Связанные понятия
Малоду́шие — слабость характера, часто выраженная в трусости, мелкой зависти и непроизвольной агрессии.
Классифика́ция психопáтий — классификация расстройств личности. В данной статье представлены классификации расстройств личности времён, когда они ещё носили название психопатий, до внедрения в психиатрическую практику МКБ-10 и DSM-5. 10-й пересмотр МКБ (МКБ-10) был одобрен 43 сессией Всемирной ассамблеи здравоохранения в мае 1990 года.
Гипертими́я (от греч. υπερ — сверх + θυμος — настроение) — стойкое приподнятое настроение. Сопровождается повышенной профессиональной и личной активностью, повышенной социализацией. Может характеризовать появление личностных акцентуаций или конституциональных аномалий.
Ха́нжество — форма благочестия и набожности. Разновидность морального формализма. Как пишет Ноам Хомский, ханжа — это тот, кто прикладывает к другим стандарты, которые отказывается применять к себе.
Самоуве́ренность — необоснованная уверенность в отсутствии у себя минусов и отрицательных свойств характера. Следует отличать от понятия «уверенность в себе» — свойства личности, ядром которого выступает позитивная оценка индивидом собственных навыков и способностей, как достаточных для достижения значимых для него целей и удовлетворения его потребностей.
Упоминания в литературе
Совершенно не чувствительны к опасности, стойкие, холодные, рожденные управлять другими. Обладают уязвленным самолюбием, нелегко прощают других. Сильно выражено стремление к справедливости, могут быть резкими и пристрастными. Такие натуры решительны, колебания им чужды. Вежливы и внимательны по отношению к равным себе, с уважением относятся к энергичным действиям других людей. Обладают узкими и ограниченными представлениями о законности и порядке на службе. Внутри этого типа встречаются люди, отличающиеся не столько резкостью и
упрямством , сколько хладнокровием, ироничностью, гибкостью, решительностью. На первый план у них выступает рассудительность, честолюбие и интриганство.
Невротики, желающие распространить на все действие своей системы, склонны к преувеличенной критике других, что легко переходит в обычную недоброжелательность. В общественной жизни они составляют основную массу недовольных людей. Исходная анальная черта –
упрямство – может, однако, развиваться в двух различных направлениях, как убедительно показал Джонс. В одних случаях мы сталкиваемся с неприступностью и несговорчивостью, т. е. с асоциальными и непродуктивными характеристиками. В других – обнаруживаем настойчивость и скрупулезность, т. е. социально ценные характеристики, если они не доходят до крайностей. Мы здесь должны вновь привлечь внимание к существованию иных инстинктивных источников, кроме анальной эротики, которые усиливают названные тенденции.
Нетрудно видеть, что во всех этих случаях поиски выхода из проблемной ситуации в существенной мере определяются особенностями характера: целеустремленностью, рассудительностью, терпимостью, уравновешенностью или, напротив, агрессивностью, мелочностью, тщеславием,
упрямством , мстительностью и т. д.
Разрешение возникающих противоречий происходит в форме кризисов развития. Их еще называют возрастными или нормативными, потому что избежать их невозможно. В моменты кризисов поведение детей резко меняется, в нем появляются ранее несвойственные черты, например повышенная капризность, своеволие, негативизм,
упрямство , строптивость и склонность к бунтарству, иногда деспотизм и ревность, демонстративное неподчинение требованиям взрослых. В результате возникают трудности в общении и взаимодействии с ребенком, в уходе за ним, его воспитании.
Отрицательные черты характера «6» проявляются в деспотизме, стремлении вмешиваться в чужие дела, безответственности, для них характерны
упрямство и склонность к спорам.
Связанные понятия (продолжение)
Педанти́чность , или педанти́зм (фр. pédant — учитель, от лат. paedagogans — преподающий), — качество личности, предусматривающее предельную точность и аккуратность в каких-либо действиях человека; чрезмерную склонность к соблюдению формальных требований, правил и т. п.
Мизантрóпия (от др.-греч. μῖσος «ненависть» + ἄνθρωπος «человек»; букв. «человеконенавистничество») — отчуждение от людей, ненависть к ним; нелюдимость. Некоторыми исследователями рассматривается как патологическое психофизиологическое свойство личности.
