1. Книги
  2. Документальная литература
  3. Алексей Николаевич Кукушкин

Варианты выполнения судостроительной программы 1881 года. Влияние на Русско-японскую войну 1904—1905 годов

Алексей Николаевич Кукушкин
Обложка книги

Многое известно про Российский императорский флот постройки 1881 — 1894 годов. Он был с трудом построен и героически погиб. Но могло бы быть по другому? Какие решения наши предки отмели и по каким причинам? Возможно ли, что от решения конструктора-судостроителя история пошла в другом направлении? Что бло бы, если вместо одних кораблей построены были другие? Под влиянием каких школ создавались корабли Российского флота? Какое влияние могли оказать на ход Русско-японской войны? Расскажет эта книга

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Варианты выполнения судостроительной программы 1881 года. Влияние на Русско-японскую войну 1904—1905 годов» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

1882 ГОД

Броненосный корабль «АДМИРАЛ НАХИМОВ»

Первым броненосным кораблем, согласно новой судостроительной программе стал «Адмирал Нахимов». Изобретать велосипед и что-то подобное Морской технический комитет был не намерен. 31 мая 1882 года Управляющий Морским министерством Российской империи вице-адмирал Иван Алексеевич Шестаков сформулировал задание для Кораблестроительного отделения Морского Технического комитета:

«Составить чертежи (с подробными вычислениями) и спецификацию для для океанского броненосца по образцу английского броненосного крейсера HMS Imperieuse».

Броненосный крейсер «Имперьюз». Схема.

Новый корабль должен был иметь броню по ватерлинии не менее 10 дюймов (254-миллиметров), артиллерию главного калибра, состоящую из четырех орудий калибром 11-дюймов (279 миллиметров4), большой запас угля, осадку не более 7,92 метра и полное парусное вооружение. В качестве прототипа был выбран английский броненосный крейсер «Imperieuse». Он отличался тем, что орудия главного калибра были расположены «ромбом» — на носовой и кормовой оконечностях и по обоим бортам, что подразумевало, действие в любом направлении трех орудий.

19 ноября 1882 года проект был утверждён. По сравнению с английским прототипом диаметр барбетов был увеличен на 1,5 метра, чтобы вместить орудия Обуховского завода калибра 279 миллиметров5. Также было изменено расположение машинно-котельной установки, проект которой разрабатывался в управлении главного инженер-механика флота генерал-майора А. И. Соколова. Компактное размещение котельных отделений в средней части корпуса позволило обойтись одной дымовой трубой. Запас угля возрос в полтора раза, при этом дополнительная нагрузка в 390 тонн увеличила проектное водоизмещение до 7782 тонн. Длина корпуса возросла на 1,83 метра, осадка — на 0,1 метра.

11-дюймовое морское орудие Круппа

В отличие от английского предшественника, проект крейсера «Нахимов» был признан удачным. По основным параметрам, даже спустя двадцать лет, к началу русско-японской войны, крейсер «Адмирал Нахимов» имел значительные резервы для технической модернизации и при условии замены устаревших орудийных установок главного калибра вполне соответствовал новейшим броненосным крейсерам. Фактически он стал прообразом многобашенных крейсеров, появившихся почти через тридцать лет.

Длина крейсера составляла 103,3 метра, а ширина — 18,6 метра. При нормальной нагрузке осадка составляла 7,67 метра. Форштевень и ахтерштевень были изготовлены из цельной бронзы на Балтийском заводе.

Крейсер «Адмирал Нахимов» был оснащён водонепроницаемыми переборками, которые проходили по шпангоутам на уровнях 36, 60, 83 и 102. Толщина переборок составляла 9,5 миллиметров от внутреннего дна до жилой палубы, а выше — до верхней палубы — 6,4 миллиметра.

Нормальное водоизмещение крейсера составляло 7781,7 тонн, а полное — 8473 тонны.

Вооружение крейсера было спроектировано для максимально мощного огня на ходу и при отступлении. Орудия, которые планировалось установить, включали:

— Четыре первоначально планируемые орудия калибром в 11-дюймов;

— Десять 152-миллиметровых орудий с длиной канала ствола 35 калибров на батарейной палубе;

— Шесть 47-миллиметровых одноствольных орудий;

— Четыре 37-миллиметровых пятиствольных орудия системы Готчкисса.

— Два 63,5-миллиметровых десантных орудия системы Барановского на колёсных лафетах предназначались для вооружения десантных партий.

Крейсер был защищён сталежелезным броневым поясом «компаунд» длиной 42,4 метра (от 32 до 106 шпангоутов). Пояс имел толщину 9-дюймов (229 миллиметров), утончаясь к низу до 6-дюймов (152 миллиметров). Плиты укладывались на лиственничную подкладку толщиной 10-дюймов (254 миллиметра). С носа и кормы пояс замыкали 9-дюймовые (229-миллиметровые) броневые траверзы, образуя цитадель, в которой находились все жизненно важные механизмы и погреба.

Все броневые плиты были изготовлены из сталежелезной брони на Ижорском заводе по технологии английского завода Кэммел из Шеффилда. В пределах цитадели на 1/2-дюймовую (12,5 миллиметра) прокладку из корабельной стали укладывали ряд стальных плит толщиной в 1 1/2-дюйма (38-миллиметровых). Общая толщина броневой палубы достигала 50,5 миллиметра. За пределами цитадели в нос и корму простиралась 76,2-миллиметровая карапасная палуба, так как именно она обеспечивала защиту корпуса корабля от снарядов.

На корабле стояли две паровые машины двойного расширения общей проектной мощностью 8000 лошадиных сил. Каждая машина имела три цилиндра — один высокого диаметром 1524 миллиметра и два низкого (диаметром 1981 миллиметр) давления. Ход поршня составлял 1066 миллиметров. Гребные винты системы Грифита имели шаг 21 фут (6,4 метра) и диаметр 16 футов (4,88 метра). После замены лопастей диаметр увеличился до 17 футов (5,18 метра).

Пар к механизмам подавался от двенадцати цилиндрических огнетрубных котлов с рабочим давлением 5,2 атмосферы. Масса котлов с водой составляла 670 тонн.

На мерной миле, четыре мили были пройдены за 13 минут 36 секунд при среднем числе оборотов 112 и паре 75 фунтов. Выверенный ход составил 17,56 узла.

Корабль имеет парусность брига и две стальные мачты. Высота фок-мачты от палубы до эзельгофта составляет 66 футов 3 дюйма, а до клотика — 130 футов 6 дюймов. Высота грот-мачты от палубы до эзельгофта — 75 футов 3 дюйма, а до клотика — 139 футов 6 дюймов.

Площадь парусов составляет: грот и фор-марсели по 3260,62 квадратных футов каждый, грот и фок-брамсели по 1172,03 квадратных фута каждый, грот — 3397, фор — 2895, фор-стеньги стаксель — 1377, кливер — 2360, фор-трисель — 1116,5, грот-трисель (или бизань) — 2180,7. Всего 22192,3 квадратных фута.

Стоимость постройки 8473 тонного корабля, составила, по мнению двух разных авторов, от 6002941 руб. (С.В.Сулига, «Броненосный крейсер «Адмирал Нахимов») до 6460063 руб. (В.В.Арбузов, «Броненосный крейсер «Адмирал Нахимов»).

Схема бронирования броненосного корабля «Адмирал Нахимов»

Непонятно, только, что к этому времени в Российской империи построены четыре броненосных крейсера: «Князь Пожарский», «Минин», «Герцог Эдинбургский», «Генерал Адмирал». Именно Российская империя являлась законодательницей мод в броненосном крейсеростроении, а тут, зачем-то, начали копировать с англичан.

I-альтернатива: броненосец «Адмирал Нахимов» заложен по образцу французского «Bayard»

Что же это был за корабль? Франция располагала обширными колониальными владениями в Африке, Карибском Море и Дальнем Востоке, которые в случае войны с Великобританией (рассматривавшейся на тот момент как основной противник) стали бы подвержены атаке. Защита колоний, поддержание их связи с Францией и нападение на колониальные владения британцев было одной из основных задач французского флота.

В середине 1870-х Франция решила построить два новых небольших броненосца для службы на Дальнем Востоке. Эти корабли должны были, на основе проектных требований, превосходить британские броненосцы 2-го ранга класса «Audacious» и броненосные, однотипные крейсера «Нельсон» и «Шеннон». Предполагалось, что в случае войны с Британией они обеспечат эффективную защиту французских колоний от нападения и смогут наносить удары по британским военно-морским силам в регионе.

