О культуре в Барнауле. Том №8. 2012 г.

Вадим Александрович Климов

Тексты сюжетов программы «Афиша» о культуре в г. Барнауле. Программа выходила в эфир с 1993 по 2016 гг. Восьмой том, год 2012-й. Имена и события в культурном пространстве г. Барнаула.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги О культуре в Барнауле. Том №8. 2012 г. предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

11.02.12

© Вадим А. Климов, 2022

ISBN 978-5-0055-9192-0 (т. 8)

ISBN 978-5-0051-8547-1

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Это необъективная история культуры в городе Барнауле. С 1993 — 1994 года я дела телепрограмму о культуре. «Афиша» была популярной передачей, я думал, что занят важным и нужным делом. В 2016 году программу закрыли, я уехал жить в Санкт-Петербург. Но культура Барнаула не отпускала и появилась идея оформить тексты программы «Афиша» в книги. Первый том 2005 год, это том №8. Год 2012.

04.02.12

Как обычно у нас выставки концерты спектакли то, что показалось мне интересным.

Начнем с выставок первым номером художественный музей — он флагман в изобразительном искусстве Алтая. Затем сюжет об открытии галереи изобразительного искусства «Республика ИЗО». Должен признаться будет многовато об одном и том же, два взгляда на мероприятие. Сначала расскажет Мария Трубина, а потом я дополню. И станет все понятно, от чего к этой галереи такое внимание.

ГХМ

Серьезная выставка в государственном художественном музее, тема оригинальная — портрет художника. В музее за долгие годы собрали прекрасную коллекцию работ, которые вписываются в тему. Экспозицию построили в историческом развитии от начала 20 века до современности. Работы начала прошлого века иллюстрируют волну поиска и революций в изобразительном искусстве.

У меня особенное отношение к автопортрету Борисова, это начало 20-х, бросается в глаза дух того времени, с его жаждой нового в искусстве. А конец 50-х совсем другая история и другое время. «Художники текстильной мастерской» картина, передающая настроение эпохи, когда вдруг страна расцвела ярким ситцем. Когда гимнастерки и ватные фуфайки сменили нарядные платья в цветочек. Так искусство шло со временем в ногу и дошло до начала московского концептуализма времен больших перемен. Теперь это называют «оттепель», которая закончилась разгромом в манеже.

Потом настало время подпольного модернизма и финал бульдозерная выставка, опять разгром. Это вехи развития изобразительного искусства в стране.

80-е уже другие времена и художники жили другими идеями, те 80-е точно увидел Александр Ботьев. В экспозицию вошло несколько его произведений.

Отражение времени в портретах, особенно интересно проследить в творчестве наших авторов; Иванов, Колпаков, Вагин. Прекрасная точная работа Майи Дмитриевны Ковешниковой «Мой друг художник Альфред».

Привлекает внимание инсоляция в центре зала, где сотрудники музея постарались создать настроение художественной мастерской. С одной стороны живописной, с другой скульптурной. Там где мастерская скульптора, портрет великого алтайского художника Черос-Гуркина, работа Людмилы Викторовны Рублевой, прекрасный портрет и как акцент времени раскола, как черта судьбы художника, большая трещина.

Республика. Маша

Res publica в переводе с латинского — дело народа. То, что народ создает сам, строит по кирпичикам. А что можно считать делом народа, как не культуру, которую нужно развивать и сохранять, окружать постоянным вниманием.

Культура — нежный цветок, который может погибнуть под тяжелым сапогом безразличия. Но то, что мы вложим в нее сейчас, будет цвести для многих поколений. К 10 известным видам республик прибавился еще один — Республика ИЗО. Республиканское государство отличает наличие закона, которому подчиняются все жители страны. В ИЗО этот закон — внимание к культурным ценностям.

В городе появилась новая выставочная площадка, занявшая большой кусок 4 этажа торгового центра Республика. Тем, кто скажет, что туда за искусством ехать далеко и долго, предлагаю взять часы и совершить путешествие в пространстве от площади Октября до Краеведческого музея, а потом проделать тоже, но в другую сторону до Республики ИЗО. Временные отрезки будут одинаковы, а направление движения точно никакой роли не играет.

Отличие этот галереи от других — продуманное оснащение залов, которое позволяет проводить постоянную переэкспозицию. Если в стенах галереи появится интересный автор, желающий разместить свои работы, то все картины можно перевесить, поменять местами в течение нескольких минут. Эта мобильность должна привлечь многих творцов к сотрудничеству, так как своей очереди выставиться в других галереях можно ждать несколько месяцев, что явно тормозит творческий процесс.

