Связанные понятия
Польская геральдика имеет ряд особенностей, которые кардинальным образом отличают её от других геральдических систем в гербоведении.
Единоро́г — гербовая фигура, относящаяся к негеральдическим. Пара единорогов является щитодержателями в гербе Шотландии, по одному — в государственных гербах Великобритании и Канады. Единорог считается геральдическим символом благоразумия , чистоты , осторожности, осмотрительности, непорочности, строгости и суровости.
Лев и его разновидность леопард — один из старейших и самых популярных геральдических символов. Согласно Лакиеру, лев является символом силы, мужества и великодушия, а леопард — храбрости и отваги. В связи с тем, что лев очень часто встречается в гербах, для описания различных типов геральдических львов придуманы специальные названия. Хотя в геральдике встречаются львы всех тинктур, наиболее распространённой из них является золото. В гербе лев часто бывает представлен один; но их может быть и два...
Шлем (фр. le casque) — один из элементов герба, помещается над щитом. Прежде в геральдиках Западной Европы существовали разные роды геральдических шлемов в зависимости от титула, достоинства или звания владельца герба. На древних гербах, точных снимках рыцарского вооружения, шлемы всегда изображались в профиль, но с XV в. их стали представлять впрям. При этом сами положения шлема в гербе (впрям, в профиль, вправо или влево и т. д.) и особенности его отделки служили отличительными признаками, например...
Упоминания в литературе
Витень воевал с крестоносцами и Польшей, расширяя свои владения на юго-западе. В 1315 году к Великому княжеству Литовскому была присоединена Брестская земля. Укрепляя государство, Витень позаботился и о его символике. В Густинской летописи говорится, что качестве своего личного герба он избрал так называемую «Погоню», на котором изображен вооруженный рыцарь на коне с поднятым мечом. Личный герб великого князя играл роль государственного герба. В летописи сказано: «А Витен нача княжити над Литвою, измысли себе герб и всему князству Литовскому печать: рыцер збройный на коне с мечем, еже ныне нарчичут погоня.» В XIII веке
это был довольно распространенный герб. Таким же гербом пользовался, например, Александр Невский.
Наиболее ярко русофобский характер белорусской националистической историографии проявился в оценке периода нахождения Белоруссии в составе Российской Империи. Владимир Орлов в популярной книге «Страна Белоруссия» пишет: «После трёх разделов Речи Посполитой давняя мечта русских царей осуществилась: Белоруссия
стала частью Российской Империи… 208,5 тысяч душ «мужского пола» Екатерина II и её сын император Павел I раздали в белорусских губерниях своим дворянам. Таким образом, более полумиллиона белорусов стали крепостными русских помещиков, причём значительная часть этих крестьян ранее была лично свободной. Белорусских крестьян, которые в большинстве своём ранее платили денежный оброк, погнали на барщину. Помещики широко практиковали сдачу тысяч крепостных на строительные работы в далёкие российские губернии»[52]. И далее: «Существует мнение об извечной покорности нашего народа. Однако не кто-нибудь, а именно наши предки на протяжении неполных ста лет после захвата Белоруссии царской Россией трижды брались за оружие, чтоб вырваться из смертельных объятий империи»[53]. Имеются в виду польские восстания 1794, 1830–1831 и 1863 годов, в которых, по мысли Орлова и его единомышленников, принимали активное участие белорусы[54].
Еще киевские князья свои библиотеки причисляли к сокровищам. (До наших дней дошли книги из библиотеки Ярослава Мудрого,
а это – XII век!) Книги – первое, что пытались спасти из огней пожаров: будь то пожар от горящей стрелы монголо-татарского воина или от уголька, выпавшего из печки. На любое крупное книгохранилище составлялись так называемые «перечневые» списки, в которые вносилось содержание исчезнувших или распавшихся от ветхости книг. В беспокойные времена некоторые государственные и политические деятели возили с собой личные архивы и наиболее важные с их точки зрения книги. А некоторые европейские правители прибегали к услугам тайных агентов для скупки книг. Древнегреческие кодексы (а так назывались рукописные книги) разыскивали не только по всей Европе, но и в турецких владениях, на развалинах византийской империи, и, в конце концов, они так поднялись в цене, что в погоне за ними посланцы римских пап и европейских монархов нередко прибегали к насилиям и ухищрениям. Для хранения книг создавались даже тайные братства…
Несколько слов о рейде Субэдэя и Чжебэ на запад, частным случаем которого явились отмеченные события на Кавказе и Калке. Данный поход начался с погони за хорезмшахом Мухаммедом ибн Текешем в 1220 году из Бухары. Требовалось наказать его за ограбление монгольского купеческого каравана в Отраре и убийство послов.
