Связанные понятия
Большевики ́ — радикальное крыло (фракция) Российской социал-демократической рабочей партии после её раскола на фракции большевиков и меньшевиков (сокращённо Б-ки; полунасмешливая кличка, бывшая популярной в начале XX века — Беки).
Революционные комитеты (ревкомы) — временные властные органы, создаваемые большевиками и наделённые чрезвычайными полномочиями, действовавшие во время Гражданской войны в России. Сосредоточивали всю полноту гражданской и военной власти. В организации и деятельности их был использован опыт военно-революционных комитетов периода Октябрьской революции 1917 года.
Комитет бедноты (комбед) — орган Советской власти в сельской местности в годы «военного коммунизма», созданный декретами ВЦИКа от 11 июня и Совнаркома от 6 августа 1918 года.
VIII Всероссийский съезд Советов — съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов РСФСР, проходивший 22—29 декабря 1920 года в Москве.
Упоминания в литературе
Основные черты предстоящей реформы были намечены XIX Всесоюзной конференцией КПСС, проходившей с 28 июня по 1 июля 1988 г. в Москве. Резолюция «О демократизации советского общества и реформе политической системы» указывала, что «решающее направление реформы политической системы – обеспечение полновластия
Советов народных депутатов как основы социалистической государственности и самоуправления в нашей стране»[245]. Выступая на данной конференции, Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачёв говорил о необходимости «значительно расширить представительство трудящихся в высшем эшелоне государственной власти»[246]. Для этого, по мнению выступавшего, необходимо, чтобы помимо 1500 депутатов, избираемых от территориальных и национальных округов, «примерно ещё 750 депутатов избирались бы на съездах или на пленумах центральных органов партийных, профсоюзных, кооперативных, молодежных, женских, ветеранских, научных, творческих и других организаций… Вместе взятые, все эти депутаты, избираемые сроком на пять лет, составили бы новый орган государственной власти – Съезд народных депутатов СССР. Он собирался бы на свои заседания раз в год, решая самые важные конституционные, политические и социально-экономические вопросы жизни страны. Для обсуждения и решения всех вопросов законодательного, распорядительного и контрольного характера, направления работы подотчетных органов и нижестоящих Советов Съезд народных депутатов избирал бы из своего состава сравнительно небольшой по численности (скажем, 400–450 человек) Верховный Совет СССР, состоящий их двух палат. Это был бы постоянно работающий высший орган власти, подотчетный Съезду народных депутатов…»[247].
Вторую власть, без согласия которой блокировались распоряжения Временного правительства, представляли возродившиеся в ходе Февральской революции
Советы . Петроградский Совет рабочих депутатов превратился в Совет рабочих и солдатских депутатов 1 марта, после создания в его составе солдатской секции. Председателем Петросовета был избран Н. Чхеидзе. Своим приказом № 1 по гарнизону Петроградского округа Совет рабочих и солдатских депутатов начинает фактически устанавливать Советскую власть с момента своего образования, т. е. с 1 марта 1917 г. Опасаясь компрометации себя в глазах трудящихся, руководители Петроградского Совета эсеры и меньшевики отказались от вхождения во Временное правительство, оставив за собой «контроль» за его деятельностью, игнорируя предложение большевиков составить социалистическое правительство только из представителей, входящих в Совет.
Общая политическая обстановка оставалась нестабильной. Формальная власть в крае с 8 марта 1917 года принадлежала краевому комиссару А.Н. Русанову, депутату IV Государственной думы, назначенному Временным правительством, в городах в его поддержку действовали КОБы. В сельской местности возникали сельские и волостные крестьянские комитеты, в некоторых населенных пунктах также именовавшиеся Комитетами общественной безопасности. В это же время активно (и зачастую стихийно) на местах создавались новые органы революционной власти –
Советы . 21–24 мая 1917 года в Никольск-Уссурийске был созван первый областной съезд крестьянских депутатов, на который были также приглашены представители казачьего населения. Делегаты съезда высказались за организацию Крестьянского союза, для чего был избран Приморский областной совет крестьянских депутатов во главе с эсером Н.Л. Назаренко.
С течением времени приоритет Петроградского
совета , приписывавшего выдвинувшей его среде исключительную заслугу свержения старой власти, стал заметно падать. Огромная сеть комитетов, советов, наводнивших страну и армию, требовала участия в правительственной работе. В результате, в апреле состоялся съезд делегатов советов рабочих и солдатских депутатов. Петроградский совет реорганизован на началах более равномерного представительства, а в июне открылся Всероссийский съезд представителей советов рабочих и солдатских депутатов. Интересен состав этого, уже более полного, демократического представительства.
Сталину было что возразить собеседнику. Для начала он заметил, что взгляды большевиков по национальному вопросу известны («читайте резолюцию Апрельской конференции»), но поднятые Поршем темы подлежат государственному решению. В связи с этим он заявил, что уполномочен представить точку зрения советского правительства, которое избрано Вторым Всероссийским съездом
Советов рабочих и солдатских депутатов и именно потому является центральной властью. Крупным «козырем» в подтверждение сказанного стало вдобавок его сообщение о принятии накануне, 15(28) ноября, Чрезвычайным съездом Советов крестьянских депутатов решения об объединении Исполнительного комитета крестьянских депутатов с ВЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов, а также согласие левых эсеров создать с большевиками правительственную коалицию.
Связанные понятия (продолжение)
Исполни́тельный комите́т (кратко Исполко́м) — исполнительный орган власти, исполнительно-распорядительный орган Советов, существовавший в России, РСФСР и СССР в XX веке. Исполком - коллегиальный орган общего управления, в компетенцию которого входило: руководство государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством; организация проведения в жизнь предписаний вышестоящих государственных органов; разработка с широким участием масс проектов планов развития хозяйства и культуры в пределах...
Февральская революция (в советской историографии — Февральская буржуазно-демократическая революция или Февральский переворот, на Западе также часто используется название Мартовская революция (англ. March Revolution, в соответствии с календарём нового стиля) 1917 года в России — массовые антиправительственные выступления петроградских рабочих и солдат петроградского гарнизона, приведшие к свержению российской монархии и созданию Временного правительства, сосредоточившего в своих руках всю законодательную...
Третий
Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов проходил 10—18 (23—31 января) 1918 года в Петрограде, в Таврическом дворце.
Сове́тская респу́блика — особая разновидность республиканской формы правления, основу которой составляют особые представительные органы — Советы.
Совде́п — Совет депутатов. Согласно положению, закреплённому Конституцией 1918 г., Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика декларировалась как федерация Советов разных уровней. Местные Советы депутатов (городские и сельские) формировались прямым голосованием, а Съезды Советов (уездные, губернские и т. д.) состояли из депутатов местных Советов. Местные Советы депутатов сокращённо именовались «Совдепами».
