В книге дается диалектико-материалистическая критика марксистской теории трудовой стоимости и маржиналистской теории субъективной ценности. В ней показываются существенная неполнота и критически значимая ошибочность базовых положений обеих этих научных концепций.В ней марксистская теория трудовой стоимости диалектически развивается в полезностно-трудовую теорию трудовой ценности, как основу наноэкономики и истинной экономической теории подлинно социалистического общества.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Теория трудовой ценности. Начала наноэкономики» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Теория трудовой ценности
Жизнь. Смысл жизни
По данным сайта https: //countrymeters.info/ru/World на время написания этих строк общая численность населения Земли составляла 8 155 767 450 человек. И, какими бы разными они не были, главное, что всех их объединяет, это то, что все они на данный момент времени на этой планете жили. Все они были и являются субъектами жизни. А множественные различия между всеми людьми проявляются в том, что они даже само объединяющее их понятие «жизнь» долгое время прежде и сегодня понимали и продолжают понимать по-разному.
Различные специалисты насчитывают более 100 определений жизни, которые содержат множество ее признаков, представляющихся авторами самыми значимыми. Самым коротким таким определением можно считать, пожалуй, следующее:
«Жизнь есть самовоспроизводство с изменчивостью»
Карл Циммер. Живое и неживое. В поисках определения жизни. — М.: Альпина нон-фикшн, 2022.
По данным Википедии, Эрвин Шрёдингер в книге «Что такое жизнь?» предложил такое ее определение:
«жизнь — это упорядоченное и закономерное поведение материи, основанное не только на одной тенденции переходить от упорядоченности к неупорядоченности, но и частично на существовании упорядоченности, которая поддерживается все время».
Каждый читатель может «рискнуть» и предложить собственное определение жизни. Например, такое, как мое:
«Жизнь есть белковая форма бытия материи».
При том, что согласно определению В. И. Ленина, которое он привел в работе «Материализм и эмпириокритицизм» (1909г.)
«Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».
В. И. Ленин. Полн, собр, соч., т. 18, стр, 131
С этой точки зрения самым емким и самым точным представляется определение понятия жизнь, которое дал Фридрих Энгельс:
«Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причём с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка».
Диалектика природы. Ф. Энгельс. М., из-во Политической литературы, 1975.
И, хотя Энгельс написал «существенным моментом», именно потому, что он выделил именно его, а не какие-либо иные, можно понимать, что обмен веществом с природой он считал самым существенным атрибутом жизни.
Еще одним полем проявления различий разных людей является вопрос о смысле жизни человека, смысле существования человечества.
Пожалуй, и в жизни каждого отдельного человека, и в истории существования всего человечества для людей никогда не было вопроса более важного и сложного, чем вопрос о смысле жизни человека, смысле существования человечества. Раньше или позже пусть несколько легкомысленно, или, наоборот, часто и мучительно эти вопросы задавал и задает себе и другим каждый живший на Земле ранее и ныне живущий на ней человек.
Происходит это от того, что, так или иначе, человек есть существо мыслящее, целеполагающее, целесоразмеряющее и деятельное. В начале каждого отдельного фрагмента или этапа своей жизни человек ставит перед собой некие цели и задачи. А по завершении каждого этапа или у «финишной черты» человек стремится утвердиться в полной целесообразности своих множественных усилий, успокоиться и упокоиться с осознанием их частичного или полного достижения.
В крайностях, одни считают, что смысл жизни заключается в самоограничении и в служении Высшему Духу, тому или иному Богу, тому или иному иерарху. И предпочитают уповать на решение всех своих проблем не с помощью справедливо организованного материального производства и потребления, а с помощью молитвы или «бурных и продолжительных аплодисментов». Другие, наоборот, видят смысл бытия в обеспечении своего наибольшего индивидуального (семейного, кланового) потребительского комфорта. И готовы ради него уничтожить одного, или даже большую часть, якобы, бесполезного для них человечества.
Сложность же вопроса обусловливается еще и тем, что людей на Земле всегда проживало много. И, не смотря на доминирующую похожесть их друг на друга, все люди всегда и во многом были разными. Поэтому цели и задачи они ставили различные. И в этом многообразии целей, задач и результатов не могли разобраться даже многие великие умы человечества. А едины люди всегда оставались лишь в стремлении к самоудовлетворению и к самооправданию. А потому всякую свою индивидуальную жизнь (практически) каждый человек считал и осмысленной, и успешной. И редко кто и когда хотел бы прожить ее иначе. Поэтому к науке о смыслах у людей всегда существовало и существует противоречивое отношение.
И все-таки, с годами и столетиями, человечество продвигается к безоговорочному принятию «принципа познаваемости» природы, согласно которому все в материальном мире познаваемо (принципиально, раньше или позже, теми или иными людьми, со все большей степенью достоверности). А это означает, что истинный ответ и на эти сложнейшие вопросы человеческого бытия когда-нибудь станет общепризнанным. Возможно, в не столь отдаленном будущем.
Представляется, что все затруднения с истинным пониманием ответа на вопрос о смысле жизни человека и смысле существования человечества связаны с тем, что ответ этот искался в логике «от частного к общему», от отыскания всякого индивидуального смысла к обобщению его на все человечество. При таком подходе искать смысл существования человечества — все равно, что «искать иголку в стоге сена». Каждая индивидуальная «смыслинка», каждая «соломинка» будет представляться чрезвычайно значимой, и все они будут восприниматься похожими на другие, значимые не в меньшей степени. Но в науке процесс познания не ограничивается только таким вектором анализа. Часто полезным оказывается и противоположный подход: «от общего к частному». Смысл функционировании, например, автомобильной транспортной системы продуктивнее осознавать, начиная не с анализа работы отдельного цилиндра, всего двигателя внутреннего сгорания или коробки передач каждого отдельного авто, а с изучения функционирования автомобиля в целом, грузовых терминалов, автодорожной сети и т. д.
Человечество есть, бесспорно, множественный компонент биосферы планеты Земля. А сама биосфера есть живая часть совокупной неживой и живой материальной природы, часть материи, содержащейся в нашей планете и на ее поверхности. Эта материя представлена сотнями тысяч неповторимых разновидностей кристаллических и аморфных минералов, твердых, жидких и газообразных веществ, объектов флоры и фауны. Каждый такой особенный компонент материи самосуществует в своем уникальном составе, в своей уникальной структуре и форме, и изменяется в результате того или иного взаимодействия с другими элементами и компонентами. Основными принципами, основными закономерностями такого самосуществования и изменения являются принципы сохранения и отражения, принципы закономерного взаимодействия, вытекающие из фундаментальных законов сохранения и развития материального мира (сохранения массы, заряда, момента вращения и т.д.).