На прошлой неделе состоялось открытие Республики ИЗО, с которого началась первая выставка «Маленькая родина», посвященная 75-летию Алтайского края. Главной была народная тема. По залу разливались известные русские-народные песни в электронном оформлении. А среди художников, по словам организатора, выбрали тех, кто ярко и с чувством пишет сельский алтайский пейзаж. Набралось таких не мало, свои работы представили 10 известных художников Барнаула: Оленников, Клековкин, Погадаев, Марченко, Екатерина Демкина, Валерий и Денис Октябрь.

Алтай в видении художников был разный: солнечный, цветочно-зеленый и заснеженный, ночной, с покосившимися заборами или розовой плывущей в воде коровой. С тем, что есть и чего никогда не было, но весь такой знакомый и близкий. Алтай это не только мед, сыр и хлеб, это своя ментальность, история, культура.

Среди гостей было много известных барнаульских личностей. Были художники, фотографы, поэты, писатели, искусствоведы, не было пафоса, а ведь это не редкий гость многих подобных мероприятий. И хорошо, что он не пришел. Говорят, не звали.

Сама экспозиция не статична. Уже через неделю добавятся работы художника Чулюкова. А тема выставок будет меняться раз в 2 месяца, следующая — натюрморт. Вообще, запланировано много: и кинопоказы, и инсталляции, будут привозиться работы художников из других регионов.

В общем, в культурной столице сейчас появилось еще одно место, куда можно и нужно сходить, а быть может и поучаствовать в ее развитии, все таки, народное дело, общее.

В. Климов

Республика. я

«Маленькая Родина» — первая выставка в галереи «Республика ИЗО».

Это не политическая конъюнктура, не плавание по течению в русле решений партии и правительства. «Маленькая Родина» — выставочный проект.

Откуда идея? От излишних рассуждений о месте пейзажа в русском изобразительном искусстве. Типичная, если хотите, хроническая болезнь русской интеллигенции — ностальгия. Тоска по Родине.

Мы вышли из маленькой уютной Родины в большую жизнь и жизнь меняет мир так быстро, что понимая все прелести современного комфорта, мы умиляемся, вспоминая дворы и улицы, поля и речки. Откуда в русских особая любовь к пейзажу, к этой простоте, откуда врожденное понимание пейзажа?

От чего, глядя на поля и леса, мы говорим — как красиво. От того, что умеем видеть эту красоту, от того, что идеал красоты для нас ширь и благодать.

Выйти в поле, на околицу, вспомнить, ушедшую уже навсегда патриархальную деревню с её наивностью, вздохнуть, упереться пятками в сырую землю, посмотреть с высокого берега — вот в чём наша грусть о малой Родине.

У художника есть удивительная возможность: заострить внимание.

Смотря на покосившийся забор, засыпанную снегом избушку, грунтовую пыльную дорогу мы можем сказать: «не позитивно показана современная деревня, как не ухожена Россия». Но посмотрите, какая доброта во всем этом!

Пейзаж — как зеркало русской души, вот наша тема. Выставка «Маленькая Родина» в галерее «Республика ИЗО» — это снова попытка распознать загадку Русской Души, тайну её культуры. Мы пригласили разных авторов.

В Барнауле пейзаж — любимый жанр, но тема у нас особенная — страдальческая, лирическая. Смотрите и переживайте. Такой текст написал я к выставке, объясняющий, зачем мне этот проект. Пусть галерея числится моей, но это общее дело. У нас планов на 10 лет вперед, но стоит ли говорить об этом сейчас, когда только открылись. Художники — креативный класс, как вас сегодня называют присоединяйтесь, предлагайте, будем культивировать искусство.

Спасибо всем кто помог в реализации этого проекта, «Республика ИЗО». Не важно, какая стена, главное что на ней висит. Найти нас не просто пр. Космонавтов 6 г ТВК «Республика» на лифте до 3 этажа и на лево до конца.

Это была первая выставка в «Республике ИЗО». Прошло 10 лет. Сегодня мы вешаем 5 новых выставок. Откроим их 4 ноября 2021 года. Куратор галереи не успевает придумать как праздновать юбилей. Я предлагаю забыть об этой дате и работать дальше. Я точно понимаю, что в «Республике ИЗО» сделано очень много. И я вижу, что это никому не нужно кроме меня.

Шинель

На малой сцене в Молодежном театре поставили спектакль «Шинель». Это знаковое для русской литературы и вообще искусства произведения Гоголя можно представить в современном пространстве и в нашем времени, но зачем, когда публика соскучилась по костюмным спектаклям. Все чаще раздаются реплики, призывающие к классическому театру к дидактическому прочтению классики, доступному и понятному.

История самого известного маленького человека даже в этом варианте все равно остается злободневной, потому что среда русского чиноподченения, этого офисного планктона почти не изменилась.

