Связанные понятия
Комендант (фр. commandant «командир») — командная (начальственная) воинская или гражданская должность.
Вое́нный комисса́р (сокр., от лат. Commissarius — уполномоченный) — воинская должность, существовавшая в различные периоды времени, а также существующая в современный период в вооружённых силах ряда стран мира...
Комисса́р (фр. commissaire — уполномоченный) в формировании войск (сил) — назначенный в подразделение, часть, соединение, объединение специальный представитель политического руководства государства (либо правящей партии), осуществляющий политическое наблюдение за военным командованием и личным составом, а также ведущий в формировании политико-просветительскую и воспитательную работу («политработник»).
Арме́йские комите́ты , иногда называемые Солдатские комитеты — высшие выборные политические организации в русской армии, возникшие в 1917 году.
Агитатор (волнователь, подстрекатель, смутчик, зачинщик мятежа) — человек, побуждающий членов социума выполнять или не выполнять какие-либо действия, а также должность и военнослужащий её исполняющий, в ВС Союза ССР.
Упоминания в литературе
– назначает заместителей (за исключением Верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности). Эта должность не ведет к большому увеличению полномочий
комиссара , за исключением первого заместителя председателя Комиссии, который получает полномочия председателя в случае его отсутствия.
8 февраля 1920 г. НКГК был реорганизован в Рабоче-крестьянскую инспекцию (РКИ)[135], в которую вошли представители от рабочих и крестьян. РКИ осуществляла надзор за соблюдением законов и декретов в органах власти и управления, имела право проверять законность актов, издаваемых данными органами, приостанавливать их незаконные действия и распоряжения, а также ставить вопрос о привлечении виновных должностных лиц к судебной ответственности. Право отмены незаконного распоряжения принадлежало только народному
комиссару РКИ. В уездах и губерниях действовали соответственно уездные и губернские исполнительные комитеты РКИ, возглавляемые в центре народным комиссаром РКИ.
28 октября (10 ноября) 1917 г. по уполномочию Советского правительства Народный комиссариат внутренних дел издал постановление «О рабочей милиции». В нем не предусматривались какие-либо конкретные организационные формы милицейского аппарата, это должно было стать прерогативой местных Советов. В декабре 1917 г. Совет Народных
Комиссаров принял решение о создании Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК) при СНК по борьбе с контрреволюцией и саботажем.
Указ Петра о Сенате вышел 22 февраля 1711 года. В нем не были четко определены функции будущего высшего государственного органа. Сенат планировался быть коллегиальным органом. Петр назначил в него губернаторов и руководителей ведомств (приказов). Для работы Сената с губерниями были выбраны губернские
комиссары .
Как известно, 25 октября 1917 года в результате вооружённого восстания в Петрограде Временное правительство было свергнуто, и власть в России перешла в руки Военно-Революционного комитета Петроградского Совета. II Всероссийский съезд Советов избрал Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) и образовал правительство – Совет Народных
Комиссаров (СНК). Однако действовавший приказ министра юстиции требовал от всех почтово-телеграфных отделений России задерживать сообщения, призывающие к свержению Временного правительства и неисполнению его распоряжений.
Связанные понятия (продолжение)
Всероссийский главный штаб,
Всероглавштаб — один из двух главных штабов Красной Армии (РККА) во время гражданской войны.
Революционные комитеты (ревкомы) — временные властные органы, создаваемые большевиками и наделённые чрезвычайными полномочиями, действовавшие во время Гражданской войны в России. Сосредоточивали всю полноту гражданской и военной власти. В организации и деятельности их был использован опыт военно-революционных комитетов периода Октябрьской революции 1917 года.
Войска ВОХР (Войска внутренней охраны республики) — войска ВЧК, ОГПУ, НКВД РСФСР (СССР), в задачу которых входила охрана и оборона особо важных объектов, сопровождение грузов, охрана мест лишения свободы.
Отряд — штатное или нештатное (временное) воинское формирование, создаваемое в вооружённых силах многих государств для выполнения боевой или специальной задачи.
Запа́сные армии (ЗапА, ЗА) — войсковые формирования (объединение, Армия), предназначенные для подготовки стратегических резервов и пополнений; существовали в Красной Армии в 1919 — 1921 годах.
Подробнее: Запасная армия
Мобилизация (М, мобилизационное развёртывание, фр. mobilisation, от mobiliser — приводить в движение) — совокупность мероприятий, направленных на приведение вооружённых сил (ВС) и государственной инфраструктуры (государства) в военное положение в связи с чрезвычайными обстоятельствами в нём или в мире.