Объективные фундаментальные законы сохранения материи проявляются в «стремлении» каждого ее элемента к сохранению своего уникального состава, своей уникальной структуры и своей уникальной формы, в «сопротивлении» их изменению. Твердые тела (древесина, камни, металлы и т.д.) сопротивляются своему разрушению и проникновению в них других материальных объектов. Жидкости более «лояльны» к такому проникновению в них, например, пыли, красящих пигментов и прочее. Но и в них инородные объекты существуют в виде более или менее однородных взвесей. Газы еще более смешиваемы друг с другом. Но и они в этой смеси продолжают существовать в виде отдельных молекул прежних самостоятельных газообразных веществ (например, воздух с его сложным газовым составом). Нарушение же этой сохранности осуществляется исключительно по объективным законам взаимодействия этих форм и, как правило, требует приложения к объектам взаимодействия внешней энергии.
В перечисленных примерах сохранность вещественной уникальности каждого уникального образца материи обеспечивается физико-химическими свойствами составляющих их атомов и молекул и объективными законами их взаимодействия. В объектах же растительной природы эта сохранность обеспечивается еще и на принципиально ином, качественно более высоком, уровне благодаря функционированию биологических законов наследственности и изменчивости. Каждый элемент растительного мира в (почти) неизменном виде из поколения в поколение воспроизводит свою уникальность в очередном своем потомстве. А в течение времени существования каждого поколения растения сохраняют свою уникальность.
В мире живой биологической природы у существ с половой формой размножения «стремление» особей к воспроизводству своих точных биологических копий дополняется механизмом смешивания генотипов обоих участников полового размножения.
Таким образом, нельзя не видеть, что вся материальная природа, все ее элементы и фрагменты самосуществуют в своей индивидуальности и неповторимости и самодвижутся в направлении сохранения и воспроизводства этой своей естественной индивидуальной и родовой уникальности. В этом, в сущности, и состоит главная закономерность их существования в природе. В этом, собственно, и состоит смысл ее существования и смысл существования ее отдельных элементов.
Атом водорода «Н» «стремится» сохранить один протон в своем ядре и один электрон в своей электронной оболочке. Камень «стремится» сохранять свою целостность, находясь на гребне скалы. Но, после длительного воздействия, «уступает» воде и ветру и срывается в русло реки, со временем становясь мельчайшими частицами речного песка. Альфа-самец львиного прайда «стремится» сохранять свою необычайную окраску в себе и в своих потомках, но от поколения к поколению она изменяется под влиянием соответствующих генов самки.
В этом отношении человек ничем не отличается от других высокоорганизованных форм биологической жизни. Каждый человек является носителем уникального, неповторимого набора генов, имеет уникальные природные особенности и стремится (уже без всяких кавычек) к сохранению этой своей особенности и уникальности в течение собственной жизни и в своих потомках.
Из приведенных рассуждений не сложно сделать достаточно глубокий и перспективный вывод.
Давно доказано, что основным способом существования, самосуществования материи является движение, самодвижение. Давно доказано, что это самодвижение осуществляется все ускоряющимися темпами (ускоряется расширение вселенной, ускоряется самоусложнение форм материи, ускоряется развитие человеческой цивилизации). Но другим способом существования материи является сохранение, воспроизводство и развитие всякой уникальности различных ее форм. На уровне неживой и живой досознательной природы этот способ существования реализуется на основе действия объективных законов сохранения и взаимодействия материи при случайном (на фоне закономерностей) характере вступления их во взаимодействие. Таким образом, смыслом существования всякой дочеловеческой формы материи является ее самосуществование в своей уникальности, ее пассивное сохранение и воспроизводство.
На уровне сознательной природы, на уровне человека это сохранение, воспроизводство и развитие в возрастающей степени осуществляется посредством осознанной, целенаправленной и целесообразной деятельности людей, сознательно организующих реализацию объективных законов самодвижения материи. Поэтому, смыслом существования человечества, как части материального мира, обладающей сознанием, является его самосуществование в своей, теперь уже, исключительно, человеческой, уникальности, в воспроизводстве этой уникальности из поколения в поколение.
Но в чем состоит уникальность человеческой формы существования материи? Именно в ее «сознательности», в обретении материей в форме человеческого мозга способности отражать окружающий мир в форме сознания, в форме знания и самознания, которые формируются в результате познания человеком материального мира. Другая уникальность человеческой формы существования материи состоит в уникальной в природе способности человека к осознанной, целенаправленной и целесообразной трудовой деятельности.
Миллионы лет материя самосуществовала самодвигаясь, вступая во взаимодействие своими отдельными элементами и фрагментами в соответствии с объективными законами (сохранения, притяжения и отталкивания, интерференции и дифракции, соединения, отражения и разделения), но пассивным, случайным образом. Это самодвижение материи приводило к появлению ее новых форм, характеризующихся новым и большим количеством и качеством (атомы, молекулы, клетки, ткани, физиологические образования, простейшие и сложные нервные системы и т.д.). Верхом этого количественного усложнения стали нервные системы высших животных, обрабатывающие сигналы многих высокоразвитых органов чувств. Но настоящим пиком этого саморазвития стала нервная система и головной мозг человека.
Именно головной мозг человека стал уникальной в природе формой материи. Уникальной по сложности состава, структуры и алгоритмов функционирования. В сравнительно небольшом объеме он содержит, по меньшей мере, 15 млрд. сложнейших по составу и структуре нервных клеток — нейронов, каждый из которых имеет миллионы связей (синапсов) с другими нейронами. Благодаря нетривиальному и не до конца изученному механизму функционирования этой уникальной биологической системы человек обладает уникально сбалансированными сенсорными способностями и уникальными в природе мыслительными способностями, а также уникальными в природе комплексными способностями управления своим телом.
Из всего сказанного выше невозможно не сделать простой вывод. Смысл существования на Земле человечества, как вида, как и смысл существования любой другой формы материи, состоит в его самосуществовании в своем уникальном состоянии, в сохранении этой своей уникальности и в реализации этой своей уникальности в наибольшей степени. А сама человеческая уникальность состоит именно и только в уникальной способности человека к мышлению, к познанию и к деятельности, в уникальной способности человека к организации процессов взаимодействия различных форм материи в соответствии с объективными законами ее саморазвития и в соответствии со своими представлениями и о закономерности, и о целенаправленности и целесообразности этого взаимодействия.
В мире нет ничего иного, кроме материи в ее различных формах, и с различными отношениями между этими формами, реализующимися в соответствии с объективными законами взаимодействия, саморазвития этой самой материи. Смысл существования материи состоит в ее самосуществовании, в ее самодвижении, в ее саморазвитии. На досознательном, дочеловеческом этапе этого саморазвития оно осуществлялось все ускоряющимися темпами в результате случайно-закономерного взаимодействия ее форм. Со времени «одухотворения» материи, на «сознательном», человеческом этапе ее саморазвития материя создала и использует человека, как «инструмент» дальнейшего ускорения своего саморазвития. Человека, как субъекта, организующего сознательное взаимодействие форм материи в соответствии с познанными человеком законами этого саморазвития (и материи, и человека).