Подробнее: Мизантропия
Комплекс превосходства — защитный механизм психики, при котором появляется ощущение превосходства, вызванное скрытым чувством неполноценности. Первым этот термин употребил австрийский психоаналитик Альфред Адлер.
Неве́жество — недостаток знаний, необразованность, неразвитость, отсталость. Согласно словарю Ушакова — отсутствие познаний, некультурность, отсталость; в другом, разговорном значении — невоспитанность, невежливость. У Ожегова — отсутствие знаний, некультурность; невежливое поведение.
Тру́сость — свойство характера, неспособность преодолеть страх перед личной опасностью. Трусость неразрывно связана с действием и понятием долга: если человек не должен предпринимать опасных для него действий, то уклонение от угрозы является не трусостью, а здравым смыслом; трус из страха не делает то, что должен.
Нарцисси́зм — свойство характера, заключающееся в чрезмерной самовлюблённости и завышенной самооценке — грандиозности, в большинстве случаев не соответствующей действительности. Термин происходит из греческого мифа о Нарциссе, прекрасном молодом человеке, который предпочёл любоваться на своё отражение в водах ручья и отверг любовь нимфы Эхо. В наказание за это он был обречён влюбиться в собственное отражение и в итоге превратился в цветок, его именем и названный.
Великоду́шие (калька с др.-греч. μεγαλοψυχία, «величие души») — добродетель, внешними проявлениями которой являются отсутствие злопамятства, снисходительность, готовность бескорыстно поступиться своими интересами во имя большей цели. Великодушие позволяет бороться против зависти и скупости.
Сдержанность (также самообладание) — способность управлять своими действиями, проявлениями эмоций и внутренними побуждениями. Является чертой характера (как привычка «владеть собой»), но термин также применяется к поведению групп людей и государств.
Сентимента́льность (от фр. sentiment — «чувство») — свойство психики, восприимчивость, мечтательность. Настроение, при котором все внешние впечатления действуют преимущественно на чувство, а не на разум и мысли. Это предрасположенность, эмоционально-ценностная ориентация на проявление таких чувств как: восторженность, умиление, растроганность и сопереживание по поводу, не вызывающему сильной эмоциональной реакции у окружающих. В крайнем проявлении — слезливость, чрезмерная и приторная чувствительность...
Нарциссическая травма и связанная с ней нарциссическая ярость — концепции психоанализа. Нарциссическая ярость или нарциссический гнев — реакции на нарциссическую травму, которая по мнению нарцисса представляет угрозу для самооценки последнего. Выражение Нарциссическая травма (или нарциссический шрам) было введено Зигмундом Фрейдом в 1920-е годы. Термин нарциссический гнев был введен Хайнцем Кохутом в 1972 году.
Перфекциони́зм — в психологии, убеждение, что идеал может и должен быть достигнут. В патологической форме — убеждение,что несовершенный результат работы не имеет права на существование. Так же перфекционизмом является стремление убрать всё «лишнее» или сделать «неровный» предмет «ровным». Также перфекционизм включает в себя любовь человека к природе и лесу.
Мизопедия (греч. μίσος — «ненависть», греч. παιδος — «ребёнок») — патологическая ненависть к детям (может быть обусловлена психическим расстройством), садистические тенденции у матери, может развиваться у забеременевших в результате изнасилования женщин по отношению к собственному плоду.Люди, испытывающие это переживание, выделяют такие качества детей как непоседливость, шумность, чрезмерную любознательность, раздражение от которых переходит в отвращение и ненависть.
Дерзость — черта характера, противоположная робости, боязливости и стыдливости. В зависимости от контекста имеет различную моральную оценку. Синонимом дерзости может выступать непочтительность, хамство, нахальство и наглость. Однако дерзостью может быть названа и попытка самоутверждения, тогда синонимом дерзости становится смелость, амбициозность и даже экстравагантность. Словом «дерзкий» переводят английское слово Bold.
Под честолюбием (или амбициями) понимается закрепленное в характере стремление человека достичь успехов в соответствии с личными целями в таких сферах жизни, как личная производительность, успех, признание, влияние, лидерство, знания или власть. В отличие от целеустремленности честолюбие направлено скорее на личные, чем на альтруистические цели человека. В отличие от алчности честолюбие лишь косвенно направлено на достижение материальной выгоды. Честолюбие так же следует отличать от гордыни и от...