Военный совет (Военсовет) — коллективный орган руководства войсками в видах вооружённых сил государств, военных округов (флотов), групп войск и так далее...
Вре́менное прави́тельство — правительство, создаваемое в государстве, стране (или каком-либо её регионе) на время переходного периода или чрезвычайного положения, как правило, при смене политического строя или политического режима, противниками существующей власти (сепаратистами (в регионах и странах), бунтовщиками).
Совде́п — Совет депутатов. Согласно положению, закреплённому Конституцией 1918 г., Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика декларировалась как федерация Советов разных уровней. Местные Советы депутатов (городские и сельские) формировались прямым голосованием, а Съезды Советов (уездные, губернские и т. д.) состояли из депутатов местных Советов. Местные Советы депутатов сокращённо именовались «Совдепами».
Революционные трибуналы (ревтрибуналы) — чрезвычайные судебные органы, существовавшие в некоторых Советских республиках и Советской России в 1918—1923 годах. Революционные трибуналы, наряду с ВЧК и местными чрезвычайными комиссиями, являлись органами, осуществлявшими красный террор.
Делопроизводитель — служащий, ответственный за ведение документооборота организации — делопроизводство (независимо от форм собственности), заключающегося в регистрации и учете входящей и исходящей корреспонденции, а также иной внутренней документации.
Штаб (от нем. Stab) — основной орган управления войсками (силами), предназначенный для руководства их повседневной и боевой деятельностью.
Вое́нный контро́ль — первый орган военной контрразведки Красной Армии, учреждённый 30 мая 1918 года.
Сове́ты — избираемые населением на определённый срок коллегиальные представительные органы народной власти в Российской империи (в 1905—1907 годах), в Российской республике, в РСФСР, в СССР, в Российской Федерации (до 4 октября 1993 года) и в других советских республиках.
Особое совещание по обороне осуществляло «высший надзор» за деятельностью промышленных предприятий, изготовлявших предметы боевого снабжения, распределяло военные заказы между русскими и иностранными заводами, содействовало образованию новых заводов. Возглавлялось военным министром. Особое совещание имело свой местный аппарат — заводские совещания, в которое входили чиновники и представители местной буржуазной общественности. Совещанию подчинялся русский правительственный комитет в Лондоне, через...
Петрогра́дский вое́нно-революцио́нный комите́т — орган Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов, созданный 12 (25) октября 1917, как заявлялось, для защиты революции от «открыто подготавливающейся атаки военных и штатских корниловцев» по инициативе председателя Петросовета Л. Д. Троцкого, а фактически подготавливавший и руководивший Октябрьским вооружённым восстанием в Петрограде. ВРК позиционировал себя как многопартийный орган Петросовета; в его состав, помимо большевиков, входил также...
Политический отдел (
политотдел , ПО) — отдел в воинских частях, соединениях, объединениях и управлениях РККА и Советской армии ВС СССР, связанный с пропагандой и агитацией.
Всероссийский земский союз помощи больным и раненым воинам, состоящий под покровительством Ея Императорского Высочества Великой Княгини Елизаветы Федоровны — общественно-политическая организация, возникшая в августе 1914 года.
Уе́здный во́инский нача́льник (также окружно́й воинский начальник) — нестроевая штаб-офицерская должность в местном военном управлении Российской империи, учреждённая по указу Сената, от 26 августа 1874 года, в ходе военной реформы, заменившей рекрутскую повинность всеобщей воинской повинностью.
Народный комиссариат по морским делам РСФСР — государственный орган РСФСР, осуществлявший руководство военно-морским флотом. Действовал с февраля 1918 года (после упразднения Морского министерства) по 12 ноября 1923 года. Создан наряду с Народным комиссариатом по военным делам и в 1923 году совмещён с ним, образовав Народный комиссариат по военным и морским делам.
Гражда́нская война ́ — наиболее острая форма разрешения накопившихся социальных противоречий внутри государства, которая проявляется в виде крупномасштабного вооружённого противостояния между организованными группами или, реже, между нациями, входившими в состав ранее единой страны. Целью сторон, как правило, является захват власти в стране или в отдельном регионе.
Всевобуч (всеобщее военное обучение) — система обязательной военной подготовки граждан, которая существовала в РСФСР и Советском Союзе.
Черво́нное каза́чество (укр. Червоне козацтво — общевойсковое соединение (с 1920 года — корпус) вооружённых сил Советской Украины в период Гражданской войны. Было сформировано правительством Украинской Народной Республики Советов со столицей в Харькове в противовес войскам Украинской Народной Республики со столицей в Киеве — так называемому Вольному казачеству, ориентированному на конфронтацию с Москвой. Одно из воинских формирований в составе РККА, известных под собирательным названием «красноказачьи...