Поэтому, наиболее общий, глобальный смысл существования человечества состоит в познании им объективных законов саморазвития материи и деятельности в соответствии с этими объективными законами, а не в противоречии с ними, в содействии этому саморазвитию, а не противодействии ему.
Но человечество не есть некий единый биологический организм. И у человечества в целом, как такового, нет центральной нервной системы и головного мозга, который мог бы быть инструментом познания и деятельности. Человечество всегда существует, как суперсовокупность отдельных людей, отдельных человеческих организмов. И познавательная и созидательная функция человечества реализуется только в индивидуальных нервных системах, мозгах составляющих человечество индивидов и посредством их индивидуальной трудовой деятельности. Поэтому глобальный смысл существования человечества может быть реализован только через суперкомбинацию индивидуальных смыслов жизни каждого отдельного человека. Поэтому возможно и необходимо транслировать понимание всеобщего смысла существования человечества на смысл жизни каждого отдельного человека.
Наиболее общий, глобальный, вселенский смысл жизни каждого человека состоит в познании им объективных законов саморазвития материи, природы, человека и общества, как их части, и содействии реализации этих объективных законов (действии в соответствии с этими законами, а не в противоречии с ними), содействии этому саморазвитию.
Наиболее общий, глобальный, вселенский смысл жизни каждого человека реализуется через систему, через своеобразную пирамиду локальных, частичных смыслов жизни, в которой глобальный смысл находится на ее вершине, а «тело» которой образуют эти различные локальные и частичные смыслы жизни, структурированные некоторым образом.
В самом деле, для того чтобы познавать, человек должен нормально существовать, как биологический организм. Он должен на необходимо-достаточном уровне удовлетворять свои физиологические и биологические потребности. И удовлетворение этих потребностей является безусловным способом существования человека, содержанием текущих и регулярных целей и задач его деятельности, временным или регулярным содержанием этого частичного смысла жизни.
Для того, чтобы познавать и содействовать, человек должен оставаться здоровым и трудоспособным. Поэтому сохранение и поддержание здоровья и работоспособности становится непременным частичным смыслом жизни для всех людей.
Для того, чтобы осуществлять свою познавательную деятельность, человек должен иметь некоторый, желательно высокий, уровень образования. Поэтому образование и самообразование становится для человека частичным смыслом жизни более высокого уровня.
Для того чтобы познавать самому или содействовать познанию других людей (профессиональных ученых) человек должен создавать соответствующую материально-техническую базу для такого познания. Поэтому частичным для человека, но масштабнейшим для общества смыслом жизни людей становится труд в различных отраслях народного хозяйства.
Наконец, для того чтобы процесс познания и содействия был непрерывным в историческом времени, человек и общество должны в индивидуальном и общественном порядке «воспроизводить» потомство, обеспечивать все более высокий уровень его жизни, здоровья, образования и трудоспособности.
В реальности каждый конкретный человек осознает и реализует частичные смыслы своей жизни в разном наборе и с разной степенью приоритетности и выраженности. В реальной жизни эти приоритеты могут меняться на протяжении всей его индивидуальной или общественной жизни. Например, какой-то человек или часть общества может делать приоритетным (смысловым) обеспечение наибольшего уровня своего материального потребления. Или, наоборот, целые общественные группы населения сосредотачиваются на реализации духовных потребностей и смыслов. Но, во всяком случае, как дерево растет, чтобы на конце каждой веточки вызрели наиболее жизнеспособные плоды, как каменную пирамиду люди воздвигают для того, чтобы, например, расположить на ее вершине некие знаковые, символичные для них объекты, так и пирамида частичных смыслов жизни человека и общества существует для того, чтобы наилучшим образом реализовался наиболее общий, глобальный смысл жизни человека, смысл существования человечества. В этом отношении и в свою очередь, диалектически, правильно осознанный глобальный смысл жизни человека определяет структуру и содержание частичных ее смыслов, целей и задач.
Обмен веществ. Потребление. Выделение
Человек есть сложнейший материальный объект материальной природы, сложнейший живой белковый организм, сложнейшая комплекс взаимодействующих биологических систем. Скелетно-мышечной системы, систем пищеварения, системы дыхания, системы кровообращения, нервной системы и многих других систем, состоящих из различных тканей, мышц, сосудов, белков и нуклеиновых кислот. Эта суперсистема выстроена из колоссального набора различных химических элементов, находящихся во множестве различных связей и взаимодействий друг с другом.
Значительную часть жизни организм человека растет, увеличивается в размерах, развивается. Помимо этого, человек, практически, всегда находится в движении, в состоянии двигательной активности, для осуществления которой ему необходимо расходование жизненной энергии, жизненной силы, которая вырабатывается в организме посредством химического расщепления потребленных человеком продуктов питания. Вместе с тем в организме человека всегда происходит старение и разрушение тех или иных его белковых структур, тканей и клеток. А потребленные продукты питания имеют объективную особенность перерабатываться не в полной мере, что обусловливает необходимость выведения и разрушенных клеток, и веществ, поддерживающих температурный баланс организма, и продуктов пищеварения за пределы человеческого тела.
Таким образом, процесс жизни человека, объективно, всегда есть процесс непрерывного строительства и реконструкции его тела, процесс удаления из тела отходов этого воспроизводства. Именно поэтому для материального обеспечения этого строительства человеку объективно необходимо поступление в его организм все новых и дополнительных «строительных» материалов, различных химических элементов. Эти элементы в составе тех или иных веществ человек может получить только из окружающей его внешней природы.
Таким образом, процесс жизни человека, объективно, всегда есть процесс извлечения из природы «строительного» материала для своего тела и отчуждения в природу неких «строительных» отходов. Но процесс такого извлечения и использования, одновременно и по-существу, есть процесс потребления человеком различных объектов потребления. А процесс такого отчуждения, одновременно и по-существу, есть процесс выделения человеком продуктов своей биологической жизнедеятельности. А в своей диалектической совокупности процессы потребления и выделения есть процессы обмена веществом между человеком и природой.
Выше мы согласились с мнением Ф. Энгельса о том, что обмен веществом с окружающей природой является самым существенным процессом, самым существенным атрибутом жизни человека, как биологического существа. С помощью простейших рассуждений, приведенных выше, мы в полной мере убеждаемся в правоте определения категории «жизнь», данное этим великим мыслителем человечества.
Чтобы жить человек, объективно, не может не потреблять и должен потреблять. Но, как мы показали выше, потребление и выделение не являются главным смыслом и самоцелью человеческой жизни. Они являются, всего лишь, способами ее осуществления, способами реализации человеком глобального смысла своего существования. Поэтому и потребление, и выделение должны быть осознанными, направленными на реализацию именно этого глобального смысла жизни человека. И поэтому они должны быть не инстинктивными (природно животными), а подлинно человеческими, осознанными, целенаправленными и целесообразными.
