Каждый год предприниматели в России регистрируют больше 60 000 товарных знаков – названий и логотипов. Хороший бренд помогает компании защититься от подделок, покорить рынок и выйти за рубеж. Плохой бренд может привести к штрафам и компенсациям, а то и банкротству.Эта книга поможет разобраться в системе защиты брендов компаний и товаров, выбрать подходящий, зарегистрировать его и защитить. Прочитав её за пару вечеров, вы раз и навсегда закроете для себя все вопросы о названиях в бизнесе.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Названия в бизнесе. Выбрать и защитить предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Часть первая.
Выбор названия
Уровни названий
Один мой знакомый открыл ресторан, а регистрировать название не стал: не до того, надо строить ресторанную империю. Через пару лет у него дошли руки и до товарного знака. И тут началось.
Оказалось, что за два года конкуренты из разных городов уже подали на регистрацию очень похожие знаки. Если они узнают о рестораторе и подадут в суд, ему придется заплатить компенсацию — до пяти миллионов рублей за каждый знак. Столько суды обычно не взыскивают, но 500—700 тысяч — нормальная практика. А еще на кону полтора миллиона рублей, вложенных в рекламу, дизайн интерьеров и сайт. Если название заставят поменять, все это придется переделывать.
Сейчас я веду для него регистрацию четырех знаков вместо одного: в надежде, что хотя бы один пройдет экспертизу Роспатента.
Предпринимателю не стоило тянуть с регистрацией знака. Но более серьезная и менее очевидная ошибка — в неудачном названии. Чтобы не раскрывать название ресторана, назовем его «Дуэльпицца». Роспатент сказал, что «пицца» — неохраняемый элемент, а «дуэль» уже зарегистрирован. Слитное написание сути не меняет: всем понятно, что это два разных слова. Кроме того, дуэль — это схватка со смертельным исходом, поэтому такое название для ресторана аморально и портит аппетит.
Давайте разбираться, что все это значит. Поделим названия для бизнеса на категории и посмотрим, что там с аморальностью.
Основные понятия
Сначала немного матчасти, чтобы дальше было понятнее.
Товарный знак, он же торговая марка или бренд, — это слова или изображения, зарегистрированные в Роспатенте. В качестве товарных знаков регистрируют названия компаний и отдельных продуктов, слоганы и логотипы. Цель — получить федеральную монополию на обозначение и не дать получить ее другим. Это нужно для того, чтобы покупатели различали компании и товары, а предприниматели не несли ущерба от подделок.
Знак регистрируют, если он соответствует требованиям закона и не повторяет уже зарегистрированные знаки. Он действует десять лет, охраняется на территории всей страны, отмечается маркировкой ®. Компенсация за нарушение права на товарный знак — от 10 тысяч до 5 миллионов рублей.
МКТУ — международная классификация товаров и услуг. Товарный знак регистрируют не на все товары и услуги, а на определенные классы — на момент написания книги их 45. У компаний с разными классами МКТУ могут быть одинаковые товарные знаки — это не нарушает ничьи права.
Сходство до степени смешения — это значит, что разные обозначения настолько похожи, что покупатель может их перепутать. Роспатент старается этого не допускать, поэтому следит, чтобы новые товарные знаки не были слишком похожи на старые.
Пока этого хватит, с остальным разберемся по ходу дела.
Уровень 0: Запрещенные названия
В эту категорию входят названия, которые лучше не использовать. Их точно не получится зарегистрировать как товарный знак и защитить. А за некоторые названия могут даже оштрафовать.
В первую очередь это обозначения, которые, по мнению Роспатента, противоречат общественным интересам, принципам гуманности и нормам морали. Кроме того, опасно использовать названия произведений искусства, цитаты из них или имена персонажей.
Общественным интересам противоречат названия, которые обманчиво намекают на связь с государством: включают в себя слова «российский», «федеральный», «государственный» или их части. Например, название «Госкредит» можно зарегистрировать как товарный знак, только если Минюст даст добро. А он этого не сделает, если среди учредителей компании нет государства.