Полевое управление авиации и воздухоплавания (ПУАВ, ПУАиВ) — формирование (орган военного управления) при Штабе Верховного Главнокомандующего Русской императорской армии и Флоте (РИАиФ), отвечающее за сформирование, переформирование, реорганизации, перемещения и демобилизацию воздухоплавательных и авиационных частей, их боевую подготовку, снабжение техническими средствами, правильным использованием в бою авиационных и воздухоплавательных средств. Так же за организацию и деятельность авиационных школ...
Интенда́нт (фр. intendant — управляющий, смотритель) — во Франции первоначально всякое лицо, которому поручалась какая-либо отрасль управления, затем — должностное лицо военного ведомства, служащее по интендантской части.
Во́инская до́лжность (в/д) — должность (ранее чин) военнослужащего или военнообязанного в запасе (отставке) вооружённых сил государства, которая определяет его положение (права и обязанности) по отношению к другим военнослужащим или военнообязанным.
Главнонача́льствующий — должность наместника или начальника центрального органа управления в Российской империи, на территории Вооруженными силами Юга России и в СССР.
Трибунал (лат. tribunal — судилище) — чрезвычайный суд, нередко (но не обязательно) военный, так или иначе противопоставленный регулярным судам общей юрисдикции. Название «трибунал» носили суды инквизиции. По образцу Международного военного трибунала в Нюрнберге (перед которым происходил Нюрнбергский процесс) такое название носят Международный трибунал по бывшей Югославии и Международный трибунал по Руанде. В Польше конституционный суд именуется Конституционным трибуналом. В английском юридическом...
Ра́порт (от фр. rapport, rapporter — доносить, докладывать) — донесение, официальный устный или письменный доклад (сообщение) от нижестоящего к вышестоящему, преимущественно в военном деле, при обращении к начальникам (командирам) в процессе служебной деятельности о чём-либо, а также о выполнении взятых на себя обязательств.
Продотря́д (продовольственный отряд) — в период военного коммунизма вооружённый отряд, участвовавший в продразвёрстке. Продотряды состояли в основном из рабочих, солдат и матросов.
Февральская революция (в советской историографии — Февральская буржуазно-демократическая революция или Февральский переворот, на Западе также часто используется название Мартовская революция (англ. March Revolution, в соответствии с календарём нового стиля) 1917 года в России — массовые антиправительственные выступления петроградских рабочих и солдат петроградского гарнизона, приведшие к свержению российской монархии и созданию Временного правительства, сосредоточившего в своих руках всю законодательную...
Генерал-гевальдигер (от нем. Gewaldherr) — воинская должность установленная в Вооружённых силах Российской империи в 1711 году и закрепленная Воинским уставом императора России Петра Великого от 30 марта (10 апреля) 1716 года.
Военная комендатура — военная организация, предназначавшаяся для обеспечения правопорядка и воинской дисциплины в Вооружённых Силах Союза ССР и Российской Федерации.
Гарнизо́н (старофр. garnison от garnir — снабжать, вооружать) — термин в военном деле, который может иметь следующие понятия...
Румынский фронт — оперативно-стратегическое объединение Русской императорской армии на южном крыле русско-германского фронта Первой мировой войны. Образован 3 (16) декабря 1916 года в связи с разгромом румынской армии войсками Центральных держав, произошедшим осенью 1916 года.
Ме́стное вое́нное управле́ние — орган военного управления в Российской империи, имевший своей главной задачей: в мирное время — распоряжения по ежегодному комплектованию армии и заведование чинами запаса; с объявлением мобилизации и во время войны — распоряжения об укомплектовании армии личным составом и лошадьми до штатов военного времени, равно о пополнении убыли; на нём же лежат распоряжения по демобилизации после окончания войны.
Украинская держава (укр. Українська Держава, неофиц. Второй Гетманат укр. Другий Гетьманат) — государственное образование в период Гражданской войны на территории современной Украины, находившееся под протекторатом Германской империи (апрель — декабрь 1918 года). Полумонархический диктаторский гетманский режим был установлен 29-30 апреля 1918 года в результате государственного переворота, которому предшествовал разгон оккупационными властями Центральной рады. Во главе провозглашённой Украинской державы...
Зе́мская рать — вооружённые силы Приамурского земского края, сформированные из находившихся в Приморье белогвардейских войск в 1922 году.
Корпусной комиссар — воинское звание высшего военно-политического состава Рабоче-крестьянской Красной армии.
