Связанные понятия
Велосипедная рама — основная часть велосипеда, к которой крепятся велосипедные компоненты.
Грузовой крюк — грузозахватный орган, применяемый в грузоподъёмной технике и других отраслях в качестве вспомогательного.
Вентильная головка (в просторечии кран-букса) — это устройство для подачи и закрытия воды в двуручковых смесителях — для холодной и горячей воды соответственно. Чаще всего изготовляется из латуни.
Шкворень — стержень шарнира поворотного соединения частей транспортных машин. В более узком смысле — ось поворота управляемого колеса автомобиля или иного транспортного средства.
Шарнирная петля — цилиндрическое шарнирное соединение, предназначенное для навески дверей или откидных деталей в мебели, кузовах машин и корпусах механизмов.
Та́лреп (от нидерл. talrеер, taljerеер) — устройство для стягивания и выбирания слабины такелажа, кабелей и т. д.
Лафе́т (нем. Lafette, фр. l'affut) — специальное приспособление, опора (станок), на котором закрепляется ствол орудия с затвором.
Хомут — соединительный элемент (скоба), применяемый для крепления и герметизации соединения шлангов, патрубков и других жёстких и гибких трубопроводов.
Система задних звёзд (жарг. Задняя кассета) — задний набор звёзд велосипеда, расположенный на ступице заднего колеса; часть велосипедной трансмиссии. Предназначен для изменения передаточного отношения и, соответственно, угловой скорости и крутящего момента.
Рым (нидерл. ring «кольцо») — металлическое кольцо круглой, эллиптической или другой формы, продетое в обух и служащее для закладывания в него тросов, цепей, растяжек, блоков, талей, канифасблоков, соединительных скоб и других крепёжных элементов.
Велосипедное колесо — колесо, часть велосипеда, конструкция, состоящая в общем случае из втулки, спиц, обода, камеры и покрышки.
Велосипедный шатун (нем. Tretkurbel, англ. bicycle crank) — это рычаг, передающий усилие с педалей на вал каретки. В механике аналогичная деталь называется кривошип.
Токоприёмник для контактного рельса — предназначен для осуществления подвижной электрической связи между третьим контактным рельсом и электрическим оборудованием вагона. Токоприёмники для контактного рельса в основном применяются на метрополитенах. Существуют три вида таких токоприёмников: для верхнего, бокового и нижнего токосъёмов.
Обод велосипедного колеса — наружная часть колеса в виде круга, которая крепится к ступице колеса (втулке) на натянутых спицах. У трековых велосипедов встречаются дисковые колеса для уменьшения сопротивления воздуха, в таком случае обод опирается на диск. На обод монтируется велосипедная шина.
Кабельный домкрат — это грузоподъёмный механизм для поднятия кабельных барабанов на небольшую высоту, используется в качестве отдающего устройства при перемотке и прокладке кабеля.
Шуруповёрт (гайковёрт) — путевой инструмент для завёртывания и отвёртывания шурупов рельсовых скреплений, гаек клеммных и закладных болтов, а также для сверления отверстий в шпалах и брусьях под шурупы и костыли. Применяется на железнодорожном транспорте при строительстве, ремонте и текущем содержании железнодорожного пути.
Кронштейн крепления руля (жарг. вы́нос руля́) — часть велосипеда, соединяющая горизонтальную трубу руля с вертикальным штоком вилки. «Вынос» обычно крепится к штоку вилки, интегрированные крепятся к короне вилки. У дорожных велосипедов к рулевому штырю.
Рессо́ра (фр. ressort — пружина) — упругий элемент подвески транспортного средства. Рессора передаёт нагрузку от рамы или кузова на ходовую часть (колёса, опорные катки гусеницы и т. д.), смягчая удары и толчки при прохождении по неровностям пути.
Анкерная тяга — это устройство для передачи горизонтального усилия от лицевой стенки на анкерную опору или для связи взаимозаанкеренных конструкций. Предназначается для капитального строительства, возведения подземных и надземных сооружений, конструкций из стали и гидротехнических объектов, портов и причальных стенок.
