Вы держите единственную книгу по ресурсному менеджменту, в которой подробно рассматриваются все аспекты этой серьезной профессии.Прочитав эту книгу, вы узнаете все необходимое для организации работы ресурс-менеджера. Как нанимать персонал, как управлять теми, кто уже в вашем подчинении, как управлять проектами и как выстраивать работу с клиентами, как вести ресурсное планирование, финансы и внедрять политику компании. И многое другое.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Ресурсный менеджер. Как работать в режиме осьминога» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
2. Найм сотрудников
В этой главе мы обсудим оперативные вопросы, которые решает ресурс-менеджер с кадрами.
2.1. Создание требований к вакансии
Хорошо, чтобы у вас как у менеджера были определенные заготовки на требуемых вам специалистов. Например:
• разработчик джуниор;
• разработчик мидл;
• разработчик сеньор;
• тестировщик;
• бизнес-аналитик;
• менеджер проектов.
В заявке должна быть информация о требованиях, разделенных на группы: хард скиллс и софт скиллс, обязательные и желательные. Дополнительная информация: иностранные языки, характер задач, описание проекта, пожелания к кандидатам; и особые требования: график, локация… Пример такой заготовки смотрите в приложении 3.
2.2. Проверка резюме
Когда по вашей вакансии будут приходить резюме, нужно провести предварительный скрининг. Вот на какие моменты следует обратить внимание:
1. Описание опыта работы, что делал. Очень часть перечислены лишь места работы и названия проектов или краткое их описание, но не сама работа.
2. Как долго работал в том или ином проекте, то есть как долго могли оттачиваться навыки и какова вероятность их использования в этом временном интервале по собственным представлениям.
3. Делал ли какие-то компоненты проекта или сам проект с нуля самостоятельно.
4. Если перечисленные проекты, компоненты сделаны командой, то какой процент собственного вклада? Прячется ли за опытом других?
5. Выделяется ли ярко специализация и интересы, как себя подает.
6. Оформление, внешний вид документа, детали, опрятность резюме, ошибки — оцениваем грамотность и эстетический уровень.
7. Сопоставление сформированного впечатления с уровнем желаемой зарплаты. При наличии расхождений формируем вопросы, которые нужно задать/уточнить, чтобы решить, приглашать ли на интервью.
2.3. Интервью кандидатов
Ресурсный менеджер должен участвовать на финальных этапах интервью кандидата, имея на руках отзывы HR-менеджера, специалиста, оценивавшего технический уровень знаний. Роль ресурс-менеджера, как я ее вижу, состоит в том, чтобы узнать ценности кандидата и подходы к работе, сопоставить, как он вписывается в компанию с ее ценностями и правилами, разобрать рабочий психологический портрет:
а) как принимает решения — основываясь на собственном мнении или под влиянием окружения;
b) от чего получает энергетическую подпитку в работе — от результата или от процесса;
c) предпочтения в решении задач типовыми способами или поиском новых решений, выстраивании своих правил или соблюдении установленных;
d) что мотивирует на данный момент: стабильность, поиски новизны и авантюр, отношения, рост, уникальность, ощущение востребованности;
e) какую работу ищет;
f) как сам оценивает свой профессиональный уровень;
g) какую специализацию в своих навыках может выделить.
2.4. Формирование оффера кандидату
Оффер для кандидата должен быть понятным и точным. Это ваше заочное предложение, и лучше изложить в нем все максимально однозначно.
Понятный и точный оффер отвечает на следующие вопросы:
• на какую позицию приглашается кандидат;
• каковы будут его обязанности;
• как будут оцениваться его успехи на испытательном сроке;
• кто будет оценивать итоги испытательного срока;
• кто является его руководителем;
• особые условия, которые должен выполнить кандидат, если вы берете его с обещаниями достичь определенного уровня, например, в изучении английского языка или получении сертификата.