Подробнее: Честолюбие
Лжи́вость — форма поведения, характеризуемая систематическим сознательным стремлением создать у других неправильное впечатление о фактах и событиях для извлечения выгод или для предотвращения негативных последствий. Лживость противоречит общечеловеческим нормам, следующим из необходимости иметь верное представление об окружающей действительности. Не являются лживостью искажённые представления, связанные с недостатком навыков мышления или с его недостаточным развитиемЛживость, закреплённая как привычная...
Самопожертвование — готовность пожертвовать чем-то своим для счастья другого; крайняя форма альтруизма.
Реакти́вное образова́ние , также Реакти́вное формирова́ние или Формирова́ние реа́кции — психологическая защита, заключающаяся в видимом преобразовании негативного чувства в позитивное либо наоборот, при этом защищающийся осознаёт первоначальную негативную эмоцию.
Лень — отсутствие или недостаток трудолюбия, предпочтение свободного времени трудовой деятельности. Традиционно расценивается как порок, поскольку считается, что ленивый человек является нахлебником общества.
Лицеме́рие — моральное качество, состоящее в том, что заведомо безнравственным поступкам (совершаемым ради эгоистических интересов, по низменным мотивам и во имя антигуманных целей) приписываются псевдоморальный смысл, возвышенные мотивы и человеколюбивые цели.
Цини́зм (лат. Cynismus от др.-греч. Kυνισμός) или циничность — откровенное, вызывающе-пренебрежительное и презрительное отношение к нормам общественной морали, культурным ценностям и представлениям о благопристойности, отрицательное, нигилистическое отношение к общепринятым нормам нравственности, к официальным догмам господствующей идеологии.
Токсичная маскулинность или токсичная мужественность — концепция в психологии и в гендерных исследованиях, которая используется в Европе и в Северной Америке для описания норм мужского поведения, причиняющего вред обществу. Данная концепция определяет «токсичными» такие общественные стереотипы, как мужское доминирование, женоненавистничество, гомофобия и т. д. Подобное поведение является вредным для общества (в оригинальном варианте — англ. toxic — токсичным), потому что поощряет насилие, в том числе...
Скромность — умение держать себя в рамках, быть умеренным, сдержанным, спокойным.
Униже́ние — поведение человека, целью или результатом которого является падение у унижаемого чувства собственного достоинства и его достоинства в глазах других людей. Унижение может совершаться как намеренно, например, с целью самоутверждения, так и являться, например, методом воспитания.
Гру́бость (а также невежливость — близкое понятие) — поведение, высказывание или невербальное сообщение, не соответствующие нормам человеческого общения. Ещё одно близкое понятие, хамство, отличается желанием унизить собеседника и получением от этого удовлетворения, а также осознанием безнаказанности в связи с заведомой беспомощностью жертвы или анонимностью обидчика.
Религиозный фанатизм (лат. fanaticus — исступлённый, неистовый) — слепая, доведённая до крайней степени приверженность религиозным идеям и стремление к неукоснительному следованию им в практической жизни, нетерпимость к иноверцам и инакомыслящим. Религиозный фанатизм особо явно проявляется в религиозном сектантстве. Это крайняя степень увлечения религиозной деятельностью с созданием из неё культа, поклонением и растворением в группе единомышленников. Религиозный фанатизм обычно основан на святости...
Фанати́зм (греч. Φανατισμός, лат. fanatismus — от fanaticus, исступлённый — от fanum «священное место», «храм») — слепое, безоговорочное следование убеждениям с обязательным навязыванием своей точки зрения другим, особенно в религиозной, национальной и политической областях; доведённая до радикальности приверженность каким-либо идеям, верованиям или воззрениям, обычно сочетающаяся с нетерпимостью к чужим взглядам и убеждениям. Отсутствие критического восприятия своих убеждений.
Эготи́зм (от англ. egotism — самовлюблённость; и от греч. Εγώ — я) — термин гештальт-психологии, означающий преувеличенное мнение о себе, преувеличенное чувство значения своей личности.