Ещё до введения в строй «Баярда» (Bayard) и «Тюренна» (Turenne) в 1882 году, принято было решение о дополнительной постройке двух броненосцев второго ранга, «Вобана» (Vauban) и «Дюгеклена» (Duguesclin), обладавших примерно такими же техническими характеристиками и оснащавшихся тем же вооружением, но имевших уже стальной набор корпуса. Они были введены в строй соответственно в 1885 и 1886 годах.

Броненосцы типа «Байард» по конструкции представляли собой уменьшенную версию океанского броненосца «Amiral Duperré». Они имели композитный корпус с стальным набором и деревянной обшивкой. Такое решение было принято исходя в основном из требований ремонтопригодности: ремонт деревянной обшивки в колониях был проще, чем железной или стальной.

Полное водоизмещение этих броненосцев составляло 5915 тонн. Они были больше всех предшествующих французских «стационеров» и всего на 2000 тонн уступали современным им французским океанским броненосцам. Полная длина кораблей составляла 81 метр, ширина — 17,45 метров, и осадка — 7,67 метра.

Как и все французские корабли, броненосцы типа «Байард» имели характерный сильный завал бортов внутрь: ширина верхней палубы была много меньше ширины корпуса по ватерлинии. Такая конструкция корпуса существенно уменьшала верхний вес и позволяла высоко расположить артиллерию.

Основу вооружения кораблей серии «Байард» составляли четыре 240-миллиметровые 19-калиберные нарезные пушки образца 1870 года. Эти орудия были размещены на верхней палубе в специальных установках, называемых барбетами.

240-мм орудие в барбетной установке броненосца «Вобан». Крестообразная амбразура позволяла точно наводить ствол орудия без необходимости вращать колпак.

Расположение барбетов на кораблях серии «Байард» повторяло расположение на других кораблях, например, на «Амираль Дюперре». Два барбета находились в носовой части по бортам, вынесенные за край верхней палубы на спонсонах. Одна установка располагалась в центре корпуса корабля, а ещё одна — на корме.

Такое расположение орудий обеспечивало мощный погонный и ретирадный огонь. Благодаря сильному завалу бортов, две носовые установки могли стрелять вдоль борта прямо по носу или прямо по корме без риска повреждения корпуса.

240-миллиметровые орудия весили 15,7 тонн. Начальная скорость их 144-килограммового снаряда составляла 495 м/с. У дула такой снаряд пробивал 356-мм железную броню и сохранял способность пробить броневые плиты разумной толщины до дистанции в 1000—1500 метров.

Расположение всех орудий в барбетах позволило увеличить угол вертикальной наводки и дальность стрельбы. Сверху орудия были прикрыты тонкими броневыми колпаками, которые опирались на край неподвижного броневого ограждения барбета и вращались вместе с орудиями. Колпаки служили для защиты расчёта от пуль и осколков и имели в передней части крестообразные амбразуры, облегчавшие точное наведение.

Вспомогательное вооружение кораблей серии «Байард» состояло из одной 164-миллиметровой нарезной погонной пушки, которая стояла на баке и стреляла через орудийный порт в форштевне. Также на главной палубе было установлено шесть 140-миллиметровых нарезных орудий, по три на борт. Эти пушки не были защищены бронёй и предназначались в основном для стрельбы фугасными снарядами по небронированным частям броненосцев противника и лёгким кораблям.

В качестве противоминного вооружения броненосцы были оснащены шестью 3-фунтовыми лёгкими орудиями и двенадцатью 1-фунтовыми револьверными орудиями Гочкисса. Эти орудия имели дальность стрельбы до 3200 метров и могли выдавать до 30 выстрелов в минуту. Их снаряд считался достаточно мощным, чтобы эффективно разрушать хрупкие корпуса деревянных или стальных миноносцев.

В качестве подводного вооружения корабли имели таран. Также на некоторых кораблях, например, на «Тюренне», были установлены два 356-миллиметровых надводных торпедных аппарата, которые стреляли под углом к диаметральной плоскости.

Броневая защита кораблей, относящихся к серии «Байард», значительно улучшилась по сравнению с предыдущими моделями. Это было вызвано значительным прогрессом в области артиллерии, который сделал прежние 120—150-миллиметровые броневые плиты уязвимыми для новых нарезных пушек.

Броненосцы серии «Байард» имели классический французский полный броневой пояс, изготовленный из кованого железа. Его максимальная толщина в центральной части корпуса составляла 250 миллиметров, а в оконечностях — 150 миллиметров. Пояс имел полную высоту 3 метра, из которых примерно 1,2 метра находились под водой, а 1,8 метра — выше ватерлинии. К нижней кромке пояс сужался до 150 миллиметров по всей длине.

Горизонтальная защита обеспечивалась 50-миллиметровой броневой палубой, которая проходила на уровне ватерлинии. Она была сложена из двух слоёв железных плит и предназначалась главным образом для защиты от гаубичных снарядов.

Барбетные установки представляли собой неподвижные кольца из 200-миллиметровой брони, стоящие на верхней палубе. Барбеты имели бронированное дно, но подающие трубы элеваторов, соединяющие установки с погребами, не были бронированы. Сверху барбеты прикрывали тонкие стальные колпаки, которые вращались вместе с орудием.

Корабли приводились в действие двумя вертикальными машинами компаунд, общей мощностью в 4400 лошадиных сил. Восемь цилиндрических котлов обеспечивали броненосцы типа «Байард» достаточным количеством пара для достижения скорости в 14 узлов. На мерной миле они продемонстрировали скорость 14,5 узлов. Однако из-за службы в тёплых водах их корпуса были подвержены обрастанию, поэтому реальной максимальной скоростью считалось 14 узлов.

Запас угля позволял кораблям преодолеть расстояние в 6700 километров при экономичном 10-узловом ходе. Для экономии угля броненосцы несли полное парусное оснащение.

Броненосцы типа «Байард» были ярким примером французского кораблестроения. Они были сконструированы для колониальной службы на отдалённых станциях. Эти корабли были быстроходными, мощно вооружёнными и отлично защищёнными. Однако они имели деревянный набор корпуса, что было анахронизмом, объяснявшимся как соображениями экономии на второстепенном театре военных действий, так и прагматичными соображениями ремонтопригодности.

Главным недостатком этих кораблей была большая площадь незащищённого борта. В то время как для «океанских» броненосцев этот недостаток был менее актуален, то для «стационерных» броненосцев, вынужденных сражаться вдали от баз, сильное повреждение надводного борта могло привести к гибели на переходе. Кроме того, ничем не были защищены основания барбетов и трубы подачи боеприпасов — удачно попавший снаряд мог прервать подачу боеприпасов на установку или даже обрушить её вниз.

Броненосец «Баярд» у Пескадорских островов. Худ. Эдуар Адам, 1885 г.

В то же время по мощности вооружения, защите пояса и скорости броненосцы класса «Байард» не уступали или превосходили основные британские «колониальные» броненосцы 2-го ранга типа «Audacious». Барбетные установки французских кораблей значительно облегчали маневр огнем в бою, а высокое расположение орудий позволяло эффективно вести бой при такой погоде, при которой низко расположенные казематированные орудия британцев уже захлестывались бы волнами.

В результате броненосцы типа «Байард» значительно укрепили многочисленный французский колониальный флот. В случае войны они вынуждали британцев либо оттягивать броненосцы из Атлантики и Средиземного моря для защиты колоний, либо рисковать ударом по колониям со стороны французов.

Так что, вполне могло быть, что российский крейсер «Адмирал Нахимов» мог быть похож на французский «Баярд». Но это никак бы не помогло, ему в Цусимском сражении, где он, в дневном бою, из-за постоянного выхода из строя головных кораблей, иногда оказывался даже четвертым в колонне, и на его долю пришлось почти три десятка попаданий снарядов калибром от 76 до 305 мм — в основном во время жаркой перестрелки с броненосными крейсерами вице-адмирала Х. Камимуры около 18.30.

На «Адмирале Нахимове», разрушило надстройки, выбило из строя несколько орудий, убило 25 и ранило 51 человека. Но фатальных повреждений и подводных пробоин удалось избежать, и старый корабль оставался боеспособным, уверенно держа место в строю за броненосцем «Наварин».

