1. Книги
  2. Книги о войне
  3. Алексей Борисов

От Икике до Ялу. Боевые корабли 1885-1895

Алексей Борисов (2024)
Обложка книги

Эта книга является продолжением ранее изданных монографий «От Кинбурна до Лиссы» и «Бронезавры XIX века» и посвящена боевым кораблям 1885-1895 гг. — периоду, когда формировались классические типы военных судов доцусимской эпохи. В ней приведены тактико-технические характеристики более 200 кораблей этого периода, а также состоявшей на их вооружении артиллерии и минного оружия; рассказывается об основных морских сражениях эпохи. Иллюстрации к книге и изображение на обложке выполнены пензенским художником Владимиром Шарапиным.

Автор: Алексей Борисов

Жанры и теги: Книги о войне

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «От Икике до Ялу. Боевые корабли 1885-1895» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Уроки Александрии

11 июля 1882 г., около 10:30 утра, во время обстрела фортов Александрии, самая обыкновенная 10-дюймовая бомба с береговой египетской батареи пробила борт британского линкора “Александра” в небронированной его части и упала на главную палубу возле люка подачи боезапаса. Взрыв ее грозил возгоранием приготовленных для подачи в орудийный каземат картузов с порохом; пламя, перекинувшись в крюйт-камеру, погубило бы один из лучших и сильнейших кораблей мира.

Положение спас комендор Израэль Гардинг. Услышав крики, он выскочил из крюйт-камеры на палубу, залил водой горящий фитиль бомбы, а затем схватил ее и погрузил в бак с водой. За свой подвиг Израэль был награжден Крестом Виктории, а это происшествие еще раз продемонстрировало один из фатальных недостатков броненосцев с центральной батареей: так как артиллерийский каземат на них располагается над машинно-котельным отделением, то погреба боезапаса приходится размещать в оконечностях корабля, а боеприпасы поднимать на батарейную палубу в районе незащищенного броней борта и транспортировать к каземату, опять-таки, по неприкрытому броней пространству.

Конечно, эти участки борта можно дополнительно забронировать, или создать бронированные перегрузочные отделения и коридоры для транспортировки боеприпасов, но это заметно увеличило бы верхний вес, сказалось бы на остойчивости и других мореходных свойствах корабля.

Оптимальным решением проблемы стал бы вынос главный артиллерии в оконечности корабля, или, по крайней мере, за пределы расположения машинно-котельных установок — так, чтобы крюйт-камеры размещались бы прямо под пушками главного калибра. Поэтому не случайно англичане в течение 1870-х годов столь интенсивно занимались разработкой проектов и строительством башенных кораблей — брустверных и с эшелонированным размещением артиллерии: “Девастейшн”, “Инфлексибл”, “Аякс” и другие, о которых рассказывалось в предыдущей книге нашей энциклопедии.

Эти суда, со всей очевидностью, далеко не в полной мере удовлетворяли и моряков, и морских экспертов. К примеру, отставленный с поста главного строителя флота Рид утверждал, что громадный и вооруженный супермощными пушками “Инфлексибл” может быть потоплен огнем среднекалиберной и малокалиберной артиллерии — достаточно лишь изрешетить незащищенные вертикальной броней оконечности этого судна. Аргументы Рида выглядели столь убедительно, что Адмиралтейство в 1877 г. учредило специальный “Комитет по “Инфлексиблу”, который, в целом, подтвердил выводы Рида: по расчетам комитетчиков, после разрушения небронированных оконечностей “Инфлексибл” мог перевернуться при резкой перекладке руля или даже от отдачи при собственном залпе — настолько снижалась его остойчивость.

Второй проблемой британского кораблестроения были весьма жесткие финансовые рамки: Англия того период считалась свободной (в первую очередь — для бизнеса) страной; налоговая политика была весьма либеральной; деньги на нужды флота приходилось буквально выбивать в парламенте.

В этих условиях внимание англичан привлек проект строившегося во Франции броненосца береговой обороны “Кайман”. При водоизмещении немногим больше 7000 т этот корабль защищался по всей длине ватерлинии броневым поясом толщиной до полуметра и должен был нести два чудовищных орудия калибром 420 мм в носовом и кормовом борбетах. Машины “Каймана” рассчитывались на достижение скорости в 14 узлов и, судя по высоте борта, броненосец должен был обладать сносной даже по британским меркам мореходностью.

Нет ничего удивительного, что Адмиралтейству захотелось чего-то подобного; в 1879 г. Барнаби (главному строителю британского флота) было предложено сотворить адаптацию “Каймана” к британским условиям: вместо 420 мм пушек — английские 80-тонные орудия калибром 406 мм с боезапасом в 60 снарядов, в каземате между барбетами — 4 шестидюймовки с боезапасом по 85 снарядов на ствол; считалось, что эти орудия на дистанциях реального боя смогут пробивать до 6 дюймов брони неприятельских броненосцев. Главное отличие от французского проекта — типичный “британский” пояс из брони компаунд толщиной 18 дюймов с 16-дюймовыми траверзами, защищающий только центральную часть корпуса. Защита оконечностей возлагалась на броневую палубу, проходящую ниже ватерлинии на уровне нижних торцов плит броневого пояса (на французском броненосце палуба накрывала сверху сплошной броневой пояс).

Предлагалось уложить расходы на создание нового броненосца в сумму в 430 тыс. фунтов стерлингов.

Проект вызвал критику; в частности, командиры броненосцев возражали против использования барбетов, полагая, что они не обеспечивают достаточную защиту орудиям и их прислуге, и настаивали на башнях. Но барбеты заметно легче башен, кроме того, их можно поднять, не подвергая риску остойчивость судна, на большую высоту, обеспечив возможность ведения огня на высокой волне.

К использованию барбетов более-менее благосклонно отнёсся только командир “Темерера” (единственного на тот момент британского броненосца с барбетным размещением орудий) кэптен Уотсон; он отмечал легкость обслуживания орудий в таких установках; но и он считал, что под огнем равного противника барбеты не продержатся и 5 минут.

Выполнив общие наброски, Барнаби получил эскиз корабля водоизмещением 7200 т, длиной 91,44 м, шириной 19,81 м, с высотой надводного борта в 5,79 м. При нормальном запасе угля в 600 тонн осадка броненосца должна была составить 7,16 м, при максимальном запасе угля в 1200 тонн — 7,62 м. Для достижения 14-узловой скорости сочтено достаточным иметь машины мощностью 5000 л.с.

