Наука подтверждает – 3. Сборник статей

Андрей Тихомиров

Упоминание об одежде в древних источниках подтверждает современные археологические данные о том, что древние люди использовали одежду уже 90—120 тысяч лет назад.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Наука подтверждает – 3. Сборник статей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Библия (Бытие): упоминание об одежде

Глава 2: 25 И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились. (Стыд при развитии человеческой самоидентификации появляется позднее. Набедренные повязки — с точки зрения религиозных деятелей, потеря невинности повлекла за собой чувство стыда, и люди стали покрывать половые органы набедренными повязками (опоясаниями), христиане прикрывали половые органы на скульптурах и картинах фиговыми листьями (отсюда показать фиг — высмеять христианскую напускную скромность). Человек — единственное животное, которое умышленно покрывает свое тело посторонними материалами по причинам, которые мы называем «стыдливостью», используя «пояс стыдливости». Иные животные могут покрывать себя грязью, для того чтобы охладить тело, или могут использовать незанятую раковину в качестве укрытия, но, насколько мы можем судить, только люди обладают стыдливостью. А. Азимов считал, что поначалу какие-то покровы понадобились для того, чтобы предохранить наиболее чувствительные места — напр., половые органы — от контакта с внешней средой. (Когда человек поднялся на задние конечности, половые органы оказались более открытыми, чем ранее.). По мере того как люди мигрировали в более прохладные районы, одежда становилась все более тяжелой и более плотно облегала тело: человеку требовалось искусственное тепло. Мотив стыдливости (или — в отдельных случаях — бесстыдства: ведь порой предметы одежды использовались, чтобы подчеркнуть эротические места) возник, по-видимому, как побочный эффект этой утилитарной необходимости в одежде. С другой стороны, и поныне существуют примитивные культуры, для которых нагота не считается постыдной; есть и развитые народы с подобными взглядами — напр., японцы; наконец, можно вспомнить нудистские (от лат. nudo — обнажать, делать нагим, открывать, обнаруживаться) колонии и пляжи. Набедренная повязка использовалась людьми, чтобы не дать упасть калу или пролиться моче во время охоты и вообще, так как по следам экскрементов человека мог выследить враг или хищное животное. По крови (используя копья с зазубринами, вызывающие обилие крови), следам, помету, древние люди и нынешние охотники, а также животные по запаху, выслеживают добычу. Также набедренные повязки использовались для поддержки гениталий, как впоследствии корсеты и лифчики для поддержки женских грудей.)

Глава 3: 21 И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их. (Еще раз доказывает, что Господь Бог — человек, точнее портные, которые освежевают животных и используют шкуры животных для одежды. то есть развивается скотоводство.)

Глава 9: 20 Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; (Занятие Ноя сельским хозяйством и в частности виноградарством).

21 и выпил он вина, и опьянел, и [лежал] обнажённым в шатре своём. (Описание пьянства Ноя, одежда к тому времени не только была предметом скрытия от холода, но и стала предметом стыдливости).

22 И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. (Здесь доказывается, что одежда к тому времени стала предметом стыдливости, стало необходимым скрывать свою наготу с помощь одежды).

23 Сим же и Иафет взяли одежду и, положив её на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. (Еще раз доказывается, что видеть наготу своих родителей для детей было нельзя).

24 Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, (Действия Ноя по отношению к меньшему сыну, а ведь в отношении младших сыновей в древние времена действовало правило минората, то есть все имущество доставалось ему).

25 и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. (Однако проклятию предан вовсе не Хам, а его сын, то есть внук Ноя Ханаан! Ханаан является предком ханаанитов и писатели Библии, которые освещали эти события уже в более поздние времена, должны были оправдать порабощение израильтянами Ханаана).

26 Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; (У Сима появился свой Бог, скорее всего, бог племени Сима, тогда было многобожие, Ханаан же провозглашался рабом Симу. Здесь опять оправдывается завоевание израильтянами Ханаана).

