Автобиографическая повесть от 1940 г по ныне. С учетом ВОВ, политики в СССР и России и других государствах мира. История Мира за 60 лет.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Крынка молока и сермяжная правда предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Крынка молока
Молоко, налитое в крынку, дольше держится до скисания. Хотя доили коров тогда кто в деревянную бадейку, кто в ведро оцинкованное, но после процеживания переливали в крынки, для хранения и отстаивания сливок.
Молоко, полученное от коровы после дойки, называют парным. Оно, если корова паслась на лугу или в перелесках, где не было полыни, пахнет теплым настоем, а точнее парным молоком. Которое можно выпить в любое время суток с утра, в обед или вечером. И во рту свежо и сладко и на душе становится легко и пьешь его без хлеба и пряников и стакан, и пол-литровую банку в равной степени с удовольствием, что первый глоток, что последний. Взрослые бывает, по крынке выпивали парного молока с одного вздоха. Гомогенно оно парное молоко от коровы, козы, овцы, кобылицы и других животных, которые питаются непосредственно от сосков матери, в стаде все одинаковы.
Но вот залили процеженное парное молоко в крынку или другой сосуд и что мы видим: расслаиваится, начинает молоко, что по легче сливки, всплывает наверх, а потяжелее белковый раствор в воде остается ниже, а была, то одна субстанция-молоко от матери. Сливки составляют15 %,так как там не только жир, но белок есть.
Так вот и в жизни людей от пуповины мы все равны без зубов, волос и с перевернутым зрением, но вот проходит время, и нас начинают делить из роддомовских пеленок. Кому кафтан, кому армяк, а кому и штаны холщовые, без рубашки и обуви летом по уличной траве-мураве, да еще после дождя самый раз. Да с учетом военного времени, когда в магазине кроме спичек, завязанных веревочкой с приложением серной дощечки да мыла, основу которого на 80% составляла глина, ничего не было, а вшивые волосы женщины в бане мыли «щелоком». Смесь воды с пеплом древесным выводила вшей и гнид, и керосином. А для окончательной победы над вшивостью в русской деревне была идиллическая картина.По воскресеньям на завалинке дома или на скамейке у дома женская половина искала и громила вошь и гниду друг у друга, что считалось наилучшим удовольствием. Мужское население такую процедуру в нижнем белье своем делали сами, что в кальсонах, что в нижних рубахах. Эти кровососы, в особенности зимой, появлялись каждый день, хотя от фронта вроде далеко, скученности городской не было, вода для мытья была, но вша не уступала до 1948 года, пока не отменили карточки, включая и на мыло. Все соседи в округе из 10-12 домов нашей деревенской улицы жили одинаково. Женщины,3-4 детей возраста 10-16 лет,2-3 деда с длинной бородой и 12-15 детей до 8 лет, в число которых входил и я. Женщины переживали за своих мужиков на фронте. Будь то муж, сын, брат и каждый божий день отмечались у моего деда Семена-почтальона. То ли за личной весточкой, то ли за газетой, то ли за политинформацией, которые иногда делал дед Семен, зачитывая вести из газет «Известия», « Труд», «Правда», областной или районной газеты собравшимся бабам. Бабы между собой делились иногда тлеющими углями с загнетки (остатки древесного угля выгребали из русской печки наружу к боковой стенке и здесь в куче пепла древесный уголь мог тлеть до утра). А утром бабушка Арина клала на него бересту или тонкую лучину и раздувала до огня. Затем этот огонек подносила к клетке полен, уложенных на под русской печи, а когда эти 10-15 полен прогорали, она выгребала эти остатки опять на загнетку. А на под печи сажала хлеба, а чтобы накормить свою семью в 7-8 часов утра, она, когда появилась мука, хотя на треть с вареной картошкой, вставала в 4-е часа утра и так каждый день, вчерашний хлеб в семье деда кажется, не водился. Так вот у некоторых хозяек огонь на загнетке тух, опару (хлеба пекли без отсутствующих дрожжей на опаре однажды кем-то изготовленной). забывали оставить и все дружно делились этими необходимыми для всех женщин вещами. В 2х домах мои сверстники жили особенно бедно, в обоих домах моего возраста было 2-5 детей при одном работнике матери и без коровы. Помню однажды мы несколько ребят пошли в весенний лес и собирали «кашку». Что это было-млодой мышиный горошек или что-то другое не знаю, но собрали мы его кружки 2 и все пошло в фонд этой семьи Заводовых имеющей 11 детей и больную мать. Старшей дочери в 1941 году было 14 лет, но отца все равно забрали на фронт. А там немцы его убили. По всей видимости, наши соседи, как и моя семья, не делились в нужной степени с этими бедными многодетными семьями, которые были в силу обстоятельств без отцов-кормильцев и живности. Вот соседка рядом с нашим домом жила с одним ребенком моим другом Васькой, но у них была корова, куры. Хотя полы в доме были земляные, но зато конопля росла в огороде на навозной куче в изобилии и когда поспевали зерна и становились желто-коричневыми, вкуснятина была, особенно когда их обжаривали, а конопляное масло с солью это вкуснее, чем подсолнечное.
