«Рибху Гита» — древнее индийское священное Писание, в котором содержится вся суть шиваизма. Бескомпромиссно, просто и прямо указывая на Истину, на Единство всего сущего, Рибху уничтожает заблуждения и «духовное эго». Это любимое Писание великого мудреца Раманы Махарши и один из важнейших адвайтических текстов. Перевод выполнен с сохранением ритмической структуры санскритского оригинала, а потому читается легко и действует мгновенно. Это четвертое издание (исправлены найденные ошибки и опечатки).
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Рибху Гита. Сокровенное Учение Шивы» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава Вторая
2.1
Нида́га:
Вели́кий Рибху́, кто́ в этом ми́ре
мо́жет дости́чь состоя́ния Бра́хмана?
Пове́дай мне Зна́ние э́то, кото́рое
от Ша́нкары ты́ получи́л непосре́дственно!
2.2
Рибху́:
Ты и есть Бра́хман, прими́ этот фа́кт.
Ты́ — высший Гу́ру, прими́ этот фа́кт.
Твоя фо́рма — простра́нство, прими́ этот фа́кт.
В то́м, что Ты — Бра́хман, сомне́ний не мо́жет быть.
2.3
Ты — все́ состоя́ния Бытия́,
Ты всё́, что проя́влено и́ не проя́влено.
Ты́ неизме́нность и́ пустота́.
Ты́ тот, кто ви́дит, и то́т, кто не ви́дит.
2.4
Все де́йствия — Ты́, и одна́ко вне де́йствий,
неви́дим всегда́, ничему́ не подве́ржен,
Ты́ вне вре́мени, Ты́ сам Бра́хман,
Осо́знанность Ты́, моноли́т пустоты́.
То во всё́м, что реа́льно — приро́да Твоя́.
В то́м, что Ты — Бра́хман, сомне́ний не мо́жет быть.
2.5
И́стина Ты́ и само́ Соверше́нство,
Ве́чность сама́, Непривя́занность Ты́,
Свобо́да, Бессме́ртие, Бо́г и Поко́й,
просто́е и сло́жное, Полнота́, чистый Бра́хман.
2.6
Еди́н во всех фо́рмах, незы́блем и ве́чен,
«И́стина» — э́то одно́ из име́н Твоих.
Нет часте́й у Тебя́, Ты еди́ное Це́лое,
Ты просто́е и сло́жное, Полнота́, чистый Бра́хман.
2.7
От сму́т и напа́стей мирски́х Ты свобо́ден,
Ты — во все́х существа́х, Ты их ве́чная Су́ть.
От наме́рений Ты́ соверше́нно свобо́ден,
просто́е и сло́жное, Полнота́, чистый Бра́хман.
2.8
Ты сча́стлив всегда́, тем, что е́сть, преиспо́лнен,
всегда́ вне вражды́ Ты и вне́ антипа́тий,
за преде́лами де́йствий, Ты чи́стый поко́й,
Ты просто́е и сло́жное, Полнота́, чистый Бра́хман.
2.9
Ты́ простра́нство Созна́ния чи́стого,
Ты́ Осо́знанность, безграни́чно-свобо́дная,
Ты всегда́ остае́шься сами́м Естество́м,
и в то́м, что Ты — Бра́хман, сомне́ний не мо́жет быть.
2.10
Ты сама́ благода́ть, Ты превы́ше всего́,
Ты всё́ и ничто́, вне ка́честв и сво́йств.
Е́сть только Ты́, Одно́ без второ́го,
в то́м, что Ты — Бра́хман, сомне́ний не мо́жет быть.
2.11
Ты́ чистый ду́́х, сама́ благода́ть,
Постоя́нство, Созна́ние, Вы́сшее Бла́го,
Твоя Су́ть — полнота́, соверше́нство и це́лостность,
в то́м, что Ты — Бра́хман, сомне́ний не мо́жет быть.
2.12
Ты То́, что Ты е́сть, само́ Просветле́ние,
Ты́ — это О́н, само Зна́ние-ви́дение,
Созна́ние Ты, твоя Су́ть — это Бра́хман,
в то́м, что Ты — Бра́хман, сомне́ний не мо́жет быть.
