1. книги
  2. Биографии и мемуары
  3. В. М. Саблин

Глагол времен. Семейные истории рода Лобановских

В. М. Саблин (2024)
Обложка книги

В книге собраны семейные истории рода Лобановских. В очерках прослеживается подъем по социальному лифту детей бывшего крепостного из Рязанской губернии Дмитрия Лобановского, их судьбы на фоне исторических событий в стране. Став интеллигентами в первом поколении, они передали потомках энергию, нравственные качества, ум, хватку. Эти качества наследники проявили во всех родах деятельности: кто-то стал педагогом, машинистом паровоза, инженером, кто-то моряком, летчиком, кто-то служащим, а кто-то просто воспитывал детей. Сильные стороны представителей рода особенно проявились в военные годы, в годы лихолетья. При подготовке очерков использованы письма, дневники, воспоминания, материалы семейных и государственных архивов. Ныне потомки Лобановского проживают в разных странах, но они по-прежнему воплощают те высокие деловые и нравственные качества, которые были выработаны их предками.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Глагол времен. Семейные истории рода Лобановских» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Родное село на Оке

Село Белоомут лежит в 160 километрах на юго-восток от Москвы, на левом берегу Оки. Река здесь является границей Леса и Лесостепи, по которой проходил рубеж защиты от набегов кочевников на Московское княжество. На восток, по левому берегу — Мещера, обширная низменность, занятая лесами, лугами, болотами, которая в весеннее время надолго затапливается бескрайним половодьем. Село лежит на песчаных буграх, но правый, западный берег все же выше, как и на всех реках.

Белоомут впервые упоминается в XV веке. За 1497 годом во вкладной книге Солотчинского монастыря записано: «Лета 7005 года в. кн. Федор Васильевич рязанский придал в дом пречистыя Богородицы на Солотчю к Григорьевскому селу уезд борть с белоомутцкими бортники от речки от Пилиса по Переделец и Чернятин-скую депрь…» К 20-м годам XVII века это крупное село, в нем крестьянских, рыболовных, бобыльских и вдовий 145 дворов, людей в них 148 человек.

В 80-х годах XVI века крестьяне села были включены в дворцовое хозяйство в качестве царских рыбаков: жалованная грамота об этом была выдана правительством царя Федора Ивановича в 1585 году. Она закрепила за белоомутскими рыбаками совместно с рыбаками соседних сел Ловцы и Любичи право монопольного лова в Оке от впадения Цны до Терехова монастыря, что за Старой Рязанью. Рыбаки делили речные владения на небольшие промысловые участки, каждый для артели, включавшей 15–20 человек.

Этими участками пользовались многие годы, почему связи рыбаков со своими участками и товарищами по артели значили больше, чем общесельские. Оттого в Белоомуте до начала XX века не отмечали престольных праздников. Улов шел в уплату царского оброка. В начале XVII века рыбаки должны были за год доставлять царскому двору 55 белорыбиц. 120 стерлядей, 90 щук, 90 лещей и 11 бочек остальной рыбы. Оставшаяся рыба шла себе на стол или на продажу.

Рядом с селом (названным вскоре Верхним Белоомутом) расположился еще в годы смуты, т. е. в XVII веке, укрепленный пункт охраны судоходства на Оке, в котором стоял стрелецкий отряд. Недалеко от него на речке Комарке в XVII веке вырос поселок Комарев (позднее Нижний Белоомут), где за высоким забором размещался кружечный двор (кабак) и таможенный двор.

Есть предположения, что царь Петр I мог заезжать в Белоомут во время Каспийского похода 1722 года.

В 7 километрах от Белоомута лежит Перевитское городище. Рязанская крепость Перевиток была возведена на северной границе княжества в конце XIV чека.

