Связанные понятия
По́рча (от рус. портить) — суеверие, основанное на вере некоторых людей во вредоносное (болезнь, смерть, психическое расстройство, уродство, расстройство дел и добрых отношений, расторжение договоров) магическое влияние со стороны недоброжелателей посредством недоброго взгляда (сглаз) или с помощью магического ритуала (обряда, наговора) через пищу, вещи, воду, ветер, дерево. Суеверия и мифы о существовании порчи, а также о возможности уничтожения такого влияния (снятия порчи) в различной степени...
Приворо́т — суеверие, по эзотерически-оккультным верованиям ряда лиц — магическое воздействие (любовная магия) на человека с целью возникновения у него эмоционального и физического влечения к другому человеку.
Нечи́стая си́ла (также не́чисть, нежить, нечистики) — у славян собирательное имя потусторонней силы и существ: злых духов, чертей, бесов, оборотней и нежити — домового, полевого, водяного, лешего, русалки, кикиморы и пр. Общим для них всех является принадлежность к «нечистому», «отрицательному», «нездешнему», потустороннему миру и их злокозненность по отношению к людям.
Амуле́т (от араб. حَمَلَ— «носить») или о́бере́г — предмет, которому приписываются магические силы, который должен принести счастье (энергетическое, та́инственное действие) и уберечь от потерь (защитное действие).
Апотропическая
магия , также апотропей, апотропайон (греч. ἀποτρόπαιος «отводящее порчу») — магический ритуал, предназначенный для оберегания от зла (порчи, сглаза). Может создаваться с использованием церемоний и заклинаний, например — постукиванием трижды по дереву, либо же просто путём ношения и или подвешивания в интерьере предмета, приносящего удачу (оберега, талисмана).
Упоминания в литературе
Сглазу нее приписываются параличи и другие заболевания, причина которых является для крестьянина неясной и темной (Масальск. у. Калужск. г., Пошехонск. у. Ярославск. г.). Особенною восприимчивостью к глазу отличаются дети, имеющие способность заболевать не только от порицания, но даже от похвалы, после того, как ими любовались (Сарапульск. у. Вятской губ., Ливенск. у. Орловск. г., Хвалынск, у. Саратовск. г.). В виду той опасности, которую представляет для детей сглаз, их во многих местностях избегают даже показывать посторонним, незнакомым людям. Недобрыми глазами чаще всего считаются черные, большие, блестящие и глубоко впавшие[46].
И почти столь же часто звучат и предостережения относительно дурного глаза. Что же из себя представляет дурной глаз, стоит ли опасаться этого явления и возможно ли с ним бороться? Ответить на этот вопрос мы и постараемся в данной главе. Древние верили, что взгляд недоброжелателя или просто завистника порой может накликать несчастье на благополучие семейной пары или здоровье человека благодаря своему отрицательному заряду. В средние века не считался необыкновенным тот факт, что один человек может причинить вред другому, не воздействуя на него непосредственно, физически, а лишь при помощи случайно брошенного взгляда. Природа подобного воздействия современными учеными еще не раскрыта, да и вряд ли может быть рационально разъяснена, но
сглаз можно определить как отрицательное воздействие на чужое биополе, произведенное взглядом. Но это определение далеко не совершенно и нуждается в уточнениях. Так, например, совершенно очевидно, что взгляд обычного человека не способен произвести подобный поражающий эффект.
Классификация болезней у знахарей также была иная, чем у современных медиков и тех, кто сегодня называет себя целителями. Болезни различали исходя из самых примитивных представлений об их сущности: вхождение дурного воздуха в тело, мало света (то есть огня, в буквальном смысле) в глазах, вхождение в больного нечистой силы и т. д. Соответственно такой классификации называются и болезни: порча,
сглаз , озев…
Механизм и природу
сглаза хорошо понимали в старину и всеми силами старались принять соответствующие меры предосторожности. К примеру, в Смоленской губернии на плетень вывешивали старые лапти. Там считали, что злой человек, попав во двор, прежде всего переключит на них внимание и начнет о них думать. В результате он не сможет сглазить ни женщин, ни скотину, ни другое хозяйское добро. На Руси считалась недобрым знаком встреча со слепцом. И сейчас некоторые люди считают слепоту одним из признаков связи с лукавым. А раньше в деревнях люди ограждали себя крестным знамением и молитвами даже от слепой знахарки. Глядя на то, как животные вылизывают своих детенышей сразу после их рождения, люди стали сплевывать через левое плечо, дабы уберечься от «дурного глаза». Слюне приписывали свойство ограждать человека от демонов. Например, во времена Нерона в Риме бабушки мазали маленьким внукам лбы своей слюной, чтобы оградить их от сглаза. В наши дни существует обычай три раза облизывать лоб ребенка, каждый раз сплевывая через левое плечо. Этот простой ритуал обычно проводит мать при подозрении на сглаз малыша. Плиний советовал матерям трижды сплевывать всякий раз, когда на спящего ребенка посмотрит кто-либо посторонний. Причем делать это нужно было даже в том случае, если на малыше был амулет от сглаза. В своей «Естественной истории» Плиний упоминает о слюне как об одном из средств, ограждающих от болезней, укусов змей и колдовства увечных и хромых. Возможно, поэтому его современники применяли слюну для лечения проказы и лишая.
