О судьбах народов и человечества

Валентин Юрьевич Катасонов, 2019

Книга представляет собой сборник очерков, посвященных творческому наследию выдающегося православного мыслителя XX века святителя Николая Сербского. Значительное количество работ святителя было посвящено теме судеб различных народов и государств – начиная с ветхозаветных народов (включая еврейский) и кончая Европой XX века (с объяснением духовных причин двух мировых войн). В предлагаемых очерках воедино собраны ключевые идеи святителя по указанной теме. Автор очерков размышляет о судьбе современной России и русского народа, опираясь на идеи великого сербского мыслителя. В книге также рассматриваются мысли святителя Николая Сербского по вопросам нравственности, экономики, политики, истории, права, культуры, науки, образования и просвещения. В каждом очерке автор стремится давать короткие выводы, которые могут послужить ключом к пониманию сложной картины мира XXI века с позиций Православия.

Оглавление

Из серии: Метафизика истории

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги О судьбах народов и человечества предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Раздел II

Судьбы ветхозаветных евреев

Какая книга содержит наибольшую в мире критику еврейского народа и его осуждение? — Та, которую сами евреи написали — Ветхий завет.

Святитель Николай Сербский. Стослов. Слово 58 27

История израильского народа как учебник жизни

Из народов первым больным, которого Бог принялся исцелять, был народ еврейский. Избранничество еврейского народа означает всего лишь это, и ничего более.

Святитель Николай Сербский. Азбука истины

Народ Израиля — главное действующее лицо Ветхого завета

Священное Писание содержит истории многих народов. История каждого из них, как отмечает святитель Николай Сербский, очень поучительна. Мы уже рассмотрели судьбы некоторых библейских народов с комментариями Николая Сербского. Это и семь племен Ханаана, и древний Египет, и Вавилон, и Ассирия, и филистимляне, и моавитяне, и аммонитяне, и многие другие.

Но все-таки главным действующим лицом Ветхого завета является израильский народ. В книге Николая Сербского «Наука закона» (Глава XVI. Нравственный закон управляет судьбами народов) читаем:

«Давайте раскроем Книгу Божию и прочтем, что там сказано о судьбах народов. Наиболее исчерпывающе описана судьба народа еврейского. От семидесяти душ, которых праотец Иаков привел в Египет, со временем появился многочисленный народ. Этот народ страдал в египетском рабстве 430 лет. Господь Бог вызволил его из рабства и установил для него закон. С тех пор на протяжении нескольких тысяч лет судьба евреев зависела от этого Завета. Ни одно событие, значимое для отдельных людей или целиком народа, ни одно изменение к лучшему или к худшему, ни одна победа, ни одно поражение, ни один шаг вперед и ни один назад, точно так же как ни один дождь, ни один урожай, — словом, не происходило ничего, что не было бы взвешено и объяснено нравственным законом Бога».

Без натяжки можно сказать, что Ветхий завет — история древних евреев, а все остальные народы составляют лишь фон этой истории. Более того, даже Новый завет содержит немало интересных моментов, помогающих лучше понять судьбу еврейского народа. Соответственно, в размышлениях святителя Николая Сербского о судьбах народов еврейский народ занимает основное место. Много раз святитель повторяет простую мысль: история еврейского народа очень поучительна, она может и должна восприниматься как учебник жизни для всех существующих в наше время народов и всего человечества в целом.

В работе «Слово о законе» этой теме специально посвящены глава XIII «Закон в действии» и глава XIV «Неотвратимость нравственного закона и судьбы людей и народов». Собственно, история еврейского народа убедительнейшим образом демонстрирует нам действие единственного в нашем мире «железного» закона — Высшего нравственного закона, которому и посвящена вся работа «Слово о законе». Святитель пишет:

«Именно с точки зрения исполнения нравственного закона богодухновенные пророки описывают судьбу народа израильского от начала до конца. События сменяют друг друга, словно живые картины на полотне, и в каждой из них явственно проступает неумолимое действие нравственного закона. История этого народа, конечно же, не случайно и не бесцельно “вставлена” в священную Книгу Божию, как считают многие западные богословы и критики, но вполне разумно, по высшему Промыслу, чтобы на примере исторического пути одного народа показать действие нравственного закона, установленного Богом, и преподать урок всем другим народам».