Проект выглядел настолько симпатично, что лордам Адмиралтейства захотелось на его основе получить полноценный броненосец I класса, способный на равных биться с лучшими зарубежными кораблями. Предполагалось, что увеличение водоизмещения на пару тысяч тонн позволит разместить на судне вместо архаичных 16-дюймовок три спаренных установки 12-дюймовых казнозарядных орудия весом 43 тонны каждое в барбетных установках; мощность машин увеличить до 9000 л.с. и скорость до 15 узлов. Правда, Главный контролер флота Стюарт в столь оптимистические прожекты не верил и полагал, что в 9000 длинных тонн впишутся только 4 60-тонные пушки (очевидно, 15-дюймовые дульнозарядные) в индивидуальных барбетах.

Барнаби принял пожелания к исполнению и приступил к корректировке своих наработок; разместить на корабле столь умеренных размеров 6 12-дюймовок не удалось, и в переработанном варианте вооружение броненосца состояло из 4-х 12-дюймовок в носовом и кормовом барбетах и шести 6-дюймовок в незащищенном броней каземате в центральной части корпуса. Длина броневого пояса составляла всего 37,5 м; правда, предполагалось, что благодаря новой броне компаунд 18-дюймовый (по толщине) пояс нового броненосца будет эквивалентен 24-дюймовому поясу “Инфлексибла”.

Набросок в целом был одобрен; доработки требовались незначительные. В частности, Главный контролер потребовал поднять палубу полубака повыше, вровень с верхней кромкой носового барбета, и защитить батарею 6-дюймовок хотя бы броневыми траверзами.

Пожелания были учтены; в окончательном варианте обрисовался броненосец водоизмещением 9150 длинных тонн (9296 метрических), длиной 99,06 м, шириной 20,73 м, со средней осадкой 7,85 м; длина броневого пояса увеличивалась до 42,67 м. Высота пояса равнялась 2,3 м, из которых 0,76 м должны были находиться над водой, Толщина плит пояса уменьшалась в подводной части с 18 дюймов до 8 дюймов к нижней кромке. 16-дюймовые траверзы также уменьшались по толщине к нижней своей части — до 7 дюймов.

Горизонтальную защиту обеспечивала 3-дюймовая (76 мм) броневая палуба, накрывающая броневой пояс сверху, и 2,5-дюймовая палуба в оконечностях, проходящая ниже ватерлинии (к тарану толщина палубы уменьшалась до 2’’). Бронировались также шахты подачи боеприпасов в барбеты и кожухи труб. Толщина брони барбетов по проекту равнялась 14 дюймам, рубки — 12 дюймам; батарею 6-дюймовок защищали траверзы толщиной 6 дюймов.

Артиллерийское вооружение дополняли 4 надводных торпедных аппарата.

Мощность машин равнялась по проекту 7000 л.с., что, по расчетам, было достаточным для достижения 15-узловой скорости.

Стоимость корабля возросла до 530000 фунтов; но эта сумма была без затруднений получена. Новый броненосец решили назвать “Коллингвуд” — в честь соратника Нельсона; детальную проработку чертежей Барнаби поручил своему помощнику У.Х. Уайту — талантливому инженеру, которому в будущем предстояло сменить Барнаби на посту главного строителя флота.

“Коллингвуд” был заложен на казенной верфи в Пембруке 12 июля 1880 г., спущен на воду 22 ноября 1882 г., но введен в строй только в июле 1887 г. — сказались задержки с поставками орудий. Окончательная стоимость судна составила 636996 фунтов стерлингов.

При строительстве была допущена заметная перегрузка — до 9500 длинных тонн (9652 метрических тонн), в результате чего осадка корабля увеличилась, и броневой пояс выступал над водой всего на 0,46 м. И это — несмотря на меры по облегчению конструкции, в том числе по уменьшению толщины брони барбетов.

Вообще говоря, барбетные установки стали"изюминкой""Коллингвуда". В отличие от французов, создававших барбеты своих броненосцев из гнутых деталей, англичане решили применить плоские плиты — для упрощения технологии и удешевления строительства. Торцы этих плит стачивались таким образом, что при смыкании плиты образовывали замкнутый многоугольник, в плане — грушевидной формы. Лобовые и бортовые плиты имели толщину 11,5 дюймов, тыльные, примыкающие к 6-дюймовым переборкам каземата — 10 дюймов.

Уменьшение толщины брони барбетов было обусловлено и тем, что вместо обычных низких брустверов были применены так называемые"высокие"барбеты, благодаря которым оси каналов стволов установленных в этих барбетах орудий находились над уровнем воды почти в два раза выше, чем на предыдущих броненосцах: 6,71 м для носовой пары 12-дюймовок и 6,4 м для кормовой против 3,6 на башенных броненосцах предыдущего поколения. Что позволяло вести огонь даже в очень свежую погоду.

Уменьшение толщины бронирования отчасти компенсировалось наклонной установкой плит: барбеты"Коллингвуда"напоминали усеченные пирамиды, суживающиеся кверху.

Защиту барбетов дополнял 3-дюймовый стальной пол, защищающий расчеты и механизмы от осколков снарядов, пробивших борт и взорвавшихся между палубами; и 1-дюймовая плоская"крыша", прикрывающая барбеты сверху от пуль, шрапнели, падающих сверху осколков снарядов.

Подача боеприпасов в барбеты осуществлялась по шахтам, имеющим бронирование толщиной в 12 дюймов.

Барбетные установки обеспечивали орудиям главного калибра углы наведения от — 5 градусов до +13 градусов по вертикали и 230 градусов по горизонту.

Установленные на"Коллингвуде"12-дюймовки проектировались для стрельбы метательным зарядом черного пороха в 400 фунтов (181,44 кг), который обеспечивал снаряду весом 323,87 кг весьма приличную по тем временам начальную скорость в 640 м/сек. Однако уже на полигонных испытаниях выявилась неприятная проблема: у снарядов часто срывались с корпусов ведущие пояски. Устранить проблему удалось снижением веса метательного заряда до 133,8 кг, но при этом слишком сильно падала бронепробивающая способность пушек. В итоге было принято компромиссное решение: для боевых стрельб использовать заряд весом 178,3 кг, для практических — 133,8 кг.