Российский броненосный крейсер поразил японский крейсер «Ивате» тремя 8-дюймовыми снарядами, которые не причинили серьезных повреждений. От торпеды с миноносца полученную между 21.30 и 22.00 в носовую часть правого борта изменение проекта не выручило, но если бы на «Нахимове» стояли 24-см французские орудия, которые могли бы, в перспективе, заменены на 240 mm/40 Model 189396 с массой снаряда 144-кг и начальной скоростью в 865 м/с, что дает 53,8 мегаджоуля, в то время, как у 8-дм орудия Обуховского завода данный показатель составляет лишь 19,3 мегаджоуля. Во французском снаряде было в разы больше взрывчатки и в таком случае, крейсер «Ивате» мог уйти на дно. Так как, включая близкие разрывы у борта, получил семнадцать попаданий, а именно: два 12-дюймовых, три 8-дюймовых, два 6-дюймовых, одно 4.7-дюйма, три 3-дюйма и четыре неустановленного калибра. Корабль не имел серьезных повреждений, за исключением затопления двух отсеков по нижней палубе, вызванных попаданиями пары 8-дюймовых снарядов в небронированный борт чуть выше ватерлинии. В случае реализации вышеизложенной альтернативы, 24-см французские снаряды ударили бы мощнее и взорвались в утробе японского крейсера. Он тогда бы не имел возможности гоняться за броненосцем «Адмирал Ушаков».

Полуброненосные фрегаты «Дмитрий Донской» и «Владимир Мономах»

Идея создания российского океанского крейсера родилась благодаря вице-адмиралу Андрею Александровичу Попову, который командовал отрядом винтовых корветов и клиперов в экспедиции к берегам Северной Америки.

Попов имел опыт создания первых в мире броненосных крейсеров с металлическим корпусом типа «Генерал-Адмирал» и переделки в крейсер несостоявшегося броненосца «Минин».

Он предложил два варианта проекта нового крейсера и попросил адмирала Аврамия Богдановича Асланбегова, начальника отряда крейсеров, оценить крейсерские качества «Минина».

Асланбегов собрал предложения и замечания девяти главных специалистов крейсера. Командир корабля капитан 1-го ранга Назимов, старший офицер капитан-лейтенант Юрьев, старший инженер-механик капитан Пестинский, старший артиллерийский офицер поручик Павловский, старший штурманский офицер поручик Кошелев, трюмный механик подпоручик Якобсон, минный прапорщик Черепанов, корабельный инженер прапорщик Александров и старший судовой врач коллежский асессор Држиевич предложили следующее:

1. Крейсер должен быть фрегатом, а не корветом, то есть иметь закрытую батарею.

2. Артиллерия должна быть большего калибра и в меньшем количестве.

3. Размеры будущего корабля необходимо увеличить: в длину с 87,8 до 91,5 м; в ширину с 14,9 до 17,1 метра.

4. Скорость следует довести до 16—17 узлов.

5. Мощность машины следует довести с 900 до 1000 номинальных лошадиных сил.

6. Запас угля следует повысить до 1200 тонн.

7. Следует отказаться от двойных марса-рей.

8. Следует уменьшить число торпедных аппаратов до четырёх.

Однако записка Асланбегова не получила должного внимания. Пользуясь своим высоким положением, адмирал Попов добился одобрения своих проектов генерал-адмиралом и 30 января 1880 года представил их на рассмотрение Морского технического комитета.

Первоначальный проект броненосца «Минин» полного аналога английского броненосца «Кэптен». Именно к нему были заказаны 11-дюймовые орудия у Круппа, которые первоначально планировались к установке на «Адмирале Нахимове»

Проекты предусматривали установку вертикальных паровых машин двойного расширения мощностью по 3500 лошадиных сил, действовавших на одну линию вала. Это позволяло при движении экономической скоростью с половинным числом котлов отключать одну машину и существенно экономить топливо. Расчётной мощности хватало для достижения скорости 15—16 узлов. Расчёты автономности показывали, что при запасе угля в 1050 тонн крейсер может идти 7—8 суток полным ходом и до 30 суток экономическим (9 узлов). Для увеличения автономности крейсер должен был сохранить парусную оснастку фрегата и подъёмные гребные винты.

Попов считал необходимым ограничиться неполным (не доходящим до носовой и кормовой оконечностей) броневым поясом, замкнутым в носу и корме броневыми траверзами. В отношении вооружения крейсера Попов предлагал поступить вопреки им же предложенному принципу «меньше, но более тяжёлых орудий».

Избрав более лёгкий проект, составленный по образцу «Минина», Морской технический комитет (журналом №22 от 15 февраля 1880 г.) и управляющий Морским министерством одобрили его для постройки. Главная особенность, которая отличала «Дмитрий Донской» от «Владимира Мономаха», состояла в том, что он имел только один гребной винт вместо двух.

10 марта 1880 года на верфи Нового Адмиралтейства началось строительство полуброненосного фрегата. Подполковнику Н. А. Самойлову, назначенному строителем корабля, в помощь был дан штабс-капитан Потапов.

31 мая были начаты подготовительные работы и заказ материалов. Однако уже 6 марта Морской техническое комитет потребовал использовать для изготовления броневого шельфа, обшивки под броню, машинных и котельных фундаментов сталь, а не железо.

10 сентября, после получения первой партии стали с Невского завода, началась стапельная сборка корпуса. Однако к сентябрю работа застопорилась из-за того, что заводы не справлялись с графиком поставки стали и железа. Пришлось заказывать стальной профиль в Англии.

В ноябре МТК предложил вооружить строящийся фрегат паровым катером с минным аппаратом для стрельбы самодвижущимися минами Уайтхеда, ориентируясь на английские крейсеры проектов: Phaeton, Leander и Arethusa, водоизмещением в 4000 тонн, скоростью до 17 узлов и вооружением состоящим из десяти 6-дюймовых орудий, а также броневой палубой в 1,5-дюйма с экипажем в 278 моряков.

Британский крейсер второго класса HMS Leander, спущен на воду в 1882 г.

В декабре «заведующий минной частью на флоте» контр-адмирал Константин Павлович Пилкин передал указание генерал-адмирала установить в жилой палубе фрегата 3—4 неподвижных минных аппарата (впервые в истории российского флота). Проект был доработан с минными специалистами Кронштадтского порта.

С 18 декабря 1880 года строителем фрегата стал штабс-капитан корпуса корабельных инженеров Николай Евлампиевич Кутейников.

В январе 1881 года новый управляющий Морским министерством контр-адмирал Алексей Алексеевич Пещуров предложил установить на фрегате облегчённые 9-дюймовые (229-мм орудия6). Однако это изменение привело бы к перегрузке корабля, что уменьшило бы запас топлива или потребовало бы сокращения числа 152-мм пушек до восьми. Новая 203-мм/35-калиберная пушка, проходившая испытания на Обуховском заводе, имела такую же пробивную силу, поэтому предложение Пещурова было отвергнуто.

28 марта 1881 года, полуброненосному фрегату было присвоено имя «Дмитрий Донской». В конце марта по инициативе главного инженер-механика флота генерал-лейтенанта Соколова было решено ликвидировать подъёмную конструкцию винта и сделать винт стационарным четырёхлопастным. Впоследствии это решение привело к тому, что тормозящий эффект неподъёмного винта лишал фрегат возможности эффективно двигаться под парусом. 7 апреля решили изменить состав артиллерии фрегата — два 203/30-мм орудия и четырнадцать 152/28-мм7.

9 мая состоялась официальная церемония закладки крейсера «Дмитрий Донской». В присутствии генерал-адмирала Константина Николаевича серебряную закладную доску поместили на 43-й шпангоут у киля.

Состоявшееся в августе прошлого года решение о замене предполагавшейся железной брони на сталежелезную заставило срочно изменить заказ стали (ведь Ижорский завод её еще выпускать не умел), конструкцию борта и систему крепления брони. «Облитые сталью» железные плиты, чтобы не нарушать монолитность стальной поверхности, крепили, по английскому образцу, не сквозными (как прежде) болтами, а шпильками, ввернутыми изнутри корпуса в железный слой плиты. В тех же целях отменили предполагавшуюся обшивку брони деревом и медью и крепление к броне вертикальных накладных железных полос для присоединения к ним вант.

Для защиты брони от электрокоррозии в морской воде предусмотрели (по опыту «Петра Великого», который в свою очередь являлся улучшенной копией английского Devastation8) промежуточную, между плитой и медной обшивкой корпуса, цинковую полосу, а для крепления вант пришлось изобретать «добавочные местные переборки позади броневого борта».

Но все эти неудобства с лихвой окупались увеличенной (на 20 — 30%) сопротивляемостью брони и возможностью применять плиты вдвое большей высоты! Именно такие плиты длиной 4,6 м и высотой 2,2 м (15 х 7 футов) с трапециевидным сечением толщиной внизу 5-дюймов и вверху 6-дюймов, предлагал завод фирмы Каммель в Шеффилде.