После ряда непрерывных боев, неизменно заканчивающихся победами монголов, последние прибыли к южному побережью Каспия, проводив хорезмшаха в «последний путь», на остров Абескун, где тот скончался в декабре 1220 года. Тут бы им и назад податься – ведь задача-то выполнена, да и силушки на исходе. Пройдено ни много, ни мало – тысяча с лишним километров. Ан нет. Некогда раны зализывать. И вот уже погоня за несчастным Мухаммедом плавно выливается в завоевание Аррана, Азербайджана, Ирака и Ширвана. Как бы между прочим. Ведь в начале акции цель такая не ставилась.
По поводу трофеев в виде половецкой военной атрибутики, доставшихся князю Игорю, на наш взгляд, следует сказать следующее. Во-первых, как уже нами отмечалось ранее, любой князь, руководивший походом или сражением, независимо от его личной доблести и полководческих талантов в случае успеха получает все атрибуты славы, даже если он, как это имело место в данном случае, не только не руководил сражением
и не участвовал в погоне за «призраками», а ехал вместе со своим братом Всеволодом где-то далеко в арьергарде, как пишет летописец: «… а Игорь и Всеволод двигались медленно, держа строй своих полков. Передовые полки русских избивали половцев и хватали пленных. Половцы пробежали через вежи свои, а русские, достигнув веж, захватили там большой полон. Некоторые с захваченными пленниками лишь ночью вернулись к своим полкам. И когда собрались все полки, обратился Игорь к братии своей и к мужам своим: «Вот бог силой своей обрек врагов наших на поражение, а нам даровал честь и славу. Но видим мы бесчисленные полки половецкие – чуть ли не все половцы тут собрались. Так поедем же сейчас, ночью, а кто утром пустится преследовать нас, то разве все смогут: лишь лучшие из половецких конников переправятся, а нам самим – уж как бог даст».
9 марта съезд провозгласил Белорусскую Народную Республику (БНР), а свой исполнительный комитет назвал радой БНР. 25 марта 3-й Уставной грамотой БНР объявлялась «независимым и свободным государством». Все прежние государственные связи, позволявшие «чужому правительству подписывать за Белоруссию трактат в Бресте», считались утратившими силу. А 28 апреля на заседании Народного секретариата
были утверждены государственные символы Белоруссии – бело-красно-белый флаг и герб «Погоня».
Через 4 дня после получения письма от королевы-матери, захватив драгоценности польских королей, Генрих в сопровождении десятка своих приближенных бежал из Кракова. Глубокой ночью маленький отряд мчался по бездорожью, стремясь оторваться от погони. Преследовавший их со стражниками камергер граф Тенчинский всего несколько часов назад проводил короля в спальню и даже выставил у двери охрану. Поляки смогли настичь беглецов только на австрийской границе. Тогда, вновь применив придворные уловки, король стал уверять Тенчинского, что сможет носить
обе короны, и в качестве наиболее весомого аргумента подарил ему бриллиант. Растроганный граф вернулся в Краков, а Генрих последовал дальше, во Францию, таким образом завершив свое нелепое польское приключение.
Узнав о волшебных свойствах меча, ненавидевшая Артура фея Моргана выкрала Экскалибур, заменив его подделкой, и отдала настоящий меч своему любовнику сэру Акколону, которого заставила выйти на поединок с королем. В ходе боя Артур получил множество ран, и спасла его только подоспевшая Ниниана, которая колдовством заставила Экскалибур вернуться к настоящему владельцу. В другой раз Моргана сумела похитить ножны от меча и, спасаясь от погони, утопила их в озере. В третий и последний раз Экскалибур появился в легендарной
истории Артура в момент последней битвы, когда умирающий король велел своему спутнику (Бедиверу или оруженосцу Гирфлету) вернуть клинок Владычице озера.
Но князья русские не послушались послов, и пошли вслед за татарами к Днепру, где и победили их. К ним подошло новое подкрепление и, вдохновленные победой, они решили погнать монголо-татар
подальше от границ земли русской.
Связанные понятия (продолжение)
Герб (польск. herb от нем. Erbe — наследие) — изобразительный опознавательный знак (подвид эмблем), составленный и употребляемый по правилам геральдики, служащий для отличия владельца (личности, семьи, рода; населённого пункта, города, территории, государства, межгосударственного объединения; общественной, профессиональной, социальной или государственной корпорации: органа, организации, формального или неформального объединения, учреждения, предприятия и т. п.; общественного события или акции и проч...
Лапчатый крест — прямой равносторонний крест с расширяющимися концами. Среди прочих объединений, использовался в Средние века рыцарями-храмовниками (тамплиерами).