Именно поэтому человек не должен страдать потреблением продуктов питания, избыточным с точки зрения научных норм, потреблением во вред самому себе, в ущерб своему собственному здоровью (злоупотреблять пищевым потреблением). Именно поэтому человек не должен осуществлять не рациональное и явно избыточное (по физиологическим нормам) потребление объектов жилья, транспорта и отдыха, а должен направлять материальные ресурсы на дополнительное образование и профессиональное совершенствование. Именно поэтому человек не должен осуществлять «демонстративное потребление» предметов роскоши. Именно поэтому человеческое общество не должно превращаться в пресловутое общество потребления, а должно развиваться, как общество всестороннего социального прогресса.
И именно поэтому человечество не должно губить природу бытовыми и промышленными отходами.
Потребительная активность
Итак, чтобы жить человек не может не потреблять и должен потреблять. Но материальная природа вокруг человека существует и развивается по своим объективным законам, в соответствии с объективными законами своего саморазвития. Науки, которые в совокупности называют естествознанием, давно выделяют в их числе законы сохранения: сохранения массы, сохранения энергии, сохранения заряда, сохранения момента вращения и т. д. Это означает, что все окружающие человека материальные вещества и поля объективно стремятся сохранить свое независимое от человека бытие, свою целостность, свое единство в самих себе и в симбиозе с другими объектами и веществами.
Тот же воздух, необходимый человеку для дыхания, хотя и стремится проникать во всякое свободное от него пространство, чтобы поступить в альвеолы легких, должен быть, как вакуумным насосом, принудительно «закачен» в легкие человека. А для этого человек должен совершать регулярные сокращения и расширения грудной клетки, осуществляемые посредством сжатия и расширения соответствующих мышц человеческого тела. Те же капли благословенного весеннего дождя, которые мы, будучи в состоянии романтического возбуждения, хватаем губами, питают наш организм не самотеком, а благодаря глотательным движениям верхнего отдела нашей пищеварительной системы. Плоды дикорастущих деревьев древнего леса, чтобы быть потребленными и насытить организм нашего древнего предка, должны были быть сорваны его еще не вполне умелой лапой. Коренья — выкопаны из земли. Рыба — поймана в ближайшем или отдаленном водоеме.
Вообще, всякое извлечение из природы материальных средств поддержания жизни человека всегда требовало и требует от него осуществления всесторонней и соответствующей конкретным обстоятельствам психической и физиологической двигательной и энергетической активности по преодолению сил сопротивления этому извлечению. Когда-то в этой двигательной активности преобладало собирательство готовых к потреблению объектов питания. Позднее человек стал развивать свою потребительную активность в направлении предварительной обработки собранных и пойманных объектов питания для приведения их к виду, более пригодному для потребления. Еще позднее потребительная активность приобрела господствующую форму всеобщечеловеческого труда, сопряженного с изготовлением и применением соответствующих орудий. Еще позднее к потребительной активности по самостоятельному изготовлению всех объектов потребления добавилась еще и деятельность по обмену продуктов своего труда на продукты труда чужого.
Не стоит также забывать, что с давних пор и поныне для обеспечения возможности потребления некоторыми людьми в человеческом обществе используются и разнообразные постыдные и даже уголовно наказуемые способы изъятия этих объектов потребления из сфер потребления других людей: кражи, грабеж, мошенничество и экономическая эксплуатация.
И как бы мы не относились ко всем этим справедливым и не справедливым формам потребительской активности, будучи и оставаясь материалистами, мы должны признавать, что все они требуют от их субъектов затрат их жизненной энергии, затрат их жизненных сил. Затрат, делающих возможным процесс потребления, предваряющих процесс потребления, затрат, обеспечивающих наличие объектов потребления у потребителя. Мы будем называть эти затраты затратами предпотребления и даже введем в экономическую теорию новую категорию «затраты предпотребления». В последующих разделах мы покажем, что такое «преумножение сущностей» не является бесполезным.
Объекты потребления
Материальные объекты природы, которые человек извлекает из нее и использует в своей потребительной деятельности, становятся для него объектами потребления. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что все объекты потребления человека являются материальными объектами, имеют материальную, вещественную или полевую природу (звуковые и электромагнитные поля).
Среди всего громадного множества объектов потребления выделяются объекты непосредственного потребления и объекты опосредованного потребления.
К объектам непосредственного потребления относятся материальные объекты, которые потребляются человеком непосредственно, без использования других материальных объектов, которые поглощаются организмом человека (продукты питания, лекарства), с которыми контактирует и взаимодействует его тело (одежда, косметика и средства ухода за кожей, предметы мебели, личные и общественные пассажирские транспортные средства, жилые дома, культурные и спортивные здания и сооружения, и т.д.) или его органы чувств (книги, предметы искусства, продукты средств массовой информации и. др.).
К объектам опосредованного потребления относятся материальные объекты, которые опосредуют собой потребление человеком объектов непосредственного потребления, которые своим участием в процессе непосредственного потребления делают этот процесс более целесообразным и результативным. К ним относятся многие предметы быта (столовая посуда, кухонное и сантехническое оборудование, орудия труда, различный инструмент, производственные машины и оборудование, производственные здания и сооружения, объекты транспортной и энергетической инфраструктуры). Объекты потребления, опосредуемые совокупными процессами производства, называют объектами производственного потребления. А сам процесс такого потребления — производственным потреблением.
В связи с различной продолжительностью процесса потребления объекты потребления разделяются на объекты краткосрочного (одноразового) потребления и объекты продолжительного, длящегося потребления (орудия труда и производственное оборудование).
С точки зрения количества субъектов потребления выделяют объекты личного потребления и объекты группового, коллективного, массового и общественного потребления. В качестве примеров приведем объекты личной гигиены, лекции в студенческих аудиториях, фильмы и спектакли в театрах, популярные спортивные мероприятия. А также такие продукты деятельности государства, как равенство всех граждан перед законом и неприкосновенность государственных границ.
Полезность объекта потребления
ПОЛЕЗНОСТЬ В СОВРЕМЕННОСТИ
Любая, сколь-нибудь значимая экономическая теория ранее всегда начиналась с конституирования категории «полезность». И каждый серьезный учебник по экономической теории содержит определение категории «полезность». Например, 16-е издание популярного учебника «Экономика», написанного известными авторами Полом Э. Самуэльсоном и Вильямом Д. Нордхаусом (Москва, Санкт-Петербург, Киев. 2000 г.) в словаре терминов и определений приводится такое определение полезности:
«Полезность (или общая полезность) — общее удовлетворение, получаемое от потребления товаров или услуг».