Обращу внимание на слова святителя о том, что многие западные богословы и критики полагают, что история еврейского народа попала на страницы Священного Писания случайно. Что, мол, на этих страницах с таким же успехом могла быть размещена история любого другого народа. Что, мол, история еврейского народа демонстрирует лишь общие закономерности развития всех народов. Так считают, например, еврейские ученые библеисты вроде Генриха Греца (1817–1891) и европейские рационалисты вроде Эрнеста Ренана (1823–1892). Другие все-таки подчеркивали «особость» еврейского народа. Не обязательно в том смысле, что евреи выше других народов, а именно в том смысле, что этот народ был избран Богом в качестве некоего «первопроходца», призванного показать другим народам будущее. Так, блаженный Августин (354–430) полагал, что именно на евреев Богом была возложена миссия привести человечество к христианству. Так что «исключительность» евреев заключается не в их особых нравственных качествах или интеллектуальных способностях, а именно в возложенной на них всемирно-исторической миссии. Святитель выдвигает свои предположения, почему выбор Бога пал именно на древних евреев, а не, скажем, на древних египтян или персов. Вопрос интересный. В одних местах святитель пишет, что у евреев — родословная, включающая большое количество праведных патриархов (начиная от Авраама); другие народы этим похвастаться не могли. А вот в небольшой работе «Азбука истины» святитель дает другое объяснение:

«Из народов первым больным, которого Бог принялся исцелять, был народ еврейский. Избранничество еврейского народа означает всего лишь это, и ничего более». А далее он продолжает, что звание избранного народа не было дано евреям на все века. Бог дал, Бог забрал: «Но поскольку евреи воспротивились Богу как Исцелителю и попрали Завет, то Бог принялся за исцеление всех народов, таким образом из всех народов создавая для Себя единый избранный народ добровольно предающихся Ему на исцеление»28. Но этот новый избранный народ уже фигурирует в Новом завете.

С чего начинается история ветхозаветного Израиля

По истории еврейского народа написано много книг, принадлежащих перу как еврейских, так и нееврейских авторов. С моей точки зрения, одной из наиболее удачных является книга С. М. Дубнова «Краткая история евреев»29.

История еврейского народа может отсчитываться от внука Ноя, сына Сима по имени Евер, который жил во времена вавилонского правителя Нимрода. Он отклонил призыв этого правителя участвовать в строительстве вавилонской башни и ушел за реку Иордан (имя Евер в переводе означает «перешедший реку»). В православии Евер относится к праотцам — группе ветхозаветных святых, почитаемых как исполнители воли Божией в священной истории до новозаветной эпохи.

Чаще история евреев отсчитывается от Авраама (родился в XXI веке, а умер в XIX веке до Р.Х.) — потомка Евера. Повествование о жизни и деятельности Авраама содержится в книге Бытия (11, 26–25, 10).

Наконец, можно отсчитывать историю евреев от того времени, когда потомки Авраама, Исаака и Иакова (Израиля), оформившиеся в двенадцать колен Израилевых, пришли в «Землю обетованную», Ханаан. Это произошло после исхода их из Египта и путешествия по пустыне под предводительством Моисея. Именно в это время произошло формирование еврейского народа как «избранного», поскольку Моисей получил Закон от Бога на горе Синай в виде каменных скрижалей. Этот народ состоял из сыновей и потомков Иакова (Израиля), оформившихся в двенадцать колен. С этого времени они стали называться не только «евреями», но также «народом Израиля».

Краткая схема истории ветхозаветного Израиля

В самом общем виде историю евреев можно разделить на следующие этапы.

1. Эпоха патриархов — родоначальников еврейского народа (XX–XVII века до Р.Х.; примерно 250 лет).

2. Переселение в Египет и египетское рабство (XVI–XIV века до Р.Х.; 210 лет).

3. Исход из Египта и скитания по пустыне (XIV век до Р.Х.; около 40 лет).

4. Завоевание Ханаана (примерно XIII век до Р.Х.; около 14 лет).

