Связанные понятия
Мать (мама; уменьшительно-ласкательное мамочка; мамаша, маманя) — женщина-родитель по отношению к своему ребёнку.
Ребёнок (множ. дети) — в основном значении, человек в период детства. Возрастные границы детства разнятся в различных культурах, теориях жизненного цикла и юридических системах. В общем случае ребёнком называют человека от рождения до окончания пубертатного периода. Де́вочка — ребёнок женского пола; ма́льчик — ребёнок мужского пола.
Отец (от праславянского *оtьсь из *оtьkъ, как предполагается слово возникло в детской речи и вытеснило и.-е. *pǝtēr) — разг. папа, батя, мужчина-родитель по отношению к своим детям.
Муж — мужчина вообще, женатый мужчина, свободный мужчина (то есть не раб, а даже знатный; социальное старшинство), взрослый, полноправный человек (в отличие от мальчика, парня — «возрастное» старшинство), деятель на каком-нибудь общественном поприще.
Воспитание относится к сильно политизированным понятиям, поэтому его определения сильно зависят от той научной (или псевдонаучной) школы, которая его определяет.
Упоминания в литературе
Известно, что природа человека двойственна и сочетает в себе как врожденные биологические, так и социальные, формирующиеся в течение всей жизни под воздействием общественной среды, компоненты. Чувство защищенности, потребность и желание иметь дом и
родителей , которые всегда накормят, пожалеют, присущи человеку от рождения. Необходимо учить ребенка любить своих родителей с первых лет его жизни, поскольку эти качества не являются врожденными и не возникают сами собой. Исследователи отмечают, что у младших школьников преобладает потребительское отношение к родителям. В детском саду нередко приходится наблюдать, как вместо приветствия ребенок обращается к пришедшей за ним вечером маме: «А что ты мне купила? Что ты мне принесла?» Уже в дошкольном возрасте ребенок должен понять, что любовь выражается в заботе о своих родных и друзьях, в сочувствии и помощи им. Если у него целенаправленно не формируют социальные и нравственные качества, то биологически врожденные потребности, развиваясь, перерастают в потребительское отношение к окружающим людям, к родным и близким, к обществу в целом. В традиционной культуре в условиях большой многопоколенной семьи бабушки и дедушки, старшие братья и сестры объясняли ребенку, как нужно относиться к родителям, заботиться о них, помогать им. Малыша учили не только брать, но и отдавать, быть внимательным к своим близким, замечать их состояние, сострадать. Сегодня зачастую некому обратить на это внимание ребенка в силу занятости родителей, усталости и стрессовых состояний, сопровождающих современную жизнь, поэтому к решению этих проблем должны более активно подключаться образовательные учреждения.
Для того чтобы воспитывать ребенка во всех отношениях, необходимо знать его во всех отношениях. Можем ли мы в полной мере знать ребенка, если не знаем его семью, особенности семейного воспитания? Нет, поскольку развитие ребенка раннего возраста обусловлено отношениями внутри семьи – с
родителями , бабушками и дедушками, братьями и сестрами.
При отсутствии соглашения спор между
родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое).
В ряде исследований было показано влияние детского опыта в общении с братьями и сестрами на формирование родительского отношения. У женщин, выросших с братьями, сказываются более спокойные и ровные, дружеские взаимоотношения с мужем и с сыновьями по сравнению с женщинами, у которых были только сестры. Старшие дети, как правило, являются лидерами, младшие – подчиненными. Позиция доминирования может быть усвоена в детстве в процессе взаимодействия с родными братьями и сестрами. Мать, которая в родительской семье была старшей среди детей и имела братьев, может вступить в конфликтные взаимоотношения со своим младшим сыном или старшей дочерью.
Родители , которые в детстве были младшими в семье, могут иметь некоторые трудности в проявлении родительской заботы и даже возлагать на своих собственных детей ответственность за свою семью.
Интерес к генеалогии невозможен, если вы не понимаете или не принимаете семейных традиций, характерных для национальной культуры. К счастью, основы, заложенные еще в патриархальном обществе, остались неизменными. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного недавно среди школьников старших классов. Почти все убеждены в том, что мужчина и женщина в семье должны выполнять различные роли. Вот характерные высказывания: «мужчина – оплот семьи, источник благосостояния и защитник, тот, кто решает проблемы», «главная сфера деятельности женщины в семье – домашний труд и воспитание детей», «женщина должна быть терпеливой, уступчивой и готовой к самопожертвованию», «
родители обязаны заботиться о воспитании детей», «дети должны уважать своих родителей». Большинство опрашиваемых уверены, что муж и жена должны хранить верность друг другу.