А в «Энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Эфрона» полезность определяется, как:
«Полезность блага или товара есть способность его удовлетворять какой-нибудь человеческой потребности».
Цитируется по ресурсу: https: //slovar.cc/enc/brokhauz-efron/1651717.html
Издание «Экономика. Толковый словарь» определяет полезность, как:
«Полезность (utility) — синоним благосостояния (welfare) в отношении отдельного человека».
Экономика. Толковый словарь. — М.: «ИНФРА-М», Издательство «Весь Мир». Дж. Блэк. Общая редакция: д.э. н. Осадчая И. М. 2000.
Экономический словарь дает следующее определение полезности:
«Полезность — удовольствие, удовлетворение потребностей, исполнение запросов, которое получают люди от потребления товаров и пользования услугами. Представляет субъективную категорию, ибо у каждого человека есть свое восприятие удовольствия, удовлетворения и свой круг потребностей. Однако в оценке степени удовлетворенности разных людей от потребления благ и услуг, и зависимости меры удовлетворенности от количества потребляемых благ есть и много общего, обнаруживаются закономерности, которые служат предметом изучения теории полезности, представляющей современную ветвь экономической науки. В теории полезности вводится понятие об условных единицах полезности — ютилях, выражающих меру удовольствия, получаемого от потребления единицы блага. Теория полезности опирается на закон убывания предельной полезности».
Цитируется по ресурсу: https: //gufo.me/dict/economics_dict/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0% B7%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C
Как можно видеть, в этих современных общепринятых определениях доминируют представления о полезности, как, с одной стороны, о субъективном ощущении человеком своего благосостояния, благополучия от потребления того или иного блага, о степени удовлетворения своих потребностей, и, с другой стороны, о способности блага удовлетворять потребность человека. Однако в разные исторические времена разные экономические теории трактовали «полезность», иногда, принципиально различно.
Господствующая ныне в мире «экономикс» в ее субъективистских и маржиналистских корнях включала кардиналистскую теорию субъективной общей полезности и теорию предельной полезности, а также ординалистскую теорию полезности и потребительского поведения. В марксистско-ленинской теории, так называемого, научного социализма и коммунизма исходной экономической категорией выступала объективная полезность «потребительной стоимости» объекта потребления, продукта труда, товара.
ПОЛЕЗНОСТЬ В МАРЖИНАЛИЗМЕ И В ЭКОНОМИКС
Кардиналистская теория исходила из того, что полезность любого объекта потребления можно измерить в абсолютном значении, как любую другую физическую или экономическую величину, и, что для измерения полезностей всевозможных и разительно отличающихся друг от друга объектов потребления может быть использована единая универсальная мера, единая единица измерения. Такую единицу кардиналисты назвали «ютиль». Они полагали, что можно точно определить, какую степень удовлетворения получил потребитель в результате потребления конкретного количества блага, и, что он стремится к максимизации общей полезности посредством приобретения большего количества благ.
Кардиналисты рисовали «функции полезности» — кривые, показывающие изменение полезности по мере роста количества потребленного блага. И выводили из них «кривые предельной полезности», которые отражали зависимость «добавленной полезности» от каждой дополнительной единицы блага. И у них получалось, что функции общей полезности оказывались возрастающими со снижающейся скоростью кривыми линиями, а кривые предельной полезности — понижающимися линиями.
Исходя из этих предпосылок, кардиналисты считали, что потребительское равновесие (равная степень удовлетворения всех потребностей) в состоянии потребителя наступает тогда, когда предельные полезности всех объектов потребления оказываются равными друг другу и предельной полезности денег. Этому выводу соответствует математическое выражение:
MU1=MU2=MU3=… MUn
Известно, что кардиналистская теория полезности потерпела крах в связи с тем, что исходная предпосылка о возможности измерения общей мерой качественно различных потребностей качественно разных людей оказалась ложной и не дееспособной. Однако, очень многие, в том числе и современные, авторы учебников по экономикс, по-прежнему, не стесняются приводить в своих книгах эту теорию, как одну из актуальных базовых экономических теорий.
Другой подход к изучению потребительского поведения предлагала ординалистская (порядковая) теория полезности (Дж. Хикс, В. Парето, Е. Слуцкой, Р. Аллен). Она основывается на ранжировании (порядковом сравнении) полезности благ покупателем. Ординалисты считали, что, даже не имея возможности точно количественно измерить полезность приобретаемых благ, потребитель, тем не менее, может ранжировать их (выстроить все имеющиеся блага в определенный ряд, определенный порядок от самого ценного до наименее ценного). Для определения закономерностей, которыми руководствуется потребитель при ранжировании, ординалисты разработали аксиомы, описывающие общие принципы формирования потребительских предпочтений:
1) аксиома «полной упорядоченности». Ее суть заключается в том, что потребитель может сравнивать и ранжировать возможные наборы благ (набор «А», набор «В» или набор «С»), результатом такого сравнения может быть предпочтение одного набора другому или безразличие;
2) аксиома «транзитивности». Транзитивность состоит в том, что если набор благ «А» предпочтительнее набора благ «В», а набор «В» предпочтительнее набора «С», то набор «А» предпочтительнее набора «С». Если наборы «А» и «В» равноценны (безразличны), а набор «В» равноценен набору «С», то набор «А» равноценен набору «С». Если же набор «А» предпочтительнее набора «В», а наборы «В» и «С» равноценны, то набор «А» предпочтительнее набора «С»;
3) аксиома «не насыщаемости». Поскольку качество благ при сравнении их наборов есть величина заданная, потребитель выбирает тот или иной набор, ориентируясь по количественному признаку: если набор «А» имеет количественное превосходство перед набором «В» хотя бы по одной товарной позиции, то он предпочтительнее;
4) аксиома «рефлексивности». Если два набора благ одинаковы, то, оценивая их полезность, покупатель признает, что любой из этих наборов не хуже другого.
В ординалистской теории потребительские предпочтения человека описываются «кривыми безразличия» и «картами безразличия», изображающими выпуклые к центру координат понижающиеся кривые (семейства кривых), нарисованные на осях количеств двух объектов потребления (их наборов). В совокупности с линиями «бюджетных ограничений» эти кривые и карты безразличия, якобы, позволяют определить количества объектов потребления, которые при данном бюджете потребителя обеспечивают его максимальное удовлетворение и получение максимальной полезности.
В этой теории максимизация полезности потребителя достигается посредством выбора потребителем наиболее предпочтительного набора благ из всех доступных вариантов. Таким образом, категория полезности блага тождественна здесь понятию порядковой предпочтительности.
Приведу далее два отзыва об этой теории. Первый представлен на ресурсе: https: //studopedia.ru/9_224319_ordinalistskaya-teoriya-poleznosti.html
«Теория поведения потребителя весьма абстрактна. Приходя на рынок, обычный покупатель вряд ли производит в уме все те математические вычисления, которые требуются для определения оптимального потребительского набора. Однако модель максимизации полезности предсказывает многие аспекты поведения экономических субъектов».
