Связанные понятия
Концилиари́зм — богословская концепция в католицизме. Основная идея концилиаризма — приоритет решений собора над решениями папы римского.
Епископальная система церковного управления — форма организации управления христианской церкви, основанная на иерархии епископов. Епископальная система противостоит пресвитерианской системе, в которой властные полномочия предоставлены коллегиальным органам, и конгрегационалистским конфессиям, в которых каждый церковный приход независим от каких-либо вышестоящих священнослужителей или религиозных организаций. Епископальная система (епископат) принята в большинстве христианских церквей: католической...
Французский
Закон о разделении церквей и государства от 9 декабря 1905 года (фр. Loi du 9 décembre 1905 concernant la séparation des Eglises et de l'Etat) стал первым законом, положившим начало процессу полного отделения церкви от государства в социально-экономических условиях, приближенных к жизни современного общества. Был разработан правительством левого блока Луи Эмиля Комба.
Секуляриза́ция (от лат. saecularis «светский, мирской») — изъятие церковной собственности (движимого и недвижимого имущества) в пользу государства.
Обсерванты в католической церкви - люди, предпочитающие монашеский образ жизни. Первоначально обсервантами считались отдельные лица из числа монашествующих, которые отличались особо строгим укладом жизни. позднее обсерванты выделились в особый класс в монастырях. В указанном смысле название «обсерванты» впервые было упомянуто на Констанцском соборе. В 1350 году в ордене францисканцев насчитывалось около 12 монастырей обсервантов. Во время раздоров между простыми монахами и обсервантами, последним...
Упоминания в литературе
В начале XVI в. Западную Европу всколыхнуло движение, известное в истории под названием Реформация. Реформация – широкое общественно-политическое, идеологическое и религиозное движение буржуазии, направленное против феодализма и его опоры – католической церкви. Деятели Реформации требовали уничтожения феодализма, создания новой, децентрализованной, более демократичной и дешевой церкви,
секуляризации ее собственности, ликвидации духовенства как отдельной касты, а также монастырей и монашества, пышного католического культа, сложной церковной обрядности.
Мартин Лютер (1483–1546) монах, профессор Виттенбергского университета в октябре 1517 г. прибил на дверях местного собора свиток с 95 тезисами, в которых содержалась программа реформирования, коренных изменений в жизни католической церкви. Главным было требование «дешевой» церкви, ликвидация власти папы над немецкой церковью, подчинение последней светской власти. Лютер выступал: за
секуляризацию (изъятие) большей части церковного имущества и переход ее в руки государства; за роспуск духовных орденов; за отказ от культа святых, икон, мощей; против практики продажи индульгенций, удостоверяющих отпущение грехов. Лютер считал, что для свидетельства милости Божьей человек не нуждается в посредничестве такой организации, какой была римская церковь. Он считал высшим авторитетом Священное писание, а не священное предание, решения пап и церковных соборов.
Третья реформа была церковной. В начале XVI в. была сделана попытка ограничить рост церковно-монастырского землевладения, в середине века (Стоглавый собор 1551 г.) Иваном Грозным был поставлен вопрос о
секуляризации церковных земель. Практические результаты не были значительными: была проведена только частичная конфискация монастырских земель в отдельных регионах и произведено ограничение наследственных (по завещанию) вкладов вотчин в монастыри. В 1580 г. монастырям запретили покупать вотчины у служилых людей, принимать их в заклад и на «помин души». Позже ощутимым ограничением стала закрепленная в Соборном уложении ликвидация «белых» монастырских, патриарших, митрополичьих и архиерейских слобод в городах.
Церковная реформа Петра I разрушила видимую конструкцию симфонии светской и духовной властей, покончила с самостоятельностью церкви и несколько двусмысленным ее статусом. Думаю, не будет большим преувеличением утверждение, что церковь стала жертвой собственного отношения к государству.[308]Петр I упразднил патриаршество,[309] отдельную церковную администрацию[310], конфисковал доходы и таким образом поставил церковь на государственное содержание. Он передал управление церковным имуществом Монастырскому приказу, поручив ему управление церковными вотчинами и их налогообложение. И хотя имущество церкви секуляризовано не было, его до такой степени вписали в общую административную структуру государства, что, когда полвека спустя произошла настоящая
секуляризация , она выглядела уже простой формальностью.
