1. Книги
  2. Историческая фантастика
  3. Александр Пругло

Адини. Великая княжна

Александр Пругло (2025)
Обложка книги

Младшая и любимая дочь российского императора Николая Первого — великая княжна Александра Николаевна, которую близкие звали Адини, была талантливейшей певицей и пианисткой, к её обучению привлекались лучшие музыкальные педагоги Европы. К сожалению девушка прожила короткую жизнь, ушла из жизни в 19 лет. В описанном здесь альтернативном мире сознание Адини заняла попаданка из 21 века, а другие попаданцы спасли её от преждевременной смерти. Забавные приключения и прогрессорство. Действие романа “Адини” разворачивается в эпоху российского императора Николая I Павловича. Долгие годы бытовало мнение, что этот царь был крайним реакционером, душителем Свободы и вообще очень отвратительным человеком. Но, если внимательно вникнуть в деятельность Николая Павловича, то обнаружится, что это был хороший управленец, прекрасный семьянин, трудоголик и любимец женщин. У него не всегда получалось действовать справедливо.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Адини. Великая княжна» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 7. Готовимся к поездке. В поезде

Прошло несколько дней. Наша поездка в Москву и по России оказалась на грани срыва. Цесаревич срочно укатил в Европу по вызову предполагаемой невесты и ее родителей. Сестра Ольга накануне слегла с воспалением лёгких. Отец хотел было вообще отменить моё путешествие, но на мою сторону стал лейб-медик Егоров. Он решительно заявил, что мне для восстановления после болезни обязательно нужна такая поездка. Кроме того, я заявила, что вместо Александра и Ольги со мной может поехать мой младший брат Константин со своим наставником-адмиралом.

Теперь ежедневно меня с самого утра сопровождали как минимум две дамы: воспитательница Юлия Браун и фрейлина Елизавета Карамзина. Лиза считалась теперь не фрейлиной императрицы, а фрейлиной великой княжны, поэтому ее платье было расшито уже не золотыми, а серебрянными нитками. Это, конечно, понижение — из фрейлин императрицы в фрейлины великой княжны, но Лиза и я были рады. Карамзина теперь исполняла при мне обязанности личного секретаря:

— Ваше Императорское Высочество! К Вам сегодня записались на аудиенцию две персоны!

— Прекрасно! И кто же они?

— Комендант императорского поезда полковник Маркозов и Ваш новый личный камер-паж князь Корякин. Я назначила им соответственно на 9 и на 11 часов. Комендант хочет уточнить всё по завтрашней поездке, а камер-паж — представиться Вам и тоже получить указания по завтрашней поездке.

— Хорошо, я приму их в назначенное время.

Комендант поезда полковник Маркозов Иван Степанович удивил меня прежде всего тем, что принес несколько буклетов с золотым тиснением, отпечатанных на лощеной бумаге типографским способом. Книжечка называлась «Путешествие Их Императорских Высочеств великой княжны Александры Николаевны и великого князя Константина Николаевича по Российской империи в мае 1840 года».

В буклете был расписан маршрут путешествия, посещения различных достопримечательностей, встречи с интересными людьми. А главное — расписано, кто в каком вагоне каком купе будет проживать во время путешествия. Правда, нумерация вагонов была какой-то странной, не цифрами, а литерами.

Литера К (дамский): купе 5, 6, 7, 8 предназначались Е. И. В. в. к. Александре Николаевне, то есть мне. Купе 4 — воспитательница m-lle Броун. Купе 3 — фрейлина Елизавета Николаевна Карамзина. Далее шли купе для других дам, а также для горничных и прочей прислуги.

Литера С (великого князя): купе 3 и 4 отводилось моему младшему брату Константину, купе 5 — воспитателю адмиралу Литке, купе 10-12 — пажи великого князя, купе 13-15 — пажи мои.

Литера М (министерский): купе 1-5 — министр путей сообщения граф Клейнмихель Петр Андреевич с походной канцелярией, купе 6-9 — генерал-адъютант Владимир Федорович Адлерберг (как главный начальник всей нашей экспедиции), купе 15 — лейб медик Мандт.

Литера О (свитский): купе 1 — комендант поезда полковник Маркозов, купе 2 — инспектор императорских поездов инженер Дроздовский, купе 3 — инженер-электрик, купе 4 — инженер путей сообщения, купе 5-8 — служебные купе, купе 9-11 — купе администраций железных дорог путей следования.

