В сентябре 2012 года в Лестере случайно обнаружили останки Ричарда III – последнего из династии Плантагенетов. Он был убит в сражении представителями Тюдоров – другой царственной ветви Британии. Враги его раздели, даже от страха отрубили ступни. Почетное захоронение произошло через три года после экспертиз. В этот же год произошла сенсация. Местный клуб «Лестер» стал чемпионом Англии сезона 2015 -2016. Эта книга для тех, кто был при власти, занимал любую должность или крутился в аппарате.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Хан предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 18
Почему казахи не любили кошку
Демократия — это система для мигрантов, для людей без корней, чтобы строить иерархию на новой основе, — на основе денег.
Кочевники тоже мигранты конечно. Но у кочевников никогда не было собственности. К тому же, они все время двигались, оттого им как бы все равно было, типа ну кто ты такой — мы все равные. На самом деле кочевники никакие не демократы, они с рождения знают свое место. Для того чтобы кочевники превратились в демократов, в одно место должны собраться все степные изгои — вот тогда все номады были бы демократами на западный манер. И потом это не постоянное движение. У кочевников всегда есть место для отдыха, пока вокруг пасется скот. Это самые обильные луга. За эти места могли возникнуть споры между родами. Но каждый род знал свой маршрут и с другими не пересекался. Если это постоянное движение, то относительное постоянное. Если это жизнь в пути, то это очень заторможенная жизнь. Именно эта медлительность не дает забыть, кто есть кто, освежает память, если кто забыл и напился много забродившего кобыльего молока.
В таком состоянии вроде бы не возможно иметь свое я, за исключением знати и старейшин. Поэтому у кочевников нет принципов, я есть сила слова. Занимаемое место в родовой иерархии, нагоняет на обладателя непередаваемые казахские амбиции. Можно сказать, что кочевники могли бы соревноваться в горделивости осанки друг с другом, если бы могли снять с себя халаты. Но достаточно одной уверенной позы, можно сказать наглости, дорого халата, несколько слов в подтверждение своей правоты, чтобы любой условной слабый соперник — с осанкой чуть кривее, еле заметно кривее — еще сгибается и уступает невидимое чужаку ристалище. Тут вроде бы состоялся спор между казахами, но никто не заметил. Любая малозаметная деталь, может халат подешевле у него, может сапоги скрипят или жмут, может ему нечего сказать в ответ. Но все что есть, должно быть на виду. Вроде бы внешний вид беспокоит всех людей: внешний вид обязан рассказать о человеке больше, чем он заговорит. А как заговорит, какую будет иметь осанку зависит от халата (сколько коней, сколько овец, — размера стада). Все что имею, ношу с собой — это можно было бы назвать, подражая древнему греку (современный мем на этот счет, казаха без понтов — беспонтовый казах) Какие — такие принципы — это казахские амбиции. Э-ээ, ты кто такой (сен кімсің?) — обычно так остепеняют любого наглеца, позабывшего свое место выскочку. В этом смысле любой интеллигент — переходящий образец мелкого буржуа и потомок беглого европейца мог бы козырять только своими знаниями. Казаху знания не нужны. Они не были в чести в прошлом. Современному выскочке никакие знания также не помогут. В прошлом казах должен был знать свое место: назвать свой род, имя отца, и только если сочтут его достойным для беседы и приглашения — кто его предки по имени, и чем занимались. Сторонние беседы, типа о погоде, моде казахи не ведут, как если не держат в переносном своем жилье всяких ненужных кошек. Если это родня, в начале поинтересуются, как здоровье того то того то, как себя чувствует, не болеет ли, как выглядит, мол в прошлый раз был бодр и здоров — передавай ему привет от нас. Погода также интересует кочевников, но она интересна не для прогулки и не для любовных встреч на открытом воздухе, а только для «самочувствия» прокорма скота. Это и есть жизненные казахские принципы.
Если их переиначить на европейский манер, то государства здесь нет (или какой-либо другой идейности, кроме родства и соседства с другими людьми). Казахам, даже современным, как бы, даже не интересно абстрактное государство. Казахи уважают свидетелей. Оно почти такое же как погода в прошлом: интересует сугубо в прикладных целях. Государство интересно, только чтобы удивить родню и знакомых, к примеру. Чтобы осанка снова стала прямой, взгляд уверенным и надменным (этот феномен выпрямления осанки и появления голоса можно проследить по современным чиновникам. Обычно в чиновники набирают контингент не совсем подходящий прямо скажем для управления. Можно сказать, совсем не подходящий. Но спокойный, тихий, беспрекословный, скромный. Самый главный начальник знает, что через время у неофита появится все, и большие деньги, и много возможностей, значит и дорогая одежда и командирский голос. Между собой самый главный может даже подбодрить новичка навроде областного акима: «Скоро у тебя все будет. Потерпи немного». Что он имеет в виду? Конечно материальное благополучие. Ведь самые богатые именно чиновники.
То есть, чтобы к амбициям и статусу добавились знания, помимо имени отца, к примеру, для этого не созрели условия. Казахи до сих пор мало ценят профессионалов, но чиновников, то есть людей с возможностями просто любят, обожают, во всяком случае публично всячески это показывают. Как будто у чиновников все отцы были знатными, богатыми, достойными. Но это не так. Поэтому все чиновники не тратят время даром — пока есть время, пока занимают пост, они множат свой авторитет. И на пирушках также мало говорят о погоде. В основном хвастаются. А межу собой в узком кругу говорят о деле. И государство тут снова навроде какой-нибудь кошки. А кошек казахи никогда не держали.
Можно сказать, что западные мигранты демократы тоже говорят сначала о деле. Перед делом показывают друг другу белые зубы — сигналы. Кроме услуг стоматолога (на Западе эти услуги дорогие), они показывают еще дорогие часы, естественно костюмы само собой. Эти потомки европейских мещан, скорее всего (хотя наши мещане не отличаются) Американцам как бы вообще все равно. Есть богачи, донашивающие буквально обноски — привычка семьи. Безалаберность никуда не пропала, но дресс коды все же у них обязательны. Это свято.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Хан предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других