Таким образом, достигший к началу XX в. апогея процесс
секуляризации , хилиазации и политизации религиозного сознания, выразился не только во взаимопроникновении их основных идей, но и формировании на их основе новых общественно-религиозных и религиозно-философских идеологических конструктов, направленных на реформирование русской церковной жизни. Они включали в себя философию «нового религиозного сознания», «христианский социализм», религиозно-политические изыскания интеллигенции и партийных деятелей, мысль обновленческих группировок духовенства и профессоров духовных академий и частично труды по созыву Собора.
Связанные понятия (продолжение)
Ультрамонта́нство (от выражения итал. papa ultramontano — «папа из-за гор» (Альп) < лат. ultra — «далее», «за пределами» + лат. montis — «горы») — идеология и течение в Римско-католической церкви, выступавшие за жёсткое подчинение национальных католических церквей папе римскому, а также защищавшие верховную светскую власть пап над светскими государями Европы. Позднее термин стал обозначать наиболее ортодоксальное, наиболее последовательное направление клерикализма.
Диктат Папы (лат. Dictatus papae) — документ, составленный, по всей видимости, в 1075 году и содержащий ряд идей, характерных для понтификата Григория VII. Прежде достоверность сборника решений об авторитете Папы ставилась под сомнение, в настоящее время считается, что автором сборника был Григорий VII.
Западное монашество — это монашество христианского Запада, связанное с Западно-Римской империей, латынью и римским католицизмом.
Непогреши́мость (Безоши́бочность) римского папы (лат. Infallibilitas — «неспособность заблуждаться») — догмат Римско-католической церкви, утверждающий, что, когда папа определяет учение Церкви, касающееся веры или нравственности, провозглашая его ex cathedra (то есть, по учению РКЦ, как глава Церкви), он обладает непогрешимостью (безошибочностью) и ограждён от самой возможности заблуждаться. Слово «непогрешимость» в данном значении близко по смыслу слову «погрешность» и ни в коем случае не означает...
Галлика́нство , Галликанизм (фр. Gallicanisme) — термин, объединяющий церковные, политические и правовые учения и доктрины, распространённые во Франции в Средневековье и Новое время. Две основные идеи галликанства — определённая независимость национальной Церкви от папской власти и признание за государством или монархом права иметь властные полномочия во французской Церкви.
Лютеранская ортодоксия — эра становления лютеранства, последовавшая за составлением Книги Согласия в 1580 году и продлившаяся до 1675. Отличается догматической стройностью, приближённой к средневековой схоластике. Оформилась в полемике с иезуитами. Приверженность церковной традиции, выраженной в преданности её историческому духовному опыту и поиске совместного пути спасения в Мистическом Теле Христовом (Церкви), вызвала реакцию в лице пиетизма, сосредоточенного прежде всего на личностном поиске Бога...
Лати́нская це́рковь (лат. Ecclesia Latina, также Западная церковь) — крупнейшая из автономных поместных церквей Sui Iuris Католической церкви, применяющая латинский литургический обряд. Совокупность 24 церквей Sui Iuris, к числу которых принадлежат также 23 восточнокатолические церкви, составляет Католическую церковь. Они отличаются друг от друга литургическими обрядами (обряды, облачения, песнопения, язык), молитвенными традициями, богословием, каноническим правом, и пасторством, но все они имеют...
«Культуркампф » (нем. Kulturkampf — «борьба за культуру») — период жёсткой борьбы правительства Германской империи во главе с канцлером Отто фон Бисмарком за установление государственного контроля над Римско-католической церковью.
Имперская реформа (нем. Reichsreform) — совокупность мероприятий, направленных на реформирование системы управления Священной Римской империи, утверждённая общеимперским рейхстагом в Вормсе в 1495 году и дополненная Аугсбургским рейхстагом в 1500 году. В основу реформы легли предложения императора Максимилиана I. Имперская реформа легла в основу государственного устройства империи нового времени и, наряду с положениями Вестфальского мира 1648 года, являлась определяющей в системе межгосударственных...
Пра́во мёртвой руки ́ (лат. manus mortua — мёртвая рука), норма феодального права, существовавшая в Средние века в странах Западной и Центральной Европы.
Ни́щенствующий о́рден — монашеский орден, который целиком зависит от милостыни людей на средства к существованию. Такие ордены не имеют какой-либо собственности, ни частной, ни общественной, и принимают обет бедности с целью посвятить всю свою энергию и время религиозной работе.
