Далеко не каждый эсхатологический труд отмечен таким количеством богословских вопросов и проблем, которые затрагивает здесь автор. Книга детально описывает предстоящее Второе пришествие Иисуса Христа, раскрывает актуальный и спорный в определенных кругах вопрос времени "восхищения" (вознесение искупленных людей ко Христу в небеса). Выявляет также сущность тысячелетнего царствования Христа, рассматривает эсхатологические обетования Израильскому народу и их осуществление. Особую остроту исследованию придает опровержение диспенсационалистской "науки", присвоившей себе "ключи разумения" и оказывающей влияние не на одно поколение христиан как на Западе, так и в России. Автор предлагает вместе с ним проделать путь исследования библейских пророчеств о последнем времени и определить, каков истинный контекст предстоящих событий. В завершении приводится объемный комментарий последних пророчеств из книги Даниила с целью выяснения их значения для эсхатологии Нового Завета.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Восхищение» в контексте Библии – исследование пророчеств и критика диспенсационализма предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
₪ глава 2. Знамение гнева и пришествие Господа
Поскольку претрибуляционизм разделяет восхищение и второе пришествие Христа, описывая первое из этих событий как невидимое и не имеющее никаких знамений, то в ответ на это мы приводим свидетельства Библии, противоречащие этим положениям упомянутой теории. Знамение в конце дней, о котором пойдёт речь, будет предшествовать явлению Христа и восхищению. Его увидят все народы. Эти необычные изменения в солнце, луне и звёздах представляются нам как некие аномальные природные явления:
И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звёзды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого в небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлёт Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырёх ветров, от края небес до края их (Мф. 24:29-31).
Позже мы уточним, что значит «соберут избранных Его» в этом и других местах Писания. Сделать это необходимо по той причине, что некоторые видят в этом собирании не восхищение, а иные акты, разнообразие и абсурдность значения которых мы даже не станем озвучивать. Стремясь на данном этапе максимально представить библейское, а не диспенсационалистское учение, мы возвращаемся к знамению.
Согласно ветхозаветному пророку Иоилю, в крови, огне и столпах дыма день Господень будет явлен всему миру. Но прежде наступления этого страшного дня люди увидят небесное знамение в солнце и луне.
И покажу знамения на небе и на земле: кровь, и огонь, и столпы дыма. Солнце превратится во тьму и луна — в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный (Иоил. 2:30-31).
Небо в этот день поколеблется, потрясётся земля:
Перед ними потрясётся земля, поколеблется небо; солнце и луна помрачатся, и звёзды потеряют свой свет (Иоил. 2:10).
И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь. И звёзды небесные пали на землю, как смоковница… И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих (Откр. 6:12-14).
Разрушительные действия Божьего Суда, исходя из целого ряда их описаний, не ограничены строго определённым временем, как день, сутки или трое суток. Однако некоторые толкователи-буквалисты считают, что «день Господень» — это непременно последний 24-х часовой день. Надо сказать, что многие библейские пророчества, используя простые выражения — «день», «долина», «река», не стремятся к наполнению их столь же простым буквальным (физическим) значением. Конечно, в пользу образности. Итак, День Господень будет длиться столько, сколько это определено, и для нас не является задачей выяснение продолжительности этого времени, но очевидно, что в пророчествах Иоиля, как и «Откровения», мы имеем дело с началом того, что Иоиль называет"днём великим и страшным".
В дальнейшем у нас будет возможность обсудить значение семи печатей «Откровения», однако уже сейчас мы должны заметить, что шестая печать — это знамение в солнце, луне и звёздах — предел времени, за которым следует Божий гнев (гнев Агнца):
И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришёл великий день гнева Его, и кто может устоять? (Откр. 6:15-17).
На основании этих слов представляется, что не следующая седьмая печать станет временем суда для всех живущих на земле нераскаявшихся грешников, но, собственно, шестая печать и есть отображение этого события: «ибо пришёл великий день гнева Его» (ст. 17). В свою очередь седьмая печать обозначает прекращение мира или вселенной как уже состоявшийся факт.
И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса (Откр. 8:1).
Соответственно такой структуре данный стих является окончанием текущей сцены, а со второго стиха главы начинается следующая сцена «Откровения», в которой представлено видение семи Ангелов, и которая не связана с предыдущей сценой хронологически. Как бы там ни было, оба варианта трактуют шестую и седьмую печати как суд над миром и его кончину.