Поставка 12-дюймовок задерживалась; первая пара орудий прибыла только в марте 1885 г. Их установили в носовом барбете и испытали в октябре того же года. Хотя испытания прошли благополучно, заряд в 178,3 кг был найден избыточным, и остановились, все-таки, на использовании зарядов весом 133,8 кг. Правда, к тому времени британцы приняли на вооружение вместо черного пороха бурый ("шоколадный"или"вестфальский"), горение которого происходило медленнее, чем черного, что позволяло более эффективно использовать метательный заряд; начальная скорость снаряда при использовании этого пороха составила 577 м/сек., что было сочтено достаточным для обеспечения должной бронепробиваемости — о дальности стрельбы в то время мало задумывались, полагая, что на дистанциях свыше 15 кабельтовых бои вестись не будут. На испытаниях же при начальной скорости снаряда 583 м/сек. была достигнута дальность стрельбы бронебойным снарядом 8800 м, фугасным — 8600 м.

Орудия для кормового барбета поступили на"Коллингвуд"лишь год спустя, весной 1886-го. Испытания были намечены на 3 мая, и они закончились ЧП: при испытании уменьшенным зарядом левое орудие взорвалось; жертв не было, но повреждения корабля от обломков орудия оказались значительными (сорвана броневая дверь в каземат, изрешечена осколками и сброшена с постамента картечница, находившаяся вблизи орудия, и т.д.); да и сам факт взрыва орудия не мог не вызвать пристального внимания высокого руководства.

Была создана комиссия, которая определила, что причиной взрыва стали нарушения технических требований при изготовления пушки: внутренняя труба ствола была сделана из неоднородного металла, она не была подвергнута отжигу после закалки в масле; к тому же орудие было повреждено еще на полигонных испытаниях, которые были проведены с применением черного пороха марки С2, снятого вооружения.

И так далее.

Комиссия выдала ряд рекомендаций, в том числе по скреплению дульной части дополнительными кольцами, утолщению стенок зарядной камеры и т.д. 12-дюймовки с"Коллингвуда"сняли и вернули в Вулвичский арсенал; только в 1888 г. на броненосец поступили, причем доработанные на заводе Уитворта, пушки главного калибра. После внедрения всех требований комиссии вес орудий возрос до 47 длинных тонн (хотя официально они числились 45-тонными); несмотря на упрочнение конструкции, увеличить заряд метательного пороха не решились и удовлетворились начальной скоростью 323,87-килограммового снаряда в 577 м/сек.

Боекомплект главного калибра нового броненосца составлял 80 снарядов на ствол: преимущественно — «общего назначения» длиной 3,5 калибров из обыкновенного чугуна с головным взрывателем, снаряженные разрывным зарядом в 14,23 кг черного пороха;

бронебойные Паллисера длиной 2,6 калибра из закаленного чугуна с донным взрывателем, снаряженные 7,77 кг черного пороха; кроме того, в боекомплект входила шрапнель весом 323,87 кг, снаряженная примерно 1000 пуль и снабженная (каждый снаряд) двумя типами взрывателей — контактным и дистанционным;

и картечь в виде жестяной канистры, набитой 1500 пулями. Дальность стрельбы подобного рода боеприпасом составляла 500-600 м и, теоретически, подобным выстрелом можно было отпугнуть выходящий в атаку миноносец.

Заявленная скорострельность 12-дюймовок составляла 1 выстрел в 2 минуты, но в реальности была раза в 2 ниже. Проблема состояла в том, что конструкция барбетов позволяла заряжать орудия, только приведя их в диаметральную плоскость и только на максимальном угле возвышения (13 градусов). Понятно, что все эти развороты-повороты отнимали время и снижали скорострельность пушек.

6-дюймовки имели боекомплект 150 снарядов на ствол той же номенклатуры:

чугунные фугасные снаряды весом 100 фунтов (45,36 кг) с головным взрывателем, снаряженные 3,35 кг черного пороха;

бронебойные Паллисера того же веса из закаленного чугуна с донным взрывателем, снаряженные 1,86 кг черного пороха;

картечь и шрапнель — также весом по 100 фунтов. Длина фугасных и шрапнельных снарядов — по 3,5 калибра, бронебойного и картечи — 2,6 калибра. Пушки были установлены на станках Вавассёра с углом возвышения от — 7 градусов до +15 градусов, и конструкция станка обуславливала весьма умеренную скорострельность — 3 выстрела в 2 минуты. По проекту у 6-дюймовок были солидные углы обстрела по горизонту — по 57 градусов от траверза в нос и корму (порты в броневой переборке для стрельбы в нос и корму прорезать не стали), но после того, как к вооружению броненосца решили добавить противоминную артиллерию и в каземат установили (между 6-дюймовками) дополнительно четыре 6-фунтовки, углы обстрела концевых пар 6-дюймовок сократились до 87 градусов: у носовых — 57 градусов в нос и 30 градусов в корму; у кормовых — 57 градусов в корму и 30 градусов в нос.

Орудия проектировались на использование заряда в 19,1 кг черного кубического пороха и начальную скорость снаряда 565 м/сек., но после принятия на вооружение бурого пороха появилась возможность увеличить заряд до 22,68 кг и начальную скорость снаряда до 591 м/сек.

После взрыва на"Коллингвуде"кормовой 12-дюймовки на всякий случай решили усилить конструкцию и 6-дюймовок. В результате чего вес их возрос до 5 длинных тонн (5,08 метрических тонн).

Вопросам защиты от минных атак изначально при проектировании значительного внимания уделено не было, но уже в ходе достройки эта тема выступила на первый план, и создатели"Коллингвуда"пошли на поистине революционное решение: вместо разнокалиберных картечниц и пушек калибром 25-42 мм, использовавшихся ранее и бывших типичным противоминным вооруженимем крупных кораблей, и не только в Англии, вооружить броненосец серьезным противоминным калибром. В качестве такового выбрали 12 57 мм пушек Гочкиса с длиной ствола 40 калибров (по британской терминологии — 6-фунтовые, так как вес их снаряда равнялся 6 фунтам — 2,72 кг). Орудия эти выпускались в Англии на заводе Армстронга по лицензии; производитель заявлял для этих орудий феноменальную скорострельность в 20 выстрелов в минуту, но в реальности даже опытные расчеты выпускали не более 15 снарядов за этот промежуток времени. Вес орудия составлял всего 385 кг; начальная скорость снаряда в зависимости от типа применяемого пороха колебалась от 538 м/сек. до 570 м/сек. При угле возвышения в 46 градусов пушка Гочкиса могла забросить снаряд на дистанцию около 8000 м.