В идеале оффер можно сделать чек-листом, с которым кандидат придет закрывать испытательный срок. И вы вместе пройдетесь по пунктам, включая финансы.
Пример такого оффера смотрите в приложении 4.
2.5. Онбординг
Как правило, в процессе онбординга вам помогают некоторые службы в компании. Прежде всего, это HR-департамент, который являлся точкой контакта с кандидатом, это отдел по внутренней инфраструктуре — когда сотруднику создают аккаунты, выделяют оборудование и рассказывают, как пользоваться программными инструментами и где почитать полиси компании.
Что может взять на себя ресурс-менеджер?
Сформировать личный контакт с новым сотрудником через личные встречи. Расскажите ему о вашем стиле работы и своих ожиданиях: как вы поощряете и наказываете, что для вас приемлемо и простительно, а что категорически делать не следует. Расскажите ему, как статистически удачно проходят испытательный срок сотрудники, какие чаще всего возникают проблемы. Договоритесь, что вы будете разбирать с ним негативные моменты по возможности сразу, а не сюрпризом в конце испытательного срока. Предупредите, что будете расспрашивать о его работе коллег и клиентов. Расскажите и о самой процедуре закрытия испытательного срока. Что может быть в худшем случае. Например:
• обсуждение новых условий;
• продление испытательного срока;
• продление только по одному из пунктов. Например, конфликтность. Т. е. за 3 месяца было два конфликта у этого сотрудника, но осталось непонятным, кто являлся причиной. Поэтому один раз случайность, два — закономерность, три — традиция. И вот и один, и два у вас под вопросом;
• отодвигаем условия, если какие-то обещания не выполнены.
Кроме прохождения испытательного срока расскажите ему больше об отделе, тех сотрудниках, которые уже работают, подготовьте карту рассадки, чтобы облегчить заочное знакомство. В первые дни очень трудно запомнить, кого как зовут и кто где сидит — все это можно сделать на визуальной схеме.
Расскажите также, как назначаете и снимаете разработчиков с проектов — пошагово, как это происходит. В каких случаях его работой будет руководить менеджер проектов, а в каких — вы.
Что делать, если у сотрудника нет задач, кого он должен информировать.
Куда логировать время в нестандартных ситуациях:
• сломался компьютер — полетел жесткий диск;
• переустановка системы;
• отсутствие электричества или интернета;
• как логировать время в командировках и в поездках в рабочее время;
• внутренние непроектные митинги;
• оценки потенциальных проектов.
Как составлять отчеты или давать описания, комментарии к проделанным задачам. Примеры записей, которые часто вызывают вопросы у клиентов:
tried to fix — Слово tried означает, что время потратил, но не сделал. Не слишком профессионально.
bugfix — Да-да, некоторые клиенты все еще не приемлют оплату исправления ваших ошибок.
meeting — Тут отсутствует указание какого митинга, темы и с кем.
Подробнее о том, как сотруднику вести отчеты и комментарии по проделанной работе можно почитать в разделе.
2.6. Закрытие испытательного срока
К дате закрытия испытательного срока очень важно собрать следующую информацию:
• отзывы ментора или коллег по команде;
• отзывы смежных служб, с которыми взаимодействовал сотрудник (бухгалтерия, IT, кадры);
• отзывы клиента;
• отзывы HR-специалиста, который ведет сотрудника с момента знакомства с ним;
• ваши собственные наблюдения, суждения, решения;
• к этой встрече хорошо бы получить и отзыв самого сотрудника по работе в этом периоде, чтобы у вас появилась возможность оценить ситуацию, насколько одинаково ее представляют обе стороны.