Связанные понятия (продолжение)
Мальчик — ребёнок мужского пола в возрасте до 13-15 лет (до окончания полового созревания).
Приёмная семья — это правовая форма принятия на воспитание в семью несовершеннолетних детей, у которых нет родителей. В России приёмная семья создаётся на основании договора между гражданами, желающими взять ребёнка на воспитание, и органом опеки или попечительства. Приёмная семья, наряду с патронатным воспитанием является одной из двух форм возмездной опеки и попечительства в России.
Сирота ́ — человек, лишившийся единственного или обоих родителей в связи с их смертью.
Детство — период человеческого развития, когда человек учится понимать окружающий мир, тренирует необходимые навыки, усваивает культуру своего общества. При этом следует понимать, что детство — не просто фаза человеческого развития, а понятие, имеющее в разные эпохи и у разных народов неодинаковое социальное и культурное содержание. Развитие и социализация ребенка протекают в определенной культурной среде, связанной с другими сторонами жизни общества. Понимание детства меняется с течением истории...
Опе́ка (произношение слова как опёка распространено, но неправильно) — вид семейного устройства малолетних (несовершеннолетние до 14 лет), оставшихся без попечения родителей, а также форма защиты прав и интересов гражданина, признанного судом недееспособным вследствие психического расстройства.
Воспитатель (воспитательница) — педагог,занимающийся обучением и воспитанием детей дошкольного возраста (до 7 лет).
Усыновле́ние , удочере́ние — форма семейного воспитания детей, лишённых родительской опеки, с установлением между усыновленным и усыновителем правовых (личных и имущественных) отношений, существующих между родителями и детьми.
Сестра ́ (также полноро́дная или родна́я сестра́) — девочка/женщина по отношению к другому ребёнку (детям) своих родителей...
Взро́слый — человек, достигший определённого возраста, и по отношению к которому есть основания предполагать, что он обладает телесной и ментальной зрелостью. Взрослый индивид располагает теми необходимыми знаниями и умениями, которые позволяют ему принимать решения, важные на его жизненном пути.
Одинокая мать или (разг. мать одиночка) — статус женщины, используемый для обозначения одиноких матерей. Государственный статус в СССР.
Социализация — процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ему успешно функционировать в обществе.
Де́вушка — лицо женского пола с момента наступления совершеннолетия, критерием которого выступает половая зрелость, до вступления в брак.
Разво́д — формальное прекращение (расторжение) действительного брака между живыми супругами. От развода следует отличать признание брака недействительным в судебном порядке и прекращение брака ввиду кончины одного из супругов.
Ма́чеха — неродная мать для детей своего супруга, оставшихся у него от предшествующего брака (для мужчины аналогичным термином является термин «отчим»).
Многоде́тная семья ́ — в России и большинстве европейских стран это семья, в которой трое или более детей.
Совершенноле́тие — возраст, с достижением которого, согласно законодательным нормам, наступает полная гражданская дееспособность. При этом возникают также другие дополнительные права и обязанности. Лица, не достигшие возраста совершеннолетия, называются несовершеннолетними. Несовершеннолетние в особых случаях могут становиться дееспособными при вступлении в брак или при наличии особых обстоятельств с установленного законом возраста, однако, обычно без права голосовать, усыновлять и опекать детей...
Социальная роль — образец поведения человека, который общество признает целесообразным для обладателя данного статуса.
Жена ́ (супру́га) — женщина по отношению к мужчине, состоящему с ней в браке, то есть к мужу.
Родительские права — гражданские права человека, обретаемые им одновременно со взятием на себя обязанностей по воспитанию и содержанию ребёнка.
Забо́та — комплекс действий по отношению к какому-либо объекту, нацеленных на его благополучие.
Дед (уменьшительно-ласкательные — дедуля, дедушка и другие) — категория в родственных отношениях.
