1. книги
  2. Биографии и мемуары
  3. Галина Лерер

Заметки духовного искателя. Фрагменты собственного опыта

Галина Лерер (2024)
Обложка книги

Автор — человек, посвятивший более 10 лет жизни поиску Истины (Просветления, Освобождения, Духовной реализации), столкнулся со всеми трудностями на этом Пути и не считает себя «Реализованным» в традиционном смысле этого слова. Путь к Истине не прост для каждого Ищущего, в нем кроме духовных прозрений неизбежно присутствуют потери, боль, а порой и отчаяние. «Заметки» — это описание собственного опыта, они не претендуют на точность формулировок, не являются попыткой чему-то научить, что-то утверждать, к чему-то призывать. Заметки представляют собой по сути дневниковые записи, в которых нечего скрывать, можно ошибаться и главное — быть честным собой. В тексте больше вопросов, чем ответов. Об изменениях, связанных с Поиском, о чувствах и мыслях в новом видении, сомнениях и ошибках автор говорит искренне и, насколько это возможно, точно. Книга будет интересна таким же Ищущим не как готовая формула или назидание, а как честное свидетельство индивидуального опыта такого же странника на Пути.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Заметки духовного искателя. Фрагменты собственного опыта» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 3. Избавься от желаний — и будешь счастлив?

Неудовлетворенность — важнейший человеческий стимул. От простейших потребностей организма до больших целей, воспетых обществом и взлелеянных индивидуальным человеческим умом. «Хочу» определяет все: есть, пить, развлечений, отношений, любви, друзей, денег, признания, власти…

Ух, какой амбициозный! Потрепался со своей неудовлетворенностью, старался, добивался и… получил! Красавчик! Можно выдохнуть и удовлетвориться, у нас передышка, ура!

Но что-то там внутри уже тихо шебуршит. Ненасытный маленький зверек на короткое время успокоился, не тревожит. Потом вдруг вскакивает, озирается испуганно по сторонам, и снова чего-то ему не так. Даже если на первый взгляд все «так», он свое найдет, потому что, если искать, всегда что-то да найдется.

Не странно ли? Почему бы просто не жить в удовольствии и удовлетворении, счастье же! Но нет, не получится. Потому что тогда теряется основной мотив, побуждающий к действию, и вся веками отработанная эволюционная машина забуксует. Не живет так человечество, не может. И отдельный человек тоже не может никак. Да и не надо, действуй! Ну, правда, не без внутреннего конфликта, не сбывшихся ожиданий, разочарований, побед и поражений… Что поделать, все в комплекте.

Некоторые из отчаявшихся человеческих особей, однако, оказываются в числе так называемых духовных искателей. И тут начинается чехарда. Великие (и не очень) Мастера сходятся в одном: желание = страдание. То есть, если есть желание, значит, тебе чего-то не хватает, ты не удовлетворен. Избавься от желаний — и ты свободен. Еще категоричней высказывание, приписываемое Будде: «сансара — это дуккха», то есть «жизнь есть страдание». Или, иными словами, что бы в твоей жизни не происходило, в целом она — страдание. Ну и правда же: болезни, потери близких, старение и собственная смерть — это не из разряда повезет-не повезет, а непременное условие нормальной, даже самой удавшейся человеческой жизни. Не говоря уже о страданиях, связанных с непредвиденными потерями, подъемами и падениями, и неудовлетворенностью, которая является естественным процессом нормального функционирования нормального человека.

Так вот. Ищущую братию наставляют: не желай! И это даже логично, нет желаний — нет страданий. Великий Мастер Джиду Кришнамурти незадолго до смерти раскрыл свой секрет простыми словами: «Я не против того, что происходит». Это значит, что его все устраивает как есть, нет желания что-то изменить, нет страдания, все совершенно как есть. Ну просто же, куда проще? Можно ли это как-то своими усилиями осуществить? Нет.

Взять хотя бы простые потребности организма, чувство голода, например, и связанное с ним желание. Как от него избавиться? Организм требует и требование это никак не отменить. Или органические потребности не в счет? Допустим. Можно ли справиться с желанием обладания чем-то или достижения чего-то, или избавления от чего-то… это ведь совсем другая история? Все то же самое — не выйдет, точно так же, как не обмануть чувство голода. Но кое-что все-таки выйдет — подавить, заглушить, пересмотреть, направить в другое русло, заменить одно на другое… но не убить, оно не убиваемо! И из этого нет выхода.

Но вот ищущий, в процессе своих практик и погружения в тему, медленно, но верно (или скачкообразно) начинает меняться. Понимание углубляется, оно еще не полное и удовлетворенности по-прежнему никакой, но с желаниями реально что-то происходит, они мрут сами. И в этом месте совсем не комфортно, я знаю.

Действительно, куда-то шел — не дошел, что-то понял — но полной ясности нет, столько всего пережил/потерял — и что получил в результате? Ничего, одни потери. Но ведь потерю желаний можно считать достижением? Отнюдь. С этой позиции потеря желаний видится как еще одна потеря. Ничего не получил и ничего не хочу. Жить-то как?

Я не претендую на истинность своих слов, я не Мастер. Просто делюсь соображениями и наблюдениями. А застрявших в таком положении я вижу огромное множество! Ничего благостного в этом нет или оно краткосрочно, так называемый «деятель» еще жив и ищет выхода, а неудовлетворенность вопит в полный голос. И в этом смысле стало только хуже.

Что такое? А как же наша формула: нет желаний — нет страданий? Не работает? Отлично работает, как и всегда, ведь нынешнее положение не устраивает, не нравится, а от внутреннего дискомфорта хочется сбежать. То есть, желание все-таки есть. И неудовлетворенность, конечно.

Если раньше можно было увлечься, отчаянно чего-то захотеть и иногда получить, порадоваться своим победам и почувствовать себя лучше, или пережить неудачу и определить новую цель, то теперь этого нет. Кроме того, состояние отсутствия желаний становится еще одной серьезной проблемой, вместо того, чтобы стать решением. Что это за свобода, если все не так, зачем мне она?

И несет свою «беду» ищущий к тому, кто через это прошел и, следовательно, знает, — к Мастеру. И вопрос вроде понятный: «Что мне с этим делать?»

— Как? — взрывается Мастер, — кто будет делать? Ты все еще не понимаешь, нет тебя, некому делать и делать нечего.

— Но…

— Никаких но. Точка.

Спасибо, о великий, это был удар под дых, намастэ! Может другой мастер поможет? Понимает, кажется, «подранками» нас называет… Или третий. Он и пятый искренне не понимают, как можно такое правильное «на пальцах» объяснение не воспринять. Вот, если бы ему (третьему и пятому) в свое время кто-то ТАК объяснил, он бы сразу все понял, ведь разжевал же и в рот положил.

— Да я рад бы, не глотается, Мастер…

Но, кажется я ухожу от темы.

В этом месте мысли резко остановились, поэтому договорю потом…

***

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я