Глава 20: 16 И Сарре сказал: вот, я дал брату твоему тысячу [сиклей] серебра; вот, это тебе покрывало для очей пред всеми, которые с тобою, и пред всеми ты оправдана. (Покрывало для скрытия глаз. Платки у женщин — у всех народов в разное время наблюдается закрытие лица, тела. Напр., паранджа — от араб. фараджийя — верхняя свободная одежда, фата — от санскр. пата — ткань, легкое женское головное покрывало, ныне свадебный головной убор. Лицо в древности считалось обиталищем души, где были важнейшие черты женщины, поэтому они скрывались даже более тщательно, чем остальные части тела. В наше время жительница Саудовской Аравии, прожив с мужем 30 лет, подала на развод после того, как любопытный супруг впервые посмотрел на ее лицо, сняв вуаль, этим он нарушил закон родного города жены, который запрещает показывать лицо даже супругу).

Глава 24: 53 И вынул раб серебряные вещи и золотые вещи и одежды и дал Ревекке; также и брату её и матери её дал богатые подарки. (Одарение).

Глава 27: 15 И взяла Ревекка богатую одежду старшего сына своего Исава, бывшую у ней в доме, и одела [в неё] младшего сына своего Иакова; (Камуфляж). 16 а руки его и гладкую шею его обложила кожею козлят; (Камуфляж). 27 Он подошёл и поцеловал его. И ощутил [Исаак] запах от одежды его и благословил его и сказал: вот, запах от сына моего, как запах от поля, которое благословил Господь; (Обман). 28 да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина; (Благословение с помощью обмана!).

Глава 28: 20 И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сём, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, (Обет-договор со жрецом).

Глава 35: 2 И сказал Иаков дому своему и всем бывшим с ним: бросьте богов чужих, находящихся у вас, и очиститесь, и перемените одежды ваши; (Должен быть один бог, который и будет «руководить»).

Глава 37: 3 Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его, — и сделал ему разноцветную одежду. (Иосиф — младший сын, то есть он подходит под право минората. Разноцветная одежда означала богатство, некую избранность для древних времен, что-то вроде моды того времени. Изгнание детей — в животном мире часто можно наблюдать изгнание самками с новорожденными своих старших детенышей, это делается ими для того, чтобы сохранить жизнь новорожденному детенышу и вскормить его, также самка, кормящая новорожденного, не стремится к спариванию, у нее не вырабатываются месячные, это наблюдается и у человека (часто животными съедается или закапывается плацента, чтобы на запах не пришли хищники и не съели детенышей, по древнему африканскому обычаю у некоторых народов, в том числе и у фараонов Древнего Египта их плацента хоронилась вместе с умершим в канопе). В Древней Руси групповой брак представлял такую форму семейной жизни, при которой женщина и мужчина из одного рода образовывали на какое-то время моногамную семью. Они жили как муж и жена ровно столько, сколько требовалось для того, чтобы завести детей и вырастить их примерно до трехлетнего возраста. Начиная с этого момента мать уделяла ребенку меньше внимания, поскольку он считался достаточно взрослым, чтобы выполнять разнообразную работу. Женщина могла уже родить второго ребенка, поэтому она либо продлевала отношения со своим прежним супругом, либо переходила к другому мужчине. Старший же должен сам устраивать свою жизнь. Такое явление есть и у человека — в русских сказках старшие братья всегда коварные, а младший — «хороший», в Германии длительное время сохранялся обычай, когда старшие дети уходили из дома и сами устраивали свою жизнь. Это — право минората, древняя система наследования имущества младшим в семье, было заменено правом майората — праве наследования старшим из наследников, была направлена на сохранение и упрочение крупной земельной собственности). 23 Когда Иосиф пришёл к братьям своим, они сняли с Иосифа одежду его, одежду разноцветную, которая была на нём, (Одежда была, по-видимому, дорогой).