С таким названием можно не дойти и до Роспатента. Сначала компанию регистрирует налоговая, а она тоже фильтрует «государственность». Но даже если что-то пропускает, то потом может передумать и заставить сменить название через суд. Например, компанию «Росдон М» заставили переименоваться за корень «рос».
Гуманности противоречат названия, которые слишком сильно контрастируют с продуктом или тем, что делает компания. Например, Роспатент не зарегистрировал название «Исповедальная» для водки, «Долгожитель» для пива или «Незнайка собирает друзей» для похоронного бюро.
По нормам морали не пройдут названия, которые ассоциируются с ругательствами, даже с самыми мягкими. Например, Bledina или «Ёшкин кот».
Названия произведений, имена персонажей и цитаты защищает авторское право. Даже если как-то получится зарегистрировать название с отсылкой к произведению, правообладателю это может не понравиться, и он решит взыскать компенсацию через суд.
Проблемы могут возникнуть из-за простого совпадения. У компании «Братья Чебурашкины. Семейная ферма» ушло пять лет, чтобы доказать: персонаж Успенского тут ни при чем, а Чебурашкин — фамилия их деда.
Еще опаснее использовать в названиях превосходную степень: «первый», «лучший», «номер один». ФАС может решить, что это не так, и оштрафовать на 500 тысяч рублей по статье коап РФ «Нарушение законодательства о рекламе».
Уровень 1: Указательные названия
Указательные названия прямо указывают на товары или услуги, например «Сапоги» для магазина сапог. Монополизировать и защитить такие названия не получится. Роспатент считает их неохраняемыми элементами и не регистрирует как товарные знаки.
Владелец магазина «Сапоги» не может продать франшизу или запретить кому-то открыть магазин с похожим названием. Зато покупатели сразу понимают, что внутри, и никто не сможет обвинить предпринимателя в том, что он использует чужой товарный знак.
Указательные названия подходят магазинам, которые не планируют расширяться или выделяться за счет брендинга. Ларек с шаурмой или ремонтом обуви можно просто назвать по виду деятельности и ничего не регистрировать.
Но здесь тоже есть обо что споткнуться. Шаг в сторону — и, казалось бы, указательное название превращается в чей-то товарный знак. Один мой знакомый назвал магазин детской одежды «Детским миром», потому что решил, что это распространенное название и ни у кого не может быть на него монополии. Через пять лет настоящий магазин «Детский мир» объяснил, что это не так. Пришлось переименовываться, чтобы избежать суда.
Я советую своим доверителям не мудрить. Если не планируете регистрировать товарный знак, называйте ремонт обуви «Ремонтом обуви», а не «Вселенной обуви и ремонта».
Уровень 2: Описательные названия
Описательные названия указывают на свойства товара: красивый, хороший, вкусный. Они не обладают различительной способностью: кто угодно может называть свою одежду красивой, а еду вкусной. По такому названию покупатель не отличит одного производителя от другого. Поэтому зарегистрировать их как товарные знаки тоже не выйдет.
ОАО «Русский продукт» зарегистрировало логотип, но само название не сохраняется
В лучшем случае описательное название можно зарегистрировать в составе логотипа, при этом само название выделят неохраняемым элементом. Логотип будет защищен, но название с другой графикой сможет использовать кто угодно.
Например, марка «Русский продукт» зарегистрирована разными компаниями в разных графических исполнениях.
ООО «Невский исток» законно использует ту же фразу в сочетании с другим знаком
«Вкусная шаурма» для ларька с шаурмой или «Одежда для всей семьи» для магазина одежды — это не товарные знаки, а просто указания на вид товаров. Их не зарегистрировать на себя, но зато и правообладатель с претензиями не объявится.
Такой вариант подходит для предпринимателей, которые открывают маленькую точку у себя в городе и не планируют мировую экспансию. В уютное кафе, парикмахерскую или автосервис люди чаще приходят за хорошим продуктом, а не из-за красивого названия.
