Верхнеудинск. 1930—1934. История города Верхнеудинска в первой половине 1930-х годов

Вячеслав Николаевич Кузнецов

История города Верхнеудинска (Улан-Удэ) первой половины 1930-х годов. Составлена по сообщениям газеты «Бурят-Монгольская Правда». В начале 1930-х началось бурное строительство промышленных предприятий. Началось строительство ПВРЗ, стекольного завода, появился первый план развития города.

Оглавление

Февраль 1931 года

2 февраля в Верхнеудинск прибыл Наркомтруда СССР А. М. Цихон1073. Цихон принимал участие в I-ой краевой Восточно-Сибирской партконференции в Иркутске1074. Антон Михайлович Цихон был расстрелян в 1939 году.

Музыкально-театральная студия при Доме национального искусства реорганизуется в техникум искусства1075. Постановление Совнаркома о реорганизации студии в техникум искусств было принято 30 февраля 1931 года. С марта началось преподавание по программе техникума. Техникум состоял из 4 отделений: музыкальное, театральное, изобразительного искусства и литературное. В 1931 году работали два отделения: музыкальное и театральное. Два остальных предполагалось открыть в 1932 году1076.

БурЦИК принял решение реорганизовать сельхозтехникум в два техникума: землеустроительно-мелиоративный и животноводческий1077.

Заканчивается строительство Дома Советов. Окончательно отделаны 1 и 2 этаж. Идёт мытьё полов. К 15 февраля на эти этажи будут переселяться советские учреждения (ЦИК, СНК и Госплан)1078. Строительство должно было быть завершено 1 января 1931 года.

Дом Советов (ул. Ленина 54) — памятник архитектуры. Построен по проекту ленинградского архитектора Андрея Андреевича Оль (25 июня 1883 — 27 августа 1958).

В селе Заиграево установлена телеграфная связь. Производится приём телеграмм1079.

По приказу штаба военного округа, территориальное управление БМАССР преобразовывается в Бурят-Монгольский военный комиссариат. Первая сессия БурЦИКа назначила военным комиссаром тов. Лемана1080.

Транспортная пробка

13 января на станции Верхнеудинск состоялся митинг работников. На Верхнеудинском участке простаивают более 30 составов из-за неподачи паровозов. План перевозок выполнен на 50%1081.

16 января 1931 года Наркомтруд СССР принял постановление О возвращение на работу на железнодорожном транспорте лиц, ранее работавших на транспорте. В течении 10 дней полагалось выявить и вернуть на работу специалистов, работавших на жд транспорте в предыдущие 5 лет: машинистов и помощников паровозов, квалифицированных ремонтников, специалистов служб пути и движения, инженеров и техников. За укрывательство работников полагалась уголовная ответственность1082.

18 января 1931 года ЦК ВКП (б) и СНК СССР приняли постановление о работе железнодорожного транспорта. Была увеличена заработная плата паровозных бригад, маневровых бригад, ремонтников, низовому и среднему техническому персоналу. Изменялась структура и функции станций, дистанций и депо. На 8 железных дорогах отменялась обезличенная езда. Предлагалось обеспечивать транспорт топливом и материалами без всякой очереди и другие меры1083.

7 февраля станция Верхнеудинск забита поездными составами сверх нормы. Образовалась пробка из 12 составов с 762 вагонами. В ремонте простаивает около 30% паровозов1084.

К зимним проблемам на железнодорожном транспорте начали готовится осенью. В ноябре 1930 года были созданы постоянно действующие бригады по ликвидации грузовых пробок. Планировалось создать 10 бригад (грузчиков) постоянной численностью 1000 человек. В бригадах работали: студенты, работники водного транспорта, строители, сотрудники редакций газет и др.1085.

В газете ежедневно печаталась «Транспортная сводка». В ней сообщалось: сколько составов стоит на станции, сколько стоит на участках, количество поданных паровозов, количество разгруженных вагонов, процент больных паровозов.

