Философский трактат под прикрытием художественного произведения, либо художественное произведение под прикрытием философского трактата.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «"Я"» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава Вторая
«…Пациент полагает, что процесс мышления эквивалентен акту творения. Сама структура «Мироздания» является той же структурой мысли. Здесь под «мыслью» подразумевается непосредственно мысль Бога. В этом мы бы не обнаружили ничего подозрительного — подобные идеи широко популярны в мировой философии. Но пациент утверждает, что находился в ситуации (т.е. дома, перед зеркалом, будучи в трезвом состоянии), когда ясно осознавал, что является не чем иным, как «плодом Божьего воображения». Причём, по его словам, он в этот момент также ощущал и присутствие Бога. Пациент описывает это самое присутствие как совершенно реальное и даже естественное. При ответе на вопрос: «Как же Бог выглядит?», — пациент приводит в пример живого человека, у которого имеется «сознание», но полностью отсутствует тело. Этот «живой человек» якобы находится везде во Вселенной и даже за её пределами, но в то же самое время присутствует рядом с наблюдателем в некоей микроскопической точке пространства. Важно отметить, что под «точкой пространства» здесь можно подразумевать то, что попадает в фокус зрения наблюдателя: на чём тот сосредотачивает своё внимание, там якобы Бог и проявляется. Из этих своих наблюдений пациент делает вывод, что Вселенная является следствием мыслительной деятельности «Всемогущего Творца». Кроме того, больной считает себя первым на Земле представителем т.н. вида HomoDeus(Человек Божий), который призван быть заключительным этапом эволюции…».
Вячеслав Николаевич, главврач областной психиатрической больницы, внимательно ознакомился с предварительным заключением от своих младших коллег. Очередная история болезни не должна была вызвать у него особого удивления, поскольку за последнее время именитый профессор успел перевидать где-то под сотню таких же текстов с аналогичным содержанием. Да что там эти тексты? Вячеслав Николаевич вот уже месяц как имеет дело со вспышкой неизвестного науке психического заболевания. Ежедневно ему приходится исследовать до пятерых новоприбывших больных, которые ведут себя весьма одинаковым образом. Каждый из них считает себя центром мира, который управляет всем ходом истории во Вселенной. Причём этакие управленцы убеждены, что логическая цепочка всеобщих событий сводится в итоге к тому, что Вселенная будет поглощена ими, управленцами, вместе с самими же собой. Но поступивший недавно больной по-настоящему заинтересовал видавшего виды Вячеслава Николаевича. Судя по заключению, он отличается от своих братьев по несчастью спокойнейшим поведением, вразумительной речью, да ещё и не получает никаких посланий совершить самоубийство. Профессор даже отложил некоторые дела, вышел из своего кабинета и спешно направился в одиночную палату…
— Добрый день!
— Здравствуйте!
— Как вы себя чувствуете, Геннадий?
— Спасибо! Не жалуюсь.
Небольшая комната была рассчитана на одного человека, свободно вмещая кровать, столик со стулом и тумбочку для личных вещей. Правда, здесь оставалось совсем немного места для ходьбы, но некоторым пациентам было позволено покидать палаты, прогуливаться в просторном коридоре и выходить во двор. Вячеслав Николаевич остановился в дверях и пристально всмотрелся в человека, сидящего на краю кровати. Мужчина лет тридцати действительно внушал впечатление какого-то мага или, возможно, пришельца… Практически бритая голова, пижама из грубой ткани, атлетическое телосложение и царская осанка составляли соответствующий портрет. Наглядно напоминая величественную статую Будды, довлеющую своей каменной мощью, он в то же время излучал какую-то живительную и даже светлую энергию, что ощущалось всеми фибрами души. Спокойный, уверенный и как-то по аномальному сильный взгляд не содержал в себе ни ноты высокомерия или желания подавить кого-то другого, а, напротив, говорил о детской дружелюбности. Мягкий и внушительный его голос издавал, скорее, командные установки талантливого гипнотизёра, нежели просто тихие звуки. С другой стороны, нельзя было сказать, что больной действительно пытался кого-то загипнотизировать. Все его повадки казались полностью естественными.
