Связанные понятия
Страна ́ — территория, имеющая политические, физико-географические, культурные или исторические границы, которые могут быть как чётко определёнными и зафиксированными, так и размытыми (в таком случае нередко говорят не о границах, а о «рубежах»). В соответствии с этим, выделяют несколько типов стран...
Террито́рия (лат. territorium) — часть поверхности суши с определёнными границами.
Госуда́рство — политическая форма организации общества на определённой территории, политико-территориальная суверенная организация публичной власти, обладающая аппаратом управления и принуждения, которому подчиняется всё население страны.
Макрорегио́н (от др.-греч. μακρός — «большой», лат. regio — «область») в общем случае — географический ареал, объединяющий в группу несколько соприкасающихся друг с другом (то есть сопредельных) регионов, совокупно обладающих общими чертами, особенностями.
Упоминания в литературе
Исследуя понятие «
регион », вначале стоит обратиться к справочной литературе. Итак, «регион» (от лат. region — страна, область) – это «большая область, группа соседствующих стран или территории, районы, объединенные по каким-нибудь общим признакам»[5]. Прилагательное «региональный» определяется как «местный, относящийся к какой-нибудь определенной области. Региональные центры»[6]. Вообще существует несколько трактовок понятия «регион» (географический регион, экономический регион и др.). Не всегда регион выступает в качестве территориальной единицы государства. Так, например, географический регион – это участок суши (часть земной поверхности) со специальными параметрами. При этом географический регион может распространяться не только на одно, но и на несколько государств.
Существует множество подходов к определению научной категории «
регион », что говорит о ее широте. Среди основных подходов следует выделить историко-географический и экономический (табл. 1). Одни ученые характеризуют регион как территорию с общностью географических, исторических и культурных условий; вторые – как территорию с общностью экономических условий, часть народнохозяйственного комплекса государства.
В экономической литературе само понятие «
регион » в переводе с латинского вполне сопоставим с термином «территория», зачастую регион определяется как некая территориальная общность. В нашем исследовании основное внимание уделяется региону не как территориальной единице, а как региональной социально-экономической системе, являющейся совокупностью всех социальных, экономических, экологических, управленческих процессов, проходящих на определенной отдельной территории, и на основе функционирующих в ней взаимоотношений и организационных форм.
Макрорегион – крупнейшие территориальные образования, предшествующие глобальному уровню. ЕС и другие международные региональные группировки. Государство. Субрегион –
регион на одну таксономическую ступеньку ниже базового (международного или государственного) уровня. Типы регионов по функциональным признакам: геополитический (геостратегический) регион, административный регион, экономический регион, социокультурный регион. Район – локализованная территория, обладающая единством, взаимосвязанностью составляющих элементов, целостностью как объективным условием и закономерным результатом развития данной территории. Регион – территориально специализированная часть народного хозяйства страны, характеризующаяся единством, комплексностью и целостностью воспроизводственного процесса, а также управляемостью, т. е. наличием политико-административных органов управления. В это определение можно ввести административный признак – субъект РФ, административно-территориальное образование или даже город. Сейчас наиболее распространено принятие за регион субъекта РФ.
В энциклопедическом понимании
регион – это территория, часто значительная по размерам, не обязательно являющаяся таксонометрической территориальной единицей [8. С. 890]. Т. Г. Морозова даёт сущностную характеристику региона: «каждый регион России имеет присущие ему природные ресурсы, особенности их размещения, национальные и исторические черты, свою структуру хозяйства, уровень экономического развития, специализацию» [34. С. 4]. Территориальные экономические отношения проявляются в установлении специфических региональных пропорций на макро– и микроуровне.
Связанные понятия (продолжение)
Наро́д — историческая общность людей. Употребляется в научной литературе в двух основных значениях — в политическом и в культурно-этническом. Взятое в первом значении слово является синонимом понятия «нация», взятое во втором значении — синоним понятия «этнос». Следует отличать от понятия население. По мнению специалистов по международному праву, принадлежность к единому народу предполагает наличие определённых исторических, культурных и практических связей: Существуют прочные связи, … принадлежности...
Столи́ца — главный город государства, чаще всего местопребывание правительства и других высших органов государственной власти.
Прови́нция — территориальная, часто административная, единица в пределах государства или страны.
Край — административно-территориальная единица в некоторых странах или государствах.
Э́тнос (греч. ἔθνος — народ) — в некоторых теориях этничности, исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, объединённых общими объективными либо субъективными признаками, в которые различные авторы включают происхождение, единый язык, культуру, хозяйство, территорию проживания, самосознание, внешний вид, менталитет и другое.
Контингент (от лат. contingens, р. п. contingentis — приходящийся на долю) — совокупность людей, образующих однородную в каком-либо отношении группу.
Общи́на — многозначное слово, которое может соответствовать таким словам как коммуна и сообщество; совокупность представителей определённого вероисповедания, религиозного толка или национальности в стране, городе и тому подобное (религиозная, национальная община).
Культу́ра (от лат. cultura — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др.
