Связанные понятия
Кундалини (санскр. कुण्डलिनी, kuṇḍalinī; лат. Kundalini, «свёрнутый кольцом», «свёрнутый в форме змеи») — в йоге и эзотерике название энергии, сосредоточенной в основании позвоночника человека. Существуют различные методы и практики «пробуждения» Кундалини, то есть подъёма этой энергии вверх по позвоночнику, по основным семи чакрам.
То́нкие тела ́, согласно представлениям некоторых религиозных, мистических и оккультных учений (йога, суфизм, каббала, тибетский буддизм и др.) — «психодуховные» составляющие всех живых существ. В соответствии с этими представлениями люди состоят не только из физической формы материи, но и «жизненной энергии» (см. прана, ци, оджас, аура и т.д.), существующей вокруг тела наподобие матрёшек, каждая из которых имеет своё метафизическое значение. Такое представление было сформировано в древней индийской...
Пра́на (санскр. प्राण prāṇa IAST — букв «дыхание» или «жизнь») — в йоге, традиционной индийской медицине, эзотерике — представление о жизненной энергии, жизнь. В йоге считается, что прана пронизывает всю вселенную, хотя и невидима для глаз.
Си́ддхи (санскр. सिद्धिः, siddhi IAST) — сверхъестественные силы, способность творить чудеса. Обычно этот термин встречается в литературе по йоге и буддизму Ваджраяны. Сиддхами также называют великих йогинов (махасиддхов).
Нади (санскр. नाडी, nāḍī IAST — канал, трубка, вена, пульс) — система каналов (шротов), по которым в соответствии с представлениями йоги и тантры движется жизненная энергия (прана). Слово «нади» происходит от корня «nad», означающего «полую трубку», «звук», «вибрацию» и «резонанс». Также нади переводят как «движение», происхождение санскритского термина от корня «nad» (नद्).
Упоминания в литературе
Действительно, есть определенное сходство между этими отрывками и учением Йога-Шастры – цитируемый автор, видимо, немного знаком с этим учением, и оно определило некоторые черты его статьи. Это, во-первых, сами семь центров, которые, за одним исключением, в общем соответствуют описанным здесь
Чакрам . Автор пишет, что есть еще три других низших центра, но концентрация на них полна опасности. Но это на самом деле не так. Поскольку я знаю, что нет никаких «низших центров»; и речь идет о Муладхаре (так называемом «коренном центре») и о том центре, который автор не описывал в цитируемой статье, – Свадхиштхане, центре Апас-Таттвы. Вблизи них, в самом нижнем центре Муладхара находится сила «Змеиный огонь», которую индусы называют Кундалини. Процесс поднятия этой силы совершается усилием воли (Йога-Бала). С помощью физического очищения некоторыми асанами и мудрами человек возносит свое физическое сознание через все более высокие планы к небесному миру. Предмет и цель – употребляя индийское выражение, – Шат-Чакра Бхеда (пронизывания шести Чакр) и есть Йога.
Хотя во многих интерпретациях учения о
чакрах нижним чакрам уделяется мало внимания, поскольку верхние чакры обладают большим потенциалом, я не согласна с такой точкой зрения и не считаю, что в тантрических текстах есть к этому указания. Такой подход возник в период истории, когда все основные древние религии учили о превосходстве духа над материей и не признавали, что духовное присутствует внутри земного. При внимательном прочтении становится ясно, что тантрические тексты не пренебрегают нижними чакрами в пользу верхних, но лишь утверждают, что каждый последующий уровень превосходит предыдущий в том смысле, что включает его и основывается на нем. Таким образом, нижние чакры – это фундамент для нашего духовного роста, они как корни дерева, которые стремятся вниз, чтобы дерево могло расти вверх. Дерево не вырастет выше, если мы будем выдергивать его корни. Мы лучше поймем это, когда будем изучать значимость первой чакры в следующей главе.
Чакры были обнаружены благодаря долгим годам практики, благодаря достижениям многих практикующих мастеров. Когда у этих практиков впервые возникли переживания, связанные с энергетическими центрами, еще не существовало языка, которым они могли бы описать свои ощущения тем, кто не испытал подобных переживаний. Поэтому первые мастера создали образы, которые можно было использовать как зрительные метафоры и передавать знания о них другим людям. Дальше эти зрительные метафоры дополнялись следующими поколениями мастеров, за ними вновь последующими. Например, изображения разных состояний лотоса подразумевали, что энергия вокруг чакры расширяется и сужается примерно так же, как раскрывается и закрывается цветок. Ощущения, связанные с чакрами, отличались друг от друга, и эти различия символически выразили разными цветами; ощущение разной концентрации и сложности энергии в разных чакрах выразили разным количеством лепестков. Если начинающий практик представляет нужное количество лепестков нужного цвета в нужной точке тела, энергия ума воздействует на эту конкретную энергетическую точку и сама испытывает ее воздействие.