Наро́дный комиссариа́т (наркома́т) — в Советском государстве (в РСФСР, в других союзных и автономных республиках, в СССР) в 1917—1946 годах — центральный орган исполнительной власти, ведающий управлением в отдельной сфере деятельности государства или в отдельной отрасли народного хозяйства; аналог министерства. Как правило, во главе Народного комиссариата стоял Народный комиссар (нарком), входящий в правительство — Совет Народных Комиссаров соответствующего уровня.
Российская республика — название государства на территории России с 1 (14) сентября 1917 по 25 октября (7 ноября) 1917 год. Провозглашена постановлением Временного правительства от 1 (14) сентября 1917 года до решения вопроса о государственном устройстве Учредительным собранием, для которого оно избиралось.
Полити́ческий руководи́тель (сокр.) — воинская должность военнослужащих военно-политического состава вооружённых сил Советской России и Вооружённых Сил СССР, существовавшая в различные периоды 1919—1942 годов, уполномоченных осуществлять политический контроль за действиями командиров подразделений (командиров несамостоятельных воинских формирований, входящих в состав воинских частей), а также вести работу по политическому воспитанию и поддержанию морально-психологической боеготовности личного состава...
Украинская советская армия (Украинская Красная армия) (укр. Українська радянська армія; Українська Червона армія) — регулярные вооружённые силы Советской Украины в период Гражданской войны в России (конец 1918 — середина 1919 гг.).
Упоминания в литературе (продолжение)
Растерянность в административных органах давала повод к активизации общества, его давления на власть. Так, в Пермской губернии вновь образованным органом власти – Комитетом общественной безопасности (КОБ) были подвергнуты аресту губернатор М. А. Лозина-Лозинский, вице-губернатор Л. Троекуров, начальник запасной бригады, непременный член Белоусов, два жандармских офицера и ряд других представителей власти. КОБы при участии Советов рабочих депутатов (СРД) решали вопросы о выдвижении кандидатуры на пост губернского
комиссара . Назначенные Временным правительством, вынуждены были снимать с себя полномочия, так как не пользовались популярностью. Не были приняты и кандидатуры, выдвинутые ими в качестве своих преемников. На эти должности в Пермской губернии были избраны тов. председателя Пермского КОБа А. Е. Ширяев (председатель Пермского областного ВПК), в Вятской губернии – П. И. Паньков (март), позднее кооператор, земский деятель эсер П. Т. Саламатов, его помощник – Н. В. Огнев, общественный деятель, депутат I Государственной думы, в Оренбургской губернии – эсер Н. В. Архангельский, в Уфимской – сочувствующий кадетам П. Ф. Коропачинский[12]. Наблюдалась частая смена губернских комиссаров. Так, в июле 1917 г. в Пермской губернии фигурирует уже третье лицо на этом посту. Центральная власть не только не контролировала этот процесс, но и сама вносила определенные трудности. В июне 1917 г. в числе 15-ти офицеров и 20-ти солдат, призванных на военную службу, был пермский губернский комиссар Временного правительства прапорщик Турчевич. Сообщая об этом в Министерство внутренних дел его заместитель Оболенский, отмечал, что это «создаст сразу полную разруху управления губернии» и просил разрешения на созыв в ближайшее время губернского съезда по перевыборам нового комиссара и его помощников[13].
В ответ большевистское правительство решило переподчинить себе деятельность Комиссии по выборам. 20 ноября Совнарком поручил наркому внутренних дел Г. Петровскому взять под контроль Комиссию с целью завладеть всеми ее документами для ориентировки в положении вещей. Члены Комиссии отказались сотрудничать с эмиссарами большевистского правительства. Уже 23 ноября они были арестованы и переведены из Таврического дворца, где размещалась Комиссия, в Смольный. Был назначен специальный
комиссар по Учредительному собранию М. Урицкий, получивший широкие полномочия по смещению и назначению членов Комиссии по выборам.