— Отлично! — продолжил врач и вежливо спросил: — Я вам не помешал? Могу ли я присесть?
— Да, конечно. Я готов к общению.
— Как вам наши условия? — Вячеслав Николаевич, немного вздохнув, расположился на стуле поодаль своего оппонента и аккуратно облокотился локтем о столик рядом. — Есть ли у вас какие-либо замечания?
— Всё хорошо. Спасибо! Никаких просьб и жалоб пока не имею.
— Вам действительно всегда так хорошо?
— Вряд ли человеку будет плохо, когда он час от часу умнеет, — объект исследования с лёгкой иронией разъяснил ситуацию, сохраняя при этом серьёзное лицо.
— Интересно, что же побудило вас так умнеть?
— Я мыслим Богом…
— Мыслим Богом? То есть не вы мыслите Бога, а Бог мыслит вас? — Профессиональная выучка требовала от Вячеслава Николаевича вести диалоги, как говорится, в здоровом ключе, а не в духе подозрительного врача, выискивающего больные качества в людях. Например, почему бы просто не поговорить о философии?..
— Именно так! — ответил человек, зовущийся Геннадием. Точнее, Геной Счастливым, о чём мы ещё узнаем позже…
— И как же вы пришли к этому?
— Дело в том, что я как-то наткнулся на один литературный конкурс в Интернете. Тема была интересной, «Самый абсурдный рассказ», и я решил почитать выложенные работы. Так вот, в одном из тамошних произведений, по-моему, под названием «Внутри мгновения», автор задаётся вопросом: «Что же будет, когда рождение и смерть сомкнутся в одном мгновении?». Не знаю почему, но данный вопрос глубоко проник мне в голову и ещё долгое время не отпускал. Я ведь обычно люблю поразмыслить над сложными парадоксами…
— И вы, конечно же, решили на него ответить?
— Да! Ясное дело, что речь там шла всего лишь об абсурде, художественном вымысле и, возможно, автор того произведения попросту пытался вызвать у читателя «взрыв мозга», так сказать, и тем самым выиграть конкурс. Но лично я подошёл к проблеме более серьёзно. Ведь жизнь и смерть действительно способны сосуществовать вместе…
— Вы о коте Шрёдингера?
— Приблизительно.
— Разве это не мысленный эксперимент, который вряд ли произойдёт в действительности? — заметил эрудированный профессор.
— Может быть, и мысленный эксперимент. Но дело не в этом. Абстрактный кот Шрёдингера и жив, и мёртв только тогда, когда мы его не видим, но при наблюдении за ним он становится либо живым, либо мёртвым. Ну а я же говорю о парадоксе, который вполне можно рассмотреть. И даже объясню сие более-менее доступными словами…
— Извольте.
— Пожалуй, как и у всех нормальных людей, ваше сознание способно находиться в состоянии глубокого сна без сновидений, ну или попросту в отключке. А в другое время оно у вас может ясно бодрствовать. Но представьте, что вы таким образом и спите, и бодрствуете, но в одно и то же время, в одном и том же месте.
— Я не могу себе этого представить.
— А я вам помогу, с вашего позволения. Допустим, вы присутствуете на гипнотическом сеансе. Некий гениальный гипнотизёр внушает вам всего одну единственную мысль, способную влиять на ваше психическое состояние. Но при этом ваше сознание воспринимает эту команду двояко, точнее, видит её под двумя противоположными углами зрения. Например, одно полушарие вашего мозга отключается и крепко спит, а другое — максимально бодрствует.
— Ну?.. И что же должно произойти в итоге?