Гейдельбергский катехизис (лат. Catechisis palatina) — исповедание реформатской церкви, составленное в 1563 г. на немецком языке, по поручению курфюрста Фридриха III Пфальцского, Каспаром Олевианом и Захарией Урсином. Катехизис был опубликован в год окончания Тридентского собора и имеет ярко выраженную антикатолическую направленность (пункт 80 клеймит папскую мессу как идолопоклонство). Всего катехизис содержит 129 вопросов и ответов. В 1618 году Дордрехтский синод включил этот катехизис в число...
Первый Шпейерский Рейхстаг — рейхстаг Священной Римской империей, работавший с 25 июня по 27 августа 1526 года в городе Шпайер, Германия.
Цезаропапи́зм , также цезарепапи́зм (от лат. caesar — «цезарь» и лат. papa — «папа») — термин, введённый католической историографией XIX века для обозначения таких отношений между императорской властью и церковью в Византии, в которых глава государства (император) выступал главой Церкви.
Термин
глава ́ це́ркви употребляется не во всех конфессиях христианства, преимущественно в протестантизме.
Избирательная капитуляция — в Средние века документ, подписываемый кандидатом на выборный государственный пост, в котором он давал согласие на принятие этого поста в случае победы на выборах, а также брал на себя определённые обязательства по удовлетворению интересов выборщиков или осуществлению иных мероприятий в сфере внутренней или внешней политики. Практика подписания избирательных капитуляций существовала практически во всех западноевропейских выборных монархиях, однако особое значение имели...
Папоцезари́зм , или папокесари́зм (от лат. papa — «папа» и лат. caesar — «цезарь») — экклезиологический термин, введённый в историографию с XIX века для обозначения таких отношений между церковью и обществом, включая монархов (императорскую, королевскую, царскую власть), при которых духовное лицо, первый церковный иерарх (чаще всего Папа Римский), сосредоточило в своих руках как светскую, так и духовную власть.
Интерим (лат. Interim — промежуточный) — так называются предварительные постановления, которыми несколько раз в течение XVI века по инициативе императора Карла V имелось в виду сблизить протестантов с католиками на почве догматики и учения о церковных обрядах.
Греческая католическая церковь (Греческая византийская католическая церковь; греч. Ελληνόρρυθμη Καθολική Εκκλησία) — одна из восточнокатолических церквей, придерживающихся византийского обряда, то есть принадлежащая к числу грекокатолических церквей. Приходы церкви расположены на территориях Греции и Турции.
Лати́нство (лати́няне) — общепринятый термин в средневековой русской литературе для обозначения католицизма. В более позднее время часто имеет негативную коннотацию. Происхождение связано с использованием латинского языка в качестве богослужебного.
Акт о веротерпимости (англ. Toleration Act, полное название — «Акт об освобождении от наказаний, предусмотренных соответствующими законами, протестантских верноподданных, отделившихся от Церкви Англии» — англ. An Act for Exempting their Majestyes Protestant Subjects dissenting from the Church of England from the Penalties of certaine Lawes) — акт, принятый английским парламентом (24 мая 1689 года) при Вильгельме III и Марии II, смягчивший религиозную политику Стюартов.
Вормсский рейхстаг (нем. Reichstag zu Worms) — заседание рейхстага, собранное новоизбранным императором Карлом V в 1521 году в городе Вормс. В нём приняли участие совет курфюрстов, совет имперских князей и совет имперских городов. Рейхстаг был открыт 27 января и длился до 25 мая 1521 года.
Несмотря на то, что кальвинизм номинально должен начинаться с Жана Кальвина, тем не менее его историю часто возводят к Цвингли. Во многом это объясняется не формальной, а содержательной стороной вопроса. История Реформации начинается 31 октября 1517 года, когда Мартин Лютер прибил 95 тезисов к воротам церкви в Виттенберге. Однако лютеранство не стало единственным направлением в протестантизме.
Подробнее: История кальвинизма
Реформа́ция (лат. reformatio «исправление; превращение, преобразование; реформирование») — широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII века, направленное на реформирование католической Церкви.
Секуляриза́ция (от лат. saecularis — светский) — в социологии процесс снижения роли религии в жизни общества; переход от общества, регулируемого преимущественно религиозной традицией, к светской модели общественного устройства на основе рациональных (внерелигиозных) норм.
