«Антология Живой Литературы» (АЖЛ) – книжная серия издательства «Скифия», призванная популяризировать современную поэзию и прозу. В серии публикуются как известные, так и начинающие русскоязычные авторы со всего мира.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Диалоги снаружи и внутри предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Неявный диалог
Илья Бондаренко. пос. Скуратовский, Тульская обл
Я пил чай из блюдца,
Пил из чашки,
Пил из кастрюли
И черной канистры,
Пил в людных местах в манжетах.
И где не было никаких людей.
Пил, сидя верхом на танке,
Пил на блошином рынке,
Я выпил весь чай.
Я выполнил свой долг.
© Бондаренко И., 2015
Букет
Мы виделись раз в неделю,
Я без нее дичал.
И пуговицы летели,
Когда я ее встречал.
За полчаса до экспресса
В груди ускорялся ритм,
Ее приносили рельсы
И не было больше рифм.
Я в тот бесконечный вечер
Заранее знал вагон,
И поезд ведром картечи
Просыпался на перрон.
Тогда протолкнувшись ближе
К вагону и в муть окна
Смотрю сквозь стекло и вижу
Она выходит! Она!
И красный букет небрежно
(А я гляжу на нее)
Она вдруг бросает между
Матрацами на белье.
Осиленная неделя
Под ворохом разных дел
Назло текла еле-еле
Я ждал ее и хотел.
Мечты разлетелись пухом
Лишь яркий букет пестрил,
Насыщенный мерзким духом
Того, кто его дарил.
И в это мгновенье сгинуть
Владела мной мысль, уйти,
Чтоб горько смотрела в спину,
И чтоб кричала «прости!».
Народ, проводницы, сроки
Свиданьям и отпускам,
Но огненные потоки
Текли по моим щекам.
И где-то тогда томился
Главенствовший ухажер.
Тут поезд остановился
Как взгоряченный хор.
«Что, ждешь моей теплой встречи…» —
Подумал, ступив назад.
Но выдавив «добрый вечер»,
Я вдруг опустил глаза.
А после темно и тошно,
И горечь во мне цвела
Ужасно взбесило то, что
Она и не поняла.
Шепнула: «Привет, любимый?»
Я ждал, что еще соврет,
Вокзал гремел Хиросимой,
И-и… — мы пошли вперед.
Два пассажира
Два пассажира спорят, не давая
Друг другу досказать в трамвайном гаме.
Едва один откроет рот, зевая —
Другой туда уместится с ногами.
Два пассажира видных, как жар-птицы
На жердочке последнего трамвая.
Прикладываясь с горлышка к водице,
Оттаявшей у старого сарая.
И в череде невзрачных остановок
И в пепле остывающих моментов
Черпают мир ковшом из установок
Успевших запылится аргументов.
Два индивида в остром нетерпенье
Не соглашаются о сущности либидо
Живые образцы совокупления
Другими представителями вида.
Игра
Двор. Железный жираф. Зябко и тряско.
Этот меткий мороз снова целит в суставы и кости.
Невидимые футболисты то и дело поднимают пыль.
Деревья ведут неторопливую беседу:
1 — е д е р е в о:
Я полон внимания.
2 — е д е р е в о:
А если так?!!
И швыряет на стол лист с пятью заостренными
вершинами.
1 — е д е р е в о:
Нас не пугают злые погоды.
Не восклицать нам робко: «пальто бы…»
3 — е д е р е в о, пропуская ход:
Азарт хорош для молодых,
Мне надо фору, передых.
1 — е дерево, сбрасывая еще 2 листа:
Слушайте все, что я могу насвистеть на толстых и
тонких струнах.
Ветер усиливается.
1 — е д е р е в о:
Я пою.
2 — е д е р е в о:
Во вдохе — жизнь,
А выдох смертен
Шашлык Земли
Одень на вертел.
1 — й П р о х о ж и й:
О ветер, ветер, будь здоров!
И в барабаны бей ковров!
Деревья могут только тихать
А гонги временные — лихать.