5. Эпоха Судей (XII–IX века до Р.Х.; примерно 300 лет).

6. Период «объединенного царства», когда Израиль последовательно управлялся Саулом, Давидом, Соломоном (XI–X века до Р.Х.; 80 лет).

7. Эпоха Первого храма (IX–VII века до Р.Х.; примерно 350 лет).

8. Вавилонское пленение (586–537 годы до Р.Х.; 49 лет).

9. Эпоха Второго храма (VI век до Р.Х — I век по Р.Х.; примерно 610 лет).

Таким образом, история ветхозаветных евреев насчитывает около двух тысячелетий (если отсчитывать от патриарха Авраама) и завершилась в I веке по Р.Х. разрушением Иерусалимского храма в 70 году по Р.Х. Римские воины сровняли Иерусалим с землей, бо́льшую часть жителей Иудеи увели в плен. С тех пор на протяжении следующих почти двух тысяч лет евреи жили в рассеянии по всему миру, не имея своей государственности.

С того момента, когда евреи распяли на Голгофе ожидаемого Мессию, Иисуса Христа, ими была перейдена «точка невозврата». Евреи потеряли звание избранного Богом народа. Таким народом стали христиане. Это совершенно новый народ, примера которого не было до этого в истории. Это народ, где «нет ни еллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3, 11).

О цикличности истории ветхозаветного народа Израиля

Святитель не оставляет без внимания ни один из приведенных выше периодов истории народа Израиля. При этом он замечает определенную закономерность. Так, говоря об эпохе (периоде) Судей, он пишет: «В течение всего длительного периода власти Судей над израильтянами непрестанно и неизменно повторялись три главных события: отпадение израильтян от Бога, наказание Божие в виде рабства чужеземного и покаяние народа с взыванием к Богу об избавлении, и снова: отпадение, наказание и вопли раскаяния, и снова, и снова».

Эта цикличность, включающая три фазы (отпадение еврейского народа от Бога; его наказание; покаяние и избавление от наказания), присутствует на протяжении почти всей двухтысячелетней истории народа. Но особенно после того, когда еврейский народ получает от Бога скрижали с десятью заповедями. Неисполнение этого ветхозаветного закона каждый раз карается Богом неотвратимо. Историю еврейского народа можно назвать так, как называется роман Федора Михайловича Достоевского: «Преступление и наказание».

Иногда наказания посылаются Богом всему народу, иногда — его части, иногда — отдельным людям. В Священном Писании в назидание описываются преимущественно наказания царям, первосвященникам и другим «нерядовым» представителям «избранного народа». Иногда начальствующий израильтянин за свои грехи расплачивается только сам, иногда расплата ложится на весь народ.

Наказания Бога нечестивым евреям

А каковы наказания? — Спектр их очень широк. При наказании всего народа — войны, засухи, голод. Применительно к отдельным людям — болезни, язвы, смерть (как насильственная, так и естественная), впадение в состояние безумия, даже самоубийство. Вот приводимый Николаем Сербским пример наказания в виде засухи и голода, приводимый в «Науке закона»:

«Царь Ахав и супруга его Иезавель отпали от истинного Бога и стали немилосердно преследовать верующих в единого Господа. Пророк Илия предрек, что в Самарии не будет дождя три с половиной года. От засухи и голода пострадало много народа, пало множество домашнего скота. И все эти беды случились по причине страшного греха царя Ахава. Таким образом, исполнилась угроза Господа: И небеса твои, которые над головою твоею, сделаются медью, и земля под тобой железом (Втор. 28, 23)»30.

Но чаще всего наказанием оказываются болезни, смерть от болезней и захватчиков, самоубийства. Вот, например, царь Охозия поплатился жизнью за попытки обращаться к дьявольским силам. Святитель пишет об этом случае: «Случилось так, что царь Охозия упал с верхней террасы дворца и слег в постель. Болезнь не отступала, и тогда царь послал своих людей в Аккарон к Веельзевулу, чтобы спросить, поправится ли он. По пути встретил посланцев царя пророк Илия и гневно спросил: Разве нет Бога в Израиле, что вы идете вопрошать Веельзевула, божество Аккаронское? (4 Цар. 1, 3). А царю Охозии пророк Илия предрек: С постели, на которую ты лег, не сойдешь с нее, но умрешь (4 Цар. 1, 4). Так и было. Летописец записал: И умер он по слову Господню, которое изрек Илия (4 Цар. 1, 17)»31.