Это, так сказать, мягкий вариант. А вот вариант, что называется, пожестче. Доктор экономический наук, профессор кафедры экономической теории и национальной экономики Мурманского государственного технического университета Владислав Иванович Лоскутов называл в своих трудах маржиналистские карты безразличия «краплеными картами маржинализма». И, как мы покажем далее, в этой оценке он был, по существу, прав.
ПОЛЕЗНОСТЬ В МАРКСИЗМЕ
В отличие от представителей субъективистского направления в экономической теории, Карл Маркс не придавал большего значения категории «полезность». В 1-м томе «Капитала» он употребил это слово в основном тексте 9 раз. И 2 раза оно употреблялось в сноске 1088 в разделе «5. Так называемый рабочий фонд» главы 22 «Превращение прибавочной стоимости в капитал». В основном тексте Маркс употреблял выражения: «полезность товаров» «полезность для человека» потребительной стоимости, «труд, полезность которого», «полезность портняжного труда», «разделение между полезностью вещи», «полезностью ее для обмена», «той же самой стоимости, но иной полезности». Пожалуй, наиболее содержательно Карл Маркс употребил слово полезность в следующих, одних из первых, строчках «Капитала»:
«Полезность вещи делает ее потребительной стоимостью133. Но эта полезность не висит в воздухе. Обусловленная свойствами товарного тела, она не существует вне этого последнего. Поэтому товарное тело, как, например, железо, пшеница, алмаз и т. п., само есть потребительная стоимость» (выделено Сафончиком В. Н.).
Стр. 67. Цитируется по ресурсу: https: //www.100bestbooks.ru/files/Marx_Kapital.pdf стр. 31.
То есть, по Марксу, полезность обусловлена свойствами товарного тела, и полезность делает вещь потребительной стоимостью. То есть, вещь сама есть потребительная стоимость, поскольку она есть товарное тело, но потребительной стоимостью она станет только, если обладает полезностью.
Есть ли это марксово определение полезности? Сомнительно. И спорно.
Ведь, с одной стороны, потребительная стоимость, по Марксу, есть сама эта вещь, материальное, товарное тело. С другой стороны, марксова потребительная стоимость есть результат полезности вещи. Как будто бесполезная, вредная вещь перестает быть телом, собственно, вещью. И как будто, не обращается на рынке множество и бесполезных, и вредных вещей. И даже яды.
С одной стороны, у Карла Маркса потребительная стоимость представляет материальное, вещественное содержание вещи, товара, а, с другой стороны, в другом месте «Капитала» у Маркса один сюртук, который портной пошил для себя, имеет для него потребительную стоимость, а второй сюртук, который ему не нужен и который он обменивает на сапоги, не имеет потребительной стоимости. То есть, второй сюртук, точно такой же, как и первый, не имеет вещественного содержания?
Примечательным в этой связи является содержание упомянутой уже мною ссылки Маркса. Поэтому приведу ее полностью:
«1088 Иеремия Бентам — явление чисто английское. Ни в какую эпоху, ни в какой стране не было ещё философа — не исключая даже нашего Христиана Вольфа, — который с таким самодовольством вещал бы обыденнейшие банальности. Принцип полезности не был изобретением Бентама. Он лишь бездарно повторил то, что даровито излагали Гельвеций и другие французы XVIII века. Если мы хотим узнать, что полезно, например, для собаки, то мы должны сначала исследовать собачью природу. Сама же эта природа не может быть сконструирована „из принципа полезности“. Если мы хотим применить этот принцип к человеку, хотим по принципу полезности оценивать всякие человеческие действия, движения, отношения и т. д., то мы должны знать, какова человеческая природа вообще и как она модифицируется в каждую исторически данную эпоху. Но для Бентама этих вопросов не существует. С самой наивной тупостью он отождествляет современного филистера — и притом, в частности, английского филистера — с нормальным человеком вообще. Всё то, что полезно этой разновидности нормального человека и его миру, принимается за полезное само по себе. Этим масштабом он измеряет затем прошедшее, настоящее и будущее. Например, христианская религия „полезна“, так как она религиозно осуждает те же самые преступления, которые уголовное уложение осуждает юридически. Художественная критика „вредна“, так как она мешает почтенным людям наслаждаться произведениями Мартина Таппера и т. д. Таким хламом этот бойкий господин, девиз которого — „nulladiessinelinea“ (Слова „nulladiessinelinea“ („ни одного дня без штриха“) приписываются выдающемуся древнегреческому художнику Апеллесу, правилом которого было каждый день хотя бы немного работать над создаваемыми им произведениями живописи.) наполнил горы книг. Если бы я обладал смелостью моего друга Г. Гейне, я назвал бы г-на Иеремию гением буржуазной глупости».
Цитируется по ресурсу: https: //www.100bestbooks.ru/files/Marx_Kapital.pdf стр.
Здесь Маркс откровенно посмеивается над представлениями И. Бентама (родоначальника одного из направлений в английской философии — утилитаризма) о полезности. И в этом пренебрежении тоже находит свое выражение безразличное, поверхностное отношение Маркса к этой категории. Как известно, Маркс выстроил свое базовое положение о двойственном строении продукта труда, товара, как вещественной потребительной стоимости и трудозатратной стоимости. И какой-либо серьезный анализ полезности ему в этом не понадобился. Он без него обошелся. Но обошлась ли подлинная экономическая наука?
Полезность в теории трудовой ценности
Как мы показали ранее, способом существования человека является его обмен веществом с природой, удовлетворение им своих объективных и субъективных потребностей. Потребности человека удовлетворяются путем потребления им различных объектов, предметов непосредственного и производственного потребления. Объекты потребления человека и сам человек — суть объекты материи, материального мира. Отношения между ними — суть объективные отношения в объективном мире. Наличие объектов потребления у человека есть объективное условие его жизнедеятельности.
Объекты потребления характеризуются материалистическим, вещественным содержанием (составом, структурой и формой), количеством и качеством, своим объективным предназначением, своей объективной потребительной предназначенностью.
Как мы уже показали ранее, объективная потребительная предназначенность объектов потребления отражает материальный состав, структуру и форму объектов потребления. В свою очередь, эти состав, структура и форма определяются составом, количеством и качеством вещественных элементов, содержащихся в объекте потребления.
Отношения соответствия — полезности
Между потребительной предназначенностью объекта потребления, между его элементным составом, структурой и формой и совокупным составом потребностей человека в этих элементах вещества природы объективно возникает отношение совпадения, отношение соответствия, качественно изменяющееся в диапазоне от отношения полного соответствия до отношения полного несоответствия одних другим. Полное соответствие достигается в случае полного совпадения состава и количества элементов, заключающихся в объекте потребления, с составом и количеством элементов, образующих совокупную объективную потребность человека в них. Напротив, полное несоответствие одних другим является основанием для возникновения отношения полного несоответствия объекта потребления потребностям человека.