Сове́т наро́дных комисса́ров РСФСР (сокр. Совнарком РСФСР; СНК РСФСР; до 1918 — Совет народных комиссаров) — правительство советской России в 1917—1946 годы. Учреждён 25 октября (7 ноября) 1917 «в качестве временного рабочего и крестьянского правительства» под названием Совет народных комиссаров, которое использовалось до принятия Конституции РСФСР 1918 года.
Фабрично-заводские комитеты , фабзавкомы — рабочие комитеты на заводах, создававшиеся во время революции 1917 года. Именно им Ленин вскоре после июльских дней предлагал передать всю полноту власти (вместо лозунга «Вся власть советам!» — «Власть фабзавкомам!»).
IV
Всероссийский Съезд Советов (Четвёртый Чрезвычайный Съезд Советов Рабочих, Солдатских, Крестьянских и Казачьих Депутатов) (14—16 марта 1918, Москва).
Съезд Советов — высший орган власти в системе Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов; высший территориальный орган власти в некоторых советских республиках в 1917—1937 годы. На съездах избирались исполнительные комитеты, которые съезд наделял полномочиями осуществлять законодательные, распорядительные и контролирующие функции в периоды между съездами Советов.
IX Всероссийский съезд Советов — Всероссийский съезд Советов, проходивший в Москве с 23 по 28 декабря 1921 года. Среди вопросов, обсуждавшихся на съезде: внешняя и внутренняя политика правительства, ход новой экономической политики, развития сельского хозяйства, помощь голодающим, восстановление промышленности, трансформация ВЧК в ГПУ при НКВД. Съезд утвердил декрет СНК «Об электрификации Р.С.Ф.С.Р.», закрепивший шаги по выполнению плана ГОЭЛРО.
Продотря́д (продовольственный отряд) — в период военного коммунизма вооружённый отряд, участвовавший в продразвёрстке. Продотряды состояли в основном из рабочих, солдат и матросов.
«Меньшевики ́» — умеренное крыло Российской социал-демократической рабочей партии, с 24 апреля 1917 — самостоятельная Российская социал-демократическая рабочая партия. Лидеры: Ю. О. Мартов, А. С. Мартынов, П. Б. Аксельрод, Г. В. Плеханов, Ф. И. Дан, И. Г. Церетели.
Государственное совещание в Уфе (известно также как Уфимское государственное совещание, Уфимское совещание) — наиболее представительный форум антибольшевистских правительств, политических партий, казачьих войск и местных самоуправлений востока России в г. Уфе 8—23 сентября 1918 г.
Российская республика — название государства на территории России с 1 (14) сентября 1917 по 25 октября (7 ноября) 1917 год. Провозглашена постановлением Временного правительства от 1 (14) сентября 1917 года до решения вопроса о государственном устройстве Учредительным собранием, для которого оно избиралось.
Вре́менное прави́тельство — правительство, создаваемое в государстве, стране (или каком-либо её регионе) на время переходного периода или чрезвычайного положения, как правило, при смене политического строя или политического режима, противниками существующей власти (сепаратистами (в регионах и странах), бунтовщиками).
Всероссийское демократи́ческое совещание (Демократи́ческое совещание) — совещание представителей политических партий и общественных организаций, проходившее в Петрограде 14—22 сентября (27 сентября — 5 октября) 1917 г. Итогом Совещания стало создание Предпарламента.
Петрогра́дский вое́нно-революцио́нный комите́т — орган Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов, созданный 12 (25) октября 1917, как заявлялось, для защиты революции от «открыто подготавливающейся атаки военных и штатских корниловцев» по инициативе председателя Петросовета Л. Д. Троцкого, а фактически подготавливавший и руководивший Октябрьским вооружённым восстанием в Петрограде. ВРК позиционировал себя как многопартийный орган Петросовета; в его состав, помимо большевиков, входил также...
Военный коммунизм — название внутренней политики Советского государства, проводившейся в 1918 — 1921 гг. в условиях Гражданской войны. Её характерными чертами были крайняя централизация управления экономикой, национализация крупной, средней и даже мелкой промышленности (частично), государственная монополия на многие продукты сельского хозяйства, продразвёрстка, запрет частной торговли, свёртывание товарно-денежных отношений, уравнивание в распределении материальных благ, милитаризация труда.
Государственное совещание в Москве (Московское государственное совещание) — всероссийский политический форум, созванный Временным правительством. Проходил в Москве 12 (25) — 15 (28) августа 1917 г. Совещание было созвано Временным правительством для информирования граждан России о политической ситуации в стране и объединения поддерживающих его сил среди разных слоёв и групп российского общества.
Контрреволю́ция как термин стал распространенным уже в XIX в. Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля определял контрреволюцию как «противовосстание, возмущение в пользу прежнего порядка, бывшего до переворота». Советская историография рассматривала контрреволюцию как регрессивный общественный процесс, направленный на реставрацию или сохранение отжившего общественного или государственного строя. Контрреволюция определялась как общественный процесс, противоположный революции, представляющий...
Революционные трибуналы (ревтрибуналы) — чрезвычайные судебные органы, существовавшие в некоторых Советских республиках и Советской России в 1918—1923 годах. Революционные трибуналы, наряду с ВЧК и местными чрезвычайными комиссиями, являлись органами, осуществлявшими красный террор.
Ле́вые коммуни́сты — внутрипартийная оппозиция внутри РКП(б), образовавшаяся в январе 1918 года. Призывали немедленно экспортировать революцию в другие страны с целью перехода к мировой революции, так как без этого социалистическая революция в России погибнет. Наибольшую известность приобрела борьба «левых коммунистов» против Брестского мира (1918), они считали мир с «империалистическими» странами принципиально недопустимым. Во внутренней политике они предлагали полностью уничтожить банки и форсировать...
Революции 1917
года в России (Февральская революция 1917 года и Октябрьская революция 1917 года с последующим триумфальным шествием советской власти) — условное название революционных событий, произошедших в Российской империи (республике) в 1917 году, начиная со свержения монархии во время Февральской революции, когда власть перешла к Временному правительству, которое, в свою очередь, было свергнуто в результате Октябрьской революции большевиков и их временных союзников, провозгласивших власть советов...
Женотдел (сокращение от Отдел по Работе Среди Женщин, Женский отдел, другие названия — Отдел работниц и крестьянок) — отдел при ЦК и местных комитетах РКП(б)/ВКП(б) по работе среди женщин. Женотделы были созданы в 1919 году на базе Комиссий агитации и пропаганды среди рабочих и крестьянок РКП(б). Инесса Арманд стала первой заведующей Женотдела при ЦК и пробыла на этом посту до 1920 года, когда её заменила Александра Коллонтай.