— В итоге вы всего-навсего поймёте, что такое вечная жизнь. Потому что здесь действует совсем несложный парадокс. Изначально ваше сонное состояние и бодрствование являются постоянными физическими положениями. Математики нарекли бы их константами, а физики определили б как статичную систему. Каждая из этих констант представляет собой наивысшую точку в своей парадигме, или, говоря щадящим языком, минимальный и максимальный уровень бодрости соответственно. Но в виду того, что они как противоречия сосуществуют вместе, вы начнёте испытывать изменения в себе, например, будете непрерывно просыпаться и полноценно никогда не проснётесь. Ведь спящая часть вашего мозга всегда присутствует, а бодрствующая — никуда не исчезает. Следовательно, ваш разум физиологически не может сосредоточиться на обоих противоречиях сразу, и вам приходится идти от одного состояния к другому по бесконечной прямой, если можно так выразиться. Но никак не по кругу и даже не по спирали, как сказал бы Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Вы попросту извечно просыпаетесь, с точки зрения сознания, а ваша физическая статичность, как и прежде, остаётся неизменной. Ибо теперь уровень вашей бодрости неустанно увеличивается, или движется от минимального к максимальному. Но только в ощущениях. Это совершенно естественный и закономерный эффект, создаваемый таким законом диалектики как борьба и единство противоположностей. Хотя лично я назвал бы это по-другому…
— Значит, оно даётся только в ощущениях, говорите? — Вячеслав Николаевич наконец продемонстрировал свою погружённость в диалог.
— Вы заметили важную вещь. Именно в ощущениях, которые вроде бы не имеют материальной природы, но используют материю как среду. Они идут волнами в мозгу так же, как рябь по воде. Ведь на физическом уровне провернуть такой же трюк попросту невозможно: то есть согласовать два противоречия, да ещё и пребывать в вечности, так скажем…
— Но постойте! Почему же я призван лишь только просыпаться? Почему, например, не засыпать? Или почему не просыпаться и засыпать поочерёдно?
— Полагаю, что по природе вещей засыпать призвано только женское сознание. Ибо мужчина и женщина представляют собой единое целое, в рамках которого каждый из противоположных полюсов имеет своё назначение. Вот как раз по аналогии с левым и правым полушариями мозга. Ну а смена же состояний, от сна к бодрствованию и обратно, свойственно обычному человеку, который не является котом Шрёдингера.
В голове у Вячеслава Николаевича закружилось сразу множество вопросов. По мере беседы с пациентом профессор нашёл ещё больше загадок, нежели хранил до того. Для начала трудно было однозначно констатировать, что пациент непосредственно бредит, а не развивает какие-то научные концепции. К тому же содержание озвученных мыслей действительно вынуждало напрягать извилины даже людям с высшим образованием. Если бы вся эта речь была записана на бумаге, то её стоило б перечитать несколько раз и весьма внимательно. Известный в профессиональных и не только кругах психиатр обычно серьёзно не вникал в речи своих пациентов, хотя бы потому, что сразу же распознавал бредовые идеи. Но сейчас перед ним стояла задача суметь отличить обычную логику от так называемой «диалектики». Последняя считалась высоким достижением философии, и психиатрия попросту не могла здесь выдвинуть серьёзных возражений. Эта методика мышления свободно жонглировала противоположными друг другу утверждениями, называя, к примеру, подъём на вершину и спуск на землю каким-нибудь эскалатором с двусторонним движением. Жизнь и смерть здесь представляются одним и тем же явлением, поскольку смотреть на сие нужно как-то спереди и сзади, а может, даже справа и слева. Хитрый диалектик может преобразовать любое противоречие в научный парадокс, и придраться здесь к чему-либо будет себе дороже. Хотя тут ещё нужно выяснить, а диалектика ли это вообще или всё же расщепление сознания?
— Подождите… Получается, мы имеем двух людей разного пола, каждый из которых обладает спящим и бодрствующим позициями сознания, но, согласно открытому вами закону, мужчина призван исходить от первого к второму, а женщина — от второго к первому?
— Да. Но можно упростить эту картину. Существует просто одно единственное сознание, которое совершает сразу два противоположных действия, определяющие пол человека. Правда, наши индивидуальные физические тела создают иллюзию всеобщей разрозненности, включая раздробленность духовного мира. Но отказались бы вы считать себя одной и той же личностью, если бы отражались сразу в нескольких зеркалах?
— Понятно-понятно! Но в чём смысл этой задумки? Какие же роли выполняют мужчина и женщина в составе этого самого «единственного сознания», как вы говорите? Почему они отличаются друг от друга таким радикальным образом?