2.13
Ты́ бессме́ртие, Ты́ вездесу́щность,
Ты́ сам Бо́г, Всевы́шняя Су́ть,
Ты вне́ описа́ний и вне́ объясне́ний,
в то́м, что Ты — Бра́хман, сомне́ний не мо́жет быть.
2.14
Ты́ — это всё́, но Ты́ вне всего́,
Ты́ — сам Поко́й, запреде́льная Су́ть,
Ты́ неподви́жная Пе́рвопричи́на,
в то́м, что Ты — Бра́хман, сомне́ний не мо́жет быть.
2.15
Твоя су́ть и приро́да — ли́шь Бытие́,
То, что Е́сть, а не «что́-то тако́е, что бы́ло»,
приро́да Твоя́ постоя́нно чиста́,
и в то́м, что Ты — Бра́хман, сомне́ний не мо́жет быть.
2.16
Ты́ соверше́нно вне́ всех веще́й,
Ты́ за преде́лами мельча́йших части́ц,
не́ существу́ешь Ты́ как объе́кт,
но и «не́бытие́» — это не́ о Тебе́.
2.17
Кто́ бы ты ни́ был, ты — О́н, Велича́йший.
В то́м, что Ты — Бра́хман, сомне́ний не мо́жет быть.
2.18
Ты́ за преде́лами це́лей и по́водов,
ведь Ты́́ — только це́лостное Созна́ние,
вне́ причин-сле́дствий, вне́ переме́н.
В то́м, что Ты — Бра́хман, сомне́ний не мо́жет быть.
2.19
Приро́да Твоя́ — это Су́ть всего́,
приро́да Твоя́ — это Све́т во все́м,
свобо́ден от мне́ний Ты и́ разночте́ний.
В то́м, что Ты — Бра́хман, сомне́ний не мо́жет быть.
2.20
Вои́стину Ты́ — исключи́тельно Бра́хман,
вне́ разделе́ний и́ злоключе́ний,
Ты́ Всеблаго́й, недели́мый на ча́сти.
В то́м, что Ты — Бра́хман, сомне́ний не мо́жет быть.
2.21
Ты́ за преде́лами все́х мудрых сло́в,
просто зна́ешь Себя́ непосре́дственно —
пребыва́ешь сами́м лишь Собо́й,
и в то́м, что Ты — Бра́хман, сомне́ний не мо́жет быть.
2.22
Всегда́ остае́шься то́лько Собо́й,
и все́, что ты ви́дишь, — э́то лишь Ты́,
Ты в ве́чном блаже́нстве своего́ Естества́,
в то́м, что Ты — Бра́хман, сомне́ний не мо́жет быть.
2.23
Са́м себе́ Ты Госпо́дь и ца́рь,
своему́ Естеству́ пре́данно слу́жишь,
и приро́да Твоя́ — полнота́ всего́,
в то́м, что Ты — Бра́хман, сомне́ний не мо́жет быть.
2.24
Всегда́ пребыва́ешь Ты в со́бственном сча́стье,
и все́, что Ты зна́ешь, — э́то лишь Ты́,
са́мосия́ющее́ простра́нство,
в то́м, что Ты — Бра́хман, сомне́ний не мо́жет быть.
2.25
Своей и́стинной Су́ти никогда́ не преда́шь Ты,
ничего́, кроме и́стинной Су́ти, не ви́дишь Ты,
твоя Су́ть — бесконе́чности чи́стый некта́р,
в то́м, что Ты — Бра́хман, сомне́ний не мо́жет быть.
2.26
Своей и́стинной Су́тью Ты ве́чно сия́ешь,
своей и́стинной Су́тью Ты ве́чно цвете́шь,
Твоя Су́ть и есть Ты́ — ничего́, кроме Э́того,
в то́м, что Ты — Бра́хман, сомне́ний не мо́жет быть.
2.27
Ты всегда́ пребыва́ешь сами́м лишь Собо́й,
и повсю́ду ты ви́дишь то́лько Себя́,
наслажда́ешься Ты́ Собо́ю в Себе́,
и в то́м, что Ты — Бра́хман, сомне́ний не мо́жет быть.