Уничтожение ордена иезуитов — изгнание иезуитов из католических стран Европы и их колоний, расформирование общества Иисуса (ордена иезуитов) и гонения на бывших членов ордена во второй половине XVIII века. Упразднение ордена было вызвано политическими и экономическими, а не внутрицерковными, богословскими либо другими, причинами.
Реформа́ция во Франции (от лат. reformatio — исправление, восстановление) — массовое религиозное и общественно-политическое движение во Франции XVI века, направленное на реформирование Католической церкви в соответствии с её первоначальными традициями.
Помезанский диоцез (лат. Dioecesis Pomesaniensis) — один из четырех диоцезов (епархий) Пруссии, расположенная между Вармией и Хелминской землей. Диоцез был создан 28 июля 1242 года решением папского легата Вильгельма Моденского и утвержден папой римским Иннокентием IV 30 июля 1243 года. Главным кафедральным собором диоцеза был собор Святого Иоанна Богослова в Квидзыне.
Его (королевское) апостолическое величество (лат. Rex Apostolicus/Regina Apostolica, венг. Apostoli Királya, нем. Apostolische Majestät) — титул, используемый королями Венгрии в знак того, что они были поздними распространителями христианства, одновременно с этим подчеркивая божественное происхождение их власти.
Подробнее: Апостолический король
Общество апостольской жизни (лат. Societas vitae apostolicae) — в Католической церкви институт, объединяющий верующих, и устроенный по принципу монашеских орденов и конгрегаций. При этом для членов Общества апостольской жизни принесение монашеских обетов необязательно. Ранее они назвались также обществами совместной или общинной жизни.
Бельги́йское испове́дание 1561 года (лат. Confessio Belgica, нидерл. Nederlandse Geloofsbelijdenis, фр. Confession Belge или Confession de foi) — вероучительный документ, используемый реформатскими церквями Испанских Нидерландов (исп. Países Bajos Españoles) и ряда других стран и регионов мира.
Пресвитерианская система церковного управления — форма организации управления христианской церкви, при которой властные полномочия предоставляются коллегиальным избираемым органам (пресвитериям, синодами, генеральным ассамблеям), в отличие от епископальной системы, основанной на иерархии единоличных епископов (митрополитов), подчинённых главе церкви (папе, патриарху, католикосу, королю). Возникновение пресвитерианской системы связано с Реформацией в Швейцарии и Шотландии и её наиболее полная реализация...
Целести́нцы — бывший монашеский орден (ветвь бенедиктинцев), основанный в Абруццо в 1254 году отшельником Петром с горы Мурроне (впоследствии папа Целестин V). Орден просуществовал до начала XIX века, в ходе Великой французской революции и наполеоновских войн был уничтожен.
Религиозные войны — ряд вооружённых столкновений в Европе XVI и XVII веков между протестантами и католиками.
Иконоборческое восстание (нидерл. Beeldenstorm) — массовые антикатолические беспорядки, прокатившиеся по ряду районов Фландрии в августе 1566 года. Послужили прологом Восьмидесятилетней войны. Зачинщиком беспорядков, начавшихся 11 августа, был Амбруаз Вилье. 22 августа беспорядки и волнения охватили Антверпен. Однако в Люксембурге и Артуа были сформированы отряды ополченцев, которые выступили против погромов. В ходе восстания ущерб был нанесен 5500 церквям и монастырям. После того как штатгальтер...
Конгрега́ция (лат. congregatio — союз, соединение) в католицизме — совокупность, союз или организация монастырей, следующих одному и тому же уставу; нередко — синоним слова «орден». Более точно под конгрегацией подразумевается подобное монашескому сообщество, утверждённое епископом или папой и отличающееся от монашеского тем, что члены его приносят не торжественные, a лишь простые обеты.
Конверз , светский брат — в западном монашестве лицо, принадлежащее к монашескому ордену и живущее в монастыре, но принимающее на себя только часть монашеских обетов и занятое, главным образом, физической работой.
Католическое действие — обобщающее название массовых католических организаций мирян, действующих под церковным руководством и имеющих своей целью продвижение католических идей и принципов в общество. В XX веке подобную деятельность стали именовать «апостольством мирян», её основные принципы были определены в декрете Второго Ватиканского собора Apostolicam Actuositatem.
Григорианские реформы — принятое в исторической литературе обозначение движения в католической церкви за реформы, имевшие место в конце XI — начале XII столетия.
