Вы поставили ребенку звук. А что дальше? А дальше открывается удивительный мир автоматизации и дифференциации звуков. Мы с ребенком погружаемся в интересные игры, которые помогают ему закрепить коварный звук в речи или научиться слышать разницу между смешиваемыми звуками. Проводником в этот мир будет эта книга. 100 разнообразных и эффективных игр уже ждут вас на страницах.Каждая игра простая в подготовке, но эффективная. Если все делать правильно, то результат не заставит долго ждать. После нескольких занятий по этой книге вы уже увидите первые маленькие или большие результаты. Открывайте книгу и играйте со своим ребенком.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Операция «Закрепление звука». 100 простых и эффективных игр для автоматизации и дифференциации звуков предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Автоматизация звуков
Автоматизация звуков — закрепление правильного артикуляционного уклада звука и введение его в речь.
Смысл автоматизации звука — это постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь ребенка.
При автоматизации звука в слогах мы соединяем закрепляемый согласный с гласными А, Ы, О, У. Но последовательность слогов зависит от звука, который вы закрепляете.
При автоматизации свистящих и шипящих звуков мы будем следовать следующей последовательности слогов:
— прямые слоги: СА, СО, СУ, СЫ;
— обратные: АС, ОС, УС, ЫС;
— слоги со стечением согласных1 (берутся те согласные звуки, которые не нарушены у ребенка): СТА, СПА, СМА, СНЫ, СКО, СВУ и т.д.
Для звука Р мы пойдем другим путем и будем использовать такую последовательность слогов:
— слоги со стечением согласных: ТРА, ТРО, ТРУ, ТРЫ;
— обратные: АР, ОР, УР, ЫР;
— прямые: РА, РО, РУ, РЫ.
При автоматизации звука Л мы немного изменим последовательность слогов:
— обратные слоги: АЛ, ОЛ, УЛ, ЫЛ;
— прямые слоги: ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ;
— слоги со стечением согласных: КЛА, КЛО, КЛУ, КЛЫ.
Отличным вариантом для автоматизации звуков будут визуально-ритмические ряды. Эти ряды основаны на механизме упреждающего синтеза2.
Берем два вида предметов. Взрослый начинает выкладывать ряд по схеме 1:1. Например, кубик-шарик-кубик-шарик. Далее ребенок продолжает ряд. Когда ряд готов, то за каждым предметом мы закрепляем слог. Ребенок указывает на предмет и произносит слог, который закрепили за этим предметом.
Когда ребенок научился выкладывать ряды по схеме 1:1 и произносить на них слоги, то мы усложняем схемы. Предлагаем ему выложить ряды по схемам 2:1, 1:2, 1:1:1. Далее усложнение идет на ваше усмотрение. Но не давайте ребенку сложную схема ряда, если ему нужно много времени и сил на то, чтобы правильно произнести слог с автоматизируемым звуком.
Длительность работы над автоматизацией звука зависит от тяжести нарушения речи, регулярности занятий, выполнения домашних заданий и рекомендаций специалиста.
Ниже я подготовила для вас 50 игр на автоматизацию звуков.
На примере звука Р
Игра 1
Катаем из пластилина 8 шариков. На один шарик нажимай и говори РА, на следующий — РО. Так до конца ряда мы чередуем слоги.
Оборудование: 8 пластилиновых шариков.
Игра 2
Из пластилиновых шариков строим ряд. В один шарик вставляем зерно кофе и говорим РА. В следующий шарик вставляем фасоль и говорим РО. И так до конца ряда.
Оборудование: 8 пластилиновых шариков, 4 зерна кофе, 4 фасолины.
Игра 3
Из листов А4 формируем снежки. Ребенок кидает один снежок и говорит РА, кидает второй снежок и говорит РО. Затем снова РА, потом РО.
Оборудование: 8 листов бумаги, небольшая коробка.
Игра 4
Взрослый раскладывает по комнате картонные яйца. Ребенок собирает яйца и произносит поочередно слоги РА, РО.
Оборудование: 8 картонных яиц.
Игра 5
Карандаш вставляем в пластилин. Ребенок надевает колечко (сушку) правой рукой и говорит РА. Затем надевает колечко (сушку) левой рукой и говорит РО.
Оборудование: 8 колечек (картонные, пластмассовые, бижутерия, сушки), карандаш, пластилин.
Игра 6
Взрослый рисует ряд из длинных и коротких горизонтальных линий. Ребенок стирает длинную линию и говорит РА. Стирает короткую линию и говорит РО.
Оборудование: пластиковая папка, маркер, салфетка.
Игра 7
Взрослый задает ребенку последовательность прыжков. Если взрослый просит прыгать на месте, то ребенок говорит РА и прыгает один раз на месте. Если взрослый просит прыгать вперед, то ребенок говорит РО и делает один прыжок вперед.
Игра 8
К столу приклеиваем игрушки на присосках. Когда ребенок отклеивает одну игрушку, то произносит слог РА. Затем отклеивает другую игрушку и произносит слог РО.
Оборудование: 8 игрушек с присосками.
Игра 9
Перед ребенком стоит ряд из красных и зеленых кубиков. Ребенок ложкой стучит один раз по красному кубику и говорит РА. Стучит один раз по зеленому кубику и говорит РО.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Операция «Закрепление звука». 100 простых и эффективных игр для автоматизации и дифференциации звуков предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других