Мало того, что Охозия, шестой правитель царства Иудейского (843–842 годы до Р.Х.), поплатился своей жизнью. После него власть в руки взяла Гофолия (или Аталия) — мать Охозии и сестра израильского царя Ио-рама (который накануне также был убит). А это стало трагедией для всей Иудеи. Аталия стала казнить потомков Давида во всей Иудее. Она также пыталась уничтожить «все царское племя дома Иудина» (2 Пар. 22, 10). Аталия правила шесть лет, кровь лилась по всей Иудее. Она по своей жестокости могла соперничать со многими мужчинами-правителями. Однако царица упустила одного сына Охозии — Иоаса. Кончилось все тем, что Аталия сама оказалась в западне, устроенной Иоасом, и была убита. (2 Пар. 23, 21).

За что карал Бог евреев?

А какие законы нарушал «избранный народ»? Да практически все десять заповедей, которые были начертаны на скрижалях, полученных Моисеем от Бога («Декалог»). Впрочем, святитель Николай Сербский особенно обращает внимание на нарушение таких заповедей, как убийство, кражи, прелюбодеяния, поклонение идолам, отход от веры в единого Бога. Также кары следовали за занятия спиритизмом, за ненависть и зависть, за обращение к гадателям и чернокнижникам и т.п.

Вот, например, Николай Сербский в «Науке закона» описывает, как царь Саул был приговорен Богом к смерти за занятия спиритизмом:

«Господь Бог запретил обращаться к колдунам и гадалкам, к лицам, имеющим дело со злыми духами или вопрошающим мертвых. Того, кто сделает это, Господь покарает, говоря: истреблю его из народа (Иез. 14, 8). Эту заповедь Господню нарушил царь Саул и поплатился за то головой. Несмотря на то, что в начале своего правления он истребил всех гадальщиков, колдунов и спиритов всех мастей на своей земле, впоследствии, когда царь сам отступил от Бога, он отправился к одной кудеснице и потребовал вызвать некоего духа, чтобы узнать о своем будущем. Саулу явился дух пророка Самуила и в гневе предрек ему, что он завтра погибнет. И в самом деле царь Саул погиб на следующий день в битве с филистимлянами. Таким образом царь Саул погиб не из-за слепого случая, не оттого, что был неискусен в бою, не из-за превосходящих сил противника, но вследствие своего собственного греха. Его смерть так же объясняется не законом природы, но законом нравственным»32.

О том, к каким последствиям для Израиля приводило нарушение восьмой заповеди «Декалога» («Не укради!»), я расскажу ниже.

Евреи пытаются спасаться от гнева Божьего

А когда Бог отменял свои наказания или прерывал поток бед, которые сыпались на головы нечестивцев? Евреи давно уже поняли, что между нарушением закона, с одной стороны, и невзгодами, нестроениями человека, с другой, существует устойчивая причинно-следственная связь и что пресечь неприятности можно лишь через покаяние или искупление. В незапамятные времена у евреев возник праздник под названием Йом-киппур, название которого на русский переводится по-разному: ‏«День искупления»; «Судный день»; «день Всепрощения»33. Считается, что в этот день (обычно — последние числа сентября — первые числа октября) Бог оценивает поступки человека за предыдущий год и выносит свой вердикт. Евреи накануне делают все возможное для того, чтобы избежать отрицательного приговора, поэтому стараются просить прощения за нанесенные обиды, прощать долги, приносить искупительные жертвы и т.п. Но, к сожалению, довольно часто у древних евреев покаяние заменялось формальным искуплением, часто в виде жертвоприношений или даже материальных приношений (в частности, пожертвования в сокровищницу Иерусалимского храма). Не оттуда ли берут свое происхождение католические индульгенции, практику которых подверг уничтожающей критике ровно 500 лет назад Лютер в своих знаменитых 95 тезисах?