— Вот! Я вновь ощущаю дыхание этого самого… как его… мультикультурализма, — улыбнулся Геннадий и продолжил: — Дело в том, что примерно такой же вопрос мне уже задавала одна ваша коллега, которая «званием» пониже. Когда я имел честь обследоваться в дневном диспансере на окраине города, у меня сложилась интересная беседа с местным главврачом Инессой Муратовной. Когда речь зашла о моей непримиримой верности Богу, она немного бурно реагировала и всё допытывалась от меня, мол, почему же все известные мировые конфессии так подозрительно патриархальны? Почему, мол, они так несправедливо определили женщину как представительницу низшего ранга? Дескать сбросив монашеские балахоны, представительницы прекрасного пола успели примерить на себе всё: от рыцарских доспехов до костюма космонавта. Она была уже готова протестовать против того, что все пророки оказались мужского пола… Хе-хе-хе! Ладно, иногда хочется немного пошутить, так сказать. Я, конечно, списал все эти бабьи порывы на молодые её годы и влияние современной конъюнктуры… Она ещё выглядит профессионалом на фоне своего заместителя Марины Алексеевной, которая разразилась ироничным вопросом прямо мне в лицо, мол, а не изнасиловали ли, случаем, бедного Геннадия (который упорно скрывал от врачей некоторые свои былые переживания)?.. Хе-хе-хе! Ох, и каких только лиц, проникших в психиатрические заведения, мне не пришлось испытать на себе, пока я наконец не предстал перед вами… Но простите, отвлёкся.
— Если у вас имеются конкретные замечания по поводу каких-либо наших сотрудников, то…
— Нет! Я это — не для протокола. Я вообще ни на кого не жалуюсь, ибо смею думать, что понимаю устройство мира. Потому и не лишаю никого права выбора, даже если кто-либо идёт по пути, который лично я полагаю нечестивым. Но охотно даю советы людям при их желании. Если, конечно же, сам разбираюсь в конкретном вопросе… Вот только не очень понятно тут одно: почему меня привели сюда практически насильно? Где-то неделю назад, вечером, ко мне явилась полиция якобы задать наиважнейшие вопросы… Ну а позже меня отправили на осмотр в лечебное заведение. В конечном итоге Гена оказался здесь…
— Чтобы лучше разобраться в этих ваших лекциях, — объяснил Вячеслав Николаевич. — Ладно! Но, действительно, не будем отвлекаться. Ответьте, пожалуйста, на мой вопрос, если вы его помните?
— Да! Конечно! Согласно доступным мне знаниям, мужчина и женщина отличаются друг от друга прямо противоположным образом. Это связано с устройством души, или «психеи», выражаясь вашим языком. Всечеловеческое сознание напоминает условный магнит, у которого в роли северного и южного полюсов выступают человеческие души, мужская и женская. И, как нас учили в школе, магнитные полюса связаны между собой неким полем. Но только поле здесь свёрнуто настолько сильно, что упомянутые души не просто в разные стороны глядят, а замкнуты в пределах друг друга (это они потом разошлись, что уже совершенно иная история…). Так вот, магнит в моём примере представляет собой не что иное, как мысль Божию. И вот эта самая мысль несёт в себе одновременно бытие и небытие, что кажется на первый взгляд антинаучным заявлением. Ведь упомянутые противники не могут состоять в одной компании — сие, простите, не логично. На этом месте некоторые ваши товарищи, возможно, посмеялись бы, мол, «неужто у Бога шизофрения?». Хе-хе-хе! Но логика здесь безупречная. Ибо нам следует понимать, что бытие и небытие, по большому счёту, подразумевают друг друга и попросту не могут существовать как отдельно взятые смыслы. Нельзя же гордо заявить: «Быть!», — если при этом презренно не оглядываться на «не быть». Пора бы уже заметить, что «бытие есть отрицание небытия — небытие есть отрицание бытия», а значит, озвученная фраза является единым умозаключением, составленным из исходящих друг из друга суждений (другое дело, что обычно мы эту конструкцию используем частично…). Но в то же время, будучи единой задумкой, бытие или небытие не могут наполнить собою весь мир, поскольку препятствуют в этом один другому. Тем самым в целостной мысли Творца возникает консенсус противоречий: вечное раскрытие бытия и небытия друг в друге. Каждое из этих понятий обретает себя постепенно на фоне обретений своего оппонента. Так и творится протяжённый мир из абстрактной идеи! Мне тут, знаете ли, даже вспомнился анекдот про то, как летит некий Конец Всему, уничтожает каждого встречного и вдруг натыкается на персонажа по имени Класть На Всё… Хи-хи-хи… И что же, интересно, должно произойти?