24 и взяли его и бросили его в ров; ров же тот был пуст; воды в нём не было. (Месть братьев).

25 И сели они есть хлеб, и, взглянув, увидели, вот, идёт из Галаада караван Измаильтян, и верблюды их несут стираксу, бальзам и ладан: идут они отвезти это в Египет. (Торговый караван. В религиозных манипуляциях широко используются ароматическое воздействие — установление влияния с помощью запахов и курений (мирра, смирна, ладан и др.). Научно доказано, что ладан содержит ацетат инценсола и является средством от депрессии и действует как антидепрессант. Бальзамы — от греческого — ароматическая смола, природные вещества, в состав которых входят эфирные масла и растворенные в них смолы, ароматические и другие соединения. Стиракса (по-гречески, по-еврейски — натаф — дерево или кустарник, буро-красная смола этого дерева употреблялась в медицине и косметике, древние израильтяне использовали эту смолу при курении в шатрах).

26 И сказал Иуда братьям своим: что пользы, если мы убьём брата нашего и скроем кровь его? (Иуда против убийства брата).

27 Пойдём, продадим его Измаильтянам, а руки наши да не будут на нём, ибо он брат наш, плоть наша. Братья его послушались (Лучше продать Иосифа).

28 и, когда проходили купцы Мадиамские, вытащили Иосифа изо рва и продали Иосифа Измаильтянам за двадцать сребренников; а они отвели Иосифа в Египет. (Иосиф продан в Египет. Сребреник — иудейская монета).

29 Рувим же пришёл опять ко рву; и вот, нет Иосифа во рве. И разодрал он одежды свои, (Рвать одежды — древний обычай нанесения себе тех или иных повреждений).

30 и возвратился к братьям своим, и сказал: отрока нет, а я, куда я денусь? (Рувим сопереживает Иосифу).

31 И взяли одежду Иосифа, и закололи козла, и вымарали одежду кровью; (Инсценировка).

32 и послали разноцветную одежду, и доставили к отцу своему, и сказали: мы это нашли; посмотри, сына ли твоего эта одежда, или нет. (Обман отца).

33 Он узнал её и сказал: [это] одежда сына моего; хищный зверь съел его; верно, растерзан Иосиф. (Иаков поверил обману).

34 И разодрал Иаков одежды свои, и возложил вретище на чресла свои, и оплакивал сына своего многие дни. (Вретище или власяница — дерюга, одежда из грубой ткани).

35 И собрались все сыновья его и все дочери его, чтобы утешить его; но он не хотел утешиться и сказал: с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю. Так оплакивал его отец его. (Оплакивание возникает в древности. Траур — по правилу талиона, скорбь, траурные одежды, вуаль, женский плач (плакальщицы) — все это способы вызвать жалость к оплакивающему, способы вызвать печаль, горе, раскаяние. Человек в горе бьет себя в грудь, рвет на себе волосы, отказывается есть, тем самым пытаясь наказать себя и избежать предстоящего вечного наказания или ослабить кару, которую он ждет за смерть близкого человека).

Глава 38: 14 И сняла она с себя одежду вдовства своего, покрыла себя покрывалом и, закрывшись, села у ворот Енаима, что на дороге в Фамну. Ибо видела, что Шела вырос, и она не дана ему в жену. (Специальные одежды существовали в древности для траура, в разных странах разный — траурный цвет в Европе — черный, в Китае — белый).

15 И увидел её Иуда и почёл её за блудницу, потому что она закрыла лице своё. (Закрытое лицо женщины, по-видимому, означало открытие для желающих нижней части тела).

16 Он поворотил к ней и сказал: войду я к тебе. Ибо не знал, что это невестка его. Она сказала: что ты дашь мне, если войдёшь ко мне? (Проституция, одна из древнейших профессий).