Конопля в наших местах использовалась, в целях получения волокна для тканей. Помню, стоял как-то зимой у нас ткацкий станок на кухне. Его перевозили из дома в дом и кто-то, скорее бабушка, ткала на нем ткань для нижнего белья, а я с гордостью, как и во время прядения шерстяной нити для рукавиц поджигал и держал, или ставил в кружку тонкие лучинки, керосина не был. Равно как и свечек, дедушка Семен читал зимними вечерами газеты при лучине, от которой прикуривал цигарку из самосада. К деду временами обращались другие старики, и бабки для своих стариков просили газеты для цигарок, в то время каждый курящий имел кисет-мешочек из ткани со шнурком, в котором находился табак, сложенный в размер сигаретной пачки лист газеты и кресало с камнем и трутом. В качестве кресала использовался лист железа, чаще всего высокоуглеродистого типа треугольного ножа от сенокосилки. А трут сушенный древесный гриб, ловил искры от высекания их кресалом по камню. Трут начинал тлеть, курильщик его раздувал до красного тления и прикуривал от него цигарку. Самодельную сигарку из газеты, в которую засыпали щепотку самосадного табака, потом скручивали этот табак в листочек из газеты и, послюнявив край этого листочка, склеивали сигарку. Эта сигарка-цигарка докуривалась до пальцев, держащих ее у рта, отчего у всех курящих были желтые пальцы.
А моя семья в составе отца-милиционера с тросточкой, безработной матери — учительницы и сестренки 4-х лет, питалась, живя в Исилькуле по карточкам, и видимо дед помогал картошкой. Весной 1945 года, когда начал таять снег, многие горожане Исилькуля ринулись собирать мороженый картофель, который можно было использовать в пищу. хотя бы переработав его в крахмал для оладий Они без всякого масла казались вкуснее, чем из соевой муки, полученной, по карточкам (ленд-лиз из Америки) И вот 9мая по радио картонной тарелке говорит Сталин, вторично подобную эмоцию от радиосообщения я испытал 12 апреля 1961 года в поезде Владивосток-Москва, когда услышал о полете Гагарина в космос. Весь день 9мая на пустыре в центре Исилькуля возле железнодорожного вокзала шел стихийный митинг. Все были веселы. В этом году здесь заложили парк Победы. А осенью я пошел в первый класс 2х этажной школы №1 Исилькуля, из которой только что выехал госпиталь. Книг и тетрадей не было и чтобы на чем — то писать, мне дали синий томик Ленина из сборника собраний сочинений с большим просветом между строчками. Так я начинал правописание, то ли от этого, то ли от природы почерк у меня долгое время был корявый в отличие от родителей и сестер.
Начали возвращаться демобилизованные с войны солдаты с вещмешками, в которых иногда кроме ложки да пары белья ничего не было, а у жившего напротив нашего дома моего сверстника Гены Кузнецова вернулся отец — офицер. От взрослых слышал, что привез он из Германии вагон товарный всяких вещей, корову, свинью и собаку и все они породистые. В дом к ним меня не пускали, но Гена угостил меня как-то на улице печеньем, которое я увидел впервые. А наш отец с фронта и последующего госпиталя привез палочку из-за хромой ноги и изюма в баночке для бритья на5 0 грамм.