— Эскалатор с двусторонним движением! — кивнул Вячеслав Николаевич.
— Что-то вроде… Но я бы привёл аналогию с человеком, который идёт по беговой дорожке. Человек шагает в одну сторону — беговая дорожка крутится в сторону противоположную. Движение вроде бурлит вовсю, но всё покоится на месте. Вообще, раскрытие бытия и небытия в художественном исполнении выглядело бы как восход и закат, переплетённые вместе. Течение времени непрерывно начинается и параллельно же завершается, образуя вечное настоящее. Потому что местное время (если можно его так называть) напоминает условную точку нульмерного измерения, к тому же не имеет делений на какие-то там секунды, минуты, дни или годы… Ибо изначальное прошлое и конечное будущее здесь неразрывны, как если бы корни одного древа росли из плодов того же самого древа. И что тут считать и высчитывать? И где здесь акт рождения? А где акт смерти? Всё это — совершенно бессмысленные вопросы, которые в системе вечного настоящего даже и не возникают. В принципе, вот так я и вижу ответ на основополагающий вопрос о рождении и смерти, которые происходят в одно мгновение… Таким вот образом сотворённый мир и существует как сотворённый мир: он вполне себе развивается между жизнью и смертью…
— И чем же привлекательно подобное пребывание в этаком полудрёме? Как мы видим, здесь нет ничего: ни полноценной жизни, ни полноценной смерти, ни глубокого сна, ни ясного бодрствования…
— А вот в этом и кроется самое интересное. Мужской полюс по мере вхождения в бодрое состояние созерцает проявления своего существования, обретающего всё более реальные черты. Например, в нашей обыденности таким же образом прогрессирует компьютерная графика. Женский же полюс, напротив, отходя к глубокому сну, чувствует всё большую мифичность жизни, которой в действительности не существует. Ибо, как мы помним, мир наш мыслится Творцом. И вместе они, полюс мужской и полюс женский, составляют одушевлённый плод воображения, способный смотреть на себя как на художественный вымысел. Но в весьма правдоподобных тонах. Таким образом безграничный Творец выражает Себя в ограниченной мере. Ведь само понятие «ограниченное» есть не что иное, как вечное совершенствование, но не пребывание на пике совершенства. Для Бога второе есть обыденная реальность, ну а первое — детская игра, понарошку…
— И зачем же Богу детские игры, интересно?
— Наверное, потому что Всемогущество выражается в скромности…
— Тогда причём здесь мужчина и женщина? И как вообще упомянутый вами «плод воображения» связан с Божьей скромностью?
— А вот здесь нам уже открывается сама модель Мироздания: единство Творца и творения. Теперь фраза «быть с Богом» играет новыми красками. Творец выражает Себя в том, что на Земле принято величать творением! Ведь творение — это отражение Творца. Как в зеркале! А земные мужчина с женщиной — это битые осколки того самого зеркала…
— Отлично! Но, давайте, по порядку. Я правильно вас понимаю?.. Если к вашему гипнотизёру на сеанс придут муж и жена, то каждый из них будет чувствовать себя по-разному от единой внушённой им обоим установки? Муж будет испытывать эффект, при котором его сознание постепенно включается, а у жены таким же образом оно выключается?
— Да! Барышня как будто бы отдыхает и сбрасывает груз со своих плеч, ну а мужик же набирается силёнок… В общем, с мужчины время начинается, на женщине — время завершается. Оба процесса, конечно же, не достигают своего пика. И если речь идёт о муже и жене, которые всегда вместе, тогда время здесь словно течёт из верхнего сосуда в нижний и перетекает из нижнего в верхний… Происходит круговорот Любви в природе, так сказать. Здесь важно понимать, что никакого вмешательства Эроса быть не может…
— Конечно-конечно! Прелюбодеяние — грех тяжёлый… Да и не пора ли нам уже замахнуться на Зигмунда нашего Фрейда?