Торго́вля — отрасль хозяйства и вид экономической деятельности, направленный на осуществление купли-продажи, обмена товаров, а также связанные с этим процессы: непосредственное обслуживание покупателей, доставка товаров, их хранение и подготовка к продаже.
Управление : Управление (философия) — элемент, функция таких структуализированных систем, которые возникли природным (эволюционным) или искусственным (рукотворным) путем.
Статус (лат. status — состояние, положение) — абстрактное многозначное слово (термин в некоторых областях жизнедеятельности), в общем смысле обозначающий совокупность стабильных значений параметров объекта или субъекта. С упрощённой точки зрения статус объекта или субъекта — это его состояние либо позиция, ранг в любой иерархии, структуре, системе, времени и ином.
Экспа́нсия (от лат. expansio — распространение, расширение) — территориальное, географическое или иное расширение зоны обитания, или зоны влияния отдельного государства, народа, культуры или биологического вида.
Историческая область — принятое в этнографии, истории, культурологии понятие для территории, исторически, как правило, составлявшей политическое единство и в силу этого ныне характеризующейся определёнными общими чертами в культуре, этнографии, языке, самосознании местного и окружающего населения.
Многонациональное государство или полиэтническое государство — государство, на территории которого проживают различные этносы — нации, народности, национальные и этнографические группы. Исторически многонациональные государства образовывались там, где государственное сплочение более или менее обширных территорий происходило до того, как начиналось формирование наций и развивались национальные движения (ряд стран Восточной Европы, в том числе Россия, и Азии), а также в ходе колониальной экспансии...
Национальность — в современном русском языке термин, обозначающий принадлежность человека к определённой этнической общности.
Фо́рма госуда́рственного устро́йства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Определяет внутреннее строение государства, деление его на составные части (территории) и принципы их взаимоотношения между собой.
Региональная подсистема — это совокупность государств, объединённых географическим фактором (что подразумевает территориальную близость), наличие общих интересов, которые лежат в основе действий государств в подсистеме, наличие общих институтов, организаций, объединений и норм в различных сферах жизнедеятельности человека (экономике, торговле, безопасности, политике). Государства подсистемы должна объединять схожая культура и общий исторический опыт.
Экологи́ческий регио́н , или экорегио́н, — применяющаяся главным образом в англоязычной эколого-географической литературе ландшафтная единица. Представляет собой относительно крупный участок суши или акватории, отличающийся относительно однородным биотическим сообществом.. Экологические регионы выделяются с учётом существующих биогеографических единиц, в частности биомов и, как следствие, обладают характерным сочетанием биотических сообществ и видов.
Экономико-географическое положение (ЭГП) — вид географического положения, определяемый как "совокупность пространственных отношений предприятий, населенных пунктов, ареалов, районов, отдельных стран и их групп к внешним объектам, имеющим для них экономическое значение" . Или отношение объекта (города, района, страны) к вне его лежащим данностям, имеющим то или иное экономическое значение, - все равно, будут ли эти объекты природного порядка или созданные в процессе истории (по Н.Н.Баранскому).
Центр-периферийная полярность (от англ. the center-periphery polarity) — это модель, разработанная одним из ведущих специалистов в области политической социологии и сравнительной политологии, норвежским ученым Стейном Рокканом. Основная ее задача — выявить принципы государственного строительства во многих европейских странах и объяснить особенности их государственного устройства. Основные методологические подходы, которые использовал Роккан в своем исследовании — структурный, системный и исторический...
Географическое положение — «положение географического объекта относительно поверхности Земли, а также по отношению к другим объектам, с которыми он находится во взаимодействии…». Оно характеризует «место данного объекта в системе пространственных связей и потоков (вещественных, энергетических, информационных) и определяет его отношения с внешней средой». Обычно отражает геопространственное отношение определенного объекта к внешней среде, элементы которой имеют или могут иметь на него существенное...
Тео́рия ко́мплекса региона́льной безопа́сности (теория КРБ) (англ. Regional security complex theory) (RSCT) — теория региональной безопасности Копенгагенской школы исследований безопасности, разработанная Барри Бузаном и Оле Вейвером, и в наиболее полном виде представленная в монографии «Регионы и державы: структура международной безопасности», вышедшей в 2003 году.Концепция комплексов региональной безопасности охватывает вопросы того, как безопасность складывается в географических регионах мира...
Территориа́льная иденти́чность (территориальное самосознание) — 1) в социологии и политологии — результат отождествления индивидом себя как члена территориальной общности; 2) в географии — .
Региональная наука (англ. regional science) — наука о регионах. Изучает пространственные измерения социальных, экономических, политических и поведенческих явлений. В качестве регионов рассматриваются пространственные ареалы. Региональная наука представляет собой поле социальных наук, связанных с аналитическими подходами к изучению городских, сельских или региональных проблем.
Технат (англ. The Technate) — термин, введенный организацией Technocracy Inc в начале 1930-х, чтобы описать область, в которой технократическое общество будет применять методики термодинамического расчета энергетических потребностей вместо метода денег.