Далее мне было уже не так интересно читать о всяких вспомогательных вагонах: вагон-салон, вагон-столовая, вагон-кухня и так далее.

Комендант спросил меня, согласна ли я с таким размещением людей и какие будут с моей стороны пожелания. Я ещё долго беседовала с ним о мелочах вагонного быта, узнала много интересного. Например, что в составе есть вагон-электростанция и напряжение в сети, как и в городах, а именно 220 Вольт. Рояля в вагоне-салоне нет, но имеется пианино, как менее громоздкое. Сначала подумала, что можно перевезти туда и вновь приобретенный набор электроинструментов, но потом отвергла такую мысль: дорога, тряска, возможные колебания напряжения, а набор один-единственный, вдруг что-нибудь сломается. Нет, пусть лучше постоит до моего возвращения.

Симпатичный юноша Костя, одно название князь, в мундире пажеского корпуса, сначала очень нервничал и смущался: шутка ли, впервые попал в покои великой княжны. Однако, позже вполне освоился. Он спросил, сколько выбрать пажей для поездки и какие будут особые пожелания для отбора.

Тут я вспомнила, что хотела начать формирование своего музыкального коллектива, поэтому попросила, если сможет, найти среди ребят хороших гитаристов. А ещё тех, кто хорошо поёт и может играть на других инструментах.

— Я и сам неплохо играю на гитаре, ответил Костя, — меня учил испанский музыкант, хороший профессионал. И ребята наши могут на гитаре…

— Меня интересуют не те кто могут, а те, кто очень хорошо могут! Я хочу создать собственный музыкально-вокальный коллектив. Думаю, что во время пути у нас будет время попытаться это сделать. А есть ли среди вас хорошие барабанщики? А может есть такие, кто хорошо играют на виолончели?

— Я выясню и доложу по телефону!

— Если не будет таковых, то не расстраивайтесь, будем искать в другом месте. А по количеству — для пажей выделено три двухместных купе. — я показала буклет. — Смотрите: вагон литера С, купе под номерами 13, 14, 15. Это ваши!

Прогуливаясь с Лизой по дворцу, я увидела в одном из коридоров двух беседующих мужчин. Лицо одного из них показалось мне очень знакомым.

— А что Пушкин… Александр Сергеевич жив? — обрадованно-удивлённо спросила Елизавету.

— Как видишь, жив, здоров и даже довольно-таки хорошо упитан! — процитировала фрейлина героиню фильма “Москва слезам не верит”, — Разве мы могли бы допустить его гибель на дуэли?!

— Как я рада!

— А ты сильно не обольщайся! Характер Пушкина противным стал! А Наташке он ещё двух пацанёнков заделал! Правда, поговаривают, что один из младенцев — плод вдохновения твоего папеньки!

— Как интересно! И насколько эти слухи обоснованы?

— Слухи есть слухи! Но на каждом придворном балу император обязательно танцует один-два танца с Натальей Николаевной. Я над ними не стояла, свечку не держала!

— А как бы мне организовать встречу с Пушкиным?

— Зачем её организовывать, если вы и так встречаетесь три раза в неделю! Жуковский назначил камергера Пушкина учителем русской словесности великим княжнам Ольге и Александре.

— Камергер уже? Не камер-юнкер?

— Да, продвинулся по службе!

— Хочу пригласить его к себе прямо сейчас.

Кричу:

— Александр Сергеевич! Как наговоритесь, зайдите, пожалуйста, к нам!

— Непременно, Александра Николаевна!

Тут вспомнила предупреждение доктора, что великие князья и княжны с учителями и воспитателями должны обращаться только по имени-отчеству, без титулов и чинов. Вот почему Пушкин не назвал меня “ Ваше Императорское высочество”. А Елизавете я сказала:

— Пойдём в нашу гостиную! Хочу удивить его кое-чем!

— Чем?

— Песнями, коих он не слышал.

Пошли в гостиную. Я сняла гитару, немного побренькала на ней, пока Пушкин изволил явиться.

— Александр Сергеевич, присаживайтесь! Хочу, чтобы вы послушали сочиненный мною вирш, точнее переделку, пародию на стихи одного известного поэта. А потом дать им непредвзятую оценку!