Решение, принятое МТК в августе 1881 г., в конечном счете помогло ускорить и дисциплинировать работы, которые теперь ставились в зависимость от изготовления шаблонов плит для английского завода. Так, по оценке строителя «Донского» (им стал с 18 декабря 1880 г. штабс-капитан корпуса корабельных инженеров Н.Е.Кутейников), с получением бимсов верхней и главной палуб в августе-сентябре 1881 г. он мог к маю 1882 г. выдать шаблоны почти на всю длину корпуса. Заказ плит для «Мономаха» был разрешен генералом-адмиралом только в январе 1882 года, ведь Ижорский завод их только осваивал и готов был поставить по 542 рубля за тонну без выделки.

Обшивку брони деревом и медью отменили. Для защиты брони от коррозии между плитами и медной обшивкой корпуса установили цинковую полосу. Чтобы закрепить ванты, пришлось изобрести добавочные переборки позади броневого борта.

Броневые плиты длиной 4,6 метра и высотой 2,2 метра с трапециевидным сечением (127 миллиметров внизу и 152 миллиметра вверху) заказали английской фирме Каммель.

Очередной новый управляющий Морским министерством вице-адмирал Иван Алексеевич Шестаков, осматривая работы на «Донском», предложил превратить 6-дюймовую батарею в полностью закрытую, а оба 8-дюймовых орудия поднять на образовавшуюся верхнюю палубу. В марте 1882 года это изменение в проекте было санкционировано.

«Донскому» неожиданно подошёл по размерам паровой рулевой привод системы Фарко, который заказали для «Генерал-Адмирала», но не поместившийся в его корпус. Однако штурвал, по традиции парусного флота, разместили на корме, тогда как машинный телеграф находился на переднем мостике. Никакие ходатайства об установке на переднем мостике второго штурвала не возымели действия — был установлен лишь второй телеграф на полуюте.

Чтобы создать винту условия работы в свободной воде, пришлось изобрести особый румпель «параллелограммного движения». Успешно решили сложнейшую технологическую задачу склепывания медного форштевня с концевым листом коробчатого горизонтального киля.

18 августа 1883 года крейсер «Дмитрий Донской» был спущен на воду. Достроечные работы в Кронштадте осложнялись бюрократическими пререканиями между двумя казёнными портами и затянулись на два года.

В мае 1885 года на корабле начались приёмки и испытания технических средств, артиллерии и минного оружия. Также готовились к визиту императора и к заграничному плаванию. В итоге до августа «Донской» смог выйти в море только три раза. Крейсер показал среднюю мощность машин 5972 лошадиные силы и среднюю скорость 16,16 узла.

Несмотря на то, что «Мономах» был спущен на воду позже «Донского», на Балтийском заводе бюрократические процедуры не были такими строгими, как на Адмиралтейской верфи. Поэтому второй корабль серии был введён в эксплуатацию раньше первого.

В процессе строительства в проект постоянно вносились изменения. В результате два корабля перестали быть абсолютно идентичными. Основные различия заключались в типе и количестве артиллерии («Мономах» был оснащён четырьмя устаревшими 203-миллиметровыми орудиями), устройстве батарейной палубы (на «Мономахе» она была открытой, и только 203-миллиметровые орудия в спонсонах были прикрыты сверху, что делало его по меркам парусного флота очень большим корветом) и в силовой установке (на «Мономахе» она была двухвальной с двумя машинами, работающими каждая на свой винт, вместо двух машин, работающих совместно на один вал, как на «Донском»).

Крейсер «Владимир Мономах»

1 июля 1883 года во время ходовых испытаний «Мономах» развил скорость 16,28 узла, превзойдя проектную скорость в 16 узлов и став первым броненосным кораблём отечественной постройки, который превысил контрактную скорость.

Крейсер «Дмитрий Донской», водоизмещением 5800 тонн, обошелся в 4,5 миллиона рублей, а крейсер «Владимир Мономах» при 5593 тоннах, обошелся в 4,4 миллиона рублей.

Всего, на три крейсера, министерство финансов выделит 15 миллионов и 360 тысяч рублей. Водоизмещение строящихся кораблей, для Российского императорского флота, составляет 20 тысяч тонн тоннажа. Много это или мало?

Например, Германская империя держала на Тихом океане, куда предстояло отправиться нашим крейсерам, Восточно-Азиатскую станцию. Приведу основные события из жизни Германской эскадры:

«19 августа 1883 эскадра собралась на рейде Усонг в ответ на антиевропейские беспорядки, возникшие в этом районе на почве конфликтов Китая с Францией из-за Тонкина и Аннама, которые привели к китайско-французской войне. 26 августа 1883 командующего сменил контр-адмирал барон Макс фон дер Гольц. Stosch (2840 тонн, 12 узлов, десять 15-см орудий, цена 3 миллиона марок) в июне 1883 отправился в Гонконг на капитальный ремонт, который длился пять месяцев; после завершения работ 4 ноября он обменялся экипажами со своим однотипным кораблем Stein, который был специально отправлен в Китай с новым экипажем. Затем Stosch начал еще один круиз по региону. 4 марта 1884 года на смену Гольцу прибыл капитан-цур-зее Карл Генрих Теодор Пашен, а через неделю Leipzig (4900 тонн, 15,8 узла, двадцать 17-см орудий, 4 миллиона марок) начал обратный путь, будучи замененным однотипным Prinz Adalbert (до сентября 1884), прибывшим в середине мая. Тогда же станцию покинула канонерская лодка Wolf, которую сменила Nautilus (до августа 1887)».

В этом году создан Крестьянский поземельный банк и произошла отмена подушной подати, а следовательно, уменьшение поступлений в бюджет.

3 мая — запрещение евреям селиться вне городов и местечек, т. е. в сельской местности, так как трудом на земле они не занимались, содержали трактиры, а народ пить не особо желал.

1 июня — учреждение Фабричной инспекции, начало фабричного законодательства. Ведение административной ссылки, в июле открылась в Петербурге первая телефонная станция.

27 августа были опубликованы «Временные правила о печати», ужесточившие, и без того строгие, цензурные ограничения.

Пока три броненосных фрегата строились, а броненосец проектировался, основной силой флота Российской империи являлись другие корабли, именно им, тридцатисемилетний Государь-император Александр III устроил смотр. Состоялись большие морские манёвры Балтийского флота под брейд-вымпелом Государя-императора начавшихся 23 августа на Транзундском рейде. Приведу краткое их описание, для понимания, какие корабли Балтийского флота в 1882 году обороняли Санкт-Петербург и Прибалтику с Финляндией в те годы.

В первую эскадру, выполняющую роль нападающего неприятеля, скорее всего англичан или германцев, были включены броненосный фрегат «Князь Пожарский» (брейд-вымпел свиты Е. И. В. контр-адмирала Дмитрия Захаровича Головачёва), фрегат «Светлана», корветы «Аскольд», «Варяг», «Богатырь», «Боярин», «Гиляк», двух-башенная броненосная лодка «Русалка», тендер «Кадет», миноносец «Взрыв», миноноски «Ракета», «Самопал», «Пескарь», «Иволга», «Индюк», парусные яхты «Королева Виктория», «Никса», «Забава». Всего восемнадцать единиц.

Бой 24-го августа

Во второй эскадре, имитировавшими действия защищающего российского флота, были включены, пароход «Ильмень» (брейд-вымпел свиты Е. И. В. контр-адмирала В. П. Шмидта) так как на нем было удобнее расположиться офицерам, канонерские лодки «Вихрь», «Ерш», «Град», «Щит», «Хват», миноноски «Жаворонок», «Филин», «Сирена», «Касатка», «Галка», «Дельфин», речной пароход и баржа с партией минёров. Всего четырнадцать кораблей. Следовательно, уже предполагалось, что отряду моделирующему действия Российского императорского флота, придется сражаться в меньшинстве.

По сценарию манёвров первая эскадра должна была с корветов «Аскольд» и «Варяг» провести артиллерийскую подготовку и высадить десант на остров Тейкар-Сари, который должен был закрепиться на острове. Организовать базу снабжения эскадры между островами Менц и Уран-Сари. Устроить оборону этих островов поставив корветы «Боярин» и «Гиляк» у северного и южного проходов. Остальные корабли должны были начать бомбардировку Выборга, миноносцы и миноноски атаковать корабли первой эскадры, а парусные яхты выполнять роль транспортов и кораблей связи.

