Правильное море

Александр Брыксенков

О флоте написано много всего. И смешного, и трагического. Авторы решили остановиться на вопросах, слабо освещённых в литературе. В книге нет описаний ураганов, походов, сражений, а приведены интересные подробности флотского быта и повседневной службы, что для сухопутной публики будет достаточно интересно.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Правильное море предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Имя — не пустой звук

Носовые башни крейсера «Киров»

На Васильевском острове имеется много объектов, напоминающих о море. Это и бог морей Посейдон на фронтоне Биржи, и ростральные колонны, а также памятник Крузенштерну, канонир Василий на пушке, памятник Петру работы Церетели, две башни с орудиями главного калибра, снятые с крейсера «Киров», памятник юнгам Балтики, подводная лодка «Народоволец». Действительно, много. Тем не менее ветераны-балтийцы добиваются сооружения на Васильевском острове ещё одного морского памятника. Они хотят увековечить память о эскадренном миноносце «Новик».

В Петербурге есть уже один памятник кораблю-герою. Скульптор К. В. Изенберг создал благородное и в тоже время очень экспрессивное произведение в честь геройски погибшего в 1904 году миноносца «Стерегущий». Но ведь памяти много не бывает. Тем более, что «Новик» — действительно исключительный корабль. Это же не клоун, не певичка, не поп, установкой памятников которым во всю занимаются москвичи.

Эсминец «Новик» погиб в Балтийском море, в десяти милях от острова Мохни. Это сучилось 28 августа 1941 года, когда основные силы Балтфлота вместе с гражданскими судами совершали так называемый «Таллинский прорыв». Это был не прорыв, а ад кромешный, смертный путь (погибли 10 000 человек). Маршал Ворошилов до тех пор не разрешал эвакуацию флота из Таллина, пока немецкая полевая артиллерия не начала обстрел наших кораблей, стоявших на таллинском рейде. К этому времени всё побережье Финского залива было уже в руках врага и немецкая авиация беспрепятственно контролировала акваторию залива. Караваны шли без авиационного прикрытия через минные поля под непрерывный вой бомб, атакуемые подводными лодками.

История «Новика» началась в 1911 году, когда он был спущен на воду. Эсминец являлся головным кораблём в серии из 30 эсминцев и мог при четырёх 102-х мм пушках развивать рекордную скорость до 37 узлов. Это был лучший корабль в своём классе. Но после Первой мировой войны стали появляться более эффективные эсминцы, и «Новик» устарел. Тогда его модернизировали, дали в 1926 году новое имя «Яков Свердлов», и корабль вновь вошел в состав Балтийского флота.

В таллинском переходе «Яков Свердлов» следовал в одном ордере с крейсером «Киров», находясь сзади него и чуть левее. Несчастье случилось в 20.47. Очевидцами трагического события были многие. Так сигнальщик с «Кирова» Александр Панасенко свидетельствовал, что «Яков Свердлов» поднял сигнал «торпеда слева» и дал звуковой сигнал сиреной, после чего увеличил ход и с разворотом влево принял торпеду, следовавшую к «Кирову», на себя.

В результате взрыва эсминец переломился на две части, которые быстро скрылись под водой. Таким образом, ценой своей гибели эсминец спас крейсер: если бы «Свердлов» не подставил борт под торпеду, «Киров» скорее всего не дошёл бы до Кронштадта.

Однако командир эсминца капитан 2 ранга А. М. Спиридонов в своём рапорте Главкому несколько по другому описал ситуацию:

«…Сигнальщик левого борта докладывает: „Слева 60 градусов перископ подводной лодки“. Обнаружив перископ в расстоянии 8 кабельтовых, я приказал старшему лейтенанту Орлову открыть огонь. Одновременно отдал приказание об изготовлении бомб и уже принял решение идти на лодку с целью таранить её и бомбить…. В это же время командир отделения сигнальщиков доложил: „Слева след торпеды“. Обнаружив в 2—3 кабельтовых след торпеды, я понял, что больше сделать ничего не могу, как только пожертвовать миноносцем… Я сел в кресло и стал ждать взрыва…»

Эсминец «Новик»

Однако, специалисты, изучив немецкие и финские документы, утверждают, что «Свердлов» погиб не от торпеды, а от взрыва мины, поскольку из документов следовало, что в районе гибели эсминца подводных лодок противника не было.

Даже в наше время в одних источниках указывается, что «Новик» погиб от торпеды, в других — от мины. Хотя, какое это имеет значение. Гибель она и есть гибель. Характерно, что в таллинском переходе погибло ещё четыре эсминца и все «Новики». Это «Энгельс» («Десна»), «Калинин» («Прямослав»), «Володарский» («Победитель»), «Артём» («Азард»). Все они подорвались на минах.

На Балтике перед войной было 8 «Новиков». Судьба двух из них, не попавших в таллинский переплёт, была тоже печальной.

«Ленин» («Капитан Изыльметьев»), стоявший на ремонте в Либаве, при подходе к городу немцев был взорван командой. Следует отметить, что командир корабля капитан-лейтенант Юрий Афанасьев за уничтожение «Ленина» был отдан под суд, который приговорил его к расстрелу. Реабилитирован в 1955 году из-за отсутствия состава преступления. «Володарский» («Победитель») подорвался на мине. Повезло только «Сталину» («Самсон»). Ог ещё в 1936 году по Северному морскому пути ушёл с Балтики на ТОФ, где благополучно дожил до 1956 года в качестве плавучей казармы ПКЗ-52.