— Что ж, послушаю, Александра Николаевна!

— Только я переложила эти стихи на музыку. Получились весёлая песенка под гитару.

И я запела:

Как ныне сбирается вещий Олег

Щита прибивать на ворота…

https://m.youtube.com/watch?v=bxQb4OyKiTo&pp=ygVE0LLRi9GB0L7RhtC60LjQuSDQv9C10YHQvdGMINC-INCy0LXRidC10Lwg0L7Qu9C10LPQtSDRgdC70YPRiNCw0YLRjCA%3D

Короче, пропела песню-пародию Владимира Семеновича Высоцкого на на пушкинскую «Песнь о вещем Олеге». Александр Сергеевич, который поначалу только делал вид, будто ему интересна моя писанина, с первых же строк напрягся и даже слегка покраснел, потом несколько раз улыбнулся, а в конце серьёзно задумался. Когда я закончила петь, он похвалил меня:

— Умница, Александра Николаевна! Это же надо так спародировать поэта! А самое главное, в отличие от моего стихотворения, вы сформулировали совершенно неожиданную идею о предсказателях и пренебрежительному отношению к ним со стороны общества! Я бы так не смог! Признаться, мне даже немножко обидно, что вы пишите лучше меня!

— Александр Сергеевич! Не прибедняйтесь! Лучше вас не напишет никто! Вы — гений русской литературы!

— Спасибо за комплимент, Александра Николаевна! Но мне кажется, что вы слишком преувеличиваете мое значение. Тем более, что у меня творческий кризис, я почти не пишу стихов последние года три, выдохся что ли. Перешел на прозу и научные исследования. Увы!

— Александр Сергеевич! А вы смогли бы завтра поехать с нами в путешествие по стране? Глядишь, и музу опять свою поймаете! Или хотя бы дайте мне рекомендательное письмо в салон Павловой в Москве, очень хочется познакомиться с местным тамошним бомондом.

— К сожалению, я на службе! Надо просить высочайшего разрешения!

— Я попрошу, — и подошла к телефонному аппарату.

Император великодушно разрешил камергеру Пушкину ехать с нами! Я ещё позвонила коменданту поезда, попросила найти для Александра Сергеевича приличное купе. А Пушкин позвонил жене и «обрадовал» срочной командировкой. На том и порешили.

Заглянула в спальню к сестре Ольге, немного посидела возле неё. Как жаль, что Ольга не едет с нами! Она в основном бредила или спала. Возле неё постоянно находилась сиделка из горничных. Я обеспокоилась состоянием сестры, но сиделка сказала, что лейб-медик Егоров уверял в благоприятном течении болезни и скором выздоровлении. Но меня всё равно немножко мучила совесть: Оля чуть ли не умирает, а я еду! Хотя мне никак нельзя отменять поездку!

Позже проконтролировала, как идет упаковка и отправка моих вещей. Собирали, выносили, размещали в грузовиках и везли к поезду сундуки, баулы, прочие вещи. Затем я Елизавету, Юлию Броун, горничных и всех причастных отправила по домам и пристанищам, чтобы они тоже собирали свои вещи, готовились к поездке.

А сама пошла, уединилась в своей спальне, стала просматривать «Месяцеслов и Общий штат Российской империи на 1840 год» Два новеньких тома, лежали у меня на тумбочке ещё не разрезанными, поэтому мне пришлось поработать ножичком, заразом выборочно просматривая текст. Какое шикарное издание: список всех придворных, министерских и прочих чинов с указанием фамилий, имен и отчеств, званий, титулов, рангов и даже награждений орденами! А во втором томе то же самое расписано по губерниям, городам, даже заштатным. Надо обязательно взять эти книги с собой в дорогу. Так хорошо, подъезжая к станции, уже можно прочитать всё о местном чиновничестве.

Позвонил камер-паж князь Корякин. Он уже отобрал пятерых пажей, они готовятся сейчас к поездке. Начальство поставлено в известность. Все пятеро — хорошие музыканты, двое из них могут неплохо стучать на барабанах, один играет на трубе, а один даже немного знаком с виолончелью. Я же пожелала, чтобы мальчики по возможности захватили инструменты с собой.