Вторая эскадра должна разделился на две части, первая часть должна была загородить минами северный и южный проходы, а вторая часть, разделившись на три группы — лодки «Щит», миноноски «Касатка», «Дельфин», «Галка» занять северный проход, а лодки «Хват», «Вихрь», миноноски «Сирена», «Жаворонок», «Филин» — занять южный проход, третья группа — лодки «Град» и «Ерш» оставлены в резерве. Вырисовывается тактика действий, когда миноноски атакуют под прикрытием мониторов.

Все действия всех эскадр лично осматривал Их Величество Александр III, при необходимости сходя на берег или переходя на корабли. Манёвры, артиллерийские стрельбы, а также постановка и подрыв мин продолжались и ночью.

Утром 24 августа появилась эскадра контр-адмирала Пилкина, прибывшая из Кронштадта, в помощь обороняющимся в составе: броненосный фрегат «Адмирал Лазарев» (брейд-вымпел), плавучие батареи «Не тронь меня», «Первенец», монитор «Лава», клипера «Изумруд» и «Жемчуг», колёсный пароход «Днепр».

Именно в этот день была разыграна основная сцена боя. В исходе 5-го часа обороняющиеся начали одерживать победу и Их Величества вернулся императорскую яхту «Держава».

25 августа в 10 утра начался Высочайший смотр флота, который окончился к вечеру. Вот так вот, героически повоевали. Ведь всего четыре года назад отгремела победоносная Русско-турецкая война 1877—1878 годов и здесь на Балтике никому показывать слабость не желали.

Броненосный корабль «ИМПЕРАТОР АЛЕКСАНДР II»

После утверждения двадцатилетней программы все технические решения стали относиться к компетенции Морского технического комитета. Первым вопросом, который нужно было решить, был выбор подходящих прототипов броненосцев из состава иностранных флотов.

По мнению управляющего Морским министерством Ивана Алексеевича Шестакова9, лучшими кораблями для Балтийского моря были германские броненосцы типа «Захсен» и датский «Гельголанд10». МТК должен был рассмотреть оба этих корабля.

18 октября 1882 года председатель Комитета генерал-майор Октавий Оттович Пельциг созвал заседание, на котором присутствовали высшие чины Морского ведомства и опытные кораблестроители. Заседание было посвящено выбору типа броненосного судна для европейских морей, похожего на броненосцы «Захсен» и «Гельголанд».

План и чертеж профиля кораблей класса Саксен

К основным недостаткам «Гельголанда» в МТК отнесли малую высоту казематных орудий. Они возвышались над водой всего на 2,4 м. Кроме того, в Комитете считали, что защита его борта 305-мм броней слаба. Но все же «собрание признало полезным придерживаться этого типа судов, разработав по ним новый чертеж броненосца, который более удовлетворял нашим требованиям», — говорилось в решении комитета.

Собравшиеся были элитой отечественного судостроения. Корабли, выбранные Шестаковым, получили общее одобрение, но на вопрос о том, какой из них лучше, ответа не было. Но строить то что-то надо было, так как в период с 1870 по 1880 гг. флот Германской империи пополнился 19 броненосцами общим водоизмещением 78 280 т и суммарным весом залпа 15 480 кг. Восемь дней назад, 10 октября 1882 года. в Берлине был утвержден антироссийский проект.

Фельдмаршал граф фон Мольтке и его генералы — фон Штош, фон Камске, фон Блументаль, фон Шелендорф, граф Бранденбург 2-й, а также генерал-лейтенанты фон Каприви и фон Вальдерзе — проигнорировали «пожелания» своего канцлера Отто Бисмарка и не стали вступать в войну с Россией. В тот день они утвердили «оперативный план против Востока».

Особое внимание уделялось действиям германского флота. Перед войной было бы срочно сформировано три эскадры: береговая, главная и резервная. В состав береговой эскадры вошли новые броненосцы «Баерн» (флагман), «Захсен», «Вюртемберг», «Баден», корвет «Ганза», а также 7 канонерских лодок и 14 миноносцев. Главной задачей эскадры было находиться у своих берегов и патрулировать порты Киль, Данциг, Пиллау, Свинемюнде и Висмар.

Мудрые российские офицеры долго решали и придумали, что за образец были приняты британские броненосцы типа «Виктория». От них первому балтийскому броненосцу программы досталась схема расположения артиллерии, мощный таран, полный броневой пояс и достаточно высокий борт, а также похожие размеры. Отмечу, что водоизмещение «Виктории», той самой, погибшей в 1893 году от таранного удара другого английского броненосца, составляло 11200 тонн, а у российского броненосца 9600 тонн.

Конструкция броненосцев типа «Виктория» была похожа на конструкцию броненосцев типа «Конкерор», но с некоторыми отличиями. Корабли типа «Виктория» были почти в два раза больше по водоизмещению — их полное водоизмещение превышало 11 тысяч тонн.

Они унаследовали архитектуру предыдущих британских броненосных таранов: низкий надводный борт, одна двухорудийная башня главного калибра в передней части, массивная надстройка на корме с батареей вспомогательной артиллерии.

Как и на предыдущих кораблях, две трубы находились бок о бок в средней части корпуса. На корме возвышалась единственная боевая мачта с закрытым марсом.

Схема броненосца типа «Виктория», ставшего прообразом для «Императора Александра II»

Основное вооружение броненосцев типа «Виктория» было направлено вперёд и предназначалось для таранной атаки. Оно состояло из двух огромных 412-миллиметровых 30-калиберных нарезных орудий весом по 110 тонн каждое. На момент создания это были самые мощные орудия такого типа в британском флоте и в мире. Они стреляли 816-килограммовым снарядом со скоростью 636 метров в секунду. На расстоянии до 1000 метров такой снаряд мог пробить вертикально поставленную плиту из кованого железа толщиной 820 миллиметров. Скорострельность орудий была очень низкой — от 3 до 5 минут при оптимальных условиях.

Основные характеристики нового корабля:

1) двухтрубный броненосец с двумя боевыми мачтами и одной барбетной носовой установкой главного калибра;

2) корпус броненосца был разделён десятью поперечными и одной продольной водонепроницаемыми переборками;

3) в центральной части было дополнительно двойное дно;

4) таран корабля выступал на два метра;

5) всего было три палубы — верхняя, батарейная и жилая.

На этом заседании также сообщили информацию об артиллерийском вооружении нового броненосца:

1) Вес 305-мм «дальнобойного» орудия со станком составлял 89 тонн, вес снаряда — 475 кг, а вес заряда — 130 кг.

2) Вес 229-мм орудия со станком равнялся 18,8 тонн (вес снаряда — 146 кг, вес заряда — 58 кг).

Эти два орудия проектировались в МТК и предполагалось, что ими будут вооружены большинство строящихся кораблей.

В МТК сочли, что основные тактико-технические данные нового броненосца должны быть следующие: Водоизмещение 7500 т окажется достаточным. При этом осадка ни при каких условиях не должна превышать 6 метров. Определяемую скорость 14 узлов следовало достичь двумя машинами «смешанной системы», работавшими каждая на свой винт. Угля требовалось иметь на 5 суток полного хода. От рангоута с парусами отказались. Взамен решили установить одну — две сигнальных мачты. Таран являлся обязательным.

Было определено вооружение нового броненосца. Оно должно было быть таким же, как на «Гельголанде», и состоять из одного 305-мм орудия в носовой батарейной установке (высота ствола над ватерлинией не менее 4,26 м) и четырёх 229-мм орудий по углам прямоугольного каземата (высота ствола 3—3,3 м от ватерлинии).

Сталежелезная броня должна была закрывать не менее двух третей длины ватерлинии и иметь толщину в центральной её части 356 мм. Каземат защищался 254-мм, а барбет 305-мм бронированными щитами. Палуба над казематом должна была быть из 38,1-мм стальных листов, а вне его — из 76-мм плит.

Эти исходные данные должны были лечь в основу проекта нового броненосца. После ознакомления с решением МТК, И. А. Шестаков на журнале заседания (журнал МТК №157 от 25 октября 1882 г.) написал свою резолюцию:

«Буду ожидать чертежа, удовлетворяющего заданию. Но уголь рассчитать на 6 суток».

Через четыре дня эти данные передали инженерам-кораблестроителям Морского ведомства. Помимо корабельных инженеров, бывших на заседании 25 октября, в разработку эскизных чертежей включились также капитаны А. П. Торопов и Грехнев, штабс-капитан Алексеев и поручики Токаревский, Экенберг, Ливицкий и А. П. Титов.