2.28
Сута:
Рибху́, сын рожде́нного в ло́тосе Бра́хмы,
пове́дал всё э́то, обраща́ясь к Нида́ге.
А пото́м, видя в не́м соверше́нный сосу́д
для ми́лости Ши́вы, Рибху́ продолжа́л.
2.29
Рибху:
Так учи́л на Кайла́ше Ша́нкара Ши́ва
сы́на, досто́йного э́той любви́,
и тепе́рь переда́м я тебе́ это Зна́ние,
слу́шай внима́тельно, с откры́тым умо́м.
2.30
Весь проя́вленный ми́р не реа́лен совсе́м,
никогда́ не был со́здан, не́ существу́ет.
Все́, что ты ви́дишь, — э́то ничто́,
э́того не́т всего, никогда не́ было.
2.31
Нет зри́мого ми́ра и́ нет ума́,
нет отде́льной души́ и отде́льной ли́чности,
э́того не́т всего, ни́когда не́ было,
е́сть только Бра́хман, и О́н — это всё́.
2.32
Не́т никако́го возде́йствия ма́йи
и стра́ха возде́йствия ма́йи нет то́же,
э́того не́т всего, никогда не́ было,
е́сть только Бра́хман, и О́н — это всё́.
2.33
Не́т и того́, кто де́лает де́йствия,
и де́ланья не́т, и не́т самих де́йствий,
э́того не́т всего, никогда не́ было,
е́сть только Бра́хман, и О́н — это всё́.
2.34
Не́т «одного́» и «двух» нет то́же,
нет ма́нтры, нет та́нтры, ничего́ нет тако́го,
э́того не́т всего, ни́когда не́ было,
е́сть только Бра́хман, и О́н — это всё́.
2.35
Нет слу́шанья Гу́ру, не́т размышле́ний
над слова́ми его́ и не́т медита́ций,
э́того не́т всего, никогда не́ было,
е́сть только Бра́хман, и О́н — это всё́.
2.36
Нет ви́дов сама́дхи и те́х, кто в сама́дхи,
нет ме́ры для э́того, нет те́х, кто изме́рил бы,
э́того не́т всего, никогда не́ было,
е́сть только Бра́хман, и О́н — это всё́.
2.37
Несомне́нно, неве́денья не́т никако́го
и́ заблужде́ния то́же не́т,
э́того не́т всего, ни́когда не́ было,
е́сть только Бра́хман, и О́н — это всё́.
2.38
Не́т ни причи́нно-сле́дственных свя́зей,
ни́ отноше́ний ме́жду веща́ми,
э́того не́т всего, никогда не́ было,
е́сть только Бра́хман, и О́н — это всё́.
2.39
Про́шлого-бу́дущего не́ существу́ет,
и́ настоя́щего то́же не́т,
э́того не́т всего, никогда не́ было,
е́сть только Бра́хман, и О́н — это всё́.
2.40
Нет ни Га́нги, ни Га́йи, ни́ моста Ра́мы,
ни други́х святых ме́ст пилигри́мов,
э́того не́т всего, никогда не́ было,
е́сть только Бра́хман, и О́н — это всё́.
2.41
Нет земли́, нет огня́, нет воды́ и нет во́здуха,
и не́т никако́го простра́нства-эфи́ра,
э́того не́т всего, никогда не́ было,
е́сть только Бра́хман, и О́н — это всё́.
2.42
Не́т ни вели́ких бого́в, ни лока́льных,
не́т покрови́телей ро́да, нет гу́ру.
Э́того не́т всего, никогда не́ было,
е́сть только Бра́хман, и О́н — это всё́.
2.43
Не́т «далеко́», и «бли́зко» нет то́же,
не́т «середи́ны», «нача́ла», «конца́»,
не́т «еди́нства», и «мно́жества» — то́же,
«ло́жного» не́т, но и «и́стины» не́т.
