Цель – освятить психолого-педагогическую проблему использования игровых технологий в процессе формирования англоязычной коммуникативной компетенции у школьников. А также продемонстрировать методические механизмы влияния применения игровых технологий на соотношение личностного, деятельностного и коммуникативного элемента профессиональной компетенции учителя иностранных языков.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Использование игровых технологий в процессе формирования англоязычной коммуникативной компетенции у учащихся. Научные статьи ВАК #8 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Введение
Игровые технологии при обучении иностранным языкам, используются
как в нашей стране, так и в зарубежных государствах. Так, учитель английского языка Лин Хонг, преподающий в средней общеобразовательной школе с углубленным изучением иностранного языка в провинции Гуандун (Китай) в своей статье «Использование игр в процессе обучения Ваших учеников английскому языку» [8] решает вопрос: «Как выбрать игру для обучения?». При этом он указывает на то, что учащиеся, как правило, играют в игры ради удовольствия. Тем не менее, по мнению автора статьи, учителям необходимо найти более убедительные и достаточно веские причины для подбора интересных и очень полезных в дидактическом и эвристическом плане учебных, игр и творческих игровых заданий. «Нашим учителям обязательно следует принимать во внимание, какие дидактические и эвристические игры следует использовать на уроках, когда их нужно правильно применять и как их необходимо грамотно вплести в сюжет урока иностранного языка в соответствии со школьной программой, обязательным учебным планом, рабочим учебником английского языка, при этом следует учитывать, что разные дидактические игры будут приносить эвристическую пользу учащимся по-разному в различных учебных ситуациях [7]». По мнению вышеперечисленных китайских учёных, ключом к успешной в познавательных целях языковой игре как раз и будет то, что дидактические правила всем учащимся понятны, конечная цель учебного процесса четко сформулирована и изначально определена, а сама обучающая игра должна быть веселой, занимательной и практически полезной в эвристическом плане.
Ниже приведены некоторые вопросы, на которые заостряет внимание Лин Хонг при выборе игры:
— На изучение какого иностранного языка будет направлена игра?
— Какие навыки она отрабатывает? В основе игры может быть развитие
умений—слушания, говорения, чтения или письма.
— Какой тип игры?
— Какова цель его использования?
— Подходит ли он обучающимся? Как я могу упростить или сделать его более сложным, если это необходимо? Многие игры требуют модификации в использовании, когда потребности учащихся принимаются во внимание.
— Какова степень взаимодействия и участия в данной игре? Наша задача—добиться максимального участия и взаимодействия в игре.
— Нравится ли мне самому игра [8]?
В этой связи игровые технологии обучения являются мощным стимулом к овладению иностранным языком. Каковы принципы, лежащие в основе организации речевых и деловых игр. Нам следует раскрыть сущность обучающей игры и привести пример такой игры и её использование на уроке английского языка в школе. Метод дидактических игр обеспечивает эффективное решение коммуникативных задач на уроке.
Деловые игры имеют целью одновременно обучение, развитие, воспитание школьников. Сущность обучающей игры — моделирование и имитация. Игровые технологии способствуют созданию неформальной обстановки. При этом развивается общительность, собранность в нужных коммуникативных ситуациях; более того, они помогают приобрести уверенность в своих силах. Кроме того, игра — форма освоения материала. По мысли учёных-психологов Леонтьева и Рубенштейна [2], игра — доступный путь освоения [5].
В это связи можно выделить основные функции игровых технологий на занятиях по иностранному языку:
1) раскрепощение учащихся;
2) снятие напряжения в процессе преодоления учебных трудностей;
3) активизация всех видов памяти: двигательную (моторную), образную (ассоциативную), эмоциональную (экспрессивную) и словесно-логическую (вербально-рациональную);
4) интерактивную, так как побуждает к взаимодействию учащихся;
5) интенсивно-оптимизационную, так как содействует оптимизации учебного процесса и его интенсификации.
6) антифобную (т греч. phobos — страх, боязнь; греческое anti — против, вместо), так как способствует укреплению психики учащихся и помогает им преодолеть языковый барьер и культурный шок.
7) моделирующую, поскольку даёт возможность смоделировать реальную языковую ситуацию.
8) интегрирующую, позволяющую вплетать игру в любую часть урока—начиная от разминки «Warming-up» и заканчивая объяснением нового материала.
9) контролирующую, предоставляющую возможность организовать как инновационные формы контроля и проверки знаний учащихся, к которым некоторые авторы относят—тесты и педагогические технологии, так и традиционные—групповым, индивидуальным, фронтальным, парным опросам, самостоятельным и контрольным работам.
Касательно последнего пункта можно сказать следующее: в общей педагогической практике учебный контроль знаний в виде тестирования впервые был применён Дж. Фишером ещё в далёком 1864 году в такой высокоразвитой европейской стране, как Великобритания для проверки знаний общих учащихся, так если достаточно давно. Вместе с тем, основателем же тестологии по праву называют Ф. Гамильтона, который в конце XIX века нашёл способ разработать и стал применять различные задания для полномасштабной оценки индивидуальных способностей люого человека. Как известно, впервые термин «тест» введён в научный обиход американским психологом М. Кеттелом (1890), который подготовил общую серию тестов, позволяющих измерить обычный интеллектуальный уровень человека той поры. Отсюда следует, что «Всё новое — это хорошо забытое старое» [4]. На этой исторической ноте перейдём к рассмотрению новизны методической проблемы, рассматриваемой в статье. Она заключается в том, что автор статьи стремится соединить воедино новые—инновационные методы контроля: педагогические технологии и тестирование с традиционными формами контроля в виде фронтального опроса, контрольных и самостоятельных работ и всё это проводить на особом культурном фоне, максимально приближенном к реальной, аутентичной ситуации погружения в языковую среду — в формате ролевой дидактической и эвристической игры. Цель
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Использование игровых технологий в процессе формирования англоязычной коммуникативной компетенции у учащихся. Научные статьи ВАК #8 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других