Скажем, если вы занимаетесь тонировкой машин в Курске, проще всего назваться «Доступная тонировка», «Твоя тонировка» или даже «Тонировка46» — по номеру региона. И дальше спокойно работать без регистрации знака. Возможно, с точки зрения столичного маркетолога название так себе, зато проблем с товарным знаком не возникнет.
Только учитывайте, что «Детская одежда» — это указание на товар, а «Детский мир» — это уже вполне себе товарный знак. Даже если кажется, что название обычное и у всех на слуху, может оказаться, что оно уже давно кем-то занято.
Описательное название получится зарегистрировать как товарный знак, только если доказать, что его уже так долго и широко используют, что оно приобрело различительную способность. Но особо полагаться на это не стоит.
Например, «Макдональдс» не смог доказать известность бургера Big Tasty и получил отказ. С другой стороны, логотип «Много мебели» все-таки зарегистрировали как товарный знак вместе с названием.
В законе нет четкого описания известности, поэтому эксперты Роспатента сами решают, насколько известно название. Подходы разных экспертов могут отличаться, поэтому регистрация описательного названия — это лотерея. Как и указательное, его стоит выбирать, только если вы не против, чтобы его использовали другие компании.
«Макдональдсу» отказали в регистрации описательного названия «Большой вкусный»
Указания на неохраняемый элемент нет, значит, название тоже охраняется. Правда, зарегистрировать логотип вместе с названием получилось только со второй попытки
Уровень 3: Ассоциативные названия
С третьего уровня начинаются довольно сильные названия, которые можно защитить регистрацией товарного знака в Роспатенте.
Ассоциативное название намекает на суть продукта, но напрямую его не называет и не описывает свойства. Если получается придумать такое название, то оно здорово помогает выделиться среди конкурентов.
Хорошее ассоциативное название придумать сложно: всегда остается риск, что Роспатент все-таки посчитает его указательным или описательным и выделит в неохраняемый элемент.
У бренда «3 корочки» все получилось: товарный знак не указывает на продукт, но при этом вызывает нужную ассоциацию
Уровень 4: Семантически нейтральные названия
Еще сильнее ассоциативных — семантически нейтральные названия. Они никак не указывают на товары или их свойства, поэтому охраняются сами по себе, вне зависимости от графического исполнения. У нейтральных названий нет рисков отказа, которые есть у описательных, указательных и ассоциативных. Вариант нейтрального названия — географическое. Оно считается нейтральным, если между продуктом и местом нет никакой связи. У покупателя не должно возникнуть и мысли, что продукт там производят или могут производить — иначе Роспатент может отказать в регистрации.
«Квадрат» для магазина стройматериалов — семантически нейтральное название
Например, предприниматель из Челябинска подал на регистрацию название «Жамбон де пари» для колбасы. Роспатент отказал в регистрации товарного знака, потому что это название — транскрипция французского Jambon de Paris, что означает «Ветчина из Парижа». Такое название может создать у потребителя ложное представление о том, что продукт производят во Франции, а не в Челябинске. К тому же перевод указывает еще и на конкретный вид товара — ветчину.
При этом «Везувий» для кафе и «Атакама» для обогревателей прошли регистрацию без проблем: их посчитали семантически нейтральными.
Эксперт Роспатента не нашел связи между кафе и вулканом, поэтому знак зарегистрировали
Уровень 5: Фантазийные названия
Выдуманные названия — самый надежный вариант. Среди юристов и экспертов их еще называют фантазийными. Выдуманного слова нет в словарях, поэтому маловероятно, что кто-то уже защитил его товарным знаком. Оно не указывает на товары и свойства продукта, поэтому зарегистрировать его проще других. С точки зрения бизнеса такое название хорошо выделяет компанию среди конкурентов.
Сюда же относятся фамилии и их производные, например «Тинькофф».