На следующее утро нас торжественно проводили в дорогу. Было много придворных и гвардейцев. Играл духовой оркестр. Прибыли даже император и императрица со своими свитами. Они осмотрели наши купе, а потом прошлись и по всем вагонам, остались, я думаю, довольны.

Наконец-то поезд тронулся, провожающие остались на перроне, а мне предстояло ближайшие недели жить в новом жилище на колёсах, приспосабливаться к новым реалиям. Я сидела в одном своём купе вместе с Елизаветой и Юлей Броун, советовалась с ними, как лучше организовать время в пути. Отвергла сразу же предложения Юлии об игре в карты и прочие игры. Сказала, что у всех будет очень напряженный рабочий график. И тут же набросала распорядок дня на ближайшее время. А чтобы всё согласовать со всеми, объявила на 12 часов общий сбор руководящего состава и всех дворян в вагоне-салоне.

Поезд двигался очень медленно. Особенно по сравнению с теми поездами, на которых мне приходилось передвигаться в той, предыдущей жизни. Я спросила у Клейнмихеля, почему нельзя ехать быстрее, на что министр путей сообщения ответил: таково было распоряжение Его Императорского Величества. Прежде всего в интересах нашей безопасности. Поэтому до Москвы будем ехать почти двое суток!

Я запланировала для себя занятия немецким языком, занятия по русской словесности и стихотворчеству с А.С. Пушкиным, самостоятельные занятия по игре на гитаре и пианино, аранжировке песен и мелодий, репетиции с музыкантами и создание вокально-инструментального ансамбля.

У меня сложились очень хорошие отношения с мальчиками-пажами, с двумя моими горничными Машей и Глашей. Все указанные вместе с Лизойорганизовали тесный кружок моих единомышленников, с которыми я договорилась разговаривать в узком кругу, без присутствия посторонних упрощенно, без чинов и званий. Даже горничные (неслыханно!), я это подчеркнула особо, были у нас на равных. Я составила небольшую клятву или присягу и заставила всех этих своих людей присягнуть верно служить лично мне. Радовало то, что воспитательнице Броун было абсолютно не до меня: с самого начала поездки она крутила бурный роман с воспитателем Константина адмиралом Литке. Чтобы братик был под присмотром и вниманием, я попросила заниматься с ним Александра Сергеевича.

А мы, наша «банда» творили поистине черные дела. Я решила по приезде в Москву побывать в обычной московской дворянской семье. Спросила своих соратников, как это можно осуществить, чтобы было инкогнито, меня никто не узнал и не раскрыл. Один из пажей, Андрюша Ростоцкий, предложил побывать в семье его невесты, Ксении:

— Ксюша учится в Московском Екатерининском институте благородных девиц, живет с родителями и братом. В Москве такое возможно: не все воспитанницы института благородных девиц живут в пансионе, местные приходят на занятия из дому. А что вы скажете, если вас представить моей кузиной из провинции, например из Малороссии? Я позвоню Ксюше и скажу, что задерживаюсь по службе, не могу встретить кузину, попрошу её встретить и дать возможность переночевать, а на следующий день я приеду и переправлю девушку к своим родителям в Подмосковье.

— Интересное предложение! Давайте все думать, обдумывать мелкие детали. — сказала я. — Например, проработать мою вымышленную биографию. Или как мне одеться попроще, как-то старомоднее и победнее.

— И собрать дорожный чемоданчик, ридикюльчик, — добавила Лиза.

— У меня есть! — ответила горничная Глаша, которая обрадовалась возможности чем-то помочь. — Есть и поношенный саквояж, и платья есть, подаренные мне барыней. В, самый раз для небогатой провинциалки. Надо померять, подойдут ли. И подшить при необходимости.

— Неси, посмотрим! А вас, парни, я попрошу на время удалиться. Но продолжайте, продолжайте усиленно думать, как обеспечить вашей шпионке полноценную легенду.

Встретилась с доктором Мандтом. Попросила его сказать Адлербергу и остальным, что приболела, не буду выходить из купе и ко мне чтобы никто не заходил, кроме горничных и фрейлины. Своим же приближенным сказала готовить мой тайный побег и обеспечить видимость, будто я, лежу и болею в своем купе.

А с Александром Сергеевичем Пушкиным договорились, что позже поедем с ним в салон Павловой, но я буду тоже инкогнито, под вымышленным псевдонимом, как начинающая поэтесса, его протеже.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я