Бытование в Водлозерье многочисленных традиционных способов защиты и «лечения» младенцев от
сглаза , призора и случайно наведенной порчи вовсе не означало, что за здоровье и жизнь буквально каждого ребенка в старину велась бескомпромиссная борьба. В традиционном крестьянском обществе, в котором рождение большого числа детей в семье было нормой, смерть ребенка не рассматривалась как какое-то исключительное несчастье для семьи. Достаточно вспомнить традиционное свадебное благопожелание молодым: «Дай вам Бог детишек с убылью!» Так что виновников, «причинивших» сглаз, призор и даже случайно наведенную порчу, не очень-то вычисляли. В наши дни, когда в семьях водлозеров рождается не более двух, редко четырех детей, защита от сглаза и призора считается не менее актуальной, чем в старину. Явлений же того, что водлозеры именовали непреднамеренной порчей младенцев, практически не бывает, поскольку магические специалисты по части порчи большей частью уже умерли.
Связанные понятия (продолжение)
Заклинание (заклятие) — вид ритуально-магической речи; прямое обращение к объекту магического воздействия в императивной форме — требования, приказа, побуждения, просьбы, мольбы, предупреждения, запрещения, угрозы. Может быть самостоятельным вербальным ритуалом (таковы, например, приветствия типа «здравствуй!», пожелания вреда — проклятия или отсылки типа «иди ты к чёрту!»), приговором при обрядовом или практическом действии, а также составной частью более сложных вербальных форм — колдовских заговоров...
Суеверие (букв. — суетное, тщетное, то есть ложное верование) — предрассудок, представляющий собой веру или практику, основанную на восприятии сил, не обоснованных в религии и не объяснимых законами природы.
Загово́р (нагово́р, пригово́р, закля́тие, слова́, шепта́ние) — «малые» фольклорные тексты, служащие магическим средством достижения желаемого в лечебных, защитных, продуцирующих и других ритуалах. Исполнение заговоров носит сугубо индивидуальный характер. 3аговоры отличаются ярким своеобразием семантики, структуры и языка; в жанровом и функциональном отношении ближе всего стоят к заклинаниям и народным молитвам.
Приме́та — устойчивая связь двух явлений объективной действительности, одно из которых понимается как знак, а второе — как его толкование, обычно в виде прогноза на будущее; языковая (в виде афоризма, паремии) репрезентация этой связи. Как правило, к приметам относятся те толкования, которые базируются на коллективном опыте и фиксируются в коллективной памяти. Приметы существуют издревле во многих культурах и цивилизациях.
Гада́ния — ритуал, направленный на установление контакта с потусторонними силами с целью получения знаний о будущем. Разновидность магии. Включают оккультные методики, приёмы и обряды, существующие в культурах многих народов и якобы позволяющие узнать будущие или просто неизвестные факты.
Ля́рва (лат. larvæ — привидение, изначально маска, личина, ср. с современным итал. larva — личинка или латинским же mascus — призрак) — в древнеримской мифологии душа (дух) умершего злого (по другим сведениям — молодого) человека, приносящая живым несчастья и смерть. Возможно, имеют отношение к ларам.
Проклятие — словесная формула, содержащая пожелание зла в адрес кого- или чего-либо, ругательства. Крайнее, бесповоротное осуждение, знаменующее полный разрыв отношений и отторжение. Встречается в древней литературе, в частности в Библии, как крайнее осуждение каких-либо грешных поступков.
Зало́жные поко́йники (рус. нечистые покойники, мертвяки, нави, навь; болг. навье, навлянци, навои, навяци; в.-серб. навjе; словен. navje, mavje; польск. nawie) — по славянским верованиям, умершие неестественной смертью люди и не получившие после смерти успокоения. Считалось, что они возвращаются в мир живых и продолжают своё существование на земле в качестве мифических существ.
Вихрь (рус. вихорный, вихравый, вихрик, ви́хо́р, ветер, вихровой атаман, ветряной царь, ви́хорь, ви́хорный, вихрово́й, ви́хрик; белор. подвей; укр. вихор; польск. wietrznica) — в славянской мифологии нечистый, опасный для людей ветер, производимый нечистой силой или являющийся её воплощением. По мифологическим свойствам близок к ветру (в отличие от него воспринимался только отрицательно), буре и метели. Представления о вихре близки у разных славян, обособляется разве что карпатская поветруля, отчасти...
Зна́харство (целительство) — известные с древности у народов всех стран примитивные способы лечения, которые традиционно сопровождаются различными обрядами.