Начальник станции Тениссон симулировал болезнь и лёг в больницу1086. На ликвидации прорыва на станции работали красноармейцы желдорполка, комсомольцы (500 человек), бригада ударников из Читы. 17 февраля в клубе железнодорожников состоялось премирование лучших ударников. Комсомольцы были премированы костюмами юнг-штурма1087.

«Юнгштурм» имел собственную форменную одежду, которая включала в себя куртку — юнгштурмовку, брюки — галифе, пояс с символикой «Рот Фронта», а также красную повязку с изображением сжатого кулака, которая носилась на левой руке выше локтя. Костюм юнг-штурма был комсомольской формой с 1928 года1088.

Тениссона сняли с должности начальника станции и исключили из ВКП (б)1089.

Постановлением правительства СССР от 27 ноября 1930 года были созданы транспортные суды и прокуратура. За 1930 год Забайкальской железной дороге от крушений и происшествий причинено убытку 15 миллионов рублей1090.

25 февраля линейным судом Заб. ж. д. к высшей мере социальной защиты (расстрелу) был приговорён машинист паровоза Верхнеудинского депо Мацокин Ф. В. Мацокин начал работать в 1916 году в возрасте 14 лет на Донецкой железной дороге. Переехал работать на Амурскую железную дорогу. Администрация станции Зилово не доверила ему паровоза, и Мацокин переехал в Верхнеудинск. Начал работать машинистом 23 мая 1930 года. Сжёг несколько паровозов, отказывался выходить на работу. Мацокин на работе заявлял: «Вот соберём три-четыре тысячи и вместе с кулаками поднимем восстание»10911092.

Новый начальник станции Макаров1093. Начальник депо — Зыков1094.

С 27 февраля по 7 марта шёл суд над работниками депо и станции Верхнеудинск. Бывший начальник станции Уланов Андрей Флегонтович. Возраст — 44 лет, имел надел земли и 4 дома. Командирован в Верхнеудинск для наведения порядка на станции. Занимал должность начальника станции с июня 1929 года по 27 ноября 1930 года. Приговорён к расстрелу с конфискацией имущества.

Тениссон Н. К. 50 лет, член ВКП (б) с 1924 года. Начальник станции Верхнеудинск с 27 ноября 1930 года по 15 февраля 1931 года. Приговорён к 5 годам лишения свободы с конфискацией имущества.

Бачинский В. В. 33 лет. Техник и зав. бюро нормирования станции Верхнеудинск. Служил в царской белой армии и народно-революционной армии ДВР. Подпоручик. Военный контролёр датского телеграфа в Кяхте. Приговорён к 4 годам лишения свободы.

Орлов М. С. 28 лет. В 1923 году был осужден на 10 лет, освобождён по амнистии. Прогульщик. В декабре 1930 года прогулял 17 дней, не являлся на судебные заседания. Приговорён к 2 годам лишения свободы.

Всего судили 12 человек. Из них 1 оправдан и 2 приговорены к условным срокам. К подсудимым применялись статьи уголовного кодекса: 58, 14, 109, 111, 531095.

К концу февраля 1931 года Верхнеудинский участок приготовился к спаренной езде вместо обезличенной. К 28 паровозам прикрепили 48 паровозных бригад1096. Окончательный срок введения спаренной езды на Забайкальской железной дороге — 20 марта 1931 года. Ввести спаренную езду не удаётся полностью. Паровозные бригады возвращаются из оборотных депо на чужих паровозах. Поезд до Петровского завода вместо 8 часов идёт 20 часов1097.

Верхнеудинскую пробку ликвидировали к 12 апреля. Выбив пробку на своём участке, мы забили составами Петровский завод1098.

***

Вечером 10 февраля Наркомпрос провёл совещание об организации в Верхнеудинске Агро-педадогического института. Докладчик М. Хабаев1099.

