Данный сборник статей представляет многолетние исследования автора «от естествознания к обществознанию». Они отличаются эволюционно-системным подходом, который обеспечил раскрытие базисных системных закономерностей, в том числе закономерностей системной организации движений в качестве целесообразных действий и деятельностей в экономическом и прочем развитии общества.Сборник может быть особо полезным для ученых-исследователей в области социальной и экономической теории.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Рациональное общество. Том 3 (избранные статьи): очерки «философии движения» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
3. «Философия движения» как междисциплинарное интегративное направление системных исследований
3.1. Вводные тезисы
Известно, что познание движения как такового началось ещё в древнем мире. Всё то, что попадало в сферу рецепции человека, вызывало у него не только удивление, но и понятный сейчас страх, мысли о каких-то неведомых силах (истоки мифологии). Движение в сфере жизнедеятельности задействовалось человеком соответственно потребностям (первые орудия, транспортирующие средства и пр.). Движение окружающего мира стимулировало мышление и познание его особенностей, закономерностей. Стационарность движения в космосе (особенно солнечной системы) способствовала организации общинной и последующих систем жизнедеятельности (см. историю Времени). Здесь нет смысла представлять даже этапы познания движения, поскольку это познание суть история философии и науки. Имеет смысл привести лишь выдержку из статьи Философского энциклопедического словаря (изд. 1983 г.), в котором эта категория представлена более полно, хотя и совершенно недостаточно, учитывая уровень познания тех лет.
Принципы связи материи и Д. и неуничтожимости и несотворимости движущейся материи получили особое значение в свете великих открытий естествознания 19—20 в. в. Так, всем попыткам т. н. энергетизма свести материю к энергии Ленин противопоставил принцип единства материи и Д. Он подчёркивал, что материя не есть нечто косное, к чему «прикладывается» Д., не есть бессодержательное «подлежащее» к сказуемому «двигаться», а есть основа, всеобщий носитель всех состояний Д. и развития. «Сказать ли: мир есть движущаяся материя или: мир есть материальное движение, от этого дело не изменяется» (ПСС, т. 18, с. 286).
Наряду с материальностью осн. характеристиками Д. диалектич. материализм считает его абсолютность и противоречивость. Д. материи абсолютно, тогда как всякий покой относителен и представляет собой один из моментов Д. Оно определяет собой все свойства и проявления окружающего нас мира, внутр. содержание всех вещей и явлений. Противоречивость Д. заключается в неразрывном единстве двух противоположных моментов — изменчивости и устойчивости, Д. и покоя. Понятие изменения имеет смысл лишь в связи с понятием относительно устойчивого, пребывающего в определ. состоянии. Однако само это изменение в то же время есть также определ. состояние, к-рое пребывает, сохраняется, т. е. также обладает моментом устойчивости. В этом противоречивом единстве изменчивости и устойчивости ведущую роль играет изменчивость, ибо всё новое в мире появляется лишь через неё, а устойчивость, покой лишь фиксируют достигнутое в этом процессе. Д. материи многообразно по своим проявлениям и существует в различных формах. Выделяют три осн. группы форм Д. материи: в неорганич. природе, в живой природе и в обществе. К формам Д. материи в неорганич. природе относятся: пространств, перемещение; Д. элементарных частиц и полей — электромагнитные, гравитационные, сильные и слабые взаимодействия, процессы превращения элементарных частиц и др.; Д. и превращение атомов и молекул, включающее в себя химич. форму Д. материи; изменения в структуре макроскопич. тел, — тепловые процессы, изменение агрегатных состояний, звуковые колебания и др.; геологич. формы Д. материи; изменение космич. систем различных размеров: планет, звёзд, галактик и их скоплений. Формы Д. материи в живой природе — совокупность жизненных процессов в организмах и в надорганизменных системах: обмен веществ, процессы отражения, саморегуляции, управления и воспроизводства, различные отношения в биоценозах и др. экологич. системах, взаимодействие всей биосферы с природными системами Земли и с обществом. Обществ. формы Д. материи включают многообразные проявления деятельности людей, все высшие формы отражения и целенаправленного преобразования действительности. Высшие формы Д. материи исторически возникают на основе относительно низших и включают их в себя в преобразованном виде — в соответствии со структурой и законами развития более сложной системы. Между ними существует единство и взаимное влияние. Однако высшие формы Д. материи качественно отличны от низших и несводимы к ним. Раскрытие взаимоотношения между формами Д. материи играет важную роль в понимании единства мира, в познании сущности сложных явлений природы и общества. См. также Материя, Развитие.
