Сейчас в Интернете можно найти массу материалов, посвященных тендерам, закупкам, обзору законодательства в этой сфере. Одна часть материалов написана сложным юридическим языком, другая часть – это всевозможные уроки, вырванные из контекста, третья – вообще не видит никакой разницы между заказчиками и поставщиками и запутывает новичков еще больше, отбивая у них все желание вникать в эту тему. Но самое главное – мало кто говорит именно о тендерных продажах. Мы же хотим дать вам практическое руководство по настройке своей деятельности и внедрению данных продаж в бизнес для выведения его на качественно новую ступень развития. Мы не даем “голую” теорию, мы знаем, как работают тендерные продажи в реальной жизни, какие бывают риски, подводные камни, как рассчитывать прибыль, как создавать тендерные отделы…, и хотим научить этому вас без прикрас, умных формулировок и оторванных от жизни примеров. Знакомьтесь с тендерными продажами легко и без головной боли, на простом человеческом языке.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Азбука тендерных продаж предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 1. Что такое тендеры, и нужны ли они вам?
Тендеры… Мы найдем несколько определений этого понятия, если обратимся к различным словарям и информационным колонкам в Интернете. Слово “тендер” имеет английское происхождение, но активно применяется в нашей стране. Оно часто встречается в печатных изданиях СМИ, программах новостей, кинематографе. Его используют в своей речи не только профильные специалисты, но и вообще разные люди.
Нечто похожее на тендеры появилось в России еще в XVII веке, однако мало напоминало современную систему их проведения. Царь Алексей Михайлович в 1654 году издал указ о необходимости поставить муку и сухари в Смоленск. Нужно было найти исполнителя среди купцов или бояр, который бы согласился исполнить указ по установленной стоимости.
В то время казенные деньги мало контролировались, поэтому нередки были случаи воровства и взяточничества. Государство обратило внимание на этот факт и начало разрабатывать систему наказаний и штрафов.
Во времена Петра I тендеры были весьма популярны. Это связано с тем, что Российская империя развивалась как военная держава, и нужно было закупать военные товары. Именно в XVIII веке велась работа над тем, чтобы придать тендерам прозрачность и регламентированность, а выделенные средства использовались по назначению.
В эпоху СССР произошел упадок в тендерной сфере, но кое-какие аукционы продолжали вяло проходить. Затишье на эту тему появилось в газетах и на телевидении на несколько ближайших лет.
В 1997 году в целях борьбы с коррупцией и экономии бюджетных средств был издан Указ Президента № 305 “О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд”.
В 2005 году появился 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд”, на который опирались государственные заказчики при организации тендеров. В настоящее время этот закон больше не действует, но информация о тендерах того времени до сих пор хранится на официальном Портале закупок в виде архивной документации, которую при желании можно найти и посмотреть.
В 2014 году вступил в силу основной Федеральный закон, который регламентирует организацию и проведение тендеров и по сей день — 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.
Несмотря на свою популярность, оно нигде не закреплено на законодательном уровне. Мы можем встретить синонимичные понятия — “торги”, “госзаказ”. Некоторые называют тендерами конкурсы и аукционы. В различных источниках, описывающих тендеры, вы можете встретить слова “процедура” или “мероприятие”. А в том же 44-ФЗ используется термин “способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)” или “закупки”.
Тендеры — это конкурентный способ выбора (определения) победителя на торгах для исполнения контракта, в предмете которого нуждается заказчик.
Цель тендеров — обеспечить равную конкурентную борьбу среди участников, сделать все этапы приобретения товаров, работ или услуг полностью прозрачными, создать условия, при которых легко можно было бы отследить расходование бюджетных средств и исключить коррупционную составляющую.
В роли государственных заказчиков могут выступать муниципальные органы, казенные учреждения, унитарные предприятия, государственные корпорации. Проще говоря, это администрации, школы, военные части, санатории, больницы и т. д. А госкорпорации — это крупные образования по типу “Роскосмос”, “Росатом”.
Государственные заказчики не могут взять выделенные из бюджета средства и купить товар в магазине. Они обязаны организовать и провести тендер в соответствии с правилами, описанными в 44-ФЗ. На тендерах могут закупать все, что угодно:
— от простой краски для забора до крупной партии леса;
— от картриджей для принтеров до вагонов электропоездов в метро;
— от строительных саморезов до услуг по авиаперевозкам;
— от канцелярских кнопок до услуг по ремонту пароходов;
— от партии моющего средства до строительных работ по возведению небоскребов.
Участник тендера — им может быть любое юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо. То есть претендовать на тендер могут не только масштабные компании, но и представители малого и микробизнеса, а также обычный человек — физлицо.
Если говорить совсем простыми словами, отбросив нюансы, то:
Участники тендеров — это те, кто способны выполнить государственный контракт, имеют необходимые технические и материальные ресурсы, и подают заявку на участие в процедуре. А заказчики тендеров — это организации, которые готовят тендерную документацию, принимают заявки от участников, изучают их на соответствие установленным требованиям, проводят торги и назначают победителя — исполнителя контракта.
Победителем тендера становится участник, который предложил самую низкую цену или самые выгодные для заказчика условия. Победитель — это участник, занявший на торгах 1-е место, с ним подписывается контракт. В некоторых случаях контракт может быть предложен участнику под номером 2, 3 и т. д. И, наконец, есть “прямые” тендеры, когда заказчику известен исполнитель, он уверен в его благонадежности и отдает ему контракт без проведения конкурентной борьбы, то есть напрямую.
Ответьте на несколько простых вопросов, чтобы определиться с вектором своих предпочтений:
— Понимаете ли вы перспективность тендерных продаж?