Милый, трогательный Акакий Акакиевич затюкан в нашем представлении, но актер Игорь Бочерников играет его другим, его Башмачкин отстраненный, увлеченный и трудно вписывающийся в мейнстрим, типичный социопат, как сказали бы сегодня, тем он нам интересен. Хороший Акакии Акакиевич и умирает тихо без трагедии, и в этом открывается глубина смирения человеческого.

Спектакль поставлен задорно, три фигуры двигают пространство, они создают иллюзию активного мира вокруг Башмачкина, и замечательно это делаю.

Прекрасный эпизод Юлии Юрьевой в роли матушки Акакия Башмачкина, она точена в своей роле.

Казалось бы, в этой истории так мало событий и пространства, все же малая сцена, но режиссеру удалось собрать всех в интересное насыщенное, нескучное произведений. Спектакль поставил барнаульский режиссер, давно такого не было.

Максим Астафьев заканчивает театральный институт и это его дипломный спектакль, будем так считать. Хотя рука мастера чествуется. Вячеслав Всеволодович Кокорин главный режиссер нашего молодежного театра приложил руку. Но так и должно быть. С другой стороны попасть под такой пресс и делать диплом под чутким присмотром маститого режиссера не просто. Главное что спектакль получился. В нем нет постмодернизма, заставляющего думать и фантазировать, надо смотреть и все понятно для восьмиклассницы.

И. Бочерников

Некролог

Давно настало время писать некрологи, но я все откладывал. 21 год назад мне досталось писать некролог близкого друга, с тех времен я очень переживаю, когда пишу о скончавшихся друзьях и знакомых. Игорь Бочерников скончался 22 мая 2020 года. Он родился 22 апреля 1965 года.

В 1988 году окончил Алтайский государственный институт культуры и с того же 1988 года — актер Алтайского государственного театра для детей и молодёжи.

А дальше роли, много ролей в спектаклях для детей и для взрослых. Я работал с Игорем на спектакле «Праздники детства» режиссер Марат Свободный, режиссер киночасти Александр Быков. А я был продюсером этой киночасти. Мы снимали одну сцену на натуре, в снегу седели солдаты и одним из них был Игорь Бочериков. Маленькая сцена, обычная киносуета — свет, камера, начали. А потом на премьере я смотрел, как живой план сливается с киношным, и как из этого получается цельный спектакль. Видеоверсию спектакля можно посмотреть на сайте театра.

Но больше всего я запомнил артиста в спектакле Мити Егорова «Прекрасное далеко». Это был хороший спектакль. Не так давно, пару лет назад Игорь как то скромно сказал, что сердце болит. Знаете, как это бывает среди ровесников, когда мы начинаем друг другу, став старше 50 лет говорить, что все уже болит, но пока жить можно. Я не знаю, от какой болезни умер Игорь, но знаю, что он был еще совсем не старым. Он старше меня на год.

Во всех спектаклях, которых я видел с ним, он всегда был точным. А еще мне, кажется, что он был скромным. Есть люди, у которых скромность написана на лбу. Игорь из таких редчайших людей. Одаренный, умный и невероятно скромный, как это сочеталось с актерской профессией? Хорошо сочеталась, получился прекрасный глубокий артист. Последние годы в Молодежном театре Алтая, где Игорь служил с 1988 года все мужские роли среднего возраста, в которых нужен тонкий нерв, а не взрыв были за ним. Я подумал назвать его рядовым актерской армии, потому что русский театр, это большая армия, в которой есть генералы, есть выскочки, а есть тысячи преданных рядовых артистов, на которых все и держится. Они выходят ежедневно на сцену, а иногда и два раза в день, утром в детском спектакле и вечером для взрослых. О таких артистах быстро забывают, сменится поколение, и придут новые артисты, придет новая публика, и останется артист Игорь Бочериков только на видео, да в памяти историков театра. Таким не устанавливают мемориальные доски, потому что они рабочий материал искусства. Жаль, конечно, но такова жизнь в театре.

В репертуаре МТА Игорь Алексеевич был занят в следующих спектаклях:

Рыбак Лоренс в важной сказке для детей от шести до ста лет «Удивительное путешествие кролика Эдварда» К. ДиКамилло (2018)

Старик в сказе «Кысь» по роману Т. Толстой (2018)

Антон Иванович в интенсиве по поиску себя в этом мире «Карьера & фортуна» по роману И. Гончарова «Обыкновенная история» (2018)

Нил Борисыч Неуеденов в фарсе «Бальзаминов. ЖенитьБЫ» по мотивам пьес А. Островского (2017)

Главный повар, Смотритель дворца в музыкальной сказке «Карлик Нос» по мотивам сказки В. Гауфа (2017)

Папаша в спиритическом сеансе «Чёртова закуска» Н. Тэффи (2016)

Рассказчик в спектакле-фантазии «Храни тебя Бог!» по рассказам В. Золотухина (2016)