Сиби́рская областна́я ду́ма (полное наименование — Временная Сибирская областная дума, использовались также сокращения Сибоблдума, облдума, иногда современными историками используется аббревиатура СОД) — временный орган верховной, представительной и законодательной власти в автономной Сибири.
Всероссийское совещание Советов — первое всероссийское собрание представителей Советов рабочих и солдатских депутатов после Февральской революции 1917 года. Прошло 29 марта (11 апреля) — 3 (16) апреля 1917. В совещании участвовало 480 делегатов от 139 Советов, 13 тыловых воинских частей, 7 действующих армий и 26 отдельных частей фронта.
Продразвёрстка (сокращение от словосочетания продово́льственная развёрстка) — политика обеспечения заготовок продовольствия за счёт обложения крестьян налогом на зерновые («хлеб») и другие продукты в Российской Империи (РИ), Российской Республике (РС) и РСФСР проводимая в период с 1916 по 1921 год. Начало продразвёрстки было положено правительством Российской Империи в ноябре (декабре) 1916 года и продолжено Временным (в виде «хлебной монополии»), а затем и Советским правительством.
Продналог — твёрдофиксированный продовольственный натуральный налог, взимаемый с крестьянских хозяйств, введённый декретом ВЦИК от 21 марта 1921 года взамен продразвёрстки. Был первым актом Новой экономической политики.
Октябрьская всеобщая (всероссийская) политическая стачка — первое общероссийское политическое выступление рабочих и служащих, один из ключевых эпизодов Революции 1905—1907 годов в России. Проходила под лозунгами свержения самодержавия, завоевания демократических свобод, а также с экономическими требованиями. Стачка стала главной причиной издания Николаем II Манифеста 17 октября.
Агитатор (волнователь, подстрекатель, смутчик, зачинщик мятежа) — человек, побуждающий членов социума выполнять или не выполнять какие-либо действия, а также должность и военнослужащий её исполняющий, в ВС Союза ССР.
Военно-промышленные комитеты (ВПК) — организации российских предпринимателей, созданные с целью мобилизации промышленности для военных нужд, работавшие во время Первой мировой войны.
Московский военно-революционный комитет (МВРК) — орган Московских советов рабочих и солдатских депутатов по руководству вооружённым восстанием в Москве. После победы восстания действовал некоторое время в качестве высшего органа исполнительной власти в московском регионе. Существовал с 7 по 27 ноября 1917 года.
Кулак — до революции 1917 года — перекупщик, маклак, прасол, сводчик, особенно в хлебной торговле, на базарах и пристанях, сам безденежный, живёт обманом, обчётом, обмером; маяк орл. орел, тархан тамб. варяг моск. торгаш с малыми деньжонками, ездит по деревням, скупая холст, пряжу, лён, пеньку, мерлушку, щетину, масло и пр. прасол, прах, денежный барышник, гуртовщик, скупщик и отгонщик скота; разносчик, коробейник. (словарь В. И. Даля)
Центральный комитет — учреждение, в котором сосредоточиваются все дела по известному управлению или название руководящего органа (комитета) в некоторых организациях и формированиях.
Большеви́зм (от большевик) — революционное марксистское течение политической мысли и политический режим, связанный с формированием жёстко централизованной, сплочённой и дисциплинированной партии социальной революции, ориентированной на свержение существующего государственного строя, захват власти и установление «диктатуры пролетариата».
Комисса́р (от лат. commissārius «уполномоченный») — должность или звание лица, облечённого властью, либо члена комиссии. Должностное лицо, облечённое правительством либо международной организацией особыми полномочиями, уполномоченный, наделённый единоличной властью. В частности, наместник, представитель центра или человек, временно наделённый специальными полномочиями. Реже — член комиссии, чаще всего исполнительной.
Гражда́нская война ́ — наиболее острая форма разрешения накопившихся социальных противоречий внутри государства, которая проявляется в виде крупномасштабного вооружённого противостояния между организованными группами или, реже, между нациями, входившими в состав ранее единой страны. Целью сторон, как правило, является захват власти в стране или в отдельном регионе.
Калу́жская сове́тская респу́блика — республика советов, провозглашённая на территории Калужской губернии со столицей в городе Калуге, в феврале 1918 года после событий Октябрьской революции и существовавшая непродолжительное время, - по июль 1918 года.
Центра́льный исполни́тельный комите́т СССР (ЦИК СССР) — высший орган государственной власти СССР в 1922—1938 годах, избираемый Всесоюзными съездами Советов и периодически (а на практике — эпизодически) собираемый на сессии в промежутках между Всесоюзными съездами Советов.
Культурная революция в СССР как целенаправленная программа по трансформации национальной культуры на практике зачастую буксовала и была массированно реализована лишь в годы первых пятилеток. В результате, в современной историографии существует традиционное, но, по мнению ряда историков, не вполне корректное, а потому зачастую оспариваемое соотнесение культурной революции в СССР лишь с периодом 1928—1931 гг.. Культурная революция в 1930-е годы понималась как часть больших преобразований общества и...
Маёвка — в России до 1917 года нелегальное собрание революционно настроенных рабочих, устраиваемое за городом в день 1 мая. Первоначально маёвки были связаны со встречей весны — праздничные гуляния, семейные и дружеские выезды на природу, пикники, календарно приуроченные к первым дням мая. Также уже в СССР так назывался пикник на природе с шашлыками.
Вре́менное Сиби́рское прави́тельство (под председательством П. Я. Дербера), с 29 июня 1918 переименовано во Временное правительство автономной Сибири (ВПАС) — существовало на территории Сибири и Дальнего Востока во время Гражданской войны в России с 28 января (10 февраля) по 22 октября 1918 года. Встречается также термин «группа Дербера», введённый политическими противниками, чтобы подчеркнуть ограниченный и с сомнительной легитимностью статус правительства.