Дефензи́вность — (от лат. defensio — оборонять, защищать) — склонность человека при встрече с жизненными трудностями занимать избегающую или пассивно-оборонительную позицию. Привычка застревать в том или ином эмоциональном состоянии (эмоциональная вязкость, инертность, тугоподвижность, вялость). В современной психотерапии термин используется по отношению к людям склонным к переживанию своей неполноценности, сказывающееся в робости, застенчивости, стеснительности, нерешительности, тревожной мнительности...
Решительность — это индивидуальное качество воли человека, связанное со способностью и умением (навыком) самостоятельно и своевременно принимать ответственные решения и упорно реализовывать их. У решительного человека начавшаяся борьба мотивов завершается принятием и исполнением решения. Проявление решительности — это не всегда мгновенное, но всегда своевременное решение, принятое и со знанием дела, и с учётом конкретных обстоятельств.
Жалость к себе (также саможаление) — эмоция жалости, испытываемая к самому себе. Обычно вызывается стрессом, сопровождается чувствами грусти и обострённой несправедливости, характеризуется завистью к тем, кому «больше повезло» (типичные вопросы «внутреннего монолога» — «почему я?», «чем я это заслужил?»).`
Агресси́вность (лат. aggressio — нападать) или враждебность — устойчивая характеристика субъекта, отражающая его предрасположенность к поведению, целью которого является причинение вреда окружающему, либо подобное аффективное состояние (гнев, злость).
Примити́вная идеализа́ция — психический процесс, относимый к механизмам психологической защиты. Выражается в бессознательном представлении о ком-либо как об идеальном и всемогущем защитнике. Впервые описан психоаналитиком Шандором Ференци. Одним из «побочных эффектов» механизма является примити́вное обесце́нивание человека, если его дальнейшая идеализация невозможна.
Меланхо́лик (греч. μέλαινα χολή, mélaina chole, мелэна холе, «чёрная жёлчь») — один из четырёх типов темперамента в классификации Гиппократа (преобладание чёрной желчи). Человека меланхолического темперамента можно охарактеризовать как легкоранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующего на окружающее. Среди меланхоликов встречаются такие незаурядные личности, как французский философ Рене Декарт, англичанин Чарлз Дарвин, русский писатель Николай Васильевич...
Горды́ня — непомерная гордость, заносчивость, высокомерие, эгоизм, зазнайство. Может скрываться под личинами филантропии и протекционизма, преследующих на деле цель политического самопревозносения и саморекламы.
Холе́рик (греч. χολή, холе, «желчь») — один из четырёх типов темперамента в классификации Гиппократа. Человека холерического темперамента можно охарактеризовать как быстрого, порывистого, способного отдаваться делу со страстностью, преодолевать значительные трудности, но, в то же время, неуравновешенного, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения. Данный темперамент характеризуется сильными, быстро возникающими чувствами, ярко отражающимися в речи, жестах и мимике. Среди...
Трудолюбие — черта характера, заключающаяся в положительном отношении личности к процессу трудовой деятельности.
Ревность — негативное деструктивное чувство, испытываемое субъектом, ощущающим недостаток чего-либо со стороны объекта в отношении него по причине того, что это недостающее от объекта получает другой субъект. Хроническая склонность к ревности называется ревнивостью. Она считается, как правило, негативной чертой и даже сопоставляется с болезнью. В случае невовлечённости в ситуацию ценимого человека имеет место зависть.
Ярость — очень сильная эмоция или импульсивная и агрессивная реакция (аффект), которая может быть вызвана попаданием индивида в неприятную ситуацию или неприятной ему характеристикой. Ярость считается сильнее злости и хуже поддаётся управлению, нежели гнев. Ярость чаще всего сопровождается утратой самоконтроля.
Эгоцентри́зм (от др.-греч. Εγώ — «я» и лат. centrum — «центр круга») — фактическая неспособность индивида рассматривать иную точку зрения, как заслуживающую внимания. Восприятие своей точки зрения как единственной существующей или даже единственно возможной. Термин введён в психологию Жаном Пиаже для описания особенностей мышления, характерного для детей в возрасте до 8–10 лет. По различным причинам такая особенность мышления в разной степени выраженности может сохраняться и в более зрелом возрасте...