Святочная нечисть (святочные духи) — нечистая сила, появляющаяся в «переломный» период зимнего солнцестояния. Они начинали ходить на второй день Рождества (Коляды), а в день Крещения после вечерни исчезали. По севернорусским представлениям, разгул бесовской рати приходится на вторую неделю Святок.
Обря́д — совокупность действий стереотипного характера, которой присуще символическое значение. Стереотипный характер действий обряда, то есть их чередование в некотором более или менее жестко заданном порядке, отражает происхождение слова «обряд». В сущности, с точки зрения этимологии оно означает именно «приведение чего-либо в порядок». Обряд нередко характеризуют как традиционное действие человека.
Ма́гия (лат. magia от др.-греч. μᾰγείᾱ) — символические действия (обряды) или бездействие, направленные на достижение определённой цели сверхъестественным путём.
Фетишизм (фр. fétichisme) — религиозное поклонение (культ) неодушевлённым материальным предметам — фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства, получившее распространение у первобытных племён. По мнению некоторых учёных религиозный фетишизм существует в современном мире в виде почитания мощей в христианстве и буддизме, и исламе — почитание Чёрного камня.
Колдовство ́ (чародейство, ведовство, волхование, волшба, волшебство) — занятие магией как ремеслом, при котором колдун заявляет о контакте со сверхъестественными силами (демонами, духами предков, природы и другими).
Колдун (чародей, ведун, маг от ивр. מג , волшебник, первоначально заклинатель, заговариватель) — человек, практикующий колдовство для воздействия на людей или природу либо для получения знания или мудрости посредством сверхъестественных явлений. По некоторым представлениям, он обладает особыми сверхъестественными силами от рождения либо вследствие договора с нечистой силой.
Фалли́ческий культ — обобщённое название группы верований различных древних (Ассирия, Вавилония, Эллада, Крит, цивилизации древних народов Америки) и современных культур (синтоизм в Японии, а также Индия, племена Африки, Южной Америки, Австралии и Океании), характеризующихся экстатическими ритуалами, посвящёнными порождающей силе жизни, символически представленной в виде фаллоса (мужского полового органа) или извержения его семени.
Жертвоприноше́ние — форма религиозного культа, существующая в той или иной степени в большинстве религий; преследует цель установления или укрепления связи личности или общины с богами или другими сверхъестественными существами путём принесения им в дар предметов, обладающих реальной или символической ценностью для жертвователя.
Талисма́н (др.-греч. τέλεσμα «посвящение, чары») — магический предмет или животное, назначением которого, согласно суеверным представлениям, является принесение счастья и удачи его владельцу.
Дома́шние божества́ и ду́хи (лат. dii domestici, familiares, patrii, др.-греч. πατρωοι, γενέθλιοι) — в мифологии народов мира покровители семейного очага божественного происхождения и его незримые духи-хранители.
Персонифика́ция (от лат. persona «лицо» + facio «делаю»; олицетворе́ние), прозопопея (от др.-греч. πρόσωπον «лицо; личность» + ποιέω «делать»), антропопати́зм (др.-греч. ἄνθρωπος «человек» + πάθος «чувство») — представление природных явлений и сил, объектов, отвлечённых понятий в образе действующих лиц, в том числе человека, или признание за ними человеческих свойств; приписывание свойств человеческой психики предметам и явлениям реального или вымышленного мира: животным, растениям и явлениям природы...
Инициа́ция (лат. initiatio «посвящение; совершение таинства») — обряд, знаменующий переход индивидуума на новую ступень развития в рамках какой-либо социальной группы или мистического общества. Среди ритуалов перехода особое место занимают ритуалы инициации, или посвящения. История религии различает три категории посвящения — три типа перехода. Первая включает коллективные обряды, знаменующие переход от детства или юношества к взрослому возрасту (совершаются в возрасте 6-ти или 12-ти лет), а также...
Ритуал (лат. ritualis — обрядовый, от лат. ritus, «торжественная церемония, культовый обряд») — совокупность обрядов, сопровождающих религиозный акт, или выработанный обычаем или установленный порядок совершения чего-либо; церемониал. И словарное определение, и другие источники показывают, что слово ритуал является синонимом обряда. Однако ранее отношение понятий «ритуал» и «обряд» в разных источниках могло определяться иначе, когда считалось, что...
Народная славянская медицина — область традиционного знания и система лечебно-профилактических приёмов славян, направленных на избавление человека от болезни и восстановление здоровья; древнейший вид профессиональной деятельности, сочетающей рациональный опыт врачевания с магической практикой изгнания, уничтожения или задабривания духа болезни (см. также Знахарство).
Предсказа́ние (прорицание) — сообщение о некотором событии, которое с большой долей вероятности произойдёт в будущем.
