатраты на подъём, пролёт снабжён противовесом. Противовес может быть как выше, так и ниже полотна.
Бор (от старонорвежского bara — волна, зыбь) — аномально высокая приливная волна, возникающая в устьях некоторых рек и узких заливов и движущаяся вверх по их рукавам.
Полузапру́да (применяются также названия буна для длинной полузапруды, от нем. Buhne и шпора для короткой) — регуляционное сооружение в виде стенки, идущей от берега обычно в перпендикулярном к нему направлении (хотя иногда буны располагаются и под непрямым углом к берегу). Полузапруда представляет собой поперечную дамбу, прямолинейную, криволинейную, или Г-образную в плане, возводится из камней, свай, забранных досками, или плетней, заполненных хрящом или камнем, фашин и габионов. Препятствует течению...
Осу́шка — участок морского дна, обнажающийся во время отлива и заливаемый водой во время прилива, обладающий сравнительно небольшим уклоном и непосредственно прилегающий к берегу. Разновидность литорали в значении приливно-отливной зоны. Осушка образуется в результате наноса мелкодисперсных осадочных пород, происходящего в связи с различием скоростей и продолжительности прилива и отлива. Величина осушки определяется рельефом дна (в особенности — градиентом высоты) и амплитудой приливно-отливных колебаний...
Выемка — земляное сооружение, выполненное путём срезки грунта по заданному профилю. При этом вся поверхность земляного полотна расположена ниже поверхности земли. Существует несколько типов выемок...
Марео́граф (от лат. mare — море и др.-греч. γράφω — пишу; другие названия — лимнигра́ф, приливоме́р, самопишущий футшто́к) — прибор для измерения и непрерывной автоматической регистрации колебаний уровня моря.
Насыпь в транспорте — сооружение из уплотнённого грунта (глины или камня), используемое для строительства дорог, железнодорожных путей или каналов, чтобы избежать перепада высот на пути и не изменять рельеф местности. Для тех же целей используется выемка, если высота выше требуемой.
Морская пещера (также прибрежная пещера) — один из видов пещер, формируемый волновой активностью морей. Основным процессом, приводящим к формированию таких пещер, является эрозия. Морские пещеры существуют во всём мире — во множестве формируемые вдоль современных береговых линий, а также реликтовые морские пещеры вдоль береговых линий древних морей. Ряд крупнейших волноприбойных пещер встречаются на побережье Норвегии, хотя в настоящее время они располагаются на высоте 100 футов или выше уровня современного...
Отстойник — канализационная накопительная ёмкость, используемая для сбора канализационных и сточных вод, а также для их первичной механической очистки.
Подземный сток оценивается следующими параметрами: объемом воды и расходом подземного стока. Основной количественной характеристикой является модуль подземного стока — расход потока подземных вод с единицы площади водосбора в единицу времени (измеряется в л/сек*км2 или м3/сек*км2). Величину подземного стока, наименьшую в году, характеризуют минимальным модулем подземного стока.
Арочно-гравитационная плотина — разновидность выполненных из бетона, железобетона или каменной кладки плотин, которая одновременно сочетает в себе черты гравитационных и арочных плотин, таким образом, являясь переходным типом.
Мосты́ и́нков — сооружения, предназначенные для передвижения людей, скота и повозок через реки и ущелья — отличались своей надёжностью, ввиду того, что срок эксплуатации одного моста мог достигать нескольких сотен лет. Наличие большого количества опасных участков, оврагов и быстрых рек в горных районах способствовало развитию навыков строительства мостов, близких к мастерству. Помимо обычных мостов в труднодоступных областях или там, где мост было технически построить невозможно, инки использовали...
Рисберма (нидерл. rijsberm; rijs — ветка и berm — насыпь) — площадка в нижнем бьефе гидротехнического сооружения, укрепляющая дно водотока, предохраняющая его от размыва, выравнивающая пульсации и гасящая энергетику сбрасываемой в русло воды. Нередко располагается за водобоем и возводится в виде каменной отсыпи — наклонной каменной плоскости между несколькими рядами строительных свай, которая осуществляет постепенный переход от более мощных гидротехнических укреплений к менее мощным. Те элементы...
Отбойное течение , тягун, разрывное течение, также отбойная волна — один из видов морских прибрежных течений, направленное под прямым углом от берега к морю. Образуется в ходе отлива, когда прилившаяся вода начинает отходить (с разной скоростью) обратно в море. Наиболее опасны для людей отбойные течения мелководных морей с пологим, низинным берегом, который обрамляют песчаные косы, мели и островки (Азовское море, Мексиканский залив и др.) В данном случае во время отлива вода не может постепенно вернуться...