Вальде́нсы — религиозное движение в западном христианстве. Апеллируя к идеалам раннего христианства, вальденсы ратовали за ликвидацию частной собственности, апостолическую бедность и взаимопомощь, а также мирскую проповедь и свободу чтения Библии.
Апосто́лики (апостольские братья) — общее наименование различных христианских сект, протестовавших против обмирщения церкви и проповедовавших возвращение к апостольской простоте. В III и IV вв. апостолики, называемые также апотактиками, появились во многих местах Малой Азии, но скоро были уничтожены. Они проповедовали, что спасения не достигнут те, кто обладает собственностью и живет в браке.
Низкая церковь (англ. Low Church), евангелическое течение в протестантизме, в основном ассоциируется с Англиканским евангелическим движением (англ. Anglican Evangelical movement) в Англиканской церкви. Первоначально определение использовалось как уничижительное, особенно приверженцами существовавшего с XVII века учения Высокой церкви, однако в настоящее время воспринимается как оценочно нейтральный термин. Словарь Webster’s даёт следующее определение понятия «Низкая церковь»...
Католи́ческая церковь (лат. Ecclesia Catholica), также известная в русском языке как Ри́мско-католи́ческая церковь (лат. Ecclesia Catholica Romana), — самая крупная христианская церковь в мире, насчитывающая более 1,25 миллиарда последователей. Одна из старейших религиозных институций в мире, играла важную роль в истории западной цивилизации. Отличается организационной централизацией и наибольшим числом приверженцев. Римско-католическая церковь, придерживающаяся западных литургических обрядов, вместе...
Упоминания в литературе (продолжение)
Хотя
секуляризация , произведенная Монастырским приказом, была частичной и касалась церковных имуществ епископов Московской области и владений патриарших, тем не менее патриарх придал ей огромное отрицательное значение для всего государства. И это понятно, ибо в «Уложении» была проведена мысль, что государство вообще может обращать в свою собственность имущества, которые принадлежат церковным властям и учреждениям. Патриарх Никон ясно видел, что государственная власть своим законодательством намеревается отнять от всей Церкви средство к осуществлению ее высшей задачи – церковного просвещения и воспитания русского народа.
Франсуа-Мари Аруэ (Вольтер) (1694—1779) и его последователи предполагали, что все необходимые преобразования на разумных началах осуществит «просвещенный монарх», «философ на троне». Фундаментальные законы, реформы судопроизводства, финансов,
секуляризация церкви, создание светских школ, отмена крепостного состояния – таким виделся Вольтеру идеал «истинной монархии». А так как этот идеал не предполагал существенного ограничения власти монарха, то идеи Вольтера были наиболее популярны среди европейских королевских Дворов.[115]
Ключевое значение для
секуляризации политических институтов имеет Реформация. Развивая идею «всеобщего священства», Мартин Лютер в теории упраздняет церковную иерархию. Средневековая идея статуса, имеющего божественную санкцию, заменяется представлением о профессиональной функции в динамичной системе отношений. Лютер разграничивает компетенции духовного и светского правления, лишая церковь статуса института политической власти: «Два правления должны усердно разделяться, и оба должны оставаться: одно, которое делает благочестивым; другое, которое создает внешний мир и защищает от злых дел. Ни одного из них недостаточно в мире без другого» [Лютер, 1994, с. 137]. Лютер не стремится к тому, чтобы видеть в христианском правопорядке некий универсалистский общественно-политический идеал. «Невозможно, – утверждал он, – чтобы христианский порядок распространялся на весь мир, или на целую страну, или на большую группу людей. Ведь злых всегда гораздо больше, чем благочестивых» [Там же, с. 136]. Основная функция государства, сохраняющего свою идеологическую нейтральность, состоит в поддержании социального порядка при помощи карательных мер. Отталкиваясь от идеи «всеобщего священства», Лютер не исключает возможность вмешательства светской власти в дела духовные. Князь, реализуя принцип «всесвященства», может вмешиваться в духовные дела общины, и это не должно рассматриваться как посягательство на недоступную для него сферу.