3 — е д е р е в о, роняет тонкую ветвь с тремя желтыми листьями:
Душа глядится в кляксы луж
Я выиграл! — Козырный муж!
1-е дерево закатывается мелким хохотом листьев.
3 — е д е р е в о:
Сейчас, тогда, в любое время,
Слаба, беспомощна мораль, —
Что толку ставить ногу в стремя
Когда тебе кобылу жаль!?
2 — е д е р е в о:
Конец — всегда конец.
Вы слышите, где-то играет песня?
1 — е д е р е в о:
Трубы загробное мычалово
Милей, чем Юлия Началова.
3 — е д е р е в о, указывает 2-му на 1-е дерево:
Он милый парень, переливается черно-зеленым
в пробирке двора и водит хоровод созвездий.
2 — е д е р е в о:
Певец! Певец!
1 — е д е р е в о:
Я не больше певец, чем ветер, дождь или солнце,
чем волна, окатившая склон. Каждая песня что-
то значит. Без нее не полно существование.
Тишина — певец, без нее не было бы пауз, и все
звуки смешались бы в единый гул. Я не знаю, что
есть такого ценного у вас. Я Пою — равно — Я
имею.
И силой буйной кроны выбью
Сухую пробищу двора.
3 — е д е р е в о:
И что видно наверху?
1-е дерево:
Там птичий звон небесной пылью
Разносит в облаках «Пора».
2 — е д е р е в о:
Тускнеют солнечные нити.
Он был моим, теперь ничей.
Ладонь листа в кулак сожмите!
Казну оставил казначей.
Теперь казнит и строит козни.
1 — е д е р е в о:
Казнить надумал — так казни!
Только, чтоб не было возни.
3 — е д е р е в о:
Без боли — нет смерти.
Проверено! Верьте!
2 — е д е р е в о:
Так, значит, конец?
2 — й п р о х о ж и й:
Дворовый детский стадион
Что молодость — лишь слайды, клипы.
Она закончилась, как сон,
Раскланявшись со мной у липы.
Что здесь осталось? Только стужа,
Болезни, предвкушенье бурь.
Что бьет в нас изнутри наружу,
Мы бьем назад — снаружи внутрь.
2 — е д е р е в о:
Что слышу братья, слышу и немею —
В своем богатстве сам же погребен,
Кружба ворон над всем, что я имею,
И цвет листа уже здесь ни при чем!
Усиливается холодный ветер, начинается дождь.
2 — й п р о х о ж и й:
У каждого окна… нет, точно, у каждого окна —
предметы хвастовства одни и те ж. Оттого окна
сделались похожими друг на друга.
Да я и сам уже не могу понять, что такого особен-
ного сам в себе имею.
1 — е д е р е в о:
Этот человек — эквилибрист. Его страхуют фа-
келы и вертел. Он задается похвальными вопро-
сами.
3 — е д е р е в о:
Нет. Его черные пальцы никогда не лягут на
белые клавиши.
1 — е д е р е в о:
Чтобы подпрыгнуть — нужно оттолкнуться от
дна!
3 — е д е р е в о:
Он носит под одеждой труп.
1 — е д е р е в о:
Нельзя избавиться от болезни, не осознав, что
болен!
Я хотел бы посвятить ему свою песню.
2 — е д е р е в о:
О чем вы говорите!? Склон — полог! На нас уже
двинулась северная лавина!
1 — е д е р е в о:
Я имею то, что я пою. И больше здесь ничего нет.
Я пою для него.
2 — е д е р е в о:
Лес костенеет, ребра качаясь, трещат.
Вода стекленеет. Восход солнца — дощат.
1 — е д е р е в о:
Ты сгустил краску небесного холста. Все небо
затянуло.
3 — е д е р е в о:
Ш-ш-ш…
Лето уснуло.
3 — е дерево про себя:
Это случалось не раз и не два.
Что мы имеем —
В морщинах коры
Кольцами дыма вьется в года,
Конец и начало игры.
Инструкции к стулу
Где взять инструкций к стулу и чай Ван Гога?
В желтый стакан — искусственной бы заварки…
Последний десяток лет я сплю плохо
Неподалеку тут, в сине-зеленом парке.