Отсутствие прокуратуры не означало, что до ее создания не был организован надзор за законностью. Декрет СНК РСФСР от 7 марта 1918 г. № 2 «О суде» постановил при советах рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов создать коллегии лиц, посвящающих себя правозаступничеству в форме как общественного обвинения, так и общественной защиты. Надзор и контроль за соблюдением законов в деятельности местных органов власти и органов государственного управления осуществляли в то время различные учреждения, в компетенцию которых входили и другие функции. Например, ВЦИК, который надзирал за точным применением декретов на всей территории РФ, Совет Народных
Комиссаров , народные комиссариаты. Особое место в системе государственных органов, наделенных надзорно-контрольной функцией, занимали Рабоче-крестьянская инспекция (РКИ), органы Народного комиссариата государственного контроля и его местные учреждения, которые были в 1920 г. ликвидированы в силу их малой эффективности. Функции по надзору за соблюдением законов выполняли также и органы ВЧК, надзор за законностью являлся и обязанностью судебно-следственных органов. Ревтрибуналы проверяли законность проведения следственных действий органами ВЧК, обоснованность содержания граждан в местах лишения свободы. Законность действий милиции и исправительно-трудовых учреждений находилась под контролем следственных комиссий и народных судов. В компетенцию Народного комиссариата юстиции входили наблюдение за деятельностью органов следствия, обвинения, защиты и дача им руководящих указаний, организация мест лишения свободы и заведование ими.
Ташкентский совет Р и СД, ввиду ряда случаев нарушения генеральным
комиссаром Временного правительства соглашения с исполнительным комитетом Совета о передвижении и расформировании частей гарнизона (см. 3/16 октября), предложил всем полковым, ротным и командным комитетам исполнять только те приказы, в принятии которых участвовал представитель исполнительного комитета («Известия Ташкентского СР и СД», № 1).
Комиссия по постановке граждан на воинский учет утверждается главой органа местного самоуправления (местной администрации). В состав комиссии включаются военный
комиссар района, города без районного деления или иного равного им муниципального (административно-территориального) образования либо заместитель военного комиссара (он является председателем комиссии), специалист по профессиональному психологическому отбору, секретарь комиссии, врачи-специалисты.
Как бы то ни было, появление Совета
комиссаров не только не упорядочило структуру власти и управления в Петрограде, но вконец ее запутало. 18 марта «Красная газета» довела до сведения горожан, что Петроградский Совет остается «верховным органом местной власти» и сообразует свою работу с постановлениями ВЦИК и СНК России. Остается и исполком Петросовета, заменяющий Совет «во всех случаях, не терпящих отлагательств». Новообразованный орган – Совет комиссаров – непосредственно осуществляет местную власть, неся ответственность и перед Советом, и в ряде случаев перед его исполкомом. Комиссариаты, включив в себя соответствующие отделы Петросовета, «объединяют в своих руках все отдельные отрасли местной работы». Их руководство, кстати, простиралось и на местные органы центральных российских комиссариатов.
На Кавказе сообщение об отречении Николая II первым получил тогдашний наместник великий князь Николай Николаевич, попытавшийся сохранить прежний административный порядок в крае. Однако уже 16 марта состоялось собрание представителей районов и отдельных предприятий Тифлиса под председательством Ноя Жордания, на котором было решено образовать Тифлисский Совет рабочих депутатов. Образованный по его инициативе Временный исполнительный комитет обратился в правительство с просьбой «незамедлительно командировать на Кавказ одного или нескольких
комиссаров из числа видных общественных деятелей». Вскоре из Петрограда была получена телеграмма с сообщением о создании 22 марта Временным правительством Особого закавказского комитета, который уже выехал в Тифлис. В его состав вошли члены Государственной думы В.А. Харламов (председатель), М.И. Пападжанов, М.Ю. Джафаров, князь К. Абашидзе и П.Н. Переверзев, что вызвало недовольство со стороны Тифлисского Совета [9]. Последний настоял на включении в состав своего представителя, в результате чего там вместо Переверзева появился меньшевик А. Чхенкели, что значительно укрепило позиции Совета рабочих депутатов в Закавказье.
Следует отметить, что с самого начала новая власть попыталась использовать и применить в новых условиях опыт и структуру прежней системы контроля. Ранее существовавший государственный контроль декретом от 5 декабря 1917 г. был преобразован в Народный комиссариат государственного контроля. Во главе его был поставлен специальный народный
комиссар . При наркоме предполагалось образовать коллегию из трех человек, причем из лиц, которые были членами I Всероссийского контрольного съезда, состоявшегося еще при Временном правительстве в июне 1917 г. Приказом наркома от 29 ноября 1917 г. все служащие приглашались приступить к работе. Однако по призыву ЦК Всероссийского союза служащих государственного контроля была организована забастовка и служащие учреждений государственного контроля в Петрограде, Москве и других крупных городах России бойкотировали работу. Созданный комиссариат государственного контроля, его коллегия и возглавлявший комиссариат нарком пытались преодолеть саботаж и основное внимание уделяли финансовому контролю. Однако роль комиссариата государственного контроля в этот период была незначительной.