Энгельс Ф., Анти-Дюринг, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20; его же, Диалектика природы, там же; Ленин В. И., ПСС, т. 29 (см. Предметный указатель);
Гегель Г. В. Ф., Философии природы, Соч., т. 2, М. — Л., 1934;
Свидеpский В. И., Противоречивость Д. и её проявления, Л., 1959; Mелюхин С. Т., Материя в её единстве, бесконечности и развитии, М., 1966; Овчинников Н. Ф., Принципы сохранения, М., 1966; Структура и формы материи. Сб. ст., М., 1967;
Солопов Е. Ф., Материя и Д., Л., 1972..
Все разделы познания движения, отмеченные в этой статье и другие составляли ранее предмет естественнонаучного направления в философии и были догматизированы (без необходимого и возможного научного развития) марксистско-ленинской философией. Но, уже к 80-ым годам ХХ в. они были достаточно полно представлены соответствующими научными дисциплинами, а общественные формы движения (в т. ч. структуры и системы деятельности) — широко развернувшимися, как в нашей стране, так и в других странах, системными исследованиями. Однако, «перестройка» остановила прогрессивное развитие этих исследований, как и многих других, и направила интеллектуальную деятельность на обслуживание Заказчиков от политики и от рыночных структур (см. историю ИСИ АН СССР — РАН и др. институтов).
Мой исследовательский опыт и некоторый задел в рассматриваемой сфере, к середине 90-х годов, позволил мне понять необходимость этого междисциплинарного интегративного направления и представить «Философию движения» краткими тезисами (для возбуждения интереса и привлечения единомышленников) на «Первом всероссийском философском конгрессе». Однако по моим последующим наблюдениям за публикациями мне не удалось встретить какого-либо внимания к заявленной теме. Я объясняю это политическими особенностями того периода, но главное тем, что это направление опирается на точные науки и системные знания (системные обобщения естествознания А. Богдановым (Малиновским) и ОТС, кибернетика, системный анализ и пр.), а они не привлекали философов, поскольку всё их развитие традиционно основывалось на истории философии, — это имеет место и в настоящий период. Лишь малая часть философов-исследователей, развившихся главным образом на истории естествознания, на научной и инженерной деятельности, могла бы примкнуть к этому направлению. Здесь я приведу лишь пару посылов из своих тезисов.
«Осознание раздробленности социального развития (движения) субъективными ориентациями и соответствующих противоречий давно занимает умы философов, исследователей психологии личности, социальной психологии, социологии. Поэтому возникла и развивается тенденция к выработке единого научно-философского Знания о Природе, Человеке и социальных организациях (см., напр.,: Овчинников Н. Ф. Тенденция к единству науки. Познание и природа. М.; Наука. 1988).
Наиболее продуктивной сущностной основой формирования такого Знания, судя по истории философии и науки, в рефлексивном ее переосмыслении, следует считать Философию Движения, как программное древо развития философии, интегрирующее все полезные достижения науки и практики. То есть видится целесообразным рефлексивный «заход» философии на новый виток познания Движения, возвышенный научно-практическими и методологическими достижениями, т.е. позволяющий охватить все структурные уровни организации движения.
Надо сказать, что сама постановка столь глобального предмета философии требует широких и глубоких научных познаний, и значительной рефлексии, не только исторической, но и субъективной, — в плане осознания философом своего места и значения в общесоциальном процессе развития.…
Известный мыслитель А. Дж. Тойнби и многие другие ученые показали, что движителями культурного и технологического прогресса человечества были острые потребности (вызовы), однако, главным образом субъективные, потребности «весомых движителей».