Судохо́дная река ́ — это река, по которой могут плавать суда. Часто так называют реку, имеющую определённый статус, который требует выполнения следующих условий...
Осерёдок — наносное отложение в русле реки, не имеющее растительности и не примыкающее к берегу, которое во время высокого уровня воды затапливается, образуя мель, а в межень осыхает, превращаясь в невысокий остров.
Кабеста́н (фр. cabestan) — исторический тип речного парохода, действовавший по принципу коноводного судна.
Анкер в грунте — устройство, служащее для передачи выдёргивающих усилий от строительных конструкций на грунтовую толщу.
Промоина — протяжённое эрозионное углубление в почве, возникающее как правило из-за струйчатого размыва грунта временными водотоками при таянии снега и ливневых дождях. Обычно имеет длину в несколько десятков метров, ширину до нескольких метров и глубину один-два метра. Является промежуточной между водороиной и оврагом формой линейного полого микрорельефа. От оврага промоина отличается тем, что её продольный профиль следует форме склона (овраг имеет самостоятельный профиль); а от водороин и рытвин...
Минная галерея — подземный ход, искусственно созданный для скрытного подступа к укреплённым позициям неприятельских войск с целью их уничтожения минным подрывным зарядом. Для его размещения в головном участке минной галереи устраивалась специальным образом подготовленная минная камера. Как правило, площадь поперечного сечения минной галереи редко бывает более двух квадратных метров.
Фальшпол — вид поднятого пола, используемого в производственных помещениях, в которых требуется развести инженерные сети с выходом к отдельному оборудованию/установкам/устройствам, специально размещаемых в этом помещении.
За́пань (За́понь) — инженерное заградительное сооружение в естественной или искусственной акватории, представляющее собой огражденную плавучими конструкциями (сооружаемыми обычно из брёвен или деревянных ферм, связанных шарнирами) водную поверхность и используемое для временного или окончательного задержания, придания нужного направления движения, хранения, сортировки твёрдых плавучих объектов (леса, льда, мусора и др.) в определённом месте водотока (обычно это сплавные реки и каналы) или водоёма...
Шпига́т (нидерл. spuigat от spuien «сливать, сбрасывать» и gat «отверстие») — отверстие в палубе или фальшборте судна для удаления за борт воды, которую судно приняло при заливании волнами, атмосферных осадках, тушении пожаров, уборке палубы и др.
Пожарное судно — корабль, катер, моторная лодка для выполнения задач, решаемых специализированными пожарными службами. Основным назначением пожарных судов является оказание экстренной помощи плавсредствам, береговым объектам, морским буровым установкам и т. д. при пожаре. Повышенная маневренность, необходимая для подхода судна к горящему объекту обеспечивается мощными подруливающими устройствами, а на судах последних лет постройки — системами динамического позиционирования.
Латеральная система навигационного оборудования (лат. laterālis «боковой») — система навигационного ограждения участков водной поверхности или объектов, представляющих опасность для плавания. Одна из двух, наряду с кардинальной, систем плавучего ограждения морских или речных опасностей.
Оттяжка — один из основных элементов сооружений мачтового типа. Обычно представляет собой трос, один конец которого закреплён на земле, а второй — на сооружении. Трос работает на растяжение и служит дополнительной точкой опоры.
Барье́рныe острова́ — острова в виде относительно узких полос песка, расположенных вблизи и параллельно побережью материка. Как правило, они расположены в виде цепи, состоящей из нескольких островов, иногда более десятка. Длина и ширина барьерных островов связаны с параметрами побережья, включая приливы, энергию волн, уровень моря и состав грунта. Некоторые барьерные острова достигают протяженности более ста километров, самый длинный и широкий — остров Падре. Форма, площадь и само существование барьерных...
Футшто́к (от нем. Fußstock или нидерл. voetstok) — уровнемер в виде рейки (бруса) с делениями, установленный на водомерном посту для наблюдения и точного определения уровня воды в море, реке или озере.
Проницаемое мощение улиц — принцип использования пропускающих воду и воздух материалов для мощения тротуаров, дорог, велосипедных дорожек и автостоянок с целью их дренажа.
Окаймляющие рифы (береговые рифы, окаймляющие коралловые сооружения) — разновидность коралловых рифов.
А́рочная плоти́на — разновидность выполненных из бетона, железобетона или каменной кладки плотин. В отличие от гравитационных и арочно-гравитационных, для обеспечения устойчивости этого типа плотин используется не вес самого сооружения, а только арочная конструкция, передающая нагрузку со стороны водохранилища на берега.