Обычным служакой, вяло бреду со смены
В серых ботинках, стоптавших седое лето
В почте, не доставляющей перемены,
В поле подсолнухового рассвета.
Автопортрет не старится, там мне тридцать.
Я уже знал, как остается мало…
Мало цветов заблудится в море ситца,
Бросившись с нервной кисти на покрывало…
Короткий полет
памяти ШМ
Логичная клетка заполнена сажей,
Разряженный воздух и слезы сиделки,
Где в области сердца пахнет пропажей —
Я пью бессердечные посиделки.
Короткий полет видавшего виды,
Штурмующего закаты пилота;
Штурвал от себя и шлоки из Гиты
В колючую проволоку восхода…
Медный всадник
Пылится… нет, не местность — время
Мне отведенное. Торг неуместен.
Нога тверда, чтобы качать ей стремя,
А может, чтоб верней стоять на месте.
Я нагоняю пыль — оживший всадник,
Вонзивший шпоры в медь глухим ударом,
И стоны верст летят за виноградник,
Но как украсть дающееся даром!?
А суета повсюду: сбоку, сзади
Сопровождает от рождения до смерти,
И медный конь дрожит под весом клади
В стандарте карусельной круговерти.
Я сбился с времени и заблудился в датах,
Терять — пустяк, страшнее — оглянуться.
Я начался в истоке циферблата
Чтобы в конце пути туда вернуться.
Нет смысла ехать к океану
Нет смысла ехать к океану,
Достаточно взглянуть на небо,
Увидев в синем отдаленье
Воздушный флот и след за судном.
Нет смысла плыть по океану,
Ища глазами в дымке берег,
Довольно посмотреть — а нет ли
Вдоль неба фьордов горизонта.
А есть ли смысл смотреть на небо?
Не лучше ли его представить:
Безбрежность режут скрипом чайки,
Кораблик, пущенный ребенком
Безвольно вынесен на берег,
Горячей гальки хруст под влажной
Ступней коснувшейся прибоя
И облака далекий парус,
Подсвечен яркими лучами
И мы сидим с тобою рядом
Вверх обгоревшими плечами.
Она разговаривает со мной
Она разговаривает со мной, нежно смеясь
Кошками во ржи, высоковольтными проводами.
Незаметно любит меня, не ругаясь и не разводясь,
С кем бы я ни стоял, она всегда стоит между нами.
Сколько было потрачено ластиков и карандашей,
Сколько выпито, скомкано, выброшено и потеряно —
Она смотрит в глаза и обнимает меня за шею,
Она гораздо больше меня во мне уверена.
Она разговаривает со мной стихийными бедствиями,
Кем-то в погонах, превышающим полномочия,
Неисчерпаемыми причинами и последствиями
Она разговаривает со мной днем и ночью.
Можно сказать, что она бесконечно хороша собой,
И нескромно заметить — иногда мы с ней чем-то схожи,
Только каждую ночь она укрывает меня с головой.
Не обращая внимания на одежду и на мой цвет кожи.
Она
Она пришла и сказала…
Точнее, она сидела.
Возможно, что у вокзала,
Вряд ли что с пользой дела
Я ее не расслышал,
Как оказалось после…
Через полгода с лишним
Спали друг друга возле.
Молодость отползала,
Словно была случайной,
Что же она сказала —
Так и осталось тайной.
Отец
Болен отец, случается с каждым,
Материя — вещь неверная,
Встретил весну, как кукла в кровати,
Осень не встретит, наверное.
Вижу, как жизнь в унитазе смыта,
Вначале шальная и полная.
Лицо его словно бы не умыто,
Как карта больничная — желтое.
Что оставляет он, с чем уходит?
Буду грустить о нем.
Память найдет меня, как наркотик,
Чтоб проглотить живьем,
Кто-то уходит, кто-то приходит —
Схема, заезженная до дыр.
Если ли занятье привычней для плоти
Чем оставлять этот Мир..?
Ритм
Радость — глупит, жизнь — виноватит.