Морхоз Петрович Хабаев (12 сентября 1903—1980) — кандидат исторических наук, доцент, заведующий бурят-монгольским отделением педагогического факультета Иркутского госуниверситета (1930—1932), кавалер ордена Трудового Красного Знамени, заслуженный деятель науки Бурятской АССР. Родился в Бурятии. С 1921 по 1926 год работал в должности уполномоченного Бурятского областного комитета комсомола. С 1926 по 1927 год — преподаватель и заведующий бурят-монгольской совпартшколой. Окончил Ленинградский коммунистический университет, затем — педагогический факультет Иркутского университета. С 1 сентября 1929 года принят ассистентом на кафедру истории Монголии и Бурятии. 1 марта 1930 года назначен на должность заведующего бурят-монгольским отделением педагогического факультета Иркутского госуниверситета. В 1932—1936 годах — первый директор Бурят-Монгольского агропедагогического института. В 1937 году арестован органами НКВД. После освобождения продолжал работать в Улан-Удэ в пединституте. В 1941—1942 годах был деканом литературного факультета, а с 1961 по 1968 год — деканом историко-филологического факультета БГПИ1100.

11 февраля передано сообщение ТАСС о создании Народного Комиссариата Водного Транспорта СССР1101. Местным исполкомам вменяется в обязанность очищение местных рек. Вместо существующих 23 госпароходств создаются 15 пароходств. Существующие агентства госпароходства упраздняются1102. Селенгинское госпароходство должно было войти в состав Енисейско-Восточно-Сибирского пароходства, но было создано Восточно-Сибирское Государственное Речное Пароходство (ВСГРП). В конце марта бывшее Селенгинское пароходство получило новое название: Селенгинский участок ВСГРП1103.

При горсовете создаётся самостоятельное управление милиции уголрозыска и загс1104.

14 и 15 февраля в гортеатре (Дворец Труда) с гастролями выступает негритянская певица Коретти Арле-Тиц и профессор пианист Б. Б. Тиц1105. В газете пишут, что певица родилась в Африке. В Музыкальной энциклопедии указано: Арле Коретти Генриховна — 5 декабря 1894, Мексика — 15 декабря 1951, Москва.

14 февраля Постановлением №6 ЦИК БМАССР на предприятиях с численностью работников более 10 человек создаются производственно-товарищеские суды1106.

С 15 по 25 февраля проводится декада «Друг инвалида и красноармейца». Необходимо оказать организационную и материальную помощь тем, кто отдал своё здоровье и силы за дело октябрьских завоеваний1107.

20 февраля исполнилось 10 лет со дня смерти командира партизанского отряда Павла Сергеевича Балтахинова1108.

12-ая Городская партконференция признала необходимым форсировать дело строительства Дома Обороны в Верхнеудинске1109.

В связи с решениями пленума ВЦСПС, производится разделение профсоюзов, завкомов, месткомов. Например, станком железнодорожной станции Верхнеудинск разделён на три месткома. Созданы 7 новых профсоюзов1110.

21 февраля в клубах города начали праздновать 13-ую годовщину РККА. 23 февраля в Дворце Труда состоялся вечер Красной армии. В фойе Дворца Труда проходила военная выставка1111.

Переехали и разместились в правом крыле Дома Советов:

Первый этаж — Госплан;

Второй этаж — СНК, агентство НКИД, Главное Управление Коммунального Хозяйства, Центральная детская комиссия, строительный контроль, Комиссия исполнения;

Третий этаж — ЦИК, орготдел ЦИК, Центральная избирательная комиссия, Уполномоченный комитета Севера, Центральный совет физкультуры, Комиссия улучшения труда и быта женщин1112.

25 февраля — Международный день борьбы с безработицей. Бурпрофсовет в 5 часов провёл митинг на площади Революции1113.

Судоверфь ремонтирует пароходы: «Кооператор», «Волна», «Большевик», «Бурлак», «Спартак». Катер «Щетинкин»1114. «Спартак» — в 1930 году был резервным пароходом. Переброшен с Ангары1115.