Всего в Англии было произведено 3984 6-фунтовок модификаций Mk I и Mk II; в годы I мировой войны часть из этих орудий были переделаны для зенитной стрельбы; часть снятых с кораблей пушек устанавливалась в бортовых спонсонах тяжелых британских танков; более 1600 орудий этого типа все еще находились в строю в 1939 г. и использовались Royal Navy (главным образом — на малых боевых кораблх и вооруженных гражданских) и британской береговой обороной в годы II мировой войны.

4 шестифунтовки, как уже было сказано, были установлены в каземате, еще 8 — на тентовой палубе. Для защиты расчетов эти орудия снабжались щитом толщиной 0,75 дюйма (19 мм); наведение и по горизонту, и по вертикали осуществлялось вручную — при помощи плечевого упора.

Дополняли эту батарею еще 3 пушки Гочкиса (также производимые по лицензии Армстронгом) калибром 47 мм (3-фунтовки по британской классификации). Производитель заявил для этих орудий еще более фантастическую скорострельность в 30 выст./мин., но реальная скорострельность их также не превышала 15 выст./мин. В метрических единицах вес снаряда этих орудий составлял 1,5 кг; начальная скорость при длине ствола в 40 калибров — 574 м/сек., дальность стрельбы — до 6200 м.

Две 3-фунтовки были установлены на надстройках, и еще одна — на нижнем марсе. Последняя была снабжена броневым щитом толщиной 19 мм.

В качестве"оружия последней надежды"были применены 13 пятиствольных картечниц Норденфельда калибром 11,43 мм (калибр тогдашних английских армейских винтовок). Отражать атаки миноносцев они были должны кинжальным огнем, поэтому 8 из них были установлены очень низко над водой и могли использоваться только в защищенной гавани или в тихую погоду. Остальные пять — на надстройках и верхнем марсе.

Для вооружение шлюпок служили двухствольные картечницы Гарднера со скорострельностью 240 выст. мин. — также винтовочного калибра. Для отражения минных атак их можно было устанавливать в кормовой части судна. Для оснащения десантных партий на корабле хранились со сложенными лафетами две 9-фунтовки.

Дополняли вооружение"Коллингвуда"4 торпедных аппарата с 12 торпедами типа Mk IV. Такой подводный снаряд калибром 14 дюймов нес 60 фунтов (27,2 кг) взрывчатки и мог пройти 550 м со скоростью в 23 узла. Предназначались эти торпедные аппараты не столько для атак неприятельских судов, сколько для самозащиты от тарана: в случае, если корабль лишится хода и противник попытается таранить его, то пущенная навстречу ему торпеда пресечет подобную попытку.

Торпедные аппараты располагались на уровне броневой палубы по углам настройки в шарнирных установках и имели углы обстрела по 70 градусов: носовые от траверза в нос, кормовые — от траверза в корму.

Для защиты от неприятельских торпед на стоянках на броненосце имелись противоторпедные сети Булливанта, вывешивающиеся в 6 метрах от борта.

Еще одно дополнение к основному вооружению — минный катер длиной в 63 фута.

По проекту экипаж"Коллингвуда должен был составлять 345 человек, но после всех доработок и установления противоминной артиллерии команда возросла более чем на 100 человек — до 459 матросов и офицеров. Позднее экипаж был увеличен до 498 человек.

"Коллингвуд"стал первым британским военным судном с форсированным дутьем котлов. На испытаниях он показал при мощности машин в 7000 л.с. скорость 15,5 узлов, а при форсированной тяге — 9600 л.с. — скорость 16,8 узлов. Расчетная дальность при нормальном запасе угля 10-узловым ходом составляла 7000 миль, при полном — 8500 миль.

Еще во время постройки"Коллингвуд"вызвал немало критики. Для поколений британских моряков жизненным кредо была поговорка"Английский флот ездит первым классом", но новейший броненосец трудно было отнести к этому самому первому классу. Особые опасения вызывало то обстоятельство, что 12-дюймовки"Коллингвуда"не могут пробить 55-сантиметровый броневой пояс новейших броненосцев главного вероятного противника — Франции. По результатам испытаний пушки"Коллингвуда"пробивали с дистанции 1000 ярдов (914 м) плиты из кованной железной брони толщиной 523 мм, но броня заложенных в конце 70-х годов"Формидабля"и"Амираля Бодэна"была толще.

Однако, приступая к дальнейшему повествованию, мы должны отметить, что"Коллингвуд", при всех своих недостатках, первым явил миру облик классического броненосца, гармоничного и архитектурно лаконичного; облик, к которому так или иначе пришли в течение 10-15 лет кораблестроители всех стран, и который можно считать главной отправной точкой развития этого класса судов на протяжении последующей четверти века.

Что же касается недостатков, то идеала, как известно не существует. И у потенциальных противников"Коллингвуда"их было, возможно, даже больше. Просто они не афишировались так, как это происходило в Англии: Туманный Альбион той поры был весьма либеральной страной, и военные дела здесь находились под неусыпным и весьма критичным контролем общественности — журналистов, парламентариев и т.д. И, как показал опыт, не во вред обороне страны.

Тем более, что в 1880 г. консервативный кабинет Биконсфильда сменил либеральный Гладстона, либералы же той поры гораздо более пристально и с большим неудовольствием следили за военными расходами, чем консерваторы.

К счастью, морское министерство при Гладстоне возглавил лорд Нортбрук, а Совет Адмиралтейства при нем укомлектовался компетентными в морских делах людьми, в числе которых — полный (к тому времени) адмирал сэр Купер Ки, а в качестве гражданского лорда в Совет вошел Томас Брассей — издатель известного и популярного по сию пору"Военно-морского ежегодника".