Упоминания в литературе (продолжение)
Борьба за и против съезда дала на местах последний толчок большевизации
советов . В ряде отсталых губерний, например Смоленской, большевики, одни или вместе с левыми эсерами, получили впервые большинство только во время кампании за съезд или при выборах делегатов. Даже на сибирском съезде советов большевикам удалось в середине октября создать вместе с левыми эсерами прочное большинство, которое легко наложило свою печать на все местные советы. 15-го Киевский Совет 159 голосами против 28 при 3 воздержавшихся признал будущий съезд советов «суверенным органом власти». 16-го съезд советов Северо-Западной области в Минске, т. е. в центре Западного фронта, признал созыв съезда неотложным, 18-го Петроградский Совет произвел выборы на предстоящий съезд: за большевистский список (Троцкий, Каменев, Володарский, Юренев и Лашевич) подано 443 голоса, за эсеров – 162; все это левые эсеры, тяготеющие к большевикам; за меньшевиков 44 голоса. Заседавший под председательством Крестинского съезд уральских советов, где на 110 делегатов приходилось 80 большевиков, потребовал от имени 223 900 организованных рабочих и солдат созвать съезд советов в назначенный срок. В тот же день, 19-го. Всероссийская конференция фабрично-заводских комитетов, наиболее непосредственное и неоспоримое представительство пролетариата всей страны, высказалась за немедленный переход власти в руки советов, 20-го Иваново-Вознесенск объявил все советы губернии стоящими «на положении открытой и беспощадной борьбы с Временным правительством» и призвал их самостоятельно разрешать хозяйственные и административные вопросы на местах. Против резолюции, означавшей низвержение местных правительственных властей, поднялся всего один голос при одном воздержавшемся, 22-го большевистская пресса опубликовала новый список 56 организаций, требовавших перехода власти к советам это все сплошь подлинные массы, в значительной мере – вооруженные.
Когда в результате Октябрьской революции была свергнута власть Временного правительства и Россия была объявлена Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой (РСФСР), перед новой властью наряду с решением важнейших военных, экономических (в связи с разрухой в народном хозяйстве) и других задач, встала необходимость создания нового аппарата государственного управления, представительной, исполнительной, судебной власти, в том числе новой системы государственного контроля, отвечавшего идеям Октябрьской революции. Было понятно, что без надлежащего управления, без создания новой структуры контрольных органов решение поставленных задач невозможно. Российская Коммунистическая Партия большевиков (РКП(б)), возглавившая революционные преобразования, считала своей опорой рабочий класс и с его помощью намеревалась реализовывать намеченные планы. Поэтому после принятия основных решений о власти и преобразования существовавших органов власти и управления, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) и
Совет Народных Комиссаров (СНК), правительство России своим Декретом от 14 (22) ноября 1917 г. утвердили и ввели в действие Положение о рабочем контроле. В соответствии с Положением и на его основе местным Советам рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, которые после Февральской революции были созданы практически повсеместно, было предоставлено право принимать нормативные акты о рабочем контроле, в которых конкретизировались права и обязанности контрольных органов в соответствии с местными условиями и обстоятельствами.
Довольно решительный характер события приняли в Баку. Узнав 15 марта о революции, рабочие на следующий день объявили всеобщую «приветственную» забастовку. На большом митинге, состоявшемся во дворе городской управы, было решено послать приветственную телеграмму в адрес Временного комитета Государственной думы. В ночь на 18 марта был создан новый орган власти из представителей общественных организаций – Бакинский временный исполнительный комитет, в состав которого вошли представители городского самоуправления,
Совета рабочих депутатов, кооперативов, профсоюзов, продовольственного совещания. Одновременно с его организацией возник и Совет рабочих депутатов, председателем которого был избран известный революционер Степан Шаумян. Организацию новой власти в уездах взял на себя Бакинский совет сельского хозяйства.
Объединение
Советов . Принципиальное значение для формирования советского государства имело объединение рабочих и крестьянских Советов в единую систему. Для этого большевикам надо было добиться признания крестьянскими Советами первых декретов Советской власти, объединения исполкомов, а затем и съездов Советов параллельных систем народного представительства.
Однако во многих районах страны, в том числе и в Петрограде, номинальная власть
Советов не всегда сразу переходила в реальную. Возникший в конце февраля 1917 г. Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов представлял собой достаточно громоздкий орган, насчитывавший в марте до 3000 депутатов[4] и разделенный всего на две секции: рабочую и солдатскую. Большевики, находившиеся в явном меньшинстве в Совете, с самого начала его работы требовали перевыборов, но неизменно натыкались на сопротивление меньшевиков и эсеров. Правда, на отдельных предприятиях в мае-июне депутаты были переизбраны, тогда же изменился персональный состав районных Советов, частично завоеванных большевиками. После событий 3–5 июля уже меньшевики и эсеры ратовали за перевыборы Совета, намереваясь, по выражению члена Петербургского комитета РСДРП(б) В. Володарского, «вытурить» из него большевиков. Ничего у них из этого не вышло. Большевики же без перевыборов увеличивали ряды своих сторонников в городском Совете и в ночь с 31 августа на 1 сентября впервые на пленуме Петросовета провели свою резолюцию по текущему политическому моменту и по вопросу о власти. 9 сентября Совет отправил в отставку старый президиум и исполком, что позволило ленинской газете «Рабочий путь» провозгласить: «Отныне политической линией Совета будет линия партии большевиков»[5]. С этого времени кампания по перевыборам Совета оживилась, но своего пика достигла лишь в ноябре-декабре 1917 г., уже после Октябрьского вооруженного восстания. Большевики укрепляли свои позиции, хотя сформировать Совет полностью из своих сторонников не смогли.
К чему же пришли страны в своем большинстве в новое время, в т. ч. и Россия? Прежде всего, это отказ от производственного принципа выдвижения кандидатов, теперь в России исключительно территориальные выборы. В Советском Союзе в начальный период перестройки применили такой вариант корпоративного представительства, как избрание части депутатов вновь созданного верховного представительного органа государственной власти – Съезда народных депутатов СССР от компартии и иных общественных организаций (профсоюзов, комсомола и т. д.). Это позволило вовлечь во власть и политическую жизнь страны свежие силы. Но в своем большинстве новоявленные депутаты не стали представителями своих организаций, они, все же, не только назывались народными депутатами СССР, но и реально выступали в общенародных, общегосударственных интересах (так, избранный Академией наук СССР народным депутатом академик А. Д. Сахаров предлагал реформы политической системы страны, проект новой Конституции СССР и др.). Вместе с прекращением существования СССР осталась в истории и эта система представительства. Можно предположить, что в любом случае она не просуществовала бы недолго, поскольку созданный из ее среды Верховный
Совет СССР стал действовать на постоянной основе с зачатками профессионального парламентаризма, являя собой прообраз будущего союзного парламента. К тому же в Российской Федерации, которая единственной из союзных республик ввела у себя также Съезд народных депутатов РСФСР, он формировался путем избрания депутатов по территориальному принципу.
Февральская революция 1917 г. открыла перед Махно двери тюрьмы, и в марте он вернулся в Гуляйполе. Махно приобрел популярность как борец с самодержавием и оратор на сходах населения, был избран в местный орган власти – Общественный комитет. Он стал лидером гуляйпольской группы анархо-коммунистов, которая подчинила своему влиянию Общественный комитет и установила контроль над сетью общественных структур района, включавшую Крестьянский союз (с августа –
Совет ), Совет рабочих депутатов и профсоюз. Махно возглавил волостной исполком Крестьянского союза, который фактически стал органом власти в районе.