Нисходящий поток начинается в космосе. Он проникает в коронную
чакру (это воспринимается как озарение), а затем спускается вниз, от чакры к чакре, становясь все более плотным, пока не проявится на физическом уровне. Я называю его потоком воплощения, так как благодаря ему наши мечты становятся реальностью. Я подробно о нем рассказала в своей книге, которую мы написали вместе с Лайоном Гудманом. Она называется «Поставить цель: Духовная технология воплощения идей через чакры». В древних текстах нисходящий поток называется бхукти, что означает «наслаждение». Благодаря воплощению, Божественный дух появляется на Земле, принимает различные формы и находится рядом с нами в материальном мире.
В других традициях представляют коренного учителя, или Падмасамбхаву, в центре своей сердечной
чакры . Практикующие, которые не получали прямого введения в природу ума и не осознают её, могут тренироваться и приближаться к этому осознаванию посредством такого же сосредоточения на белом слоге А в своём сердце. Вы представляете сферу света или тибетский слог А, который непрерывно источает во все стороны лучи яркого белого света, заполняющие ваше тело, комнату, дом, всю окружающую местность и весь мир. Поддерживая такую концентрацию, вы мягко засыпаете. Практикуя подобным образом определённое время, вы начнёте осознавать свои сны и расстанетесь с цеплянием за реальность происходящего с вами.
Связанные понятия (продолжение)
Дха́рана (санскр. धारणा dhāraṇā IAST – удержание), шестая из восьми частей йоги Патанджали изложенной в «Йога-сутрах». Этот термин родственнен глагольному корню дхри — «держать», «нести», «поддерживать».
Сама́дхи (от санскр. समाधि, samādhi IAST — «умственная, или внутренняя, собранность») — используется термин в индуистской и буддийской медитативных практиках. Самадхи есть то состояние, достигаемое медитацией, которое выражается в спокойствии сознания, снятии противоречий между внутренним и внешним мирами (субъектом и объектом). В буддизме самадхи — последняя ступень восьмеричного пути (благородный восьмеричный путь), подводящая человека вплотную к нирване.
Ака́ша (санскр. आकाश, ākāśa IAST, букв. «видимость», "пространство") — в индийских религиях — особый вид пространства, приблизительно соответствующий европейскому понятию «эфир»; в феноменологии — «первоначальный импульс, начало проявления».
Праная́ма (санскрит प्राणायाम , Prāṇāyāma IAST, букв.: «контроль или остановка дыхания») — управление праной (жизненной энергией) с помощью дыхательных упражнений в йоге. Упражнения пранаямы применяются для очистки так называемого «тонкого тела» и нади от загрязнений, а также для накопления и преобразования жизненной энергии. Пранаяма упоминается в «Йога-сутрах» Патанджали, описывается в Хатха-йога-прадипика, Сиддха-сиддханта паддхати и других текстах.
Ма́йя (санскр. माया, māyā IAST, букв. «иллюзия», «видимость») — в индийской религиозно-философской традиции особая сила (шакти), или энергия, которая одновременно скрывает истинную природу мира и обеспечивает многообразие его проявлений.
Пуруша (др.-инд. पुरुष, puruṣa IAST, «человек, мужчина, дух») — согласно индуистской мифологии, существо, из тела которого была создана Вселенная.
Дхармака́я (санскр. धर्मकाय, dharmakāya IAST, «сущностное тело», «тело дхармы») или Ваджрака́я (санскр. वज्रकाय, vajrakāya IAST, «алмазное тело») — высшее из трёх тел Будды, абсолютное проявление духовной сущности, сущность мироздания, постижимая только посредством высшего просветления.
Джна́на , джня́на или гья́на (санскр. ज्ञान, jñāna IAST) — санскритский термин, который означает «знание». В философии индуизма обычно используется для указания на «истинное знание». В монистических направлениях индуизма, таком как адвайта-веданта, совершенством джнаны является осознание единства индивида, или в санскритской терминологии атмана, с безличным аспектом Абсолютной Истины — Брахманом. Часто в индийской философии для этого используется термин «атма-джнана» который обычно переводят как «самоосознание...
Ом (санскр. ॐ) или Аум — в индуистской и ведийской традиции — сакральный звук, изначальная мантра, «слово силы». Часто интерпретируется как символ божественной триады Брахмы, Вишну и Шивы. Используется в практиках йоги и техниках медитации.В соответствии с ведийским наследием считается, что звук ом был первым проявлением не явленного ещё Брахмана, давшим начало воспринимаемой Вселенной, произошедшей от вибрации, вызванной этим звуком.