Вовремя подоспело и известие о закладке во Франции 4-х новейших броненосцев, вооруженных мощными орудиями калибра 340 мм и защищенных стальной броней. А потому и деньги на постройку 4-х новых броненосцев в 1881-1882 финансовом году английские моряки получили легко; оставалось решить, какие корабли и как строить. 8 апреля 1881 г. на рассмотрение лордов Адмиралтейства были представлены три проекта будущих"убийц французских броненосцев". Два из них были вполне тривиальными. Проект"С"представлял из себя"Инфлексибл"с казнозарядными 80-тонными орудиями в башнях и удлиненным броневым поясом — настолько, чтобы броненосец мог продолжать бой даже при полностью разрушенных небронированных оконечностях.

Проект"D" — старый добрый"Девастейшн"с 80-тонными пушками вместо 12-дюймовок и батареей из 4-х шестидюймовок в центральной части судна.

Оба этих проекта предусматривали водоизмещение будущих броненосцев в 11530 тонн, габариты: 97,54 х 22,86х8,08 м; 15-узловую скорость должны были обеспечивать машины мощностью в 10000 л.с.

Третий проект ("А") отличался не только оригинальностью, но даже экстремальностью — явно был навеян суперкораблями с Аппенинского полуострова"Лепанто"и"Италия", в создании которых британские фирмы принимали активное участие. Согласно этому проекту линкор водоизмещением 12830 тонн вовсе не имел броневого пояса, и основу его защиты должна была составлять броневая палуба с 12-дюймовыми скосами. Вооружение включало четыре 12-дюймовых орудия в носовой и кормовой спаренных установках и пару 80-тонных орудий в бортовых установках (очевидно, англичане уже убедились, какую опасность представляет пальба из супертяжелых орудий для собственного корабля, поэтому и отнесли 16-дюймовки поближе к бортам).

Дополнять вооружение этого гиганта должны были десять 6-дюймовок; для достижения проектной 18-узловой скорости потребовались бы машины мощностью в 14000 л.с. Размерения: 128,02х22,8х8,69 м.

Едва ли эти роскошные проекты были подвергнуты серьезному рассмотрению: свое веское слово сказала ее величество финансовая дисциплина; первый морской лорд Дж. Уэллсли ограничил водоизмещение будущих броненосцев 10 тысячами тонн, и Барнаби со товарищи не оставалось ничего другого, кроме как вписывать вооружение и бронирование"убийцы"Формидабля"и"Амираля Дюпре"в весовые и размерные лимиты"Коллингвуда".

Просматривалось два варианта. Согласно первому в одном из барбетов пара 12-дюймовок заменялась на одно 80-тонное орудие.

Другой вариант предусматривал замену 12-дюймовок на новые орудия калибром 13,5-дюймов (343 мм), также в количестве 4-х штук. Нормальное водоизмещение корабля при этом возрастало до 9470 длинных тонн (9622 метрических тонн), полное — до 9620 длинных тонн (9744 метрических тонн). Габариты: 99,06х20,73х8,15 м (7,85 м у варианта с 80 тонным орудием). Скорость в обоих проектах предусматривалась на уровне 15 узлов, до 16 узлов при форсированном дутье в топки котлов. Численность экипажа — 450 человек.

Был выбран проект с четырьмя 13,5-дюймовыми орудиями. По нему заложены два броненосца:"Родней" — 6 февраля 1882 г. и"Хоу" — 7 июля 1882 г.

Корабли строились бодрыми темпами:"Родней"был спущен на воду 8 октября 1884 г.,"Хоу" — 28 апреля 1885 г. Но вступление в строй затягивалось:"Родней"был передан флоту лишь в мае 1888 г,"Хоу" — более чем через год: в июле 1889 г.

Причина затяжек — проблема с главным калибром. Хотя разработка 13,5-дюймовых пушек началась одновременно с разработкой 12-дюймовок для"Коллингвуда", процесс сопровождался многочисленными трудностями, и понадобилось несколько лет для того, чтобы английским оружейникам удалось создать одно из лучших орудий того периода — мощное и надежное.

Одна из главных проблем, возникших при создании 13,5-дюймовок — разрушение лейнеров (внутренних труб ствола) во время заводских испытаний. Предположительно, из-за повышенной хрупкости металла. Орудия несколько раз возвращали на доработку; вес их по отношению к проектным 64 тоннам постоянно повышался. В результате"Родней"вооружили пушками модели Мк I, на которых, собственно, и отрабатывался техпроцесс, весом аж 69 длинных тонн (70,1 метрических тонн).

Для вооружения"Хоу"подоспели серийные пушки модели Mk II весом 67 длинных тонн (примерно 68 тонн метрических).

Живучесть ствола пушек"Роднея"составила всего 108 выстрелов — вместо 120 по проекту. При создании орудий для"Хоу"этот недостаток удалось ликвидировать, и они обладали штатной живучестью.

Боезапас 13,5-дюймовок насчитывал по 80 снарядов весом по 1250 фунтов (567 кг) на ствол, в том числе:

чугунный фугасный снаряд с головным взрывателем, снаряженный 24,85 кг черного пороха;

стальной фугасный снаряд с головным взрывателем с разрывным зарядом 37,42 кг, постепенно вытеснивший из боекомплекта чугунные фугасные снаряды;

бронебойный снаряд Паллисера из закаленного чугуна с донным взрывателем и разрывным зарядом в 13,6 кг;

шрапнель конструкции генерала Боксера.

Орудие имело длину ствола в 30 калибров и проектировалось под использование метательного заряда черного пороха весом 311,8 кг, который должен был обеспечить снаряду в 1250 фунтов весом начальную скорость 625 м/сек. Но ко времени принятия 13,5-дюймовок в распоряжение артиллеристов поступил медленногорящий бурый порох, и решено было использовать заряд этого вещества весом 285,8 кг. При этом начальная скорость снаряда снижалась до 610 м/сек. Но ее было достаточно для того, чтобы пробить поставленную у дульного среза железную броневую плиту толщиной 840 мм.

На дистанции 1115 м орудие пробивало плиту толщиной 513 мм из железной брони, на дистанции 5300 м — 416 мм, на 8900 м — 360 мм и на максимальной дистанции, обеспечиваемой техническими возможностями орудийного станка (угол подъема ствола орудия 13 градусов), 10515 м — 315 мм.

Угол горизонтального обстрела — 230 градусов.