Можно вспомнить, например, как проходило рассмотрение ряда вопросов на III съезде
Советов (в том числе объединением крестьянских Советов и Советов рабочих и солдатских депутатов), обсуждение и ратификация Брестского мира (IV съезд Советов), разработка и принятие Конституции РСФСР 1918 года (V съезд Советов). Другой отличительной чертой Советов должна была стать их близость к избирателям, для чего предусматривалась довольно частая переизбираемость их состава (по Основному Закону РСФСР 1918 года, срок полномочий депутатов составлял всего 3 месяца), право отзыва депутатов и публичный, открытый характер работы Советов. Все это теоретически позволяло сосредоточить в руках коллегиального выборного органа власти как нормотворческую, так и исполнительную работу.
На съезде
Советов Северной области заслушаны доклады по вопросам: земельному, о II съезде Советов и организационному. По докладу Антонова о земельном вопросе принято обращение-призыв к крестьянскому населению, в котором съезд, отмечая, что за 7 месяцев революции крестьянство ничего не дождалось («правительства, революции сменялись одно за другим, но не менялась их борьба с крестьянством») и в отчаянии теперь поднимается для мести и разрушения, – призывает крестьянство от пути погромов помещичьих усадеб перейти к организации для планомерной борьбы за переход всех земель в ведение земельных комитетов. «Крестьянство должно знать, что его сыны в окопах, в казармах и на судах флота, что рабочие фабрик и заводов – на его стороне, и близки дни решительного боя, когда революционные рабочие, солдаты и матросы восстанут для борьбы за землю, за волю, за справедливый мир. Они установят рабоче-крестьянскую власть Советов крестьянских, рабочих и солдатских депутатов» (см. приложение 30-е). По докладу Лашевича о II съезде Советов принято воззвание, опровергающее клевету буржуазии, Временного правительства и соглашателей, будто съезд Советов сорвет Учредительное собрание; предлагающее переизбрать все организации, высказывающиеся против съезда, как нарушающие постановление I съезда Советов и превышающие свои полномочия, опрокинуть все препятствия и через голову вышестоящих комитетов обеспечить представительство на съезде в назначенный срок – 20 октября (см. приложение 31-е). Постановлено организовать Северный областной комитет, который обеспечил бы созыв Всероссийского съезда Советов и сплотил вокруг себя все Советы области. В состав областного комитета избрано 17 чел. – 11 большевиков и 6 левых эсеров. От большевиков в комитет вошли: Дыбенко, Крыленко, Зоф, Антонов (Овсеенко), Дашкевич, Рабчинский, Королев, Раскольников, Игнатов, Сергеев, Стучка.
Сталин и Наркомнац. 26 октября 1917 г. на II съезде
Советов Сталин избирается членом ВЦИК (Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов – верховного законодательного, распорядительного и контролирующего органа РСФСР) и утверждается народным комиссаром по делам национальностей. Этот пост ему доверили потому, что первый теоретический труд «Марксизм и национальный вопрос» Сталина был посвящен национальному вопросу, и он к этому времени был признанным специалистом в партии по межнациональным отношениям. Не последнюю роль для назначения на эту должность в многонациональной России сыграло и кавказское происхождение Сталина.
«Принимая во внимание, что организации так называемых
советов рабочих, крестьянских, солдатских и казачьих депутатов, составлявшиеся на основах, ничего общего с демократическими принципами не имеющих, в своей прошлой деятельности проявили враждебность государственному правопорядку и местной власти, вплоть до преступного посягательства на верховные права Всероссийского Учредительного Собрания и Сибирской Думы, а также ввиду того, что политические интересы населения достаточно представлены в политических партиях, а классовые – в профессиональных союзах, что советы вызывают непримиримую ненависть населения, Временное Сибирское Правительство постановляет:
В инструкции Народного комиссариата внутренних дел, опубликованной 24 декабря 1917 г. (первом документе, содержащем принципиально новый подход к организации власти на местах), устанавливалось, что
Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, являясь органами местной власти, вполне самостоятельны в вопросах местного характера, но всегда действуют сообразно декретам и постановлениям как центральной Советской власти, так и более крупных объединений (уездных, губернских и областных Советов), в состав которых они входят.
Пролетарская Революция свершилась в ночь с 24 на 25 октября 1917 года, который был днем проведения руководимого В.И. Лениным и И.В. Сталиным многопартийного II Всероссийского съезда
Советов рабочих и солдатских депутатов в Петрограде, который принимает Декрет о мире и Декрет о земле, формирует правительство новой Советской России – Совет Народных Комиссаров (СНК) во главе с В.И.Лениным, обязывает правительство «проводить программу, одобренную Всероссийским Вторым съездом и состоящую в постепенных, но твердых и неуклонных шагах к социализму», а также избирает Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) под председательством Л.Б. Каменева. И.В. Сталин избирается членом ВЦИК и утверждается народным комиссаром по делам национальностей. В этой должности он проработает до 1923 года.
В течение марта 1917 г. аналогичные органы управления возникают в Костроме, Иваново-Вознесенске, Орехово-Зуеве и во всех прочих губернских и уездных городах ЦПР. Всего же по стране, по сведениям МВД, тогда было образовано 79 губернских, 651 уездный и около тысячи волостных исполнительных комитетов. Их социальная база была существенно шире, чем у прежних земских учреждений, довольно аристократических и консервативных по своему составу. Демократический социальный состав Комитетов Общественной Безопасности (КОБов) позволил сегодня некоторым исследователям ввести в их отношении такой осовремененный термин, как «антицаристский» или даже «народный фронт»21. В Иваново-Вознесенске, например, в созданном 3 марта 1917 г. Революционном КОБе действовало 15 большевиков22. В Комитет московских общественных организаций также входили представители Московского
Совета рабочих депутатов, довыборы которых прошли 2 марта. Среди депутатов КООМа были и большевики Ногин и Смидович. Как справедливо пишет по этому поводу американский исследователь Д. Дж. Рейли23, участие большевиков в КОБах, как правило, критически оценивалось советскими историками, исключение составляет только В. И. Старцев, полагавший, что только в Петрограде не было создано коалиционного органа местной власти, подобного КОБам24.