Делая отступление, попытаемся вкратце выразить нашу позицию по книге «Откровение», поскольку её использование в дальнейшем неизбежно. Применение «Откровения» для интерпретации библейской истории (прошлого и будущего) является соблазном, который не обошёл ни одного исследователя эсхатологии. И мы, конечно же, намерены периодически обращаться к этому богодухновенному источнику, но делать это с осторожностью, поскольку ясно представляем, что ни автор, ни читатель не являются экспертами в области библейской апокалиптики. Книга же эта представляет собой именно апокалиптический жанр в древней еврейской традиции, что сильно выделяет её как из состава всей Библии, так и из состава Нового Завета. Завершая библейское повествование, «Откровение» демонстрирует в себе ветхозаветную основу, стиль и язык, и лишь отчасти выдаёт новозаветное измерение описываемых образов и символов. В каждой разворачивающейся сцене в видениях Иоанна таится дух ветхозаветного пророчества, но вместе они представляют собой истину Евангелия, Нового Завета. На наш взгляд, недопустимо толковать «Откровение» в отрыве от евангельской истины, или как продолжение ветхозаветного откровения Израилю, а тем более как лишь эсхатологическое приложение. Недопустимо также комментировать «Откровение» с позиции буквализма, не учитывающего все вышеназванные особенности. Таким образом, имея дело с наиболее сложным текстом в Писании, правилом должно быть не толкование неясных вопросов эсхатологии посредством «Откровения» (сложное толковать сложным), а выяснять значение самого «Откровения» посредством уже раскрытых и признанных истин Писания, а также посредством моделей толкования Писания, показанных Христом и Апостолами. Таким образом, именно Новый Завет является ключом для правильной интерпретации как ветхозаветного откровения, так и видений Апокалипсиса. Это, в свою очередь, позволяет утвердить христианское богословие в качестве подлинной концепции всего Св. Писания. Только так всё богатство книги «Откровения» открывается читателю, и мы можем использовать её для описания тех событий, которые нас интересуют.
Наступление возмездия живописно и величественно обрисовано пророческим языком «Откровения». Суды Божьи отображены в различных видениях, и, прежде всего, в видении Ангелов с семью чашами, наполненными «язвами». «Но они не раскаялись в делах своих», «и хулили Бога небесного от страданий своих»; всё происходящее — праведный суд Божий над миром людей («блудницей»), позабывших настоящего Бога и на протяжении веков блудодействующих с идолами. В книге «Откровение» даются и другие картины событий, таких, как пришествие Христа и восхищение. Но об этом позже.
Отмечается, что небесное знамение в солнце, луне и звёздах имеет значение как глобальное, так и решающее для всей земли. И мы успели упомянуть о том, что пророки предсказывали «день Господень», который должен был стать окончанием истории царства Израильского в 1-м веке. Этот суд за отвержение евреями Христа стал прообразом будущей кончины века. И вот на чём здесь хотелось бы остановиться. В отсутствии внимания к подобным вопросам мы находим удивительное пренебрежение со стороны людей, и прежде всего христиан, так как это событие прошлого было наиболее важным из показательных событий истории, особенно тем, что Господь явил Свой суд за убийство Праведника, посланного с Небес для спасения грешников. Этот суд обращён на народ Израиля, народ упорный,"жестоковыйный"от начала (Исх. 33:3). Таковым он остаётся до сих пор, совершенно не отличаясь этим от прочих народов. Мученик Стефан, прежде чем умереть от рук своих сродников, сказал им: «вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы» (Деян. 7:51). Христос обвинил в грехе поколение израильтян, «возненавидевших Его» (Ин. 15:24-25). Но именно в Сыне Бог положил спасение всем людям, и те, для кого Он пришёл в первую очередь, удостоились суда, в котором от великолепного храма, украшенного драгоценными камнями, не осталось и следа. Подобный суд в будущем будет отличен тем, что Сын Божий примет участие в нём наиболее явным образом — явившись во славе с Ангелами! И в этом событии, ознаменованном сверхъестественным образом при помощи небесных светил, для детей Божьих явление Христа будет иметь первостепенное значение!
И будут знамения в солнце и луне и звёздах, а на земле уныние народов и недоумение… люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются, и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою… тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше (Лк. 21:24-28).