ВостсибГУМ начал развёртывать в Бурятию областную контору ГУМ (Государственный Универсальный Магазин). До конца 1931 года будет создана торгово-складская сеть из 18 точек1116. В Верхнеудинске ГУМ откроет: универсальный магазин (открылся в марте), дежурный магазин, закрытый распределитель и столовую1117. В мае Бурят-Монгольская областная контора ГУМ была реорганизована в ГОРТ1118.

Праздники 1931 года

Постановлением Наркомтруд БМАССР №6 от 25 февраля выходными днями объявляются:

1 января — Новый год;

22 января — день 9 января и день памяти Ленина;

12 марта — день низвержения самодержавия;

18 марта — день Парижской коммуны;

1 и 2 мая — день интернационала;

7 и 8 ноября — день Октябрьской Революции.

Особые дни отдыха:

22 февраля — день Красной Армии;

5 мая — день печати;

7 и 8 июля — день принятия Конституции СССР и день образования БМ республики;

6 августа — день Индустриализации;

14 октября — день урожая1119.

Примечания

1073

Наркомтруда СССР т. А. М. Цихон прибыл в Верхнеудинск \\ Бурят-Монгольская Правда, №26 (2219), 3 февраля 1931 года, С.1

1074

Первая краевая Восточно-Сибирская партконференция. \\ Бурят-Монгольская Правда, №27 (2220), 4 февраля 1931 года, С.1

1075

В БурЦИКе\\ Бурят-Монгольская Правда, №27 (2220), 4 февраля 1931 года, С.4

1076

Б. Цыремпилон. По-большевистски готовить национальные кадры искусства \\ Бурят-Монгольская Правда, №190 (2383), 31 августа 1931 года, С.2

1077

Реорганизация сельхозтехникума \\ Бурят-Монгольская Правда, №30 (2223), 8 февраля 1931 года, С.4

1078

Постройка Дома Советов заканчивается. \\ Бурят-Монгольская Правда, №28 (2221), 5 февраля 1931 года, С.4

1079

Телефонная связь с Заиграево \\ Бурят-Монгольская Правда, №28 (2221), 5 февраля 1931 года, С.4

1080

Теруправление реорганизуется в Бурят-Монгольский военкомат. \\ Бурят-Монгольская Правда, №28 (2221), 5 февраля 1931 года, С.4

1081

Митинг на ж.д. транспорте. \\ Бурят-Монгольская Правда, №16 (2209), 20 января 1931 года, С.3

1082

Постановление \\Бурят-Монгольская Правда, №26 (2219), 3 февраля 1931 года, С.4

1083

О железнодорожном транспорте \\ Бурят-Монгольская Правда, №25 (2218), 1 февраля 1931 года, С.1

1084

Транспортная сводка. \\ Бурят-Монгольская Правда, №32 (2225), 10 февраля 1931 года, С.3

1085

Не допустим срыва плана осенне-зимних перевозок \\ Бурят-Монгольская Правда, №256 (2157), 16 ноября 1930 года, С.1

1086

К-в. Дезертира вон из партии \\ Бурят-Монгольская Правда, №34 (2227), 13 февраля 1931 года, С.1

1087

Мих. Войтчак. Слово имеет ударник. \\ Бурят-Монгольская Правда, №39 (2232), 19 февраля 1931 года, С.1

1088

Бурят-Монгольская правда, №178 (1446) 5 августа 1928.

1089

Ив-в. Партчистка транспортной организации закончилась \\ Бурят-Монгольская Правда, №42 (2235), 23 февраля 1931 года, С.1

1090

Транспорт и суд \\ Бурят-Монгольская Правда, №44 (2237), 25 февраля 1931 года, С.4

1091

Долой контр-революционеров с транспорта \\ Бурят-Монгольская Правда, №39 (2232), 19 февраля 1931 года, С.1

1092

И. Колхозный. Дело вредителя Мацокина\\ Бурят-Монгольская Правда, №46 (2239), 28 февраля 1931 года, С.4.