Король в трагикомедии «Обыкновенное чудо» Е. Шварца (2016)

Царь в музыкальном спектакле «Летучий корабль» по мотивам русских народных сказок (2015)

Дед в сказке-игре «Мы лепили колобок» по мотивам русских народных сказок (2015)

Мармеладов в драме «Преступление и наказание» Ф. Достоевского (2015)

Муми-папа в сказке «Муми-тролль и шляпа волшебника» К. Фролова (2013)

Владимир Ленин в трагикомедии «Русская народная почта» О. Богаева (2018)

Лягушка в сказке для самых маленьких «Золотой цыплёнок» В. Орлова (2016)

Доктор Ливси в музыкальной сказке-игре «Сокровища капитана Флинта» по мотивам романа Р. Стивенсона «Остров сокровищ» (2016)

Король в музыкальной сказке «Бременские музыканты» В. Ливанова, Г. Гладкова и Ю. Энтина (2015)

Пожилой солдат в музыкально-поэтической композиции «Колокола памяти» по стихам и песням военных и послевоенных лет (2015)

Отчим Аникин в воспоминаниях о счастье «Ещё раз про любовь» Э. Радзинского (2014)

Монах в притче «Декамерон» по мотивам новелл Дж. Боккаччо (2014)

Парамон Ильич Корзухин, муж Серафимы в восьми снах «Бег» М. Булгакова (2014)

Географ в сказке «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери (2014)

Индюк, Первый Гусь в бродячей сказке «Гадкий утёнок» по мотивам сказки Г. Андерсена и пьесы В. Синакевича «Дикий» (2013)

Артист в спектакле «Поток» (2013)

Акакий Акакиевич Башмачкин в петербургский истории «Шинель» Н. Гоголя (2012)

Иван Иванович Тебеньков, председатель колхоза в спектакле «Прощание славянки» по роману В. Астафьева «Прокляты и убиты» (2009)

Иван Никитич Лапшин в лирической комедии «В поисках радости» В. Розова (2009)

Боцман в пиратской сказке «Весёлый Роджер» Д. Салимзянова (2008)

Саныч в грустной утопии «Прекрасное далёко» Д. Привалова (2007)

Страшила в кантри-фэнтези «Волшебник Изумрудного города» Л. Баума (2006)

Мармеладов в сценах из романа «Преступление и наказание» Ф. Достоевского (2005)

Пират Смит в путешествии на остров Нетинебудет «Питер Пэн» Дж. Барри (2004)

Нарихира в легенде «Журавлиные перья» Д. Киноситы (2002)

Шляпник в fashion-феерии «Алиса в стране чудес» Л. Кэрролла (1999)

Игорь умер, а Макс Астафьев долго работал в драмтетаре, но его попросили. Я не был с Максимом в приятельских отношениях, он хороший парень, но из другого круга.

Аквариум

Интересно, что можно сказать про Гребенщикова на Алтае, можно сказать что этот Гребенщиков который не тот Гребенщиков, которого цитируют на рекламных баннерах. Тот был писателем, жил на Алтае, умер в Америке.

Этот музыкант, я не стану считать сколько раз Борис Гребенщиков и группа «Аквариум» приезжала в Барнаул. Есть какая-та ментальная связь, потому что детство Бориса Борисовича прошло в городе Ленинграде на улице Алтайской, дом номер 22. Скажите, что тут нет волшебного сочетания.

«Аквариум» уникальное явление в русской музыки, если даже те, кто не знают кто и когда сказал «рок н ролл мертв, а я еще нет», но повторяют это как заклинание.

Что поделаешь, каждая фраза из песни Гребенщикова может стать мантрой. Не верите — попробуйте. Прислушайтесь и не пропустите концерт. Каждый концерт «Аквариума» в Барнауле, это событие. Будите внукам рассказывать, что видел этого гения вживую.

Недавно с Корневым спорили о том, что Гребенщиков не поэт. Но и пусть он так считает.

Мне очень интересен очередной традиционный фестиваль книги в краевой библиотеке. Я уже посмотрел, что вышло в свет за 2011 год на Алтае, фестиваль открыли 2 февраля. Мы об этом расскажем в следующей программе.

Даже когда появилась «Республика ИЗО», я старался упомянуть все выставки в городе.

В ГХМ. «Портреты» и художник из Новосибирска В. Иванкин. В ГМИЛКА «Творческий гороскоп» С. Мозговой. В МузГор «Монолог капли» Арам Маилян. В Ибрагимов. В ПСИОН Иванов. В АРТЩет «Последний романтик» Сергей Пашков, в ТГ Художники Рубцовска. В галереи «Универсум» фото А. Валабуев. В «Проспекте» политическая карикатура.

11.02.12

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги О культуре в Барнауле. Том №8. 2012 г. предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я