Шайта́н (араб. شيطان šayṭān — «заблуждение», «отдаление», мн. ч. شياطين šayāṭīn «шайатин» от сев.-зап.-семитск. корня *śṭn «сатан» букв. «быть враждебным», «обвинение»; ср. ивр. שָׂטָן śāṭān, арам. שִׂטְנָא sāṭānā, геэз śayṭān — «сатан(а)») — в исламском богословии, представитель категории злых духов, враждебных Аллаху и людям. Способный принять облик человека. После Дня суда (киямат), шайтаны вместе со своим господином — Иблисом, обречены на адские муки. С помощью своих слуг Иблис совращает...
Опа́хивание (опахивание ритуальное, пахота обережная) — традиционный ритуал у индоевропейских народов. Восходит к праиндоевропейской древности. Заключается в проведении плугом или сохой борозды вокруг определённого участка земли — чаще всего поселения. Ритуал проводится либо при основании поселения или дома, либо при эпидемиях или падеже скота.
Злы́дни (белор. Злыдні, укр. Злидні) — в мифологии украинцев и белорусов демонические существа, духи враждебные человеку, его недоля, беда. Они невидимы и обитают в доме или сидят на плечах человека. Серьёзного значения в народных верованиях злыдни не имели. Иногда считаются синонимом родственных персонажей: Доля, Недоля, Горе-Злосчастье, Лихо, Беда (укр.) и других.
Боги смерти — божества различных религий, связанные со смертью: проводников душ, подземных божеств и богов загробных миров. Этот термин относится к божествам, которые либо собирают души умерших, либо господствуют над мёртвыми, а не тех богов, которые определяют момент смерти. Тем не менее, все эти виды будут включены в эту статью.
Божество ́ — постулированная сверхъестественная или бессмертная личность, которая может рассматриваться как святая, божественная или священная. В более широком смысле — предмет почитания и поклонения.
Бабьи каши (Бабий день) — день народного календаря у славян, отмечался русскими и белорусами 26 декабря (8 января) или 27 декабря (9 января), болгарами — 8 января, сербами — 28 декабря (10 января). В обрядах дня присутствовали следы культа Параскевы Пятницы, который, в свою очередь, восходит к почитанию Великой богини-матери. На Руси в этот день почитали повивальных бабок и рожениц.
Чёрная ме́сса — сатанистский обряд, антипод христианской литургии, в первую очередь — профанация евхаристии.
Караконджул (болг. караконджул, макед. караконцол, серб. караконџула от греч. καλλικάντζαρος злой дух через турецкое посредство) — сверхъестественное существо, поверья о котором известны туркам и грекам, а также сербам, македонцам и болгарам, находившимся в контакте с ними. Считается преимущественно сезонным, святочным демоном.
Ря́женье , Ряжение — обрядовое перевоплощение внешнего облика человека с помощью масок, одежды и других атрибутов.
Блуждающие огни (огоньки) в славянской мифологии — существа в виде огоньков, воплощение душ грешников. Представления о них распространены в основном у западных славян, но изредка встречаются и у восточных славян. Названия описывают либо их внешний облик — чеш. světýlka, světlík, světlíčka, světlonoši, мор. ohnivý muž, польск. świetlik, świeczka, świecznik, рус. фонарик; либо указывают на то, что они заставляют людей блуждать — рус. блудячий огонь, чеш. bludički, н.-луж. bludička, польск. błędnik...
Психопомп (греч. ψυχοπομπός — «проводник душ») — существо, дух, ангел или божество, во многих религиях ответственное за сопровождение душ умерших в иной мир. В греческой мифологии прозвище бога Гермеса, провожающего души умерших в Аид. Роль проводника — не свершение суда над умершим, а предоставление безопасного прохода. Они часто изображались на погребальных принадлежностях и в разные времена в разных культурах связывались с лошадьми, козодоями, во́ронами, собаками, воро́нами, совами, воробьями...
Загробный мир (Потусторонний мир, Грядущий мир, Царство мёртвых, Тот свет, Мир иной, Царство небесное, Ирий) — мир, в который уходят люди после смерти, обитель умерших или их душ. Представления о загробном мире являются типологически общими практически для всех религий, а также культур и цивилизаций с религиозной основой мировоззрения. В славянской мифологии — это место обитания душ умерших, а также вообще мир мёртвых, противопоставленный жизни и земному миру людей. Обычно Загробный мир помещался...
Воскрешение мёртвых — распространённый в мифологиях различных народов и религиях сюжет воскрешения (оживления) умершего существа (человека, в частности), зачастую совершаемого божеством или святым. Является частью представлений о жизни после смерти.
Симпатическая магия — форма колдовства, основывающаяся на идее о том, что предметы, сходные по внешнему виду (магия подобия) либо побывавшие в непосредственном контакте (магия контакта) якобы образуют друг с другом сверхъестественную, магическую связь.
Теофагия восходит к первобытной эпохе, при этом люди верили, что, съедая мясо жертвенного животного — предка и покровителя рода, можно приобрести его качества (ловкость, силу и т. д.).
Иерогамия (ιερός γάμος, ιερογαμία «священный брак») — сексуальный ритуал, символизировавший брак между мужским и женским божеством, роли которых исполняли люди. Ритуалы иерогамии были частью так называемой ритуальной проституции.