В Исилькуле тетя Шура, папина сестра, на паровозе работала кочегаром. Я ее видел пару раз, но лица не запомнил. Кстати, о паровозах, на них тогда работали бригады в 3-4 человека — машинист, помощник машиниста, кочегар и проводник. Машинист управлял паровозом, как его работой, так и относительно железнодорожной колеи. Помощник помогал ему в этом. Но основная его работа была в поддержании давления пара в котле, а соответственно в его отоплении, которое заключалось в открывании вручную и закрывании дверцей топки котла с помощью рычага. Кочегар в это время должен был закидывать — 10 кг угля в топку совковой лопатой, а чтобы это было постоянно и быстро. Он должен был уголь перелопатить из тендера, ближе к кабине машиниста, в общем, это работа уборщика угля в шахте, куда тетя Шура вскоре и уехала, в шахту Зыряновска в Казахстане. Тогда многие демобилизованные солдаты из наших краев подались на шахты Казахстана и Урала, где можно было заработать хорошие деньги и свободно купить питания помимо карточек. А в Исилькуле на карточки давали в зиму 1945-1946 года хлеб черный, но что в нем было непонятно, предполагаю что опилки. Он был какой-то сырой, и когда мама ставила его в печь, чтобы он допекся, то он превращался в уголь. В это время к нам на квартиру приехала семья папиной сестры Марии с сыном и новым мужем Федором. Отец сына Лени погиб на фронте. В августе 1945 года родилась моя сестра Тома, и летом 1946 года я с сестрой Алей был отправлен в хлебную деревню Ночку, где действительно был хлеб. Хоть и напополам с вареным картофелем, но было молоко и жареные караси из озера с яичницей и сметаной. После зимнего голодания я не отказывался ни от одного предложения поесть. Позавтракав у бабушки, я не отказывался поесть молочка с караваем у тети Фекли, которая осталась одна, так как ее дочь Надя вышла замуж за демобилизованного по ранению танкиста Степана, который стал работать в колхозе Ночка по договору, за муку, так как он там стал работать дизелистом на мельнице. Тетя Фекля приведя меня к себе, доставала из погреба крынку холодного молока, но сливки не снимала, а перемешивала их в крынке с молоком. И наливала мне пол-литровую кружку этого изобилия, открывала вновь испеченный белопушистый каравай пшеничного хлеба без картошки высотой в 25-30 см и диаметром в 40-50 см, нарезала 2-.3 куска, что я и поедал.
Вспоминается мне эпизод военного времени, связанный с ее погребом. Погреба были у всех под домом, потому что вне дома земля может промерзнуть и на 2 метра, т.к. морозы в 40 градусов там не редкость.
А было это, по-видимому, зимой 1943-1944 года. Зовет меня тетя Фекля к себе. Надя, наверное, была на работе, чтобы я помог ей продать казахам картошку, меня она оставила наверху, а сама залезла в погреб и подавала оттуда казахам наверх картошку в ведрах. Стоят в комнате 3 здоровых казаха (их тогда в Исилькульском районе не брали в армию как малочисленную нацию). И принимают ведра картошки, подаваемых маленькой тетей Феклей. с которой казахи договорились о покупке 6ти мешков картошки и даже отдали деньги тете Фекле. и когда казахи все мешки загрузили картошкой и вынесли на сани мешки, тетя Фекля вылезла из погреба. И ахнула. мешки то казахи сшили из 2 х мешков. Но делать было нечего казахи поехали взрослых рядом никого и русское «бог с ними» остановило тетю Феклю от дальнейших действий. Была она как все в роду бабушки тихие. Не крикливые, спокойные. Хоть и повидала горя потеряла мужа и 3х сыновей, а потом после смерти Семена воспитывала внучек.его дочек в семье невестки и только после совершеннолетия девочек перебралась к семье дочки Нади в Омск, куда та переехала с мужем и детьми.