Районирование — деление территории или акватории на внутренне однородные, но различающиеся между собой составные части (районы, земли).
География транспорта — научная дисциплина, раздел экономической географии, изучающий транспортно-географические процессы, структуру транспорта, особенности его размещения, уровень транспортной обеспеченности.Объектами географии транспорта являются территориальные и региональные транспортные системы, транспортные потоки, распространение отдельных видов транспорта, влияние транспортных процессов на развитие народного хозяйства в территориальном аспекте.Предметом изучения географии транспорта является...
Субнациональный индекс человеческого развития (СИЧР) совпадает с официальным индексом человеческого развития на национальном уровне. При этом он отражает изменение индекса человеческого развития среди географических регионов внутри страны. В настоящее время субнациональный индекс человеческого развития рассчитывается для более чем 1600 регионов в 160 странах, охватывающих более 99% мирового населения.
Замечание: данная таблица отражает мнение авторитетного источника Demographia. World Urban Areas 15th Annual Edition: 2019-04. Изменения в содержимое таблицы будут вноситься только в случае изменений в исходном авторитетном источнике. Это необходимо для того, чтобы сохранить сопоставимость данных в самой таблице, так как они приведены в авторитетном источнике на одну дату и составлены по единой методике.
Подробнее: Список самых населённых городских агломераций
Администрати́вно-территориа́льная едини́ца (сокр. АТЕ), администрати́вно-территориа́льное образова́ние (сокр. АТО) — структурный элемент административно-территориального деления государства, не имеющий государственной самостоятельности.
Странове́дение (от рус. страны и ведать) — географическая дисциплина, занимающаяся комплексным изучением стран, систематизирующая и обобщающая разнородные данные об их природе, населении, экономике, культуре и социальной организации.
Географи́ческий ландша́фт (нем. Landschaft, вид местности, от Land — земля и schaft — суффикс, выражающий взаимосвязь, взаимозависимость) — одно из фундаментальных понятий географии. Согласно географическому словарю Института географии Российской Академии наук географический ландшафт представляет собой однородную по происхождению и развитию территорию, с присущими ей специфическими природными ресурсами.
Экономическое районирование России — это территориальное деление России на экономические районы. В настоящее время в Российской Федерации выделяют двенадцать экономических районов.
Наилучшая экологическая практика (НЭП, англ. best environmental practice) — наиболее эффективное и удачное, с экологической, экономической и социальной точки зрения, применение наилучшей существующей технологии либо другой технологии в хозяйственной деятельности, с учётом национальных, региональных и местных особенностей.
Новая экономическая география (НЭГ) — вид экономического анализа, целью которого является объяснение пространственной структуры хозяйства путём создания моделей, где в условиях несовершенного рынка имеет место возрастающая отдача. Развитие НЭГ было результатом вспышки интереса экономистов к вопросам устройства пространства хозяйствования. Возникновение нового направления в экономической науке принято связывать с публикацией в журнале Journal of Political Economy работы Пола Кругмана Increasing Returns...
Ландша́фт (нем. Landschaft, вид местности, от Land — земля и schaft — суффикс, выражающий взаимосвязь, взаимозависимость. Дословно может быть переведен как «образ края») — конкретная территория, однородная по своему происхождению, истории развития и неделимая по зональным и азональным признакам.
Кла́стер (англ. cluster) — взаимозаменяемый элемент самодостаточной локализованной сферы производства или услуг определённого направления. Экономический кластер — сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных организаций (компаний, корпораций, университетов, банков и проч.): поставщиков продукции, комплектующих и специализированных услуг; инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества...
Теория нового регионализма (англ. New Regionalism Theory) - теория взаимозависимости и взаимодействия региональных акторов в условиях глобализации, разработанная шведскими учёными Б. Хеттне и Ф. Содербаумом в 80-х годах XX века.
Рождение
промышленной экологии обычно приписывается статье, посвященной промышленным экосистемам, написанным Фрошем и Галлопулосом, которая появилась в специальном выпуске 1989 года Scientific American, но основные принципы области появились намного ранее. Промышленная экология появилась из нескольких идей и понятий, некоторые из которых относятся ко времени 19-го века. Эта статья является попыткой обрисовать в общих чертах историческое наращивание, которое привело к появлению промышленной экологии...
Генеральный рейтинг лучших мэров российских городов — метод расчета и сравнения совокупности факторов, влияющих на качество городской среды проживания, являющейся ключевой деятельности мэров городов. Метод основан на сборе, описании и оценки количественных и качественных показателей. Количественными показателями являются ежегодные статистические данных по городам Российской Федерации, а качественными характеристиками — характеристики и свойства объекта оценки (города).
Глобальный город (англ. Global city, используются также термин мировой город (англ. world city) или альфа-город (англ. alpha city)) — это город, считающийся важным элементом мировой экономической системы. Такой город обычно имеет ключевое значение для больших регионов Земли и оказывает на них серьёзное политическое, экономическое или культурное влияние.
