Св — обозначение серии российского пассажирского (курьерского) паровоза типа 1-3-1, выпускавшегося в 1914 и 1915 гг. Коломенским заводом по заказу Варшаво-Венской ж. д. (В. В. Ж. Д.) — ширина колеи 1435 мм. В 1913 г., вследствие возросшего объёма пассажирских перевозок на В. В. Ж. Д., заказ на новые пассажирские паровозы типа 1-3-1 для этой дороги, решением МПС — был выдан КМЗ. По требованию заказчика, с учётом особых условий эксплуатации паровоза на В. В. Ж. Д. КМЗ, приняв за основу проект однотипного курьерского паровоза серии С разработанный на Сормовском заводе, внёс конструктивные изменения в паровозную машину, существенно переработал экипажную часть, спроектировал новую будку машиниста — открытого типа и новый тендер. Постройка паровозов, получивших обозначение серии Св, кроме котлов, поставляемых Сормовским заводом, производилась на Коломенском заводе, всего было построено 15 паровозов.[VII] Существенное улучшение динамических характеристик паровоза и тендера обеспечили успешную работу паровозов Св в курьерских поездах на главной пассажирской магистрали В. В. Ж. Д., где эти паровозы находились в эксплуатации весьма непродолжительное время, в связи с военными действиями. В 1917 г. паровозы Св были переделаны на нормальную колею (1524 мм) и переданы в эксплуатацию на Московско-Курскую ж.д. Отзывы о работе паровозов Св характеризовали их, как один из лучших паровозов пассажирского парка того времени. [VII] В 1924 г. КМЗ, на базе паровоза Св разработал и построил однотипный усиленный паровоз серии Су — основной тип пассажирского паровоза на сети дорог СССР. Во второй половине 1930-гг., паровозы Св, при выполнении очередного капитального ремонта подверглись технической модернизации, после чего, водили экспресс «Харьков-Москва», вплоть до начала Великой Отечественной войны, депо приписки: Харьков-«Октябрь»; «Курск»; «Орёл»; «Москва». После войны, паровозы Св проходили капитальный ремонт на Харьковском ПРЗ.
Св — российский пассажирский паровоз типа 1-3-1, выпускавшийся в 1914 и 1915 гг. Коломенским заводом. Конструктивно является дальнейшим развитием паровоза С с изменением экипажной части, с целью улучшения динамических параметров на высоких скоростях, в условиях эксплуатации на Варшаво-Венской железной дороге, имевшей ширину колеи 1435 мм.
Конструктивные особенности паровоза серии Св по сравнению с паровозом серии С:
— Котёл по конструкции такой же, как у паровоза серии С, это позволило КМЗ заключить контракт с Сормовским заводом, на поставку паровозных котлов, но при этом, по требованию В. В. Ж. Д.: рабочее давление в котле снижено с 13 до 12 ат. (кг/см²); арматура котла снабжалась инжекторами Фридмана № 11; по условиям габарита — высота оси котла уменьшена на 150 мм и составила — 2900 мм.
— Уменьшен диаметр паровых цилиндров, с 600 мм у паровоза серии С, до 575 мм;
— Диаметр движущих колёс увеличен с 1830 до 1850 мм, при этом, безгребневой выполнена 2-я движущая ось, вместо третьей.
— Ряд деталей машины идентичен с деталями паровоза типа 2-3-0 серии Ку, выпускаемого ранее на КМЗ. По требованию В. В. Ж.Д: параллели укреплёны на продольных литых стальных балках; параллельная рама выполнена с отдельными подшипниками, в целях снижения затрат на производство ремонта в эксплуатации.[VI]
— По требованию В. В. Ж. Д.: паровые цилиндры снабжены: золотниками диаметром 250 мм, с каналами Трика; пресс-маслёнкой системы Фридмана.[VI]
— Главная рама и вся ходовая часть паровоза были спроектированы для колеи в 1435 мм, поэтому было уменьшено расстояние между её боковыми полотнами, но при этом предусмотрена возможность переделки, в эксплуатационных условиях, колёсных пар на нормальную колею — шириною в 1524 мм.
— Передняя тележка — типа Гельмгольц — Краусс по проекту Коломенского завода, ранее осуществлённая на паровозе типа 1-4-0 серии И.[VI]
— Задняя поддерживающая ось, в отличие от паровоза серии С, размещена не в основной раме, а установлена на тележке системе Бисселя (с возвращающим устройством по наклонным плоскостям), вследствие чего, по сравнению с паровозом серии С, жёсткая база паровоза сократилась с 4200 до 1925 мм, что облегчало вписывание паровоза в кривые малого радиуса.
— По требованию В. В. Ж. Д.: экипажная часть снабжена буксами системы Обергетмана и тормозом системы Гарди.[VI]
— По требованию В. В. Ж. Д.: паровоз снабжён освещением системы Пинча.[VI]
— По требованию В. В. Ж. Д. для паровоза был спроектирован новый тендер, вместо унифицированного 4-х осного тендера, применяемого для паровозов серий: С, Э, Щ, Ов, КМЗ был спроектирован специализированный 4-х осный тендер, с 2-х осными тележками системы «Даймонд».
Основные отличия Св от С:
Поддерживающая колёсная пара стала размещаться не в основной раме, а на отдельной тележке;
Уменьшено расстояние между полотнами рамы;
Ось котла была опущена на 150 мм до высоты 2900 мм;
Давление пара в котле снижено с 13 до 12 кг/см²;
Без гребней стала 2-я движущая ось, вместо третьей;
Диаметр движущих колёс был увеличен до 1850 мм.На колее 1435 мм паровозы Св проработали относительно недолго, так как ещё до окончания Первой мировой войны их переделали на колею 1524 мм и отправили на железные дороги в центральной части Российской империи. Списаны данные паровозы были в основном в 1951—1960 гг. В 1924 году на базе экипажной части паровоза Св был создан паровоз Су — самый массовый и один из лучших советских пассажирских паровозов.