Понятия со словом «сеяние»
Связанные понятия
Жатва — время уборки преимущественно хлебных растений (пшеницы, ржи, овса, ячменя и др.). Российские крестьяне чаще называли время уборки хлебов жнитвом. Время жатвы, или жнитва озимых хлебов, приходится на июль, самый жаркий обычно в году месяц. Быть целый день на солнцепёке в такую пору от зари до зари — работа в высшей степени тяжёлая, особенно при снимании хлеба серпом. Поэтому издавна время жатвы называлось народом не просто рабочей порой, как говорили о навозице (вывозке навоза на поля; пахоте...
Жа́тва (процесс уборки злаковых культур) — один из наиболее ответственных периодов в хозяйственном цикле славян, относившихся к хлебу как к высшей ценности. В обрядовом комплексе, сопровождавшем жатву, особенно выделялись ритуалы, отмечающие её начало (зажинки) и конец (обжинки, дожинки).
Притча о неплодной смоковнице в винограднике – одна из притч Иисуса Христа, содержащаяся в Евангелии от Луки. В ней рассказывается о смоковнице, растущей в винограднике, которая третий год не приносила плода и хозяин виноградника желал срубить её...
Земледелие у славян являлось основой их хозяйства, которое оказывало влияние на славянский календарь, кухню, быт и мифологию. Славяне отдыхали преимущественно зимой (коляда, святки, масленица), тогда как лето было временем жатвы (страда). Славяне занимались земледелием преимущественно для собственного пропитания и оно практически никогда не носило товарного характера.
Обжи́нки (Дожи́нки, Успе́ние) — день народного календаря славян и обряд завершения жатвы хлебов, который отмечается как правило: восточными славянами — 15 (28) августа, славянами-католиками — 15 августа, болгарами и сербами — в конце сентября. Обжинки характерны прежде всего для восточно- и западно-славянской традиции; у южных славян праздник окончания уборки хлебов смещён на период обмолота зерна.
Убо́рка урожа́я — совокупность работ на завершающей стадии земледелия. Включает сбор урожая, доставку его к месту послеуборочной обработки, саму послеуборочную обработку, доставку урожая в места хранения или продажи. Современная уборка урожая характеризуется высокой степенью механизации.
Озимые посе́вы — обычно озимые зерновые сеют с конца лета до осени. Озимые культуры — представители однолетних растений — до наступления зимних холодов успевают прорасти и хорошо укорениться, а с наступлением весеннего тепла продолжают свой жизненный цикл и созревают несколько раньше, чем яровые. Большинство современных злаков бывают только яровыми. Озимую (и яровую) форму имеют пшеница, рожь, ячмень и тритикале. В целом, озимые зерновые по сравнению с яровыми, как правило, дают более высокий урожай...
Опа́хивание (опахивание ритуальное, пахота обережная) — традиционный ритуал у индоевропейских народов. Восходит к праиндоевропейской древности. Заключается в проведении плугом или сохой борозды вокруг определённого участка земли — чаще всего поселения. Ритуал проводится либо при основании поселения или дома, либо при эпидемиях или падеже скота.
Урожа́й — валовой (общий) сбор растениеводческой продукции, полученной в результате выращивания определённой сельскохозяйственной культуры со всей площади её посева (посадки) в хозяйстве, регионе или в стране. Для большинства культур урожай принято измерять в тоннах.
Мессианский пир — это эсхатологическая трапеза, символизирующая, согласно священным писаниям, единение Бога и человека.
Земледе́лие ма́йя — это отрасль экономики и один из основных родов деятельности народа цивилизации майя по выращиванию сельскохозяйственных культур. Способы возделывания земли и используемые технические средства и по своему уровню и качеству уступали тем же способам и средствам европейцев. Тем не менее, благодаря высокой доле вовлечённого в процесс населения, наличию помимо полей дворовых участков, совокупный объём производимой сельскохозяйственной продукции удовлетворял потребностям всех слоёв общества...
Молотьба́ (обмоло́т) — одна из основных сельскохозяйственных операций, при которой происходит отделение семян и плодов от колосьев, початков или метёлок, стручков.
Попуще́ние Бо́жие — в монотеистических религиях (прежде всего в христианстве и мусульманстве) позволение Бога совершать своим творениям (живым существам или даже неживым стихиям) дела, безразличные Богу, неугодные ему и даже богопротивные. Примеры попущения Божьего: стихийные бедствия, злодеяния, грешная жизнь.
Календарная поэзия — произведения древнейшего вида народного устно-поэтического творчества разных народов, являющиеся частью календарной обрядности.
Гессенская муха, или хлебный комарик, или гессенская мушка (лат. Mayetiola destructor) — двукрылое насекомое семейства галлиц. Опасный вредитель злаков.
Стерня́ (жнивьё) — остатки (нижняя часть) стеблей злаков (зерновых культур) после уборки урожая.
Пар в земледелии — вспаханное поле, оставляемое на одно лето незасеянным. Если в таком состоянии земля остаётся более одного года, то она уже носит название залежи. На этом основываются две исторические и до сих пор самые распространённые системы полеводства в России: залежная, или переложная, и паровая, или трёхпольная. Главная цель допущения в полях пара — возможность особо тщательно разработать землю под следующий сев.