2.44
Не́т «свобо́ды» и не́т «несвобо́ды»,
нет «сло́в», нет «вре́мени», не́т «простра́нства»,
не́т ничего́, на что́ указа́ть,
не́т «реа́льного» и нет «сча́стья».
2.45
Нет борьбы́ двух нача́л и нет пра́вых-непра́вых,
ведь все́, что е́сть, — это ли́шь Естество́,
не́т становле́ния и не́т увяда́ния,
прихо́ды-ухо́ды — э́то лишь ви́димость.
2.46
Нет «тепе́рь» и «пото́м», «ученика́» нет и «гу́ру».
Нет «реа́льно», нет «ло́жно», нет «е́сть» и нет «не́т».
Не́т никаки́х «соверша́емых де́йствий»,
как и «де́йствий, кото́рые совершены́».
2.47
Не́т ни наро́дов, ни ра́с, ни обы́чаев,
не́т усло́вий для Са́мопозна́ния,
нет эти́ческих но́рм, запре́тов и пра́вил,
и нет пра́ведной жи́зни, веду́щей к спасе́нию.
2.48
«Всё́ — иллю́зия», «лишь Бра́хман реа́лен»,
«то́лько Созна́ние существу́ет» —
всё́ это про́сто слова́, а не И́стина,
«Я́ — Осо́знанность» — про́сто слова́.
2.49
И не́т никако́го тако́го «Я́»,
«ве́чного Я́», «Я́ неизме́нного».
Э́того не́т всего, никогда не́ было,
е́сть только Бра́хман, и О́н — это всё́.
2.50
Всё́, что вы́ражено в слова́х,
всё́, что по́нято через у́м,
всё́, что спосо́бен пости́чь интелле́кт,
всё́, что я́влено в фо́рме мы́сли,
2.51
всё́, что дости́гнуто с по́мощью йо́ги,
всё́, что досту́пно о́рганам чу́вств,
сны́, и я́вь, и глубо́кий со́н,
и́ состоя́ние вне́ этих трё́х —
2.52
всего э́того по́просту не́ существу́ет,
и и́менно э́то осозна́ть тебе тре́буется,
подтверди́ть, что всё э́то — лишь обусло́вленность,
но́ не помо́гут тут ритуа́лы и пра́ктики.
2.53
Трё́х состоя́ний мате́рии не́т,
и и́х комбина́ций соотве́тственно не́т.
«Оди́н» или «два́» не́ существу́ют,
и мно́жества то́же соотве́тственно не́т.
2.54
Не́т заблужде́ний и не́-заблужде́ний,
уве́рен будь: не́т ничего́ тако́го,
е́сть только Бра́хман, и О́н — это всё́,
и не́т ничего́ кро́ме Него́.
2.55
То́т, кто услы́шит всё э́то и при́мет,
оста́нется Бра́хманом навсегда́.
2.56
Ишвара:
Ка́к пузыри́ в океа́не, всплыва́ют
лю́ди и зве́ри в блаже́нстве еди́ном
вели́чия Ши́вы — в ве́чном Сейча́с.
Сно́ва и сно́ва поднима́ются во́лны
про́шлого-бу́дущего и́ происходя́щего —
ма́йя Моя́ для все́х и всегда́.
Но́ распозна́вший, что всё́ это ка́жимость,
что э́то лишь Я́ проявля́юсь во все́м,
что бы ни́ было я́влено и́ли воспри́нято,
от ми́ра страда́ний-пе́рерожде́ний
остае́тся отны́не свобо́ден наве́ки.
2.57
Но кто́ за преде́лы свои́х заблужде́ний
вы́йти не смо́жет, то́т не суме́ет
распозна́ть того Ши́ву, кото́рый всеве́дущ
и́ всеохва́тен, и кото́рый причи́на
жи́зни всех те́л, ве́чный супру́г
жи́зненной си́лы, лучеза́рно сия́ющий
в сердца́х всех суще́ств,
подо́бный орлу́, что́ убива́ет
зме́я мирско́го су́ществова́ния.
Так заканчивается эта глава диалога между Рибху и Нидагой, названная «Учение Шивы своему сыну».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Рибху Гита. Сокровенное Учение Шивы» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других