Несколько рекомендаций о самой встрече:
• вы можете до встречи, если уже владеете деталями и знаете свое решение, сообщить, намекнуть, что все будет хорошо или как минимум в ваших намерениях провести ее положительно;
• встречу следует начать с того, чтобы в разборе испытательного срока первым высказался сам сотрудник: совпали ли у него ожидания, как он оценивает сам прохождение испытательного срока, есть ли у него вопросы, предложения, замечания;
• на самой встрече присутствие нескольких сотрудников — жюри — может создать барьер для откровенного разговора. Поэтому лучше предусмотреть часть встречи для один на один;
• обозначьте, как будете двигаться дальше, какой предполагается график общения, как и когда будет пересматриваться профессиональный и финансовый уровень, какие вехи в карьере планируются или возможны.
Занесите в профайл сотрудника все ваши договоренности и всю ту информацию, которая собралась к моменту прохождения испытательного срока.
Что нужно выяснить о сотруднике у ваших
коллег конкретно
Коммуникативные навыки
1.1. Есть ли у него сложности в коммуникациях с коллегами и клиентами (если да, то в чем они выражаются)?
1.2. Какие каналы коммуникации он использует для общения с клиентами?
1.3. Конфликтный ли он человек?
1.4. Склонен ли он к проявлению грубости к клиентам или коллегам?
1.5. Командный ли он игрок? Приветствует он или, наоборот, сторонится корпоративных мероприятий?
Ответственность и дисциплина
2.1. Насколько качественно и в срок он выполняет поставленные ему задачи?
2.2. Кто для него определяет приоритетность задач?
2.3. Какую степень контроля он требует к себе (например: не требует вообще/эпизодический/регулярный)?
2.4. Если ему что-то непонятно или чего-то не знает, то как он решает данную проблему? Сильно ли его расстраивает данное обстоятельство и надолго ли выводит из состояния равновесия?
2.5. Стесняется ли он задавать вопросы тебе и другим коллегам?
2.6. Как он реагирует на критику в свой адрес в случае каких-то промахов и недочетов? Замыкается ли в себе после нее и как долго потом отходит? Или вообще не беспокоится по этому поводу и воспринимает ее как «послушать радио»? Делает ли правильные выводы?
Теоретическая подготовка
3.1. Как бы ты мог оценить его теоретические знания профессиональных вопросов и активность их применения на практике? Часто ли он обращается к тебе за профессиональной помощью и какова глубина этих вопросов (например, элементарные или, наоборот, глубоко технические и реально требующие профессиональной дискуссии)?
3.2. Какова его глубина понимания методологий ведения разработки ПО (например, Agile) и по каким методологиям он имеет практический опыт работы?
3.3. Имеет ли он опыт оценки задач? Насколько этот навык у него развит и всегда ли ему удается давать точную оценку?
Личные деловые качества
4.1. Насколько он является гибким работником, способным к быстрому переключению между задачами? Способен ли он в целом эффективно работать в условиях многозадачности?
4.2. Как бы ты мог оценить его стрессоустойчивость? Что, на твой взгляд, может вывести его из равновесия?
4.3. Как бы ты мог оценить его инициативность? Проявляет ли он какую-либо активность в профессиональном плане и в общественной жизни? Или, наоборот, придерживается пассивной и замкнутой линии поведения?
4.4. Как он относится к возложению на него дополнительной рабочей нагрузки в случае форс-мажора? Проявляет ли инициативу по оказанию помощи коллегам в решении сложных задач?
Общее впечатление
5.1. Каково в целом твое впечатление от совместной работы с ним? Тебе комфортно/дискомфортно с ним работать? Готов ли ты был бы реализовывать совместно с ним в дальнейшем сложные проекты (если нет, поясни почему)?
5.2. Что ему сложнее и легче всего давалось в период прохождения испытательного срока?
5.3. Какие рекомендации по профессиональному и личностному развитию ты мог бы ему дать?
5.4. Какие еще сильные и слабые стороны в нем ты можешь выделить?
5.5. С кем из коллег он за период своего испытательного срока наиболее сильно подружился или, возможно, поругался?
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Ресурсный менеджер. Как работать в режиме осьминога» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других