Техническая скорострельность — 1 выстрел в 2 минуты, но на практике даже опытные расчеты могли выпускать по снаряду только в 2,5-4 минуты; в боевых же условиях скорострельность 13,5-дюймовок составила бы, скорее всего, 1 выстрел в 5-6 минут.

Запирание канала ствола 13,5-дюймовок осуществлялось массивным поршневым затвором, на открывание и закрывание которого уходило по 10-12 секунд.

Эксплуатация 13,5-дюймовок продолжалось вплоть до I мировой войны и в ее годы — преимущественно в береговой обороне. При применении кордита (британского бездымного пороха) начальная скорость 1250-фунтового снаряда возрастала до 640 м/сек. и дальность его полета — до 11540 м (при угле возвышения ствола 13,5 градусов).

После того, как все снаряды к этим орудиям были израсходованы, часть из остающихся в строю перелейнировали в 10-дюймовки с длиной ствола в 40 калибров, которые получили обозначение по английской классификации Mk VIII.

В остальном вооружение"Роднея"и"Хоу"мало отличалось от такового на"Коллингвуде": На обоих броненосцах стояло по шесть 6-дюймовок в центральном каземате, защищенном только броневыми траверзами толщиной по 6 дюймов. Основу противоминного вооружения"Роднея"составляли 12 шестифунтовок Гочкиса, расположенных также, как и на первом корабле серии: 4 в каземате и 8 — на тентовой палубе. Дополняли вооружение и 11 пятиствольных картечниц Нордефельда, из которых одна находилась на боевом марсе. Для вооружения катеров служили две 2-ствольные картечницы Норденфельда калибром в 1 дюйм. Для поддержки десантных партий имелись две 9-фунтовки на колесных лафетах.

На"Хоу"противоминную батарею из 12 шестифунтовок дополняли 6 трехфунтовок Гочкиса, из которых 4 располагались в носовой части, 2 — в кормовой. С кормы броненосец защищали также 4 пятиствольных картечницы Норденфельда калибром 0,45 дюйма (11,43 мм). Еще одно такое же орудие было размещено на верхнем боевом марсе. Как и на"Роднее", для вооружения катеров имелись две двуствольные картечницы калибром в 1 дюйм; для оснащения десантных партий — две 9-фунтовки.

торпедное вооружение обоих кораблей состояло из 4-х надводных торпедных аппаратов — по 2 на борт.

Бронирование обоих броненосцев не отличалось от такового на"Коллингвуде".

Путем различных технических ухищрений удалось поднять мощность машин до 7500 л.с. (11500 л.с. при форсированном дутье). На испытаниях броненосцы показали скорость до 15,7 узлов, при форсировке — до 17,4 узлов. Расчетная дальность плавания 10-узловым ходом при нормальном запасе угля — 7000 миль; дальность плавания при максимальном запасе — 8500 миль — представляется сильно завышенной: слишком много горючего расходовалось на стоянках на работу вспомогательных механизмов и на низких ходах.

Водоизмещение броненосцев достигло 10300 тонн, размерения: длина — 99,06 м, ширина — 20,73 м, осадка носом — 8,35 м, кормой — 8,66 м.

Экипаж — 526-536 человек.

Постройка"Роднея"обошлась британцам в 665063 фунтов стерлингов,"Хоу" — 639434 фунтов стерлингов.

Между тем, Адмиралтейство закручивало гайки, требуя скорейшего пополнения флота, а так как казенные верфи были перегружены заказами, один ("Бенбоу") из следующей пары броненосцев"адмиральской"серии решено было заказать частной верфи — Темз Айрон Уоркс. Причем"Бенбоу"был заложен даже раньше, чем его напарник"Кемпердаун"(назван в честь Адама Дункана, одержавшего в 1797 г. победу над голландцами при Кемпердауне и получившего в виду этого титул виконта Кемпердауна): 1 ноября 1882 г. против 18 декабря того же года. Новые броненосцы должны были строиться по проекту"Усовершенствованный"Коллингвуд"с возросшим до 10025 длинных тонн (10185 метрических тонн) водоизмещением и увеличенными размерами: длина — 100,58 м, ширина 20,88 м, средняя осадка — 8,15 м. Вооружение предполагалось оставить без изменений: 4-13,5'' пушек в барбетах, 6-6'' орудий в казематах, 10-1'' четырехствольных картечниц для отражения минных атак (во время проектирования этих кораблей о необходимости использования более мощных 6 — и 3-фунтовых орудий еще не задумывались); 4 надводных торпедных аппарата. Бронирование оставалось без изменений — адмиралы потребовали лишь удлинить броневой пояс на 10 футов (3,05 м) для лучшей защиты возросших по габаритам барбетов и податочных труб к ним. Толщину брони барбетов решили довести до 14 дюймов для передних и боковых плит и до 12 дюймов для тыльных плит.

Еще одно улучшение касалось бронирования палуб. На"Коллингвуде"защита палубы в пределах цитадели состояла из трех стальных листов толщиной по 1 дюйму (76 мм суммарно), в оконечностях — из одного стального листа толщиной 0,5 дюйма и двух стальных же по 1 дюйму (суммарно 63,5 мм). Но после постройки броненосца в ходе испытаний выяснилось, что стальные плиты растрескиваются даже при очень касательных ударах снарядов, и для придания броневым палубам большей пластичности защиту решили делать комбинированной: в пределах цитадели — "бутерброд” из 2-х стальных листов по 0,5 дюйма и двух железных по 1 дюйму (суммарно 76 мм); в оконечностях — два стальных листа по 0,25 дюймов и два железных по 1 дюйму.

Мощность машин планировалось довести до 9500 л.с., скорость — до 16 узлов. Дальность плавания 10-узловым ходом — 6000 миль. Экипаж планировался в пределах 430 чел.

"Бенбоу"спустили на воду 15 июня 1885 г., опять-таки с опережением относительно"Кемпердауна", который сошел со стапелей 24 ноября того же года; но перспектив быстрой достройки на Темз Айрон Уоркс не просматривалось: изготовление орудий главного калибра на Вулвичском арсенале и привлеченных фирмах велось слишком медленно, и были основания полагать, что строящийся на частной верфи броненосец получит артиллерию в последнюю очередь. Тем более что 24 апреля на казенной верфи был заложен 6-й корабль серии — "Энсон"(назван в честь британского адмирала XVIII века, повторившего эскападу Дрейка, устроившего во времена Елизаветы набег на испанские владения на западном побережье южной Америки).

