Понятия со словом «мостовая»
Мостова́я — твёрдое дорожное покрытие городских улиц. В России также «мостовая» — составная часть исторических названий некоторых улиц, первоначально свидетельствовавшая о наличии у последних твёрдого покрытия. Примеры: Большая Тверская мостовая улица, Большая мостовая Никитинская улица...
Связанные понятия
Бортово́й ка́мень (также бордюр, поребрик) — разделитель между проезжей частью и тротуаром.
Булы́жник, булыжный камень (устаревшее — булыга от общеславянского bula — шишка, желвак, ком) — относительно небольшой (12 — 28 сантиметров) природный камень твёрдой породы округлой формы.
Брусчатка — твёрдое дорожное покрытие, разновидность мостовой, выложенной плоскими прямоугольными (или другой формы) брусками приблизительно одинаковой формы и размера. Также брусчаткой часто называют сами бруски, или брусчатый камень, из которого строилось дорожное покрытие.
Ро́стверк (нем. Rostwerk, от Rost — решётка и Werk — строение) — верхняя часть свайного или столбчатого фундамента, распределяющая нагрузку от несущих элементов здания (сооружения). Как правило, это железобетонная рама под несущими стенами здания и стоящая на вкопанных в землю колоннах, сбоку напоминая стол. Ростверк выполняется в виде балок или плит, объединяющих оголовки столбов (свай) и служащих опорной конструкцией для возводимых элементов здания (сооружения).
Подпорная стена - сооружение, удерживающее от обрушения и сползания находящийся за ней грунт на уклонах местности (склонах, откосах, выпуклостях, впадинах).
Низководный мост (НВМ) — искусственное сооружение (мост), возведённое для преодоления препятствия (река, озеро, болото, овраг, пролив и так далее) на небольшой (незначительно возвышается над горизонтом меженных вод) высоте над его поверхностью.
Подробнее: Низководные мосты
Мост — искусственное сооружение, возведённое над водным препятствием, например, через реку, озеро, болото, пролив.
Гать — дорога через болото или затопленный участок суши, настил через трясину. Гать делается из брёвен, уложенных обычно поперёк движения. Гатить — строить гать через болото.
Кордегардия (от фр. corps de garde) — помещение для караула, охраняющего крепостные ворота. Является разновидностью фортификационных сооружений.
Ряж — деревянный сруб, погружаемый в грунт и заполняемый обыкновенно сухой, вязкой, жирной глиной или булыжником. В основном применяется к постройкам гидротехническим для устройства основания плотин, молов, набережных, иногда и мостовых опор и пр. Ряж рубится из круглых бревен, в виде ящика той формы, которая соответствует плану сооружения, и для большей крепости противоположные стены через известные промежутки стягиваются бревенчатыми якорями. Нередко также (преимущественно в Скандинавии и Америке...
Брандма́уэр (нем. Brandmauer, от Brand — пожар и Mauer — стена) — глухая противопожарная стена здания, выполняемая из негорючих материалов и предназначенная для воспрепятствования распространению огня на здания или соседние части здания.
Аполлонова балка — балка на Корабельной стороне Севастополя в Нахимовском районе, к востоку от Павловского мыса рядом с Военно-морским госпиталем ЧФ РФ (1472 ВМКГ).
Железнодорожный мост — искусственное сооружение, которое строится для укладки полотна через водные препятствия. На небольших водотоках и суходолах устраивают малые мосты, трубы или лотки. Разновидностями мостов являются путепроводы, виадуки и эстакады. В местах пересечения железных и автомобильных дорог или двух железнодорожных линии строят путепроводы. Для пересечения ущелий, глубоких долин и оврагов строят виадуки, для пересечения с городской территорией — эстакады. Эстакады также строят на подходе...
Бече́вни́к (бичевник, бечева́я) — сухопутная дорога вдоль берега водного пути (реки или канала), предназначенная для буксирования людьми (бурлаками) или лошадьми судов на канате (обычно несамоходных барж), называемом бечевой или бичевой.
Деформационный шов — предназначен для уменьшения нагрузок на элементы конструкций в местах возможных деформаций, возникающих при колебании температуры воздуха, сейсмических явлений, неравномерной осадки грунта и других воздействий, способных вызвать опасные собственные нагрузки, которые снижают несущую способность конструкций. Представляет собой своего рода разрез в конструкции здания, разделяющий сооружение на отдельные блоки и, тем самым, придающий сооружению некоторую степень упругости. С целью...
Исторических подземелий в Минске не так много, в основном в историческом центре — в районе площади Свободы. Город Минск стоит на песчаной почве, из-за чего длинные подземные ходы строить в старые времена было затруднительно. Раньше в «Верхнем городе» (исторический район Минска, окружающий площадь Свободы) располагалось несколько монастырей. По предположениям, в тех подземельях хранились церковные драгоценности. Во время строительства новых зданий на месте снесённых в 1950—1970 годах строители иногда...