«И будут знамения» (ст. 25). «Люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную» (ст. 26). «И тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке» (ст. 27).
Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на Него, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали:… Сей Иисус, вознёсшийся от вас на небо, придёт таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян. 1:9-11).
Автор «Деяний» евангелист Лука не указал, каким именно «образом» придёт Сей Иисус. Но мы видим соответствие в событиях вознесения и возвращения Господа, так как в первом случае — «облако взяло Его» (Деян. 1:9), а во втором — «увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке» (Лк. 21:27). Таким образом, согласно писаниям этого автора, второе пришествие представляет собой явление Сына Человеческого, грядущего на облаке с силой и славой.
Продолжая этот экскурс, отметим следующее. О явлении Иисуса в день Господень было сказано, что Он явится «со всеми святыми Его»…
Чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне пред Богом и Отцом нашим в пришествие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его. Аминь (1Фесс. 3:13).
О каких святых в подобных случаях говорят новозаветные авторы?
Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сём прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами (Мк. 8:38).
Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на Престоле славы Своей (Мф. 25:31).
Ибо праведно пред Богом — оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его… когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших (2Фесс. 1:6-10).
Ослепительная пророческая картина «Откровения» о пришествии Христа на белом коне в царственном облачении дополняет ряд библейских свидетельств о Нём, тогда как все вместе они есть «дух пророчества» всего Писания! Эта завершающая картина неизменно иллюстрирует нам Его явление в окружении этого святого воинства — Ангелов:
И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облечённые в виссон белый и чистый (Откр. 19:14).
"Он спустится от востока неба, окружённый мириадами ангелов, для спасения всех, кто связан с Ним живой верой"(Г. Ларонделл, «Колесницы спасения», Библейский взгляд, 2003).
Если продолжать сомневаться, что в Откр. 19, как и в речи Господа на Елеонской горе (Мф. 24), пришествие Господа с Ангелами — это пришествие Христа за"своими"в день суда, то должно быть какое-то другое пришествие и другое восхищение. И это должно быть настолько таинственным и эсхатологически неопределённым, что в Библии найти это будет совершенно невозможно.
Напротив, Библия содержит ясные ориентиры, так как в Евангелии сказано, что Христос будет с нами «до скончания века» (Мф. 28:20). Мы не покинем землю прежде наступления кончины века. Настоящий библейский контекст, указывающий на время восхищения, состоит из ряда подобных высказываний. Вспомним вопрос учеников к их Учителю: «какой признак Твоего пришествия и кончины века?» (Мф. 24:3), и мы увидим, что «кончина века» и «скончание века» — это одно и то же словосочетание в греческом тексте. Таким образом, уже отсюда мы узнаём время пришествия и восхищения. Христос будет с нами незримо до этого момента, до «скончания века», до встречи в воздухе, до последнего дня, в который Он однажды воскресит Своих избранных. Существует какая-то необъяснимая странность в том, что некоторые богословы предположили нечто отличное от указанного факта и взамен абсолютной истине предложили лишь теорию.
Величайший день восхищения в эсхатологии Нового Завета отождествляется с кончиной века, или"жатвой", о которой сказано не только в Евангелии, но и в «Откровении»:
И вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому; на голове его золотой венец, и в руке его острый серп. <…> И поверг сидящий на облаке серп свой на землю, и земля была пожата (Откр. 14:14, 16).
За этим действием Христа по отношению к избранным следует жатва нечестивых:
И поверг Ангел [имеющий острый серп] серп свой на землю, и обрезал виноград на земле, и бросил в великое точило гнева Божия. И истоптаны ягоды в точиле за городом, и потекла кровь из точила… (Откр. 14:19-20).
Образ жатвы, который использован в этой главе, представлен несколько сложно. Но, тем не менее, в нём просматривается единый, неразрывный момент времени, так как сказано, что «пришло время жатвы, ибо жатва на земле созрела» (ст. 15). Оба действия осуществляются острыми серпами, и ни одно из этих действий невозможно отделить от часа суда.
Перед наступлением восхищения (жатвы), когда будут собраны все избранные, а прочие повержены, прозвучат предупредительные слова о суде!
И увидел я другого Ангела, летящего посредине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле, и всякому племени, и колену, и языку, и народу; и говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо, и землю… (Откр. 14:6-7).