Кластеризация Германии (англ. clusterization)– процесс образования и распространения на территории Федеративной республики Германия кластеров, представляющих собой тесную сеть взаимодействующих фирм, возникающих в регионе вследствие мощных внешних факторов и внутренних течений внутри кластера.
Упоминания в литературе (продолжение)
Имея в виду значение, роль и статус
регионов в истории и современной России, представляется необходимым рассмотреть особенности региональной стратификации культурного пространства страны. Выделение регионов в качестве структурообразующих элементов внутрироссийского культурного пространства имеет особый смысл еще и потому, что в силу российской специфики многие из регионов могут рассматриваться как отчетливо очерченные (хотя и внутренне неоднородные), относительно самостоятельные культурные пространства. Например, Сибирь имеет свои духовные и историко-культурные центры (Тобольск, Иркутск), наукоград (Новосибирск), «студенческую столицу» (Томск), национально-культурные образования, крупные промышленные районы и города-миллионники со значительными административными функциями, среди которых выделяется Красноярск, борющийся за неформальное звание «столицы Сибири».
В переводе с латыни «regio» – страна, область. В этом смысле чаще всего
регион отождествляют с некоторой абстрактной территорией, частью территориального пространства страны, не выделяя каких-либо факторов, кроме пространственного. Классик американской региональной экономики У. Изард [77] характеризует регион как открытую экономическую единицу в пределах данного государства.
Логически следуя принципу дедукции, далее необходимо обратиться к так называемому региональному уровню. Термин «
регион » (от английского region – регион, область, район, зона) который до сих пор трактуется в законодательстве РФ неоднозначно,[41] используется нами в одном смысле – регион понимается как территория нескольких субъектов РФ, объединенных вместе по какому-либо признаку. Изучение геокриминологических особенностей региона предполагает большее детализирование уже названных и выявление тех, которые специфичны для данного региона. Без отдельного рассмотрения геокриминологических факторов, характеризующих каждый из субъектов, входящих в исследуемый регион, выявлению подлежат черты в большей или меньшей степени характерные для всего региона в целом. То есть происходит как бы обособление региона от масштабов всей страны и от других регионов. Структура исследования при этом остается сходной по отношению к общей: анализ состояния, структуры и динамики преступности в регионе за определенный период, криминологическая классификация субъектов РФ, входящих в данный регион, особенности детерминации и профилактики.
Другие авторы конкретизируют понимание
региона , называя в качестве его ключевого признака административную определённость границ. Согласно одной из подобных дефиниций, регион – территориальное образование, имеющее чётко очерченные административные границы, в пределах которых воспроизводятся экономические и социальные процессы, направленные на обеспечение жизни населения региона и обусловленные его специфическим положением в системе разделения труда [22]. Следовательно, регион должен обладать своим социально-экономическим портретом, то есть спецификой экономической структуры, чёткостью административных границ и внутренней системой жизнеобеспечения (экономические структуры, социальные службы, инфраструктура др.).
Более общим и привычным в научной литературе является определение
региона как части территории, которой присуща общность социально-экономических, национально-культурных, природных и других условий. Но в каждой науке отдается предпочтение тому или иному регионообразующему фактору, в связи с чем в каждой отдельной дисциплине понятием «регион» порой обозначаются разные объекты. Приведем несколько примеров.
ГЕОГРАФИ́ЧЕСКОЕ ПОЛОЖ?НИЕ, положение географического объекта на поверхности Земли в рамках заданной системы координат и по отношению к любым вне его расположенным данностям, оказывающим прямое или косвенное воздействие на данный объект. При конкретном изучении географических таксонов выделяют микро-, мезо– и макрогеографические положения. Первое описывает географическое положение объекта в небольшом ареале, где существенны локальные взаимодействия с компонентами географической среды, и применяется при исследовании малых таксонов, напр. городов. Второе (в более широких масштабах) используют при изучении крупного
региона и страны, третье – в масштабах частей света и Земли в целом (напр., макроположение России относительно стран Зап. Европы и Вост. Азии). Социально-экономическая география изучает географическое положение для разных уровней пространственной иерархии и изменение его во времени, что непосредственно связано с различными стадиями социально-экономического развития, техническим прогрессом в средствах сообщения и сменой приоритетов в мировой торговле. Поэтому особое внимание всегда уделялось транспортно-географическому положению, что особенно отражалось на возникновении и росте столичных городов, в т. ч. Москвы и Санкт-Петербурга. Не менее важным было и остаётся географическое положение в политической географии, где оно повлияло на формирование потенциальных и реальных театров военных действий во все исторические эпохи.
Среди понятий, которыми активно пользуются для описания современного мира, слово «
регион » по частотности употребления занимает одно из ведущих мест. Однако, как это часто бывает, полисемантичность иногда затрудняет понимание исследуемого объекта. Идя от изначального понимания слова «регион» (от лат. regionalis – местный, областной), аналитики делают акцент на территориальном факторе, географически локализованном, играющем значительную роль в при обращении к широкой социально-территориальной общности. Отождествление понятий «регион» и «территория» позволяет исследовать прежде всего проблемы управления отдельными частями отдельных стран, возникающими в русле более общих процессов либерализации, и обусловленных ростом влияния местного самоуправления.