Подробнее: Подземные ходы Минска
Первая известная нам водосточная труба в Москве датируется 1367 годом, она проходила от центральной части Кремля до Москвы-реки. Следующими в 1825 году появились Самотёчный и Неглинный каналы для отвода поверхностных стоков. До конца XIX века канализационная система для бытовых стоков отсутствовала; нечистоты вывозились на свалки ассенизаторами-«золотарями».
Подробнее: История московской канализации
Разводной мост — особый тип моста, имеющий подвижное пролётное строение для обеспечения пропуска судов. Разводные мосты, как правило, строят на судоходных реках и каналах в плотной застройке, когда другими способами «развязать» наземный транспорт и судоходство не удаётся.
Да́льняя Рога́тка — историческая местность в Санкт-Петербурге в районе Пулковской горы и аэропорта «Пулково», в историческом районе Пулковское. Административно относится к Московскому и Пушкинскому районам города, которые в этом районе разделяются границей, проходящей вдоль Пулковского шоссе в месте его примыкания к Петербургскому шоссе города Пушкина.
Арочный мост — тип моста, в котором основными несущими конструкциями являются арки или своды...
Подъёмный мост — вид разводного моста, пролётное строение которого поднимается и опускается в вертикальной плоскости. К подъёмным относятся простейшие и самые древние крепостные мосты, деревянные образцы которых зафиксированы уже в Древнем Египте, широко использовавшиеся в Средневековье при обустройстве крепостей и замков, а также раскрывающиеся и вертикально-подъёмные мосты.
Водоразбо́рная коло́нка — приспособление для подачи воды из системы централизованного водоснабжения. Состоит из клапана, эжектора, водоподъёмной трубы и колонны с установленным на ней рычагом. Применяется в населённых пунктах с дефицитом воды, при отсутствии домовых водопроводных вводов. Свои функции на 100 % выполняет при необходимости ограниченного водоразбора. Устанавливается в колодце на водопроводной сети. Недостатки колонок...
Прое́зжая часть — элемент дороги или дорожного сооружения, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
Ге́рса (также герс, от фр. herse) или (устаревшее) порт-кулис — в фортификации опускная решётка для крепостных ворот, изготовленная из массивных металлических или деревянных деталей, заострённых внизу. Перемещается в проёме ворот вверх и вниз по вертикальным пазам и подвешивается на канате, который можно обрубить в случае нападения противника и тем самым быстро закрыть проём. В нормальных условиях подъём и спуск герсы производится с помощью лебёдки или системы противовесов.
Пески́ — исторический район Санкт-Петербурга, располагающийся на месте Советских улиц (раньше Рождественских улиц), а также пересекающих их Мытнинской и Дегтярной улиц, Суворовского, Греческого и Лиговского проспектов.
Мост Либкнехта (Ли́бкнехтбрюкке, нем. Liebknechtbrücke, иногда Карл-Либкнехт-брюкке, нем. Karl-Liebknecht-Brücke) — мост через Шпрее в центре Берлина, в районе Митте. Носит имя немецкого политика-коммуниста Карла Либкнехта. Расположен между Берлинским собором и Дворцовой площадью и является частью улицы Карл-Либкнехт-штрассе, которая после Дворцовой площади переходит в Унтер-ден-Линден. Современный мост был построен в 1949—1950 годах и стал четвёртым по счёту сооружением через реку на этом месте...
Котлова́н — выемка в грунте, предназначенная для устройства оснований и фундаментов зданий и других инженерных сооружений.
Ограждение — вертикальная ограждающая конструкция в зданиях,, на улицах и парках высотой от ступней до груди человека.
Эстака́да (фр. estacade) — протяжённое инженерное сооружение, состоящее из ряда однотипных опор и пролётов, предназначенное для размещения дороги или инженерных коммуникаций выше уровня земли с целью обхода занятой территории (чаще всего в городах) или транспортных потоков. Эстакады зачастую используют в качестве эстакадного подъезда к пролёту моста, а иногда для отделения автомагистрали от городской инфраструктуры (зачастую в метро).
Заха́б — фортификационное сооружение в средневековых крепостях, укрепление, защищавшее крепостные ворота. Слово захаб происходит от древнерусского охабень «рукав», а также «предместье» (от охабить «охватить»). В Европе подобное сооружение называли немецким словом «цвингер». Обычно захаб представляет собой длинный и узкий коридор, действительно напоминающий рукав. Как правило, соединяет внешние крепостные ворота в башне с внутренними воротами, ведущими внутрь крепости. Захабы русских крепостей имели...
Решётчатый настил (из металла) — материал из несущих и покровных стальных полос, соединённых между собой в определённой конфигурации. Несущие полосы принимают на себя основную нагрузку, а поперечные полосы являются соединяющими. Большинство типов решётчатых настилов имеет обрамление из стальной полосы.
Первомайский массив (укр. Першотравне́вий маси́в) — жилой массив в юго-западной части Киева в составе Соломенского района. Название массива возникло от посёлка имени Первого Мая, застройку которого начал осуществлять жилой кооператив железнодорожников в 1926 году вблизи бывшей Кадетской рощи между Воздухофлотским проспектом, Чоколовским бульваром и улицей Авиаконструктора Антонова (застройка 1926 года снесена в 1970-х — 1980-х годах).