Дальнейшую судьбу иммунитета Панков трактовал в духе К. А. Неволина, Д.М. Мейчика, М.Ф. Владимирского-Буданова. Вслед за Неволиным он считал, что централизованное государство в ходе постепенного ограничения иммунитета ликвидировало его совсем (иммунитет светских землевладельцев – в XVI в., духовных – в XVIII в.)[212]. Все основные предпосылки для ликвидации церковно-монастырских иммунитетов, по мнению Панкова, были уже в XVI в. (сокращение казенных платежей с земель духовных корпораций, уменьшение заинтересованности правительства в монастырях в связи с уничтожением уделов и др.). Однако задержка
секуляризации произошла, согласно Панкову, в силу мировоззрения тогдашнего общества, которое считало необходимым материально обеспечивать «устройство душ» и вообще испытывало благоговение перед духовенством[213]. Не совсем четко объяснял Панков фактическую разницу между владениями, имевшими жалованную грамоту, и владениями, не имевшими таковой. В XVI в., полагал он, положение крестьян в пожалованных вотчинах было не легче, чем в других землях, но крестьяне туда стремились лишь в надежде получить кратковременную льготу: монастыри давали ее вследствие большей своей материальной обеспеченности по сравнению с бестарханными светскими феодалами.
В 1721 г. Петр I ликвидировал патриархат, заменив его Святейшим Правительственным Синодом во главе с Обер-прокурором, который назначался императором. Централизация власти в руках царей, их претензии на богобоязненность и верховенство в церкви, процессы
секуляризации ослабляли былой авторитет церкви и ее иерархии, но не настолько, чтобы поколебать традиционную роль церкви – как союзницы самодержавия и позволить выйти на арену общественной жизни. Более того, будучи основным идеологическим символом самодержавия и пользуясь его всяческой поддержкой, православная церковь продолжала наступление против веротерпимости, жестоко душила даже религиозное новаторство, не говоря уже о свободомыслии (236, с. 219).
IV. Период активизации консервативной правовой идеологии в эпоху Смутного Времени, а позднее европеизации и
секуляризации русской жизни при Алексее Михайловиче и Петре Алексеевиче и возникновения первых прозападнических течений русской мысли в XVII–XVIII вв. Носителями охранительного мировоззрения в этот период были Иван Тимофеев, Аврамий Палицын, Юрий Крижанич, прот. Авакуум и в целом староверчество как форма народного консерватизма в рамках попытки изменения традиционного православия, И. С. Посошков, М.В. Ломоносов, АН. Болотов, М.М. Щербатов. По сути дела катализатором динамического развития охранительных идей и движений, причем во многом в стихийной, народной форме (раскольничество, восстание Степана Разина, бунт Емельяна Пугачева и др.) стало подчинение церкви государству после Собора 1666–1667 гг. и исправления традиционного богослужения, а при Петре Насильственное изменение русских традиций на европейский шведо-голландский лад. Можно сказать, что это эпоха народного охранительства, выразившегося в восстаниях и бунтах. Причем речь шла не о свержении как таковой власти, а о ее возвращении в лоно традиции Московского государства с народным самодержцем, независимостью православия, народным самоуправлением, Земскими Соборами и т. п. Характерно, что все руководители бунтов получали поддержку народа за счет приписывания себе царского происхождения – выживших, спасшихся царей (например, Петра III во время восстания Емельяна Пугачева).
Секуляризация , т. е. отчуждение церковных и монастырских имений, проводилась не без сопротивления группы церковных иерархов. Возглавлял эту борьбу ростовский митрополит Арсений Мациевич, считавший, что в результате секуляризации церковь «в конец истребится». В 1763 г., когда подготовлялась секуляризация, Арсений открыто выступил против попыток отобрать у церкви ее имения. В соборной церкви он подверг проклятию «обидящих церкви», имея в виду Екатерину II, по распоряжению которой проводилась секуляризация. У Арсения было даже желание наложить всеобщий интердикт. Но его не поддержали другие иерархи из-за боязни репрессий. За строптивость и неповиновение Арсений жестоко поплатился. Его лишили архиерейского сана и сослали в заключение в Николаевско-Корельский монастырь под «крепкое смотрение». Но и в далекой ссылке Арсений продолжал выступать против правительства, он сочинил особые молитвы о гонениях против церкви. В декабре 1767 г. Арсения расстригли и под именем Андрея Враля сослали на «вечное и безысходное содержание» в ревельский каземат, где он вскоре умер[55].