В 1906–1917 гг. существовала сословно-политическая организация поместного дворянства «Объединенное дворянство» из 81 губернии и 20 областей, объединенных в генерал-губернаторства. Она устраивала ежегодные съезды своих уполномоченных, в промежутках между которыми действовал «Постоянный
совет объединения дворянских обществ». Первым председателем высшего органа общероссийской дворянской организации был А. Бобринский. Впоследствии эту должность занимали А. Нарышкин, А. Струков и А. Самарин. Постоянный совет, стоявший на консервативных позициях, сотрудничал с «Союзом русского народа» (лидеры H. Е. Марков и В. М. Пуришкевич входили в Совет), поддерживался многими фракциями Государственной думы и Государственным советом. Падение его влияния связано с размежеванием членов Постоянного совета в годы 1-й мировой войны. После Февральской революции 1917 г. некоторые его представители вошли в состав Временного правительства.
Уже 28 ноября в Северодонецке (Луганская область) состоялся Всеукраинский съезд народных депутатов и депутатов местных
советов всех уровней, на который съехались около 4 тыс. делегатов из 17 регионов Украины.[44] Главным решением съезда стало заявление о возможности создания Юго-Восточной автономии, в случае прихода к власти «нелегитимного президента» В. Ющенко. Для этого предполагалось провести референдум. Также было принято решение о создании Межрегионального совета органов местного самоуправления украинских регионов. Однако из-за нерешительности организаторов съезда и общей направленности региональных руководителей на клан победителей, инициативы съезда остались нереализованными. Наиболее последовательных глав Харьковской области Е. Кушнарёва и Донецкого областного совета Б. Колесникова обвинили в сепаратизме и арестовали, однако вскоре уголовные дела были закрыты за отсутствием состава преступления. Но после официальной победы «в третьем туре выборов» В. Ющенко, автономистские настроения сохранились только в названии оппозиционной Партии Регионов.
Уже 28 ноября в Северодонецке (Луганская область) состоялся Всеукраинский съезд народных депутатов и депутатов местных
советов всех уровней, на который съехались около 4 тыс. делегатов из 17 регионов Украины.[52] Главным решением съезда стало заявление о возможности создания Юго-Восточной автономии, в случае прихода к власти «нелегитимного президента» В. Ющенко. Для этого предполагалось провести референдум. Также было принято решение о создании Межрегионального совета органов местного самоуправления украинских регионов. Однако из-за нерешительности организаторов съезда и общей направленности региональных руководителей на клан победителей, инициативы съезда остались нереализованными. Наиболее последовательных глав Харьковской области Е. Кушнарёва и Донецкого областного совета Б. Колесникова обвинили в сепаратизме и арестовали, однако вскоре уголовные дела были закрыты за отсутствием состава преступления. Но после официальной победы «в третьем туре выборов» В. Ющенко, автономистские настроения сохранились только в названии оппозиционной Партии Регионов.
По Конституции РСФСР 1918 г. выборы были тайными, но при этом не являлись всеобщими, равными и прямыми. Исключение составляли лишь прямые выборы в низовые (сельские и городские)
советы . Депутаты последующих уровней избирались на соответствующих съездах Советов. Следует отметить, что начиная с первых лет советской власти определяющее влияние на управление государством оказывали высшие партийные органы большевиков: ЦК РКП (б), Политбюро ЦК РКП (б), Съезд партии, хотя формально Конституция 1918 г. не содержала сведений об этом. Также в первой отечественной Конституции, в отличие от последующих основных законов, отсутствовали сведения об организации судебной власти.
В условиях массовой мобилизации новых социальных групп и конкуренции земств с
советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов традиционные органы самоуправления не смогли действовать полноценно. Большинство земств не поддержало большевиков и возлагало свои надежды на Учредительное собрание[64]. Это и предопределило отношение новой власти к земской системе. В январе 1918 г. III Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов признал советы единственной формой управления. С января по май 1918 г. прошла активная ликвидация земств и формирование советов в губерниях, уездах и волостях. Последние земства прекратили свое существование в июле того же года (если не учитывать кратковременное восстановление земств на территориях, занимавшихся Белым движением в период Гражданской войны).
Создание чекистских органов Украинской ССР проходило в очень сложных исторических условиях. Оно начиналось в годы, когда Украина была независимым государством. Первый Всеукраинский съезд
Советов 12 (25) декабря 1917 года провозгласил образование Украинского социалистического государства и решил установить тесную связь Украины с Россией. На Украину были распространены принятые вторым Всероссийским съездом Советов декреты о мире, земле, рабочем контроле и другие. Был избран Всеукраинский ЦИК Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, которые образовали советское правительство и установили советскую власть. Но так как территория молодого государства стала одним из основных театров Гражданской войны и борьбы с внешней интервенцией, мирное строительство новой власти здесь неоднократно прерывалось.
Еще в январе 1969 г. профсоюзы включились в подготовку закона о предприятии, важнейшей составной частью которого явилось определение полномочий
советов трудящихся (заводских или рабочих советов). К марту 1969 г. их количество достигло 500[169]. Однако Черник отказался от данного им ранее обещания представить проект закона не позднее конца первого квартала 1969 г. Участники проходившего 4–7 марта 1969 г. VII [170] съезда профсоюзов в принятой резолюции открыто выразили несогласие с изменением этих сроков. Съезд принял следующие документы: Хартию чехословацкого профсоюзного движения с требованием продолжения намеченных Программой действий экономических реформ; Программу Революционного профсоюзного движения, а также документ «К вопросу о советах трудящихся», в котором намечались перспективы развития системы самоуправления на предприятиях. Кроме этого на профсоюзном съезде его делегаты – рабочие-металлисты приняли проект письма, которое адресовалось советским профсоюзам, а также предпринимались попытки выдвижения кандидатуры Й. Смрковского на пост председателя Центрального совета Революционного профсоюзного движения Чехословакии[171].
В такой обстановке депутаты Думы не подчинились императорскому указу и составили Временный комитет, назначивший своих комиссаров во всех правительственных учреждениях. Тогда же в том же Таврическом дворце собрались представители рабочих и солдат, образовавшие Петроградский
совет рабочих и солдатских депутатов. Председателем его был избран депутат-социалист Н. С. Чхеидзе, до этого отказавшийся войти в состав Временного комитета Думы. Две новых власти тут же оказались на грани конфликта, поскольку каждая уже назначила своего коменданта Петрограда. Однако Совет счел за лучшее отступить, предоставив инициативу Думе. Та, в свою очередь, не могла не считаться с Советом, потому что солдатские депутаты уже добились от Совета Приказа № 1: теперь часть столичного гарнизона подчинялась Совету, контроль над вооружением переходил к солдатским комитетам, а решения Думы подлежали исполнению лишь в том случае, если не противоречили решениям Совета. Не желая обострения конфликта, 1 марта лидеры Думы и Совета заключили соглашение об образовании Временного правительства, которое возглавил князь Г. Е. Львов. В составе его преобладали конституционные демократы, единственным социалистом в нем был А. Ф. Керенский, назначенный министром юстиции. Фактическим лидером нового правительства стал министр иностранных дел П. Н. Милюков.