А вот еще летне осенний эпизод. Я со сверстниками играю на траве возле полевой дороги на нашей улице. По этой дороге в день проедет бригадир на пролетке раз-два. Вдруг галопом несется пара лошадей, запряженная в повозку, а в ней 2 хлопца лет по 15. Их догоняют 4 казаха взрослых верхом на лошадях и на наших глазах возле нашего дома вилами колют этих хлопцев. Пока те, обливаясь кровью, не падают с ног, а казахи величаво покидают поле брани, а хлопцы и не оборонялись вовсе. Так как кроме одного кнута для лошадей у них ничего не было. А причиной избиения хлопцев стали несколько клочков сена из копешки возле дороги, где был аул казахов. Хлопцы эти были из Украинки, где был сельсовет. И рано утром их послали отвезти зерно на элеватор в Исилькуль. Видно не доспавшие хлопцы на обратном пути уснули в телеге, доверившись лошадям. Но те тоже проголодались и, учуяв запах сена, свернули с дороги, подошли к копешке сена и стали дергать пучки сена из копешки и жевать. Что и увидели казахи из аула и стали кричать. А четверо схватив вилы, прыгнули на своих коняшек-монголок, которые могут лететь галопом со скоростью 80км\час все 50 км. Пацаны от шума из аула проснулись и погнали своих коняшек запряженных в телегу со скоростью 30км\час. А поскольку до Украинки было км 15, а до Ночки 5, пацаны свернули телегу в Ночку в надежде, что русские из Ночки им помогут. Но это был обеденный час женщины, и подростки были на работе, а в деревне были немощные старики и дети до 10 лет-итог хлопцев покололи казахи за 3 пучка сена съеденных лошадьми. Так зарождалась неприязнь к нации, вместе с анекдотами о жирных казахах, мол, поел казах котелок барашка, оперся толстым животом о луку седла и лопнул у него живот. И как-то прощаешь людям свое нации и жестокую драку моих сверстников в возрасте 15-17 лет в той же Ночке занозами стальными прутьями от ярма быков. Улица на улицу из-за того какому-то пацану Ваньке с нашей улицы симпатизирует девчонка Машка, а она нравится ее соседу Гришке. Прощаешь и тому солдату с эшелона переброски войск из Германии к Японии летом 1945 года, когда меня мама послала продать ведерко репы которую она беременная корячась, вырастила под окном квартиры. На привокзальный базарчик. Солдатик тот, в отличие от других, купивших у меня репу на этом базарчике по1 рублю за штуку при цене коробка спичек 2 рубля, спросил почем репа, взял 10 штук самых отменных и ушел не заплатив. Несмотря на крики моих соседок-торговок. Ребята постарше. у эшелонов солдатских меняли свежую зелень на ножики, патроны и прочую мелочь. Патронами потом устраивали фейерверк, иногда с последствиями. В Исилькуле был перегонный аэродром, где садились самолеты американские и наши при перегоне их с Дальнего Востока в сторону фронта и для маскировки самолетов вдоль дорог были отрыты траншеи под самолеты. Пацаны разводили костер у трашеи, сами залезали в траншею и бросали патроны в костер, те естественно стреляли пулями, впечатление от единственного моего присутствия при этом «Свистят они как пули у виска..»
Оскорбленная справедливость вела русских против татаро-монгольского ига, Бонапарта, Гитлера, США в Корее, Вьетнаме, своих сливок-царей доморощенных и привозных, доведших народы России до появления Разина, Пугачева, революции 1905 года и 1917 года. Чтобы сливки народ не снимали в отдельную крынку, нужно чтобы они не давили сильно сверху на остальное молоко-народ и давали ему жить. Лучшее качество этого молока-народа получается при размешивании сливок в молоке. Европейские сливки. это поняли давно, после взятия Бастилии и Красной Баварии, те сливки, которые этого не понимают, не делятся с молоком-народом и доводят до оскорбления справедливости, в своей недальновидности получают выборку сливок из крынки, что очень плохо влияет на качество и жизнь народа
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Крынка молока и сермяжная правда предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других