В 1860 году в Верхнем Белоомуте уже насчитывалось 619 дворов, число мужчин составляло 2184, число женщин 2318. В нем имелось две церкви, волостное правление, приходское училище, богодельня, базар проходил по понедельникам. На реке стояла пристань — с нее отправляли до 500 000 пудов сена в год, а еще камень и лес. Приходили по воде разные товары: железо, сельдь, соль, спирт.

В те же годы в Нижнем Белоомуте насчитывалось 603 двора, число мужчин составляло 2115, число женщин — 2416. Стояли две церкви, базар проходил по пятницам, в году проводилось две ярмарки — Покровская (10 октября) и Рожественская (25 декабря).

В Преображенской церкви веками была реликвия, хранилось древнее евангелие XVII века.

Занятием населения кроме рыболовства было прежде всего луговодство, отдача внаем лугов, торговля сеном, разработка торфа, бурлачество, ремесла, портняжное дело. Еще при крепостничестве белоомутский швец брал в котомку ножницы, аршин в руку — и шел по деревням обшивать народ. В начале XX века московские фирмы отдавали наиболее сложные заказы именно белоомутским портным. Крестьяне держали барки и суда, работали коноводами на баржах по Оке. Местные мастера освоили резьбу по дереву, роспись, столярное и позолотное дело, дабы исполнять заказы на иконы. Хлебопашеством народ почти не занимался.

Путники отмечали, что по берегам Оки народ бойчее и деятельнее, избы красивее, одежда щеголеватее. В селениях больше правильности, прочности и тщательности отделки. Даже в бедных семьях все вымыто, выскоблено. Порядок в доме удивлял сторонних наблюдателей. Журнал «Новое время» за 1883 год отмечал, что в Белоомуте «правильные порядки красивых, частью двухэтажных домиков с палисадниками, балконами и мезонинами, несколько больших церквей, два мужских и два женских училища. Все это делает Белоомут похожим на небольшой уездный городок».

Характерной чертой крестьян стало желание выделиться, проявить себя в одежде.

В середине XIX века Верхним Белоомутом владел Николай Огарев. Социалист и поэт решил отпустить крестьян на волю. Когда он в 1838 году объявил всенародно об этом на сходе, собравшиеся (около 700 человек) упали на колени, заплакали, закричали: «Не желаем, батюшка-барин, освобождения. Не кидай нас!». Николай Платонович вел себя либерально, в дела не вмешивался, наложил небольшой оброк. В 1846 году договор о переводе крестьян в разряд вольных хлебопашцев вступил в силу. Поэт задумал создать в селе автономную крестьянскую общину, но в итоге наделы бедных крестьян и отходников староста отбирал за долги и отдавал своим друзьям. Произошло расслоение крестьянства, стали появляться кулаки. Но бескорыстие Огарева запало жителям как образец заботы о простом человеке. Ужасов крепостничества они не испытали.

К началу XX века на местные нравы (ранее сдержанные, несколько суровые) благотворное влияние оказали развитие торговли, отхожие промыслы, рост грамотности, школьное образование.

В речи жителей этих мест характерно было употребление слов на — КЯ: нянькя, негодяйкя, злодейкя, редькя, копейкя.

В 1858 году, когда в селе Нижний Белоомут проводилась последняя ревизия, оно принадлежало помещику генерал-адьютанту, генералу от кавалерии Михаилу Григорьевичу Хомутову. По ее итогам в ревизской сказке под № 42 значится семья: Акул Феоктистов Лобановский 62 лет, жена Акула — Авдотья Емельянова 63 лет, его подкидыш Дмитрий 23 лет, жена Дмитрия — Катерина Иванова 20 годов, а также Дмитрия дети Павел — родился в 1855 году, и Петр — родился в 1856 году. В соседнем дворе (№ 43) значится семья Дмитрия Егорова Лобановского о 25 годов. Других лиц с фамилией Лобановский в селе не значится. От Дмитрия Акулова Лобановского по устному преданию и пошел наш род.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Глагол времен. Семейные истории рода Лобановских» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я