Актуализация экономических проблем
регионов и неспособность их решения традиционными методами в настоящее время объективно требуют развития научных основ формирования системы регионального стратегического управления. Последние два десятилетия были отмечены значительными изменениями (как национальными, так и глобальными) на этом уровне государственного управления. Уже имеются заимствования из зарубежных необюрократических моделей менеджмента, построенных на рациональных процессах принятия решений. Эти перемены, на наш взгляд, связаны с тем, что в разных странах по-разному применяются для крупномасштабных территориальных систем классификационные и типологические разработки. Поэтому можно полагать, что в ряде регионов России требуется разработка на новой основе перспективных концепций взаимодействия и взаимообусловленного развития крупного города – индустриального и научно-технического центра региона – с малыми и средними городами, сельской местностью окружающей территории.
Туристский продукт образуется на стыке различных отраслей, следовательно, при формировании региональных программ устойчивого развития экономики туристско-ориентированных
регионов основной акцент следует сделать на региональном аспекте, то есть рассматривать конкретный регион как самостоятельный территориальный хозяйственный комплекс, а в нем отдельно туризм, соблюдая необходимые социально-экономические пропорции и учитывая специфику региона. Так, например, нельзя разработать единый подход к формированию программы развития всех туристских дестинаций Черноморского побережья Краснодарского края санаторно-курортной направленности, хотя все они имеют некоторые общие черты и особенности. Однако курорты Сочи и группа Анапских и Геленджикских курортов имеют существенные различия, прежде всего в рекреационной мощности, курортной специализации, качестве и количестве туристско-рекреационных ресурсов, в сложившейся системе управления рекреационно-курортным хозяйством и др. Все это предполагает разработку специальных программ развития на единой методологической и концептуальной основе, обеспечивающей системное единство трех составляющих: экологической, экономической и социокультурной (рис. 2).
Объектом портрета является
регион как территориальное сообщество и важнейшие стороны его социокультурной жизни. Предмет изучения представлен в виде совокупности параметров региона. Структура портрета отражает ряд актуальных сфер жизнедеятельности региона как социокультурной общности.
Изучение социокультурного развития
региона возможно с разных точек зрения. В общетеоретическом аспекте регион представляет исторически сложившееся территориальное сообщество, возникшее на основе этнокультурной идентичности населения, заселившего определенную территорию. В практическом смысле регион – это территориальная единица административной, политической, экономической, социальной и культурной составляющих страны. Регион-территория имеет определенные природные условия, характерный этнический и религиозный состав населения с присущей ему культурой и качеством жизни, а также специфику регионального производства, социальной инфраструктуры[6].
ГО – сложная система устойчивых пространственных представлений, обладающая специфическими закономерностями развития. На развитие ГО влияют как внутренние (природный субстрат территории, история освоения, социальная структура населения, отраслевая структура хозяйства, система расселения), так и внешние (географическое положение, роль в истории
региона или страны, история восприятия территории и т. д.) факторы (рис. 12). Деление факторов развития ГО относительно, так как один и тот же фактор – в зависимости от точки зрения – может рассматриваться и/или как внутренний, так и внешний (например, история освоения) (см. также 2.2.).
Задаваемое вышеописанными свойствами разнообразие естественной среды означает ее неравномерное влияние на общества. Территория определяет спектр организационных альтернатив, из которых общества могут выбирать, в зависимости от этого выбора будет формироваться и структура экономической деятельности. Это означает, что неравенство возможностей, задаваемых территорией, ставит различные общества в неравные условия и для их культурной, политической и экономической реализации. В случае их регулярных контактов это уже является источником иерархии в отношениях между странами и
регионами , что становится еще одним источником зависимости строения и развития обществ от территории, внося во все свойства территорий дополнительный элемент, связанный с местом общества или сообщества в соответствующей иерархии стран или регионов.
Региональный подход состоит в группировке стран по географическому признаку. Выделяются большие
регионы , которые содержат компактно расположенные страны, имеющие общие черты в естественных условиях, особенностях исторического и культурного развития. Такими регионами являются нижеследующие.
Известно, что многие
регионы России обладают огромным природно-ресурсным и территориальным потенциалом для нового этапа развития, связанного с включением российского общества в процессы глобализации. Эти процессы повлекут за собой распространение различных религиозных и национальных традиций, различных методов ведения хозяйственной деятельности, различных ценностных ориентиров деловой активности и т. д. При этом очевидно, что регионы России имеют высокий уровень дифференциации по степени экономического развития. Различные территории страны сильно отличаются друг от друга по культурным традициям и особенностям образа жизни, связанным как с природно-климатическими характеристиками конкретной территории, так и с историей внутренней миграции. Кроме того, в сегодняшней России необходимо учитывать территориальную (региональную) специфику поведения населения и общественные ценности, связанные с доминирующими долгое время на каждой территории видами деятельности. Нельзя не учитывать также продолжающиеся связанные с урбанизацией процессы миграции, которые приводят к формированию на территориях интенсивного экономического роста, особенно в городах, социокультурного конгломерата, вызывая повышение уровня социальной, демографической и этнической напряженности. Это требует особых политических и управленческих усилий по организации социальной и межкультурной коммуникации, которая становится элементом и способом реализации региональной социально-экономической политики.