Патронат — одна из разновидностей возмездной опеки над несовершеннолетним в России в соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве». Этот вид опеки устанавливается региональным законодательством и сейчас существует в ряде регионов РФ как форма семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, при которой ребёнок помещается на воспитание в семью патронатного воспитателя на возмездную опеку с заключением специального договора. Патронатный...
Социальная адаптация — процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности с социальной средой.
Отве́тственность – отношение зависимости человека от чего-то (от иного), воспринимаемого им (ретроспективно или перспективно) в качестве определяющего основания для принятия решений и совершения действий, прямо или косвенно направленных на сохранение иного или содействие ему. Объектом ответственности могут быть другие люди, в т.ч. будущие поколения, общности, а также животные, окружающая среда, материальные, социальные и духовные ценности и т.д.
Супруг — лицо, состоящее в браке. Он является значимым другим в брачном союзе, гражданском союзе или гражданском браке. Термин является нейтральным с гендерной точки зрения, в то время как мужчина-супруг является мужем, а женщина-супруг — женой. Хотя супруг (супруга) является формой значимого другого, последний термин также включает не состоящих в браке партнеров, которые играют социальную роль, аналогичную роли супруга, но не имеют прав и обязанностей, закрепленных за законом по отношению к супругу...
Подробнее: Супруги
Дру́жба — личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи; предполагает личную симпатию, привязанность и затрагивает наиболее интимные, душевные стороны человеческой жизни; одно из лучших нравственных чувств человека.
Детско-родительские отношения — «система межличностных установок, ориентаций, ожиданий в вертикальном направлении по возрастной лестнице: снизу-вверх (диада „ребенок — родители“) и сверху-вниз (диада „родители — ребенок“), определяемых совместной деятельностью и общением между членами семейной группы»
Обычай — унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов.
Ве́рность — морально-этическое понятие, согласно словарю Ожегова: стойкость и неизменность в чувствах и отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга.
Социа́льные но́рмы — общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, призванные обеспечивать упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп. Совокупность норм, действующих в том или ином сообществе, составляет целостную систему, различные элементы которой взаимообусловлены.
Подробнее: Социальная норма
Пол — совокупность генетически и гормонально детерминированных гонадно-гистологической, анатомической и морфофункциональной характеристик организма, обобщающая все его разнообразные специфически репродуктивные (половые) особенности, отличающие его от представителей другого биологического пола данного вида организмов и определяющие его роль в процессе оплодотворения при половом размножении.
Систе́ма образова́ния ацте́ков — это комплекс педагогических мер древнеацтекского общества, включающий различные способы воспитания и просвещения детей, подростков, юношей и девушек. Целью этих мер было сформировать основные навыки человека, сообразно тем требованиям, которые предъявлялись как для конкретной профессии, так и в целом к каждому члену общества. Система образования представляет собой многолетний опыт народа, а потому обуславливает передачу этого опыта через поколения, его закрепление...
Профе́ссия (лат. professio; от profiteor — «объявляю своим делом») — род трудовой деятельности человека, обычно его источник существования.
Любо́вь — чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность и устремлённость к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии.
Домохозяйка , или домашняя хозяйка, — замужняя женщина, не работающая по найму и ведущая хозяйство своей семьи, находящаяся на материальном содержании у мужа. В частности домохозяйки совершают домашнюю уборку, покупки, приготовление пищи, надзор и воспитание детей, мелкий ремонт одежды и белья, слежение за чистотой дома, одежды и подопечных. В период с 1930-го по 1960-й годы только в Швеции количество домохозяек выросло с 930 000 до 1 148 000.Робин Лакофф (англ. Robin Lakoff) показала, что в языке...
Родительская любовь — поведенческие и эмоциональные проявления родительского инстинкта у человека.
Дееспосо́бность — способность лица своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности. Согласно ст. 60 Конституции РФ в полном объеме дееспособность возникает у лица по достижении им совершеннолетия. Граждане с 14 до 18 лет являются частично дееспособными.
Старость — период жизни человека от утраты способности организма к продолжению рода до смерти. Характеризуется ухудшением здоровья, умственных способностей, угасанием функций организма.
Социа́льный ста́тус — социальное положение, занимаемое социальным индивидом или социальной группой в обществе или отдельной социальной подсистеме общества. Определяется по специфическим для конкретного общества признакам, в качестве которых могут выступать экономические, национальные, возрастные и другие признаки. Социальный статус характеризуется властными и/или материальными возможностями, реже специфическими умениями или навыками, харизмой, образованием.