Жума́р — элемент снаряжения альпинистов, спелеологов, спасателей и скалолазов, применяемый в верёвочной технике для подъёма по вертикальным перилам. Жумар представляет собой механический зажим кулачкового типа для подъёма по верёвке. Родоначальниками жумара, в том виде в котором мы его знаем сейчас, являются швейцарские альпинисты Адольф Жюси (Adolph Jusi) и Вальтер Марти (Walter Marti), которые в 1958 году создают эксцентриковые зажимы, названные ими по начальным буквам аббревиатуры своих имен...
Резьбовое соединение — крепёжное соединение в виде резьбы. Используется метрическая и дюймовая резьба различных профилей в зависимости от технологических задач соединения.
Велосипе́дный то́рмоз — часть велосипеда, предназначенная для регулирования (замедления) скорости его движения.
Лонжерон (фр. longeron, от longer — идти вдоль) — основной силовой элемент конструкции многих инженерных сооружений (самолётов, автомобилей, вагонов, мостов, кораблей и другого), располагающийся по длине конструкции.
Велосипедный багажник — металлическая конструкция над колесом, позволяющая разместить на велосипеде груз. Обычно багажник устанавливают над задним колесом, но можно оборудовать багажник и над передним колесом при жесткой вилке. Такие багажники крепятся к раме велосипеда, но есть «консольные» багажники для горных велосипедов, которые крепятся к подседельному штырю.
Велосипедный замок — устройство, несколько затрудняющее кражу велосипедов, мотоциклов, колясок, моторных лодок и пр. Есть несколько типов велосипедных замков. Принцип работы большинства — привязать защищаемое средство передвижения к какому-либо неподвижному предмету (дерево, столб, перила и т. п.)
Кронбалка , или укосина, — опорная конструкция или элемент конструкции. Представляет собой брус или, реже, трубу, устанавливаемый наклонно для поддержки других элементов конструкции или выполняющий в таком виде самостоятельную функцию. Например, кран-балка.
Стопорные кольца — незамкнутое кольцо, изготовленное из углеродистой стали для фиксации деталей и узлов на валу или в отверстии. Стопорные кольца часто используют для фиксации подшипников качения. Монтируются стопорные кольца в пазы (канавки, проточки), таким образом, что выступающая часть работала как плечо, фиксируя деталь на монтажном месте. Стопорные кольца, как правило, сделаны из углеродистой стали, нержавеющей стали или бериллиевой меди.
Цапфа (нем. Zapfen — цапфа, шейка, шип, втулка, стержень) — часть вала или оси, на которой находится опора (подшипник). Цапфа, находящаяся на краю вала, называется шип, в средней части вала — шейка. Концевая цапфа, воспринимающая осевые нагрузки, это пята.
Фа́стекс (фаст, пряжка-фаст, «трезубец») — полуавтоматическая застёжка для соединения тканевых лент, стропов, ремней.
Кра́н мостово́го ти́па (англ. overhead crane) называется кран с грузозахватным устройством, подвешенным к грузовой тележке или тали, которые перемещаются по подвижной стальной конструкции (мосту).
Подробнее: Мостовой кран (тип)
Металлу́рги́че́ский кран — особый тип кранов, применяемых в технологическом процессе металлургических и машиностроительных заводов для выполнения подъёмно-транспортных и различных технологических операций.
Лобогрейка — простейшая жатвенная машина, применявшаяся для уборки основных зерновых культур (ржи, пшеницы, овса, ячменя), но могла быть использована и для кошения трав после небольшого её переоборудования.
Барабан шпиля — вращающаяся часть шпиля, служащая для выбирания якорной цепи или швартовного троса.
Подробнее: Барабаны шпилей
Ледобу́р — устройство для организации страховки на ледовом склоне в альпинизме и ледолазании.
