Успех группы. Психология глобального признания на примере успеха легендарной Ливерпульской Четвёрки

Андрей Жданов

В юности читаешь книги о своих кумирах, как верующий читает священное писание: каждое слово воспринимаешь как истину. Но с годами, сверяя свой опыт с опытом тех, на легендах о ком ты вырос, свою библиотеку рассматриваешь уже как «данные для научного анализа». Когда я взялся за труд по психологии успеха группы, то решил не распыляться в выборе «примеров из жизни», а сразу обратиться к истории «Битлз». Если уж выбирать образец вселенского успеха, то кто, как не «Битлз», и есть тот самый образец!

Оглавление

Брайан Эпстайн:

продюсер Битломании

Чтобы оценить роль Брайана Эпстайна в организации и достижении успеха «Битлз» — в контексте психологии малой группы — необходимо ещё раз выстроить последовательность этапов формирования этого социокультурного явления до того момента, как деятельность четвёрки оказалась под его управлением.

1. Лидер группы, как фокус концентрации

«Битлз» начинались как школьная (подростковая) «группа по интересам», главным итогом деятельности которой (для нашего анализа) является определение позиции Джона Леннона, как ядра притяжения — лидера, вокруг которого складывалось ядро участников проекта.

На этом этапе речь идёт об уровне отношений «лидер — ведомые», в лучшем случае «лидер — последователи». В социально-психологическом плане группа была неустойчива, без чётких целей и структуры — именно «объединение по интересам», не более. О профессионализации речь также не идёт — ведь даже в качестве своей будущей профессии после школы Леннон выбирает не музыкальный, а художественный колледж.

Музыкального образования 19-летний Джон не имеет, получить его не стремится. И всё, что происходит с его группой на данном этапе, является в полном смысле этого слова — самодеятельностью.

2. Ядро группы

При постоянном расширении практики активного музицирования (репетиции, спонтанные выступления, обмен опытом, самообразование, копирование и подражание) вокруг Леннона, методом «проб и ошибок», складывается тройка базовых участников, которые останутся в «Битлз» с 1958 года до объявленного в 1970 году распада группы — это Джон Леннон, Пол Маккартни и Джордж Харрисон.

Объединение этой базовой тройки происходит не одномоментно («собрались, познакомились и решили»), а по цепочке. Сначала находят общий язык и проникаются взаимным доверием Джон и Пол (пара), и только позже в группе закрепляется третий участник, которому придётся пройти серию тестов «на соответствие» и немного повзрослеть.

Напомню, что ядро группы формировалось как «подростковое», «юношеское», и разница в возрасте была важным фактором соответствия и легитимности: Джордж Харрисон все эти фильтры прошёл успешно.

3. Постановка целей и профессионализация

Без чётко обозначенных целей успех попросту невозможен. Сама постановка задачи «успешной, но бесцельной деятельности» бессмысленна.

В первые месяцы 1960 года Джон, Пол и Джордж встраиваются в среду постоянно концертирующих рок-групп Ливерпуля, заключают договор со своим первым концертным менеджером Алланом Уильямсом

Конец ознакомительного фрагмента.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я