Как это часто практиковалось в то время, через несколько дней в исходные данные МТК были внесены существенные изменения. Единственное 305-мм орудие следовало установить в открытом барбете на снижающемся станке. Это решение было принято под влиянием донесения командира крейсера «Забияка», который наблюдал в июне 1882 года обстрел Александрии английским флотом. Там действия броненосца «Тамерер» — единственного имевшего орудия на снижающихся станках — имели наибольший успех.

Артиллерию меньшего калибра проектантам разрешили располагать по своему усмотрению. На вес корпуса отводилось не более 38% от водоизмещения, а в минное вооружение включили 2 торпедных аппарата. Кроме того, инженерам следовало учитывать то, что Кронштадтские доки имели ширину не более 21,3 метра, а это означало, что ширина проектируемого броненосца не должна превышать 20,4 метра.

Чуть позже, с получением сведений из заграницы от бывшего там поручика Н. А. Субботина, МТК всё же решил удлинить броневой пояс от штевня до штевня, скорость увеличить до 15 узлов и, что кажется сейчас необъяснимым, снабдить броненосец рангоутом с небольшой парусностью.

Всё новые и новые изменения не позволяли уложиться в водоизмещение 7500 тонн. На очередном заседании, которое состоялось 24 августа 1883 года, были определены технические требования, на основе которых разработали новый проект, заметно отличавшийся от первоначального.

Водоизмещение броненосца составило уже 8634 тонны. Вооружение усилили до двух 305-миллиметровых «дальнобойных» орудий, которые разместили в носовом грушевидном барбете на снижающихся станках. Кроме того, четыре 229-миллиметровых и восемь 152-миллиметровых орудий установили на батарейной палубе, а не в каземате, как это было ранее. Орудия не были прикрыты бронёй.

Две машины мощностью по 4000 лошадиных сил, подобные тем, что были установлены в Англии на «Петре Великом», по расчётам могли обеспечить скорость 15 узлов. Запаса угля в 870 тонн хватило бы на 4,5 суток полного хода, за которые корабль проходил 1620 миль.

В целом машинно-котельная установка, установленная в Глазго на «Петр Великий» в 1881 году компанией Randolph and Elder не вызывала нареканий и послужила прототипом для таковой на «Императоре Александре II», так как он проектировался после года, как две машины по 4150 л. с. Хотя, водоизмещение первого российского броненосца составляло 10406 тонн и он показал скорость 14,36 узла, а у второго броненосца с 12-дюймовой артиллерией водоизмещение фактическое было 9594 тонны и скорость которую он выжал на испытаниях оказалась 15,27 узла.

Кроме того, по мнению МТК, на корабле необходимо было иметь ещё и запасные ямы на 500 тонн угля. Это вызвало бы перегрузку на 0,3 метра. Однако в МТК сочли, что проектная высота верхней кромки брони над ватерлинией в 1 метр уменьшится до 0,7 метра, что не имело для боевой остойчивости существенного значения. Эти 500 тонн угля предназначались для исключительных случаев — океанских переходов, а не для боя.

Броненосцу предписано было иметь две железные мачты и парусное вооружение брига общей площадью 2265 квадратных метров.

В МТК считали очевидным, что броненосец, предназначенный для Балтийского моря, будет совершать океанские плавания, и его присутствие далеко от Балтики окажется необходимым. Поэтому в проекте, помимо запасных угольных ям и парусной оснастки, предусматривалось наличие деревянной и медной обшивок в подводной части корпуса, которые были необходимы только кораблям, несущим крейсерскую службу.

На заседании проходившим 24 августа Н. А. Субботин, получивший к тому времени звание подполковника, представил Комитету спецификацию корпуса. В общей весовой нагрузке на корпус отводилось 2935 тонн, или 34% от водоизмещения. Вес брони составлял 2474 тонны (28,6%), машин — 1247 тонн (14,4%), артиллерии — 650 тонн (7,5%), угля — 872 тонны (9,8%), запасов и минного вооружения — 300 тонн (3,4%), провизии с водой — 84 тонны (0,97%) и команду с багажом — 72 тонны (0,89%).

Полное водоизмещение в 8634 тонны говорило о том, что для Балтики предстоит строить довольно крупный корабль. Ни одна из стран, выходивших на балтийские берега, не имела броненосца такого размера и мощи.

Схема броненосца «Император Николай I», однотипного с «Александром II»

3 сентября 1883 года спецификацию корпуса — это подробнейшее руководство строителям с указанием всех размеров железных связей, узлов и креплений металлической конструкции, составляющей корпус — утвердили в МТК.

В итоге мы имеем на конец 1882 года, что Российский императорский флот, из тех кораблей, что участвовали через двадцать два года в Русско-японской войне, строящиеся «Владимир Мономах» и «Дмитрий Донской», у которых не соблюдалась весовая дисциплина, и проектирующиеся «Адмирал Нахимов» c «Императором Александром II», каждый из которых, повторял английский проект кораблей.

Что-бы идти дальше, давайте рассмотрим несколько альтернатив, возможного развития событий, тем более, что И. А. Шестаков 29 сентября 1882 года обратился в Государственный Совет с ходатайством об ассигновании на 1883 год с целью ускорения судостроения 5 580 241 руб.

В его представлении указывалось, что эти средства предназначены для строительства двух океанских броненосцев типа «Имперьюз», по 8400 т, на «Галерном островке» и Балтийском заводе (что подтверждает мою альтернативу о большем числе возможных построенных «Адмиралов Нахимовых11»), одного крейсера фрегатского ранга типа «Дмитрий Донской» на Невском заводе и двух крейсеров корветского ранга типа «Миаулис» в малом эллинге Нового Адмиралтейства и на Балтийском или Невском заводах.

Кроме того, предполагалось заказать заводу В. Крейтона в Або две канонерские лодки. Для Черноморского флота намечалось построить два броненосца по измененному чертежу «Петра Великого» в Николаевском адмиралтействе и на Севастопольской верфи РОПиТ

I-альтернатива: Отсутствие ПЕРЕГРУЗКИ на крейсерах «Дмитрий Донской» и «Владимир Мономах»

Начало истории берется еще в 1882 году, когда крейсера ещё строились и получили значительную строительную перегрузку в 600 тонн. Но что, было бы если бы ее не было. Управляющий МТК озаботился данной проблемой и перед установкой на корабль каждая деталь или элемент конструкции тщательно взвешивались, а негодные отправлялись обратно к поставщику! Фантастика для тех лет, скажете Вы, но вот вдруг наши предки решили так сделать. Ведь 600 тонн, от 5600 тонн водоизмещения чрезвычайно много. Почти 11 процентов! Так ходил он по морям, черпая носом воду, двенадцать лет. За это время «Владимир Мономах» два раза до Японии сходил и крейсерствовал в морях омывающих её.

В конце 1895 года корабль был отправлен для перевооружения в Кронштадт. Крейсер «Владимир Мономах» оказался перед необходимостью кардинальной переделки. Командовавший крейсером с 1894 г. Зиновий Павлович Рожественский12 и начальник эскадры Евгений Иванович Алексеев13 почти в один голос и независимо друг от друга, один в Кронштадте, другой в Иокогаме со всей остротой ставили перед управляющим Морским министерством вопрос о необходимости кардинальной разгрузки крейсера — не менее, чем на 650 тонн.

При нынешнем же его состоянии начальник эскадры считал морские качества «ниже посредственных», а сам корабль годным:

«лишь для надобностей береговой обороны, а не океанского крейсерства».

Безмерно перегруженный крейсер крайне болезненно реагировал на встречные волну и ветер, которые уже при силе 5 баллов заставляли его сильнейшим образом зарываться носом, принимать на палубу потоки воды, резко терять скорость и, во избежание напрасной траты угля, уменьшать число оборотов машин. Все это сопровождалось сильными ударами и сотрясениями, большой бортовой качкой, при 12° которой батарея уже не могла действовать. Следовало принять все меры для того, чтобы при установке новой артиллерии хотя бы два орудия главной батареи могли бы действовать в относительно свежую погоду, обстреливая весь горизонт.

Это могли быть 152-мм патронные орудия — одно в носу, другое в корме; все же восемь бортовых 152-мм пушек следовало заменить на 120-мм.

Вместо трех мачт (их и Е. И. Алексеев, ввиду полной негодности парусов, считал чрезмерно тяжелыми) следовало установить:

«две с семафорами и вышками для наблюдательных постов».

З. П. Рожественский добавлял, что нужно установить боевую рубку, не предусмотренную в проекте, «снять броню, а по поясу оной сделать двойной борт», который заполнить целлюлозой.

В итоге огромной деятельности, развернутой комиссией под председательством контр-адмирала В. П. Мессера14 и выполнившего ряд проектных проработок МТК, остановились на ограниченном варианте с более слабым, чем на «Донском», носовым огнем, что бы облегчить оконечность, без щитов для орудий и, конечно, не трогая брони.