Ма́нтра (санскр. मन्त्र) — набор звуков, отдельных фонем, слов или группы слов на санскрите, которые, по мнению практикующих, имеют резонансное (активируют зоны тела), психологическое и духовное воздействия.Мантра — может применяться как формула почитания. Мантры — одна из основных тем, освещенных в индийских шастрах ведийского происхождения.
А́тман (санскр. आत्मन्, ātman IAST, «самость», «дух», «высшее Я») — одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма: вечная, неизменная духовная сущность, абсолют, осознающий своё собственное существование. Термин используется для описания высшего «Я» человека и всех живых существ. После «пробуждения» человек знает себя как «Атма» — «я не это, я ТО», «я есть абсолют, и я это знаю» — абсолют (человек) осознаёт своё существование. В качестве высшего субъективного начала, «абсолютного...
Санкхья , самкхья (санскр. संख्या, saṃkhyā IAST — «перечисление») — философия индийского дуализма, основанная Капилой. В мире действуют два начала: пракрити (материя) и пуруша (дух). Цель философии санкхьи — отвлечение духа от материи.
Пра́крити (санскр. प्रकृति, prakṛti IAST «причина, материя») — фундаментальное понятие философской системы индуизма санкхьи, означающее изначальную природу, материальную первопричину Вселенной. Считается женским основополагающим элементом, контактирующим с мужским элементом — духом (пуруша). Развивается из мула-пракрити (авьякты) — непроявленной, потенциальной природы.В философии санкхья, пракрити является основной субстанцией, из которой развивается мир. В состоянии покоя все элементы пракрити (гуны...
Дхья́на (от санскр. ध्यान или dhyāna IAST — созерцание, «видение умом», «интуитивное видение», медитация, сосредоточение, размышление) — созерцание, «особая сосредоточенность сознания на объекте созерцания», «строгий специальный термин, сходно понимаемый во всех духовных традициях Индии, буддизме, индуизме и джайнизме». Во всех индийских религиях дхьяна приводит к «успокоению сознания», а в последующем к полной остановке на некоторое время любой психической активности.
Мáнас (от санскр. man — «думать», «знать», «рассматривать»; manas — «душа», «ум», «разум») — понятие индийской философии и психологии, меняющее оттенки значения в зависимости от системы философии (даршаны), однако в целом означающее: ум, рассудок, рацио, мыслительная способность, инструмент мышления, иногда сам по себе бессознательный (большинство школ включало манас в число индрий, «способностей», в качестве их координатора). Манас часто понимается как «невысший», эмпирический ум, в отличие, например...
Подробнее: Манас (философия)
Ка́ма (санскр. काम, kāma IAST) — санскритский термин, обозначающий чувственное удовлетворение, сексуальные наслаждения, вожделение, страсть.
Мудра (санскр. मुद्रा, mudrā IAST, «печать, знак») — в индуизме и буддизме — символическое, ритуальное расположение кистей рук, ритуальный язык жестов. Хотя символические жесты и движения рук были известны с самых древних времен в разных культурах, развитие они как система символов и магических и целительных практик получили в Индии, и затем культура мудр распространилась в странах, принявших буддизм и индуизм, а в двадцатом столетии и в странах Европы, США, Австралии и т. д.
Аса́на (а́сана) (санскр. आसन, āsana IAST, aasana — сидячая поза, место для сидения, поза) — согласно Йога-сутрам Патанджали, «это положение тела, которое удобно и устойчиво».
Философия индуизма развивалась на Индийском субконтиненте на протяжении более двух тысячелетий после окончания ведийского периода. На её основе появились шесть основных ортодоксальных, теистических школ индийской, или индуистской философии, называемых астика. Эти школы впоследствии отождествились с классическим индуизмом, который развился из древней ведийской религии.
Медита́ция (от лат. meditatio — размышление) — ряд психических упражнений, используемых в составе духовно-религиозной или оздоровительной практики, или же особое психическое состояние, возникающее в результате этих упражнений (или в силу иных причин).
Бхавача́кра (санскр. भवचक्र ; пали भभचक्क букв. «колесо взаимозависимого происхождения»), Колесо́ бытия́ (тиб. སྲིད་པའི་འཁོར་ལོ་ srid pa’i 'khor lo) — воплощение сансары в буддистском представлении, в форме круга (мандалы), буддийское учение о причинности (пратитья-самутпада), которое Будда постиг под древом бодхи. Изображённое на мандале колесо трактуется как двенадцатичленная формула бытия, включающее в себя помимо символического изображения 12 звеньев взаимозависимого происхождения также пять...
Та́пас (санскр. तपस्, Tapas IAST, «тепло», «жар», «истязание», «аскеза») — в древнеиндийской мифологии космический жар как универсальный космогонический принцип, лежащий и в основе мироздания, и в основе религиозного благочестивого поведения. Упоминается ещё в «Ригведе» (VIII, 59, 6; X, 109, 4; 136, 2; 190, 1), где описывается его творческий потенциал на космическом и спиритуальном уровнях. Е. А. Торчинов указывает на то, что слово «тапас» означает не всякое тепло, а тепло птицы, высиживающей птенцов...