Покаяние царя Давида в контексте истории Израиля

Израильский народ мог бы потерять свой статус «Богом избранного» намного раньше, если бы все ограничивалось формальными процедурами «выкупа» грехов. Но, с одной стороны, там были пророки, которые призывали к истинному покаянию своих собратьев и единоверцев. С другой стороны, там были праведники, которые добивались такого состояния через искренние слезные покаяния. Это те же самые пророки. Это отдельные израильские первосвященники, цари и прочие «начальники».

В первую очередь вспоминается история царя Давида. Того самого царя, который нарушил заповеди: «не убивай», «не прелюбодействуй». Все грамотные люди знают этого знаменитого израильского царя и историю его грехопадения. Давид пережил головокружительный взлет: из простого пастуха стал военачальником, затем царем. Сумел предотвратить распад Израиля на два государства, в результате успешных военных операций расширил территорию Израиля и т.п. Как говорится, «голова закружилась». Появилось ощущение вседозволенности. Вступил в преступную связь с женой своего военачальника Урии. Жену звали Вирсавия. Самого Урию специально послал на самый участок боевых действий. В результате тот был убит. А дальше на голову царя посыпались неприятности. Вот что об этом пишет святитель Николай Сербский:

«Не убивай. Не прелюбодействуй. Царь Давид нарушил эти две заповеди Господни, шестую и седьмую, и вследствие этого в его доме разыгрались ужасные события. Сначала у него умер один ребенок, и напрасно умолял он оскорбленного им Бога сохранить ему жизнь. Один из его сынов обесчестил сестру свою, дочь Давида. Второй его сын убил брата своего. Затем Авессалом, его самый любимый сын, восстал против отца своего, и была война между отцом и сыном до тех пор, пока сын не погиб. Многие из первых лиц предали Давида».

И вот наступило горячее покаяние царя: «Много бед претерпел Давид и пролил реки слез раскаяния, пока Господь не простил грехи и не даровал ему снова милость Свою и вернул славу. Господь вознаграждает за скромность». Прощение Давиду распространилось и на брак с Вирсавией, от которой родился еще один сын, преемник Давида — Соломон. О том, насколько горячим было покаяние Давида, мы узнаем, читая Псалтирь — бо́льшая часть псалмов принадлежит этому царю.

Грехи царя Соломона и разделение Израиля

А вот с сыном царя Давида — Соломоном — последовательность фаз была противоположной. Сначала царь Соломон вел очень праведный образ жизни, за что был вознагражден особой мудростью и богатством:

«Наследник Давида, царь Соломон, просил у Господа Бога только мудрости, чтобы мудро управлять народом своим. Господь явился ему во сне и сказал, что дарует ему не только то, что он просил, но гораздо больше. И то, чего ты не просил, Я даю тебе, и богатство и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои (3 Цар. 3, 13). И действительно так и было. Долго правил царь Соломон, живя в мире и изобилии. Был он и мудр, и богат, и славен делами своими в отличие от всех других правителей того времени».

А вот конец царя Соломона был бесславным. Самое главное, что грехи Соломона создали неприятности не только лично для него, но для всего Израиля. Серьезным грехом было многоженство, но еще более серьезным — идолопоклонство:

«Грех идолопоклонства, то есть нарушение второй заповеди Декалога, Бог не мог простить даже Своему любимцу царю Соломону. Под старость люто согрешил Соломон Господу Богу, пойдя на поводу у своих жен-язычниц: поставил по их желанию на вершинах гор капища идолам Хамосу и Молоху, Астарте и Милхому, и его жены стали кадить пред своими богами ладаном и приносить этой мерзости жертвы. Из-за этого пришло наказание Господне, причем удивительное наказание, осуществившееся на сыне Соломона Ровоаме. Царство Соломоново разделилось, но не поровну. За Ровоамом осталось всего два племени, а остальные племена израильские подпали под власть Иеровоама, бывшего слуги царя Соломона».