Название банка, конечно, зарегистрировано
«Адидас», «Судзуки», «Феррари», «Максфактор», «Лаборатория Касперского», «Коркунов» и тысячи других компаний названы фамилиями основателей. Названияфамилии вызывают доверие покупателей, потому что демонстрируют личную ответственность основателя за результат.
Кроме того, они с гораздо большей вероятностью свободны для использования, чем любые другие.
Исключения бывают в двух случаях: если фамилия очень распространенная или созвучна с фамилией известного человека. В первом случае может оказаться, что кто-то уже зарегистрировал название «Соколов». А известные люди частенько регистрируют свои фамилии как товарные знаки просто на всякий случай. Например, имя Филиппа Киркорова зарегистрировано на все существующие товары и услуги.
Теоретически правообладатель знака, созвучного с вашей фамилией, может предъявить вам претензии, но пока что в российской судебной практике не было случаев, чтобы кого-то засудили за использование своей же фамилии. Иногда Роспатент просит предпринимателя подтвердить, какое отношение он имеет к фамилии в названии. Если это фамилия ИП или учредителя ООО, вопросов не возникает.
Бывает, что фамилия предпринимателя выглядит необычно, поэтому называть ей компанию кажется не лучшей идеей. Но это может сыграть и в плюс: клиентам проще запоминать необычные слова. А приятные ассоциации возникнут потом, когда компания заработает хорошую репутацию.
Когда мы с другом открывали юридическую компанию, то назвали ее своими фамилиями: «Башук Чичканов, юридическая фирма». Поначалу было очень неловко представляться так по телефону — особенно с учетом того, что нас было только двое, а сидели мы в маленьком обшарпанном офисе. Какое там «фамильное дело».
Но прошли годы, компания выросла, и название воспринимается уместно. В конце концов, почти все фирмы с известными фамильными названиями тоже когда-то были маленькими. А для доверителей наша репутация никогда и не зависела от названия — только от успехов или неудач.
Существует еще одна группа названий, которые выглядят выдуманными, — это аббревиатуры и акронимы. Но Роспатент не считает, что это надежные названия.
У аббревиатур низкая различительная способность — их можно расшифровать как угодно. Даже известную аббревиатуру защитить тяжело: BMW и KFC смогли это сделать далеко не сразу и не во всех странах. А акронимы вроде «Тяжметпромстроя» и «Оптторга» составлены из указаний на продукты или их описаний — такое знаком тоже не защитить.
Но если придумать акроним, который выглядит выдуманным словом, то его, скорее всего, зарегистрируют без проблем. Например, Yandex — это акроним от фразы «Yet another indexer» — «Еще один индексатор».
«Яндекс» — это акроним, который выглядит как выдуманное название
Как выбрать название для бизнеса
Процесс выбора названия обычно выглядит так: предприниматель придумывает несколько вариантов, отсеивает плохие, проверяет занятые, а из оставшихся выбирает какое-то одно — сам или с помощью юриста. Посмотрим, как это выглядит.
Скажем, мы продаем плюшевых медведей. Нам нужно придумать название для бирок на медведях и вывески на магазине. Мы хотим, чтобы название отличало нас от конкурентов, — возможно, потом мы даже будем продавать франшизу. После консилиума с женой и котом у нас появилось 11 вариантов. Мы прогнали их по уровням надежности, как в таблице на следующей странице, — осталось четыре. Их уже надо проверять по базам товарных знаков.
Как проверить название
Проверять названия надежнее всего по официальной базе Рос патента. На сайте www1.fips.ru зайдите в раздел «Поиск» → «Поисковая система» → «Перейти к поиску» и выберите вариант «Российские товарные знаки». Один поиск по товарным знакам стоит 59 рублей, по заявкам — 295 рублей.
Но дешевле начинать проверку с бесплатных баз. Они показывают меньше данных, но все, что есть там, есть и в базе Роспатента. Если бесплатная база покажет, что название уже занято, за его проверку можно не платить.