После октября 1917 года в стране был создан новый государственный аппарат во главе с В.И. Лениным. Высшим органом законодательной власти стал Всероссийский съезд Советов; органом исполнительной власти был ВЦИК, избираемый Съездом. Первое советское правительство – Совет Народных
Комиссаров (Совнарком). Для руководства отдельными отраслями государственного управления постановлением Съезда были созданы первые 13 народных комиссариатов (наркоматов).
Понимая, что за всеми этими действиями стоял губернский
комиссар , ВРК выступил с предупреждением непосредственно в его адрес. 2 ноября в специальном отношении на его имя ВРК заявил: «Ввиду того, что Военно-революционный комитет образован по постановлению гарнизонного собрания и может быть распущен только им, Комитет заявляет, что Ваше требование о закрытии Комитета последним игнорируется.
Утром 27 октября съезд принял постановление об организации власти – о создании правительства и нового ВЦИК. Вопрос о составе правительства, названного Советом народных
комиссаров (СНК), вызвал спор. Левые эсеры отказались войти в него, считая, что оно должно представлять коалицию всех советских партий. Их поддержали меньшевики-интернационалисты, а делегат от Викжеля угрожал всеобщей железнодорожной забастовкой, если не будет создано «однородное социалистическое правительство». Тем не менее съезд утвердил составленный Лениным еще 25 октября список членов СНК, оглашенный Л. Б. Каменевым (последующие составы СНК утверждались ВЦИК). В состав первого однопартийного Советского правительства вошло 15 большевиков. Его председателем стал В. И. Ленин. Наркомом иностранных дел стал Л. Д. Троцкий, внутренних дел – А. И. Рыков, земледелия – В. Н. Милютин, труда – А. Г. Шляпников, торговли и промышленности – В. П. Ногин, народного просвещения – А. В. Луначарский, финансов – И. И. Скворцов-Степанов, юстиции – А. Ломов (Г. И. Оппоков), продовольствия – И. А. Теодорович, почт и телеграфов – Н. П. Авилов (Глебов). Комитет по военным и морским делам возглавили В. А. Антонов-Овсеенко, Н. В. Крыленко, П. Е. Дыбенко (в тот же день комитет был преобразован в народный комиссариат по военным делам – Наркомвоен), наркомат по делам национальностей (Наркомнац) – И. В. Сталин. Пост наркома по железнодорожным делам временно остался вакантным. Съезд утвердил правительство как «временное», «до созыва Учредительного собрания».
А после «октябрьских событий» на совещаниях департаментов Правительствующего Сената от 6 и 23 ноября 1917 г., созванных по инициативе бывшего министра юстиции С. М. Зарудного, Петроградский военно-революционный комитет и Совет народных
комиссаров были квалифицированы так:
В начале 1918 г. была разработана структура и определены обязанности ЧК. Во главе всех ведомства стоял ВЧК при СНК, которая являлась высшим органом административно-исполнительной власти, ей были подчинены в своих действиях территориальные органы, а также
комиссары . В каждом губернском городе создается губернская, а в крупных уездах – уездные ЧК. ГубЧК являлась высшим органом административно-исполнительной власти, ей подчинялись УЧК, комиссары городов и железных дорог5.
В июне 1917 года на 1-м Всероссийском съезде Советов из его делегатов – представителей флотов, флотилий и ГМШ на базе Морской секции при ЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов России создается Центральный комитет (ЦК) Всероссийского военного флота – Центрофлот – выборный орган, руководивший деятельностью всех ЦК флотов и флотилий. Однако, поскольку большинство его членов составляли эсеры и меньшевики (61 из 66 членов), то к началу Октябрьского вооруженного восстания Центрофлот перешел на сторону контрреволюции и утратил влияние в среде матросов. В результате военные моряки – депутаты 2-го Всероссийского съезда Советов создали инициативную группу в составе десяти делегатов («коллегия десяти»), которая 26 октября 1917 года образовала руководящий орган революционных военных моряков – Военно-морской революционный комитет (ВМРК)[284] и распустила «соглашательский» Центроф-лот. Некоторые члены последнего – сторонники Советской власти – сразу же примкнули к комитету. В него были также кооптированы представители Центробалта. Всего в состав ВМРК вошло до 70 членов. Во главе ВМРК находилась Морская коллегия. Контроль деятельности Морского министерства осуществляли секции ВМРК. В тот же день в ходе работы съезда был образован первый высший орган военного управления в составе советского правительства (Совета народных
комиссаров , СНК) – Комитет по военным и морским делам (КВМД). Морское министерство перешло в его подчинение[285].