Сеноко́с (покос, косьба травы на сено, заготовка сена) — один из наиболее важных периодов в традиционном аграрном календаре славян. В старину у славян косьба сена сопровождалась обрядами. Лучшим временем сенокошения считался период от Петрова дня и до Прокла 12 (25) июля. Русские крестьяне косили сообща, общиной, «всем миром», после чего каждый получал необходимое количество сена.
Притча о брачном пире — одна из притч Иисуса Христа о Царствии Небесном, содержащаяся в евангелиях от Матфея и Луки. В ней Царство Небесное уподобляется человеку, который созывал званных на брачный пир своего сына, но те отказались. Тогда созваны были все прочие, которые пришли и возлежали на пиру, но один из них, одетый неподобающе, был изгнан...
Ма́нна небесная (ивр. מָן) — согласно Библии, пища, которой Бог кормил Моисея и его соплеменников во время 40-летних скитаний после исхода из Египта.
Обрабо́тка по́чвы — приёмы механического воздействия на почву, способствующие повышению её плодородия и созданию лучших условий для роста и развития растений.
Непростительный грех (часто непроща́емый грех, ве́чный грех) — хула на Святого Духа, концепция греха в христианской теологии, который не может быть прощён. Находясь в состоянии этого греха, невозможно достичь спасения и вечной жизни с Богом.
Систе́ма нулево́й обрабо́тки по́чвы, также известная как No-Till, — современная система земледелия, при которой почва не обрабатывается, а её поверхность укрывается специально измельчёнными остатками растений — мульчей. Поскольку верхний слой почвы не рыхлится, такая система земледелия предотвращает водную и ветровую эрозию почвы, а также значительно лучше сохраняет воду.
Праздник урожая — праздник, посвящённый собранному урожаю, плодородию и семейному благополучию. К этому времени завершаются полевые работы: жатва, вывоз хлеба в овины, уборка льна. Заложена основа благосостояния семьи на будущий год. В этот день чествовали и благодарили Богородицу (Мать — Сыру-Землю) за собранный урожай. Считается, что она даёт благополучие, покровительствует земледелию, семье и особенно матерям. Европейский праздник, имеющий языческое происхождение. В римско-католической традиции...
Книга Жизни — философски-религиозное символическое понятие, существующее во многих религиях и культах. В иудаизме и христианстве это книга, в которой записаны имена праведников, в исламе все деяния человека, как добрые так и злые. Книга Жизни запечатана до Страшного Суда и её невозможно прочесть. Откроется в будущем, перед приходом Мессии.
А́нгел Иего́вы — одно из имён, под которыми по мнению христианских богословов Сын Божий открывается в Ветхом Завете.
Дерево познания добра и зла (ивр. עֵץ הַדַּעַת טוֹב וָרָע, Эц ха-Да’ат Тов ва Ра) — согласно библейской книге Бытия, особое дерево, посаженное Богом наряду с Древом жизни посреди Эдемского сада. Символизирует познание, в том числе этических категорий, способность осознанно решать, что добро и что зло.
Па́йза, или Ежо́вник хле́бный, или Япо́нское про́со (лат. Echinóchloa frumentácea) — вид травянистых растений рода Ежовник (Echinochloa) семейства Злаки, или Мятликовые (Gramineae)
Пропо́лка (также полка) — агротехнический метод (приём) защиты растений, удаление сорняков с полей и из лесопосадок. В отсутствие прополки или при её запаздывании урожай резко снижается.
Нищие духом — согласно евангелиям от Матфея и Луки, выражение из первой Заповеди блаженства, употреблённое Иисусом Христом в Нагорной проповеди...
Кугу-сорта (луговомар. Кугу сорта — «Большая свеча») — марийская синкретическая секта, объединившая традиционную веру марийцев (черемис) с элементами русского православия. Возникла в 70-х годах XIX в. в среде крещёных марийцев Яранского уезда Вятской губернии. На формирование вероучения секты оказали незначительное влияние неоднократные попытки исламизации марийцев со стороны татар.
Сельскохозяйственный год (англ. agricultural year, нем. landwirtschaftliches Jahr, фр. année agricole) — система мероприятий в сельском хозяйстве той или иной страны, предусмотренная для контроля за производством сельcкохозяйственной продукции в отраслях растениеводства (и иногда животноводства), как приуроченных к определённому сезону, благоприятному для ведения данных сельскохозяйственных работ (сезонных работ), так и всесезонных.
Мысленная брань (то есть война «мысленная» или «в мысли») — в христианской религиозной практике — умно́е делание (то есть работа ума или умом), направленное против помыслов (то есть мыслей, чувств и желаний), всеваемых в естество человека бесами. Цель мысленной брани — уничтожение страстей, питаемых помыслами. Главное средство мысленной брани — Иисусова молитва. В наиболее совершенном виде мысленная брань ведётся монашествующими или аскетами.