Добавим лишь то, что жатва, суды Божьи и шестая печать — это взаимосвязанные элементы библейской апокалиптики. Снимая последнюю печать, Агнец ставит точку в нынешнем веке. Кончина века — это конец всего. Это крах земных мечтаний безбожников и их гуманистических идеалов. Но вместе с тем это полное обретение принадлежащего всем настоящим праведникам блаженства вечной жизни. «Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф. 13:43). «Побеждающий облечётся в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни…» (Откр. 3:5).
Пришествие Царя (судящего и спасающего), подобного Сыну Человеческому с золотым венцом на голове, сидящему на облаке, — это видение 14-й главы «Откровения», которое вторит изречению Иоанна в самом начале:
Се, грядёт с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь (Откр. 1:7).
Апостол Иоанн сообщает о том, что все племена земные возрыдают перед Ним. «Возрыдают» или «восплачутся» (см. Мф. 24:30) — это одно и то же слово в греческом тексте. Племена земные, или народы, которые возрыдают перед Ним, узрят Его, так как явление Его будет для них явным!
Обратимся теперь к термину"восхищение". Мы находим его у Апостола Павла, который говорит, что восхищены будем на облаках, то есть некая сила с облаков поднимет святых на воздух. Нет нужды решать, какая сила это сделает: нам сообщается, что это сделают Ангелы (Мф. 24:31). Марк говорит, что соберёт Христос, но Матфей уточняет — соберут Ангелы. Павел, не видя противоречия, в целом соглашается со всеми и повествует о некоем воздаянии оскорбляющим и оскорбляемым «в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его», подтверждая, что Господь соберёт избранных посредством Ангелов (2Фесс. 1:6-7). Именно соберёт, и это повод для нас рассмотреть ещё один важный термин:
Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему (2Фесс. 2:1).
«Собрание» и «соберёт» в обсуждаемых стихах — это перевод греческого слова эписунаго, образующегося от сунагоге (собрание) с добавлением префикса «эпи», который в сложных словах означает пребывание на поверхности, приближение, следование за кем-либо. В нашем случае эписунаго — это слово, использованное Павлом как синоним восхищения.
Итак, эписунагогес в 2Фесс. 2:1 («собрание» к Нему) осуществится посредством Ангелов.
Некоторые важные сведения из второго Послания к Фессалоникийцам мы рассмотрим позже, в 6-й главе.
Здесь же, наряду с прочими деталями, мы постарались показать, что пришествие Иисуса Христа за Своим народом и гнев Божий судами великими, грядущими на всю землю, — это события, которые предвосхищаются Божьим знамением в солнце, луне и звёздах. «Итак, бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого» (Лк. 21:36).
Остаётся только добавить, что отчасти знамением второго пришествия будет Сам Иисус. Говоря о храме тела Своего, когда иудеи требовали от Него знамения, Он отвечал: «разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его». Напоминая об этом разговоре из евангельского повествования, мы должны отметить, что понимание Христом Себя воскресшего как «знамение», возможно, в чём-то родственно изречению «тогда явится знамение Сына Человеческого» (Мф. 24:30). Однако, если мы не правы и здесь сказано лишь о природных знамениях из предыдущего стиха, то тем более необходимо исключить всякое умозрительное представление каких-либо небесных образов в качестве «знамения». Символические предметы в небе вроде креста или что-то ещё, о чём совершенно не упоминается, не могут составлять суть слов Господа о знамении Сына Человеческого.
Чрезмерное почитание всевозможных образов и склонность к чудесам ещё у древних церковных учителей породило необоснованные представления о чудесном появлении креста в небе, которому отводится роль знамения Второго пришествия. В связи с предостережением о ложных знамениях и ложных чудесах предпочтительнее всего было бы придерживаться лишь сказанного в Библии. Этого достаточно и домыслы, скорее всего, просто неуместны. «Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24:27). Не стоит ожидать чего-то ещё, кроме Самого Господа с Ангелами в сияющей славе Отца в этот Божий день спасения, который, однако, станет днём тьмы и мрака для не покоряющихся Евангелию.
₪ ₪ ₪ ₪ ₪ ₪ ₪ ₪ ₪ ₪ ₪ ₪ ₪ ₪ ₪ ₪ ₪ ₪ ₪
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Восхищение» в контексте Библии – исследование пророчеств и критика диспенсационализма предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других