3. Совет народных
комиссаров РСФСР (СНК). Являлся советским правительством, формировался ВЦИКом «для общего управления делами Республики». Согласно ст. 38 Конституции СНК должен был принимать «все меры, необходимые для правильного и быстрого течения государственной жизни», в том числе посредством издания декретов, постановлений и инструкций. В состав СНК входили председатель и народные комиссары. СНК был ответствен перед Всероссийским съездом Советов и перед ВЦИКом.
В течение весны и лета 1918 г. наряду с исполнением обязанностей председателя губисполкома и председателя губкомпартии был губернским военным
комиссаром и председателем губсовкархоза. После ярославского восстания был назначен окружным военным комиссаром Ярославского округа. В декабре 1918 г. получил назначение командующего 4‑й армией на Восточном фронте.
При существовавшем тогда порядке нарком внутренних дел СССР не имел права своей властью принять, назначить, переместить или уволить подчинённого ему руководителя, поскольку эти должности относились одновременно к номенклатуре Центрального Комитета партии и могли замещаться только с ведома этого партийного властелина. Исходя из тезиса «кадры решают всё», партийные вожди Страны Советов жёстко сохраняли за собой право расстановки и контроля деятельности руководителей, находившихся на ключевых постах. Считалось, что даже вопреки экономическим и общественным законам, природным условиям и другим неблагоприятным обстоятельствам, правильная расстановка кадров позволяла преданным коммунистам-руководителям, вооружённым самой передовой марксистско-ленинской теорией, успешно, по-большевистски, твёрдо и уверенно решать самые сложные задачи социалистического строительства. Таким образом, для назначения руководящего работника на номенклатурную должность, например, в Центральный аппарат, нарком внутренних дел должен был сначала направить в ЦК ВКП(б) подготовленное Отделом кадров секретное письмо с просьбой о разрешении на такое действие и обоснованием его целесообразности. Только после получения санкции от партийного органа принималось соответствующее постановление Совета Народных
Комиссаров Союза ССР, и только тогда нарком подписывал приказ о назначении. (Что мы и видели выше на примере назначения Круглова С.Н. на должность заместителя наркома внутренних дел по кадрам.) Информация о назначении первых (официальных) лиц, например, наркомов, публиковалась в печати.
Государственная Штатная Комиссия при Совете Народных
Комиссаров – СМ СССР находилась в двойном подчинении – Отдела и СМ СССР.
12 января Временное бюро обратилось с просьбой в Наркомвоен созвать на III Всероссийском съезде Советов из числа фронтовых делегатов совещание по вопросу организации новой армии[121]. 13 января члены Временного бюро Григорьев, Иоргенбергер, Литке, Микошо и Никонов подготовили проекты декретов Совета Народных
Комиссаров об организации Красной Армии и об учреждении Всероссийской коллегии по организации Красной Армии. Ими же был разработан проект приказа Всероссийской коллегии о Временном главном штабе РККА[122]. В тот же день Временное бюро приняло эти проекты и передало их Наркомвоену[123].
72 крупных города выделены из окружного подчинения, в них образованы муниципальные корпорации – старейшие, наиболее представительные и автономные органы самоуправления в Индии. Население этих городов избирает на срок 3–5 лет Генеральный совет, члены которого из своего состава выбирают мэра города и его заместителей сроком, как правило, на один год. Главным управляющим корпорации, в руках которого сосредоточена исполнительная власть, является назначаемый правительством штата
комиссар корпорации. В каждой муниципальной корпорации имеются комиссии по важнейшим направлениям ее деятельности: по вопросам образования, здравоохранения, финансов, санитарии, текущим вопросам и т. д.
После Октябрьской революции остро встал вопрос о местном самоуправлении. Советом Народных
Комиссаров (СНК) 27 декабря 1917 г. был принят решающий Декрет о роспуске Земского союза, в результате чего с органами местного самоуправления было покончено. Был создан Комиссариат по местному самоуправлению, ставший ключевым органом в системе местного самоуправления. В распоряжение Комиссариата были переданы важнейшие институты местного самоуправления: 1) Главное управление по делам местного хозяйства; 2) касса городского и земского кредита; 3) земские учреждения.
4 марта: Постановлением Совета народных
комиссаров образован Высший военный совет, военным руководителем которого назначен бывший генерал М.Д. Бонч-Бруевич.
15) Желательно было бы, чтобы в волостных районах в интересах экономии сил и средств должность
комиссаров Чрезвычайной Комиссии соединялась с должностью комиссаров милиции.
