Кто обладает крупными личными достоинствами, тот, постоянно наблюдая свою нацию, прежде всего подметит ее недостатки. Но убогий человек, не имеющий ничего, чем бы он мог гордиться, хватает за единственно возможное и гордится нацией, к которой он принадлежит; он готов с чувством умиления защищать все ее недостатки и глупости. – Артур Шопенгауэр
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Казахи и японцы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 6
Адекватность и оперативность японской элиты
8 июля 1853 года американская эскадра коммодора Мэтью Пэрри встала на якорь в бухте Урага близ Эдо. Чиновники Японии уже знали о приближении угрозы, но подготовится не успели. Бюрократический аппарат сегуната Токугава погряз в формализме и неоперативности чиновников. Старый сегун доверил вести дела своему министру.
Почему к берегам Японии причалила грозная военная эскадра?
Япония продолжала режим самоизоляции. Закрытие Японии — режим Сакоку — случилось из-за агрессивного, слишком наглого поведения — по мнению сегуна португальских иезуитов в XVII веке. С тех пор чужие корабли не могли входить в порты, пополнять запасы еды и воды, китобойные судна терпели кораблекрушения, выживших моряков японцы арестовывали. Теперь коммондор Мэтью Пэрри имел указания президента Милларда Филлмора — принудить японцев к торговле силой.
Удивленные японцы впервые видели корабли, выпускающие черный дым. Чтобы японцы все поняли, американцы для внушения сделали холостой зал из орудий. Конечно, после такого шоу японцы приняли делегацию Перри — по все канонам японской дипломатии, хотя сначала поиграли в игру «а кто ты такой?», когда с Перри пообщались мелкие чиновники. Перри это понял, потому приказал расчехлить пушки Пейсана.
Что же делать? Японцы постарались сохранить лицо — сослались на болезнь сёгуна. Перри согласился, — подождать один год.
Но естественная смерть престарелого сёгуна ускорило события. Перри снова приплыл в бухту Урага ровно через шесть месяцев. Что делать снова?
Глава бакуфу Абэ Масахиро не посмел взять на себя ответственную роль и созвал Всеяпонское собрание. Абэ Масахиро трезво оценивал ситуацию — сопротивление бессмысленно. Представители императора, бакуфу, региональная знать — даймё наоборот, были настроены консервативно. Договор с американцами, затем с русскими был конечно подписан. С помощью голландцев Абэ Масахиро тут же приступил к модернизации флота, стал отливать новые пушки и даже основал разведывательное управление с целью изучения новых технологий и информации из-за рубежа. Но Абэ Масахиро не хватило времени. Его компромисс с американцами, русскими и англичанами стал сигналом для других представителей оппозиционной знати. «Он подписал унизительный договор!» Англичане обстреляли еще из пушек Кагосиму в 1863. Потому что англичанам обычно мало одного торгового договора. Им нужен был кабальный, по одному типу с китайским договор, который они подписали с покоренным Китаем в 1860 году.
Если власть самураев не смогла защитить родину, значит сёгун и его люди утратили божественную милость.
Вот так залп эскадры Меттью Перри стали сигналом для новой эры в истории Японии. Те самураи и дайме, что почувствовали унижение, не согласились менять старого курс самоизоляции. Все уже знали, что случилось с Китаем, что Китай утратил независимость. Нужно было что-то делать. Захватчики скоро придут и в Японию.
Кто же спасет? Конечно император.
Император — сын солнца, значит надежды, таким образом в сокральности своего императора нашелся новый выход для новой Японии. Вокруг императора сформировалась группировка против сёгуна и бакуфу. Понадобилось еще тринадцать лет, чтобы сёгун провозгласил передачу власти императору. Итак, император-сакральная фигура. Японцы конечно же нашли сначала духовные резервы для новой власти. Это отличительная черта одухотворенных японцев. Ведь когда нужно, они всегда находят выход. Также японцы никогда не закрывали двери перед талантливыми людьми. Власть конечно важна для всех. Но не для японцев. Сама власть не являлась для японцев самоцелью — благодаря синтезу синтоизма и буддизма.
Так закончилась двухсот пятидесятилетняя эра сёгунов. Исполнительная власть вернулась сыну солнца — императору Муцухито. Началась эра, получившая название Мейдзи. А значит, воинов заменили ученые мужи. Разве это не показатель японской адекватности и оперативности? Чтобы власть была адекватной внешним и внутренним вызовам, очень важен уровень традиционной власти. Важен уровень элиты, следовательно, нравственности. Какой народ, такая и власть.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Казахи и японцы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других