Противотанковые на́долбы — врытые в землю рядами в определённом порядке деревянные столбы или гранитные глыбы, позднее пирамидальные бетонные или железобетонные изделия (конструкции) применяемые в качестве инженерного заграждения фортификационного типа.
Подробнее: Противотанковый надолб
Водосточная система — это совокупность различных элементов, которые устанавливаются согласно определенной последовательности на кровле и фасаде здания. Водосточная система предназначена для защиты кровли, фасада и фундамента здания от негативного воздействия атмосферных осадков. При помощи водосточной системы осуществляется наружный водоотвод атмосферных осадков с кровли здания путём сбора воды в одну воронку и вывода её к месту стока.
На́сыпь — сооружение из насыпного и уплотненного грунта. Используется, как правило, для сооружения автомобильных дорог, железнодорожных линий и каналов, чтобы избежать сильного перепада высот на транспортных линиях. Альтернативой насыпям может служить сооружение объездов или путепроводов. Помимо насыпей для схожих целей используется и выемка, там где грунт расположен изначально выше, чем требуется. Насыпи часто сооружаются с использованием грунта, полученного из выемки. Насыпь должна быть построена...
Литейный двор — одно из крупнейших промышленных предприятий Санкт-Петербурга XVIII века. Располагался на южном берегу Невы в районе начала Фонтанки. Представлял собой совокупность хозяйственных построек, состоявших из бревенчатого литейного анбар (склада), кузницы (c горном), ряда мастерских (для изготовления лафетов, ящиков) и слобод для рабочих. Главная просека, соединявшая Невский проспект с Невой, послужила основой Литейного проспекта. Станки (сверлильные, токарные) приводились в движение конской...
Эспланада (фр. esplanade от лат. explanare «выравнивать») — широкое открытое пространство перед крепостью. Чтобы затруднить нападение на крепость, пространство перед ней оставляли открытым, вырубая все деревья и запрещая строить дома. Из-за этого войска противника не могли приблизиться к крепости незамеченными или укрыться от обстрела.
Стена в грунте — метод возведения подземных или заглублённых сооружений, фундаментов, ограждений котлованов, подпорных стен, a также противофильтрационных завес c использованием при разработке грунта тиксотропного глинистого раствора.
Благовещенский базар (укр. Благовіщенський базар; неофициальное название Благбаз, официальное в СССР Коммунальный рынок, сейчас Центральный рынок) — центральный рынок и исторический район Харькова. В 1840 году получил название по стоявшей рядом старой Благовещенской церкви, а с 1890-х годов — новому кафедральному Благовещенскому собору.
Железобето́н (нем. Stahlbeton) — строительный композиционный материал, состоящий из бетона и стали. Запатентован в 1867 году Жозефом Монье как материал для изготовления кадок для растений.
Путепрово́д — один из видов мостовых сооружений, пропускающий дорогу над другой дорогой. Путепроводы являются незаменимой частью транспортных развязок.
Туре́цкий бастио́н — оборонительное сооружение в «Старом городе» Каменец-Подольского. Памятник градостроительства и архитектуры Украины национального значения. Как отмечают специалисты, «в истории фортификации города памятник является одним из примеров логического завершения стратегически важного на различных этапах оборонительного пункта». Бастион входил в систему северо-западных укреплений Каменец-Подольского (эти укрепления имеют ещё название «Верхние Польские ворота»). Турецкий бастион — значительное...
Асфальтобетон — искусственный строительный материал, полученный в результате уплотнения рационально подобранной и специально приготовленной смеси (асфальтобетонной смеси) минерального материала (щебня, песка, минерального порошка) и битума. В РФ требования к асфальтобетону и асфальтобетонной смеси изложены в ГОСТ 9128.
Надземный пешеходный переход — внеуличный пешеходный переход, выполненный в виде инженерного сооружения, расположенного над проезжей частью либо железнодорожными путями. Зачастую ошибочно именуется пешеходным мостом.
Калитка — дверь в заборе предназначенная для входа в огороженную забором территорию и выхода. Если дверь, как правило, не позволяет увидеть, что находится или происходит за дверью, то калитка наоборот, даёт обзор территории за ней.
Нижний Новгород имеет длинную историю существования, богатую различными событиями. Умеренный континентальный климат и удачное географическое расположение на слиянии двух крупных рек России (Оки и Волги) и, как следствие, на пересечении торговых путей, определили постоянное развитие и рост населения города. На протяжении всей своей истории Нижний Новгород был одним из крупнейших транспортных, экономических и культурных центров России. Нижегородцы внесли весомый вклад в развитие различных сфер жизнедеятельности...
Подробнее: Достопримечательности Нижнего Новгорода
Подземный пешеходный переход обычно состоит из тоннеля под проезжей частью, железной дорогой или рекой и ведущих к нему ступеней, расположенных на пешеходных дорожках. Часто ступеньки оборудованы наклонными дорожками для спуска велосипедов, детских и инвалидных колясок, однако не всегда удобными.