Бра́хман (санскр. ब्रह्मन्, МФА: ; от बृह्, brh, «расти, нарастать» и मन्, man, «отражать, верить, мыслить, разум»; первоначально — «молитва») — в индийской идеалистической философии, как в ведийской вообще, так и в йоге в частности, понятие, обозначающее надличностный, индифферентный абсолют, «душу мира», первооснову всех вещей и феноменов.
Йо́га (дев. योग, IAST: yoga) — понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных, психических и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения индивидуумом возвышенного духовного и психического состояния. В более узком смысле, йога — это одна из шести ортодоксальных школ (даршан) философии индуизма.
Са́дхана (Sādhanā IAST, साधना IAST) — санскритский термин, которым в индуизме и буддизме называют духовную практику и который также можно перевести как «средство для достижения чего-то». Садхана включает в себя ряд духовных дисциплин различных индуистских и буддийских традиций. Садхане следуют ради достижения разных духовных и ритуальных целей, ради духовного очищения и прогресса в духовной жизни. Целями садханы могут быть достижение духовного просветления, чистая любовь к Богу, освобождение из цикла...
Бхагава́т,
бхагаван (санскр. भगवान्, bhagavān IAST «господин, владыка») — в индуизме имя-эпитет высших божеств, прежде всего Вишну и его аватар (Кришна и др.) .
Кундали́ни-йо́га (санскр. कुण्डलिनी योग, kuṇḍalinī-yoga) — одно из направлений йоги, система упражнений, призванная поднять энергию кундалини из основания позвоночника с помощью регулярной практики медитации, пранаям, комплексов асан и пения мантр. Энергия кундалини должна поэтапно пройти по всем последующим чакрам вплоть до высшей (сахасрара), где должно произойти её слияние с божеством, а также и прекращение собственного сознания йогина.
Дхьяни-Будды , Будды Высшей мудрости — пять Будд, которые в тибетском буддизме символизируют собой пять аспектов Высшей Мудрости изначального Будды — Ади-Будды.
В индуистском пантеоне насчитываются тысячи богов. В различных направлениях индуизма божества рассматриваются либо как личностные проявления безличного верховного Брахмана, либо как аватары верховного божества (Ишвары или Бхагавана), либо как могущественные существа, называемые дэвами. Индуистские божества, как правило, изображаются в человеческих или получеловеческих формах, с рядом личных атрибутов. Многие индуисты считают многочисленных божеств различными проявлениями единой изначальной реальности...
Подробнее: Индуистские божества
Ави́дья (санскр. अविद्या, avidyā IAST, букв. «отсутствие знания», «неведение») — в индийской философии — незнание или «исходная омрачённость сознания», являющаяся корневой причиной «неподлинного восприятия мира» и противодействующая «постижению сущности бытия».
Триму́рти (санскр. त्रिमूर्ति, trimūrti IAST «три лика») — триада, объединяющая трёх главных божеств индуистского пантеона (Брахму-Создателя, Вишну-Хранителя и Шиву-Разрушителя) в единое целое, представляющее собой духовное начало — Брахмана. Само понятие тримурти часто трактуется как триединое божество.
Мо́кша (санскр. मोक्ष mokṣa IAST, «освобождение») или му́кти (санскр. मुक्ति) в индуизме и джайнизме — освобождение из круговорота рождений и смертей (сансары) и всех страданий и ограничений материального существования.
Шаматха (пали Samatha или санскр. शमथ, или śamatha IAST, или тиб. ཞི་གནས, Вайли: Шинэ, буквально — умиротворение, душевное спокойствие) — тип медитации в буддизме, ставящий целью достижение ментального покоя, а также собственно состояние ясности сознания. В тибетском буддизме обычно объединяется в единую систему с випассаной (випашьяной), и составляет систему медитации шаматха-випашьяна. Шаматха является частью комплекса медитативных практик, называемого в буддизме термином «самадхи». Шаматха ассоциируется...
Ка́рма , ка́мма (санскр. कर्म, пали kamma — «действие, обязанность, деятельность», санскр. कर्मन् karman IAST — «дело, действие, труд», от kar IAST — «делать») — одно из центральных понятий в индийских религиях и философии, вселенский причинно-следственный закон, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения. Карма лежит в основе причинно-следственного ряда, называемого сансарой, и используется в основном для понимания...