Объективное отношение соответствия вещественного содержания объекта потребления вещественному содержанию человеческих потребностей в теории трудовой ценности и наноэкономике называется отношением объективной полезности объекта потребления (и каждого его отдельного элемента, и объекта в целом) для человека. Объекты потребления, соответствующие объективным потребностям человека, называются объективно полезными. Соответственно, отношение несоответствия вещественного содержания объекта потребления вещественному содержанию человеческих потребностей в теории трудовой ценности и в наноэкономике называется отношением объективной бесполезности. Объекты потребления, по поводу которых существует отношение несоответствия их потребительной предназначенности человеческим потребностям, считаются объективно бесполезными.
Объективная полезность
Итак, материальный и объективный человек живет посредством того, что обменивается объективным и материальным веществом с объективной и материальной природой. Организм человека, как объективная материальная система периодически (с разной частотой) испытывает нехватку для его жизнедеятельности тех или иных материальных веществ (такую объективную нехватку, например, в соли NCl, побуждающую их устремляться к природным или приготовленным человеком солончакам, испытывает живой организм и диких животных). Человек, например, с периодичностью в 3—4 секунды испытывает объективную нехватку кислорода «О2». И эта, практически, бессознательная, инстинктивная нехватка побуждает мышцы грудной клетки, опять-таки, инстинктивно и, практически, бессознательно возвратно-поступательно колебаться, качать воздух из атмосферы и насыщать кровь кислородом в легких. И «сознательным», осознанным и специально организуемым этот процесс становится лишь в условиях, например, сильного задымления окружающей среды, когда люди используют для дыхания защитные повязки, респираторы или дыхательные аппараты, или в случае заболевания дыхательной системы человека, когда врачи подключают пациента к аппаратам искусственной вентиляции легких. При этом, сам больной и вовсе может находиться в бессознательном состоянии или в состоянии искусственной комы.
Таким образом, изначально, по своему материалистическому и белково-обменному происхождению, потребности человека имеют объективную природу и объективный характер.
А в объективном материальном мире пребывание разных объектов в общем пространстве и времени осуществляется через возникновение и развитие отношений между этими объектами. Это общее рассуждение распространяется и на отношения между отдельными элементами и комплексами веществ, составляющих и объекты природы, и вещественный состав объектов потребления человека. Ранее мы зафиксировали, что для экономической деятельности человека, для экономической теории важны отношения соответствия — несоответствия между этими, назовем их здесь уже кратко и на математический манер, множествами веществ.
И повторим еще раз, что из качественного отношения соответствия — несоответствия этих двух математических множеств веществ, из количественного выражения (большего или меньшего, равного, процентного и прочего) степени этого соответствия — несоответствия у человека возникают отношения объективной для человека полезности, бесполезности и вредности данных веществ.
Субъективный фактор в процессе обмена веществом с природой
Итак, мы установили, что объективная полезность есть отношение. Отношение соответствия. Прежде всего, объективное отношение соответствия между материальным, вещественным (поэлементным) содержанием, структурой и формой материальных объектов потребления и материальным, вещественным (поэлементным) содержанием этих веществ в структурах организма, испытывающих потребности человека в этих веществах в процессе его жизнедеятельности.
Но человек — субъект. И всякое объективное отношение элементов и систем материального мира отражается им через призму своего индивидуального сознания. И это объективное отношение соответствия — полезности, или несоответствия — бесполезности и вредности не может быть воспринято человеком иначе, как через его субъективное отражение и объективной реальности, и отношений в ней. Посредством этого процесса отражения объективные отношения трансформируются в субъективные представления о них каждого человека. Объективная полезность трансформируется в субъективную полезность.
Известно, что всякий процесс отражения предполагает наличие объекта отражения и субъекта отражения. Он характеризуется также некоторыми погрешностями отражения. Субъектом этого отражения, этой трансформации является, прежде всего, субъект сознания, сам индивидуальный человек, как носитель уникального в природе инструмента этого отражения — головного мозга, а также различные количественные общности людей: пары, группы, сообщества, общество в целом.
Объектом отражения в данном случае, объектом возникновения субъективных потребностей человека являются его объективные потребности и объективные свойства объектов потребления.
В простейшем случае, организм человека химически и физически (объективно) испытывает нехватку воды в организме и избыток в тканях тела и мышц молочной кислоты, и, соответственно, большую или меньшую жажду или физическую усталость, мышечную боль. И он отражает (преобразует) эту объективную потребность в воде и отдыхе в субъективную потребность и воспринимает эту субъективную потребность, как «руководство к действию»: к жалобам, просьбам, попыткам эту потребность удовлетворить.
В другом случае, например, больной человек получает рекомендацию врача по приему конкретного лекарственного препарата. В нормальных обстоятельствах эта рекомендация является результатом врачебного отражения объективного состояния больного и объективной же нехватки в его организме некоторых лекарственных веществ. И уже эта объективная потребность и объективная полезность лекарства отражается в сознании больного, как его субъективная потребность в приобретении этого лекарства и его рекомендованном врачом регулярном приеме.
Но, как и во всяком процессе отражения в объективном мире (например, отражении летящего футбольного мяча штангой ворот) в этом субъект-объектном процессе отражения объективных потребностей в субъективные потребности, могут происходить сбои (может, например, вмешаться ветер и отклонить полет мяча). Наш больной человек может не запомнить рекомендованную врачом дозировку, а врач может не уточнить у больного его сопутствующие заболевания. В результате и качество процесса отражения, и сам больной могут пострадать.
На заре человечества наши дикие предки, преимущественно индивидуально, на основе своего собственного инстинкта и опыта, осознавали свои достаточно ограниченные потребности и добывали знания о возможных объектах и способах их удовлетворения. С тех пор и состав, и характер потребностей, состав способов и объектов их удовлетворения многократно возросли. Сегодня каждый потребитель имеет более или менее достоверное представление о материальном составе своих потребностей и материальном составе объектов потребления.
Важнейшей предпосылкой наиболее достоверного отражения объективных потребностей и объективной полезности является наиболее точное знание о материальном составе объекта потребления и о материальном составе человеческих потребностях и средств их удовлетворения. И здесь чрезвычайно важна роль таких коллективных субъектов познания потребностей и полезностей, как индивидуальные и групповые субъекты науки, институты научного познания.