В социально-экономическом развитии современной России значительную роль играют ее
регионы , выступающие важнейшим элементом и потенциалом технологической, организационной и институциональной модернизации всей национальной экономики. Территория России в настоящее время не представляет собой однородного экономического пространства. Более того, различия в уровне экономического развития регионов нарастают. Очевидно, что такое положение не может не сказаться на дифференциации показателей социально-экономического развития различных районов России, в частности регионов Севера.
3)
регионы , охватывающие почти всю совокупность проявлений человеческой деятельности в пределах рассматриваемой территории. Обычно в них находит отражение тесная взаимосвязь между естественными (природными) и общественными индикаторами территории. Примером могут служить культурно-исторические регионы. Часть географов настроена критически по отношению к исследованию регионов, выделяемых с учетом целого комплекса факторов, полагая, что при обобщении множества элементов может теряться достоверность выводов. Одно время по отношению к данному типу регионов использовались термины «тотальные» или «компажи» (лат. compages – соединение, структура).
Власть делит страну на административно-территориальные элементы –
регионы , районы, округа, разного рода зоны, поселения-муниципалитеты. Такое расчленение осуществляется многими способами, иногда исторически детерминированными, чаще ситуативными. Каждое поселение оказывается одновременно приписанным к нескольким элементам деления. При этом возникает неравенство обеспеченности поселений ресурсами, вызванное физико-географическими и политическими условиями. Сам факт разделения на административно-территориальные элементы включен в состав этих условий. К примеру, «депрессивные регионы» и «богом забытые» поселки и города обязаны своим по видимости бедственным положением в основном тому, что, не обладая значимостью для центров власти, при формировании территориальной структуры они якобы оказались обделены ресурсами, или их руководство оказалось неспособным «выбить из центра» ресурсы, необходимые для процветания.
Процессы межгосударственной интеграции можно классифицировать по различным основаниям. Разделяя интеграцию на виды, например, по масштабу интеграционных процессов, можно выделить региональную и международную интеграцию. Международная интеграция, характеризуется как взаимодействие большого количества государств в рамках всего мира. Характерными отличиями международной и региональной интеграции являются географические и количественные признаки, а именно расположение и количество государств на карте мира. Региональную интеграцию, примером которой может служить интеграционное взаимодействие государств Латинской Америки или Европы в рамках одного континента можно рассматривать как отдельный вид международной интеграции, так как интеграция в рамках одного
региона часто распространяет свое влияние на другие регионы мира, охватывая все большее количество государств.
Построение рациональной системы регулирования региональной структуры НИК необходимо увязывать с определением самого понятия «
регион » как объекта регулирования и исследования. С точки зрения выработки региональной инновационной политики регион представляет собой сложное, объемное понятие [1]. Базовым звеном в информационной сфере региональных отношений в России является субъект Федерации. Это может быть и республика, и край, и область, и муниципальное образование. Применительно к Российской Федерации состав объектов региональных инновационных комплексов представлен на риc. 4.
В целом, данное определение во многом схоже с определениями иных типов территорий со специальным режимом осуществления предпринимательской деятельности (ОЭЗ, ЗТР, СЭЗ Крыма, Сколково, СП Владивосток). Так как целью создания ТОСЭР является ускоренное социально-экономическое развитие, наиболее близко определение данной Территории совпадает с определением ЗТР, СЭЗ Крыма, СП Владивосток, а также ОЭЗ в Калининградской и Магаданской областях. Между тем, если ЗТР создавались с целью поддержки слабых дотационных
регионов и сокращения различий в уровне социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, то ТОСЭР призваны быть локомотивом в развитии экономики всей страны. СЭЗ Крыма, СП Владивосток, а также ОЭЗ в Калининградской и Магаданской областях, в свою очередь, имеют более узкие цели регионального социально-экономического развития в отношении конкретных субъектов Российской Федерации. Отметим, что территории ускоренного экономического развития встречались в отечественной практике и ранее. Так, обеспечение ускоренного социально-экономического развития г. Выборга и Ленинградской области ставилось целью создания СЭЗ в данном регионе[19].