А́гама (санскр. आगम, āgama IAST) — термин в индуизме. Употребляется как общее название одной из категорий индуистских священных писаний и также применяется для обозначения конкретных текстов некоторых направлений индуизма. К агамам принадлежит большое количество индуистских санскритских текстов. Существуют шиваитские, вайшнавские и шактистские агамы. В шиваитских агамах высшей реальностью провозглашается Шива. В вайшнавских агамах (Панчаратре и Вайкханаса-самхитах) верховным Богом объявляется Вишну...
Шру́ти (санскр. श्रुति śruti IAST «услышанное») — канон священных текстов индуизма, изначальные богооткровенные ведийские тексты. Согласно принятой в современной индологической науке точке зрения, они не относятся к какому-то определённому историческому периоду, а принадлежат к различным этапам развития индуизма — от времени, когда были составлены самые древние ведийские тексты — до послеведийского периода упанишад канона муктика. Другой основной категорией священных писаний индуизма являются смрити...
Просветление (пробуждение) — религиозное понятие, означающее «целостное и полное осознание природы реальности».
В
индуизме существует много взглядов на природу Бога, основанных на монотеизме, политеизме, пантеизме и монизме.
Гу́на (санскр. गुण, guṇa IAST) — санскритский термин, который в буквальном переводе означает «верёвка», а в более широком смысле «качество, свойство». Одна из категорий индуистской философии санкхья, где описываются три гуны материальной природы...
Са́ттва (санскр. सत्त्व, sattva IAST — «чистота», «чистый»; в буквальном переводе «существование, реальность») — гуна сущности, благости, одна из трёх гун (качеств) природы в философии индуизма, в частности в философии санкхьи — одной из шести ортодоксальных философских систем индуизма. Среди трёх гун — саттвы, раджаса и тамаса — саттва считается самым чистым и возвышенным качеством материальной природы. Термин также употребляется в философии буддизма.
Дха́рма , дха́мма (санскр. धर्म dharma IAST, пали धम्म dhamma IAST «учение», «закон» и др.) — одно из важнейших понятий в индийской философии и индийских религиях. Дхарму можно описать как совокупность установленных норм и правил, соблюдение которых необходимо для поддержания космического порядка. Понятию дхармы трудно найти эквивалент. Слово «дхарма» буквально переводится как «то, что удерживает или поддерживает» (от санскритского корня дхар или дхри dhṛ IAST — «держать, поддерживать»). В зависимости...
Праджня (санскр. प्रज्ञा или пали paññā) — буддийское понятие, обозначающее высшую трансцендентальную интуитивную просветлённую мудрость, в которой отсутствуют какие-либо признаки или качества. В буддизме считается, что праджню можно постигнуть лишь с помощью интуитивного прозрения и осознания, а не путём анализа. Праджня вместе с состраданием являются главными «опорами» махаянской традиции.
Бо́дхи (санскр. बोधि) — термин, обычно передающий с языков пали и санскрита понятие просветление, хотя более точным переводом являются слова пробуждение или осознание.
Бра́хма , уст. также Бра́ма; санскр. ब्रह्मा, Brahmā IAST) — бог творения в индуизме. Наряду с Вишну и Шивой является одним из богов Тримурти. Супруга Брахмы — богиня знания и учёности Сарасвати. Брахму часто отождествляют с ведийским божеством Праджапати.
Парамита (санскр. पारमिता, pāramitā IAST «ведущий на другой берег», кит. упр. 波羅蜜多, палл.: Боломидо) — «запредельное совершенство», «перфекция»). Парамиты — это шесть взаимосвязанных действий, «переправляющих на тот берег океана существования», то есть приводящих к освобождению и просветлению; это «Освобождающие действия».
Упоминания в литературе (продолжение)
В вышеупомянутой статье В. О. Рузов пишет также, что, согласно ведическим трактатам, в теле человека насчитывается 108 жизненно важных точек, которые называют мармами. Мармы – главные энергетические центры, расположенные в тонком теле. Для сведения читателя: эти центры в Аюрведе описываются как точки стыка материи и сознания, в которых объединяются тонкие энергии Ваты, Питты и Капхи. Согласно Аюрведе, существуют три основных типа конституции человека, или три основных доши, называемых вата, питта и капха, различная комбинация которых в человеке определяет его индивидуальные особенности. В общей сложности в Аюрведе выделяется 108 марм. Семь из них, так называемые махамармы, более известны под названием «
чакры ». Все мармы связаны между собой невидимыми потоками энергии, или энергетическими каналами нади, пронизывающими всё тело. Считается, что представление о жизненно важных энергетических центрах тела сложилось в рамках дханурведы – ветви Вед, посвященной воинской науке (ИНЕТ, сайт: meditation-portal. Мармы и чакры: главные энергетические центры тела; сайт: samtulana.ru Васант Лад, Уша Лад. Ваша конституция: вата, питта и капха).