Современный период развития требует рефлексивного осознания общечеловеческой опасности субъективных потребительских движителей и объективной необходимости динамичного интеллектуального перехода к доминированию социально необходимых движителей, полезных не только отдельному человеку, обществу, но и всему человечеству, т. е. перехода к оздоровляющим и возвышающим потребностям, которые должны исходить из общих социальных целей развития.…».
За прошедшее время мне удалось существенно развить свои исследования и, благодаря Интернету, выложить основную их часть на своем сайте, одновременно посвятив эту работу светлой памяти о народе и общественной системе, обеспечивших Великую Победу над нацистской чумой ХХ века. Теперь, после существенного, на мой взгляд, продвижения (относительно известных мне проектов и направлений поисков) я предлагаю вниманию читателей своеобразный опыт независимого исследования в обозначенном направлении. Я сознательно не разрабатывал наиболее солидное в научном плане сообщение, поскольку сейчас, как и ранее, я ставлю главной целью лишь привлечение внимания профессионалов и широкого круга единомышленников, остальное, как говориться, «в рабочем порядке». В заключение вводной части надо отметить главное. Философия движения, основываясь на наиболее точных научных и практических знаниях, систематизирующая и интегрирующая их на системном уровне познания, ориентирована тем самым на проектирование Совершенного общества, т. е. призывает начать новое, научно и исторически обоснованное возвышение всей общественной организации. После многовекового опыта использования архаичных рыночных принципов, — принципов конкурентной борьбы за выживание, и политически сформированных принципов социализма научное познание этого великого опыта и опыта природы предоставляет возможность использовать более прогрессивные и надежные принципы. В производственном движении они уже успешно проверены научной организацией соответствующих деятельностей, а в целостном общественном движении (системным взглядом «сверху») — в определенной мере и опытом социализма.
3.2. Вводное представление «Философии движения»
Структурные уровни организации (вещества, «материи»; движений элементов, автономных единиц организаций):
А. Естественные:
1) механические: первородный микроуровень; атомный; молекулярный; геологический;
2) биологические (уровни эволюции живой природы): микроорганизменный; растительные; уровни автономных (самодвижущихся) организмов; уровни животных; уровни человекообразных; племенной уровень предобщественных гоминидов; уровни психологической и интеллектуальной организации «человека общественного».
Б. Общественные (искусственные): общинные, догосударственные уровни; государственные (см. историю общемирового общественного развития); государственные комплексы (см. всемирную историю); производственные уровни и системы (см. историю произв. развития); системы распределения продуктов общественного производства (см. всемирную историю).
Термины естествознания в научном отражении естественного движения:
материальная точка; тело; инерция; масса; сила; сила притяжения; сила отталкивания; действие; скорость; время; количество движения; момент; импульс; удар; поле; силовые линии; траектория; молекулярное движение; тепловое движение; температура; энергия и пр.
Необходимо заметить, что большинство из них определено чувственными восприятиями движения и действий внешних тел на человека (первыми исследователями движения). Особенно это относится к терминам масса, сила, скорость, время и энергия. Эти восприятия обусловили перенос смысла некоторых терминов на понимание свойств наблюдаемых объектов (тел) и явлений. Это относится, прежде всего, к силе, энергии и времени. Таким образом, вся естественная природа была «наделена» в мышлении ученых «силами», «энергией» (математически получаемой интегралом тех или иных действий) и «временем». Соответствующий анализ терминологической и прочей человеческой детерминации развития естествознания (прежде всего физики) следует считать, таким образом, одной из основных задач «философии движения».
Основные научные термины системной организации движений:
Целостность (цельность); система; цель; средства (достижения цели и пр.); целеполагание; информация; связи; сигналы; обратная связь; рассогласование; устойчивость (неустойчивость); равновесие; возмущения; управление; регулирование; стабилизация; самоуправление; адаптация; инвариантность; переходный процесс.