Комплекс неполноценности — совокупность психологических и эмоциональных ощущений человека, выражающихся в чувстве собственной ущербности и иррациональной вере в превосходство окружающих над собой. Комплекс неполноценности возникает вследствие разнообразных причин, таких, как: дискриминация, душевные травмы, свои собственные ошибки и неудачи и т. п. Комплекс неполноценности существенно влияет на самочувствие и поведение человека.
Эгои́зм (др.-греч. Εγώ , лат. ego — «я») — поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, когда индивид ставит свои интересы выше интересов других. Противоположностью эгоизма традиционно считается альтруизм, хотя современная психология часто считает такое противопоставление некорректным. Выделяют также специфические взгляды на эгоизм — такие как «разумный эгоизм», «гедонизм».
Ассертивность — способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него.
Тщесла́вие (от тщетный (напрасный) + слава) — стремление прекрасно выглядеть в глазах окружающих, потребность в подтверждении своего превосходства, иногда сопровождается желанием слышать от других людей лесть.
Упоминания в литературе (продолжение)
Грязные тона – это
упрямство , повышенный самоконтроль, желание выделиться, неспособность к адаптации, нерешительность, неудовлетворенность. Завышенный уровень притязаний без способности их достичь. Отсутствие гибкости. Стресс из-за неудовлетворенного желания завоевать уважение и хорошее отношение окружающих. Подавленность из-за недостатка внимания окружающих, неспособность идти на компромиссы, сомнения.
IV. Сознательность – несобранность (рефлексивность – импульсивность). Люди, проявляющие сознательность, характеризуются как усердные, пунктуальные, целеустремленные, надежные, честолюбивые и настойчивые. Но иногда это оборачивается неоправданным
упрямством , желанием всех и все контролировать, а также мучительным переживанием вины из-за своих реальных или мнимых ошибок. Противоположный полюс – беспечность, небрежность, слабоволие, лень и любовь к наслаждениям. Но в то же время такие люди обычно более расслабленные, жизнерадостные, приятные в общении, они легко переносят проблемы и неприятности. Чем выше показатель, тем ярче выражена сознательность.
Иногда вибрации Единицы могут порождать и негативные свойства личности –
упрямство , нетерпимость, чрезмерную амбициозность и самоуверенность, индивидуализм и эгоцентризм.
Непослушание, пререкания,
упрямство , несговорчивость, строптивость, проявляющиеся в детском «не хочу, не буду», можно назвать духом противоречия, признаком нормального стремления ребенка к независимости. Полное отсутствие духа противоречия у детей – серьезный повод для беспокойства.
Внешне ортодоксальность проявляется в
упрямстве , занудстве, определенном консерватизме. Идея, овладевшая ортодоксом, – это почти догма. У девочек ортодоксальность, сочетаясь с волей, особенно сильна. Мальчикам ортодоксальность помогает остановить бурный прогресс, предохраняет их от слишком раннего созревания.
Тот очевидный факт, что молодой человек живет в поисках чего-либо или кого-либо, чему бы он мог стать преданным, просматривается в огромном разнообразии его действий, направленных на это и более или менее санкционированных обществом. Такое поведение часто кроется в странном сочетании неловкой преданности и неожиданных проявлений
упрямства , иногда молодой человек скорее преданно упрям, в других случаях – скорее упрямо предан.
Узкая челюсть в стиле «пик» чрезмерно усиливает свою избирательность в поисках слабого места во внешней среде. Что очень даже неплохо, поскольку завалить исполина, подрубив ему слабую ножку – чем не искусство поражения? У Давида, выступившего против Голиафа, несомненно, была где-то такой конфигурации челюсть. Еще дополнительные психодиагностические нюансы: возрастает импульсивность и непредсказуемость момента нападения, но сам рабочий план нападения, наоборот, жестко костенеет. С другой стороны, защитные функции ослабляются, поскольку даже средний по силе фланговый контрудар может оказаться губительным. В таком аспекте – это, явно, не самая лучшая комбинация «челюсть + говорильный подбородок». Потому, будьте готовы к вспыльчивости, истерикам и обвинениям. Не сразу, но когда негативы возьмут свое.