— Хе-хе-хе!
— Ох, и не услышали бы нас сейчас мультикультуралисты…
— Хи-хи-хи!
— А ваша Инесса Муратовна: так та вообще пришпандорила б вам тяжёлый диагноз…
— Хо-хо-хо!
— Ну а другая, которая заместитель… Подозревала б в вас скрытого инквизитора! А может, и воина Аллаха!..
— Ой! Всё! Хватит! — с иронией произнёс Геннадий и ритуально вытер двумя пальцами краешки якобы промокших глаз.
— Ладно… — улыбнулся Вячеслав Николаевич и вернулся к основной теме: — Так… И в то же время они, мужчина с женщиной, объединяются в целостное творение, способное распознавать в себе реалистичную иллюзию, которой они, в принципе, и являются, но не видят этого при иных обстоятельствах?
— Так точно! Правда, по-настоящему единым творением они смогут стать лишь только после земной смерти… Как, в принципе, и всё наше человечество. Ведь все люди на Земле являются одной и той же сущностью, которая испокон веков носит различные лица: Сократы, Наполеоны, Филиппы Киркоровы, вы и я…
— Хорошо! Тогда в чём же суть обсуждаемого нами эксперимента? Вы его привели просто для наглядности? Ведь не существует же никакого гипнотизёра, и никому не дано спать и бодрствовать одновременно?
— И гипнотизёр существует, и в условного кота Шрёдингера нам тоже предстоит обратиться ещё при жизни на Земле. Мы же живём в последние времена…
— Понял-понял. Человечеству предстоит эволюционировать до нового вида Homo Deus, который является неким коллективным существом, — без всякой иронии произнёс Вячеслав Николаевич. — И ведущим «гипнотизёром», конечно же, будете вы?
— Ну на самом-то деле им является Бог! И, видимо, Он желает транслировать через меня…
— Ясно-ясно! Вот теперь понятно, почему вы мыслимы Богом! Кстати, вы это чувствуете прямо сейчас? Физически?
— Физически. Но не сейчас. Обычно я это чувствую, когда сконцентрировано смотрю на себя в зеркало. Раньше оно отнимало у меня много сил, но с каждым разом становится всё легче…
— В смысле, в последнее время вы можете чаще смотреться в зеркало?
— Да.
— И что же намерены делать в дальнейшем?
— В дальнейшем мне зеркало уже не понадобится…
— Понятно. Но что же вы видите в своём отражении? Почему оно так влияет на вас?
— Когда человек глядит в своё отражение, он лучше всего чувствует собственное «Я». Попадает в замкнутый круг, в котором нет ничего, кроме нашего «Я». Вы, наверное, знаете, что если поставить два зеркала друг напротив друга, то в их отражениях можно увидеть бесконечный ряд из таких же зеркал, словно матрёшку. Вот примерно по такому же принципу человек может погрузиться в свой внутренний мир.
— Разве этого достаточно, чтобы у людей настолько менялось сознание? Возможно, вы слышали, что самые впечатлительные совершают самоубийство, а некоторые погибают при более страшных обстоятельствах…
— Слыхал. Каждый реагирует по-своему. Кто-то — сходит с ума, кому-то — приходится ещё хуже. Мне повезло немного больше, хотя вы можете полагать иначе. Но вряд ли я буду единственным таким счастливчиком…
— Может, вам известны причины, по которым всё это вдруг стало происходить?
— Недавно я смотрел на телефоне отрывок популярного шоу. Там один церковнослужитель заявлял, что во всём виновата рукотворная чёрная дыра, которая вроде бы находится в центре Земли. Насколько я понимаю, она резонирует с нашим самосознанием и зачастую не выпускает из упомянутого замкнутого круга. Люди не могут вырваться из своего внутреннего мира. Поэтому многим становится нехорошо у себя в гостях. Простите за чёрную иронию. А некоторые совершают самоубийство, наверное, полагая, что таким образом исчезнут восвояси. Но я вижу такой, с позволения сказать, хитрый манёвр чрезвычайно ошибочным и даже опасным для кармы. Ибо никто не сможет просто взять и исчезнуть навсегда — мы-то с вами уже понимаем, что небытия не может быть без бытия, первое и второе подразумевают друг друга…
— Но почему же эта самая чёрная дыра так воздействует на сознание? Может, у вас есть версии?