Ози́мая культу́ра — форма однолетних сельскохозяйственных зерновых (обычно злаковых), жизненный цикл которых требует перезимовки (от одного до нескольких месяцев) в условиях пониженных температур. Иногда используют аналогичный термин, «озимые растения», по отношению к любым растениям, не только сельскохозяйственным, для жизненного цикла которых требуется перезимовка.
Теория сатисфакции (от лат. Satisfactio) — в христианском богословии сложная теория, обнимающая собой целую группу догматических вопросов.
Маврита́нский газо́н — один из видов газона; единственный, который нужно косить всего лишь раз в год (то есть за один вегетационный период, который обычно длится в средней полосе России с апреля до октября, в более южных регионах — субтропиках и Средиземноморье — с февраля по ноябрь). В отличие от английского газона, состоящего из плотно засеянных и коротко подстриженных стеблей травы (разновидностей осоки), придающего пейзажу аккуратный, но довольно однообразный и несколько «пресный» вид, мавританский...
Земледе́лие и́нков — это одна из основных отраслей экономики империи Инков, занимавшаяся выращиванием сельскохозяйственных культур.
Парша сельскохозяйственных растений — опасная болезнь растений. Болезнь вызывается преимущественно микроскопическими патогенными грибами, а также актиномицетами и бактериями. Поражает поверхностные ткани листьев, плодов, цветков, побегов и клубней. Внешними признаками болезни являются шелушения кутикулы или кожицы, образования пятен, язвочек, пустул или бородавочек. Болезни подвержены многие растения, имеющие сельскохозяйственное значение. Наибольший ущерб причиняется паршой яблони и груши, а также...
Сербские обычаи — закономерности бытования людей и взаимоотношения между людьми, отличающий сербов от других народов. Сербские обычаи будучи славянскими, также впитали в себя некоторые балканские и фракийские обряды. Особенностью сербских обычаев в целом является сильное влияние сербской православной церкви, которая приняла большое количество дохристианских обрядов. В связи с этим многие сербы не разделяют традиции народные и церковные, считая это единым целым.
Грех в
католицизме определяется как «слово, действие или желание, противные вечному Закону». Грех понимается как недостаток любви к Богу и ближнему, оскорбление Бога, мятеж против Бога.
Пырейник сибирский (также Волоснец сибирский; лат. Elymus sibiricus) — многолетнее травянистое растение; вид рода Пырейник (Elymus) семейства Злаки (Poaceae). Типовой вид рода Пырейник.
Медо́вый Спас (также Мáковый Спас, Пе́рвый Спас) — день народного календаря у славян, приходящийся на 1 (14) августа. В этот день Православная церковь чтит память трёх святынь: Животворящего Креста Господня, образа Спасителя и иконы Владимирской Божьей Матери. Первый день Успенского поста, с этого дня разрешалось есть овощи, начинался интенсивный сбор мёда и его освящение. Совершались крестные ходы и водосвятия на реках, купание в освящённой воде людей и скота, освящались колодцы.
Плодородие почвы — способность почвы удовлетворять потребность растений в элементах питания, влаге и воздухе, а также обеспечивать условия для их нормальной жизнедеятельности. Это эмерджентное свойство почвы: оно появляется только при взаимодействии её компонентов. Почва состоит из перегноя, воды, воздуха, глины и песка. На её плодородие существенно влияет содержание азота, фосфора, калийных солей и других веществ.
Пле́вел (лат. Lólium) — евразийский род цветковых растений семейства Злаки. Большей частью это луговые растения и полевые сорняки, которые нередко также встречаются вдоль дорог, на железнодорожных насыпях. Некоторые виды используются как кормовые и газонные травы.
Кесарю кесарево, а Божие Богу, церковносл.. «Воздатите кесарева кесареви и божия богови», (греч. Ἀπόδοτε οὖν τὰ Καίσαρος Καίσαρι καὶ τὰ τοῦ Θεοῦ τῷ Θεῷ, лат. Quae sunt Caesaris Caesari et quae sunt Dei Deo) — новозаветная фраза, цитируемая обычно по апостолу Матфею (Матф. 22:21).
Пахота символическая (Первая борозда) — обряд, совершаемый на Святки, Масленицу, в день, близкий к весеннему равноденствию или на Егория Вешнего. Обряд призван был обеспечить хороший урожай и благополучие на предстоящий сельскохозяйственный год.
Толо́ка (новг.-псков., твер. толо́ка; юж.-рус. тало́ка; новг., твер. по́мочи, помог(т)чи; белор. талака) — форма деревенской взаимопомощи в России, на Украине, в Белоруссии, Эстонии, Латвии и Литве. Её организовывали в деревне для выполнения срочных работ, требующих большого количества работников: сбор урожая, вырубка леса, сооружение домов и т. д. Иногда толоку использовали для проведения общественных работ (строительство церквей, школ, дорог и т. п.).
Неде́ля о мытаре́ и фарисе́е, Неде́ля мытаря́ и фарисе́я (греч. Κυριακή Τελώνου και Φαρισαίου) — первое из четырёх воскресений подготовки к Великому посту в Православных церквях; начало богослужений с использованием Постной Триоди.