Жёлоб безопасности (в просторечии — лежак) — углубление между рельсами станционных путей, предназначенное для спасения людей, оказавшихся на железнодорожном полотне, от наезда поезда. Чаще всего встречается в метрополитенах.
Противопожарная преграда — строительная конструкция с нормированным пределом огнестойкости и нормированным классом конструктивной пожарной опасности, объёмный элемент здания или иной способ, предназначенные для предотвращения распространения пожара из одной части здания (сооружения) в другую или между зданиями (сооружениями, зелёными насаждениями).
Подводный каньон — глубокая V-образная долина, рассекающая континентальный шельф и материковый склон. Повсеместно распространены на дне Мирового океана. Начинаются обычно на шельфе, на глубине нескольких десятков или нескольких сотен метров, а оканчиваются у основания материкового склона. Глубина каньонов относительно дна составляет 1000 м и более. Некоторые подводные каньоны представляют собой продолжение речных долин (Амазонка, Гудзон, Ганг, Инд, Конго и др.), другие — не являются таким продолжением...
Взвешенные наносы — мелкие минеральные частицы (продукты водной и ветровой эрозии водосборов и русел, а также абразии берегов водоёмов), переносимые водным потоком во взвешенном состоянии.
Фарерско-Исландский порог (Фареро-Исландский порог, Faroe-Iceland ridge) — подводная возвышенность в северной части Атлантического океана, которая соединяет подводные основания Фарерских островов и острова Исландия.
Петровский ретраншемент — вторая линия обороны со стороны суши, построенная близ Троицкой крепости в 1702 году по распоряжению Петра Великого.
Удлинённый заряд — заряд взрывчатого вещества (ВВ) удлинённой формы (соотношение длины к поперечному сечению 5:1 и более).
Барьерные рифы — разновидность коралловых рифов. Образуются из окаймляющих рифов в результате тектонического опускания берега. Отделены от берега лагуной глубиной от нескольких метров до нескольких десятков метров.Располагаются у северо-восточного побережья Австралии (наиболее известен Большой Барьерный риф), у берегов Новой Каледонии, остров Фиджи и Больших Антильских.
Камбоджи́йская равни́на — низменная равнина на юге полуострова Индокитай, ограниченная на западе хребтом Кравань, на севере — уступом плато Корат, на востоке — Чыонгшон. Находится главным образом на территории Камбоджи.
В
список самых высоких телевизионных башен мира входят консольные конструкции, закреплённые только в основании и высота которых превышает 300 метров. Расстояние передачи телевизионного сигнала зависит от высоты подвеса передатчиков, поэтому телебашни строят как можно выше и размещают на самых высоких точках местности.
«Лазурное окно » (мальт. it-Tieqa Żerqa) — 28-метровая известняковая скала в форме арки на западе острова Гоцо (Мальта), в Средиземном море, рядом с внутренним морем Гоцо и Лазурной бухтой (англ. Dwejra Bay). Популярное место для туристов и дайвинга.
Проект «Дельта» (нидерл. Deltawerken) — проект по созданию защитных конструкций на юго-западе Нидерландов с целью защиты земель в дельте Рейна от наводнений. В ходе проекта, реализация которого длилась с 1950 по 1997 год, было создано несколько дамб, шлюзов и штормовых барьеров.
Проект «Зёйдерзе» (нидерл. Zuiderzeewerken) — система рукотворных дамб и работ по осушению и дренажу земли, крупнейший инженерный проект Нидерландов в XX веке. Проект включал в себя постройку дамбы, отделившей Зёйдерзе от Северного моря, и превращению земель, занимаемых теперь уже внутренними водами в польдеры. Основной целью проекта являлось увеличение площадей для производства продовольствия и защита от наводнений.
Масланткеринг (нидерл. Maeslantkering) или барьер Маслант — штормовой барьер в рукаве Ньиве-Ватервег дельты Рейна, расположен между голландскими городами Хук-ван-Холланд и Маасслёйс. Барьер выполнен в виде ворот, закрывающихся в случае шторма. Завершённый в 1997 году Масланткеринг является одним из сооружений, созданных в рамках проекта «Дельта».
Поворот китайских рек — китайский проект по переброске вод реки Янцзы на север, в бассейны рек Хуанхэ и Хай. В соответствии с планом должно быть построено три канала длиной 1300 км каждый, по которым в северные засушливые части страны будут перебрасываться воды реки Янцзы. Климат на севере Китая гораздо более сухой, чем на юго-востоке, а Янцзы гораздо более полноводна, чем Хуанхэ и Хай. К тому же Янцзы регулярно вызывает сильные наводнения в низменных частях страны.