Итак, произошло разделение единого государства Израиль на северное, за которым осталось старое название «Израиль» (десять племен), и южное, получившее название «Иудея» (два племени)34. Последствия греха царя Соломона не удалось преодолеть:

«Разделенный таким образом на два царства народ на протяжении тысячелетия находился в состоянии междоусобных войн; люди ненавидели и презирали друг друга, пока не пропали оба этих царства».

Можно только добавить, что северное царство просуществовало немногим более двух веков и было уничтожено Ассирией в 721 году до Р.Х. Десять колен Израилевых, проживавших в северном царстве, были уведены в плен и подверглись насильственной ассимиляции. Что касается южного царства (Иудеи) со столицей Иерусалимом и Иерусалимским храмом, то оно просуществовало до начала христианской эпохи, но почти всегда находилось в вассальной зависимости от более крупных государств и империй35.

Ветхозаветные евреи: наказания человеческие и Божии

Правило же ясно, как дважды два — четыре, и гласит: народ, которому война приносит рабство, заслужил его своей недостойной жизнью в мирное время.

Святитель Николай Сербский. Война и Библия

Выше я уже говорил о том, что Бог многократно наказывал «избранный народ» за нарушение различных заповедей Декалога. Продолжим разговор о наказаниях в древнем Израиле.

О наказаниях и способах наказаний за нарушение законов в древнем Израиле

Наказания были различными по охвату: и индивидуальными, или «точечными» (конкретные нарушители), и групповыми (например, отдельные семейства и потомки нарушителей), и общенациональными (весь народ Израиля).

Во втором и третьем случае возникала ситуация, которая справедливо называется «солидарной ответственностью». Вероятно, в этом был большой смысл: гражданин древнего Израиля (тем более его правитель) должен заботиться не только о собственном благочестии, но также о том, чтобы заповеди Декалога выполняли и все окружающие (в случае правителя — все подданные). Впрочем, были и обратные случаи: народ был недоволен правителем, забывшим благочестие. Поэтому были попытки (иногда удачные, иногда неудачные) поставить во главе израильского народа благочестивого правителя.

Что касается видов наказаний, то они были очень разными. Чаще всего — смертная казнь. Нарушителей многих заповедей (в Библии упоминается 18 видов преступлений) приговаривали к побитию камнями. Одной из наиболее «гуманных» форм такого вида казни было сбрасывание человека со скалы. А затем, согласно ритуальным процедурам, на тело разбившегося человека сверху клали камень. Другие формы казни — сожжение, удушение, казнь мечом.

Практиковались также «мягкие» формы казни: некоторых преступников, которых не удавалось осудить из-за нехватки доказательств или тяжести наказания, приговаривали к заключению в неблагоприятные условия (холод, недостаток питания и воды и т.п.), которые приводили к быстрой смерти. Из других стран древний Израиль заимствовал новые «технологии» казни. Из Древнего Рима к ним пришло распятие как способ наиболее мучительной казни. Впрочем, распятие было изобретено не в Римской империи, оно практиковалось до этого в Вавилонии, Греции, Палестине, Карфагене. Что касается Израиля и Иудеи, то особенно активно распятие практиковалось во времена Маккавеев. Так, известный еврейский историк Иосиф Флавий в «Иудейских древностях» сообщает, что Александр Яннай36 казнил распятием 800 фарисеев.

Были и другие формы наказания — тюремное заключение, штрафы, конфискация имущества, принудительные работы (фактически — обращение в рабство) и т.п. Решения выносились судом (Бет-дин). Библия повествует, что после исхода из Египта «сел Моисей судить народ» (Исх. 18, 13). Однако по истечении некоторого времени он передал свои судебные функции лицам, которых он поставил «начальниками народа» (Исх. 18, 25; Втор. 1, 15), оставив за собой решение только наиболее сложных, важных дел (Исх. 18, 22 и 26; Втор. 1, 17).