1093

И. Т-в. Дорогу здоровому паровозу. \\ Бурят-Монгольская Правда, №49 (2242), 3 марта 1931 года, С.1

1094

Транспортная сводка. \\ Бурят-Монгольская Правда, №66 (2259), 25 марта 1931 года, С.1

1095

Пролетарский удар по вредителям, разгильдяям, саботажникам. \\ Бурят-Монгольская Правда, №54 (2247), 10 марта 1931 года, С.1, 4

1096

Пьер Майский. С «обезлички» на спаренную езду. \\ Бурят-Монгольская Правда, №45 (2238), 26 февраля 1931 года, С.1

1097

И. Колхозный. Бригады паровозов №№801 и 779 стойко дерутся за спаренную езду. \\ Бурят-Монгольская Правда, №51 (2244), 6 марта 1931 года, С.1

1098

В-Удинцы расчистили путь от поездных составов \\ Бурят-Монгольская Правда, №82 (2275), 14 апреля 1931 года, С.1

1099

Совещание \\ Бурят-Монгольская Правда, №32 (2225), 10 февраля 1931 года, С.4

1100

Калмыков С. Первенец высшей школы в Бурятии // Наука в Сибири. — 2007. — №32—33 (2617—2618). — 23 августа.

1101

Наркомат водного транспорта \\ Бурят-Монгольская Правда, №33 (2226), 11 февраля 1931 года, С.1

1102

Перестроить работу водного транспорта в соответствии с темпами социалистической реконструкции \\ Бурят-Монгольская Правда, №34 (2227), 13 февраля 1931 года, С.3

1103

Бурят-Монгольская Правда, №68 (2261), 27 марта 1931 года, С.4

1104

Обо всём \\ Бурят-Монгольская Правда, №33 (2226), 11 февраля 1931 года, С.4

1105

Н. К концерту негритянской певицы Коретти Арле-Тиц. \\ Бурят-Монгольская Правда, №32 (2225), 10 февраля 1931 года, С.4

1106

Постановление \\ Бурят-Монгольская Правда, №56 (2249), 12 марта 1931 года, С.4

1107

Н. Иванов. Организуйте ячейки общества «Друг инвалида и красноармейца» \\ Бурят-Монгольская Правда, №42 (2235), 23 февраля 1931 года, С.4

1108

Памяти Павла Балтахинова. \\ Бурят-Монгольская Правда, №42 (2235), 23 февраля 1931 года, С.4

1109

Построим в В-Удинске Дом Обороны \\ Бурят-Монгольская Правда, №43 (2236), 24 февраля 1931 года, С.4

1110

Разукрупнение профсоюзов в Бурятии \\ Бурят-Монгольская Правда, №43 (2236), 24 февраля 1931 года, С.4

1111

План проведения празднования 13-й годовщины РККА \\ Бурят-Монгольская Правда, №40 (2233), 20 февраля 1931 года, С.4

1112

Бурят-Монгольская Правда, №41 (2234), 21 февраля 1931 года, С.4

1113

Триэмов. 25 февраля — международный день борьбы с безработицей. \\ Бурят-Монгольская Правда, №44 (2237), 25 февраля 1931 года, С.2

1114

Иван Старый. Под знаком соцсоревнования водники ведут ремонт. \\ Бурят-Монгольская Правда, №44 (2237), 25 февраля 1931 года, С.3

1115

А. Н. Майский план водных перевозок выполнен на 89,5% \\ Бурят-Монгольская Правда, №128 (2029), 7 июня 1930 года, С.3

1116

Гум в Бурятии \\ Бурят-Монгольская Правда, №47 (2240), 1 марта 1931 года, С.4

1117

ГУМ развёртывается \\ Бурят-Монгольская Правда, №68 (2261), 27 марта 1931 года, С.4

1118

Бурят-Монгольская Правда, №116 (2309), 28 мая 1931 года, С.4

1119

Постановление \\ Бурят-Монгольская Правда, №58 (2251), 15 марта 1931 года, С.4

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я