Возвращаясь к судьбе командира эсминца «Ленин» следует обратить внимание на непорядочность некоторых высокопоставленных флотских начальников. 22 июня «Ленин» был выведен из сухого дока на воду для продолжения ремонтных работ. В тот же день к вечеру немцы подошли к окраинам Либавы, а 23 июня начались уличные бои. Звуки выстрелов приближались к заводу. Афанасьев обратился к командиру Либавской военно-морской базы, капитану 1 ранга М. Клевенскому с запросом, что делать с эсминцем. Тот приказал ни в коем случае не допустить захвата корабля немцами и действовать по обстановке. То есть возложил всю ответственность на командира эсминца. Во второй половине дня 23 июня Афанасьев отдал приказ на подрыв эсминца.. 27 июня Клевенский со штабом, прихватив Афанасьева, на торпедных катерах вырвался из Либавы, а 29 июня немцы полностью заняли город.

Казалось бы Афанасьев действовал правильно. Так поступать требовал Корабельный устав, а УК РСФСР за «непринятие начальником надлежащих мер к уничтожению или приведению в негодность… средств ведения войны, когда им грозит непосредственная опасность захвата неприятелем и уже использованы все способы сохранить их», предусматривала наказание в виде лишения свободы на срок не ниже трех лет, а при отягчающих обстоятельствах — высшую меру.

Всё б было правильно, но эсминец носил мия вождя мирового пролетариата, и уничтожение его получало политическую окраску. По прибытии в штаб Балтийского флота, находившегося в Таллине, Клевенский немедленно подал на имя командующего флотом Трибуца подлую докладную записку, в которой, защищая свою задницу, всю вину за уничтожение эсминца «Ленин» возложил на Афанасьева: «Командир эсминца „Ленин“, приняв отходящие в беспорядке части за непосредственную угрозу кораблю, не доложив об этом на КП [командный пункт военно-морской базы] и не приняв никаких мер не только к обороне, но и по выяснению элементарной обстановки, взорвал миноносец „Ленин“ и отдал приказ взорвать подводные лодки».

Трибуц, понимая, что Афанасьев не в чём не виноват (об этом он публично заявил позже) для перестраховки (как никак два его предшественника на посту комфлота были репрессированы) отдаёт командира эсминца под суд. Мол, пусть судьи решают.

А судьи были ещё те. Любому человеку ясно, что альтернативы взрыву не было, ясно, что не имело никакого значения, когда взрывать корабль, 23 июня или 28 июня. Наверное это было ясно и судьям, но они решили, что лучше переборщить, чем прослыть мягкотелыми, политически неграмотными юристами.

Чем объяснить такую горькую судьбу балтийских «Новиков»? Седые мореманы всё списывают на то, что кораблям поменяли названия, что их нарекли именами деятелей не имевших к флоту никакого отношения. Мол, морю такая операция не нравится. Чушь, конечно. Вон, тоже один из «Новиков» — «Лейтенант Ильин», побывав и «Гарибальди», и «Троцкими», и «Войковым», дослужил до 56 года. Разумеется — чушь, но что-то в ней есть. Название корабля как-то влияет на его судьбу.

СПРАВКА

Значение слова НОВИК:

1. Ист. Молодой дворянин в Русском государстве 16—17 вв., впервые записанный на военную службу.

2. Устар. Тот, кто недавно стал заниматься чем-л., недавно вступил на какое-л. поприще; новичок.

Название «Новик» предложил командующий Балтийским флотом Н. О. Эссен в честь бронепалубного крейсера «Новик», которым он командовал до 1904 года и за успешные действия был награждён золотым оружием. Николай II утвердил это предложение. Из этого примера видно как серьёзно (вплоть до императора) относились в царской России к наименованию корабля. Хотя тоже были проколы. В английском языке слово «корабль» — женского рода. Поэтому крейсер «Queen Victoria» — это вполне уместно. Но когда могучему русскому линкору дают женское имя «Императрица Мария», то от такого выбора ждать ничего хорошего не стоят.

Почему — то в России было модно называть новые корабли именами погибших предшественников, что тоже не очень хорошо. За все время существования русского флота больше других повторялись следующие названия: «Штандарт» и «Гангут» по 5 раз, «Ингерманланд» — 6, «Не тронь меня» и «Азов» — 7, «Полтава» и «Самсон» — 8, «Выборг» — 10, «Меркурий» — 11, «Нарва» — 14, «Москва» — 18, «Надежда» — 22. Такая практика явно не рациональна. Например говоря о «Меркурии» нужно каждый раз пояснять о каком «Меркурии» идёт речь.

Считается, что: «Название судна (корабля, лодки) является отражением истории, политики, нравов и вкусов определенной эпохи, исторического периода. Оно несет в себе информацию о национальной принадлежности, а часто и о существующем общественно-политическом строе.»

Однако этому положению крестители кораблей следовали далеко не всегда. В советское время нарекали корабли очевидно политики. Названия типа «Комсомолец Туркменистана» были сплошь и рядом. Но верхом нелепости было название одной из подводных лодок: атомный ракетный подводный крейсер «Имени ХХV съезда КПСС». Представляете: «Врагу не сдаётся наш гордый „Имени 25-го съезда КПСС“…»

Хотя, конечно, были и удачные названия. Так сторожевые корабли проекта 50 носили названия зверей: «Пантера», «Ягуар», «Волк», «Горностай», «Пума» и даже «Гиена». Очевидно, что и морским богам такие имена нравились. «Зверки» отслужили по 39—42 года и никаких серьёзных инцидентов с ними не происходило.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Правильное море предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я