На выручку поспешил Армстронг, предложивший для установки на"Бенбоу"усовершенствованные орудия типа тех 430 мм суперпушек, которые фирма изготовляла для итальянских броненосцев — по одной вместо пары 13,5-дюймовых орудий в носовом и кормовом барбетах. Эти пушки весили порядка 113-116 длинных тонн, но Адмиралтейство потребовало снизить вес каждой из них до 100 тонн. Инженеры Армстронга пошли по пути снижения калибра до 16,25'' (413 мм), при этом вес орудия снижался до 110,5 длинных тонн (были декларированы 111 длинных тонн — 112,78 метрических) при длине ствола 30 калибров. Лорды вынуждены были согласиться. Тем более, что перспектива одним удачным попаданием если не потопить любой вражеский броненосец, то, по крайней мере, вывести его из строя, выглядела очень соблазнительно.

И действительно, вес снаряда армстронговских гигантов достигал 1800 фнтов (816,46 кг), и метательный заряд в 435,45 кг пороха SBC (бурый медленно горящий) выбрасывал такой снаряд из канала ствола орудия с начальной скоростью 636 м/сек. В мире не было брони, которая могла бы выстоять под ударом такого снаряда:

у дульного среза 1800-фунтовый бронебойный снаряд"Бенбоу"мог пробить броневую плиту из катаного железа толщиной 907 мм;

на дистанции 1185 м — 813 мм,

на дистанции 5700 м — 541 мм,

на дистанции 9470 м — 376 мм,

на дистанции 11130 м (максимальной) — 333 мм.

При максимальном угле возвышения в 13 градусов дальность стрельбы составляла 11130 м. Угол горизонтального обстрела составлял 230 градусов.

16,25-дюймовки предполагалось снабдить 5-ю видами снарядов весом по 1800 фунтов, в том числе:

бронебойным снарядом Паллисера из закаленного чугуна длиной 2,68 калибра, с донным взрывателем и разрывным зарядом в 13,38 кг черного пороха;

литой стальной фугасной бомбой длиной 3,4 калибра, с головным взрывателем и 81,31 кг черного пороха;

кованной стальной фугасной бомбой, вес разрывного заряда которой достигал 85,05 кг;

шрапнель с тем же весом и длиной, что и фугасная бомба, снаряжалась 2330 чугунными пулями весом 113,4 грамм.

На момент вступления"Бенбоу"в строй боезапас каждого орудия насчитывал 92 снаряда:

37 бронебойных,

44 фугасных,

11 шрапнелей, причем чугунные бронебойные снаряды постепенно вытеснялись стальными. На 1892 г. они распределялись в боекомплекте следующим образом: 17 чугунных + 20 стальных.

По скорострельности новое орудие не слишком уступало 13,5-дюймовкам: 1 выстрел в 4-5 минут.

В общем, всё хорошо, если бы не несколько"но". И первое и самое главное из них — низкая живучесть ствола. Армстронговцы заявляли, что орудие готово выдержать 90 выстрелов, но моряки уже после 70-го выстрела отмечали провисание ствола вниз и вправо. В итоге договорились считать живучесть орудия равной 75 выстрелам — возможно, в надежде, что столько из этих орудий-монстров стрелять не придется.

Другая проблема — чрезвычайный рост стоимости боеприпасов. К примеру, если чугунная фугасная бомба стоила всего 31 фунт 15 шиллингов, то стальная (литая) — 134 фунта 18 шиллингов — более чем в 4 раза дороже!

Но, как уже было сказано,"флот ездит первым классом": на снижение эффективности ради экономии британцы не пошли.

Наконец, еще более остро встал вопрос о влиянии дульных газов на палубу и надстройки:"фейерверк"из продуктов сгорания почти полутонны пороха, вырывающийся со скоростью 600 м/сек из относительно короткого ствола — далеко не подарок для всех частей стреляющего корабля. Во всяком случае, морякам очень настоятельно не советовали стрелять без особой нужды прямо в нос и в корму, и в мирное время ограничить углы обстрела из 16,25-дюймовок траверзным направлением — плюс/минус 30 градусов.

Изменения в главной артиллерии повлекли перемены и в составе остального вооружения.

Небольшой выигрыш в весе артиллерии главного калибра позволил увеличить количество казематных 6-дюймовок до 10: 4 дополнительных орудия втиснули на место 6-фунтовок Гочкиса.

Соответственно, количество 6-фунтовок сократилось до 8. Этот минус постарались компенсировать установкой дополнительных 7 пушек Гочкиса калибром 47 мм (3-фунтовок), из которых 3 были размещены на боевых марсах (2 — на нижнем, 1 — на верхнем). Дополняли вооружение 4 пятиствольных картечницы Норденфельда калибром в 1 дюйм: причем две из них — на корме в спонсонах батарейных палубы.

Количество торпедных аппаратов увеличилось до 5: добавился носовой неподвижный надводный, выбрасывающий торпеду через амбразуру в форштевне. Боезапас был увеличен до 18 торпед.

В результате роста количества среднекалиберной и противоминной артиллерии численность экипажа"Бенбоу"возросла до 500 человек, позднее — до 523 человек. Стоимость постройки составила 764022 фунта стерлингов.

На испытаниях машины"Бенбоу"показали мощность 8658 л.с. при обыкновенной тяге и 10860 на форсированной; скорость при этом достигла 17,7 узлов (без форсировки корабль показывал, в среднем, на 2 узла меньше).

Вообще, броненосец, вступивший в строй в июне 1888 г., показал себя отличным ходоком. К примеру, во время гонок кораблей Средиземноморской эскадры летом 1889 г. он преодолел дистанцию в 60 миль со средней скоростью 15,8 узлов, опередив не только броненосцы и крейсера, но и торпедные канонерские лодки.

В плане обеспечения живучести построенный на частной верфи “Бенбоу” даже превосходил казенные “Хоу” и “Родней”: имел двойное дно почти на всем протяжении корпуса (у предыдущих броненосцев — только на протяжении цитадели); количество водонепроницаемых отсеков увеличилось до 180 против 120.