Упрямства и упорства хватит достаточно надолго, но могут отыскаться и иные варианты, как насолить ближнему. Индивиды данного типа легко обидчивы, учтите. Ну, а если они, к тому же, длинноголовые, тогда памятью природа их также не обделила. Только не наделяйте их сплошным негативом. В общении и кокетстве такие личности очень милы, да и работники из них получаются преотличные. Еще одно несомненное достоинство – они тщательно дозируют усилия для нападения и обладают хорошо выставленной обратной связью. Потому возможен диалог и переговоры, правда, в условиях среды психологического прессинга. Блефовать и угрожать «узкочелюстные с выдвинутым острым подбородком» еще как умеют.
Однако возбудимость и чувствительность относятся не только к негативным эмоциям, положительные чувства не менее характерны для Беллы. Она очень привязчива к людям, отзывчива, умеет сохранять верность своим чувствам. Больше того, именно возбудимость определяет ее углубленную любознательность и широту интересов. С учетом этого можно полагать, что у Беллы будет много друзей и столько же шансов самореализоваться в какой-либо профессии. Единственное, что ей может помешать, так это стремление к независимости и некоторое
упрямство .
Характер Весов составляют самые разные качества:
упрямство и нерешительность, доброжелательность и конфликтность, умение четко формулировать аргументы и обостренное чувство справедливости. В каждом вопросе они стремятся к тому, чтобы найти единственно возможный и точный ответ. Однако на поиски нередко уходит слишком много времени.
Отвергаемый ребенок стремится привлечь внимание родителя любой ценой, даже с помощью ссор, разрыва отношений, оппозиционного поведения. Такое поведение Р. Сирс назвал «поиском негативного внимания». Образуется замкнутый круг: чем больше
упрямства , негативизма со стороны ребенка, тем больше наказаний, ограничений со стороны родителя, что приводит к усилению оппозиционного поведения у ребенка. Ребенок укореняет свое незрелое, неадекватное отношение к семье, самоутверждается с помощью вызывающего поведения. Если ребенок все больше и больше убеждается в своей нелюбимости, он может прибегнуть к своеобразной детской мести (Хоментаускас, 1985).
Флегматик – не воин, а созидатель. Он очень миролюбив или, по крайней мере, слишком пассивен для того, чтобы вступать в конфликт. Но это не значит, что он будет подчиняться всем требованиям окружающих: по
упрямству флегматики превосходят, пожалуй, представителей любого другого темперамента. Если вы будете выражать свое недовольство его действиями и пытаться изменить его планы, он не станет с вами спорить и препираться – он просто молча и настойчиво продолжит следовать по избранному пути.
Опрокинутый почерк часто указывает на своенравность,
упрямство , требовательность к другим, большую недоверчивость, в некоторых случаях речь может идти даже о неискренности и скрытности.
– отвержение проявлений низшей природы – отвержение идей, идущих от ума, мнений, предпочтений, привычек, схем – чтобы истинное знание могло найти себе место в безмолвном уме; отвержение желаний витальной природы, ее требований, страстных хотений, ощущений, страстей, эгоизма, гордости, высокомерия, вожделения, алчности, ревности, зависти, враждебности к Истине – чтобы истинные сила и радость могли излиться свыше в спокойное, широкое, сильное и преданное витальное существо; отвержение тупости физической природы, ее сомнений, неверия, омраченности,
упрямства , мелочности, лени, нежелания измениться, тамаса – чтобы подлинная непоколебимость Света, Силы, Ананды могла прочно утвердиться в теле, становящемся все более божественным;
По мнению Л. И. Белозеровой, у жертв, вызывающих своим поведением преступление, преобладают такие черты, как обидчивость (74 %),
упрямство (68 %), вспыльчивость (34 %), драчливость (33 %)[131].
Извилистая линия жизни означает душевное перерождение вследствие часто меняющихся обстоятельств жизни. Это признак закаленной в испытаниях натуры, обретения твердости души, упорства и
упрямства , устойчивости, «обороноспособности».
Отрицательные качества: беспокойство, пессимизм, медлительность,
упрямство , консерватизм, замкнутость, концентрация на своих проблемах.