Это решение МТК (журнал №94 от 30 июля 1896 г.), признававшее, что все облегчение составит лишь 128,9 тонн, при этом корабль от имеющегося переуглубления в 27 сантиметров всплывет только на 11 сантиметров, одобрил генерал-адмирал, приказавший подготовить крейсер к плаванию к августу будущего года.

На корабле сняли все старые орудия. Вместо предполагавшихся по проекту перевооружения восемь 152-мм и восемь 120-мм пушками, пришлось поставить только 5 и 6 таких орудий, доведя число 47-мм пушек до 18 (вместо 10), а 37-мм оставить 4 (вместо 12); кроме того, остались и 63-мм пушки Барановского, используемые при десантах на берег. Приказание великого князя было выполнено и «Владимир Мономах», вышел в плавание на Дальний Восток в ноябре 1897 года имея пять 6-дюймовых орудий и шесть 4,7-дюймовых орудий Кане.

Теперь давайте представим, что перегрузки крейсера не образовалось при строительстве, и его вооружили положенным количеством 6-дм и 4,7-дм орудиями Кане, а точнее было установлено, место благо на корабле длинной 90 метров имелось.

Перенесемся в май 1905 года, с вооруженным по проекту «Дмитрием Донским» и «Владимиром Мономахом». В бою при Цусиме отряд транспортов поступил в соответствии с единственной выданной ему на случай боя директивой:

«держаться на стороне наших броненосцев, противоположной неприятелю»

Гениальный приказ для боевых кораблей — держаться, и перешел на правую сторону колонны. Конвоировавшие их «Донской» и «Мономах» проследовали тем же курсом. Примерно через сорок минут после начала сражения транспорты и охранявшие их корабли, еще «Олег» и «Аврора», были атакованы отрядом из десяти японских бронепалубных крейсеров.

Для отражения их атаки контр-адмирал и младший флагман 2-й эскадры флота Тихого океана Оскар Адольфович Энквист, находившийся на «Олеге», принял решение выстроить колонну из своих четырех крейсеров, для чего дал сигнал «Мономаху» и «Донскому» вступить в кильватер «Авроре».

По словам капитана второго ранга Блохина:

«… только „Мономаху“ удалось скоро вступить в кильватер… „Донской“ же исполнить этот сигнал некоторое время не мог, благодаря путавшимся и мешавшим маневрированию транспортам…».

Почти в самом начале боя на «Донском» вышла из строя рулевая машина, в связи с чем править пришлось на ручном штурвале, расположенном на заднем мостике корабля. Управление же машиной продолжало осуществляться с переднего мостика.

Данное обстоятельство дополнительно усложняло условия маневрирования, и так затрудненные близостью к ним транспортных судов, которые, не считаясь с риском столкновения, в стремлении уйти из-под огня противника неоднократно нестройной кучей прорезали линию защищающих их крейсеров.

Из-за этого «Донскому» постоянно приходилось перекладывать руль, стопорить машину или даже давать задний ход. По мнению капитана второго ранга Блохина, в связи с этими постоянными циркуляциями и переменами ходов:

«стрельба наша вообще плохая, делалась от этого прямо никуда негодной»

Очевидно, поэтому в ходе продолжавшегося почти четыре часа боя ни один японский крейсер не был потоплен или хотя бы выведен из строя.

Впрочем, и сам «Дмитрий Донской» также не получил критических повреждений, что тоже является несомненным плюсом. При оснащении крейсера на 60% большим 6-дюймовых орудий и на 30% 4,7-дюймовых, безусловно, урон японцам будет нанесен больший, но до потопления хотя бы одного из десяти японских крейсеров речи не идет.

Около десяти часов вечера на «Донском» окончательно перестали различать силуэт идущей впереди «Авроры». Для обсуждения плана дальнейших действий командир крейсера, капитан первого ранга Н.И.Лебедев, собрал на мостике совет. Все единогласно высказались за то, чтобы идти во Владивосток. Большинством голосов было решено, что двигаться к выходу из Корейского пролива следует вдоль берегов Японии, что и было сделано.

На следующий день артиллерия крейсера затопила свой же миноносец «Буйный» артиллерийским огнем, еще немного попрактиковавшись. Вот как это происходило:

«По „Буйному“ было сделано девять выстрелов из шестидюймового орудия, с расстояния от 2 до 3 кабельтовых. Один снаряд не попал, остальные восемь, хотя и попали, но большинство из них не рвалось, так что прошло минут 20—30 с момента начала стрельбы, прежде чем миноносец затонул…».

В 16:30 наблюдателем были замечены дымы кораблей, двигавшихся несколько правее курса «Донского». Попытка скрыться от неприятеля, приняв левее не удалась. Вражеские корабли были опознаны и являлись: «Нанива», «Такачихо», «Акаси» и «Цусима», сопровождаемые дивизионом миноносцев — начали преследование российского крейсера. Получасом позже левее курса «Донского» показались еще два японских судна — «Отова» и «Ниитака», также сопровождаемые миноносцами.

В 18:30 японские крейсера, шедшие с левой стороны, сократили расстояние до «Донского» до 50 кабельтовых и открыли по нему огонь. Через пятнадцать минут к ним присоединились четыре корабля, шедшие правее. Российский крейсер ответил им с небольшим промедлением. На российском крейсере подняли стеньговые флаги и открыли огонь по приближающимся кораблям японцев. В начальной фазе боя «Донской» старался маневрировать (с неисправной рулевой машиной), сбивая пристрелку противнику. Когда же дистанция сократилась, пошел практически прямо, для того, чтобы улучшить качество своей стрельбы.

В это время участились попадания и в сам «Донской». Снаряды японцев, вероятнее всего, не способны были нанести критические повреждения машинам корабля или пробить его борт в районе ватерлинии (спасибо броне изготовленной в Англии), защищенной бронепоясом, но они вызывали пожары в различных помещениях крейсера, производили серьезные разрушения надстроек, пробивали дымовые трубы, уменьшая тем самым скорость хода, а главное выводили из строя людей. Значительные сложности доставили командованию «Донского» члены экипажа броненосца «Ослябя», спасенные «Буйным», едва не устроившие на корабле настоящую панику, так как уже пережили гибель своего корабля.

Примерно через час после начала боя японцам удалось попасть в передний мостик крейсера, в результате чего погибли старший артиллерийский офицер П.Н.Дурново, младший штурманский офицер Н.М.Гирс и несколько нижних чинов. Также был смертельно ранен командир Н.И.Лебедев. Командование крейсером принял старший офицер К.П.Блохин. Броненосный крейсер «Дмитрий Донской» продолжал вести огонь по кораблям противника с обоих бортов и довольно успешно. Некоторые члены команды даже полагали, что им удалось потопить один из японских крейсеров, но, к сожалению, они выдали желаемое за действительное:

«Крейсер „Нанива“, получивший серьезный крен из-за пробоины в подводной части, действительно вышел из боя, но тонуть не собирался».

Из недавно опубликованных источников стало ясно: В 17:07 (около 17:00) в корму «Нанивы» в районе ватерлинии попал 6-дм снаряд, и в 17:40 корабль был вынужден на полчаса уменьшить ход и временно выйти из боя для заделки пробоины. В 20:05 «Нанива» опять получила попадание 6-дм снарядом с «Дмитрия Донского» с разрывом в заднем торпедном отделении. Торпеды не взорвались, но через повреждения ниже ватерлинии, поступило много воды и с креном 7 градусов корабль вновь вышел из боя. Японцы могли себе позволить поврежденные корабли отводить в сторону, для устранения повреждений, хоть и стреляли русские комендоры российского крейсера достойно.

В девятом часу вечера, когда уже стемнело, крейсер приблизился к острову Дажелет настолько, что стал неразличим на его фоне, и это сделало невозможным продолжение его обстрела. Желая во что бы то ни стало уничтожить упрямый российский корабль, японцы направили против него миноносцы, которым удалось пустить три или четыре торпеды, но ни одна из них не попала в цель. Крейсер «Донской» же в ходе отражения минных атак был удачлив и, если верить, показаниям наших моряков, а также автору книги «The fleet that had to die» («Флот, который должен был погибнуть»), Ричарду Хоу, даже потопил один или два вражеских миноносца. Таким образом, можно сказать, что если бы на корабле отсутствовал перегруз и были установлены положенные восемь 6-дюймовых и восемь 4,7-дюймовых орудий, то он бы смог утопить «Наниву» с «Отовой15», а один или два миноносца он забрал на дно с собой и существующим составом вооружения. Российские моряки проявили себя в этом бою настоящими героями.