Для сообщения между водонепроницаемыми отсеками имелось 168 дверей и люков, причем 85 из них закрывались герметично вручную, а 83 — дистанционно, при помощи механических приводов.В различных помещениях корабля на разных палубах имелось 250 индикаторов, показывающих, закрыты ли та или иная дверь или люк.

"Кемпердаун"вступил в строй на год с лишним позже — в июле 1889-го."Энсон" — опередил его, будучи передан флоту в мае 1889 г. Сказалось то обстоятельство, что рабочие и инженеры верфи в Пембруке уже имели опыт строительства"Коллингвуда"и"Хоу". Отличия этих кораблей от изначального проекта"Улучшенный"Коллингвуд"были минимальными. В частности, между 6-дюймовками батареи установили поперечные противоосколочные экраны толщиной в 1 дюйм — чтобы одно попадание не могло вывести из строя сразу несколько орудий. Другие улучшения коснулись системы непотопляемости кораблей. Были внедрены устройства, ускоряющие закрытие герметичных дверей и люков между отсеками, введены подпорки под переборки, и т.д.

По противоминному вооружению два завершающих серию броненосца отличались от предыдущих кораблей. На “Кемпердауне” количество 6-фунтовок сохранилось в том же количестве, что и на “Коллингвуде” — 12 единиц, но 4 из них стали орудиями производства Норденфельда. Они были заметно легче гочкисовских — всего 224 кг, но при этом имели механическую наводку по вертикали и горизонтали — два штурвала с червячными приводами к качающейся части орудия (у орудий Гочкиса наводка осуществлялась вручную при помощи плечевого упора-приклада, как у обычной винтовки) и имелись противооткатные устройства. Плата за все это — незначительное снижение начальной скорости снаряда — примерно на 0,5 м/сек.

6-фунтовки размещались как на “Коллингвуде”: 4 — в каземате и 8 на тентовой палубе. Количество 47 мм пушек Гочкиса равнялось на обоих новейших броненосцах семи: по две на носовых и кормовых коечных сетках, 2 — на нижнем марсе и еще одна — на верхнем. 4 картечницы Норденфельда калибром 0,45 дюйма стояли в спонсонах на жилой палубе в кормовой части судна и еще одна такая же картечница — на крыше кормовой рубки. Для вооружения шлюпок служили две 1-дюймовые картечницы Норденфельда; в положении по-походному они устанавливались в носовой части корабля; также, как и на предыдущих броненосцах серии; на “Кемпердауне” и “Энсоне” для вооружения десантных партий имелись по две 9-фунтовки на разборных лафетах.

Количество торпедных аппаратов равнялось, как на “Бенбоу”, пяти, причем углы обстрела бортовых увеличились до 80 градусов: 70 градусов в нос от траверза и 10 градусов в корму для носовых торпедных аппаратов и 70 градусов от траверза в корму и 10 градусов в нос для кормовых торпедных аппаратов.

Водоизмещение"Кемпердауна"достигло 10650 длинных тонн (10820 метрических тонн). Длина корпуса между перпендикулярами — 100,58 м, по ватерлинии — 104,45 м, наибольшая — 106,43 м; ширина — 20,88 м, осадка носом — 7,88 м, кормой — 8,78 м, средняя — 8, 53 м, высота надводного борта — 3,12 м.

На ходовых испытаниях машины"Кемпердауна"показали совокупную мощность 8606 л.с. при естественной тяге и 11740 л.с. при форсированной; была достигнута скорость, соответственно, 16,3 и 17,14 узла.

Машины"Энсона"на испытаниях показали суммарную мощность 8320 л.с. при естественной тяге и 12568 л.с. при форсированной. Полученная скорость — 16,5 и 17,43 узла соответственно.

Стоимость"Кемпердауна" — 677724 фунтов стерлингов,"Энсона" — 6621582 фунта стерлингов.

Выводы

Предыдущий том нашей энциклопедии начинался главкой"Уроки Кагосимы"и рассказывал о том, какие выводы британские адмиралы, военно-морские эксперты, проектанты судов и корабельной артиллерии сделали из провального по своим результатом обстрела кораблями английской дальневосточной эскадры японского города и порта Кагосима. Завершался предыдущий том рассказом о бомбардировке судами британской Средиземноморской эскадры укреплений египетской Александрии, показавшей, что проделанная англичанами за минувшие после боя при Кагосиме работа оказалась, по сути, тщетной: эффективность стрельбы построенных за эти годы лучших английских броненосцев оказалась не намного лучше той, которую продемонстрировали парусно-паровые корветы и фрегат, оснащенные считанными экземплярами нарезных орудий первых типов, при пальбе по укреплениям и постройкам японского городка.

Разумеется, англичане и до Александрии сознавали бесперспективность принятых в горячке гонки морских вооружений 1860-х годов решений. И еще до обстрела фортов египетского мегаполиса начали"работу над ошибками", важнейшим итогом которой стало создание серии броненосцев класса"Адмирал". И можно только удивляться той быстроте, с которой англичанам удалось вывести свои перворанговые суда и их артиллерию на высочайший или даже опережающий мировой уровень.

Не менее важно и то, что"Адмиралы"стали первой в английском флоте (и в мире, если не считать серии ранних французских броненосных фрегатов типа"Прованс") крупной серией однотипных броненосцев с маневренными, навигационными и тактико-техническими характеристиками настолько близкими, что могли действовать как единое целое. Что, как показали большие флотские маневры 1888 г., оказывается очень важным при операциях по той блокаде портов и баз вероятного противника, которую британское руководство считало основой своей стратегии в случае войны (ситуация, когда разномастные боевые суда постоянно"расползаются"из-за разницы ходовых и маневренных возможности по зоне блокадных действий, то и дело должны заменяться в виду необходимости пополнения запасов угля и т.п. заведомо ведет к фиаско блокадных мероприятий).

"Адмиралам"недолго предстояло составлять костяк британских эскадр: развертывающаяся гонка вооружений привела к постройке в Англии новых, еще более мощных и совершенных кораблей еще более крупными сериями. Но это ни в малейшей мере не должно умалить право"Адмиралов"считаться первыми классическими броненосцами, представителями класса судов, господствовавшего на морях и океанах в течение последующей после закладки"Коллингвуда"четверти века.

О книге

Автор: Алексей Борисов

Жанры и теги: Книги о войне

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «От Икике до Ялу. Боевые корабли 1885-1895» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я