Шуру́п (англ. Wood screw; нем. Holzschraube от Schraube — винт) — крепёжное изделие в виде стержня с головкой и специальной наружной резьбой, образующей внутреннюю резьбу в отверстии соединяемого предмета. Шуруп — это разновидность винта, отличается тем, что имеет коническое сужение на конце и более редкую резьбу. Шуруп, создающий резьбу при вкручивании, называется самонарезающим шурупом — в просторечии «саморезом».
Вы́вертка — ручной слесарный инструмент для удаления винтов или саморезов с разбитым или срезанным шлицем. Второе название этого интересного инструмента — экстра́ктор.
Струбци́на (нем. Schraubzwinge от Schraube — винт и Zwinge — зажимать, также имеется название зажим — англ. clamp) — один из видов вспомогательных инструментов, используемый для фиксации каких-либо деталей в момент обработки либо для плотного прижатия их друг к другу, например, при обработке напильником, либо сверлении либо склеивании. Струбцины обычно изготавливаются из металла либо древесины. Могут быть C-, F- и G- образной формы.
Велосипедное
седло ́ (разг. сидуха) — часть велосипеда, принимающая на себя бо́льшую часть веса велосипедиста (наряду с педалями и рулём). Велосипедное седло с одной стороны должно быть удобно для сидения на нём, а с другой стороны не должно создавать трудностей для педалирования. Седло крепится на подседельный штырь, который вставляется в подседельную трубу рамы.
Зажимно́й патро́н (тока́рный патро́н, сверли́льный патро́н, ца́нговый патро́н) — специальное устройство для крепления деталей или инструмента на оси шпинделя.
Гу́сеничная ле́нта , «гу́сеница» — замкнутая сплошная лента или цепь из шарнирно-соединённых звеньев (траков), применяемая в гусеничном движителе. На внутренней поверхности гусеницы имеются впадины или выступы, с которыми взаимодействуют ведущие колёса, опорные и поддерживающие катки машины. Внешняя поверхность гусеницы снабжена выступами («грунтозацепами»), которые обеспечивают сцепление с грунтом. Для увеличения сцепления гусеницы на грунтах с низкой несущей способностью используются дополнительные...
Велосипедные педали — пара педалей служащая для передачи усилия ног велосипедиста на шатун велосипедной «системы» и, тем самым, приведении велосипеда в движение.
Вагон-сцеп — узкоколейный грузовой вагон открытого типа, предназначенный для перевозки сортимента и хлыстов по узкоколейным железным дорогам.
Конусный кран — разновидность трубопроводного крана, запирающий или регулирующий элемент которого (пробка) имеет форму конуса (усечённого). Также иногда называется пробковым краном, коническим краном. Это один из самых давних и самых простых типов арматуры, достаточно привести в пример самоварный краник, имеющий именно эту конструкцию. Конусные краны насчитывают большое количество конструктивных исполнений для различных условий эксплуатации, что связано с традиционностью этого типа арматуры, но в...
Шакл (от англ. shackle - «хомут», «скоба», «серьга») — неофициальное название разновидности такелажной скобы, применяемой при монтажных и при погрузочно-разгрузочных работах, в морском деле, а также при буксировке. Шакл состоит из собственно скобы с отверстиями на концах, в которые вставляется штырь - палец или болт. Скоба может быть U-образной или омега-образной. Кроме того, скоба может быть повёрнута на 90° относительно штыря. Штырь может дополнительно фиксироваться от выпадания шплинтом.
Подробнее: Мочка
Спица — конструктивный элемент колеса, представляет собой стержень, соединяющий центр колеса (ступицу) и его обод. Использование спиц позволяет значительно облегчить конструкцию колеса, при этом не снижая его прочности. Изобретение колеса со спицами было настоящей научно-технической революцией своего времени, позволившей народам, впервые применившим боевые колесницы с колёсами нового типа, расселиться практически по всей Евразии.
Шату́н (англ. connecting rod) (устар. тяговое дышло) — деталь, соединяющая поршень (посредством поршневого пальца) и шатунную шейку коленчатого вала или движущих колёс паровоза. Служит для передачи передачи газовых сил возвратно-поступательно движущегося поршня к вращающемуся коленчатому валу.