Тибетский буддизм и буддизм махаяны утверждают, что достичь просветления можно только в человеческом теле. И здесь теологическая мысль буддизма делает интересный поворот: в колесе закона нет места для нирваны. Высшее состояние гармонии и чистоты находится за пределами колеса сансары. Те же, кто достиг истинной нирваны, вышли из круга постоянных превращений, поэтому для них уже нет каких-либо пространственных ограничений. Но в каждом секторе бхава
чакры изображена миниатюрная фигурка Будды, который здесь является бодхисатвой сострадания. Он вновь и вновь рождается в нашем мире, чтобы вывести из круга страданий остальных живых существ, в какой бы форме они ни пребывали в данный момент.
Вишуддха-
чакра соответствует сплетению сонных артерий с каротидным тельцем, расположенным у горла, от нее зависят слух и голос. Иногда ее отождествляют со щитовидной железой. Эта чакра представляет собой 16-лепестковый лотос дымчато-огненного цвета. Буквы: ам, ам, им, ии, чим, чим, рим, рим, лим, лим, айм, айм, ом, аум, ам, амх. Звуки: анг, ан, инг, унг, риит, иринг, унг, иринг, онг, онг, аунг, яунг, анг, ах. Правящее божество – Шива, его биджа – Хам. Более светлые лепестки чередуются с более темными. В середине лотоса находится круглая прозрачная область – стихия Эфира, в ней треугольная область руны. Над ней на спине белоснежного слона – белая биджа Хам с петлей в руке, делающая жесты одарения и охранения. В ней верхом на белом быке в позе сиддхасана восседает Садашива. От развития этого центра зависят память, умственные способности, логическое мышление и анализ. Раскрытие этого центра дает понимание любой речи на любом языке и способность воздействовать своей речью на слушателя таким образом, что и он будет понимать обращенные к нему слова.
Есть восточное восклицание: «О жемчужина в лотосе!» Цветок служит видимым знаком вечности и одновременно реализации внутренних возможностей человека. Это возможность использовать потоки энергии, проходящие через
чакры (об этом будет сказано ниже), которые часто изображают в виде лотосов. Каналы как бы вырываются, подобно тысяче лепестков, из макушки лотоса просветления.
Существуют многочисленные формы энергетического целительства, большинство из которых берет начало в восточных духовных традициях. Источником системы Рейки является японский и тибетский буддизм. Китайская медицина и цигун уходят корнями в традицию даосизма Древнего Китая. Даже популярные концепции
чакр и целительства чакр, которые широко используются во многих западных системах нью-эйдж, происходят из ведических текстов, составляющих основу духовной традиции индуизма. Эти популярные формы энергетического целительства глубочайшим образом затронули жизни миллионов людей, произведя настоящую революцию, которая позволила людям во всем мире взять на себя заботу о своем здоровье на физическом, эмоциональном и духовном уровнях.
Среди множества энергетических центров в ауре есть семь основных (см. рис. 2): центр основания позвоночника (Муладхара), сексуальный центр (Свадхистана), центр солнечного сплетения (Манипура), сердечный центр (Анахата), горловой центр (Вишудха), центр Христа, или «третий глаз», расположенный между бровей, (Аджна) и центр Короны, расположенный прямо над макушкой головы (Сахасрара). Я дал в скобках название каждого центра (или
чакры , как их принято называть) на санскрите, потому что во многих трудах, касающихся данного предмета, употребляются именно эти названия. Энергетические центры находятся в ауре, а не в физическом теле. Они располагаются на расстоянии нескольких сантиметров вокруг тела. Это расстояние зависит от самого человека. Энергетические центры не связаны с соответствующими органами: например, сердечный центр находится в середине грудной клетки, а не с левой стороны. Есть множество книг, подробно рассматривающих эту тему, но иллюстрации в нашей книге дадут вам общее представление о человеческой ауре и расположении семи основных энергетических центров.
Теория и практика работы нади,
чакр , на которой основано искусство пранаямы и аюрведы, тесно переплетаются и подтверждаются учением древней китайской медицины. В китайской философии и медицине понятию праны соответствует «ци», а нади рассматриваются как меридианы, соединяющие основные внутренние органы, фактически объединяя человеческое тело в одно целое. Как считает китайская медицина, меридианы не только контролируют распределение энергии «ци» в крови, доставляя ее ко всем клеткам и органам нашего организма. Одновременно происходит передача энергии от внутренних органов на поверхность тела, так как практически все меридианы имеют выход на наружную поверхность нашего тела. Поэтому какие-либо болезненные проявления со стороны внутренних органов сразу же отражаются на наружном кожном покрове человека.