Дмитрий Донской (броненосный крейсер)

Судьба крейсера «Владимир Мономах» в Цусимском сражении тоже зависела от усиления артиллерийского вооружения. В 13 часов 45 минут 14 мая 1905 года броненосный крейсер «Владимир Мономах» под командованием капитана 1-го ранга В. А. Попова, охранявший колонну транспортов, энергично обстрелял японский крейсер «Идзуми», нанеся тому ощутимые повреждения, сам же благополучно избежал повреждений. В случае усиления вооружения, мог бы и потопить.

С началом сражения главных сил «Мономах» вступил концевым мателотом в колонну крейсеров под флагом контр-адмирала О. А. Энквиста. Во время дневного боя крейсер получил лишь пять попаданий (1 убитый, 16 раненых, разбито одно 120-мм орудие).

Около 16:00 тяжелый снаряд, взорвавшийся возле носового 152-мм элеватора, вызвал сильный пожар, который не привел к взрыву боезапаса лишь благодаря умелым действиям трюмного старшины. Ночью крейсер успешно отбил три атаки миноносцев, но в 21:00 был торпедирован в носовую часть правого борта, в район угольной ямы N2. Попытки подвести пластырь Макарова ни к чему не привели. Слабые от старости переборки корабля не выдерживали напора воды и ломались. Были залиты оба котельных и правое машинное отделение — аварийные помпы отключились из-за прекращения подачи электричества. В. А. Попов направил крейсер к корейскому берегу, чтобы выброситься на камни, но дошел лишь до о. Цусима, где был настигнут контрминоносцем «Сирануи» и вспомогательным крейсером «Садо-Мару». Крен корабля уже достиг 18 градусов и вести ответный огонь могли лишь 75-мм орудия при предельном угле снижения. Японцы, видя безнадежное положение судна, сами перестали стрелять. Были открыты кингстоны и крейсер быстро затонул. Это произошло в 10 часов 20 минут 15 мая 1905 года в точке с координатами 34°32» с.ш., 129°40» в. д. Экипаж был принят на борт японскими вспомогательными крейсерами «Садо-Мару» и «Мансю-Мару» (бывший российский транспорт «Манчжурия», захвачен японцами в Порт-Артуре). Всем вышеперечисленным можно сказать, что: «Не будь два крейсера перегружены, то на них можно было установить на пять орудий больше и они унесли бы с собой на дно три крейсера противника». Вот така я цена строительной перегрузки корабля при постройке.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Варианты выполнения судостроительной программы 1881 года. Влияние на Русско-японскую войну 1904—1905 годов» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

4

11-дм образца 1877 года. Вес орудия с замком 28 698 кг. Вес снарядов 250 — 255 кг, длина 2,9 клб., 454 м/с, дальность 3477 метров при угле +6° и 8967 метров при +27,7°, 25,7 мегаджоуля).

5

Морское ведомство заказало также Круппу 11-дюймовые (280 мм) орудия для вооружения башенного фрегата «Минин». Первоначально его должны были вооружить 20-дюймовыми (508 мм) гладкоствольными орудиями производства Пермского орудийного завода. Но случилось происшествие, которое заставило от этого плана отказаться. Дело в том, что в ночь с 6 на 7 сентября 1870 года при небольшом волнении перевернулся британский башенный фрегат, который конструктивно был схож с нашим. Таким образом, «Минин» был перестроен в казематный, а 4 11-дюймовых орудия обр.

6

9-дм образца 1877 года. Замок — цилиндро-призматический клин весом 573 кг. Вес орудия с замком 22 097 кг. В б/к входили легкие снаряды весом 126 — 127 кг и длиной 2,7 — 2,8 клб: обыкновенного чугуна, вес ВВ 5,6 — 6 кг черного пороха; закаленного чугуна и стальные, а также тяжелые стальные снаряды весом 188,4 кг. Первоначальный заряд для легких снарядов был 72 — 74 кг бурого охтинского пороха. Позже ввели заряд бездымного пороха с сохранением баллистики старого заряда. При заряде 72 кг бурого пороха снаряд в 126,1 кг имел Vo = 653 м/с, 26,9 мегаджоуля и дальность 9445 м при угле +15,3°, а тот же снаряд при заряде бурого пороха 74,2 кг или эквивалентном заряде бездымного пороха имел Vo = 709 м/с и дальность 10 980 м при угле +18° или 31,7 мегаджоуля. Для тяжелых снарядов был принят заряд 69,6 кг бурого пороха с Va = 569 м/с или 30,5 мегаджоуля.

7

6-дм 28-калиберное орудие образца 1877 года, имело вес с замком 4177 кг, а переделанного из обр. 1867 г. — 4341 кг. Первоначально в б/к входили снаряды с двумя медными поясками длиной 2,5 клб: закаленного чугуна весом 37,26 кг и обыкновенного чугуна весом 33,4 кг с ВВ 1,95 кг. К ним был принят заряд 17,2 кг ПП пл.1,75. У 37,26-кг снаряда Vo = 535 м/с, у 33,4-кг снаряда Vg = 555 м/с и дальность 3860 м при угле +6°. Позже были приняты 41,5-кг снаряды от 6»/35 пушек и к ним заряд 21,5 кг бурого пороха. l/o = 542 м/с и дальность 6405 м при угле +12°= 6,1 мегаджоуля.

8

«Обладая огромной остойчивостью, „Петр Великий“ может совершенно безопасно носить паруса и идти в какую угодно часть света. Вероятно, это будет самое могущественное судно во всем свете». Как видно, русское адмиралтейство неотступно шло по пути предначертаний нашего адмиралтейства в Вайт — холе. Олжер говорит, что таким искусным составителем проекта «Петра Великого» был адмирал Попов; но мы думаем, что этот проект был составлен г. Ридом для адмирала Попова, как усовершенствование английского «Devastation». Между прочим, одно из усовершенствований в конструкции «Петра Великого» заключается в том, что боевые стены бруствера его раздвинуты до бортов судна, тогда как на «Devastation» они отстоят от бортов на довольно значительное расстояние. Броня на «Петре Великом» (говорится в стать г. Олжера) будет во всех местах одинакова с броней на «Devastation», орудия же в башнях будут самые большие, какие только может производить завод Круппа (12-дюймовые стальные орудия «Петра Великого» изготовляются на Обуховском заводе.

9

Шестаков Иван Алексеевич, генерал-адъютант, адмирал, управляющий морским министерством. Родился 1-го апреля 1820 года в сельце Смилове, Красненского уезда Смоленской губернии и происходил из небогатого, но старинного дворянского рода. Отец его, капитан-лейтенант, Алексей Антонович, тяжелораненый в 1813 году под Данцигом, оставив морскую службу, поселился в своем родовом имении.

10

Башенный броненосец «Гельголанд», спущенный на воду в 1878 г. в Копенгагене. Он был спроектирован специально для Балтики. Водоизмещение 5347 тонн и артиллерийское вооружение из одного 305-мм орудия, в носовой барбетной установке, и четырех 260-мм в углах прямоугольного бронированного каземата. Толщина брони борта достигала 305 мм, а барбета — 254 мм.

11

В реальности, вместо парного корабля «Адмирал Нахимов», Шестаков еще в декабре 1882 года приказал спроектировать для Балтики броненосец, более легкий по сравнению с черноморскими, но с достаточно толстой броней и вооружением из 12-дюймовых орудий.

12

Начальник штаба эскадры броненосных кораблей Балтийского флота вице-адмирал Григорий Иванович Бутаков отзывался о лейтенанте Рожественском следующим образом: «Ужасно нервный человек, а бравый и очень хороший моряк».

13

Историки по разному трактуют появление на свет Евгения Ивановича Алексеева, но едины в одном, что он — внебрачный сын императора Александра II на 90%. О матери Алексеева — дворянке Серафиме Ивановне NN известно, что в 1840-е гг она являлась фрейлиной при императорском дворе.

14

Хорошо известен лишь отзыв о нем: «Лучший и честнейший наш адмирал, в свое время первый поднявший вопрос о неустройстве нашего флота и всю жизнь с этим неустройством боровшийся».

15

В бою с крейсером «Светлана» в крейсер «Отова» попало два русских 6-дм снаряда, погиб один офицер и четыре матроса, 23 человека получили ранения. Около 16.00 японец атаковал крейсер «Дмитрий Донской». Здесь «Отова» получил одно попадание 6-дм снаряда в корму, в результате чего, два матроса были ранены.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я