Идол (др.-рус. идолъ, греч. éidōlon) — кумир, фантом, предмет слепого поклонения.
Ого́нь — интенсивный процесс окисления, сопровождающийся излучением в видимом диапазоне и выделением тепловой энергии. В научном смысле — совокупность раскалённых газов (низкотемпературная плазма), выделяющихся в результате...
Одержимость — частичное или полное и всеобъемлющее подчинение разума человека чему-то, какой-либо мысли или желанию. В 1970-х годах Эрика Бургиньон провела масштабное межкультурное исследование 488 социальных обществ из разных уголков планеты, и в 360 (74 %) из них присутствовало верование в одержимость в той или иной форме.
Зоола́трия (от греч. ζωον — животное и λατρεια — служение, культ), теротеизм, анимализм — совокупность обрядов и верований, связанных с религиозным почитанием животных. В современных гуманитарных науках зоолатрия часто рассматривается как одна из первобытных форм религии.
Упоминания в литературе (продолжение)
У разных народов называются различные признаки тех людей, которые обладают дурным глазом. В итальянском языке
сглаз называется jetta, а люди, обладающие дурным глазом, – jettatore. В славянском фольклоре недобрыми очами считались косые, черные, чрезмерно выкатившиеся или глубоко запавшие. (Хотя на практике чаще всего глазят голубоглазые женщины.) Во все времена опасались уродливых старух.
У разных народов называются различные признаки тех людей, которые обладают дурным глазом. В итальянском языке
сглаз называется jetta, а люди, обладающие дурным глазом – jettatore. В славянском фольклоре недобрыми очами считались косые, черные, чрезмерно выкатившиеся или глубоко запавшие. (Хотя на практике, чаще всего глазят голубоглазые женщины). Во все времена опасались уродливых старух.
В самом начале книги – рассказ Богданы Стояновны о порче и
сглазе , которые часто становятся причинами болезней. Все, что она свое время узнала от бабушки-знахарки – и как порчу выявить у ребенка или у взрослого, как снять ее и как защититься от дурного глаза.
Я заподозрил, что магические ритуалы зрителям показывают не просто так, а в болезни внука отчасти виновен дед. Не подсыпал ли он ребенку какое-нибудь вещество, подавляющее моноаминоксидазу А и усугубляющее симптомы болезни? Это согласуется с тем, что страшные сны снятся мальчику уже долго, а вот серьезные проблемы со здоровьем начались совсем недавно (возможно, с тех пор, как дед затеял ритуальную борьбу с кошмарами). Я стал изучать известные ингибиторы моноаминоксидазы А. Оказалось, что они присутствуют в ряде трав. В гармале обыкновенной, которая растет в Центральной Азии (а дед как раз по происхождению хмонг и вполне мог подсунуть ребенку травы с родины предков), содержатся некоторые алкалоиды[49], служащие блокаторами моноаминоксидазы А. Далее выясняется, что гармалу некоторые народы традиционно используют для защиты от
сглаза и джиннов (тех самых, что навещают людей в кошмарах).
Благодаря тонкости своего ствола листья осины колышатся от самого легкого дуновения ветерка. Этот эффект “дрожания” хрупкого дерева явился основой для закрепления за осиной в христианских легендах символа печали и чувства стыда. Это дерево особенно красиво осенью, когда его листья облачаются в веселый пестрый наряд. Осина является также символом вдохновения и исцеления. Это дерево известно своими целебными свойствами, более того, с древности осина считалась наилучшим средством для изгнания нечистой силы. Существовало поверье, что для того, чтобы победить напавшего на человека вампира, необходимо вонзить в грудь чудовищу осиный кол. Осина считается оберегом от всякой нечисти. Для того, чтобы вход в дом для нечистой силы был закрыт, по углам светлицы ставили осиновые черенки. Осина считается самым магическим славянским деревом, поэтому именно это растение чаще других встречается в сказках славянских народов. В качестве оберегов и талисманов служат любые изделия из осины: Если вы хотите оберечь свой дом, семью от неприятностей и бед, нужно, чтобы в вашем интерьере присутствовали предметы из осины, будь то полки, стулья или стол. Для того, чтобы чувствовать себя в безопасности во время путешествия, или из боязни стать жертвой порчи или
сглаза женщинам нужно носить украшения из осины, а мужской половине – талисман в виде брелка или нож с рукояткой из осины. Осина считается покровительницей детей, поэтому небольшой талисманчик из этого дерева охранит вашего ребенка в тот момент, когда вас нет рядом. Талисманы из осины частично передают хозяину свои магические свойства; они усиливают интуицию человека, повышают его энергетический запас, развивают экстрасенсорные способности. Обладатель осинового талисмана зачастую видит вещие сны.