В геральдике крест относится к почётным геральдическим фигурам и занимает 2/7 ширины гербового щита. Всего существует около 200 различных видов крестов. Достаточно распространённым является приписывание той или иной формы креста к определённой организации, территории или государственному образованию.
Подробнее: Геральдические кресты
Орёл в геральдике — одна из наиболее распространённых гербовых фигур. Среди естественных фигур более распространённой фигурой является только лев.
Щито́к — элемент герба. Является простой геральдической фигурой. Как правило один щиток может располагается на гербе в центре щита, однако герб может содержать и несколько щитков.
Геральдический щит (гербовый щит) — условно изображённый стилизованный щит признанной в геральдической традиции формы, либо характерной конструкции (павеза), несущий на своей лицевой поверхности (в гербовом поле) определённый набор гербовых фигур. Является основой любого герба.
Медведь в геральдике является распространённой гербовой фигурой, относящейся к естественным негеральдическим фигурам. Распространение медведя в качестве гербовой фигуры среди германских народов связано, возможно, с его использованием в качестве тотема. Обычно медведь интерпретируется как символ силы, хитрости и свирепости в защите отечества. Традиционно бурый медведь в геральдике передаётся чёрной эмалью (как наиболее близкой к натуральному цвету).
Стрела — одна из распространённых гербовых фигур, изображающих предмет вооружения — боеприпас для стрельбы из лука или арбалета, состоящий из древка, наконечника и оперения. В геральдике используется как вся стрела целиком, так и наконечники отдельно.
Намёт (фр. les lambrequins) — геральдическое украшение, обязанное своим происхождением крестовым походам.
Хоругвь (от праслав. *хоrǫgу «знамя, стяг») — религиозное знамя, используемое во время военных действий. На полотнище военной хоругви изображается образ Иисуса Христа, Богородицы, святых, герб, или святые реликвии.
«Колю́мны » — догеральдический и геральдический знак Великого княжества Литовского. Чаще всего рассматривается как герб Гедиминовичей.
Грифо́н (наполовину орёл, наполовину лев) — часто встречающаяся в гербах негеральдическая фигура. Символизирует могущество, власть, бдительность. По Лакиеру, служит символом быстроты, соединенной с силой. Древние думали, что он хранит клады.
Бурелет являлся символом того, что рыцарь действительно побывал в крестовом походе. Поэтому изображение бурелета можно встретить в геральдике. Бурелеты имели цвет знамени и щита, под которыми сражался рыцарь.
Деви́з (фр. devise) — слово или короткая фраза, определяющая поведение и устремления личности, семьи, социальной группы или организации.
Шля́хта (западнорус. шлѩхта, предположительно от древневерхненемецкого slahta — род, либо нем. Schlacht — сражение) — привилегированное сословие в Королевстве Польском, Великом княжестве Литовском и, после Люблинской унии 1569 года, в Речи Посполитой, Российской империи (до начала XIX века, в южных окраинах Российской империи до конца XIX в.), а также некоторых других государствах.
Пояс (фр. fess) — почётная геральдическая фигура, простирающаяся в горизонтальном направлении от середины правого края щита к левому. В русской геральдике волнистый пояс называется иногда рекой, а зубчатый — стеной. Расположение гербовых фигур горизонтально именуется «в пояс».
Гербо́вник , также армориал (фр. armorial , от лат. arma оружие), — книга, сборник описаний и изображений гербов (родов дворянских и бюргерских, отдельных лиц, государств, городов, местностей, организаций и так далее).
Гербовые фигуры — все фигуры, размещённые в щите герба. Гербовые фигуры подразделяют на геральдические — имеющие условное значение и негеральдические — все остальные фигуры, которые, в свою очередь, условно делятся на естественные (лев, орёл, лилия и т. д.) и искусственные (меч, подкова и т. д.).
Гласный герб в геральдике — один из классических и самый визуально узнаваемый способ создания гербовой композиции.
Горностаевый мех (фр. hermine) — один из двух мехов, традиционно используемых в геральдике.
Французский щит — одна из основных форм геральдического щита, использующихся в геральдике. Представляет собой прямоугольник с наибольшим заострением в средней нижней части. Соотношение ширины и высоты составляет 8:9, соотношение верхнего и нижнего полей по вертикальной оси равно 1.0:1.0. Нижние углы щита — округлые.
Нобилитация (польск. Nobilitacja, от лат. nobilis — благородный, высокородный, родовитый, знатный, аристократический) — правовая форма включения лица не шляхетского происхождения в дворянское сословие.
Щит — вид вооружения, предназначенный для защиты от холодного ручного и метательного оружия и в какой-то степени — от огнестрельного.