Такие контрасты заставляют каждый раз, при работе в каждом новом
регионе задумываться над принципиальным выбором методологии работы. С точки зрения современного мейнстрима западной региональной науки, основные движущие силы экономического развития городов заключаются в самой среде крупных городов. Использовав то или иное преимущество на старте своего развития (удобное транспортное положение, природные ресурсы, административный статус и т. д.), со временем города меняют основную «пружину» своего развития – и в современном мире большинство городов староосвоенных территорий генерируют внутренние, эндогенные, стимулы экономического роста, за счет синергетического эффекта взаимодействия экономических акторов, сконцентрированных на территории города и привлеченных в значительной степени близостью друг к другу. Именно на экономии издержек, проистекающей из самого факта деятельности на плотно освоенной территории, вблизи целой сети поставщиков, смежников и потребителей, вблизи образовательных институтов, источников инноваций и креативности, строятся знаменитые агломерационные и кластерные эффекты. Выявление внутренних, эндогенных, факторов развития территории – важное достижение новой экономической географии. Однако территория за пределами точек роста при этом практически не рассматривается; по сути, речь идет о ситуации стихийной поляризации развития.
Как уже говорилось, в методике Министерства финансов РФ
регионы страны разделены по однородным признакам на группы-типы (на дотационные и доноры). Типология позволяет определить сходство и различие регионов, дает возможность при разработке государственной и региональной политики учитывать разнообразие регионов/субъектов, систематизируя различия социально-экономической ситуации в группах субъектов более или менее однородных по определенным признакам. Меры экономической и социальной политики, эффективные в одном регионе (или группе субъектов), совсем не обязательно окажутся столь же эффективными в другом.
Формирование науки об экологичной городской среде далеко от завершения, что обусловлено ее постоянным развитием в соответствии с возникновением новых экологичных городских технологий, многообразием существующих поселений с местными проблемами, различием в уровне экономического и социального развития стран, быстрым ростом населения в ряде
регионов . В этих условиях исследователями и разработчиками предлагаются различные пути создания экологичной городской среды. Здесь можно выделить следующие проблемы:
В настоящей работе в качестве основы для анализа использованы данные о наличии в пределах ландшафтно-экологических комплексов существующих и перспективных особо охраняемых природных территорий – заказников, имеющих краевой статус. При этом принимается допущение, что площадь ООПТ и жесткость вводимых природоохранных ограничений (зависящая от категории ООПТ) коррелирует с экологической ценностью территории, в частности с ненарушенностью природных комплексов, высоким биоразнообразием и т. п. Необходимо отметить, что данный подход может быть использован лишь в староосвоенных
регионах с достаточно развитой сетью существующих и перспективных ООПТ. Ставропольский край, безусловно, входит в число таких регионов. В Ставропольском крае развита сеть природных заказников краевого значения, но большинство из них было организовано без соблюдения основных ландшафтно-географических принципов. Отчасти, именно это стало причиной нарушения их функциональных способностей, а впоследствии привело и к частичной дегрессии.
Политическая география стран характеризуется «слитностью» экономию) – , социально- и (в качестве ведущего) политико-географического анализа прежде всего территориально-политических систем как основных объектов политической географии. В отечественных трудах последних десятилетий работы по политической географии стран охватывают широкий круг вопросов территориальной расстановки политических сил в конкретных странах, их
регионах и отдельных центрах, включая проблемы электоральной географии, региональные социально-политические (в том числе культурно-политические), этноконфессиональные и другие различия и тенденции, вопросы политико-географического районирования, методику политико-географических характеристик и т. п. Это работы О. В. Витковского, Ю. Д. Дмитревского, А. Н. Журавлева, В. А. Колосова, В. В. Лаврухина, Л. В. Смирнягина и других ученых.
Системы природопользования – исторически сложившиеся формы взаимодействия человека с природной средой, обусловленные особенностями этой среды и социально-экономической структурой общества. Они формируются под влиянием комплекса факторов: природно-ресурсного потенциала территории, географических, социально-экономических, культурных и исторических условий
регионов . Сочетания этих факторов обусловливают большое разнообразие систем природопользования по направлению их специализации, организации производства, величине антропогенной нагрузки на природные комплексы, размерам и экологическому состоянию территорий. В связи с этим предложен ряд классификаций систем природопользования, которые созданы с учетом:
Конкуренция
регионов является относительно новым объектом анализа. В традиционной регионалистике проблема межрегиональной конкуренции представлена весьма ограниченно. До начала процесса либерализации в России регион не выступал как самостоятельный субъект хозяйствования. Соответственно, региональная экономика не рассматривала регион в качестве субъекта экономических отношений, носителя особых интересов, отличных от интересов других регионов и страны в целом.
Структурная политика Евросоюза направлена на сокращение разрыва между уровнями развития различных
регионов и уменьшение отставания регионов, находящихся в наименее благоприятных условиях. Особенностью структурной политики Евросоюза является уход от поддержки конкретных видов экономической деятельности (отраслевой политики), поскольку это трактуется как нарушение принципа добросовестной конкуренции предприятий. Традиционным и историческим исключением является поддержка сельского хозяйства и рыболовства отдельных стран – членов ЕС, однако соответствующая политика имеет более широкие цели в виде развития сельских территорий и реализации программ защиты морских ресурсов[1]. Для России основанием для проведения отраслевой политики могут являться специфические географические и геологические преимущества, которые могут обеспечить многолетнюю эффективную отдачу от вложений.