Надо сказать, что стремление придать Верховному
Совету СССР именно такую направленность почувствовали многие депутаты. Известный правозащитник А. Д. Сахаров, тоже избранный народным депутатом СССР, уже на первом заседании Съезда изложил мнение ряда московских депутатов: Съезду не может быть уготована роль выборщика, т. е. формирование Верховного Совета СССР, он не может отдать законодательную власть одной пятой своего состава[2]. Но все же Съезд не превратился в постоянно работающий орган, хотя его заседания и проводились чаще, чем один раз в год, как программировалось сначала Конституцией; тем не менее Съезд стал политически довольно значимым органом демократической организации союзной государственной власти.
Поддержку комиссару, члену своей партии, попытались оказать эсеры, активизировав свою деятельность как в уездах, так и в губернском центре. 2 ноября на общем собрании
Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов они выступили с предложением отказать в поддержке Совету народных комиссаров. Но большинство собрания их не поддержало, приняв следующее постановление: «Признать Временное пролетарское, крестьянское правительство, образованное в Петрограде 26 октября…» [1, с. 130].
«Установленный конституцией 1918 г. и действующий до настоящего времени порядок многостепенных выборов местных исполкомов, ЦИКов союзных и автономных республик и ЦИКа СССР был вызван необходимостью подавления сопротивляющихся советской власти буржуазно-помещичьих классов, вооруженной борьбой с ними рабочих и беднейших слоев крестьянства при малочисленности в те годы по сравнению с крестьянством ведущего революционного класса – пролетариата, распыленностью и отсталостью крестьянских масс и преобладанием в хозяйстве нашей страны капиталистического уклада. В настоящее время социалистический уклад является безраздельно господствующим. Коллективизированное более чем на 75 % крестьянство… превратилось в многомиллионную организованную массу… Учитывая все эта изменения и в целях дальнейшего непосредственного приближения органов власти к массам трудящихся на основе все более полного осуществления ими советского демократизма на практике VII съезд
Советов Союза ССР постановляет: 1. Признать целесообразным и своевременным переход к выборам районных, областных и краевых исполкомов, ЦИКов союзных и автономных республик и ЦИКа Союза ССР прямым и открытым голосованием избирателей непосредственно на избирательных собраниях, на которых избираются члены городских и сельских советов, с установлением одинаковых норм представительства для городского и сельского населения…»[135]
В результате состоявшихся 12 декабря выборов, в Законодательный орган страны попали преимущественно представители партийной и исполнительной властей, которые (ветви власти) сталинские реформаторы как раз и старались разделить. Депутатами Верховного
Совета СССР стали многие первые секретари ЦК нацкомпартий, крайкомов и обкомов, партийные деятели всех рангов, председатели исполкомов, наркомы и их заместители, генеральный прокурор, директора заводов, хозяйственные руководители, военачальники, работники органов внутренних дел, учёные, писатели, учителя, врачи, председатели колхозов, передовые рабочие и колхозники. То есть при формировании новой государственной структуры восторжествовал прежний принцип «единства» законодательной, исполнительной и партийной ветвей власти, когда одни и те же люди должны были инициировать, а затем принимать (угодные им) законы, а потом успешно их выполнять (себе на пользу).
Обе версии одинаково далеки от истины. В действительности Петроградский
совет был создан не как второй центр власти, альтернативный Временному правительству. Выборы в него начались еще до царского указа о роспуске Думы и, следовательно, раньше того, как Дума создала свой Временный комитет. Не был Совет и органической частью революционного движения. Как в 1905-м, так и в 1917 г. это был специальный орган объединенного социалистического и революционного фронта в военное время, рождавшийся в огне и буре приближавшейся революции. В отличие от прочих боевых организаций рабочего класса, он создавался не сверху, а снизу, путем выборов на фабричных и заводских митингах, а потому представлял собой нечто вроде «предварительного парламента» рабочего класса.
Идея создания ГКО была выдвинута Л. П. Берией на совещании в кабинете Председателя СНК СССР Молотова в Кремле, на котором присутствовали также Маленков, Ворошилов, Микоян и Вознесенский. Таким образом ГКО был образован 30 июня 1941 года совместным постановлением Президиума Верховного
Совета СССР, Совета Народных Комиссаров СССР и Центрального Комитета ВКП(б). Необходимость создания ГКО, как высшего органа руководства, мотивировалась тяжелым положением на фронте, требовавшим, чтобы руководство страной было централизовано в максимальной степени. В упомянутом постановлении говорится, что все распоряжения ГКО должны беспрекословно выполняться гражданами и любыми органами власти.
В конце июля – начале августа 1917 г. состоялся VI съезд РСДРП (б), на котором было принято решение об изменении тактики и переориентации партии на вооруженный захват власти. Но реально этот политический курс был утвержден не на партийном съезде, как того требовал устав партии, а на узком заседании членов ЦК 10 октября 1917 г., причем некоторые его участники были не согласны с принятым решением. 12 октября при Петроградском
Совете был организован Военно-революционный комитет, выполнявший функции штаба по подготовке вооруженного восстания. В ВРК, кроме большевиков, вошли представители левого крыла эсеровской партии. Возглавил ВРК Л. Троцкий. 22 октября Военно-революционный комитет делегировал своих представителей во все воинские части Петроградского гарнизона. Одновременно во всех районах города большевиками были организованы многочисленные митинги, на которых выступали лучшие партийные ораторы. В отличие от стихийной Февральской революции новое восстание было подготовлено большевиками с большей тщательностью, о чем знали все политические силы. Оживленное обсуждение намерений большевиков и их шансов на успех шло даже на городских улицах. Однако центральная власть вяло отреагировала на известие о готовящемся восстании.