Береза, как и яблоня, связана с женской силой, однако ей ближе не любовная магия, а ритуалы плодородия, связанные с рождением детей. Ее древесина намного чаще используется для создания амулетов – в первую очередь для беременных женщин и рожениц. Они были призваны защищать их и их малышей, даже еще нерожденных, от болезней и
сглаза . Ну а свежесрезанные ветви, особенно с только что распустившимися листочками, – прекрасный оберег для новорожденных, отводящий от них хвори и недобрых духов. Наши прапрабабушки были уверены, что никакие злые силы не смогут приблизиться к их малышам, если у кроватки стоит такой букет. Да и саму кроватку почти повсеместно предпочитали делать из березовой древесины.
Это семь уникальных знахарей и целительниц. У каждого из них своя судьба, свой путь. Свои имена они предпочли не раскрывать, чтобы не привлекать к себе чрезмерное внимание. Но всех их объединяет желание помогать окружающим и к тому же огромная сила. Не случайно на страницах этой книги объединились именно семь целителей. Семь – это число огромной энергии, мудрости, сосредоточенности. Не случайно к заговорам целителей широко прибегают в различных уголках земли. Им доверяют свою судьбу, свои проблемы. О них ходят легенды, будто они умеют особыми словами нищету и беду отводить. Целители и в самом деле нередко обращаются к чудодейственным заговорам и используют их не для корыстного процветания, а во благо другим людям. Свои знания они накапливают от поколения к поколению, заряжают их еще большей силой, которая способна исцелить самые тяжелые недуги, снять
сглаз или порчу. Кстати, целители тщательно скрывают свои секретные заговоры от чужих ушей, поэтому нередко обращаются к ним в безмолвии. Конечно, помочь всем людям знахари просто не могут. Лишь единицы узнают об их целительной силе. И как бы ни старались знахари делиться унаследованным сокровищем, но на всех его не хватит. И решили они свои заговоры излить на бумаге, чтобы любой страждущий мог к ним обратиться. Ведь предки заповедовали им помогать людям. Теперь и у вас появился шанс познакомиться с чудодейственными словами.
Многие для порчи и
сглаза выделяют разные ритуалы. Мой же метод хорош и для того, и для другого. Он покажет, что на вас есть черное колдовство, а уж потом по признакам, что я привела вначале, вы поймете, насколько оно сильно, наведено ли профессионально или просто по злобе. Но только скажу, если узнаете, что есть на вас колдовство, особенно не раздумывайте, какое оно, а лучше сразу за очищение принимайтесь, заговоры говорите. Ведь тот заговор, что порчу снимет, тот и для сглаза хорош. Поэтому в книжке моей я особо не выделю, от чего заговор, потому как даю самые сильные и проверенные, которые и колдовство, и беду отведут. Ну, а теперь про способ мой скажу.
На этом фоне не может не вызывать тревоги также и широкая популяризация сатанистской идеологии посредством обширного вкрапления ее элементов в видео-, кино– и телепродукцию, литературу и искусство – популяризация, порой совершенно неприкрытая, откровенная, порой же – тщательно завуалированная. Страшнее всего при этом то, что удар наносится здесь в первую очередь по подрастающему поколению. Сегодня буквально со школьной скамьи детям уже известно, что означают такие сатанистские символы, как пентаграмма, перевернутый крест, морда козла и тому подобное. Слова: «порча», «
сглаз », «приворот» даже для школьников не нуждаются в разъяснении. Знакомы им понятия такого рода, как «черная месса», «жертвоприношение».
Сглаз – один из видов порчи. Отличие его лишь в том, что порчу наводят намеренно, а сглазить можно непроизвольно. Самая распространенная причина сглаза – зависть. Завистливый взгляд или злое слово, сказанное в лихую минуту, – и на тонком теле человека появляется как бы незаживающая ранка. Умереть от нее нельзя, но человек начинает болеть, испытывает постоянную сонливость, забывчивость, внезапные скачки температуры, теряет в весе, становится рассеянным.
Как в традиционных, так и в современных рассказах о колдунах
сглаз и порча выступают в качестве сюжетопорождающих мотивов. Поскольку сглаз, по мнению авторов-составителей, не требует (хотя и допускает) вмешательства “специалиста”, рассказ о нем обычно состоит из текста заговора и краткой “инструкции”:
Народные приговорки и заговоры для снятия порчи на любовь и привлекательность, от
сглаза , от разлуки и от неверности складывались веками, и они неповторимы. Они – взгляд на природу изнутри, ощущение своего единства со всем живым. Но чтобы любые ритуальные действия с применением заговора обладали необходимой силой, а также для вашей безопасности, прикасаться к заговорному слову необходимо осторожно и правильно!
Но следует отметить, что в наши дни развивается множество нетрадиционных методов лечения, которые признает официальная медицина. Данная книга поможет вам отличить настоящего специалиста от шарлатана, и вы сможете получить необходимую информацию об этих методах лечения. Также вы узнаете мнение ученых о так называемых порче,
сглазе , венце безбрачия и других распространенных магических явлениях и о том, как к ним относились древние философы, оставившие в наследие потомкам ценные советы, с помощью которых можно самостоятельно справиться с этими напастями.