Содержимое кишечника, которое как раздражитель для чувствительной в сексуальном отношении поверхности слизистой оболочки ведет себя как предтеча другого органа, которому предстоит вступить в действие только после того, как пройдет фаза детства, имеет для младенца еще и другое важное значение. Младенец относится к нему как к собственной части тела, смотрит на него как на собственный «подарок», выделение которого выражает уступчивость маленького существа по отношению к окружающим, а отказ в котором свидетельствует об
упрямстве . Через «подарок» он в дальнейшем приобретает значение «ребенка», который, согласно одной из инфантильных сексуальных теорий, возникает благодаря еде, а рождается через кишечник.
Его ревность никогда не переходила в страсть или раздражение, Его твердость никогда не становилась
упрямством , Его благосклонность никогда не переходила в сентиментальность, Его свободное чувство не знало ничего о равнодушии и необщительности, Его достоинство незнакомо было с гордостью и надменностью, Его снисхождение и откровенность далеки были от неуместной, неприличной доверчивости, Его самоотвержение чуждо было ропотливости, в Его умеренности и воздержании не было самоумерщвления. Он соединял невинность дитяти с достоинством мужа, всеобъемлющую ревность Божию с неутомимым участием в благосостоянии людей; Он соединял нежную любовь к грешникам с неумолимой строгостью ко греху; повелительное достоинство с самым привлекательным смирением и беспритязательностью, безбоязненную бодрость духа с мудрой предусмотрительностью, непреклонную твердость с изумительной кротостью и мягкостью.
Люди, рожденные 22 января, обладают огромной энергией и иногда с трудом сдерживают собственные порывы. Если же им удается контролировать себя в обществе, то потом они низвергаются вулканом эмоций в личной жизни. Стремятся к совершенствованию. В отношениях с другими людьми сочувствующи и открыты, готовы обсудить любую тему и протянуть руку помощи ближнему. Сочетая чувствительность, смелость и
упрямство , рожденные в этот день могут быть замечательными людьми, но если им не удается найти необходимое равновесие, то могут погрузиться и в глубокую депрессию. Чтобы пережить кризис, им необходимо найти клапан, с помощью которого можно выпускать пар.
Преобладание процесса торможения, напротив, гарантирует спокойное протекание первых недель и месяцев жизни малыша. Такие детишки просыпаются к моменту кормления, а насытившись, легко засыпают. Довольно скоро они отказываются от ночных кормлений, и восторженные мамочки заявляют родственникам и знакомым: «Мы с Максимкой (Иришкой) спим до девяти утра!» Вечернее купание приводит к быстрому расслаблению и спокойному ночному сну. Зато этим детям свойственно чрезмерное
упрямство , а в школьные годы у них могут возникать проблемы с переключением внимания. Ребята жалуются взрослым, что не успевают записывать на уроке. Часто в их дневниках вместо записей домашнего задания оказываются сплошные пробелы. Подготовка к занятиям нередко затягивается до поздней ночи, что нервирует и взрослых, и детей. А причина перечисленных явлений все та же – врожденный дисбаланс нервной системы по торможению.
А вот что думает по этому же поводу дочь актрисы и поэта Мария Симонова: «Она не умела ждать, хотя «Жди меня» было написано только для нее. И последняя строка «Просто ты умела ждать, как никто другой» была не вызывающим сомнения утверждением для тысяч чужих женщин. Для автора это было убеждением самого себя прежде всего в том, во что он хотел верить и верил с присущим ему
упрямством ».
Мы с мужем ужасно нервничали из-за того, что наша дочка Катюшка не только делала все не так, как нужно, она постоянно плакала. Наше обычное утро проходит так: мы встаем и начинаем поднимать Катюшку. Минут десять уходит на то, чтобы она наконец-то открыла глаза и встала. Потом следует мучительное умывание – такое впечатление, что она засыпает с зубной щеткой в руках. Естественно, я беру у нее из рук щетку и сама чищу ей зубы, ведь надо еще дочку в садик отвести и самим на работу успеть. Одевание – очередной камень преткновения. Катерина просто застывает как столб. Приходится за нее решать, какие выбрать одежки, да еще и надеть все на нее, после чего мать и дочь со слезами мчатся в садик. Вернее, мчусь я и тащу за собой дочку. Мы просто не знали, как бороться с ее
упрямством и медлительностью, но тут, на счастье, подоспело лето, и мы отвезли Катюшку на дачу к бабушке, моей свекрови.