Еврейская электронная энциклопедия сообщает следующие интересные сведения о судах древнего Израиля: «Очевидно, после того, как евреи обосновались в Эрец-Исраэль, судьи были назначены для каждого колена и для каждого города. Послебиблейские раввинистические авторитеты считали обязательным учредить судебные органы и в каждой общине диаспоры. Минимальное для небольших селений число судей — трое (Санх. 36). В более крупных поселениях должен был заседать суд из 23 судей, так называемый Малый Синедрион (Санх. 1, 6). Высшим судебным органом являлся Великий Синедрион в составе 71 судьи. Он заседал в специальном помещении в Иерусалимском храме (Санх. 11, 2). Число судей всегда должно было быть нечетным, с тем, чтобы при расхождении во мнениях решения принимались большинством»37.

О приговорах, выносимых Верховным Судьей

Но наш разговор сейчас не о тех приговорах, которые выносились судами древнего Израиля. Главным Судьей еврейского народа был Тот, Кто был Высшим Законодателем. Тот, Кто дал еврейскому народу десять заповедей (Декалог). Вот об этом Суде и о Его приговорах еврейскому народу пишет святитель Николай Сербский. Приговоры, выносимые Верховным Судьей, — самые разные: голод, болезни, смерть, лишение имущества, плен и рабство. Способы приведения в исполнение приговоров Верховного Судьи также самые разнообразные: эпидемии, засухи, землетрясения, извержения вулканов, иные природные катаклизмы, экономические кризисы, революции и гражданские войны, военные интервенции и межгосударственные войны.

Тема Высшего Закона, Верховного Судьи и его приговоров жестоковыйным евреям — половина всего того творческого наследия, которое оставил нам святитель. Поэтому остановлюсь только на одной работе Николая Сербского и на одном сюжете из этой работы. Работа называется «Война и Библия», и сюжет относится к тому периоду истории ветхозаветных евреев, который называется Эпоха судей.

О наказаниях еврейского народа в Эпоху судей

В ней говорится о таких наказаниях, как плен и рабство. Вот что мы читаем в разделе книги, который называется «Заслуженное рабство. Книга судей»38:

«Давно наступила ночь, и звезды рассыпались по небесному своду. Восхищенный сиянием их, тихо пламеневших над нашими головами, один ученый сказал:

— О, если бы такой порядок был в жизни людей и народов, какой царит среди звезд!

— А разве нет его? — спросил балканец. — Но, господа, в жизни людей и народов царит своего рода совершенный порядок. То есть не тот внешний, механический порядок, видимый нами среди звезд, — а порядок внутренний, более совершенный. Люди — живые духи; своими телесными, физическими действиями и переживаниями выражают они то, что происходило и происходит внутри них.

Оттуда и наружное, физическое рабство народа есть только символ ему предшествовавшего духовного рабства. В библейском освещении это правило имеет редкие исключения. Они касаются испытания силы веры и характера личности (Иосиф, проданный раб) или народа (евреи в Египте). Такие исключения имеются в домостроительном плане Божьем ради большего прославления отдельных людей (апостолы и мученики Христовы) или соборности (Церковь Божия). Но оставим пока славные исключения и вернемся к правилу. Правило же ясно, как дважды два — четыре, и гласит: народ, которому война приносит рабство, заслужил его своей недостойной жизнью в мирное время».

И далее святитель Николай Сербский подробно описывает историю еврейского народа в Эпоху судей. Это период истории длиною в четыре века (1445 год до Р.Х. — 1045 год до Р.Х.) охватывает время от смерти Иисуса Навина до разрушения скинии завета в Силоме39. Символическими авторитетами израильтян в это время были судьи (шофтим), к которым приходили «на суд» (Суд. 4, 5)40. Судьи являлись активными носителями израильского самосознания и посему ожесточенно сопротивлялись тенденциям ассимиляции израильтян в среде местного населения. Судьи предводительствовали израильским ополчением и призывали к уничтожению святилищ местных народов (капищ Ваала и Астарты). Судьей мог быть и пророк (Самуил), и главарь банды разбойников (Иеффай), и женщина (Девора). Власть судей была основана либо на высоком моральном авторитете, либо на военной силе, поскольку и то и другое позволяло исполнить вынесенные ими судебные решения, особенно в случае судебных споров между представителями разных колен. После завершения Эпохи судей Израиль вступил в следующий этап своей истории — Эпоху царей. Символической фигурой, ознаменовавшей переход Израиля из одной эпохи в другую, стал пророк Самуил — один из самых известных еврейских пророков. Это был пятнадцатый и последний судия израильский, живший за 1146 лет до Рождества Христова. Он дал начало Эпохе царей, помазав на царство сначала Саула, а когда тот не оправдал его ожиданий, — юного Давида41.