Мышление материи является врожденным ее качеством, если она пребывает в свободном энергообразующем состоянии. Человек мыслит не полушариями головного мозга, а энергосферами микроЭСП (энергетической сферы пространства), находящимися в пространственно-энергетическом соотношении головной и солнечной аур. Головной мозг выполняет лишь функцию приспособления свободномыслящего состояния материи к материальным воплощениям деяний микроЭСП в условиях психосферы Земли, что в то же время является выражением духовной и душевной энергетики в энергосферах спинного мозга, сосредоточенной в 11-ти зонах концентрации, усиления, распределения и синтеза всех этих трех начал в психофизической деятельности Человека (чакры). Человек мыслит
чакрами , точнее говоря, чакры возбуждают и преобразуют поток Космических энергий в поле сознания человека, но направленность и понимание цели совершаемого действия исходит от Знаковых Сил. Если тот или иной Знак не понят Человеком, то действие самой прекрасной Космической энергии будет использовано не по назначению и даже во вред делу. Знак должен быть понят, осознан и осмыслен. Подойти к пониманию Знаковых Знаний можно лишь чувствознанием, но не хаотически-эмоциональной системой просчитывания и вычисления внешне подобных или анти-подобных точек и линий описания тех или иных явлений в окружающей очевидной действительности».
2. Далее следует Свадхистана, находящаяся в области «Сакрального священного плексуса». Ее иначе называют половой или сексуальной
чакрой . Она связана со вторым слоем аурического (энергетического) поля человека, его эмоциональным аспектом, с миром чувств.
Помимо этих энергий позвоночник находится в тесной связи с нервами, нервными узлами (ганглиями), сплетениями и т. д., а с точки зрения энергетической и эфирной, он связан с семью «цветками», или «
чакрами », если использовать санскритское слово. Эти «чакры», «цветки» или «колеса» являются органами, которые работают не в физическом теле, а в витальной, энергетической части и напрямую связаны с особыми точками физического тела. Существует семь «цветков», или «колес». Одна из чакр связана с основанием позвоночника, другая – с селезенкой, еще одна – с печенью. Следующие соотносятся соответственно с сердцем, с гортанью, с межбровьем – тем местом, где находится лобная пазуха, «Драгоценность». Еще одна чакра расположена в верхней части головы. Вот семь «цветков», которые также имеют отношение к позвоночнику.
Каждое из них пребывает в своем мире среди тел той же мерности. Каждое имеет особую точку, в которой энергия связывает его с другими телами. Это как бы место сцепления тел, хотя данное сравнение крайне грубо. В магии указанная точка называется
чакрой , сплетением или же плексусом. Таких плексусов семь.
К. Рангашари из музея Мадраса утверждает, что нанесение знаков на тело в религиозных целях ограничено двумя группами вишнуитов – шри (sri) и мадхва (madhva). Все брахманы этих сект обязаны хотя бы один раз в жизни подвергнуться испытанию, а у мадхва есть правило, что нанесение священного символа должно производиться каждый раз, когда подчиненный посещает главного брахмана своей секты. Но затем появилась тенденция предоставлять решение о нанесении тату на усмотрение визитера. Последователи вишнуитов носят знак «
чакра » на правом плече и «чанк» – на левом. Во время операции они «связываются» со своим божеством посредством священных слов. Человек, не прошедший инициацию и не освященный таким образом, считается непригодным для участия в церемониалах, которыми руководят брахманы. Иными словами, неспособность объединиться с божеством путем нанесения знаков на тело приводит к утрате социального статуса.
Таким образом,
чакры разных людей всё время взаимодействуют друг с другом, так сказать в перекрестном порядке. Сознание одного человека посредством его верхних чакр воздействует на нижние чакры другого человека – ведь верхние чакры высвобождают энергию Земли, которая несет в себе его эмоции, и они улавливаются нижними чакрами других людей. И наоборот, мысли, высвобождаясь через нижние чакры, воздействуют на верхние чакры окружающих (23, с.45). Всё это может приводить к возникновению различных патологий заболеваний, истинная причина, которых лежит в тонком мире человека. Принятие схемы тонкоматериальных взаимодействий, предложенных системой дальнейшего энергоинформационного развития позволяет понять сущность основных нравственных моральных принципов мировых религий и осмысленно сознательно действовать, понимая, что все эти взаимодействия представляют собой Языческие методы воздействия на личность человека. Любое из них недопустимо с точки зрения личной свободы человека. Эмоциональные пожелания зла другому человеку приводят к реальному энергоинформационному поражению тонкого мира человека и могут привести к необратимому реальному нарушению физического и психического здоровья человека. Обращение к любому роду целителям – экстрасенсам, знахарям, гадальщикам, колдунам и т. д. является Язычеством и приводит к энергоинформационному нарушению структуры функциональной системы человека. Программирование человека, с какими бы благими целям оно не проводилось (лечение наркомании, алкоголизма, ожирения, табакокурения, обучение и т. д.) является внедрением в тонкий мир человека и приводит к достаточно серьёзным нарушениям психофизического мира человека.