Экономический кризис для власти может быть вызовом и шансом, проблемой и решением. Чем стал прошлогодний кризис для российских
регионов ? И как реагировали региональные власти на изменение условий их деятельности, на перелом сложившихся в течение длительного времени трендов? Как боролись с трудностями? Как решали проблемы? Как использовали шансы? Что помогало и что мешало им проводить эффективную антикризисную политику? Поиск ответов на все эти вопросы в рамках настоящего исследования проводился на основе анализа антикризисной политики шести российских регионов: Калининградской, Томской, Тюменской и Вологодской областей, Пермского края и Республики Бурятия. Данная выборка регионов не претендует на репрезентативность, хотя в ее рамках соблюдено требование географического разнообразия (названные шесть регионов относятся к четырем федеральным округам; в ней представлены регионы, имеющие различные систему расселения, структуру экономики, уровень бюджетных доходов и многие другие параметры). В то же время все выбранные регионы имеют одну общую черту: в политике региональной власти каждого из них есть своя «изюминка», свои особые подходы, которые формируют лицо региона и не позволяют перепутать его ни с каким другим.
Таким образом, для последующего развития рассматриваемой системы, прежде всего, необходим анализ общих проблем, при решении которых могут быть найдены как новые формы государственной поддержки и регулирования сельского хозяйства, так и направления рационализации существующих. Особого внимания, по нашему мнению, требует региональный уровень, где функции государственного воздействия имеют непосредственную реализацию и дополнение со стороны субъектов Российской Федерации. В то же время в условиях дальнейшего разграничения полномочий центра и
регионов рассматриваемые функции приобретают все большее самостоятельное значение, позволяя адаптировать общую систему государственной поддержки аграрного производства к местным особенностям.
При переходе на другой пространственный масштаб, на уровень сочетания городов, локальных агломераций в пределах
региона , на уровень сочетания регионов в пределах страны возникает другая функция – межпоселенческих связей, обеспечения связей между поселениями, городами, локальными и региональными образованиями, функция создания межпоселенческой инфраструктуры различных видов связи и доставки ресурсов – дорожной, воздушной, водной, инженерной инфраструктуры. Это функция обеспечения пространственной целостности регионов и страны, функция региональная.
Для проведения эмпирического исследования нами были выбраны пять малых городов в Пермском крае, Ивановской и Тамбовской областях. Мы осознанно выбрали города именно этих трех
регионов . Ивановская и Тамбовская области являются типичными для России среднеслабыми в экономическом и финансовом отношении регионами. Но мы были заинтересованы и в изучении локальных сообществ в относительно развитом регионе. Таковым стал Пермский край, показатели экономического и социального развития которого выше среднего по России. Разумеется, на выбор конкретных территорий повлиял фактор их доступности для нашего исследования, что важно для получения качественной информации. Благодаря этому нам удалось взять интервью практически у всех, кого мы наметили в качестве респондентов.
Следует отметить, что в большинстве работ основное внимание сосредоточено на содержательной характеристике стратегии как базового элемента системы планирования. Так, И. Г. Ершова и О. В. Калимов полагают, что «стратегия развития
региона – это выраженное документальное представление о перспективных направлениях, приоритетах, целях и задачах развития регионального образования, а также система мер и ресурсов, используемых органами регионального управления для достижения этих целей» [1]. На наш взгляд, в предложенной ими трактовке, во-первых, отсутствует связь стратегии с миссией региона, позволяющей при обосновании направлений и целей его развития балансировать интересы территории и страны. Во-вторых, необоснованно выведен федеральный уровень и представляющие его субъекты из числа участников, реализующих стратегию регионального развития. В-третьих, заметно ограниченной оказывается ресурсная база регионального развития, поскольку изначально к ней отнесены только те компоненты, которые «используются органами регионального управления». На самом деле она намного шире, поскольку если стратегия учитывает интересы населения территории (домохозяйств, предпринимателей), то принадлежащие им ресурсы (трудовые, финансовые и др.) также используются для достижения поставленных стратегических целей.
Все районы Вологодской области обладают ресурсами, которые могут быть в той или иной степени использованы в туристских целях при наличии определенных условий социального, экономического, технического, экологического характера. Каждая из территорий – это природно-географическая, историко-культурная самобытность, что уже выступает базовым туристским ресурсом. Однако ресурсный потенциал районов индивидуален из-за различий в составе, количественных и качественных характеристиках. От ценности, количества, характера туристских ресурсов и их доступности зависит возможность отнесения туризма к числу приоритетов развития района. Поэтому влияние, изучение и оценка туристских ресурсов каждой территории выступает необходимым первоначальным условием планирования развития туризма в
регионе в целом и формирования регионального туристского продукта.
Данная работа не может охватить все аспекты развития Восточной Балтики. Мы видим свою задачу в том, чтобы наметить общие направления анализа развития и конкуренции в
регионе , которые охватывали бы как страны Прибалтики, так и российские регионы, экономика которых исторически строилась как взаимодополняющая, а теперь является в ряде отношений конкурирующей.