К современному периоду системные знания в плане системной организации движений как в естественной природе, включая организмы высокоразвитых животных и человека («живые организации»), так и в социально организованной жизнедеятельности, в искусственно (интеллектуально) создаваемых устройствах, машинах и комплексах различного общественно целевого назначения составляют уже множественные комплексы. Несомненно, «философия движения» должна владеть основными из них, то есть дополнить своё предметное поле так называемым «системным движением». Но, главной её задачей видится, конечно, установление междисциплинарных связей наук, составляющих естествознание и обществознание (включающее социологию и прочие социо-гуманитарные науки), через установление общенаучных закономерностей движения, в том числе относительно процессов организации — дезорганизации и системологии. Здесь полезно вспомнить мысль А. Богданова о переходе от классической и традиционной философии к всеобщей организационной науке. Но и эта наука немыслима без раскрытия законов и закономерностей движения, — на всех уровнях, где происходят, или осуществляются человеком, процессы организации — дезорганизации. Поскольку всем достаточно образованным начинающим и опытным исследователям хорошо известно, что «всё существует в движении», то становится видным и сущностный уровень «философии движения», уровень познания сущностей естественных организаций (движения) и социальных, — прошлых, существующих и целесообразных для рационального общества, исходя из высших целей существования в современном и прогнозируемом окружающем мире.
Соответственно кратко изложенному и главное основным задачам «философии движения», которая видится в рассматриваемом плане метанаучной дисциплиной, автор (понимаемый мною как «автоорганизатор») предлагает здесь следующую основополагающую дефиницию: движение есть процесс изменений. Ответ на вопрос «изменений чего?» как раз и составит всю интеллектуальную деятельность и продукцию «философии движения».
Рекомендуемая литература
1. Афанасьев В. Г.: 1) Научное управление обществом (опыт системного исследования). М., 1973; 2) Системность и общество. М., 1980; 3) Общество: системность, познание и управление. М., 1980; 4) Мир живого: системность, эволюция и управление. М., 1986.
2. Веселовский В. Н. О сущности живой материи. М., Мысль. 1971.
3. Гомеостаз на различных уровнях организации биосистем. СО АН СССР. Новосибирск. 1991.
4. Кулешов В. В. Ресурсы: Экономия и бережливость. Новосибирск. 1990.
5. Маркарян Э. С. Вопросы системного исследования общества. М., 1972.
О генезисе человеческой деятельности и культуры. Ереван. 1973. Теория культуры и современная наука. М., 1983.
6. Перегудов Ф. И., Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ. М., 1982.
7. Баблоянц А. Молекулы, динамика и жизнь. Введение в самоорганизацию материи. Перевод с англ. Л. Н. Моисеевой. М.: Мир, 1990. 375 с. URL: https://www.twirpx.com/file/1472552/
8. Основы общей биологии / под ред. Э. Либберта. М.: Мир, 1982. 440 с. URL: https://www.twirpx.com/file/1816477/
9. Овчинников Н. Ф. Поиски понимания: Избранные труды по истории и философии науки. М.: Новый хронограф, 2016. 656 с. URL: https://www.twirpx.com/file/2522664/
10. Овчинников Н. Ф. (ред.) Философские вопросы современной физики. М.: ИАН СССР, 1952. 576 с. URL: https://www.twirpx.com/file/1917160/
11. Овчинников Н. Ф. Понятия массы и энергии в их историческом развитии и философском значении. М. 1957.
12. Спасский Б. И. История физики. Часть 1. М.; МГУ. 1963. 335 с. URL: https://www.twirpx.com/file/2397730/
13. Тредер Г. Ю. Эволюция основных физических идей. Киев. 1989.
14. Блехман И. И. Синхронизация в природе и технике. М.: Наука, 1981. 352 с. URL: https://www.twirpx.com/file/1504724/
15. Тектон А. Что движет.? От частной устремленности до системной целесообразности (очерк философии движения в категориях). Монография. СПб.: изд. АНО НПО «Профессионал», 2004, 61 с. URL: https://www.twirpx.com/file/1548055/
16. Новик И. Б. Вопросы стиля мышления в естествознании. М.: Политиздат, 1975. 144 с. URL: http://www.twirpx.com/file/469788/
17. Вейник А. И. Теория движения. Мн.: Наука и техника, 1969. 448 с. URL: https://www.twirpx.com/file/409746/
…………………………………………………………………………………
Первая публикация: «Академия Тринитаризма», М., Эл №77—6567, публ.16386, 23.02.2011
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Рациональное общество. Том 3 (избранные статьи): очерки «философии движения» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других