— Дело в том, что устройство чёрной дыры и устройство человеческой психики подозрительно похожи, если не сказать идентичны. Кстати, мы только что обсуждали последнее. Правда, оговорюсь, речь здесь идёт не совсем об обычной чёрной дыре, а непосредственно о точке сингулярности, из которой когда-то произошла Вселенная после Большого взрыва. Наверное, в этот раз намечается уже обратный процесс… Я, кстати, даже делал записи об этом в своей тетради…
— Интересно! Не покажите ли их мне, если это возможно?
— Да! Конечно! — Философ ловким движением вытащил из тумбочки толстую тетрадь и, никак не прощаясь с ней, подал записи доктору. — В принципе, могу подарить — оно у меня уже в голове.
— Благодарю! — Вячеслав Николаевич принял подарок и поинтересовался: — А вы не допускаете, что ваша теория может оказаться ложной?
— Всяко может быть. Я допускаю вообще всё! Я допускаю, что моя теория может оказаться полностью бредовой. Я так же допускаю, что моя теория может оказаться истиной в последней инстанции. Как и допускаю то, что она может являться чем-то между правдивым и ложным. Ибо когда мы допускаем всё что угодно, то становимся скромнее и гибче. Кроме того, нам будет проще и комфортнее искать среди всех этих допущений наиболее логичные варианты.
— Понял-понял, — улыбнулся Вячеслав Николаевич…
За время пребывания в одиночной палате профессор практически не менял своей позиции на стуле, возможно, от того, что очень увлёкся диалогом с чрезвычайно харизматичным собеседником. Он даже совсем не утомился чувствовать под собой деревянную доску, несмотря на грузное тело в добавок к своему высокому росту (правда, организм напомнил ему об этом немногим позже, когда подошёл час принять стоячее положение…). Иногда он искоса поглядывал на пациента из-под тонких очков, иногда смотрел на того прямо в упор, а в определённые моменты округлял голубые глаза и приподымал пышные брови. Но большую часть времени его пожилое лицо хранило каменную неизменность, при этом никак не демонстрируя и ноты какого-либо равнодушия. Потому что в такой ситуации трудно было соскучиться, ведь впервые в жизни Вячеслов Николаевич наткнулся не просто на особого пациента, но на человека вообще. И когда в руках психиатра оказалась тетрадь с записями этого необычного персонажа, психиатр даже сдержался, чтобы не предаться чтению тут же. К концу беседы профессор задал оппоненту ещё пару формальных вопросов и, вежливо откланявшись, направился к себе в кабинет.
Теперь можно было заняться и личными делами. С утра он уже обошёл прикреплённых к нему больных и, в общем-то, выполнил свой врачебный долг на текущие сутки, включая и общение с… «Геной Счастливым». Ведь именно так была подписана тетрадь на её обложке: «Рукопись Гены Счастливого (а может быть, и нет…)». Автор, конечно же, подразумевает то, что если изложенные мысли не принадлежат ему лично, тогда эти откровения пришли к нему напрямую от Бога. «А может быть, и нет…», — вот это Вячеслав Николаевич и намеревался выяснить. Герой с необычным прозвищем не мог не отличаться от основной массы поступивших за последний месяц людей. В это время в стране и мире вдруг разразилась эпидемия какой-то однотипной паранойи, когда всех пациентов объединяли навязчивые мысли о том, что Вселенная скоро будет поглощена чёрной дырой, которая якобы находится у них в головах. Но только один Гена смотрел на это вероятное (или не вероятное) событие как на позитивный процесс, да ещё и выглядел совершенно счастливым человеком. И ни на какие чёрные дыры в своём сознании вроде бы и не жаловался…
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «"Я"» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других