— Хотите ли вы научиться тендерным продажам и превратить их в стабильный источник дохода?
— Есть ли у вас свой товар, или оказываете ли вы услуги, которые могут быть интересны государственным заказчикам?
— Может быть, у вас есть свой бизнес, и вы ищете дополнительный источник продаж и покупателей в лице государственных заказчиков?
— У вас нет своего товара и бизнеса, но вы хотите освоить профессию специалиста по тендерам и помогать компаниям в их участии в тендерах и получать за это денежное вознаграждение?
— Или вы хотите научиться участвовать в тендерах самостоятельно и зарабатывать на перепродажах товара?
Если вы ответили “Да” хотя бы на один из этих вопросов, то изучать тему тендеров вам нужно обязательно. К тому же никто не запрещает вам совмещать сразу несколько направлений. Например, участвовать в тендерах самому и помогать предпринимателям, которые сами не умеют, но хотят выигрывать государственные контракты.
Мы уже разобрались, что государственные тендеры (они же — госзакупки) имеют свои правила, а порядок их проведения установлен 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” от 05.04.2013 г. Своим ученикам мы всегда рекомендуем начинать именно с таких тендеров, потому что данный закон очень четко описывает все этапы не только для заказчиков, но и для участников — какие документы предоставлять, как заполнять заявки, когда нужно иметь специальные допуски и лицензии, каким требованиям нужно соответствовать.
Спустя некоторое время, когда вы во всем разберетесь, приобретете опыт, ваше портфолио пополнится удачными контрактами, то можно переходить к тендерам, которые проводятся по 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” от 18.07.2011 г. — это корпоративные тендеры.
По 223-ФЗ проводятся интересные и дорогостоящие тендеры, но вряд ли новичку они сразу покорятся — нужны более углубленные знания, опыт участия и наработанные стратегии. Здесь все сложнее, потому что в роли заказчиков здесь выступают госкорпорации, учреждения, в которых минимум 50 % капитала принадлежит государству, автономные предприятия и т. д., их список очень обширный (например, ПАО “Газпром”, АО “ЭК Ленэнерго”, ООО “Газпром Инвест”). Сложность заключается в том, что порядок и условия проведения таких тендеров заказчики устанавливают на свое усмотрение в положении о закупке.
Третий вид — это коммерческие тендеры, их вправе проводить частные компании, чье финансирование не имеет никакого отношения к государству, то есть они на 100 % “живут” на собственные средства. Например, “IKEA”, “Coca-Cola”, “МТС”, “Камаз”… В плане организации тендеров у них больше свободы, они не придерживаются вышеназванных законов, но порядок проведения их процедур не должен противоречить ГК РФ. Проводить тендеры или нет — решают они сами, закон не заставляет их это делать. Цель таких компаний — сэкономить свой бюджет с помощью тендеров и найти лучшего исполнителя для контракта.
Это другое разделение процедур на виды: тендеры бывают открытые и закрытые.
Открытые тендеры — заказчики размещают извещение и документацию о предстоящем мероприятии в открытом доступе, то есть найти информацию и ознакомиться с порядком проведения могут все заинтересованные лица. Это бесплатно и не потребует от пользователя дополнительных действий, например, скачивать специальные программы для просмотра тендеров или иметь электронную подпись.
Закрытые тендеры — из названия уже понятно, что такие процедуры не получится найти в открытом доступе. Они специально скрыты от обычных пользователей, так как, например, могут угрожать государственной безопасности, и информация о них является государственной тайной. Заказчики сами выбирают исполнителей и направляют им приглашения на участие в тендере.
На протяжении нескольких лет способы определения победителей видоизменялись и совершенствовались. До 2019 года преимущественно проводились “бумажные” тендеры, и одновременно происходил плавный переход к электронному формату. С 1 января 2019 года почти все процедуры проводятся в электронном виде, что еще больше увеличило их гласность и облегчило контроль для проверяющих органов. От перехода на электронные закупки выиграли и участники тендеров, потому что многие этапы были автоматизированы, действия стали совершаться дистанционно, отпала необходимость тратить время на ненужные поездки, встречи с заказчиками и подписание контрактов “вживую”.
Аукционы — один из распространенных видов тендеров, в которых могут участвовать новички. Основным критерием для определения победителя является самая низкая цена. Делятся на:
— электронные аукционы;
— закрытые аукционы;
— закрытые аукционы в электронной форме.
Конкурсы — схема их проведения немного сложнее. От участника, кроме низкой цены, может потребоваться наличие опыта по аналогичным, успешно исполненным контрактам, необходимая квалификация и другие критерии. Делятся на:
— открытые конкурсы в электронной форме;
— закрытые конкурсы;
— закрытые конкурсы в электронной форме.
Запросы котировок — в них тоже, как и в аукционах, победитель определяется по самой низкой цене. Этим способом проводятся недорогие тендеры, алгоритм проведения максимально упрощен, поэтому среди заказчиков запрос котировок очень востребован.
Существуют также неконкурентные процедуры — это закупки у единственного поставщика (исполнителя). В ст.93 44-ФЗ приведено более 50 случаев, когда заказчик вправе провести такой тендер. При этом потенциальный исполнитель должен быть известен заказчику, иметь деловую репутацию, опыт по аналогичной тематике контракта, иметь все необходимые ресурсы для выполнения работ.
Тендеры — очень объемная тема, и рассказать сразу обо всем в одной главе не получится, как бы нам этого ни хотелось. Мы дали общую картину, что называется, “крупными мазками”, чтобы у вас возникло понимание этой темы, и можно было бы раскрывать следующие разделы более предметно.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Азбука тендерных продаж предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других