Нравственность — моральное качество человека, некие правила, которыми руководствуется человек в своём выборе. Термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики. Нравственность является предметом этики как учебной дисциплины, тем, что изучается этикой. В ряде философских систем понятие нравственности обособляется от морали, хотя такая концептуализация носит авторский характер и не всегда соответствует обыденному словоупотреблению. В таком, более узком, смысле...
Ли́чность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова), или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена...
Свида́ние — одна из форм социального взаимодействия, часть института ухаживания, имеющая целью оценить друг друга на пригодность в качестве партнёра для интимных отношений или брачного союза. Хотя термин имеет несколько значений, обычно он относится к акту встречи и участию по взаимному согласию в некоторой социальной активности публично, вместе, как пара.
Насилие над детьми — жестокое или плохое обращение с детьми. Может выражаться в форме физического и/или эмоционального плохого обращения, сексуального насилия, пренебрежения, отсутствия заботы, а также торговли или других формы эксплуатации, способных привести или приводящих к фактическому ущербу для здоровья ребенка, его выживания, развития или достоинства в контексте отношений ответственности, доверия или власти. Согласно ВОЗ, насилие над детьми является глобальной проблемой с серьёзными пожизненными...
Униже́ние — поведение человека, целью или результатом которого является падение у унижаемого чувства собственного достоинства и его достоинства в глазах других людей. Унижение может совершаться как намеренно, например, с целью самоутверждения, так и являться, например, методом воспитания.
Упоминания в литературе (продолжение)
Подкрепление предполагает, что у детей будет формироваться тот тип поведения, который отвечает ценностным представлениям семьи о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Ценностные ориентации в разных семьях отличаются. Например, в одной семье главным является воспитание трудолюбия, в другой – забота об укреплении здоровья детей, в третьей – образование детей, воспитание нравственных качеств и др. В некоторых семьях
родители считают, что воспитание и обучение не следует начинать рано: «Вот пойдет ребенок в школу, тогда и будем этим заниматься». Нравственные ориентиры семей также различны: в одних семьях считают необходимым воспитание честности, правдивости, а в других считают, что нужно быть хитрым, предприимчивым. Одобряемое, желаемое поведение поощряется и упорядочивается, негативное отрицается. Изо дня в день в сознание ребенка внедряют систему норм, правил, формируют представления. Необходимо соблюдать единство требований к детям со стороны всех членов семьи, иначе ребенок не будет знать, кого ему слушаться, начнет хитрить и приспосабливаться.
Классики педагогики, говоря о семейном воспитании, не раз говорили, что всякий из нас должен проживать свою собственную жизнь. Важно помнить, говорил Макаренко, что в семье растет будущий гражданин, созидатель, творец. В этой связи очень важна гражданская позиция самих
родителей , строгие требования родителей к собственному поведению, серьезные, простые искренние отношения с ребенком.
У таких детей отсутствует уважение к представителям законной власти, преподавателям и работодателям. Не это ли мы наблюдаем сегодня в нашем обществе? Всем сердцем я желаю, чтобы
родители прежде всего позаботились о душе ребенка, и тогда управлять его поведением станет значительно проще. А главное – будет здоровое отношение и к самим себе, и к властям, и к родителям. В этом преимущество воспитания, основанного на постоянном общении в любви.
Веды учат, что одна из особенностей психики детей – они всегда стремятся радовать своих
родителей . Поэтому искренняя забота старших всегда вызывает у младших ответное желание служить и сотрудничать. Это абсолютно естественная склонность каждого ребенка, которая сохраняется даже у тех детей, которые были как-то психологически травмированы в детстве. Детям всегда присуще желание видеть улыбку матери и одобрение отца, это естественная потребность ребенка, это то, к чему его не нужно обязывать. Если родителям приходится это делать, то это, скорее всего, означает, что они, как старшие, не дают сыну или дочери необходимого покровительства. В родительстве это очень серьезный момент, я бы сказал, болевая точка.