Я обычно пользуюсь условно бесплатной базой linkmark.ru. Результаты поиска по базе совпадают с базой Роспатента, но в бесплатной версии не показывают поданные заявки. Может оказаться так, что наших мишек уже кто-то регистрирует, а мы об этом не узнаем. Но поиск по заявкам здесь дороже, чем в Роспатенте, — 500 рублей за запрос.
При поиске мало вбить название — нужно учесть код МКТУ. Если кто-то зарегистрировал «Вежливых мишуток» для сервиса ремонта бытовой техники, они нам не конкуренты. На «Линк-марке» для проверки кода МКТУ есть кнопка «Добавить класс». По щелчку на кнопку появляется поле ввода, и, если вписать ключевое слово, сервис предлагает классы.
По запросу «игрушки» появляется класс 28 с видами игрушек. Плюшевые там тоже есть. Выбираем этот класс и проверяем наши названия.
Названия «Барни» нет, но есть похожие. Чтобы не отказали из-за сходства, можно подать на регистрацию знак «Медвежонок Барни» — его не перепутаешь с «Барби», «Бамси» или «Бадди»
ООО «Прогресс» зарегистрировало товарный знак «Вежливые мишки» для игрушек раньше нас. «Вежливые мишутки» тоже не подойдет — слишком похоже на «Вежливых мишек»
По результатам бесплатного поиска остаются два варианта названия: «Медвежонок Барни» и «Медведи братьев Чичкановых» — их в базе тоже не нашлось, хотя поиск показал 1337 товарных знаков. Иногда так случается, и тогда все знаки нужно просмотреть и оценить.
Теперь стоит заплатить и точно так же прогнать свободные названия по базе заявок Роспатента.
Как интерпретировать результат проверки
Зайти в базу и вбить название в строку поиска может кто угодно. Но без опыта бывает очень сложно извлечь из этого поиска пользу. Одно дело, когда кто-то уже зарегистрировал точно такое же название на те же классы МКТУ — тогда вопросов не возникает. А если название просто немного похоже на ваше, возникают сомнения. Вдруг эксперт Роспатента решит, что здесь есть сходство до степени смешения? Или все-таки стоит рискнуть, потому что название очень нравится?
Возьмем того же «Барни». Кажется, что «Балми» — это совсем другое название, а на самом деле тут очевидное сходство до степени смешения по фонетическому признаку. А, скажем, «Банни» вполне может пройти, потому что это не вымышленное имя, а «кролик» в переводе с английского.
Многое зависит и от вида товаров. Например, названия алкоголя и медикаментов должны различаться гораздо сильнее, чем те же названия игрушек. Для игрушек эксперты зарегистрировали и «Бамси», и «Бадди». Но если бы это были таблетки от кашля, скорее всего, кому-то пришлось бы придумывать другое название.
Значение имеет и то, где покупатель видит название. Туалетную бумагу обычно продают рядом с салфетками, поэтому эксперт может найти сходство между их названиями — даже если это разные классы МКТУ.
Бывают и еще более сложные случаи. Например, один товар может относиться к двум-трем классам МКТУ. А может не подходить ни к одному — и тогда придется самому придумать, куда его отнести.
Если неправильно интерпретировать результаты поиска, товарный знак могут не зарегистрировать — или зарегистрировать только на товары и услуги, который предпринимателю не нужны. Из-за этого возникают нелепые ситуации, когда знак автосалона защищает право доставлять еду, а знак дизайн-студии — продавать холодильники. Такие знаки ничем не помогут, если объявится правообладатель знака с нужным классом.
Под названием «Карбон всем» предприниматель явно хотел оклеивать машины карбоновой пленкой, но теперь ему остается только убивать крыс и стирать белье
Из-за огромного количества нюансов товарные знаки — это отдельная специализация юристов. Какие-то названия можно отсеять и самому, но в конце лучше все-таки проконсультироваться со специалистом.
А надежнее всего подключить юриста с самого начала — еще на этапе выбора названия.
Что делать, если название занято
Представьте: ваша компания работает несколько лет, зарабатывает деньги, открывает новые точки. И тут вы проверяете свое название и выясняете, что такой товарный знак уже есть. Вот что нужно делать дальше.