По подсчетам исследователей,[184] лечебные заговоры составляют самый большой блок у всех славянских народов. Для человека, независимо от его занятия, от рождения до смерти первостепенны были именно лечебные заговоры, охраняющие его во время вынашивания матерью, рождения, кормления грудью, детских болезней, всей жизни. Столь же значимыми, по всей видимости, были заговоры на урожай или неурожай. Серапион Владимирский писал в XIII столетии, что люди по-прежнему верят, что «волхованием глады бывают на земли и пакы волхованием жита умножаются».[185] Сохранились записи заговоров, обращенных к солнцу и призывающих не спалить будущий урожай. Еще чаще обращались с просьбой о дожде, способствующем росту хлеба, льна, хмеля и пр. Помимо земледельческих заговоров одними из самых древних были и заговоры скотоводческие. Скот заговаривали от падежа, болезней, от ветра, приносящего наносную заразу, от
сглаза лихого человека и т. п. В репродуцирующих заговорах звучал призыв увеличить приплод скота. Охотники и рыболовы имели свои заговоры, пчеловоды и бортники – свои и т. д. Воины заговаривали себя от оружия (от стрелы, копья, рогатины, топора, ножа и пр.), причем самым тяжким было проклятие погибнуть от своего собственного оружия, которое могло обратиться против своего хозяина. Особую область составляли любовные заговоры. Как уже упоминалось, обращены они были в основном к огню, который должен был разгореться в сердце вожделенного объекта страсти.
Такой
сглаз пробуждает негативную энергию, возникающую вследствие зависти одного человека к другому. Нередко такой сглаз создает не один человек, а несколько или даже коллектив, когда, например, зависть наиболее остро проявляется после повышения или продвижения по службе человека, который, по мнению коллег, этого не заслуживает.
Вода подземная и вода небесная – одна стихия, поэтому дождевая вода считалась более чем могущественной. Именно ее часто использовали в заговорах от порчи и болезней (порча чаще всего выражалась и выражается до сих пор в нездоровье, чахлости, немощи). Дождевая вода под действием заговоров и заклинаний обретает определенную направленность и дополнительную силу, смывает
сглаз и порчу с человека.
Чародей, по поверью, мог повелевать бесплотными духами и с их помощью творить чудесные исцеления. Чародеи умели предсказывать будущее, лечить болезни, снимать порчу и
сглаз . Эти знания заинтересовали некоторых приверженцев христианской веры, и на свет появились исследовательские труды о магии, содержащие практические советы по вызыванию духов. Чтение таких книг (они имели название «черные книги», или «чернокнижье») быстро распространилось по всей Европе.
Для славянских народов вода всегда была не только символом жизни и плодородия, но и самой жизнью. Грандиозное празднество, которое язычники устраивали в честь главного божества воды – Купалы, до сих пор живет в народной памяти. Многие языческие обряды славян, связанные с водой, проводят и сегодня. Понимание ими этой стихии отразилось в устном народном творчестве в виде многочисленных примет, пословиц, поговорок, сказаний и легенд о живой и мертвой воде. Потомки сохраняют верность магии воды – в наши дни проводят гадания на воде, заряжают ее молитвами, заговорами, энергией солнца, луны и драгоценных камней. С ее помощью снимают
сглаз , порчу, проклятия и избавляются от различных заболеваний. Особым было отношение восточных славян к освященной в церкви воде и воде из святых источников.
Бесчисленные обряды, заговоры, приметы и обычаи суеверных людей, считающих себя христианами, лишают их Христа. Они лишь называются верующими на самом деле, эти люди верят в приметы, в
сглаз , оговоры, окружают себя магическими предметами. Суеверные христиане оправдывают себя в глазах других тем, что они молятся, крестятся, употребляют имя Иисуса Христа. Но, даже молитвы и церковные обряды не гарантируют истинность совершаемого. Начиная с веры в приметы, человек незаметно подпадает под влияние собственной религии. Он выделяет и замечает то, что хотел бы увидеть и упорно не желает согласится с тем, что это мнение ошибочно. Когда примета сбывается, люди начинают ей верить. Большинство примет плохих, хороших совсем немного. Суеверный человек, увидев плохую примету, заранее настраивает себя на то, что с ним произойдет нечто неприятное и плохое. Он настраивает себя, ожидая исполнение приметы, на мрачный лад и водит во всем зло.
В основе
сглаза лежит целенаправленное, отрицательное воздействие одного человека на другого с использованием его энергетического потенциала. Причем в эту силу вкладывается негативная информация, направленная на какой-нибудь объект. Направление движения энергии подчиняется волевым мысленным приказам, поэтому передача на объект может осуществляться взглядом. Глаза способны концентрировать негативную энергию и с ее помощью поражать объекты внимания. Вредоносное воздействие может оказать даже похвала, если она сказана неискренне, с завистью или с недобрым пожеланием внутри себя. Поэтому, часто слыша от посторонних похвалу, люди сплевывают, чтобы отвести сглаз. Что же такое дурной глаз?