Снова опасность в обход опасенья…
Я через день говорю себе «хватит!»
И через два — меняю решенье.
Сердце с биением — разные вещи,
Как уверяют почившие в бозе —
Грань между «жив и уж нет» вряд ли резче
Грани меж «нет и не было вовсе»
Жизнь — суть театр и поданный ужин
Есть декорация к скуке итога,
Сыграна роль, мне больше не нужен
Ни собеседник для диалога
И ни замешанный смысл на драме
В доме построенном сикось-накось
Я пережеван углами — ртами
И ты, войдя ко мне — обозналась.
Работенка
Иногда поэтам подворачивается работенка
Не особенно чистая, но поэты не выбирают.
Периодически кто-то ждет от них ребенка,
Ну и вообще бытовые трудности напирают,
Поэты — не обыкновенные эгоисты,
Отличаются многим от большинства живущих.
Они не торгуются, когда предлагают триста,
И легко отстраняются от предложений пущих.
В жизни без толка им мало что интересно,
Ценно одно лишь время, как ресурс невозвратный
И поэтому с ними заговорить неуместно,
Даже если они проживают у вас в парадной.
К слову сказать, жить с ними — невозможно
Себе на уме, как правило, выпивохи
И девианты, врывающиеся безбожно,
Как мотыльки, в ночное окно эпохи.
Это же можно заметить про публицистов,
Лучших художников, скульпторов, музыкантов,
Немного танцоров и иногда артистов,
Впрочем, скорее гениев, чем талантов.
Что, запугал? Не думайте, их немного
Ну и они, как правило, нелюдимы,
Если однажды вас с ними сведет дорога,
Не привлекая вниманья, пройдите мимо!
Или рискните и, перейдя к обману,
С ними ведите речь про любовь и бренность,
Может быть, это послужит тогда роману,
Песне, а может, фильму про современность.
Смешной музыкант
Смешной музыкант на маленькой сцене
Дергает скрипку за нежные части.
В горячим экстазе, упав на колени,
И звуки, рожденные органом страсти,
Влетают в немые слои подворотен,
И взломанных пылью ушных полуарок,
И сходят цвета со старинных полотен
На занятых милой зевотой кухарок,
Свой день начинающих возле конины
Отборного сорта и даже довольных
Своим превосходством над плотью скотины,
Не зная мелодий, кроме застольных.
Но звуки запнулись вагоно-трамвайно
Извытые, как в лихорадке озноба
И слесарь, возникший на сцене случайно
Клянется кухарке в любови до гроба.
Смешной музыкант безликий и хрупкий
Как будто очнувшись в центре арены,
Неловко шагал и вытягивал руки
Вперед, чтоб ощупать отвесные стены.
Ты
Ты облачилась в черное и стоишь,
Словно сам секс в человеческой упаковке.
Там, где кругом только мертвые скаты крыш,
Ты куст жасмина, раскинувшего головки.
Как я могу отдалиться? Пространство — жжет!
Ты мне нужна, как Фаусту Мефистофель.
Ты тем прекрасней, чем утонченней лжет
Твой искушенный рот и арийский профиль.
Я унижаюсь, дикая Бовари,
Ты шевелишь губами и все по новой…
Нет! умоляю, только не говори!
Все уже сказано… Бродским и Полозковой.
Полнолуние
Шок от удара ладонью по голове рождает музыку губ,
Эхо шагов вторит крику, обрушенному на асфальт,
Оглохший и липкий от снега, где низкие ноты труб
Рассыпаны в петлях следов, троих разбегающихся. И альт
Пытается поддержать рассеянный, еле слышный ритм,
Но немота превращается в жилах города в снегопад,
Над небом, венчающим верх колодца и алгоритм
Музыки бездыханности жителей, волокущихся наугад,
В поисках подворотен, чтобы уткнуться белками глаз
В отражение ужаса, направляющих взгляды вскользь,
Но охрипшие репродукторы вдруг разносят
лохмотья фраз,
Серые, с лицами первых встречных,
продолжают идти врозь.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Диалоги снаружи и внутри предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других