И далее следовало перечисление тех отраслей, которые подлежали объединению. Среди них были не только военная организация и военное командование, но и
советы народного хозяйства, железнодорожное хозяйство и управление, финансы, комиссариаты труда этих республик.[133] Объединение этих жизненно важных отраслей производилось притом, что признавалась независимость всех советских республик, более того, эта независимость в постановлении прямо подчеркивалась. Хотя среди руководства российской компартии имелись и другие настроения. В литературе обращено внимание на интервью Л. Б. Каменева газете «Правда» опубликованное 24 мая 1919 г., где он призывал к слиянию Украины и России.[134] А в июне того же года при ВЦИК создается специальная комиссия во главе с тем же Л. Б. Каменевым и в которую входили Н. Н. Крестинский, Х. Г. Раковский, Д. И. Курский, с целью изучения вопроса о вхождении национальных республик в состав РСФСР.[135] В работе комиссии принимали также участие Л. М. Карахан, А. И. Рыков, Э. М. Склянский, то есть комиссия была весьма представительной. Можно только предположить какими могли быть решения этой комиссии, по известным причинам не завершившей своей работы, зная взгляды Каменева того времени, а также тогдашние взгляды председателя Совнаркома Украины Х. Г. Раковского. На заседании комиссии 2 июня 1919 г. Раковский подчеркивал возможность постоянного объединения только на началах федеративного устройства при создании единого органа верховного управления в виде Федеративного Совета Республик. Как временную, предварительную меру он предложил введение в состав ВЦИК представителей Республик и подчинение ряда республиканских наркоматов соответствующим ведомствам РСФСР.[136] Во время Гражданской войны предпринимались и конкретные шаги по разработке единой политики в области народного образования и культуры.[137]
Так, Выборгский райком РСДРП(б), выполнявший в этот момент функции ПК, принял на общем собрании 1 марта резолюцию о необходимости образования Временного революционного правительства. Причем в третьем пункте этого документа прямо говорилось, что «Возникший
Совет рабочих и солдатских депутатов, непрерывно вовлекая новые революционные кадры восстающих народа и армии, должен объявить себя Временным революционным правительством и неотложно провести следующие мероприятия: поставить Временный комитет, составившийся из 12 членов Государственной думы, в непосредственное подчинение Временному революционному правительству». Как правильно заметила Т. А. Абросимова, «по сути это было требование передачи власти Петроградскому Совету». Интересно, что К. И. Шутко, выступивший докладчиком на этом собрании и предложивший процитированную выше резолюцию, а также его товарищи из Выборгского райкома рассматривали Петросовет не просто как источник власти, но как уже готовое правительство (т. е. вполне в соответствии с теми тезисами, которые месяц спустя опубликует Ленин).
Неоднородность депутатского корпуса СФ обусловливалась в этот период не столько идеологическими, сколько социально-психологическими факторами. Здесь можно выделить несколько линий размежевания, причем чаще скрытых, чем выражавшихся в явной форме: представители национально-территориальных образований – представители российских территорий; руководители регионов – рядовые депутаты; депутаты, работающие в СФ на постоянной основе – депутаты, работающие «по совместительству». Самой представительной группой в СФ являлись высокопоставленные государственные чиновники местных органов исполнительной и законодательной власти, Администрации Президента и правительственных структур. В общей сложности эти группы занимали в нем 120 мест. Президенты и премьер-министры республик в составе России, главы администраций краев и областей выставили свои кандидатуры в 66 субъектах Российской Федерации и почти 90 % из них попали в «сенат» первого созыва. Кроме того, были избраны 23 высокопоставленных чиновника местной исполнительной власти. Председатели доживавших последние дни
Советов в 32 регионах выставили свои кандидатуры, и в 20 из них были избраны. Третьей составляющей «партии власти» стали делегированные в регионы представители московского политического истеблишмента. Из 11 столичных чиновников 8 добились успеха. При этом в Совете Федерации была обеспечена кадровая преемственность между старым депутатским корпусом и новым: примерно треть «сенаторов» уже имела опыт парламентской деятельности.[288]
В июне 1917 года на 1-м Всероссийском съезде
Советов из его делегатов – представителей флотов, флотилий и ГМШ на базе Морской секции при ЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов России создается Центральный комитет (ЦК) Всероссийского военного флота – Центрофлот – выборный орган, руководивший деятельностью всех ЦК флотов и флотилий. Однако, поскольку большинство его членов составляли эсеры и меньшевики (61 из 66 членов), то к началу Октябрьского вооруженного восстания Центрофлот перешел на сторону контрреволюции и утратил влияние в среде матросов. В результате военные моряки – депутаты 2-го Всероссийского съезда Советов создали инициативную группу в составе десяти делегатов («коллегия десяти»), которая 26 октября 1917 года образовала руководящий орган революционных военных моряков – Военно-морской революционный комитет (ВМРК)[284] и распустила «соглашательский» Центроф-лот. Некоторые члены последнего – сторонники Советской власти – сразу же примкнули к комитету. В него были также кооптированы представители Центробалта. Всего в состав ВМРК вошло до 70 членов. Во главе ВМРК находилась Морская коллегия. Контроль деятельности Морского министерства осуществляли секции ВМРК. В тот же день в ходе работы съезда был образован первый высший орган военного управления в составе советского правительства (Совета народных комиссаров, СНК) – Комитет по военным и морским делам (КВМД). Морское министерство перешло в его подчинение[285].
На съезде обсуждалась, но так и не была принята поправка о реформе постоянно действующего представительного органа власти – Верховного
Совета . Докладывал этот вопрос я. К сожалению, «демократически» настроенная часть зала перевела его в плоскость политической конфронтации, использовала для сведения счетов с политическими противниками. Некоторые депутаты настаивали на совершенно нереалистичной идее преобразования всего съезда в Верховный Совет. Не сумев договориться между собой, «демократы» проиграли – ни одна из поправок не прошла. Съезд ограничился тем, что снял требование о «паритетных началах» формирования комиссий и комитетов, которое практически парализовало избрание этих рабочих органов Верховного Совета. В Конституции было закреплено, что отныне комитеты и комиссии формируются палатами на «совместных началах».
В 80-х гг. XX в. упразднили систему трудовых коллективов и партийных ячеек и ввели должность председателя местного
Совета , учредили президиум местного Совета. На местах начали действовать различные отделы, управления, комитеты и комиссии. Местные Советы решали все вопросы местного значения, исходя из общегосударственных и партийных интересов, но не из интересов населения.
Непосредственно перед этим съездом, 20 февраля (4 марта) 1916 г., в Петрограде был открыт 1-й Съезд представителей металлообрабатывающей промышленности. Его председателем был единогласно избран А. Д. Протопопов, тот самый, которого осенью того же года либеральная общественность дружно обвинит в непрофессионализме и безумии. Съезд рекомендовал включить не менее двух членов избранного
Совета съезда в Особые совещания по обороне, топливу, перевозкам, продовольствию, обеспечению армии предметами боевого и материального снаряжения и другие комиссии, которые еще будут созданы правительством14. Кроме того, съезд выступил категорически против секвестра Путиловского завода, «всегда стоявшего во главе инициативы и производства вооружения нашей армии»15. На заводе шла забастовка, в разжигании которой его владелец на съезде обвинил Рабочую группу ЦВПК. Ее председатель вслед за этим публично возразил под аплодисменты промышленников16. Проблема взаимодействия общественных и рабочих организаций с особой остротой встала на 2-м съезде ВПК.