На рубеже XV–XVI вв. обостряется внутриполитическая борьба, что выливается в столкновение «нестяжателей» и «стяжателей». «Нестяжатели» в лице Нила Сорского, Вассиана Патрикеева[7], Максима Грека требовали продать церковные имения и раздать земли нищим. Первоначально власть поддерживала эту позицию, но, поняв, что добиться
секуляризации церковного имущества не удается из-за упорного сопротивления большинства церковных иерархов, заключила компромисс со «стяжателями» (иосифлянами), которые взамен отказались от поддержки сил феодального сепаратизма.
Однако затем русское присутствие на Афоне было почти полностью прервано в период османского владычества: в 1725 г. в Свято-Пантелеимоновском монастыре осталось только два русских монаха, а через 10 лет, после смерти последнего русского насельника, обитель была провозглашена греческой. В 1768 г. Свято-Пантелеимоновский монастырь разорился, был оставлен расколовшимся греческим братством и пришел в запустение. Кроме того, в XVII-XVIII вв. духовное влияние Афона в России несколько ослабло в связи с
секуляризацией . Новый подъем монашества в конце XVIII столетия был связан с деятельностью преп. Паисия Величковского, усвоившего традиции афонских исихастов и «умной молитвы» и ставшего основоположником русского старчества. Именно преподобный Паисий, прибывший на Афон в 1746 г., через 11 лет, в 1757 г. основал русский Свято-Ильинский скит[3].
Таким образом, укреплявшие свою государственность, восточнославянские племена нуждались одновременно в двух строительных материалах – законодательстве и единой религии. У византийского рецепиента было и то, и другое. Но вся штука заключалась в том, что параллельное заимствование обоих рычагов управления населением было не только возможностью, но и необходимостью. Дело в том, что “на Востоке сферы права, нравственности и религии никогда не достигали самостоятельности, так как идея одинакового в каждой из них проявления божественной воли препятствовала их обособлению. Более спокойный и холодный дух западных народов различал рядом с правовыми и нравственными положениями, установленными божественною волею, такие положения права и нравственности, за которыми он очень хорошо сознает их народное происхождение и характер. У греческого народа это деление правовых норм совершилось только в историческое время; римляне же с древнейших времен различали fas (религиозное, священное или откровенное право) от jus (человеческого права)” [44]. К моменту славянских заимствований
секуляризация еще не стала заметным явлением в юридической жизни Византии.
Профессор А. С. Павлов, известный специалист по каноническому праву, создал курс церковного права, в котором оно впервые было представлено как отрасль юридической науки[143]. Опираясь на солидную источниковую базу, А. С. Павлов дал определение предмета церковного права, показал его соотношение с каноническим правом, выделив их общие и особенные черты. Будучи преподавателем церковного права в Казанском, Новороссийском, а затем и Московском университетах, он в своих трудах научно разработал ряд юридических проблем церковного права. К числу наиболее известных работ А. С. Павлова относятся: «50-я глава Кормчей книги как исторический и практический источник русского брачного права» (Записки Казанского университета. 1864); «Первоначальный русский Номоканон» (Казань, 1869); «Об участии мирян в делах Церкви» (Казань, 1866); «Очерк
секуляризации церковных земель в России» (Одесса, 1871). Благодаря собранному автором уникальному материалу и высокому уровню его литературной обработки последняя книга получила широкую известность в дореволюционной, советской и современной историографии. Также его перу принадлежат работы: «Наказной список по Стоглаву» (Записки Академии наук. 1873); «Критические опыты по истории древнегреческой полемики против латинян» (XIX отчет Академии наук о присуждении Уваровских наград. СПб., 1878) и др.
Основным и глубоко трагичным итогом многоаспектной, тщательно продуманной и великолепно организованной политики католицизма в социальной сфере стала ее неспособность решить проблему
секуляризации западного общества и остановить утрату им христианских идеалов.
Поэтому, если мы хотим понять, откуда берется «открытость» протестантизма, его способность к «внутренней
секуляризации », мы должны прежде всего поставить вопрос, не заложены ли какие-то потенции подобного рода в самом содержании раннехристианской идеологии, как она фиксирована в Писании (а поскольку Писание, как оно ни перетолковывается и ни «прячется», все же остается главным источником для любой ветви христианства, то в какой-то степени и в христианстве вообще).
Русская православная церковь в борьбе со своими противниками всегда опиралась на мощь государства, которое укрощало силою непокорных. Но бороться с самим государством у церкви не было реальных возможностей. С наступавшей
секуляризацией , то есть насильственным превращением церковной собственности в светскую, справиться так и не удалось.