Проверьте классы МКТУ. Если они разные, вы еще не опоздали с регистрацией. Компании могут использовать одинаковые знаки, если занимаются разным делом.
Проверьте дату приоритета товарного знака, если классы МКТУ пересекаются. Это дата, когда правообладатель подал заявку на регистрацию знака. Если вы начали работать раньше этой даты, есть шанс защитить название, когда на вас подадут в суд. И чем раньше вы начали работать, тем выше шансы.
К сожалению, раз вы не зарегистрировали знак, по умолчанию вы не правы и вынуждены доказывать обратное. Помогут любые документы, которые имеют отношение к работе, например договоры с клиентами и на размещение рекламы. Чем больше доказательств вы принесете в суд, тем лучше. Но решение все равно зависит от суда и обстоятельств дела.
В Кемерово открылась новая компания, а спустя год выяснилось, что ее название слишком похоже на чужой товарный знак. Компанию заставили сменить название, а заодно взыскали 130 тысяч рублей компенсации. Дело дошло до Суда по интеллектуальным правам, но тот не испытал жалости. Постановление по делу А27—17842/2017
А автосервис из Тулы прошел несколько инстанций и все-таки отстоял свое название. Теперь ему предстоит аннулировать чужой знак через Палату по патентным спорам или арбитражный суд. Это непростой процесс, достойный отдельной статьи, но автосервису, по крайней мере, не пришлось платить компенсацию. Решение суда по делу А68—9690/2016
Ангелов много. Но первый занимается химической обработкой, второй выпускает электронику, третий продает напитки, а четвертый готовит еду. Ни один из них не может запретить работать другому: каждый занят своим делом и никому не мешает
Если правообладатель вас опередил
Если правообладатель знака подал на него заявку раньше, чем вы начали работать, придется менять название. В этом случае шансов отстоять его нет: если дело дойдет до суда, он может заставить вас выплатить компенсацию от 10 тысяч до 5 миллионов рублей — а название все равно поменять.
Я видел больше сотни похожих ситуаций. Какие-то вытягивали юристы, где-то предпринимателям везло, а где-то все кончалось печально.
Например, с цветочного ларька в Кирове суд взыскал 500 тысяч. Ларек использовал в рекламе название другого цветочного магазина, а это нарушает права владельца товарного знака и закон о рекламе. Постановление суда по делу А28—10965/2016
Если очень не хочется менять название
Единственная альтернатива смене названия — так его доработать, чтобы оно перестало походить на зарегистрированное до степени смешения. Но этот вариант для тех, кто готов рискнуть: отличается знак или нет, все равно решает эксперт Роспатента. При доработке точно не подойдут элементы со слабой различительной способностью или вообще без нее: местоимения, цифры, описательные прилагательные. Бесполезно писать название другим шрифтом или латиницей вместо кириллицы.
Ничего не дадут плюс и минус в конце названия или слитное написание вместо раздельного.
Знаки проверяют и на графическое и фонетическое сходство. Если уже зарегистрирован «Ромашка и Василек», то «Romashka & Vasilek» и «РомашкаВасилек» пролетают: они хоть и пишутся поразному, но звучат одинаково.
Чтобы не получить отказ, выбирайте совершенно другие варианты названий. Например, добавьте необычное существительное или прилагательное.
Производители водки очень любят слово «озеро». Я насчитал 42 подобных товарных знака, еще 17 заявок получили отказ. Трюк не сработает, если название выдуманное: у них слишком сильная различительная способность. «Кристальное озеро» и «Белое озеро» различаются, «Яндекс» и «Кристальный яндекс» — нет
В любом случае, если дело дошло до суда, ищите хорошего юриста. Интеллектуальная собственность — это не та область, где можно обойтись бесплатными консультациями и шаблонами из интернета.
На что еще смотреть при выборе названия
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Названия в бизнесе. Выбрать и защитить предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других