Как поступать в данном случае? Во-первых, отдать уважение родительской семье партнера, признать, что их ценности и убеждения имеют право на существование. Во-вторых, муж и жена должны найти возможность объединить правила обеих семей. Здесь необходимо совместно пересмотреть некоторые убеждения и на базе родительских ценностей создать новые, своей семьи. Конечно, этот процесс вызывает внутренний дискомфорт у обоих партнеров, поскольку, пересматривая систему взглядов и убеждений родительской семьи, человек подвергает нерушимые правила сомнениям. Внутренне он чувствует себя виноватым перед родительской семьей, ощущая угрозу потери принадлежности к своей родительской семье. Но именно таким образом человек становится более зрелым, строит свои отношения и жизнь. Как писал К. Бессер-Зигмунд: «Мы становимся зрелыми, когда делаем нечто, невзирая на то, что
родители (врач, учитель, тетя, шеф и т. д.) находят это правильным».
Для отцовского воспитания характерна авторитарность. Мнение
родителя не обсуждается. Нарушение установленных норм, как правило, влечет за собой наказание. Авторитет отца не оспорим. Он решает все вопросы, касающиеся детей и дома. В семье с авторитарной моделью поведения запреты и наказания – стандартная форма общения родителей и детей. Такое одностороннее воспитание, основанное на страхе перед авторитетом старшего, – самая распространенная причина застенчивости. Ребенок, воспитанный таким образом, не избавится от излишка робости и стеснения никогда. Кроме того, вполне реально развитие патологических отклонений психики из-за насилия в семье, морального подавления младших. Поэтому взрослый человек обязан понимать, что его авторитет не должен выглядеть угрожающе, мнение ребенка так же весомо, как и родительское. Основой воспитания не должен быть страх.
Семейное законодательство не дает определения семьи и связывает понятие семьи с кругом ее членов, которые образуют ее состав. В соответствии с этим определяется понятие «член семьи». В число членов семьи в соответствии с семейным законодательством входят: супруги,
родители и дети, родные братья и сестры, бабушки и дедушки, пасынки и падчерицы, отчим и мачеха, внуки, усыновители, опекуны, попечители, приемные родители, воспитатели, воспитанники, принятые в семью дети и другие члены семьи. При этом законодательство не устанавливает окончательно перечень членов семьи, предоставляя тем самым возможность включить в состав семьи и иных лиц. Отсутствие в семейном законодательстве термина «семья» связано с тем, что понятие семья носит социологический, а не правовой характер. Теория семейного права определяет понятие «семья» как круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание в семью.
И в нашей стране, столь непохожей на все другие страны, имеющей иные законы и обычаи, женщина поставлена во всех отношениях наравне с мужчиной. Ей даны все права: политические, гражданские, семейные. Хорошо ли то, что женщина получила полную свободу? Благословенна полная свобода женщины в духовном отношении, но не должны ли быть некоторые ограничения в этой свободе? Ведь женщина и по телесной своей организации отлична от мужчины. Особенности анатомии и физиологии женщины во многом определяют ее духовные особенности. Бог, сотворивший жену после мужа, создал ее как его помощницу. У женщины, соответственно глубочайшим особенностям ее телесной организации, есть великое назначение, которого нет у мужчины, – деторождение и, следовательно, воспитание детей. Ибо нельзя родить дитя и бросить его; на
родителях , и прежде всего на матери, лежит святейшая обязанность – вырастить ребенка и дать ему воспитание. Эта обязанность – тяжелейший долг женщины.
Мы будем рассматривать ребёнка здесь в перспективе его взросления и развития. Кроме того, мы не будем рассматривать его в отрыве от семейного и эмоционального окружения: ребёнок рождается и живёт в своей родной среде, он испытывает и радуется необходимому, иногда чрезмерному избытку бессознательных проявлений родительства. Родительство, состоящее из двух
родителей и их проекционных фантазий, связанных с их собственным детским опытом, несёт в себе воспоминания и желания, переходящие из поколения в поколение. Эта линия взросления будет постоянно вплетаться в наши описания детских страхов. Здесь мы чаще говорим о матерях, но никогда не забываем, что для поддержки материнской функции отец должен быть рядом в действительности или в фантазии, во плоти или в сознании матери. Ребёнок без отца и матери не рождается. Несмотря на всё супертехнологии воспроизводства, ребёнок рождается по тайному рецепту отца и матери. Мать требует поддержки мужа в реализации своей материнской функции. Если же он безразличен, пассивен, отсутствует, находится в депрессии, болен или умер, то ей может быть трудно уделить ребёнку столько внимания, сколько ему нужно. Очевидно, что ребёнок будет лучше развиваться на руках уверенной и счастливой матери, которую поддерживает гордый и любящий отец.