Субъективная полезность
В сознании человека, как объекта, обладающего сознанием, как субъекта мышления, наличие объектов потребления, как объективное условие жизнедеятельности отражается, как отношение субъективного значения объектов потребления для его жизнедеятельности, как отношение субъективной потребности в объекте потребления. Осознание субъектом места, роли, характера, степени важности, степени значения объекта потребления в осуществлении обменных процессов и процессов жизнедеятельности порождает у человека отношение субъективной полезности для него объектов потребления. Поэтому потребительная полезность объекта потребления формируется двояко. С одной стороны, она обусловливается объективными свойствами объекта потребления. С другой — субъективными свойствами субъекта потребления, человека.
Ввиду наличия индивидуальных особенностей субъектов преобразования объективной потребности и полезности в субъективную потребность и полезность, вариативности процесса отражения (подверженности внешним воздействиям, влияниям), субъективная полезность характеризуется соответствующей вариативностью, известной «самостоятельностью», известной отличительностью от объективной потребности и объективной полезности.
Хотя биологическая природа людей всеобща, все люди в то же время разные, отличаются один от другого. Тот же кислород для дыхания нужен всем, но, например, при нырянии люди по-разному могут задерживать дыхание. И эта отличительность индивидуальных потребностей многократно возрастает, когда от анализа всеобщих и естественных биологических потребностей мы переходим к потребностям индивидуально—ситуативным и обусловленным человеческой общественной жизнью.
Один и тот же человек, будучи здоровым, не испытывает никаких потребностей в лекарствах и все это время не считает лекарства для себя ситуативно полезными. И совсем меняет отношение к полезности лекарств в случае болезни. Но, опять-таки, индивидуально-ситуативно полезными будут для него только лекарственные средства от данной конкретной его болезни, а не любые другие от любой другой. В холодном климате в холодное время года все люди испытывают потребность в теплой зимней одежде. Но одни считают ситуативно-полезными ватные телогрейки, а другие — шубы из редких пушных зверей. Одному предпринимателю, как производительному потребителю, потребны одни материалы, комплектующие и средства производства, а другому — иные. И в разное время и в разных обстоятельствах разные. И субъективно полезно одному одно, а другому другое. И так далее.
Количественный фактор в процессе обмена веществом с природой
Отношения объективной полезности и субъективной полезности объекта материального мира для человека простираются в широчайшем диапазоне от критически, жизненно важной полезности, через полную бесполезность, до смертельной опасности, вредности.
С точки зрения фактического наличия (или отсутствия) конкретного вещественного элемента в объекте потребления материалистическое, вещественное содержание, состав и форма объекта потребления, его потребительное значение характеризуется качественно: «да» или «нет». С точки зрения количества этого элемента в объекте потребления, с точки зрения соответствия наличествующего количества элемента потребному количеству этого элемента материалистическое, вещественное содержание (состав и форма) объекта потребления, его объективная потребительная значимость и обусловленная ею объективная потребительная полезность характеризуется количественно. Для наглядного представления этих количественных отношений в теории трудовой ценности и в наноэкономике используется шкала действительных чисел в диапазоне от «-1», через «0», до «+1» или соответствующая ей процентная шкала от «-100%», через «0», до «+100%». Полное соответствие, отражающее максимальную полезность, выражается значением «+1» или «+100%». Полное отсутствие соответствия выражается значением «0» или «0%». Необходимо понимать и помнить, что в процессах потребления человеком объектов потребления может возникать и отношение максимальной вредности (смертельной опасности) данного объекта потребления для данного потребителя. Этому количественному отношению соответствует значение вредности «-1» или «-100%».
Примером такой «метаморфозы» потребления является удовлетворение потребности в сне человеком, страдающим бессонницей, посредством потребления снотворных препаратов.
По данным ресурса:
https: //pillsman.org/27237-kakaya-smertelnaya-doza-dlya-cheloveka-fenazepama.html
нормальная доза снотворного препарата «Феназепам» составляет от 0, 5 мг до 1 мг (0, 5 — 1 таблетка по 1 мг) за 20—30 мин перед сном. Однократное же употребление 10 мг препарата (10 таблеток по 1 мг) приводит к летальному исходу. Первое отношение удовлетворения потребностей соответствует величине «+1» (»+100%»). Второе — величине «-1» (» — 100%»). Отношение бесполезности соответствует не употреблению таблеток вообще. Эти отношения человека к снотворному, его полезности и вредности можно наглядно представить на соответствующем графике (см. рис. 3). На этом графике видно, что кривая (представлена, ввиду отсутствия у автора данных о фактической «кривизне» линии полезности, прямыми линиями, образующими ломаную линию) имеет явно выраженный «пиковый» характер в точке, соответствующей максимальной полезности одной дозы (одной таблетки), и длинный участок понижающейся полезности вплоть до полной вредности (смертельной опасности) 10-ти доз.
Как видно, построенная таким расчетным образом линия общей объективной полезности существенно отличается от кривой общей полезности в великом множестве представляемых в интернете (см. рис. 4)
Рис. 3. Объективная полезность в наноэкономике
Рис. 4. Общая полезность в кардиналистской теории полезности
Но такой характер пиковости линии объективной полезности присущ не только этому, как может показаться, исключительному объекту потребления. В работе «К реабилитации теории потребительского поведения» автор привел график объективной полезности воды для человека, построенный на основании данных о полезности недостающего количества и вредности избыточного количества воды для человека, приведенных на ресурсе: http: //www.family-voda.ru/main/.
Рис. 5. График объективной полезности воды для человека (массой 70 кг, при умеренной нагрузке)
Здесь точечными, штриховыми, штрихпунктирными линиями представлены (не выявленные в первоисточнике и поэтому) вариативные, линии объективной полезности. И все они помимо участка возрастающей полезности, имеют развитый участок убывающей общей объективной полезности.
Далее. Многим читателям известно также, что «богатые тоже плачут». Из этого «глубоко научного» наблюдения мы можем сделать не менее научный вывод о том, что избыток объекта потребления сверх количества, обладающего максимальной объективной полезностью, хотя и отражаемой по-разному в различных субъективных полезностях у различных индивидуальных потребителей, приносит потребителю больше хлопот, например, издержек хранения, чем дополнительной полезности. Следовательно, можно считать, что пиковый характер кривой общей объективной полезности универсален для всех объектов потребления.
Этот вывод, между прочим, позволяет поставить окончательную точку в еще одной научной дилемме (типа: курица — яйцо) прошлых экономических теорий. Речь идет об «аксиоме не насыщения потребностей» ординалистской теории полезности и потребительского поведения.
Как вы помните, такая аксиома присутствует в методологическом обосновании потребительских предпочтений ординалистской теории полезности. Присутствует и явно противоречит объективной истине, что еще более дискредитирует все псевдонаучные построения прежних и нынешних ординалистов от экономикс.
Каждая отдельная человеческая потребность насыщаема. И человеческие потребности безграничны, поскольку насыщение каждой предшествующей потребности ничуть не противоречит, и даже благоприятствует возникновению очередной новой.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Теория трудовой ценности. Начала наноэкономики» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других