И до сих пор простой народ думает, что все калеки, расслабленные и хворые изурочены колдунами и нечистою силою; всякое телесное страдание и всякое тревожное чувство приписываются порче «недобрых людей», их завистливой мысли, оговору и
сглазу и называются напускною тоскою; нервные болезни – кликушество, икота и падучая, – а равно грыжа, сухотка и колотье признаются поселянами за действие злых духов, насланных на человека на срок или навсегда мстительным колдуном. Сами больные, разделяя то же убеждение, выкрикивают во время припадков имена своих врагов, подозреваемых в наслании болезни, и обвиняют их в этом мнимом преступлении. Еще недавно вследствие таких обвинений, производились судебные розыски. В Пинежском уездном суде хранится любопытное дело, решенное в 1815 году. Крестьянин Михайло Чухарев был обвинен в порче икотою своей двоюродной сестры Офимьи Лобановой, ту Офимью (сказано в прощении) теперь злой дух мучит. Чухарев показал на допросе, что действительно насылал порчу на свою двоюродную сестру, а научил его тому крестьянин Федор Крапивин.
И до сих пор простой народ думает, что все калеки, расслабленные и хворые изурочены колдунами и нечистою силою[160]; всякое телесное страдание и всякое тревожное чувство приписываются порче «недобрых людей», их завистливой мысли, оговору и
сглазу и называются напускною тоскою; нервные болезни – кликушество, икота и падучая, – а равно грыжа, сухотка и колотье признаются поселянами за действие злых духов, насланных на человека на срок или навсегда мстительным колдуном. Сами больные, разделяя то же убеждение, выкрикивают во время припадков имена своих врагов, подозреваемых в наслании болезни, и обвиняют их в этом мнимом преступлении. Еще недавно, вследствие таких обвинений, производились судебные розыски. В Пинежском уездном суде хранится любопытное дело, решенное в 1815 году. Крестьянин Михайло Чухарев был обвинен в порче икотою своей двоюродной сестры Офимьи Лобановой, ту Офимью (сказано в прощении) теперь злой дух мучит. Чухарев показал на допросе, что действительно насылал порчу на свою двоюродную сестру, а научил его тому крестьянин Федор Крапивин.
В нашей книге собраны заговоры, привороты и молитвы, помогающие обрести любовь, удержать любимого, сохранить семью, избавиться от
сглаза , а также оградить себя, свой дом и свое имущество от негативного воздействия, краж и несчастных случаев, которые могут помешать семейному счастью и стать причиной ссор и конфликтов между любящими людьми.
В магических ритуалах, призванных защитить от порчи и
сглаза , тоже не обходилось без белой краски – ей помечали жилища, людей и животных, окрашивали амулеты и обереги. Бытовало мнение, что злые духи и боги боятся белого цвета.
Таким образом, чтобы помочь хотя бы самому себе, необходимо возвыситься над обыденностью и обрести душевный покой. После этого у вас появятся силы для защиты себя и своих близких от таких неприятных вещей, как порча,
сглаз , зависть и многое другое, что мешает спокойно жить. Однако в первую очередь нужно научиться не завидовать чужому благополучию, и тогда будет положено начало вашему духовному совершенствованию, что впоследствии поможет вам обрести душевные силы и успешно нейтрализовать влияние злых людей.
Помните: на спокойного, уверенного человека, умеющего держать себя в руках, мысли которого чисты, навести порчу или
сглаз , как правило, невозможно.
Это заговор средней силы, хотя с обычными порчей, испугом и
сглазом он вполне справляется.
Все заговоры делятся на повседневные (бытовые) и приуроченные к какому-либо дню в календарном цикле или важному событию в жизни человека (рождественские, крещенские, свадебные, при рождении ребенка, при проводах, при въезде в новый дом и т. д.). Повседневные заговоры бывают целительные (от лихорадки, от
сглаза , от зубной боли, от укуса змеи и т. д.), хозяйственные (связанные со скотоводством, разведением скота, земледелием и т. д.), любовные, промысловые (пастушеские, пчеловодческие, охотничьи и т. д.), ситуативные (при поисках или зарытии клада, при сборе целебных трав) и так далее…
Амулеты призваны ограждать от «
сглаза » и «порчи», концентрировать внимание своего хозяина, подавать ему сигналы-импульсы о грозящей опасности. В качестве амулетов служили специальные камни: вайдуриам (хризоберилл), каменный глаз (тигровый, кошачий, соколиный), хризопраз, бирюза, сардоникс. Свойствами амулетов могут обладать и талисманы, если они имеют дополнительную «нагрузку»: содержат магические знаки и посвящения, являются фамильными или подаренными с любовью, и если в них заложена определенная энергоинформационная программа.