Цикл истории:

пленение — покаяние — освобождение

Как отмечает святитель Николай Сербский, история Эпохи судей имела ярко выраженный циклический характер. Каждый цикл состоял из трех последовательных фаз: 1) отступление от закона; 2) наказание (в виде пленения и рабства); 3) покаяние, возвращение к жизни по закону (Декалогу), освобождение от плена и рабства. Всего таких циклов в Эпоху судей, как отмечает святитель, было шесть или семь:

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Метафизика истории

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги О судьбах народов и человечества предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

27

Духовные наставления и притчи святителя Николая Сербского. Минск: Изд-во Дмитрия Харченко, 2014, с. 43–44.

28

Духовные наставления и притчи святителя Николая Сербского. Минск: Изд-во Дмитрия Харченко, 2014, с. 10–11.

29

Автор упомянутой книги — Семен Маркович (Шимен Меерович) Дуб-нов (1860–1941) — российский еврейский историк, публицист и общественный деятель, один из классиков и создателей научной истории еврейского народа. Писал по-русски и на идише. После революции 1917 года эмигрировал из России. В эмиграции написал фундаментальный труд «Всемирная история еврейского народа» в 10 томах.

30

Глава XIV. Неотвратимость нравственного закона в судьбах людей и народов

31

Там же.

32

Там же.

33

Данный праздник упоминается в Пятикнижии Моисеевом. По мнению некоторых библейских историков, возникновение этого обряда относится еще ко времени пребывания колен Израилевых в пустыне (исход из Египта). Впрочем, ряд критиков сочли упоминания Йомкиппура в Пятикнижии более поздним включением, относящимся к периоду возвращения из вавилонского плена.

34

Включало в себя земли колена Иуды и колена Вениамина.

35

См.: Катасонов В. Иерусалимский храм как финансовый центр. М.: Кислород, 2014.

36

Александр Яннай (125–76 до Р.Х.) — иудейский царь из династии Хасмонеев. Сын Иоанна Гиркана. Взошел на престол в 103 году до Р.Х. В период его правления Иудея установила гегемонию над всей территорией древних израильских земель. Во внутренней политике Александр опирался на саддукеев, чем вызвал недовольство и восстание фарисеев. Оно было жестоко подавлено с помощью иностранных наемников.

37

Статья «Бет-дин» // Еврейская электронная энциклопедия. Интернет. Режим доступа: http://eleven.co.il/article/10600

В приведенном отрывке из статьи Еврейской энциклопедии даются ссылки на Санхедрин. В иудаизме это один из 10 трактатов четвертого раздела Мишны, которая является частью Талмуда. Санхедрин посвящен детальному описанию средств и «инструментов», связанных с отправлением Синедрионом (верховный суд в иудаизме) правосудия, связанного с уголовными делами и наказаниями.

38

Напомню, что книга «Война и Библия» построена преимущественно в виде диалогов между участниками морского путешествия на судне «Бостон» в 1927 году. Судно двигалось вдоль восточного побережья США из Нью-Йорка в Бостон. Обсуждения, описанные в книге, — реальные. При этом некоторые участники выступают под псевдонимами. Под псевдонимом «балканец» выступает сам Николай Сербский.

39

Силом — древнееврейский город, в котором в Эпоху судей, во второй половине II тысячелетия до Р.Х., располагалась Скиния Завета (Нав. 18, 1) и совершались праздники всего израильского народа (Песах).

40

Вот имена тех вождей, к которым прилагается название судей (шофетим): Гофониил, Аод, Самегар, Девора-пророчица, Гедеон, Фола, Иаир, Иеффай, Есевон, Елон, Авдон, Самсон, Илий и Самуил (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона // Статья «Израильские судьи»).

41

Самуил считается автором книг, известных под названиями «Книга Судей», «Книга Царей», а также «Книга Руфь», которые вошли в состав Ветхого завета.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я