17 Он сказал: я пришлю тебе козлёнка из стада. Она сказала: дашь ли ты мне залог, пока пришлёшь? (Нужен и залог, а то обманет).

18 Он сказал: какой дать тебе залог? Она сказала: печать твою, и перевязь твою, и трость твою, которая в руке твоей. И дал он ей и вошёл к ней; и она зачала от него. (Появилась и беременность).

19 И, встав, пошла, сняла с себя покрывало своё и оделась в одежду вдовства своего. (Опять вдова).

20 Иуда же послал козлёнка чрез друга своего Одолламитянина, чтобы взять залог из руки женщины, но он не нашёл её. (Оплата).

21 И спросил жителей того места, говоря: где блудница, [которая] [была] в Енаиме при дороге? Но они сказали: здесь не было блудницы. (Выяснения).

Глава 39: 12 она схватила его за одежду его и сказала: ложись со мной. Но он, оставив одежду свою в руках её, побежал и выбежал вон. (Женщина готовит каверзу).

13 Она же, увидев, что он оставил одежду свою в руках её и побежал вон, (Вот так перечить женщине!).

14 кликнула домашних своих и сказала им так: посмотрите, он привёл к нам Еврея ругаться над нами. Он пришёл ко мне, чтобы лечь со мною, но я закричала громким голосом, (Женщина готовит каверзу).

15 и он, услышав, что я подняла вопль и закричала, оставил у меня одежду свою, и побежал, и выбежал вон. (Инсинуации).

16 И оставила одежду его у себя до прихода господина его в дом свой. (Женщина готовит каверзу).

17 И пересказала ему те же слова, говоря: раб Еврей, которого ты привёл к нам, приходил ко мне ругаться надо мною. (Инсинуации).

18 но, когда я подняла вопль и закричала, он оставил у меня одежду свою и убежал вон. (Инсинуации).

19 Когда господин его услышал слова жены своей, которые она сказала ему, говоря: так поступил со мною раб твой, то воспылал гневом; (Инсинуация закончилась победой обманщицы).

20 и взял Иосифа господин его и отдал его в темницу, где заключены узники царя. И был он там в темнице. (Иосиф в темнице).

Глава 41: 14 И послал фараон и позвал Иосифа. И поспешно вывели его из темницы. Он остригся и переменил одежду свою и пришёл к фараону. (Вызвали Иосифа к фараону). 42 И снял фараон перстень свой с руки своей и надел его на руку Иосифа; одел его в виссонные одежды, возложил золотую цепь на шею ему; (Иосиф — важнейший чиновник государства, виссон — дорогая ткань).

43 велел везти его на второй из своих колесниц и провозглашать пред ним: преклоняйтесь! И поставил его над всею землёю Египетскою. (Иосиф — важнейший чиновник государства).

Глава 44: 13 И разодрали они одежды свои, и, возложив каждый на осла своего ношу, возвратились в город. (Разрывать одежды означало показать высокую степень отчаяния).

Глава 45: 22 каждому из них он дал перемену одежд, а Вениамину дал триста сребренников и пять перемен одежд; (Приказ фараона).

Глава 49: 11 Он привязывает к виноградной лозе ослёнка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние своё; (Предсказания-благословения).

Глава 50: 10 И дошли они до Горен-гаатада при Иордане и плакали там плачем великим и весьма сильным; и сделал [Иосиф] плач по отце своём семь дней. (В древности необходимо было показать скорбь по умершему. Траур — по правилу талиона, скорбь, траурные одежды, вуаль, женский плач (плакальщицы) — все это способы вызвать жалость к оплакивающему, способы вызвать печаль, горе, раскаяние. Человек в горе бьет себя в грудь, рвет на себе волосы, отказывается есть, тем самым пытаясь наказать себя и избежать предстоящего вечного наказания или ослабить кару, которую он ждет за смерть близкого человека).

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Наука подтверждает – 3. Сборник статей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я