Внутренняя кайма , отвлечённая кайма (фр. Orle, нем. Inbord) — гербовая кайма, отступающая от края щита примерно на свою ширину и напоминающая металлические усиления средневекового щита.
Двуглавый орёл — гербовая фигура в виде орла, имеющего две головы, обращённые вправо и влево, или двух орлов, расположенных друг за другом, когда от орла, расположенного на заднем плане, видна только голова.
Ангел — одна из популярных фигур в геральдике. Обычно используется в качестве щитодержателя, хотя нередко встречается и как гербовая фигура.
Коро́на (от лат. corona — венок, венец) — головной убор, являющийся символом монархической власти.
Держава императорская (также «Царское яблоко») — одна из главных регалий монархов Российской империи, символ императорской власти.
Андре́евский крест — косой крест, символизирующий распятие Андрея Первозванного (☓ — символ U+2613 в Юникоде). Используется на флагах и в символике нескольких стран и территорий. В XIX веке словосочетание также использовалось в архитектуре для обозначения рамы из двух по диагонали составленных брусьев в виде буквы «Х».
Геральди́ческая ли́лия , также королевская (бурбонская) лилия или флёр-де-лис (фр. fleur de lys/lis; «цветок лилии») — гербовая фигура, одна из самых популярных, наряду с крестом, орлом и львом. Относится к числу негеральдических естественных фигур. Стилизованное изображение цветка служило узором орнамента или эмблемой принадлежности к многочисленным обществам Старого и Нового Света. Встречается на цилиндрических печатях Месопотамии, на древнеегипетских барельефах и микенской керамике, на монетах...
Марша́лок господа́рский — должностное лицо при дворе великого князя литовского (господаря). Изначально выполнял функции заместителя...
Герольдия (нем. Heroldsamt, лат. heraldus) — учреждение, ведающее толкованием и составлением гербов.
Гербовая культура Швеции зародилась в Средние века, но ввиду исторических связей с другими государствами Северной Европы её индивидуальность проявилась относительно поздно. До 1809 года Швеция разделяла общую геральдическую культуру с Финляндией, которая, наряду с геральдикой Дании, восходила к немецкой. Являясь, таким образом, частью германско-нордической традиции, шведская геральдика вобрала в себя её характерные элементы: многократное использование шлемов и нашлемников, рассматриваемых как неотделимые...
Подробнее: Шведская геральдика
Немецкая (германская) геральдика (нем. Deutsche Heraldik) — специфическая геральдическая система, характерная для современных Германии и Австрии, а также исторической Священной Римской империи. Понятие включает в себя как государственную, земельную и муниципальную геральдику, так и дворянскую, мещанскую и церковную геральдику. Немецкая гербовая система, отделяемая от галло-британской, латинской и восточно-европейской традиций, оказала сильное влияние на геральдические традиции в странах Северной...
Гера́льдика (гербоведение; от лат. heraldus «глашатай») — специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиций и практики их использования. Является частью эмблематики — группы взаимосвязанных дисциплин, изучающих эмблемы. Отличие гербов от других эмблем заключается в том, что строение, употребление и правовой статус гербов соответствуют особым, исторически сложившимся правилам. Геральдика точно определяет, что и как может быть нанесено на государственный герб, фамильный...
Пфальцский лев (нем. Pfälzer Löwe) является общей фигурой в геральдике (см. также: Лев в геральдике). Первоначально он был частью семейного герба Виттельсбахов и сегодня можно найти на многих гербах муниципалитетов, округов и регионов в Южной Германии, Эльзасе и австрийском Иннфиртеле.
Фельденцский лев (нем. Veldenzer Löwe) — эмблема графства Фельденц и многих населённых пунктов, расположенных на его территории. Геральдический лев имеет фиксированный вид. Герб представляет собой «серебристого лазурного льва, с червлёными тёмными когтями». Вообще же в Пфальце геральдически доминирует Пфальцский лев.
Армянская геральдика (арм. Հայկական զինանշանագիտություն) — геральдическая система, сложившаяся в Армении, а также отрасль науки, занимающаяся изучением армянских гербов, традиций и практики их использования.
«Три короны » (швед. tre kronor, встречается транскрипция тре крунур) — национальный геральдический символ Швеции, который присутствует на государственном гербе Швеции и состоит из трёх открытых корон, расположенных две над одной, на голубом фоне. Этот государственный символ Швеции моложе льва Фолькунгов.
Родло (польск. rodło) — один из польских национальных символов, официальный знак Союза поляков в Германии с 1933 года по настоящее время. Представляет собой схематическое изображение течения Вислы с обозначенным расположением Кракова.