Папоцезаризм

Папоцезари́зм, или папокесари́зм (от лат. papa — «папа» и лат. caesar — «цезарь») — экклезиологический термин, введённый в историографию с XIX века для обозначения таких отношений между церковью и обществом, включая монархов (императорскую, королевскую, царскую власть), при которых духовное лицо, первый церковный иерарх (чаще всего Папа Римский), сосредоточило в своих руках как светскую, так и духовную власть.

Период с XI по XIV век является периодом высшего развития папоцезаризма на Западе, в Католической церкви. Об отношениях между понтификом и монархами этого периода изложено в сочинениях Бернарда, Фомы Аквинского, Николая Кузанского. Начиная с XIV века отношения между духовной и светской властью меняются. Государство отвоевывает свою независимость от церкви. А в Англии система папоцезаризма сменилась после Реформации на систему цезаропапизма.

В России периодом папоцезаризма можно считать правление патриарха Филарета Романова, когда он сосредоточил в своих руках как духовную, так и, в значительной степени, светскую власть с 24 июня 1619 года по 1 октября 1633 год. Проявлением папоцезаризма являются отдельные периоды правления Патриарха Никона, начиная с 25 июля 1652 года. Например, во время военного похода в 1654 году Алексея Михайловича против Польши, патриарх Никон в отсутствие царя в Москве состредоточил в своих руках как духовную, так и светскую власть.

Правление архиепископа Макариоса III на Кипре с 16 августа 1960 года по 15 июля 1974 года, когда Макариос III одновременно был главой государства — президентом Республики Кипр и предстоятелем Кипрской православной церкви также является проявлением папоцезаризма.

Профессор православного богословия в Hellenic College Holy Cross Greek Orthodox School of Theology, священник Стенли Сэмюэл Харакас (англ. Stanley Samuel Harakas), клирик Американской архиепископии Константинопольского Патриархата выделяет четыре основные формы взаимоотношений между церковью и государством:

  1. Разделение церкви и государства. В этом случае, государство может быть нейтральным, дружелюбным, или враждебным по отношению к церкви.

Папоцезаризм. Церковь или религиозный глава руководит государством.

Цезарепапизм. Глава государства руководит церковью.

  1. Симфония. Церковь и государство являются взаимодополняющими и имеют взаимное уважение к друг другу.

Источник: Википедия

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я