Закон почитания
родителей дан детям по высшей справедливости, поскольку родители обеспечивают их существование и жизнь. Дети существуют благодаря родителям и потому, естественно, обязаны их слушаться. Нельзя только брать и ничего не давать в ответ. Дети берут от родителей очень многое, начиная от черт характера, внешней схожести, того, что передается генами, и заканчивая самим образом жизни и мысли, нравами, привычками, а также и материальными условиями существования. Дети же, в силу своего возраста, поначалу отдавать могут тоже многое – любовь, уважение, послушание…
♦ Многодетные семьи. Здесь играет важную роль материальный фактор (материальный уровень жизни таких семей, как правило, не очень высок). В данной ситуации важно оценить осознанность многодетности: нередко многодетность является следствием отсутствия планирования рождаемости и асоциального образа жизни матери. В такой семье
родители , как правило, оказываются неспособными обеспечить детям полноценную жизнь.
Приоритетную роль имеет семейное воспитание детей. Так, дети, оставшиеся без попечения
родителей , передаются на воспитание в семью, и только при отсутствии такой возможности забота об их благосостоянии и развитии, обеспечение защиты прав и интересов возлагается на учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Практически все важнейшие задачи общества реализуются через семью. Уже было сказано о защите общества от внешних врагов. Именно в семье формируются представления о том, сколько детей должна иметь семья и как она их должна воспитывать. Таким образом решается демографическая проблема. Состояние здоровья общества также определяется семьей, поскольку именно в семье закладываются гигиенические навыки, ответственность за свое здоровье или безответственность, привычка к закаливанию, получение удовольствия от физической нагрузки или потребность в алкоголе при всех значимых событиях, происходящих и в семье, и вне ее. В семье у ребенка формируется отношение к потреблению материальных благ и восприятие духовных ценностей общества. Семья определяет, насколько важно образование для ребенка. Отношение
родителей ребенка к школе и учителям предопределит его интерес к знаниям и интеллектуальному развитию либо очень рано приведет к остановке личностного роста.
Много подводных камней и трудностей в ходе воспитания детей возникает также, когда
родители хотят дать своему ребенку больше, чем они на самом деле могут. При этом они смотрят не на сына или дочь, а на своих собственных родителей: «Вот если бы вы были другими!» А это означает: «Я лучше вас». В этом соревновании с родителями упускается нечто важное в воспитании детей и взаимоотношениях с ними.
В семейной психологии невозможно не учитывать мотивации и интересы личности в семейной структуре, в отношениях, в образе жизни. Все это представляется само собой разумеющимся, однако практика консультирования семей показывает, что многие конфликты начинались именно оттого, что личные интересы (стратегии и мотивации) не совпадали с семейными. Например,
родители рассчитывают, что старшая дочь, когда закончит школу, поможет им с младшими детьми или по хозяйству, а сама девушка собирается уехать в другой город и учиться дальше. Или мужчина, готовящийся вступить в брак, надеется, что его невеста будет рачительной хозяйкой и заботливой женой, а она рассчитывает, что под опекой и заботой мужа сможет заняться любимым делом и карьерой. В супружестве всегда личных стратегий две, пока супруги живут вдвоем. А если членов семьи уже трое? Или они живут в расширенной семье? Тогда интересов много, и они далеко не всегда совпадают. Скорее наоборот, чаще всего не совпадают.
Этот конфликт не предполагает возврата детей под семейную крышу
родителей (их моральное покровительство и тем более материальную опеку). Различие доминирует над сходством, и перемена семейной линии судьбы здесь окончательна (следует ожидать, что дети революционера не будут признавать социальных различий, и дочь-христианка воспитает внуков верующими людьми). Это касается не только перемены идеологии, но и профессиональных традиций семьи: если ребенок по какой-либо причине не поддерживает то дело, которым гордились его родители. Но в позитиве уже родители, отказываясь от прежних притязаний, могут присоединиться к семье детей, если они способны изменить свои взгляды и образ жизни. Это не главенствующая роль мудрых помощников, бескорыстно уступающих свежему импульсу будущего.