Самое интересное, что мудры нашли свое применение практически в каждой религии. Например, буддийский молитвенный жест – намасте, когда ладони рук соединяются вместе перед грудью, – характерен и для христианства (для католиков и протестантов). Однако жители Индии считают, что он истинно индийский – это знак приветствия. Намасте олицетворяет веру в то, что в каждом из нас горит божественная искра, которая пребывает в области сердечной
чакры . Этот жест есть выражение искренней душевной благодарности одного человека другому. В буквальном переводе «нама» означает «поклон», «ас» – «я» и «те» – «тебе». Поэтому «намасте» значит «мой поклон тебе» или «кланяюсь тебе».
В восточной философии еще определяется как подъем Кундалини, раскрытие
чакры Сахасрара. Швак приходит тогда, когда решается вопрос сохранения человека как самоорганизующейся системы, а не тела, без души.
Мы не ставили перед собой задачу, например, изобразить форму и внешний вид семи
чакр – энергетических центров, хотя они есть во всех телах и в определенных случаях были бы ярко выражены. Художник и не пытался изобразить чудесные светящиеся цвета поверхностного слоя овальной ауры, а также густые облака мыслеформ, стеной окружающие каждого человека; не изображена и внутренняя структура, имитирующая физические формы, что требует дополнительного объяснения.
Культ Вишну восходит к древнему культу солнца – Сурьи, который является олицетворением жертвоприношения и отождествляется с Нараяной, первенцем из сущих, появившимся в начале всего и носившимся над первобытными водами. Он дает начало творения, порождая демиургов, и поглощает его в себя, имеет множество воплощений – аватар. Аватар – мистическое и вместе с тем реальное присутствие высшего существа в человеческом индивидууме, который становится одновременно истинным богом и истинным человеком, причем это тесное соединение обоих естеств переживет смерть того индивида, в котором оно осуществилось. Атрибутами Вишну считаются диск,
чакра , военное оружие бога и птица Гаруда, которая служит ему конем. Супруга Вишну Шри или Лакшми – богиня красоты, наслаждения и победы. Культ Вишну как великого бога утверждается гораздо позже культа Шивы и смешивается с культом народного божества – Кришны, героя эпоса «Махабхарата».
В некоторых духовных традициях разработаны звуковые технологии, которые не только вызывают общее состояние транса, но и оказывают специфическое воздействие на сознание, человеческую психику и тело. Так, индийские учения описывают особые связи между определенными звуковыми частотами и отдельными
чакрами . Систематическое использование этого знания дает возможность предсказуемым и желаемым образом влиять на состояние сознания. Утверждают, что древняя индийская традиция нада йога, или «путь к единству через звук»[11] способна поддерживать, улучшать и восстанавливать эмоциональное, психосоматическое и физическое здоровье и благополучие. Согласно древнему индийскому тексту Свара Шастра, пение определенных песнопений с полной отдачей и правильным произношением может влиять на энергетические каналы в тонком теле (нади и чакры) и оказывает положительное действие на течение жизненной энергии и на кровообращение. Представители традиции Рага Чикитса («исцеление с помощью рага») утверждают, что определенные рага можно использовать для лечения тех или иных заболеваний – Пахади Рага оказывает положительное влияние на заболевания дыхательных путей, Рага Чандракаунс на сердечные заболевания, Рага Бхупали и Рага Тоди могут снижать повышенное кровяное давление, а Рага Асавари, наоборот, может повышать пониженное кровяное давление.
Турмалин – один из сильнейших земных камней, концентрирующий в себе мощную энергию. Он красив и многообразен. Его обширное семейство включает в себя все цвета
чакр , им (как кварцем) можно заряжать физическое тело. Так и используют его тибетские целители и индийские йоги. Особенно йоги ценят красный, как рубин, турмалин – камень половой чакры – Свадхистаны. Красный турмалин – проводник сексуальной энергии, стимулирующий потенцию у мужчин, укрепляющий брак и деторождение. Поклонники шиваитской тантры – садху носили его при себе в виде амулетов, в перстнях в серебряной оправе, или в виде невыделанных камешков. Но постоянно носить красный турмалин опасно – особенно людям с повышенной возбудимостью и неуправляемым характером. Красный турмалин – это концентратор огненной стихии, камень любви и страсти. Он хорош для всех мужчин стихии Огня.
– VI
чакра – надежда или равновесие мира чувств, так называемый третий глаз; расположена на уровне лба;
Быстрые смены положений рук, ног и туловища создают ощущение мощного, непрекращающегося потока энергии, которая окутывает танцовщицу и оказывает влияние на зрителя. Происходит общая гармонизация на духовном, психическом и физическом уровнях. Показательны смещения отдельных частей тела относительно соединяющей все
чакры оси, проходящей через канал позвоночника. Смещение верхней части туловища относительно нижней создает ощущение подвижности и пластичности.