Спасибо тебе, мама! Мама – друг

Анна Яковлева

Эта книга универсальная. Она для мам и всех близких ребенка, кто хочет, чтобы он рос счастливым.Она позволит вам:– узнать самое важное о психике ребенка (почему он так себя ведет);– решить глобальные проблемы (непослушание, агрессия, обман, нежелание учиться);– ответить на текущие вопросы (как приучить ребенка чистить зубы, как поддержать его в трудный момент, как не срываться на него);– наладить с ребенком доверительные отношения;– помочь ребенку вырасти психологически зрелой личностью.

Оглавление

Начинаем путь. Точка А

Глобальная цель каждой мамы — чтобы ребенок был счастлив. Что делали для этого предыдущие поколения? Что делаем мы? Давайте подумаем, какие проблемы нам еще предстоит решить и какие задачи поставить перед собой.

Все мы хотим, чтобы наши дети были счастливы. Правда, каждое поколение определяет это по-своему.

Опыт наших бабушек и мам — подспорье или помеха

Наши бабушки, прошедшие голод и лишения послевоенных лет, первым делом следили за тем, чтобы ребенок был накормлен — иногда против воли, тепло одет-обут — даже если ему жарко. То есть считали главным удовлетворение физиологических потребностей. Безусловно, это основа нашего существования, но достаточно ли ее для счастья?

Наши родители вместе со страной потеряли все — перспективы, привычную среду, работу и вынуждены были искать новое место в жизни. Поэтому они мечтали, чтобы мы были успешнее их. Для этого они старались как можно раньше и во всех направлениях нас развить. Помимо школы у нас были всевозможные репетиторы, языковые курсы, музыкалка, спортивные секции. В сознании наших родителей успех был связан с безопасностью от невзгод и гарантией стабильности. Они поднялись на ступень выше бабушек — наряду с физиологическими учитывали наши интеллектуальные потребности. Но делало ли нас счастливее участие в гонке «поступи в престижный ВУЗ» или «стань успешным юристом-экономистом»?

Мы выросли с ощущением, что в детстве недополучили чего-то важного в эмоциональном плане — тепла, сочувствия, понимания. Поэтому начали интересоваться вопросами психологии, узнали кое-что про пирамиду потребностей. В том числе, выяснили, что человек нуждается в принятии, признании и самореализации. «Вот теперь мы избежим прошлых ошибок, и наши дети будут всесторонне счастливы», — обещали мы себе.

Почему у нас не получается

И все же в общении с ребенком мы ни с того ни с сего срываемся на бабушкины указания: «Надень шапку!», мамины сетования: «А вот у Маши одни пятерки, она еще и на фигурное катание успевает!», или папин крик: «Не будешь учиться, станешь дворником!». Даже если нам удается подавить в себе внутренний голос наших воспитателей и общаться с ребенком по-новому, следуя рекомендациям психологов, нас не покидает тревога: «я что-то делаю не так» или «вроде бы я все делаю так, но ничего не получается». Почему старые схемы так живучи? И почему попытки использовать прогрессивные методы не приносят желаемого результата?

Дело в том, что, как и наши бабушки-мамы-папы, мы стремимся оградить детей от собственных травм, негативных переживаний и ошибок. Из лучших побуждений, из любви, но тем самым, мы, подобно генералам из крылатой фразы Черчилля, готовим нашего ребенка к прошлой войне. Мало того, что ему придется столкнуться с иными вызовами, так вдобавок преодолевать их он будет с ненужным грузом стереотипов, негативных установок и страхов всех предыдущих поколений. Возможно ли взломать эту программу? Подготовить ребенка к его уникальной жизни, чтобы он достиг собственных целей, реализовал свой потенциал, строил здоровые отношения в деловой и личной сферах, справлялся с проблемами, не впадая в отчаяние и не теряя веры в себя? Одним словом — чтобы он был по-настоящему счастлив?

Благодаря достижениям современной науки на этот вопрос я с уверенностью могу ответить «Да, возможно!» Причем не в туманном будущем, а уже сейчас: эта книга — карта, а точнее навигатор на пути к этой цели. Она основана на разработанном мной практическом курсе, который уже прошли сотни родителей и решили не только задачу-максимум, но и множество частных проблем, с которыми столкнулись их дети — нежелание учиться, буллинг, возрастные кризисы.

Из этой книги мы узнаем, что такое счастливый, гармоничный человек и как помочь ребенку им стать. Эти знания можно сразу же начать применять на практике. А чтобы новые умения и навыки стали неотъемлемой частью нашего общения с ребенком, мы закрепим их в заданиях и упражнениях. Примеры из опыта участников курса помогут нам не утратить мотивацию — мы увидим, как рекомендации из этой книги меняли их жизнь и жизнь их детей к лучшему. Шаг за шагом мы обретем уверенность в счастье нашего ребенка и послужим вдохновляющим примером для других растерянных родителей.

Во все это трудно поверить сейчас, когда мы терпим неудачи, испытываем разочарование в себе как в родителе, сталкиваемся с «неразрешимыми» проблемами. И также трудно будет поверить в теперешние трудности, когда мы освоим методики из этой книги.

Поэтому перед тем, как отправиться в путь, давайте запишем, с чего мы начали, зафиксируем точку А:

— Какие проблемы я хочу решить с помощью этой книги?

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

— Какие чувства я сейчас испытываю? (каждому чувству можно присвоить баллы от 1 до 10, например: раздражение — 7, страх — 8, тревога — 9)

____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

А теперь «спокойствие, только спокойствие!» Давайте сделаем глубокий вдох и выдох — все, что мы сейчас переживаем, очень тяжело, неприятно, больно, но нормально. И вовсе не значит, что мы плохие родители, не умеем любить и, тем более, что с нашим ребёнком что-то не так. Просто мы пока не знаем, как правильно. Зато теперь все в наших руках.

Итак,

Поехали!

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я