Декретом Совета Народных
Комиссаров РСФСР «О суде» № 1 от 24 ноября 1917 года в стране были упразднены все действующие ранее суды. Были созданы местные суды и революционные трибуналы, в которых подлежали рассмотрению и дела в отношении военнослужащих. Создание специальных судов для вооруженных сил не предусматривалось, поскольку Народным комиссариатом проводилась линия на осуществление идеи единого суда.
Временное правительство пыталось укрепить свою власть в регионах и расширить свою поддержку, в частности, в крестьянской среде[62]. С этой целью большинство председателей земских управ были назначены
комиссарами Временного правительства, а земские органы самоуправления были наделены исполнительной властью и стали представлять интересы Временного правительства. В кратчайшие сроки были подготовлены и приняты новые законы о земском и городском самоуправлении: постановление о выборе городских гласных и об участковых городских думах, Временные правила о производстве выборов гласных городских дум (15 апреля), Положение о милиции (17 апреля), Временные правила о производстве выборов губернских и уездных земских гласных и Временное положение о волостном земском управлении (21 мая), новые земское и городовое положение (9 июня) и другие законодательные акты.
Кроме этого заниматься адвокатской деятельностью могли лица, не состоявшие в коллегии адвокатов. Однако они допускались к Занятию адвокатской деятельностью с разрешения Народного
комиссара юстиции союзной республики в порядке, определяемом инструкцией НКЮ СССР.
ЕФАНОВ Петр Анатольевич (род. 9.5.1962, Кант Киргизской ССР), заместитель руководителя Федеральное агентство по государственным резервам, действительный государственный советник РФ 1-го класса (30.9.2003). Окончил Фрунзенский политехнический институт (1985) по специальности «Инженер-механик-исследователь». С 1985 инженер-конструктор, инженер-конструктор 3-й категории отдела исследований Фрунзенского констукторско-технологического института по кормоуборочным машинам. С 1988 инструктор Республиканского студенческого отряда,
комиссар Республиканского штаба студенческих строительных отрядов, генеральный директор Центра молодежных инициатив ЦК ЛКСМ Киргизии. После распада СССР 1991 перешел в бизнес. С 1996 советник президента по организации управленческой деятельности РАО «ЕЭС России». С 1997 генеральный директор ЗАО «Топпром ЕЭС». С 1998 1-й вице-президент по финансам и экономике корпорации «Единый электроэнергетический комплекс». В 1999–2000 советник Департамента отраслевого финансирования Министерства финансов РФ. В 2000 председатель Комитета по управлению имуществом Московской области. С 2000 министр имущественных отношений правительства Московской области. С 2002 руководитель Территориального управления Министерства имущественных отношений РФ по Московской области. С 2004 заместитель руководителя Федерального агентства по рыболовству. 17.1.2008 назначен заместителем руководителя Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству. 23.3.2008 освобожден от должности. С 2008 директор Департамента земельной политики, имущественных отношений и госсобственности Министерства сельского хозяйства РФ. В мае 2009 переведен на пост заместителя руководителя Федерального агентства по государственным резервам.
В ноябре 1917 года, в дни Октябрьской революции, Ворошилов был
комиссаром Петроградского военно-революционного комитета. Вместе с Ф. Э. Дзержинским вел работу по организации Всероссийской Чрезвычайной Комиссии (ВЧК).
В ноябре 1917 года, в дни Октябрьской революции, Ворошилов был
комиссаром Петроградского военно-революционного комитета. Вместе с Ф. Э. Дзержинским вел работу по организации Всероссийской Чрезвычайной Комиссии (ВЧК).
В мае – июне 1942 года Руденко, после проведения тщательных проверок, направил в ЦК КП(б) Украины и Совнарком УССР подробную информацию о состоянии трудовой дисциплины в угольной промышленности и соблюдении в колхозах Примерного устава сельхозартели. Им были внесены представления народным
комиссарам легкой, местной и некоторых других отраслей промышленности об устранении выявленных прокуратурой нарушений режима рабочего времени в условиях войны, а народному комиссару социального обеспечения – о принятии должных мер по выплате пособий членам семей военнослужащих. Возбуждено несколько уголовных дел против должностных лиц, не выполнивших законы по предупреждению эпидемических заболеваний.
А теперь расскажем о том, как Постановление ГКО от 21 апреля 1943 года было реализовано на практике. Начальником Главного управления контрразведки «Смерш» НКО был назначен
комиссар госбезопасности 2‑го ранга В. С. Абакумов, начальником Управления контрразведки «Смерш» НК ВМФ – комиссар ГБ П. А. Гладков.
– в 1714 г. Петр учреждает выборную должность земского
комиссара для сбора подушной подати;